Развитие индивидуальности ребенка в школе

Педагог должен увидеть ребенка таким,
какой он есть “внутри себя”,
каким знает себя “только он сам”.
Е.Ю. Сазонов
Мечтой большинства педагогических коллективов
и практически любого учителя является наиболее
полное раскрытие возможностей и способностей
каждого ученика, развитие его неповторимой
индивидуальности. К сожалению, и эту следует
отнести к разряду еще не исполненных. Но,
очевидно, что путь к осуществлению данной мечты
– стратегическое направление развития
образовательного учреждения. С этой целью
усилиями педагогического коллектива МОУ НОШ №39
г. Сургута в 2003-2004 учебном году была разработана
Программа развития школы “Личностно
ориентированный подход в педагогической
деятельности как средство формирования
гармонично развитой личности младшего
школьника”. Комплексная Программа состоит из
трех этапов и рассчитана на 7 лет (до 2009-2010
учебного года).
Одной из главных составляющих личностного
похода в учебно-воспитательном процессе
являются следующие принципы: самоактуализации,
выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки,
субъектности, индивидуальности. Кратко
остановлюсь на значимости двух последних.
С точки зрения Е.Н. Степанова, “создание
условий для формирования индивидуальности
личности учащегося и педагога – это главная
задача образовательного учреждения. Необходимо
не только учитывать индивидуальные особенности
ребенка, но и всячески содействовать их
дальнейшему развитию. Каждый член школьного
коллектива должен быть (стать) самим собой,
обрести (постичь) свой образ [2].
В условиях переходного периода – от единой
унитарной общеобразовательной школы к
многообразию ее видов – очень важно
проанализировать опыт, накопленный нашим
образованием с учетом задач всеобуча. Следует
признать, что советская школа, формировавшая
носителей определенных общественных ценностей и
идеалов, все же обеспечивала предметную
дифференциацию, так как ориентировала своих
выпускников на поступление в ВУЗ.
В чем новизна (и практическая острота) этих
проблем в настоящее время? Для ответа необходимо
определиться в самом термине
“дифференцированное обучение”. Разделяю мнение
И.С. Якиманской о том, что это – “создание
наиболее благоприятных условий для развития
личности ученика как индивидуальности” [4].
Отсюда следует:
- дифференцированное обучение не цель, а средство
развития индивидуальности; - проектирование (технологизация) его невозможно
без знания индивидуальности каждого ученика как
данности, с присущими только ему личностными
особенностями; - только знание индивидуальности каждого
обеспечивает построение личностно
ориентированной системы обучения.
Следовательно, исходный пункт в организации
такого обучения – раскрытие индивидуальных
особенностей (возможностей) каждого ученика в
развитии. Именно дифференцированные формы
обучения создают благоприятные условия для
этого.
Должны ли в воспитании и обучении учитываться
индивидуальные особенности? Казалось бы, ответ
на этот вопрос должен быть однозначно
положительным. Но это не так. Среди специалистов
есть серьезные разногласия. Первая точка зрения:
массовая школа не может и не должна учитывать
индивидуальность, приспосабливаться к каждому
отдельному ученику; все дети должны получать
одинаковые “порции” учительской заботы.
Никаких различий не должно быть в воспитании
прилежных и ленивых, одаренных и неспособных, а
также старательных, любознательных и ничем на
свете не интересующихся.
Учителя, работающие творчески, систематически
изучают особенности учащихся и обеспечивают
индивидуальный подход в вопросах обучения:
дифференцируют объем и сложность заданий,
регулярно осуществляют помощь слабоуспевающим в
учебе, тщательно контролируют выполнение
домашних заданий, умеют держать одновременно в
поле зрения сильных, средних и слабых по уровню
учебной подготовленности учащихся.
В представлениях учащихся образование не может
и не должно выглядеть только как процесс
поглощения, пережевывания знаний. Это еще и
проживание чувств, проживание действий,
проживание деятельности, спаянных в нечто
органически целое, неделимое. Учитель с этих
позиций не столько информатор, сколько
соучастник, вдохновитель, не только умеющий
вести за собой, но и обладающий способностью
сопереживать, сострадать успехам и неудачам.
Полагаю, что тогда образование приобретает
главный социальный смысл – формирование
социального образа человека, неповторимой
личности, т.е. индивидуальности. Без такого
подхода личностно ориентированное образование
невозможно.
Говоря о принципе субъектности в обучении, Е.Н.
Степанов подчеркивает: “педагог стремится
строить учебное взаимодействие на основе
межсубъектных отношений с учащимися”. Он
помогает ученикам осваивать субъектную роль и
использовать на уроке свои субъектные
полномочия. Учитель организует процесс обучения
таким образом, чтобы изучение учебного материала
происходило путем актуализации и обогащения
субъектного опыта учащихся.
В каком случае возможно достижение такого
результата? Где учащиеся должны взять
информацию? Такой источник – жизненный
(витагенный) опыт ребенка, как бы мал он ни был.
Говоря языком науки – необходимо
актуализировать (востребовать) витагенный опыт
учащихся.
Речь идет не о простом соединении школьных
знаний с окружающей природой, не о простой
реализации принципа наглядности в обучении.
Важно не только актуализировать жизненный опыт
ребенка, но помогать его обогащению, своего рода
“капитализировать” нарастающую массу
информации подобно тому, как в банке к сумме
вклада приращиваются проценты. А новые проценты
исчисляются с учетом этого приращения [1]. Особую
роль в индивидуальной поддержке учителя придают
ситуациям успеха, созданию условий для
самореализации личности, повышению статуса
ученика, значимости его личных “вкладов” в
решение общих задач. Важно поддержать каждое
самостоятельное высказывание, творческую
инициативу, познавательный интерес. Не менее
важно поддержать ученика в его стремлении
преодолеть самого себя.
Индивидуальный подход как важный принцип
педагогики заключается в управлении развитием
человека, основанном на глубоком знании черт его
личности и условий жизни. С точки зрения И.П.
Подласого, “педагогика индивидуального подхода
имеет в виду не приспособление целей и основного
содержания обучения и воспитания к отдельному
школьнику, а приспособление форм и методов
педагогического воздействия к индивидуальным
особенностям с тем, чтобы обеспечить
запроектированный уровень развития личности”
[3].
В то же время саморазвитие личности зависит от
степени творческой направленности процесса
обучения. Данная закономерность составляет
основу принципа индивидуально-творческого
подхода, который предполагает непосредственную
мотивацию учебной и других видов деятельности,
организацию самодвижения к конечному
результату. Это дает возможность учащемуся
испытать радость от осознания собственного
роста и развития, от достижения поставленных
целей. Основное назначение
индивидуально-творческого подхода состоит в
создании условий для самореализации личности,
выявления (диагностики) и развития ее творческих
возможностей. Именно такой подход обеспечивает и
личностный уровень овладения базовой
гуманитарной культурой.
Жизнь подсказывает: образование – прежде всего
процесс формирования собственного образа. Это
процесс поиска ответа на вопросы “Кто Я?”,
“Какой Я?” Не случайно “Я” прописано с большой
буквы. Образование – средство актуализации
собственного “Я”. Личность воспринимает охотно
и прочно запоминает то, что помогает
самовыражению. Отбрасывает, борется с тем, что
тормозит, мешает. Мысль, высказанная еще К.
Роджерсом, но актуальная и сегодня.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.
– М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – 192 с.
2. Личностно ориентированный подход в работе
педагога: разработка и использование / Под ред.
Е.Н. Степанова. – М.:ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
3. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100
ответов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 368 с.
4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное
обучение в современной школе. М., 1996.
Источник
«Развитие индивидуальности учащихся в процессе их воспитания».
Задача педагога, реализующего принципы личностно-ориентированного обучения на современном этапе развития образования и воспитания – овладеть конкретными способами и методами развития индивидуальности в каждом обучающемся. Классный руководитель наиболее полно представляет себе проблемы и достижения, интересы и способности, реальные и потенциальные возможности каждого ребенка, поэтому основную работу по развитию индивидуальности ребенка выполняет именно он. Классный руководитель осуществляет системную работу по обеспечению процесса становления и проявления индивидуальности учащихся по следующим направлениям:
№ п/п
Основные направления педагогического обеспечения индивидуальности
Содержание и организация деятельности классного руководителя
1.
Педагогическая поддержка становления индивидуальности
1. Организация воспитательных дел, направленных на апробацию детьми своих возможностей в различных видах деятельности.
2. Поддержка социальных инициатив, увлечений и интересов учащихся.
3. Развитие творческих способностей детей
4. Содействие развитию самостоятельных и самоуправленческих начал в ученическом коллективе
5. Проведение цикла тематических классных часов и занятий по познанию и самосовершенствованию личности ребенка.
2.
Содействие ребенку в проявлении его индивидуальности
1. Организация воспитательных дел, направленных на представление мира интересов учащихся и презентацию их личностных достижений.
2. Проведение внеклассных мероприятий состязательного характера (конкурсы, олимпиады, соревнования)
3. Организация работы с младшими школьниками, в процессе которой ученики демонстрируют свои способности, знания, умения и навыки
4. Рефлексия (саморефлексия) и учет (самоучет) личностных достижений учащихся и других проявлений их индивидуальности.
5. Поощрение учащихся за успехи в различных видах деятельности
4.
Психолого-педагогическая коррекция индивидуальных особенностей учащихся, помощь в решении проблем ребенка и его семьи.
1. Изучение учащихся, выявление трудностей в их жизнедеятельности и развитии, поддержка в решении проблем
2. Забота о создании для детей нормальных жизненных условий в школе и дома
3. Организация мероприятий для формирования социально-правовой компетенции учеников и их родителей.
4. Привлечение специалистов школы (социального педагога, психолога) и других учреждений и организаций для работы по коррекции индивидуальных особенностей детей и оказанию помощи в решении проблем учащихся.
Учитывая объективные законы развития и саморазвития ребенка, работа по развитию индивидуальности строится в разных возрастных группах, на всех ступенях обучения.
В начальной школе, когда ребенок попадает в непривычную среду, он открывает не только законы и традиции школьной жизни, но и самого себя в новой системе деятельности и отношений. Сравнивая себя с другими учениками, он узнает о своих особенных качествах и способностях. Ключевые понятия этого этапа – «самоузнавание», «самооткрытие». Задача классного руководителя связана в основном с созданием в классе благоприятного психологического климата, атмосферы творчества, в которой дети могут раскрыться.
При обучении в основной школе совершенные открытия заставляют ребенка задумываться о самом себе, осмысливать происходящие с ним события и искать причины, приводящие к тем или иным последствиям. Идет активное самопознание и самовоспитание.
В старших классах, продолжающее самопознание дополняется мыслями и профессиональном самоопределении. Этот этап можно охарактеризовать как «самопроектирование» и помогает старшеклассникам более осознанно строить свое будущее.
Таким образом, развитие индивидуальности проходит 3 этапа:
1. «Я и мир вокруг» (самооткрытие и самоузнавание);
2. «Я и мой внутренний мир» (самопознание, рефлексия, апробация разных сфер проявления);
3. «Я в мире» (самопроектирование, самоопределение).
Ключевые аспекты , характеризующие индивидуальное развитие школьника
1. Первый ключевой аспект – индивидуальность как уникальность, неповторимость, особенное в человеке.
2. Второй аспект – индивидуальность как свойство, качество, признак, характеристика
человека.
3. Третий ключевой аспект – индивидуальность как этап, уровень развития человека.
4 .Четвертый аспект – индивидуальность как особая форма бытия человека, его самобытность.
Чтобы помочь воспитаннику эффективно использовать и развивать свои возможности, а в результате – стать самим собой, т.е. самоосуществиться, воспитателю можно и нужно избрать индивидуальность целью и предметом приложения педагогических усилий.
Основные компоненты индивидуальности
1Ядром индивидуальности является формирующееся в процессе жизнедеятельности авторское отношение человека к себе и своему бытию, социальному и природному окружению, миру человеческой культуры.
2 Второй компонент индивидуальности – это задатки и способности.
3Третий компонент – это социально-культурный опыт индивидуума.
4 Четвертый компонент – нравственная направленность
5 Пятый компонент — творческая активность
Под индивидуальностью понимается интегративное свойство человека, отражающее его способность к самоосуществлению (стать и быть самим собой), обусловливающее достижение им социального успеха, характеризующее его творческое отношение к себе и своему бытию, к социальному и природному окружению, представляющее собой неповторимое сочетание и содержание общих, особенных и единичных черт конкретного индивидуума.
Субъекты воспитательного взаимодействия – педагог и ребенок – должны поставить перед собой следующие цели:
создание условий для
развития и проявления индивидуальности детей {педагогическая цель);
эффективное использование возможностей стать и быть
самим собой {цель жизнедеятельности и самовоспитания ребенка).
Принципы построения воспитательного взаимодействия
целостность;
бинарность;
доминантность;
вариативность;
сформированность помогающих отношений;
творческая активность;
рефлексивность.
Условия, способствующие построению помогающих отношений.
восприятие ребенком себя как человека, столкнувшегося с проблемой;
конгруэнтность педагога;
безусловно положительное отношение взрослого к ребенку;
эмпатийное понимание ребенка;
ощущение ребенком конгруэнтности, принятия и эмпатии педагога.
Формы воспитательной работы, способствующие развитию и проявлению индивидуальности ребенка:
– учебные занятия спецкурсов «Самосовершенствование личности»
(Т.К. Селевко), «Философия жизни» (Н.Е. Щуркова);
– циклы тематических классных часов (клубных занятий) «Стать самим собой», «Познай себя», « Сотвори себя сам»;
альбом-эстафета «Мир моих увлечений и интересов»;
игра-путешествие в мир своего «Я»;
мастерская самопроектирования; тренинг саморазвития, личностного роста;
творческая самопрезентация;
персональная выставка;
бенефис;
смотр-конкурс «Ученик года»;
гостиная «Зажги свою звезду»;
книжка (тетрадь) достижений;
портфолио ученика;
личный сайт школьника.
Критерии оценки результативности деятельности ребёнка по развитию собственной индивидуальности
самоосуществимость (реализация потребности стать самим собой);
самоэффективность (использование своих потенциальных и реальных возможностей);
самоудовлетворенность (ощущение чувства удовлетворения собой и своей жизнедеятельностью).
Источник
Задача педагога, реализующего принципы
личностно-ориентированного обучения на современном этапе развития образования и
воспитания – овладеть конкретными способами и методами развития
индивидуальности в каждом обучающемся. Классный руководитель наиболее полно
представляет себе проблемы и достижения, интересы и способности, реальные и
потенциальные возможности каждого ребенка, поэтому основную работу по развитию
индивидуальности ребенка выполняет именно он. Классный руководитель
осуществляет системную работу по обеспечению процесса становления и проявления
индивидуальности учащихся по следующим направлениям:
№ | Основные | Содержание |
1. | Педагогическая | 1. Организация 2. Поддержка социальных 3. Развитие творческих 4. Содействие развитию 5. Проведение цикла |
2. | Содействие | 1. Организация 2. Проведение внеклассных 3. Организация работы с 4. Рефлексия 5. Поощрение учащихся за |
4. | Психолого-педагогическая | 1. Изучение учащихся, 2. Забота о создании для 3. Организация мероприятий 4. Привлечение |
Учитывая объективные законы развития и саморазвития
ребенка, работа по развитию индивидуальности строится в разных возрастных
группах, на всех ступенях обучения.
В начальной школе, когда ребенок попадает в непривычную
среду, он открывает не только законы и традиции школьной жизни, но и самого
себя в новой системе деятельности и отношений. Сравнивая себя с другими
учениками, он узнает о своих особенных качествах и способностях. Ключевые
понятия этого этапа – «самоузнавание», «самооткрытие». Задача
классного руководителя связана в основном с созданием в классе благоприятного
психологического климата, атмосферы творчества, в которой дети могут
раскрыться.
При обучении в основной школе совершенные открытия
заставляют ребенка задумываться о самом себе, осмысливать происходящие с ним
события и искать причины, приводящие к тем или иным последствиям. Идет активное
самопознание и самовоспитание.
В старших классах, продолжающее самопознание дополняется
мыслями и профессиональном самоопределении. Этот этап можно охарактеризовать
как «самопроектирование» и помогает старшеклассникам более осознанно
строить свое будущее.
Таким образом, развитие индивидуальности проходит 3
этапа:
1. «Я и мир вокруг»
(самооткрытие и самоузнавание);
2. «Я и мой внутренний мир»
(самопознание, рефлексия, апробация разных сфер проявления);
3. «Я в мире»
(самопроектирование, самоопределение).
Принимая во внимание все вышесказанное, был разработан цикл
занятий по самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию обучающихся «Учимся жить в современном мире» для 8-11 классов
В ходе проведения данных занятий решаются следующие цели и задачи:
Создание условий для
расширения знаний обучающихся о самих себе, своих возможностях и способностях.
Развитие умений ориентироваться в современном мире,
занимать активную жизненную позицию;
Развитие желания работать над собой, видеть свои
слабые и сильные стороны;
Воспитание интереса к самому себе, формирование
собственной культуры самопознания, саморазвития, самовоспитания.
Формирование адекватной
самооценки.
Формирование навыков
социального взаимодействия.
Актуализация процесса
профессионального самоопределения учащихся.
Формирование у
старшеклассника образа желаемого будущего
Построение индивидуальной
образовательной и деятельностной траектории, позволяющей реализовать образ
собственного будущего.
В структуру занятий включены три основных блока
Блок “Какой Я?” Большая роль отводится
изучению собственных индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей,
формированию в себе положительных качеств личности. Занятия данного блока
помогают обучающимся понять необходимость определения для себя жизненных целей
и ориентиров, которые помогут развить черты характера, необходимые для их
реализации. Кроме того, занятия направлены на поддержку учащихся, создание
ситуации успеха в процессе самовоспитания
Блок “Я и другие”. Цель данного блока –
сформировать у учащихся навыки межличностного взаимодействия для обеспечения
успешной социальной адаптации в обществе, формировать стремление к
конструктивному взаимодействию с людьми
Кроме того, продолжается развитие самопознания, изучаются
те особенности эмоционально-волевой сферы, которые определяют поведение
человека в обществе.
Таким образом, школьники уделяют внимание становлению человека,
который в процессе самопознания определяет приоритеты и открывает перед собой
возможности, обогащая свою жизнь.
Блок “Я и мое будущее” связанные с
формированием у учащихся способностей планировать жизненные и профессиональные
перспективы, способность принимать решения и принимать на себя ответственность
за эти решения. Занятия способствуют развитию системы жизненных ценностей,
осознанию своих индивидуальных потребностей и жизненных целей. Третий блок
помогает выпускнику ответить на вопрос “К чему я стремлюсь и как я могу
этого достичь?”
Тематическое планирование для обучающихся 8-9 классов.
Занятие 1. Кто я?
Какой я? Моя жизненная лестница.
Занятие 2. Дневниковые
записи как возможность самопознания.
Занятие 3. Я познаю
себя. Я познаю других. Я сам изменяюсь
Занятие 4. Я в мире
людей. Люди, которые рядом.
Занятие 5. Я в
ситуации выбора.
Занятие 6. Общение и
уважение. Общение с разными людьми.
Занятие 7. Компания и
я.
Занятие 8. Я и моя
семья.
Занятие 9. Ситуация
жизненного выбора.
Занятие 10. Ситуация
профессионального выбора.
Тренинги:
Тренинг способностей
обучающихся. Открываю свои интеллектуальные способности.
Тренинг коммуникативных
навыков ”Учись общаться”.
Данные занятия проводятся на классных часах, через
внеклассные мероприятия, индивидуальные занятия, в форме активного общения
классного руководителя и обучающихся.
Источник