Развитие игры у ребенка с нарушением зрения

«Особенности игровой деятельности у детей дошкольного возраста
с нарушением зрения»
Для всех детей дошкольного возраста наиболее активной самостоятельной деятельностью является игра. Охватывая сензитивные периоды жизни детей с аномалиями в развитии, игра повышает их абилитационные возможности, способствует коррекции и компенсации дефектов, связанных со слепотой или слабовидением. Как зона ближайшего развития ребенка, игра в тифлопедагогике рассматривается как средство всестороннего развития, способ познания окружающего мира. Однако глубокое нарушение или ограничения функции зрительного анализатора создает трудности при овладении всеми структурными компонентами игровой деятельности: у детей отмечается бедность игрового сюжета, содержания игры, схематизм игровых и практических действий. Игровая деятельность детей с нарушениями зрения связана с возникновением компенсаторных процессов, с формированием нравственных качеств, с формированием предметных и игровых действий, с развитием зрительного восприятия. До 3-го года жизни общение в игре происходит в основном не с группой, а с одним человеком. Если дети играют со сверстниками, то их взаимоотношения можно обозначить как игру или деятельность «рядом», попытки совместных действий чаще всего вызывают конфликты. Слабовидящие дети всех возрастов отстают от своих зрячих сверстников по результативности правильного выполнения задания, однако к концу дошкольного возраста они начинают справляться с заданиями, а именно овладевают способами мысленного оперирования образами, работая в умственном плане и по правилам. Следует также учитывать тот факт, что дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении, чем черно-белые, силуэтные и контурные. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создает у детей положительный эмоциональный настрой. Одним из эффективных средств сенсорного воспитания слабовидящих детей дошкольного возраста является дидактическая игра, основным элементом которой является обучение детей способам познания.
По характеру воздействия на процесс сенсорного развития слабовидящих детей дидактические игры можно условно разделить на две группы:
1) дидактические игры для развития сенсорной сферы и сенсорной деятельности детей с нарушением зрения;
2) логические дидактические игры, назначение которых – смысловая систематизация чувственного опыта.
Игры первой группы развивают умения детей различать, сравнивать, выделять и называть характерные признаки и свойства предметного мира.
В играх второй группы дети учатся классификации, группировке, систематизации предметов по общим и отличительным признакам. При классификации дети устанавливают общность между предметами, образуют пары, группы предметов по цвету, форме, величине, пространственным характеристикам и т.д.
По содержанию дидактические игры можно так же представить, как три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами способствуют формированию предметных представлений и действий с предметами, дети учатся анализировать характерные признаки, свойства предметов и явлений. Эти виды игр особенно важны в работе 12 с детьми с нарушением зрения, т.к. в значительной степени способствуют обогащению и уточнению предметных представлений. Требования, предъявляемые к дидактическим игрушкам. Они выступают в качестве моделей и должны иметь четко выделенные основные детали, характеризующие изображаемый предмет. Игрушки, изображающие человека или животное, должны передавать все части тела и правильное их пропорциональное соотношение.
Настольно – печатные игры учат детей чтению иллюстративного материала. Осмыслению изображённого, их словесному описанию.
Использование словесных дидактических игр в обучении детей с нарушением зрения обеспечивает возможности уточнения, конкретизации образов предметов и развития описательной речи.
А также дидактические игры способствуют осознанию детьми использования зрения при выделении различных свойств и признаков предметов. Например, в упражнении «От какой бабочки крылья» дети рассматривают изображение крыльев бабочек разной величины, затем выделяют размер и цвет крыльев, рассматривают узор на крыльях, составляют бабочку из частей.
К играм и материалам, способствующим активизации зрительных функций, можно отнести мозаику, лото, домино, разрезные и сюжетные картинки.
Для развития цветоразличения можно применять дидактические игры и упражнения «Найди нужный цвет», «Разложи по оттенкам», «Составь из частей цветок», «Подбери к шарам цветные нитки» и др.
Дидактические игры, «Какой предмет больше, меньше?», «Что дальше, что ближе?», «Самый длинный, высокий, толстый, тонкий, короткий» упражняют детей в развитии глазомера.
Развитию зрительного внимания и памяти способствуют задания «Угадай, что изменилось», «Чего не стало?», «Найди такой же предмет».
В игре «Кто скорее соберёт листья» дети учатся анализировать форму, цвет, величину предмета.
В игре «Найди каждому ребёнку свою игрушку» дети подбирают игрушку: мальчику – самокат, девочке – скакалку, другим – детям волчок, мячик и т.д. При этом они определяют, какое действие характеризует ту или иную позу, когда ребёнок играет с игрушкой (прыгает со скакалкой, едет на самокате и др.)
В дидактической игре «Одень куклу» дети подбирают по размеру кукол соответствующую одежду.
Игра «Какой геометрической фигуры не стало» предполагает упражнение детей на выделение яркости окраски и размера. Дети запоминают расположение фигур, а затем педагог одну из них убирает. Надо угадать, какая фигура спрятана.
Дидактическая игра «Кто скорее нанизает бусы» способствует развитию глазомера.
В игре «Каждой игрушке своё место» дети учатся вкладывать в коробки игрушки, соответственно размеру.
Игра – лабиринт «Чей телефон?» учит прослеживать глазами изображение шнура телефона, чтобы выяснить, кто с кем говорит по телефону. Правильное прослеживание фиксируется фишками, дети соревнуются, кто скорее выполнит.
Все умения и знания, полученные в игровой деятельности, закрепляются в повседневной жизни детей.
Для развития пространственной ориентировки и зрительных ощущений во время прогулки можно использовать игры и задания такого типа: «Сравни два дерева», «Чьи следы на снегу?», «Рассмотри радугу», «Сравни снежинки» и т.д.
На прогулке можно обследовать разнообразный растительный и животный мир в таких играх, как «Назови цвета первых упавших листьев», «Узнай растение по листочку» и т.д.
Наряду с играми, где дети имеют общение с конкретным предметным миром, можно для закрепления детских представлений использовать словесные дидактические игры. Игра «Угадай по описанию», где детям предлагают картинки с 13 предметными изображениями: игрушки, предметы быта, и дают задания: загадать загадку, описать предмет.
Дидактические упражнения:
·нарисовать, что данное слово обозначает;
·связать слово с иллюстрацией, его изображением;
·произнести слоги похожих слов;
·составить как можно больше слов, начинающихся одинаково.
Детям предлагаются игры типа: найди знакомые качества в других предметах; сравни-сопоставь; всевозможные игры на сортировку, классификацию, комбинацию форм и цветов, перестановку, разделение, отрицание, воспроизведение, размещение посредством схем, диаграмм и др.
Для изучения предметов по силуэту можно предложить следующие дидактические игры:
– «Узнай и назови предмет по силуэту»
Цель: упражнять детей в узнавании и назывании предметов по силуэту: лошадка, кольцо, елка, машина, звезда, грибок, самолет и др. предметы из таблицы Орловой.
– «Сгруппируй предметы»
Цель: упражнять в умении классифицировать предметы, изображенные в таблице Орловой, по обобщающим признакам: животные, транспорт, игрушки и т.д.
– «Найди по цветному изображению – силуэтное»
Цель: упражнять в умении узнавать и называть предмет в цветном изображении, соотносить цветное изображение с его силуэтом.
– «Обведи предмет по трафарету (внутреннему)»
Цель: закрепить название предметов, изображенных на таблице Орловой, умение прослеживать контур этих предметов.
– «Раскрась контурное изображение»
Цель: закрепить умение закрашивать, не выходя за контур предмета, совершенствовать умение узнавать и называть предмет по его силуэтному изображению.
– «Сложи предмет из частей»
Цель: продолжать формировать у детей зрительный образ предметов, изображенных в таблице Орловой.
– «Узнай предмет по одной его части»
Цель: совершенствовать умение узнавать предметы из таблицы по одному фрагменту.
– «Сложи елочку из спичек или Конструктор»
Цель: закрепить зрительный образ предметов: елочка, грибок, машина и др.
– «Узнай и найди предметы в окружающей обстановке»
Цель: закрепить умение узнавать предметы, изображенные в таблице, среди других предметов.
Дидактические игры и упражнения являются эффективным средством, с помощью которых у слабовидящих и слепых детей активизируются зрительные функции. Продуктивны занятия (конструирование, аппликация и др.), рассматривание цветных слайдов и картин, упражнения с использованием электрифицированных игрушек, игры-лабиринты и др., что способствует динамике в коррекции нарушений зрения.
Источник
Развитие игровой деятельности у детей с нарушением зрения.
Процесс развития игровой деятельности у детей с нарушением зрения, как правило задерживается и имеет свои особенности. Причины недоразвития игры уходят в раннее детство: когда задерживается фиксация взора, схватывание, слабый интерес к окружающему. В младшем возрасте у детей предметные действия остаются на уровне манипуляций, или предметно- игровые сосуществуют с неадекватными действиями, т.е. одними предметами и игрушками ребёнок действует правильно, другими- целенаправленно манипулирует. Это связано, вероятно с тем, что опыта действий с последними у него нет.
Часто можно наблюдать также «застревание» на одном способе выполнения действий, а также склонность к стереотипиям.
Дети выполняют действия молча, неэмоционально, не проявляя стремление привлечь к совместной деятельности взрослых. Как правило у детей нет любимых игрушек, и они начинают выполнять игровые действия с теми, которые в данный момент попадают в поле их зрения или которые привлекают их внешним видом, а не возможностью воплотить в жизнь конкретный замысел. Поэтому интерес является кратковременным, неустойчивым и ребёнок бросает игрушку.
У дошкольников старшего возраста часто остаётся несформированным целевой компонент игры. Также проявляют неустойчивый интерес к игре. Это выражается в то что, как правило не наблюдается глубокого поглощения игрой. Случайные раздражители отвлекают их внимание, приводят к разрушению игры и её прекращению.
Ограниченность жизненного опыта особенно у незрячих дошкольников приводит к тому что у детей не формируется достаточного объёма знаний о жизни, деятельности и отношениях людей. В результате этого сюжеты игр бедны, шаблонны, стереотипны.
Большинство детей старшего возраста склонны к использованию игрушек, являющихся копией реальных предметов окружающей действительности. Способность использовать предметы-заменители спонтанно не формируются.
Так же в играх детей преобладают реальные отношения. Выполнение ребёнком роли в процессе игры в большей мере связано с характером выполняемых действий, нежели с чётким соблюдением ролевых взаимоотношений участников. Поэтому, ребёнок часто обращается к партнёру то как к врачу, то как к Маше. Дети мало эмоциональны, не умеют задавать вопросы и отвечать на них в соответствии с ролью. Также дети с проблемами в развитии не проявляют в играх инициативы и творчества. Не способны действовать в воображаемой ситуации и с воображаемыми предметами.
Основное средство формирования игровой деятельности у дошкольников с нарушением зрения- обучение. Это обусловлено тем, что самостоятельно, лишь в процессе общения с окружающими людьми ребёнок не овладеть теми знаниями и умениями, которые необходимы для полноценной игры.
Обучение я рассматриваю как целенаправленное взаимодействие педагога и ребёнка в ходе которого происходит организация и управление его познавательной и практической деятельностью, обеспечивающей овладение им знаниями, умениями и навыками, отношением к окружающей действительности.
Обучение игре осуществляется с помощью разнообразных методов и приёмов применяемых в соответствии с решаемыми задачами. Это игровые упражнения, дидактические и обучающие игры, наблюдения, чтение художественной литературы, беседы, знакомство с различным иллюстративным материалом (картины, фото и т.д.), экскурсии.
Обучение игре, хотя и занимает важное место в коррекционно-воспитательной работе, однако не является её самоцелью, поэтому нельзя считать время зря потерянным если ребёнок не научился самостоятельно играть и будет нуждаться в помощи взрослого. Главным на мой взгляд является то, что ребёнок выходит из своего замкнутого мира. У него появляется интерес и к окружающему миру и к деятельности, в частности к игре, формируется понимание, возникает положительное эмоциональное отношение к ней и желание участвовать, возникает потребность в налаживании контактов со взрослыми и сверстниками. Даше посильное участие ребёнка с проблемами в развитии в игре способствует его психическому и физическому. Оказывает на него стимулирующее воздействие.
Ещё хочется отметить важное значение семьи в воспитании ребёнка с нарушением зрения. Для ребёнка у которого ограничены возможности овладения социальным опытом, особенно важно какую помощь окажут ему родители в первые годы жизни. От этого во многом будет зависеть ход его дальнейшего развития.
Без участия родителей ребёнок с нарушением зрения не сможет научиться играть. Одних занятий в детском саду недостаточно. Играть с детьми нужно систематически, используя для этого всё свободное время. К сожалению не все родители это понимают.
Поэтому, своей задачей, я считаю не только развивать игровую деятельность детей, но и объяснить всю важность непосредственного участия родителей в игровом процессе (познакомить их с правилами подбора игрушек для слабовидящих и незрячих детей; показать разнообразие игр, в которые они могут играть дома; научить правильно обследовать игрушки с незрячими детьми и т.д.).
Для реализации данной задачи я использую такие формы работы как: проведение консультаций, бесед, оформление материалов в родительский уголок, домашние задания (например: сделать покупки в магазине, аптеке; познакомить с работой продавца, объяснить последовательность действий и т.д.). Такая совместная деятельность является очень эффективной, ибо родители являются активными участниками коррекционно-воспитательного процесса.
Чем раньше ребёнок с проблемами в развитии будет включён в процесс специального формирования игровой деятельности, тем больших результатов мы сможем достигнуть.
Литература:
- «Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие» Клинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. М.: Айрис-пресс 2004г.
- «Игра и её роль в психологии развития ребёнка» Выготский Л.С. /Вопросы психологии/ 1999г.
- «Психология игры» Эльконин Д.В. М.: Просвещение, 1978г.
- «Руководство играми детей в дошкольном учреждении» Тверина Е.Н., Барсикова Л.С.; под ред. Васильевой. М.: Просвещение, 1986г.
- «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников» Виноградова И.А., Позднякова Н.В.
- «Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие». М.: «ИГЛ»2002г.
- «Азбука общения» Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А., СПб, 1996г.
Источник
Развитие зрительного восприятия
Игры и игровые упражнения для формирования сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения
Восприятие цвета
«Волшебный цветок»
Цель – развитие цветовосприятия, учить соотносить по цвету
Ход игры: детям предлагается цветок с разноцветными лепестками, на каждый лепесток необходимо посадить бабочку соответствующего цвета.
Инструкция: «Посмотрите, какой у меня красивый цветок. Как вы думаете он волшебный? Давайте посадим на цветок бабочек, будьте внимательны. На красный лепесток – красную бабочку, на синий – синюю» (если детям тяжело можно 2-3 лепестка выполнить совместно)
Наглядный материал:
«Рассади божьих коровок»
Цель – развитие цветовосприятие, учить соотносить цвета и их оттенки
Ход игры: детям предлагается «рассадить» божьих коровок, на одной картинке от самого светлого к самому темному, на другой – наоборот.
Инструкция: «Посмотрите, кто к нам прилетел? Давайте посадим каждую божью коровку в свой домик. Сначала, на красном цветке, сделаем это от самой светлой к самой темной, а на зеленом – наоборот».
Наглядный материал:
«Помоги зайке найти цвет»
Цель – закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание
Ход игры: детям предлагается помочь зайчику найти цвета
Инструкция: «Посмотрите, кто к нам прискакал? Давайте поиграем с зайчиком, а что это он у нас такой грустный? Зайчик хотел принести нам раскраски, но по дороге совсем забыл какие бывают цвета, давайте поможем ему вспомнить. Зайчик будет показывать цвет, а вы называть все предметы этого цвета, которые вы видите в группе, договорились?»
Наглядный материал:
Восприятие формы
«Помоги зайке найти форму»
Цель – закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание
Ход игры: детям предлагается помочь зайчику найти формы
Инструкция: «Посмотрите, кто к нам прискакал? Давайте поиграем с зайчиком, а что это он у нас такой грустный? Зайчик по дороге совсем забыл какие бывают формы, давайте поможем ему вспомнить. Зайчик будет показывать форму, а вы называть все предметы этой формы, которые вы видите в группе, договорились?»
Наглядный материал:
Рисунок из геометрических фигур
Цель – закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание
Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинку и найти спрятанные геометрические фигуры
Инструкция: «Посмотрите, какая у меня красивая картинка. Что на ней нарисовано? А теперь присмотритесь внимательно. Колобок и лиса сделаны из геометрических фигур. Каких?»
Наглядный материал:
«Рыбалка»
Цель – закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание
Ход игры: детям предлагается поймать рыбок разной геометрической формы
Инструкция: «Давайте отправимся на рыбалку! Посмотрите сколько рыбок плавает в пруду. Чем они отличаются? (ловим рыбок определенной формы)»
Наглядный материал:
Восприятие величины (размера)
«Разложи по полочкам»
Цель – закреплять умение узнавать различать величину предметов, развивать зрительное внимание
Ход игры: детям предлагается расставить матрешек по полочкам.
Инструкция: «К нам на занятия пришли матрешки. Они все разного размера. Поставьте больших матрешек на верхнюю полку, средних – на среднюю, маленьких – на низкую»
Наглядный материал:
Игры и игровые упражнения на свойства зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения
Предметность восприятия – это его способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора разрозненных ощущений, а в форме отдельных объектов.
Избирательность – приобретаемая или вырабатываемая способность личности к направленному восприятию.
Целостность – свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация, воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не м. б. наблюдаемы
Структурность и детальность – свойство восприятия объединять воздействующие на орган зрения стимулы в целостные и сравнительно простые структуры.
Константность – относительная стабильность некоторых свойств образа предмета в сознании человека, проявляющаяся при изменении условий его восприятия
Апперцепция – это процесс, в результате которого элементы сознания становятся ясными и отчетливыми.
Антиципация (предвосхищение) – предвосхищение, предугадывание, представление о предмете или событии, возникающее до акта их восприятия, ожидание наступления события.
Осмысленность – свойство человеческого восприятия наделять воспринимаемый объект (или явление) определенным смыслом, обозначать его знаком
Обобщенность – это отражение единичного случая как особого проявления общего.
Все свойства восприятия взаимосвязаны, в играх и в игровых упражнениях используются чаще в совокупности. Они зависят от жизненного опыта и индивидуальных особенностей детей и взрослых. При взаимодействии дается более полное и объемное представление об окружающей действительности.
«Наложенные изображения»
Цель – развитие предметности, избирательности, структурности восприятия, совершенствование зрительного внимания
Ход игры: детям предлагается рассмотреть изображения и найти все спрятанные предметы
Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки и найдем все спрятанные изображения»
Наглядный материал:
«Зашумленные изображения»
Цель – развитие предметности, избирательности, структурности восприятия, совершенствование зрительного внимания
Ход игры: детям предлагается рассмотреть изображения и найти все спрятанные предметы
Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки и найдем все спрятанные изображения»
Наглядный материал:
«Разрезные картинки»
Цель – развитие целостности и константности восприятия, совершенствование зрительного внимания
Ход игры: детям предлагается рассмотреть части картинок и собрать целую.
Инструкция: «Давайте рассмотрим части картинок, можно ли собрать целую картинку? Давайте попробуем»
Наглядный материал:
«Точечные изображения»
Цель – развитие целостности, осмысленности и константности восприятия, совершенствование зрительного внимания
Ход игры: детям предлагается рассмотреть точечные картинки, назвать, что на них изображено»
Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки, как вы думаете, что на них изображено?»
Наглядный материал:
«Силуэтные изображения предметов»
Цель – развитие целостности, осмысленности и константности восприятия, совершенствование зрительного внимания
Ход игры: детям предлагается рассмотреть силуэтные картинки, назвать, что на них изображено»
Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки, как вы думаете, что на них изображено?»
Наглядный материал:
«Найди заплатку»
Цель – развитие целостности, осмысленности и константности восприятия, совершенствование зрительного внимания
Ход игры: детям предлагается рассмотреть коврик, с недостающими деталями и подобрать их»
Инструкция: «Посмотрите какой красивый ковер, но он весь в дырочках, давайте подберем заплатки»
Наглядный материал:
«Дорисуй»
Цель – развитие целостности, осмысленности и антиципации восприятия, совершенствование зрительного внимания
Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинки и дорисовать их.
Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки, как вы думаете, что на них изображено? Дорисуйте»
Наглядный материал:
«Найди ворону»
Цель – развитие целостности, осмысленности и апперципации восприятия, совершенствование зрительного внимания
Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинку и найти в соседней ворону.
Инструкция: «Давайте рассмотрим картинку, смотрите, в ней ворона, давайте найдем такую же в соседней картинке»
Наглядный материал:
«Назови одним словом»
Цель – развитие осмысленности и обобщенности восприятия, совершенствование зрительного внимания
Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинки и назвать их одним словом
Инструкция: «Давайте рассмотрим картинку, что на ней изображено? Как мы можем назвать все это одним словом?»
Наглядный материал:
Игры и игровые упражнения на развитие прослеживающих функций глаза у детей с нарушениями зрения
«Проследи взором за движением лучика фонаря»
Цель – развитие прослеживающих функций глаза
Ход: ребенку предлагается проследить за движениями фонарика
Инструкция: «Давай следить за лучиком солнца»
«Нарисуй глазами круг (треугольник, квадрат) по часовой и против часовой стрелки»
Цель – развитие прослеживающих функций глаза
Ход: ребенку предлагается нарисовать геометрические фигуры глазами
Инструкция: «Давай нарисуем глазками круг (треугольник, квадрат), сначала в одну сторону, а теперь в другую»
«Догони куклу»
Цель – развитие прослеживающих функций глаза
Ход: ребенку предлагается «догнать» куклу глазами
Инструкция: «Кукла от нас убегает, давай догоним ее глазками»
«Посмотри, как качается фонарик»
Цель – развитие прослеживающих функций глаза
Ход: Педагог маятникообразно качает фонарик, постепенно изменяя высоту, сначала снизу-вверх, затем сверху-вниз. Дети следят за перемещением качающегося фонарика.
Инструкция: «Давай последим, как качается фонарик»
«Флажок»
Цель – развитие прослеживающих функций глаза
Ход: ребенку предлагается проследить за передвижениями флажка (вперед, назад, по кругу)
Инструкция: «Давай поиграем с флажком, он летит вперед, назад (повторяем несколько раз)»
Источник