Развитие и воспитание недоношенного ребенка

Развитие и воспитание недоношенного ребенка thumbnail

Когда ребенок рождается раньше срока, родителей, переживших первое потрясение, интересует очень многое. Когда мама сможет самостоятельно ухаживать за малышом? Какие врачи должны его наблюдать и до какого возраста? Будет ли ребенок здоровым, догонит ли сверстников по развитию? Рассказывает неонатолог Галина Асмолова.

– К счастью, сейчас детей, родившихся раньше срока, которые имеют инвалидизирующие состояния со стороны центральной нервной системы, тяжелые нарушения моторики, зрения и слуха, гораздо меньше, чем это было десять лет назад. За это время изменились подходы к реанимации недоношенных в родильном зале и в первые сутки жизни, к вопросам питания и развивающего ухода.

– Сегодня недоношенные лети чаще появляются на свет в результате самопроизвольных преждевременных родов или кесарева сечения?

– Преждевременные роды чаще всего вызывают ситуации, связанные с мамой: либо внезапная отслойка плаценты, либо развитие преэклампсии, то есть высокого артериального давления, либо кровотечение. При таких экстренных причинах неизбежно экстренное кесарево сечение.

А если это роды, которые сами начинаются после 32-й недели, и мы видим, что с сердцебиением плода всё нормально, то возможны и естественные роды, что немаловажно для ребенка.

Но процент кесаревых сечений среди недоношенных детей всегда выше, чем среди детей доношенных. Это вынужденная мера по спасению либо мамы и ребенка, либо ребенка, чтобы нанести ему меньшую травму при родах. Чем меньше травма, тем больше шансов на лучший исход.

Ребенок родился раньше срока: что делать родителям

– В прежние времена, если ребенок попадал в отделение реанимации, мама могла лишь навещать его по часам и сцеживать для него молоко. Как сейчас организован доступ родителей к недоношенным малышам?

– Надо понимать, что каждое отделение реанимации обладает своими возможностями с точки зрения нахождения там мамы. Где-то можно находиться большее количество времени, где-то – приходить в определенные часы, где-то – находиться с ребенком круглосуточно.

Даже если организовать совместное пребывание с ребенком в реанимации не получается, обязательно используются принципы развивающего ухода, которые снижают стресс у малыша и мамы. Это, например, метод “Кенгуру”, когда кроха выкладывается маме на грудь, даже находясь на аппарате ИВЛ, но в стабильном состоянии. Телесный контакт и психоэмоциональная связь, которая образуется при этом, жизненно необходимы обоим и способствуют более быстрому выздоровлению малыша.

А еще – налаживанию грудного вскармливания, ведь при рождении ребенка раньше срока очень важно, чтобы у мамы пришло молоко и пришло желание кормить его грудью. Сейчас гораздо больше детишек выписываются из стационара и находятся потом на грудном вскармливании, причем даже не сцеженным молоком, а непосредственно из груди матери.

В реанимации большинство манипуляций выполняется врачами и средним медицинским персоналом, потому что это особое отделение. А вот после перехода в отделение патологии новорожденных, где есть возможности совместного пребывания, мама активно включается в процесс ухода за недоношенным ребенком.

– Мама становится опытнее, спокойнее?

– Конечно. Когда они с малышом выпишутся домой, она будет чувствовать себя гораздо увереннее, нежели мамы, которых мы выписывали лет десять назад. Порой они не знали, как правильно с обращаться с крохой, купать его или пеленать. А еще им было страшно от того, что с ним может что-то случиться: он ведь все равно еще очень маленький, может и срыгнуть, и не так покушать, и не так повернуться.

А практика ухода дает маме уверенность – это с одной стороны. А с другой, выполняя такие простые действия, как переодевание, купание, пеленание, мама делится с младенцем свой микрофлорой, своим микробиомом – и это гораздо здоровее для него, чем госпитальная флора, которая присутствует в стационаре. Устойчивый микробиоценоз у мамы и малыша – это заведомая профилактика инфекций и аллергических заболеваний в дальнейшем. Так что материнский уход за новорожденным нам важен с точки зрения контакта непосредственно с ее бактериями, а не только с бактериями, которые живут в стационаре.

– Чему важно научиться маме на втором этапе выхаживания?

– Как только у малыша появляется синхронизация процессов сосания и глотания, его начинают прикладывать груди и учат маму кормить грудью и докармливать из бутылочки, если надо. Мама должна освоить правильные позы, в которых надо держать малыша, как его правильно укладывать, просто прикасаться к нему. Потому что любое общение с мамой для недоношенного ребенка – это развивающий уход. Он складывается из таких, казалось бы, мелочей, но имеет глобальное значение для нервно-психического, умственного, социального развития ребенка – того, на чем держится человек и социум.

А на третьем этапе мама – это соратник врача, без которого никакие назначения не будут работать. Врач может рекомендовать, прописать, но именно от того, как мама будет этим рекомендациям следовать, и зависит успех. И речь уже не только и не столько о медикаментозной терапии, сколько о терапии моторно-двигательной и эмоциональной. От понимания мамой ситуации и от ее усилий в период до трех лет очень многое зависит.

Какие врачи должны наблюдать недоношенного ребенка

– Какие специалисты будут сопровождать маму и ребенка дальше – в детской поликлинике и центрах катамнестического наблюдения?

– Не секрет, что недоношенный ребенок на выходе из отделения патологии новорожденных имеет определенную группу риска по развитию той или иной патологии, а иногда – уже хроническое заболевание. Так, например, у тех детишек, у кого при рождении были совсем незрелые легкие, у кого было длительное дыхание через аппарат искусственной вентиляции легких, к сожалению, есть такое состояние – бронхо-легочная дисплазия. Встречаются, хотя уже не так часто, те или иные степени ретинопатии недоношенных – проблемы с органами зрения из-за раннего срока рождения.

Поэтому по индивидуальным показаниям нужны узкие специалисты – такие, как пульмонолог, окулист, для какого-то малыша – кардиолог. Но для всех обязателен врач-невролог, который должен постоянно вести этого ребенка и осматривать его минимум раз в три месяца. Потому что неврологическое развитие – это динамическое развитие, и на каждом этапе необходимо оценивать, что происходит с динамикой тех или иных функций.

Мы не можем сказать заранее, что будет с этим малышом через три, шесть месяцев или через год. Даже если нам кажется, что у ребенка всё в порядке в том или ином возрасте, мы не можем его отпустить на шесть месяцев или на год, как доношенного ребенка. Только динамическое наблюдение позволяет нам, с одной стороны, активно вмешиваться в процесс тогда, когда в него надо вмешаться, чтобы не пропустить, а с другой стороны – направлять этого малыша и его семью к тем или иным достижениям в их жизни. И поэтому невролог, как и окулист – это обязательные врачи.

Еще один врач, который обязательно нужен, – это хирург-ортопед. Недоношенные часто имеют дефицит по микроэлементам и витаминам – витамину D, кальцию, фосфору, могут иметь те или иные проблемы с костной системой, и хирург-ортопед должен за этим наблюдать.

И, конечно, ребенку нужен педиатр, причем такой, который глубоко знает и понимает неонатологию, знает, как эти дети родились, как они выхаживаются. Этот врач, как и невролог, является основным, кто ведет этого малыша. Далеко не всегда он именно лечит, но грамотное назначение витаминов, микроэлементов, поддержка в тот или иной период, правильное составление графика вакцинации – всё это станет базой для будущего здоровья.

– Как “делятся обязанности” между врачами детской поликлиники и центров реабилитации недоношенных детей?

– Все специалисты, которые работают в центрах катамнестического наблюдения, доступны только планово. А иногда бывает нужна экстренная помощь. Мы не можем выехать на дом к этому малышу, не всегда можем в острый период той или иной болезни оказаться рядом с ним. Поэтому жизненно важно прикрепить ребенка к поликлинике там, где он проживает – для экстренных визитов.

Но не только. Так, выдать направление определенной формы по системе ОМС в то или иное место, где надо, скажем, проконсультировать ребенка, сегодня может только участковая поликлиника, и нам бывает очень нужна поддержка ее врачей.

Так что очень важно взаимодействие между врачами, понимание того, что мы в одной упряжке, и ребенок у нас один, он общий, а не отдельно чей-то. Мы всячески готовы выходить на связь с амбулаторным звеном и по вопросам, которые требуют просто разъяснения, и по стратегическим вопросам, например, той же самой вакцинации. Ведь далеко не всегда наши малыши могут соблюдать Национальный календарь прививок, для них есть особенности.

Так, например, существует программа профилактики и иммунизации против тяжелого течения респираторно-синтициальной вирусной инфекции у недоношенных детей из групп высокого риска. Это глубоко недоношенные дети, с бронхо-легочной дисплазией и с тяжелыми пороками сердца. Программа работает уже восемь лет. Профилактика против РС-вирусной инфекции происходит не с помощью вакцин, это не прививка, а готовые антитела, которые помогают бороться с вирусом, если вдруг он попадает в организм.

Все мы с ноября по апрель, бывает, переносим ОРВИ, а их источником часто становятся респираторно-синтициальные вирусы, которые наряду с вирусами гриппа очень распространены. Но если у нас с вами дело может ограничиться легким насморком, то у недоношенного ребенка эта инфекция может протекать очень тяжело – вплоть до бронхита, бронхиолита и пневмонии. Особенно у детишек с изначально поврежденной легочной тканью, сердечными или иммунологическими проблемами на фоне недоношенности. Чтобы такого малыша защитить, мы ему вводим готовые антитела, которые будут препятствовать прикреплению вируса к дыхательным путям.

В этой программе нам жизненно необходимо взаимопонимание между врачами на всех уровнях – от отделения реанимации, отделения патологии новорожденных, где первый раз малыш получает эту инъекцию, до отделений реабилитации и катамнестического наблюдения и детской поликлиники.

Когда недоношенный ребенок догонит сверстников

– В каком возрасте недоношенные дети обычно выравниваются относительно сверстников? Как долго они требуют наблюдения и лечения?

– Чем меньше вес, с которым родился ребенок, тем длительнее, как правило, первый глобальный этап реабилитации. Если со здоровьем обычного ребенка все проясняется примерно в год, то недоношенному малышу надо к этому сроку прибавить те три-четыре месяца, которые ребенок “не досидел” внутриутробно, то есть только в полтора года мы можем делать какие-то приблизительные выводы.

Но реально возраст, до которого максимально активно ведутся реабилитационные мероприятия, – это 18-24 месяца. В первую очередь они касаются слуха, зрения и двигательного развития. Первые два года жизни – это тот самый сенситивный период, когда мы еще можем что-то принципиально изменить.

В дальнейшем для детишек, у которых остаются те или иные неврологические проблемы, будут в большей степени нужны специалисты психолого-педагогического звена. Хотя мы и сейчас стараемся, чтобы буквально спустя один-два месяца после выписки из стационара психологи и логопеды начинали работать и с мамой, и с ребенком – это нужно для развития речи.

Здесь такая закономерность: все, что можно сделать с моторной сферой, делается до трехлетнего возраста. А дальше на базе специализированных психолого-педагогических центров с детишками продолжают заниматься педагоги и логопеды, развивая в большей степени психическую сферу.

Результаты этой работы мы оценим, когда ребенок пойдет в школу: станет понятно, к чему мы пришли как с точки зрения социального развития и поведения, так и с точки зрения возможностей обучения.

Конечно, эти результаты могут быть разными – в зависимости от степени поражения центральной нервной системы и от развития высших психических функций, то есть мышления, восприятия, памяти. Если ребенок может учиться в общеобразовательной школе, о нем, как правило, и не знают, что он родился раньше срока. Например, вместе с моим сыном учатся дети, которые были глубоко недоношенными, а теперь по итогам начальной школы – отличники.

Поэтому резервы и ресурсы совершенно точно есть даже у глубоко недоношенного ребенка.

Источник

Интенсивно развиваются технологии выхаживания преждевременно рожденных детей. Некоторые из малышей рождаются глубоко недоношенными. Помимо проблем, связанных с лечением и выхаживанием таких крошек, существуют трудности с оценкой их нервно-психического развития. На какие нормы и шкалы стоит ориентироваться, чтобы понять, нормально ли развивается малыш?

Маленькие борцы

После перехода на новые критерии живорождения врачи стали выхаживать детей, появившихся на свет в 22 недели и старше. Их вес очень мал: от 500 грамм.

Это не просто очень маленькие дети. У таких малышей органы и системы незрелые, иммунитет работает слабо, а сам организм очень чувствителен к воздействию на него различных неблагоприятных факторов. То, что никак не отражается на здоровье доношенных детей, ребенка с экстремально низкой массой тела может убить или серьезно повредить его здоровье.

Дети, родившиеся на свет с очень низкой массой тела (от 1000 до 1499 г) и с экстремально низкой массой тела (менее 1000 г), составляют группу максимального риска по развитию различной тяжелой патологии и инвалидизирующих заболеваний. Причем чем меньше срок беременности, тем выше риск того, что у одного ребенка будет совокупность серьезных проблем.

У многих недоношенных детей, которым удалось выжить, отмечаются нарушения работы внутренних органов, неврологические расстройства, сенсорные нарушения. У них более высокий риск детского церебрального паралича, задержки умственного развития, минимальных мозговых дисфункций (проблемы речи, нарушения зрения, сложности в обучении, трудности с концентрацией внимания).

Физическое развитие тоже имеет свои особенности. Как правило, оно имеет низкие показатели на протяжении первых трех лет жизни у детей с очень низкой и экстремально низкой массой тела. Это связано с тяжестью состояния в первые недели и месяцы жизни, высокими энергетическими затратами, трудностями вскармливания, проблемами усвоения питательных веществ. Ну а дефицит питательных веществ отражается не только на показателях роста и веса, но и на нервно-психическом и интеллектуальном развитии ребенка.

Ранее выявление различных патологий, формирования вышеперечисленных и других нарушений необходимо для того, чтобы вовремя начать реабилитацию малыша и адекватное лечение. Цель этих мероприятий: адаптировать ребенка к жизни, а также дать ему возможности для обучения и развития.

Может ли у одного ребенка быть сразу несколько возрастов?

Мы привыкли считать возраст человека от момента его рождения. А вот у недоношенного ребенка врачи определяют сразу три возраста. Какие же?

  • Хронологический возраст

Это тот показатель, к которому мы привыкли. Он считается от дня рождения ребенка. Если малыш родился 1 января, то 1 февраля ему исполнится 1 месяц.

  • Постконцептуальный возраст

Его еще называют постменструальным. Это тот возраст, который считается от первого дня последней менструации. Он считается в неделях (иногда для точности к неделям добавляются дни). Например, ребенок родился 1 января в сроке 25 недель. В таком случае 1 февраля его постконцептуальный возраст составит 29 недель и 2 дня.

  • Корригированный возраст

Это возраст ребенка с поправкой на недоношенность. Он считается относительно 40 недель в ту и другую сторону. Если ребенок родился в 25 недель 1 января, то его корригированный возраст 1 февраля составит минус 11 недель, то есть ему не хватает 11 недель до 40. А сколько же ему будет 1 июня, когда хронологический возраст составит 6 месяцев? Оказывается, ему будет всего 6 недель и 4 дня корригированного возраста!

Другими словами, только спустя полгода после рождения на сроке 25 недель гестации малыша можно будет сравнить по развитию с полуторамесячным доношенным ребенком. Хотя слово «сравнить» не совсем является уместным в данной ситуации.

Именно на основе корригированного возраста составлена наиболее часто используемая шкала умений недоношенных малышей.

Особенности психомоторного развития недоношенных

Как можно сравнивать, насколько хорошо развиваются недоношенные дети, родившиеся в одно и то же время, но на разном сроке? Естественно, что ребенок, родившийся в 34 недели, скорее догонит своих доношенных сверстников, чем кроха, появившийся на свет в 27 недель. Так на какие показатели ориентируется врачи? На что обратить внимание родителям?

Прошло немало времени, прежде чем врачи могли сделать определенные выводы о нервно-психическом развитии преждевременно рожденных детей, хотя разработка различных шкал (как более простых, так и сложных) для оценки развития недоношенных детей продолжается до сих пор.

О чем мы точно знаем сегодня?

  • Ребенок развивается поступательно (постепенно).
  • Навыки формируются примерно в той же последовательности, как и у доношенных детей, но с поправкой на корригированный возраст.
  • Индивидуальные особенности становления психомоторных функций связаны со сроком беременности, на котором родился ребенок, с уровнем его морфофункциональной незрелости и степенью перинатального повреждения. То есть, ребенок тем дольше будет приобретать новые навыки, чем больше проблем он пережил в первые месяцы своей жизни.
  • Необходимо динамическое ежемесячное наблюдение за ребенком, чтобы можно было адекватно оценить темпы его развития.

Что умеет кроха?

Ниже мы приведем примерный перечень навыков и умений, которые можно ожидать от недоношенного малыша в первые 18 месяцев его жизни. Однако стоит помнить, что ориентироваться стоит не на хронологический возраст, а на корригированный.

Это условные нормативы, которые нельзя строго применить ко всем недоношенным детям, но для родителей и врачей важно иметь хотя бы такие ориентиры.

  • 2 месяца корригированного возраста: первые умения

Малыш устойчиво удерживает голову, начинает гулить, улыбаться, прислушивается. Он узнает родных людей, радуется им при общении.

  • 4 месяца корригированного возраста: расширение возможностей

Малыш хорошо лежит на животике, поднимает голову, осматривает пространство вокруг. Он следит за предметами, за людьми. Кто-то из малышей уже хорошо переворачивается на живот и спину, а кто-то только учится это делать.

  • 6 месяцев корригированного возраста: движение вперед!

Ребенок учится сразу многому: ползать, вставать на четвереньки, сидеть. Развивается речь – появляется лепет. Это многократное повторение одних и тех же слогов («ма-ма-ма», «дя-дя-дя» и др.). Малыш очень интересуется игрушками, интересными вещами, которые находятся даже вне зоны его досягаемости, он пытается к ним подползти, подтянуться.

  • 9 месяцев корригированного возраста: как интересен мир!

Тяга к новым знаниям и любопытство побуждают малыша везде ползать, вставать, тянуться за предметами, разнообразно играть. В речи все больше новых слогов, он пытается подражать новым звукам. Малыш начинает хорошо понимать слово «нет», ведь именно в это время появляется так много запретов от родителей.

  • 12 месяцев корригированного возраста: развивается самостоятельность

Ребенок уже многому научился: он делает первые шаги, много ходит вдоль мебели, может нагнуться и поднять с пола предмет. Активно развивается речь: малыш осознанно произносит новые слова, может ответить на простые вопросы, понимает речь, обращенную к нему. Активно пользуется жестами: машет ручкой, мотает головой, кивает. Он очень расстраивается, если пропали из поля зрения мама или папа, начинает плакать.

  • 15 месяцев корригированного возраста: учиться и еще раз учиться!

С каждым днем пополняется словарный запас малыша. Он любит рассматривать картинки, слушать книжки, может показать пальчиком на предметы, животных, части тела. Движения становятся более координированными, ребенок хорошо ходит, умеет присесть на корточки. Он осознанно играет простыми развивающими игрушками (кубики, пирамидка), учится сортировать, собирать простые головоломки.

  • 18 месяцев корригированного возраста: совсем большой!

Малыш уже может подняться на лестнице, взобраться на горку на улице, начинает бегать, пытается сам одеваться и раздеваться, неплохо ест ложкой и пьет из чашки. Он четко знает, что хочет, и что не хочет. Ребенок эмоционально общается, употребляет в речи все больше слов.

Оценить гармоничность развития малыша можно совместно с педиатром и неврологом. Эти же специалисты вовремя заметят «слабые места» в развитии крохи и помогут разработать план его дальнейшего наблюдения, построения развивающих занятий при необходимости лечения, включающего не только лекарства, но и массаж, лечебную физкультуру, кинезиотейпирование и другие современные методики.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

  1. Особенности психомоторного развития и методы реабилитации недоношенных детей после выписки / Федорова Л.А. // Вестник современной клинической медицины. = 2014. – Том 7. – вып.6
  2. Оценка нервно-психического развития недоношенных детей на первом году жизни / Степанова О.А. // Вестник современной клинической медицины. = 2013. – Том 6, вып.1
  3. Особенности физического и нервно-психического развития глубоконедоношенных детей раннего возраста, рожденных с очень низкой и экстремально низкой массой тела в Калининградской области / Муц Е.У., Шестакова В.Н. // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. = 2019. – Том 1

Источник