Развитие и воспитание ребенка до его рождения

Развитие и воспитание ребенка до его рождения thumbnail

Наука продвинулась далеко вперед, многое о внутриутробной жизни ребенка стало известно. Но вопрос общения с ребенком до рождения и по сей день очень актуален и до конца не познан. Для начала нужно понять, с кем мы общаемся, т.е. представить, как происходит внутриутробное развитие малыша. 

Общение с будущим ребенком: кто ваш «собеседник»? 

Сейчас доподлинно известно, что новорожденный приходит в этот мир уже с огромным багажом впечатлений. Он получает ощущения с помощью всех органов чувств. Только что родившийся ребенок обладает всеми пятью человеческими чувствами: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом. 

На данный момент уже достаточно изучено внутриутробное развитие малыша по неделям.

С конца 3-й недели у него начинает биться сердце.

В 9 недель на язычке плода появляются вкусовые почки, он способен различать вкус околоплодной жидкости и даже реагировать на него.

В 10 недель чувствительна вся поверхность кожи. 10—11 недель — это время, когда малыш отчетливо чувствует прикосновения, тепло и холод, боль. Но самое главное — что он уже умеет реагировать на эти импульсы. Если ощущения ему неприятны, он может изменять мимику. 

В 16 недель ребенок начинает слышать. Сначала он слышит звуки материнского тела: сердцебиение, шум крови, звуки перистальтики. Он воспринимает эти звуки как приглушенные, через водную среду. Затем ребенок начинает слышать звуки, доносящиеся извне. Установлено, что он уже может «запоминать» отдельные слова, различать голоса. В 16 недель у плода развиты уже почти все формы чувствительности. 

Примерно к 20-й неделе мама начинает чувствовать движения малыша, и это очень важный момент. Ведь это и есть ваша первая встреча с малышом — телесный контакт!

К 6-му месяцу внутриутробной жизни ребенок способен чувствовать вкус, слышать, видеть и осязать. Он реагирует на ваши прикосновения через стенку живота.

К 9-му месяцу у малыша разовьется обоняние. Он будет распознавать запахи. 

Итак, мы узнали о внутриутробном развитии органов чувств плода. Именно на основании этих знаний и строятся различные теории дородового общения с крохой. 

История пренатального воспитания 

В конце 70-х годов XX века появилась новая отрасль психологии, педагогики и медицины — пренатальное, или дородовое, развитие и воспитание. Была создана новая медицинская аппаратура (ультразвук, волоконная оптика), появилась возможность проводить наблюдения за поведением и состоянием плода. 

Калифорнийский акушер Ван де Кар разработал методы работы с беременной женщиной и плодом. Он использовал тактильное воздействие рук на брюшную полость. Беременная похлопывала живот, нажимала на него и произносила повторяющиеся, односложные слова. Эти специальные упражнения выполнялись ежедневно по 15—20 минут. Ван де Кар считал, что таким образом можно помочь более интенсивному интеллектуальному развитию плода. 

Американский специалист по дородовой подготовке Брент Логан в 80-е годы занимался изучением звукового воздействия на плод. Беременные прослушивали определенный набор кассет с записями музыкальных произведений и с записями сердечного ритма, который имел разный характер (высота и частота звука изменялись). Таким образом стимулировалось психическое развитие ребенка. 

К концу 80-х годов беременные женщины начали слушать музыку через аудиоплеер, помещая наушники на живот, чтобы их малыши тоже слышали понравившуюся им музыку. При этом врачи наблюдали за изменением шевелений плода при помощи УЗИ, измеряли его сердечный ритм. 

Но еще раньше во Франции существовал так называемый «поющий» родильный дом Мишеля Одена. Там проводились занятия по хоровому пению, которые посещали будущие отцы и матери. Считалось, что хоровое пение улучшает самочувствие и укрепляет нервы матери, которая впоследствии производит на свет здоровых, спокойных детей. Мишель Оден обратил внимание, что если отец регулярно разговаривает с плодом во время беременности жены, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать его голос. 

В это же время (в 80-е годы) в Москве, Тамбове, Набережных Челнах и некоторых других городах был апробирован метод профессора Лазарева «Сонатал» (в переводе с латыни сонас — «звучащий», натус — «рожденный»). Суть его в том, что в пренатальный период (до рождения) можно воздействовать на двигательное, эмоциональное и дыхательное состояние плода и даже управлять их развитием. «Сонатал» — метод музыкального стимулирования развития плода и новорожденного. По этой методике мама общается с еще не родившимся малышом с помощью специальных вокально-речевых упражнений. 

Пренатальное развитие: колыбельная для… живота 

Развитие и воспитание ребенка до его рождения

Учеными замечено, что дети еще в утробе матери по-разному реагируют на различную музыку. Они любят структурированные мелодии, например Вивальди, Моцарт, народную музыку, детские песни и не очень любят басовые, низкие звуки (Бетховен, Бах, Лист). Очень хорошо, если вы будете сами петь еще не родившемуся ребенку. Вспомните колыбельные и детские песенки, которые, может быть, пели вам в детстве! Замечено, что малыша можно приучать к ритуалу ночного засыпания. Для этого мама должна регулярно соблюдать определенную последовательность действий, например: ужин, душ, колыбельная. Есть некоторая вероятность, что такой ритуал, знакомый малышу с внутриутробной жизни, поможет ему в дальнейшем успокоиться и заснуть.

Читайте также:  Влияние спорта на развитие личности ребенка

Пренатальное общение: как происходит контакт? 

Кто-то из будущих мам относится к общению с ребенком скептически, полагая, что достоверно узнать, что чувствует малыш в утробе матери, нельзя. А кто-то старается каждый день говорить с крохой, научиться его понимать. Кто прав? Ответ на этот вопрос можете дать себе только вы сами. 

При изменении психоэмоционального состояния беременной в ее кровь выбрасываются те или иные вещества. А поскольку ребенок и мать одно целое, то любой ее негатив тут же отражается на его психическом и физическом состоянии. Именно поэтому для стабилизации эмоционального состояния беременных очень во многих центрах по подготовке к родам и осознанному родительству им предлагают заниматься творчеством. Это занятия танцами, пением, арт-терапия (рисование). Считается, что во время таких занятий происходит общение с малышом. С этим невозможно не согласиться. Через песни, рисунки или поделки будущие мамы учатся выражать свою любовь к малышу еще до его рождения. А эти навыки явно не окажутся лишними и тогда, когда кроха родится. Тем более что практически каждая беременная женщина переживает период повышенной эмоциональности. Перенося свои эмоции на бумагу, можно избавиться от тревог и волнений за ребенка. Занятия творчеством помогают избавиться от негативных эмоций, осознать происходящие перемены. 

Развитие и воспитание ребенка до его рождения

Не стоит забывать, что у папы тоже есть шанс познакомиться с ребенком еще до его рождения. Малыш слышит папин голос, воспринимает эмоции, которыми сопровождается общение родителей. Будущие папы! Помните, что, заботясь о своей жене и малыше, общаясь с ним, вы как бы даете ему сигнал: «Здесь хорошо, мы ждем тебя и рады тебе». Интерес к миру можно закладывать уже сейчас. Тогда, повзрослев, малыш сам захочет познавать мир, вы заложите в нем любовь к жизни. Замечено, что отцы, которые достаточно часто общались с ребенком во время беременности, и после рождения лучше понимают своего малыша и легко налаживают с ним контакт. 

Как общение с будущим ребенком происходило в Древнем Китае и Японии? 

В некоторых странах Востока (например, в Древнем Китае и в Корее) издавна считалось, что в день рождения ребенку уже исполняется девять месяцев, то есть возраст человека исчисляется со дня зачатия, а не рождения. Еще более 1500 лет назад в Китае практиковали дородовое воздействие на ребенка. Женщины, ожидающие малыша, ежедневно пели для него нескольких часов: считалось, что это благоприятно отразится на характере ребенка.

Развитие и воспитание ребенка до его рождения

А в Японии будущие мамы жили в специальных общинах, расположенных в красивой местности. Специально обученные женщины занимались там эстетическим и музыкальным образованием матери и ее будущего ребенка.

В некоторых странах Африки с давних пор и по сей день практикуются специальные танцы и ритмические движения для беременных. 

Общение с будущим ребенком: кому это нужно? 

Итак, общение с ребенком до рождения нужно как малышу, так и будущим родителям. Таким образом, ребенок получает новые стимулы для своего развития, а главное — тепло, ласку и заботу будущих мамы и папы. Для этого не обязательно петь, рассказывать стихи и т.д. — можно просто думать о малыше, воспринимать свою беременность положительно. 

Проверьте с помощью теста, получаете ли вы настоящее удовольствие от своей беременности

Природа мудра, и не случайно беременность длится девять месяцев. За это время мы можем привыкнуть к своему малышу и научиться его понимать. Почувствовать ответственность за него. Понять и принять новые роли в семье. Женщина может научиться понимать свое тело, что поможет ей в родах. Но самое главное — в это время мы учимся любить нашего малыша, еще не видя его, — любить его таким, какой он есть, не пытаясь переделать его, а стараясь понять. Мы учимся безусловной любви, мы учимся материнству и отцовству, мы учимся общению!

«Прогулка радости»: любовь к жизни закладывается еще до рождения 

Понятия «дородового общения», необходимости постоянного контакта с ребенком до рождения используют многие, но понимают их все по-разному. Так, например, в Украине существует «Центр осознанного родительства». Специалисты этого центра отмечают, что трудные роды бывают только при противодействии ребенка, который боится идти в мир. Чтобы предотвратить это, необходим постоянный дородовый контакт. Для этого предлагается использовать так называемую «прогулку радости». Например, гуляя по улице, будущая мама рассказывает своему ребенку, как прекрасен мир, в котором ему предстоит жить, – не обязательно словами, можно и через образы, мысли. Так мама передает малышу положительные эмоции, закладывает в нем любовь к жизни. 

Читайте также:  Сочетанные дефекты развития ребенка

Понятие «постоянного контакта» матери и плода воспринимается среди приверженцев пренатального воспитания неоднозначно. В одних методиках – это ежедневные, обязательные «ритуалы» общения. Женщину вводят в так называемое эйфорическое состояние, иногда в состояние гипноза (что противопоказано при беременности). Специалисты таких центров считают, что таким образом мать «воссоединяется» с ребенком, и общение достигает высочайшего уровня. Но это состояние опасно для беременной! 

Другие методики говорят о необходимости постоянного, ежедневного обучения ребенка (существуют даже специальные методики обучения математике, языкам, алфавиту и т.д., но их эффективность не является научно доказанной). Здесь путают стимуляцию органов чувств с ранним интеллектуальным развитием. Беременные женщины ставят на живот наушники с записью текстов на иностранных языках, вместо того чтобы спеть песню самой и насладиться любимой музыкой. Они рисуют световым лучом буквы и цифры на своем животике, считая, что таким образом смогут сделать малыша гениальным. Разумеется, для развития ребенок нуждается во впечатлениях, но тех впечатлений, которые он получает, находясь в материнской утробе, вполне достаточно и без каких-либо дополнительных воздействий. 

Если мама прислушивается к своему малышу, умеет его понимать и принимать — это залог их успешного контакта в будущем. Вы для малыша сейчас — целая Вселенная, с помощью ваших ощущений он познает мир. Помогите ему, и пусть, придя в этот непростой мир, кроха уже знает, что его ждут и любят!

Источник

От автора: Написано при подготовке к съемкам ТВ-сюжета СТС-Кузбасс “Воспитание в животе”.
Видео сюжета – по ссылке:
<iframe src=” width=”607″ height=”360″ frameborder=”0″></iframe>

Как воспитывать ребенка еще до его рождения
Раньше, когда говорили о беременности, о ребенке упоминали лишь как о плоде. С конца 70-х г.г. ХХ века о еще нерожденном ребенке стали активно говорить как о человеке. Ребенок у мамы в животе еще не личность, но и рождается он не «чистым листом» – это тоже давно известно. Поэтому сегодня будущие родители большое внимание уделяют установлению контакта и общению с ним.
Отношение людей к этому очень разное: одни считают саму постановку вопроса полным абсурдом, другие воспитание ребенка до рождения воспринимают как важную задачу.
Давайте же разберемся, можно ли общаться с ребенком до рождения, как это можно делать, и что это дает ребенку.

1. Развеем мифы и заблуждения.

А) Если Вы планируете развивать у еще нерожденного малыша интеллект, умственные способности или талант к чему-либо – выбросьте это из головы. Это невозможно. В силу сугубо физиологических условий. Что Вы действительно можете развивать – это эмоциональную чувствительность дитя, то есть стимулировать его органы чувств. Что, в свою очередь, и станет фундаментом успешного развития способностей малыша в будущем.
Поэтому не стоит пытаться учить ребенка в утробе алфавиту или «знакомить» его с таблицей умножения.

Б) Если Вы думаете, что маленький человечек в состоянии понимать смысл посылаемой ему речевой информации, то Вы однозначно переоцениваете его возможности. Чтобы понимать смысл речи, нужно знать значения слов (если Вам доводилось бывать в иноязычной среде без переводчика, вы догадаетесь, что я имею в виду).
Поэтому наивно думать, что, слушая сказку про репку, малыш в состоянии понять ее сюжет: он не имеет никакого представления ни о том, что такое «репка», кто такой «дед» и что означает «тянут-потянут, вытянуть не могут».
А вот ритмику, тембр и интонацию, которые присутствуют в Вашем голосе при чтении сказки, малыш улавливает отлично. На уровне вибраций. И если эти вибрации ему приятны, он действительно от сказки испытает настоящее удовольствие именно как от способа Вашего общения с ним.

В) Если «внутриутробное воспитание» своего малыша Вы превратите в работу, где четко расписан план по дням и «должностные обязанности» звучат как «прослушивание музыки», «чтение поэзии» и «ритмичные поглаживания живота», то польза от такого занятия будет невелика. Находясь в животе у мамы, ребенок воспринимает происходящее на уровне эмоций.
Довольна мама – доволен малыш. Мама грустит – грустит и дитя.
Поэтому механическое выполнение «плана развивающих мероприятий» без теплого и сердечного эмоционального сопровождения, когда это не «от души», а потому что «так модно», не принесет желаемых результатов.
Для дитя будет лучше даже если мама и вовсе ничего «специального» для него делать не будет, но при этом постарается окружить будущего малыша атмосферой безграничной любви к нему и радости ожидания.

Читайте также:  Речевое развитие ребенка в год и два месяца

Г) Если и предыдущий пункт мама доводит до абсурда и старается полностью исключить из своей жизни неприятные эмоции, желая оградить малыша от стрессов, это так же не сослужит ему доброй службы.
Ведь мы говорим, что в утробе матери ребенок получает свой первый эмоциональный опыт. А любой опыт всегда состоит как из приятных моментов, так и не очень. Если же мама «рафинирует» эмоциональную среду ребенка, искусственно исключит разнообразие эмоций, то он недополучит нужные представления о разных сторонах и проявлениях жизни, будет не готов к возможным стрессам.

Но, естественно, маме следует стремиться к преобладанию позитивных эмоций. Просто не стоит панически реагировать на любое возникновение во время беременности нерадужного настроения и не укорять себя за это.

2. Поговорим о том, как общаться с малышом.

А) Не превращайте его в средство своей самореализации.
Старайтесь удержаться от соблазна планировать его будущие успехи: говорить по-английски в 1 год, в 2 уже читать, а в 4 лучше всех цитировать классиков. Он будет одаренным, если вы просто дадите ему шанс прожить 9 внутриутробных месяцев и все его раннее детство в счастливой, жизнерадостной, доверительной атмосфере, снабжая информацией 5 органов чувств (зрение, обоняние, осязание, вкус и слух).

Б) Разговаривайте с ним.
Поскольку слух у ребенка развивается раньше всего, а к моменту рождения малыш уже может узнавать маму и папу по голосам и интонациям, то конечно, с ним можно разговаривать. Не просто мысленно общаться или что-то тихонечко нашептывать, а именно говорить. Расскажите ребеночку, как вы его любите и ждете, какой он у вас замечательный, умный, добрый, любящий и талантливый, что чувствуете в своем сердце нежность и теплоту, и как вы счастливы, что он пришел к вам. И еще многое, и многое, что вам захочется сказать ему от самого сердца. Это касается не только мамы, но и папы.

В) Пойте ему.
Даже если Вы не в восторге от своих вокальных способностей. Когда женщина поет, она соединяется со своими чувствами и эмоциями и переживает их гораздо полнее. И, конечно же, ребенок тоже ощущает более сильные импульсы от своей мамы – не только голос говорит ему теперь о любви и нежности, но и ее дыхание и все тело как бы пропитывается этими вибрациями.

Г) Слушайте музыку.
Не животу наушники одевайте, а слушайте сами. Малыш узнает, что нравится Вам, а Вы по его поведению вскоре начнете чувствовать, что нравится ему. Вкусы у деток разные, однако учеными обнаружена закономерность, что малыши больше любят структурированные мелодии (Вивальди, Моцарт, народная музыка, детские песни), не очень любят басовые, низкие звуки (Бетховен, Бах, Лист). Познакомьте дитя со своими любимыми композициями и исполнителями – возможно, они придутся по вкусу и ему. Следует избегать резких и агрессивных, тяжелых музыкальных жанров.

Д) Двигайтесь.
Образ жизни современной женщины часто бывает малоподвижным, особенно если работа связана с компьютером. Давно известно, что маленький человечек хорошо развивается, когда мама много двигается: ходит, совершает разнообразные движения, меняет положение тела. Все это способствует развитию мозга ребенка.

Е) Читайте вслух.
Это могут быть ваши любимые стихи или проза, детские сказки, потешки и т.д. Как уже говорилось выше, делайте акцент на тембре и интонации, ритмике голоса. Важна эмоциональная атмосфера при таком чтении – нужно, чтобы Вы сами получали от этого удовольствие, были настроены на занятие, а не выполняли это ради какой-то формальности, «гуляя» мыслями где-то далеко при этом.

Ж) Прикасайтесь.
Поглаживания животика и ответные толчки малыша станут первыми прообразами Вашего диалога с малышом. Таким способом Вы можете не только проявлять ласку и любовь, но и «играть» с ребенком, «успокаивать» его, если слишком уж резвится. Очень полезно подключать к этому процессу и будущего отца.

З) Просто любите его всем сердцем – лучшего «воспитания» еще никто не придумал! 

Источник