Развитие инициативности у ребенка

Развитие инициативности у ребенка thumbnail

Иногда приходится слышать от родителей фразы типа «Мой ребёнок ничего не хочет, ему ничего не интересно». Наш блогер Елена Герасимова считает, что это невозможно, потому что дети любопытны и инициативны с рождения, взрослым надо только поддерживать развитие этих качеств.

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

Люди, лишенные инициативы, часто не способны даже к элементарному самообслуживанию. Инициативности «планктона» хватает для того, чтобы «быть как все». В их жизни нет самой жизни.

Если у ребёнка формировать инициативность, то вырастет «энтузиаст». Сильная жизненная позиция, оптимизм, проактивность, способность мыслить нестандартно – это всё о нём.

Энтузиаст всегда видит перспективу и находит время для всего, что для него важно. Постоянно учится новому и получает кайф от жизни. Развивайте в ребёнке инициативность. Это поможет ему создавать свою счастливую жизнь, а не жить по написанным алгоритмам.

Развитие инициативности у ребенка

Теперь хорошая новость: все дети от природы инициативны. Инициативность не надо формировать с нуля, но родители должны дать почву для её развития. Вот три правила формирования, которые вам помогут.

1. Любая инициатива поддерживается

Неважно, чем вы заняты, если ребёнок хочет заняться с вами тем же делом, вы должны поддержать его инициативу. Даже если вы спешите и хотите закончить поскорее, дайте ребёнку помочь вам. Даже если у ребёнка ничего не получается с первого раза, поддержите его попытку в следующий раз. И даже если ничего не получится с третьего раза, дайте ему попробовать в четвёртый.

Если вся задача не может быть выполнена ребёнком целиком, постарайтесь выделить какую-то часть, которую он может сделать сам. Если ребёнок делится с вами своими планами, обсуждает свой проект, сомневается в своих силах, просто скажите ему: «Попробуй!»⠀

Развитие инициативности у ребенка

2. Инициатива не наказуема

Дочь решила сделать маме сюрприз. Изготовила цветы из бумаги и хотела их поставить в вазу, но ваза выскользнула из рук и разбилась. «Доченька, спасибо, молодец, но в следующий раз будь аккуратнее с хрупкими предметами». Сын приготовил обед, но пересолил суп? «Отлично! Спасибо! Но лучше сначала положи немного соли… И не забудь, что суп в кастрюле горячий, будь осторожен». Хвалите ребёнка за любую инициативу. Не наказывайте, даже если проявленная инициатива привела к «ошибке».⠀

Развитие инициативности у ребенка

3. У ребёнка достаточно времени для проявления инициативы

Некоторые родители считают, что каждая минута их ребёнка должна быть занята делом. Расписание таких детей зачастую жёстче графика военных на службе. Занятия дома, игры с мамой, посещение студий безусловно положительно сказываются на развитии ребёнка. Проблема в том, что он не учится сам распоряжаться своим временем, занимать себя. Такие дети вырастают безынициативными, неспособными даже встать с места без пинка в соответствующий орган.⠀

И напоследок!

Инициативность активнее всего развивается в дошкольном периоде, с трёх лет, когда ребёнок начинает осознавать себя как личность, проявлять собственное «Я». Если ребёнок к семи годам является безынициативным, то без целенаправленной корректировки он останется безынициативным на всю жизнь.

Развитие инициативности у ребенка

А как вы развиваете инициативность у ваших детей? Пишите, буду рада комментариям.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Консультация для родителей

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

«Посеешь заботу – пожнёшь инициативу» (В.О. Ключевский, российский историк XIX века)

Инициатива – (от. франц. initiative, от лат. initium – начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии (Большой Энциклопедический словарь).

На этапе завершения этапа дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС ДО, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможностей детей: – проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; – способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; – способен к волевым усилиям; – пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; – способен к принятию собственных решений. Исследования психологов доказывают, что именно в дошкольный период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, инициативности и творческих способностей ребенка.

Инициативность показывает развитие личности, особенно на ранних этапах развития, проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего – в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития.

Под инициативой детей понимается врожденное качество, чтобы они ни делали – это все “первый шаг”, дети от природы инициативны. И действительно, ребенок с интересом делает первые шаги, с удовольствием познает окружающий мир. Но с возрастом все чаще родители одергивают его: “не трогай”, “брось”, “не ходи туда”, “сиди тут”, “помолчи”. В таких условиях инициатива детей не развивается.

Читайте также:  Как сделать развивающую игрушку ребенку для развития мелкой моторики

Инициативность ребенка активнее всего формируется, начиная с кризиса трех лет и появления феномена “я сам”, наиболее благоприятный период – это возраст от 3 до 5 лет. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности. Родители не должны останавливать этот процесс. Важно не путать инициативность с самостоятельностью, хотя эти понятия очень близкие.

Самостоятельность ребенка – это осуществление самим ребенком какой-то деятельности, делание, процесс. Тогда как инициативность – это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности, это внутреннее побуждение к чему-то новому, это внутренний порыв к изменениям и движению. Говоря об инициативности, необходимо отметить, что данное определение часто связывают с импульсивностью. Отличие заключается в том, что, импульсивность часто бессознательна, человек поддается импульсу под влиянием влечения, страсти, внезапного желания.

Инициатива же чаще осознанна, т.к. ребенок просчитывает определенные будущие шаги, а потому она требует определенного уровня развития памяти, мышления и воли, умения планировать.

Инициативный ребенок дошкольного возраста – что это значит?

Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

В младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) инициативность проявляется в выборе ребенком тематики игр, постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, в вопросах и предложениях, с которыми ребенок обращается к взрослому и сверстникам, в организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка – общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Он может выбрать дело по своему желанию, включиться в разговор, предложить интересное занятие для всех. Ребенок легко включается в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого разнообразные знания, полученные из разных источников. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, индивидуальными возможностями детей, поддержкой свободы их поведения и самостоятельности. При этом свобода и самостоятельность – не вседозволенность и анархия, а раскованность, открытость – неразрывно связаны с культурой поведения. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Особого внимания заслуживает «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника.

Выделяют три уровня творческой инициативы:

1-й уровень

Ребёнок активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной игровой обстановки; активно использует предметы заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями.

2-й уровень

Имеет первоначальный замысел («Хочу играть в больницу», «Я – шофер» и т.п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий), активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, разнообразные ролевые диалоги; в процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности.

3-й уровень

Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй) или в предметном макете воображаемого «мира» (с мелкими игрушками-персонажами), может фиксироваться в сюжетных композициях в рисовании, лепке, конструировании.

Взрослому важно владеть способами поддержки детской инициативы.

1. Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Общение взрослого и ребёнка, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и инициативности ребенка. Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п., необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

Читайте также:  Этапы развития ребенка по неделями

2. Обязательным условием взаимодействия взрослого с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как активность, инициативность, доброжелательность и др. Важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы ребёнок упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается.

3. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижения новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач. Правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей, являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности.

4. Одним из эффективных средств развития инициативы детей являются игры. Разные виды игр (подвижные, интеллектуальные, коммуникативные и др.) способствуют активизации ресурсов и потенциала детей. Кроме того, очень важно, когда ребенок сам инициирует игру – с взрослым или другими детьми.

5. Необходимо отметить, что для развития инициативности важно участие родителей в этом процессе. Простейшие навыки самообслуживания формируются именно из элементарного желания ребенка помочь маме помыть посуду или папе – закрутить шуруп. Тут важно: во-первых, не бить по рукам, когда ребенок “лезет помочь”; во-вторых, не вздыхать “инициатива наказуема”, когда ребенок в чем-то ошибся.

6. Для развития инициативности необходимо поощрять желание ребенка говорить, разговаривать и вступать в контакты.

7. Развитие инициативности детей очень хорошо протекает в творческом процессе. Рисование, лепка, конструирование, создание поделок активно помогают ребенку самовыражаться и инициировать творческие порывы.

Что нужно помнить родителям и педагогам о развитии инициативы у детей

Пишите или планируйте для ребенка список ежедневных дел, которые он может делать.

Планирование – основа инициативы, это как граница, за которую можно (и иногда так приятно) выйти; хвалите ребенка за проявленную инициативу, необычный способ выполнения дела; вообще показывайте положительные эмоции к проявлению любой активности и деятельности, которая исходит от ребенка; “капля камень точит”: ненавязчиво подсказывайте ребенку, куда можно реализовать его бьющую энергию; предлагайте несколько вариантов, а когда он выбирает свой, хвалите за инициативность.

Понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом (играет в солдатики, разбирает машинки, рисует узорчики в тетрадях и т.д.). Даже если это увлечение кажется бесполезным, поддержите его. Помогите организовать эту деятельность (купите книги по данной теме, поищите информацию в интернете и т.д.).

Настоящая творческая деятельность бескорыстна, поэтому не ждите мгновенных результатов. Главный критерий успешности деятельности – наличие стойкого интереса к ней.

Будьте терпимы к ошибкам ребенка. Не стоит доделывать за него, остерегать от ошибок, говорить о том, что могло быть лучше. Критика возможна только тогда, когда ребенок достаточно уверен в себе.

Оставляйте ребенка одного, чтобы у него была возможность заниматься своими делами или, как вам кажется, ничего не делать.

Постоянная целенаправленная деятельность, в которую включен ребенок, не оставляет места для наблюдения, размышления, творчества. Наблюдайте за ребенком, подмечайте моменты его собственного авторства, помогите ему осознать свою индивидуальность и научите ценить себя как творческую личность. Собственный пример родителей заразителен, но не стоит сравнивать ребенка с собой («вот я в твои годы» и т.д.).

Для ребенка важно видеть вас не только, когда вы занимаетесь домашними делами, но и когда вы делаете что-то с интересом, радостью, восторгом. Совершенный родитель для ребенка – недосягаемая крепость, а возможные недостатки вызывают стремление исправить их, превзойти. Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт, например, сделать рамку для рисунков, выставку, повесить на стену грамоты, создать альбом достижений и т.д.

Для ребенка важна оценка его деятельности родителями. Инициативность у детей проявляется в энергичности и активности ребенка, а также в определенной смелости и риске. Её развитие предполагает доброжелательного отношения взрослых, которые должны поддерживать и развивать это качество личности. Но инициативность должна быть разумной и нравственно оправданной. Родительская улыбка, одобрительный взгляд, внимательный поворот головы, восторженный рассказ о достижениях своего ребенка по телефону родственникам – то, ради чего дети способны рисовать, строить, лепить, в общем – творить.

Читайте также:  Этапы нормального речевого развития ребенка

Не скупитесь на знаки внимания!

Воспитатель:

Поспешная А.Д.

Источник

Родители жалуются, что их дети растут пассивными – им ничего не интересно, они ничем не увлекаются, яркие эмоции испытывают только от простых удовольствий – примитивных фильмов, компьютерных игр, шопинга, гонок на автомобилях. Человек, в котором не воспитали способности действовать самостоятельно, без понуканий, не может справиться с собственной скукой, его жизнь тусклая и серая.

Что же делать?

1. Не перегружать. Стало модным так планировать жизнь ребенка, чтобы у него ни минуты не оставалось «на глупости». Расписание продумано до запятой – если он не делает домашнее задание, то занимается спортом, учит языки, осваивает творческие навыки, изучает дисциплины, которые не входят в школьную программу. Увы, слишком жесткий распорядок душит любую инициативу. У ребенка должно быть время, чтобы поскучать, поискать занятие по душе, попробовать разное и осознать, что ему нравится, а что нет.

2. Дать право решать самому. В каждом возрасте ребенок в чем-нибудь уже способен делать выбор сам – купить зеленую майку или красную; сначала погулять, а потом сделать уроки или наоборот; поехать на каникулы в детский лагерь или со взрослыми на море. Родители должны задать рамки, чтобы детское решение было безопасным и разумным – нельзя зимой пойти гулять без пальто и не годится приступать к домашнему заданию в полночь. Но в очерченном контуре дети должны учиться выбирать с ранних лет.

3. Ослабить контроль. Не надо нависать над головой, комментировать, поправлять, критиковать или даже хвалить каждое действие ребенка. Ему нужен не алгоритм и набор подсказок, не формирование условных рефлексов на «правильные» и «неправильные» действия, а практика в поиске решений и выходов из тупиков, опыт ошибок, разочарований и прорывов. Умудренность взрослых может увести в сторону, надо до всего дойти самому.

4. Поддерживать даже в спорных увлечениях. Мы хотим, чтобы ребенок изучал китайский язык, а он выбирает бокс? Не будем бить его по рукам, поддержим его, даже если уверены, что у него ничего не получится. Пусть попробует: во-первых, мы можем ошибаться, во-вторых, ребенку необходим опыт и неверных решений. И если мы были правы, не будем злорадствовать, а, наоборот, настоим на том, чтобы не бросал начатое слишком рано – он в любом случае обретет полезные навыки и закалит характер.

5. Находить и отмечать сильные стороны ребенка. Успех сопутствует тем, кто занимается делом, которым увлечен и к которому есть способности. Ребенок не всегда видит, в чем его сила, – родители могут подсказать и заодно помочь ему обрести уверенность в себе. Опираясь на свои способности и таланты, развивая их, ребенок достигнет большего, чем если будет концентрироваться на том, в чем слаб, надеясь подтянуться до среднего уровня. Невозможно быть отличником во всем – надо выбирать.

6. Не переходить на личности. Воспитание невозможно без критики. Все мы живые люди, иногда эмоции зашкаливают, и сгоряча мы можем наговорить много обидных слов. Это нормально, но есть одно табу – нельзя критиковать личность ребенка, нужно говорить о конкретных действиях. Мы говорим не о том, что он такой-сякой, а о том, что́ он сделал не так. Не «ты тупой и безмозглый!», а «ты поторопился, невнимательно прочитал задание, поэтому неверно его выполнил», или не «что с тебя взять!», а «ты не подумал о последствиях своего выбора, теперь приходится расплачиваться».

7. Показывать ребенку, что мы его любим даже в случае неудач. Если замахиваешься на что-нибудь значительное, обязательно совершаешь ошибки, набиваешь синяки и шишки. Даже небольшое поражение – это серьезное испытание для ребенка. В этот момент не только падает его самооценка, он боится, что если не оправдает родительских ожиданий, то будет нелюбим, отвергнут. Собрать силы и повторить попытку легче, если рядом есть люди, которые любят тебя просто потому, что ты – это ты, они не будут сыпать соль на рану и всегда будут на твоей стороне. Наша безусловная любовь – мощнейшая поддержка, помогающая ребенку реализовать свои возможности и таланты в полной мере.

Источник