Развитие и воспитание ребенка дауна

Развитие и воспитание ребенка дауна thumbnail

Воспитание детей с особенностями развития, как процесс постоянного и направленного воздействия, должно обязательно включать в себя восстановление психологического и социального статуса ребенка, достижение им определенной социальной адаптации. Насколько легко в современном обществе проходит воспитание детей в семье? С какими трудностями приходится сталкиваться родителям, имеющим ребенка с синдромом Дауна?

Воспитание детей с синдромом Дауна: как помочь развитию ребенка?

Для начала необходимо ответить, что же это за синдром и у кого он может встретиться? Синдром Дауна – это набор признаков, обусловленных наличием лишней 47-ой хромосомы или ее фрагментов, полученной от одного из родителей при зачатии. Встречается данная аномалия у одного ребенка из 700-1000 и подвержены ей в равной степени дети обоих полов. Рождение такого малыша не зависит ни от здоровья родителей, ни от отсутствия вредных привычек, ни от социального статуса, ни от наследственных факторов. Есть мнение, что риск появления такого малыша возрастает при позднем зачатии (женщины после 35 лет и мужчины после 40 лет), но беременность и в более раннем возрасте тоже не дает стопроцентной гарантии рождения абсолютно здорового малыша.

Чтобы ответить на вопрос, как правильно организовать воспитание детей в семье, имеющей ребенка с синдромом Дауна и как помочь ему в адаптации, необходимо знать какие аномалии развития сопутствуют данному синдрому. Выделяют такие основные признаки:

  • Умственная отсталость, различной степени тяжести, требующая особого подхода в вопросах воспитания детей;
  • Наличие гипотонуса приводит к тому, что такие дети позже других начинают держать голову, садиться, вставать на ноги;
  • Низкий рост;
  • Специфические черты лица (широко посаженные раскосые глаза, плоская переносица, маленькие уши);
  • Своеобразное строение рта (высокое небо, широкий и неповоротливый язык, мелкие зубы), затрудняющее артикуляцию;
  • Разные врожденные дефекты развития и сопутствующие им заболевания (проблемы с сердцем, слухом, щитовидной железой, желудочно-кишечным трактом).

Весь этот комплекс отклонений затрудняет развитие ребенка, но отнюдь не делает его абсолютно недееспособным. Родители, подошедшие к вопросу воспитания детей очень серьезно, добиваются значительных результатов по интеграции своего «особенного ребенка» в социуме.

Особенности воспитания детей с синдромом Дауна в раннем возрасте

Детям с синдромом Дауна в раннем возрасте особенно важна семья, которая оказывает всестороннюю поддержку и обеспечивает процесс познания окружающей действительности, приобщения к навыкам работы и культурным ценностям. Очень важно, чтобы воспитание детей происходило в атмосфере любви и доброжелательности, уважительного отношения к ребенку, что позволит ему сформировать достойное видение себя в социуме.

Конечно, имеются определенные особенности воспитания детей с «ограниченными возможностями», к ним относят максимально широкое привлечение специалистов. Могут оказать положительное влияние на состояние ребенка занятия с дефектологами, логопедами, психологами. Необходимо заручиться также поддержкой педиатров, терапевтов, кардиологов и других более узких специалистов, их помощь крайне важна в коррекции проблем развития ребенка.

Стоит наладить общение с другими родителями, которые имеют детей с таким же синдромом. Это прекрасная возможность перенять особенности воспитания детей и поделиться уникальным родительским опытом. Личные контакты, телефон или Интернет сделают возможным доступ к накопленному опыту других семей, а также смогут обеспечить моральную поддержку и взаимопонимание, которую не часто встретишь в современном обществе.

Очень полезно детям с синдромом Дауна бывать в коллективе сверстников. Ориентируясь на комфорт ребенка, это может быть как специализированное учреждение, так и обычный детский сад. Главным условием социализации должно быть отсутствие у ребенка стремления «закрыться»от общения.

Родителям же необходимо освободиться от чувства вины, ведь в рождении такого ребенка никто не виноват. А все усилия стоит направить на восстановление собственных сил, воспитание детей и раскрытие их потенциала.

Воспитание детей в семье: раскрываем потенциал «солнечных деток»

Говоря о потенциале детей с синдромом Дауна, необходимо помнить, что у них гораздо больше общего с обычными детьми, чем можно было бы подумать. Такие дети могут иметь друзей, помогать по хозяйству, кататься на велосипеде, сочувствовать и сопереживать. Они очень добры, открыты и бесхитростны, но стоит отметить, что этому способствует воспитание детей в семье, а не в интернатах, где невозможно воссоздать такую же динамику развития, полноценно научить выражать мысли и эмоциий.

Стоит помнить, что они вполне обучаемы, если в процессе учитывать некоторые особенности воспитания детей с таким диагнозом. Дети способны получить среднее образование и обучаться в специализированных учебных заведениях, и даже в обычных детских садах и школах. В некоторых случаях взрослые с синдромом Дауна живут отдельно от родителей, имеют работу, водят автомобиль. Они могут заниматься некоторыми видами спорта, принимать участие в соревнованиях и даже побеждать в них. Многие пишут картины, занимаются керамикой, могут играть в театре и кино.

Необходимо помнить, что сильной стороной «солнечных деток» является отличное зрительное и тактильное восприятие (им важно смотреть на объект и трогать его), поэтому обучение должно строиться с обязательным учитом этих факторов. Стоит максимально направить усилия на развитие мелкой моторики рук с помощью обучения ребенка письму, рисованию, игре на музыкальных инструментах, что в свою очередь будет способствовать дополнительному развитию мозга.

Существует мнение, что дети с синдромом Дауна агрессивны, опасны и неуправляемы, на самом же деле это не агрессия, а реакция на непонимание и желание быть услышанными. У них нет стремления к мести, они абсолютно не злопамятны, не умеют хитрить и обманывать. Общение с такими детьми делает человека лучше, меняет его взгляды на мир и свой характер.

Читайте также:  Примерная индивидуальная карта развития ребенка в детском саду по фгос

Источник

Кожа

Главная особенность развития детей с синдромом Дауна в телесном плане – тонкая кожа, которая слишком подтверждена влиянию окружающей среды. Зимой кожа такого ребёнка сильно сохнет, может трескаться, летом становится шероховатой на ощупь. Частые высыпания в младенчестве тоже результат того, что кожный покров очень нежный и тонкий.

Сердце

Развитие внутренних органов часто замедляется из-за врожденных пороков. Очень сильно страдает сердечно-сосудистая система. Кардиологи отмечают частые шумы в сердце, проблемы с кровообращением. Мышцы пресса ослаблены, поэтому животик у деток с синдром Дауна немного выпирает. Некоторых детей может мучить грыжа, но уже к 13-15 годам она проходит сама собой.

Подвижность

Движения у детей с ментальными нарушениями часто несогласованные, бывают проблемы с координацией. Хотя и мальчики, и девочки обычно все подвижные, любят активные игры, бегают.

Отдельно стоит остановиться на мелкой моторике. В первые несколько месяцев жизни особенные малыши почти неподвижны. Без помощи взрослых они не могут переворачиваться, принимать другие положения – их мышцы очень слабы. Только на 4-5 месяце жизни для таких новорождённых открывается мир предметов. Такое «замедленное» отставание в когнитивном развитии необходимо прорабатывать.

Родителям «солнечных» деток нужно делать больший акцент на владение пальчиками, игр с ними. Иначе писать, рисовать, играть, да даже заниматься обычными делами в дальнейшем будет тяжело.

Тонкости психики

Особенности развития детей с синдромом Дауна существенно отличаются от специфики воспитания детей с умственной отсталостью. Если отставание и есть, то оно лёгкое или среднее, что не так уж и страшно. Некоторые «солнышки» даже учатся в обычных школах. Да, они плохо концентрируются и часто бывают рассеянными. А из-за небольшого объема кратковременной памяти им приходится учиться усерднее.

Причины

Если ребёнок с синдром Дауна не реагирует на вопросы или, наоборот, отвечает невпопад, то это не потому, что он чего-то не понимает. Скорее всего, причины две.

  1. Плохой слух. Ситуацию исправит слуховой аппарат.
  2. Ребенок не в настроении: вот ребёнок был активен, включён в работу, а потом резко произошла смена настроения и всё – ему больше не хочется участвовать в происходящем. Он замыкается.

Конечно, такие особенности развития детей с синдромом Дауна сильно усложняют процесс обучения. «Солнечным» детям больше нравится наблюдать за процессом, чем участвовать в нём. Так, например, на уроках физкультуры ребёнок с синдромом Дауна с радостью смотрит, как другие резвятся с мячами, обручами и скакалками, а сам не хочет даже пробовать. Хотя такое развлечение для него вполне по силам.

Концентрация и эмоции

Еще одна особенность развития детей с синдромом Дауна – сосредоточенность на одной задаче. Другие дети легко переключаются, им даже часто надоедает заниматься чем-то одним. Ребенок с синдромом захочет непременно довести действие до конца. Он не переключит внимание, пока не будет полностью удовлетворен результатом.

В целом детям с синдромом Дауна свойственна эмоциональность. Скрывать эмоции у них не получается – они часто смеются, улыбаются, редко бывают грустными.

Очень важно «детям солнца» находиться в обществе сверстников. Так у ребенка появляются примеры для подражания. Он копирует поведение других во время игр, начинает быстрее и лучше разговаривать.

Источник

Развитие и воспитание детей дошкольного возраста с синдромом Дауна

(методические рекомендации для родителей)

Для ребенка с синдромом Дауна, как и для всякого ребенка, очень важно, чтобы родители приняли и полюбили его таким, какой он есть. Никогда невозможно точно предсказать, каким станет ребенок, когда вырастет. Это в равной степени относится к любому новорожденному, в том числе к малышу с синдромом Дауна. Важно помнить, что такой малыш, несмотря на определенные особенности, будет развиваться, начнет ползать и ходить, общаться со своими родителями и другими людьми, выражать радость и печаль, научиться помогать по дому, заботиться о других, обретет увлечения. Очень важно как можно раньше начинать развитие вашего малыша. Помните, что: Развитие вашего ребенка по своей сути не отличается от развития любого другого ребенка, темп развития будет несколько ниже, но порядок шагов более или менее тот же. Вашему ребенку для освоения того или иного навыка необходимо большее количество повторений, процесс обучения должен идти постепенно, его необходимо разбивать на маленькие шаги. Ваша роль, роль родителя в развитии ребенка очень велика, ведь именно вам предстоит ежедневно помогать малышу усваивать новые навыки, отрабатывать их.

Повышайте уровень общей осведомленности ребенка, развивайте его наблюдательность

Показывайте ребенку предметы из окружающего мира, животных, растения и т. д. Разговаривайте с ребенком во время прогулок обо всем, что видите (но не сплошным речевым потоком). Например: трава зеленая, небо голубое (изучение цвета), птицы летают в небе, насекомые ползают по траве (пространственное восприятие). Гуляя с ребенком, собирайте разные предметы: камушки, листочки, шишки, желуди, цветочки. Складывайте все это в коробку, называя при этом каждый предмет. Дома можно попросить малыша достать предметы из коробки один за другим и снова повторить их названия. На прогулках надо обращать внимание на действия людей (например, девочка играет в мяч, товары в магазине продает продавец) явления природы (капает дождик, светит солнышко) и т. п.

Читайте также:  Ребенок в своем развитии кратко повторяет путь человеческого рода

Развивайте самостоятельность ребенка

Формируйте культурно-гигиенические, бытовые навыки (умение самостоятельно есть, умываться, чистить зубы, одеваться, и т. д.). Побуждайте ребенка к активности и самостоятельности. Включите культурно -гигиенические навыки в игру. Чем старше ребенок, тем сложнее игра. Если вначале он только кормит куклу ложкой, то впоследствии может проиграть весь процесс: вымыть руки, накрыть на стол, накормить, убрать со стола. Развивайте навыки общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Обычно речь у детей с синдромом Дауна появляется намного позже, чем у других детей (в 4-5 лет). И поэтому потребность в общении у ребенка остается не удовлетворенной в полной мере. Специалисты рекомендуют для развития навыков общения детей с синдромом Дауна использовать жестовый язык. Часто у детей возможность понимать речь опережает способность говорить. По наблюдению специалистов, дети наученные пользоваться жестами с ранних месяцев жизни, впоследствии имеют лучшее языковое и речевое развитие. Как пользоваться языком жестом? Жестами следует обозначать только ключевые слова. Жесты должны быть функциональными, чтобы ими можно было пользоваться в повседневной жизни, например, «все», «еще», «привет», «на ручки» и т. п. Когда вы пытаетесь сообщить ребенку жестом, убедитесь, что он смотрит на Вас. При этом взрослый должен говорить полными предложениями и пользоваться обычными грамматическими структурами. Когда вы обучаете ребенка какому – либо жесту, положите свои руки сверху на его руки и помогите воспроизвести жест. Одновременно с жестами работайте и над развитием речи. Когда ребенок объясняет вам жестами, побуждайте его произносить звуки. На этом этапе не следует делать упор на правильное произношение. Для занятий языком жестов не следует отводить специальное время. Жестовая практика должна стать частью повседневной жизни.

Развивайте речь ребенка

Разучивайте со своим ребенком детские песенки, потешки, стишки и обязательно сопровождайте их движениями. Пение и музыка являются самыми приятными для детей способами обучения. Они помогают развивать способность различать звуки, развивают слуховое внимание, способствуют пополнению словарного запаса ребенка, знакомят с новыми понятиями. Заучивание куплетов из песен в большой степени облегчает задачу составление фраз и предложений. Песни, сопровождающиеся жестами, движениями способствуют развитию координации движений, что очень важно для вашего ребенка. Вашему ребенку необходимы занятия с логопедом, но для отработки и закрепления приобретенных речевых навыков очень важна систематическая работа родителей дома.

Развитие познавательной деятельности

(восприятия, мышления, внимания, памяти)

Дети с синдромом Дауна обладают различным исходным уровнем и индивидуальным темпом развития. Помочь определить исходный уровень развития ребенка и подобрать адекватные развивающие игры и упражнения помогут специалисты: психолог, дефектолог, логопед.

Дома родители могут отрабатывать необходимые навыки с помощью дидактического материала, а также включать их в бытовую и игровую деятельность.

Для развития сортировки, классификации (по размеру, форме, цвету) с ребенком можно играть в различные игры. Например, для сортировки по цвету используются разноцветные пуговицы, мозаика, которые ребенку предлагают разложить по цвету в коробочки. В игре вы можете попросить ребенка подобрать для кукол чашки к блюдцам по цвету, разделить солдатиков по цвету, поиграть в то, что «мишка любит печенье круглой формы, а собачка – треугольное», угостить большого мишку -большими шишками, а белочку – маленькими и т. д.

Для развития логического мышления можно предложить ребенку подобрать пары карточек с изображением предметов, связанных ассоциативно, например: руки – варежки, заяц – морковка, курица – яйца и т. д.

Для развития конструктивной деятельности ребенку можно предложить конструирование по образцу: сложить из кирпичиков, кубиков – дорожки, башенки, стул и т. д. Постройку нужно обязательно «обыграть», например, прокатить по дорожке машинку. Развитию конструктивной деятельности способствуют также игры с досками – вкладышами, «почтовым ящиком», мозаикой, складывание разрезных картинок, разрезанных на 2, 3 и более частей.

Для развития внимания и памяти можно спрятать 3-4 игрушки в разных местах комнаты на глазах у ребенка и попросить его найти их. Также можно играть с ребенком, переворачивая карточки по текущей логопедической теме. Родители могут переворачивать 3-4 карточки с нарисованными предметами на глазах у ребенка, а затем спрашивать «Где стул?» и т. д. Развитию памяти способствуют просьбы родителей, состоящие из 2-х, 3-х действий, которые ребенок должен запомнить и выполнить: «Принеси чашку и носки» и т. п.

Развитию памяти способствуют также разучивание стишков, песенок, разыгрывание маленьких кукольных спектаклей «Репка», «Теремок», «Колобок» и др. Родители вначале многократно показывают и рассказывают сказку, постепенно, превращая ее в совместную с ребенком игру.

Игрушки и игры вашего ребенка

Игрушек должно быть немного, но они должны побуждать ребенка к различным действиям. Помимо развивающих игрушек это могут быть 2 -3 мягких игрушки, куклы, звучащие игрушки, их следует дополнить ведерками, коробочками, кубиками, мячиками, машинками. Вводите в игру настоящие бытовые предметы. Например, пластмассовые «взрослые» чашки, деревянные ложки, алюминиевые кастрюли лучше, чем игрушки изображающие все это. Если ребенок перестал все брать в рот можно дать ему для игры красивые камушки, шишки, кусочки ткани, губки и т. п.

Читайте также:  Развития суждений ребенка раннего возраста

Играйте со своим ребенком, обучайте его элементам сюжетной игры. Например, вы можете показать ребенку, как кормить или купать куклу, укладывать ее спать. Для кормления можно использовать крупу, например манную. Ребенок накладывает «кашу» из кастрюли в тарелку, наливает «компот» из кувшина в чашку, угощает куклу -накладывает ей в рот крупу (в пластмассовой кукле вместо рта вырезается круглое отверстие по размеру используемой ложки). Великолепно, если все действия малыша вы сопровождаете стишком, например, во время купания куклы таким: «Ах ты, куколка чумазая, где ты носик так измазала?». Такие игры помогают развивать воображение, мышление, речь, моторику ребенка. На первом этапе взрослому надо самому показать игру малышу, дальше помочь ребенку повторить игровые действия совместно с вами. Постепенно ребенок научиться играть самостоятельно.

Развивайте мелкую моторику ребенка

Давайте ребенку задания, которые нужно выполнять обеими руками (например, нанизывание бусин, занятия с конструкторами «Лего»). Организуйте занятия с мелкими предметами (изюминками, сухим завтраком), которые нужно брать и опускать; игры с головоломками, элементы которых снабжены маленькими ручками. Играйте с водой, сыпучими материалами (например, насыпание сыпучих материалов в ладонь). Побуждайте вашего малыша принимать как можно больше участия в одевании. Очень увлекательное занятие для детей -рисование пальчиком. Вы можете вместе с ребенком рисовать пальчиком по рассыпанной манной крупе, разлитому на подносе йогурту или киселю, кремом для бритья по зеркалу. Можно нарисовать что-либо мелом на доске и попросить ребенка стереть это пальчиками. На первом этапе рисовать с ребенком можно на основе совместных действий, в дальнейшем ребенок будет рисовать сам по подражанию, повторяя показанный вами рисунок (шарик, дорожку, солнышко и т. д.). Когда ребенок станет постарше, научите ребенка выполнять пальчиковые рисунки специальными пальчиковыми красками или гуашью.

Можно рисовать пальчиками на кустах ягоды, чешуйки у рыбок, новогодние шарики, огоньки на елке и т. п. Для этого заранее специально заготовьте изображения, которые предполагаете разукрашивать пальчиками. Очень нравятся детям делать отпечаток своей ладошки. Для этого надо намазать ладошку малыша краской и сделать отпечаток его ладошки на листе бумаги, можно делать также отпечатки ножек малыша. Хорошо помогает развивать пальчики работа с тестом, пластилином. Для этого можно использовать просто крутое тесто или специально приготовленное соленое тесто, которое может быть разных цветов. На первом этапе тесто можно мять, раскатывать, тыкать пальчиком. Затем в кусок теста или пластилина можно вдавливать палочки или какие-нибудь макаронные изделия (ежик), пуговицы (глазки, цветы). Ребенок будет подрастать, а вы усложнять задания.

Малыш подрастет, и ему будут необходимы мелки, карандаши, кисточка. Помогают развитию тонкой моторики и специальные пальчиковые игры. Такие простые пальчиковые игры можно проводить с детьми, начиная с возраста 3-5 лет. Сопровождайте движения пальцев песенками, стишками.

Как строить отношения с ребенком

Постарайтесь, чтобы занятия нравились ребенку, и он участвовал в них с удовольствием. Обязательно хвалите ребенка. Если результата нет или он очень мал, то хвалите за согласие к сотрудничеству. Если ребенок отказывается от какой – либо деятельности -ничего страшного. Попробуйте предложить ему развитие этого же навыка, но в другой форме, с другими игрушками. Если это не получается, отступите на шаг и вернитесь к этому заданию через один – два месяца. Возможно, что ребенку до него надо чуть – чуть дорасти.

Навыки поведения в обществе

Для того чтобы научить ребенка взаимодействовать с окружающими, лучше всего помочь ему по настоящему стать частью семьи и вместе со всеми участвовать в ее социальной деятельности: играть с братьями и сестрами, принимать гостей, готовиться к званому обеду и при всем этом наблюдать за родителями. Очень важно дать ребенку возможность проводить время с детьми его возраста и практиковаться в социальном взаимодействии. Когда ребенок станет старше, круг его общения расширится и выйдет за рамки семьи. При этом вопрос безопасности ребенка очень волнует родителей: как научить ребенка отличать незнакомца от знакомого и друга. Объяснять это ребенку надо аккуратно и многократно. При этом можно охарактеризовать три категории людей:

1. Люди, которых можно обнимать – это только члены семьи и хорошие друзья.

2. Люди, которых можно обнимать иногда (например, во время праздников типа дня рождения), но обычно мы говорим им только «Привет», жмем руку или машем.

3. Люди, которых никогда нельзя обнимать – это работники всякого рода учреждений (врачи, педагоги), незнакомцы, маленькие дети и люди малознакомые, даже если мы их часто видим (соседи, продавцы в магазине).

Необходимо научить ребенка отличать общественное место от дома, и тому, что можно и чего нельзя делать. Правила поведения в обществе важны, но не обязательно осваивать их все сразу. Выбирайте для работы какой-нибудь один навык и осваивайте его шаг за шагом. Вознаграждайте хорошее «правильное» поведение. Заменяйте неприемлемое поведение, когда оно имеет место, на приемлемое. Демонстрируйте сами желательное поведение. Вам понадобятся время и выдержка. Усвоение этих правил поведения может потребовать многократных повторений, множества практических занятий. Но все труды окупятся, если ваш ребенок в будущем научится поведению, которое не подвергает его опасности, способствует успешному построению отношений с другими людьми и принятию здравых решений.

Источник