Развитие и коррекция общения взрослого с ребенком

Развитие и коррекция общения взрослого с ребенком thumbnail

Взаимодействие взрослого с ребенком. Одним из главнейших условий эффективности коррекционно-образовательного процесса является характер взаимодействия взрослого с ребенком в соответствии с ведущими мотивами и потребностями возраста. Когда объектом взаимодействия является ребенок, развитие которого в силу определенных причин не может протекать нормально, позиция взрослого становится более ответственной. Так, на первом этапе обучения взрослый направляет свои усилия на: удовлетворение потребности ребенка в движении, эмоциональном насыщении, в предметной новизне; обеспечение развития ориентировочно-обследовательских действий и сенсорно-двигательных координации в процессе манипулирования и на пробуждение познавательной установки «Что это?»; развитие подражания, эмоционально-делового общения; пробуждение речевой активности.

Взаимодействие взрослого с детьми на втором этапе строится с ориентировкой на особую сензитивность ребенка к социальным влияниям. Основной формой коммуникации является паритетное, равноправное сотрудничество и общение взрослого с ребенком при стимуляции детской самостоятельности и инициативы. Взрослый удовлетворяет потребность ребенка в признании его достижений, формируя тем самым у ребенка чувство уверенности в себе и гордости за достигнутые результаты.

В целом взаимодействие взрослого с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, которые приводят к социально-личностному недоразвитию, направлено на пробуждение и стимулирование возникновения у ребенка образа Я, Я-позиции, осознания себя среди взрослых и сверстников, в природе, пространстве и времени, на формирование познавательных и творческих способностей и необходимых свойств личности.

Эмоциональное и социально-нравственное развитие. В дошкольном возрасте происходит бурное развитие самосознания ребенка, он открывает для себя сверстника, вступает с ним в эмоциональные, деловые, внеситуативно-личностные и внеситуативно-познавательные формы общения. На основе взаимодействия с членами детского сообщества у него налаживаются межличностные отношения, складываются и первые ценностные ориентации, определяющие направленность поведения ребенка в целом.

В процессе личностного развития у ребенка складываются такие психические новообразования, как способность к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению и пр. Дети становятся чрезвычайно чувствительны к оценкам взрослых. По мере формирования собственного поведения на основе взаимодействия со сверстниками развиваются и собственные позиции, оценки и предпочтения по отношению к членам сообщества. Это дает возможность занять определенное положение в коллективе сверстников.

У детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается выраженное своеобразие эмоционального и социально-личностного развития. На фоне общей эмоциональной обедненности имеет место снижение эмоциональной отзывчивости, способности к эмоциональному заражению, подражанию, слабая реакция на новое.

Работа по эмоциональному и социально-личностному развитию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью осуществляется по нескольким направлениям:

  • В повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания помощи (в известных пределах), участия в коллективных работах, совместном выражении радости от результата и пр.
  • В процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстников, системе социальных отношений; на овладение средствами взаимодействия. В проведении этих игр и упражнений могут принимать участие различные специалисты (например, учитель-дефектолог и воспитатель или педагог-психолог). Игры могут проводиться как самостоятельное занятие, а также в структуре других занятий как их фрагмент в соответствии с педагогическим замыслом взрослого.
  • В процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм (режиссерским играм и играм-драматизациям), где вычленение, осознание и воссоздание социальных отношений является целью и средством деятельности.
  • В процессе рисования, лепки, конструирования, хозяйственно-бытового труда за счет усиления социальной направленности их содержания.
  • В процессе работы по развитию речи: обучение словесному отчету о выполненных действиях, составлению рассказов из «личного опыта», сочинению текста при выполнении роли в театрализованных играх и пр.
  • Во время индивидуальной коррекционной работы.

Физическое и моторно-двигательное развитие. Физическое развитие и укрепление здоровья детей является главной заботой специалистов ДОУ. С детьми с интеллектуальной недостаточностью проводится общеоздоровительная работа, у них развиваются основные движения, кроме того, ведется коррекционная работа, а также, если показано, назначаются лечебная физкультура и массаж. Главный акцент делается на коррекционной работе.

Задачи физического и моторно-двигательного развития решаются в следующих условиях:

  • На специальных занятиях по физическому воспитанию, во время оздоровительных мероприятий, утренней гимнастики.
  • В процессе музыкальных занятий (музыкально-дидактических, имитационных игр, игр с воображаемыми объектами, музыкально-ритмических движений и пр.).
  • В играх и упражнениях по сенсомоторному развитию.
  • В ходе специальных игр и упражнений, направленных на восприятие и воспроизведение основных и выразительных движений, естественных жестов, мимики.
  • В подвижных играх, в подвижных играх с музыкальным сопровождением.
  • На всех занятиях, если требуется правильное восприятие и воспроизведение выразительных движений для понимания смысла ситуаций, характера персонажей, эмоциональных состояний и пр.
  • В процессе формирования трудовых и изобразительных навыков.
  • В процессе индивидуальной коррекционной работы.

Сенсорное развитие. У детей с интеллектуальной недостаточностью имеется грубое сенсорное недоразвитие. Это выражается в том, что даже в предметной деятельности они не учитывают пространственные признаки предметов, действуют силой, не умеют пользоваться «поисковой», результативной пробой. Для восприятия ребенка с интеллектуальной недостаточностью характерны замедленность и фрагментарность (например, узнавая предмет зрительно, он с трудом опознает его на ощупь и может совсем не узнать по характерному звуку). Страдают зрительное и слуховое внимание и сосредоточение, идентификация и группировка по различным признакам. Недостаточность зрительно-моторной координации, неумение действовать одной и двумя руками под контролем зрения в дальнейшем отрицательно влияют на процесс овладения ребенком всеми видами бытовой, практической и познавательной деятельности, а впоследствии – чтением и письмом.

На первом этапе коррекционно-педагогической работы сенсорному воспитанию уделено особое внимание. Детей знакомят с разнообразием форм, звуков, движений, учат выделять, узнавать, сравнивать, объединять в группы, воспроизводить по подражанию и простейшему образцу и т. д.

На втором и третьем этапах сенсорное воспитание не утрачивает своего значения. Его содержание существенно усложняется, приобретая новые формы и большую, чем раньше, включенность в деятельность. Основное внимание уделяется тому, чтобы воспринятое соединялось со словом для формирования особых представлений о пространственных признаках предметов, чтобы ребенок пользовался сформированными на предметном материале перцептивными действиями при восприятии материала социального содержания (экспрессивных жестов, мимических движений, эмоциональных состояний и пр.).

Сенсорное воспитание осуществляется по нескольким направлениям, а именно:

  • В процессе специальных дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на развитие восприятия пространственных и качественных свойств предметов и формирование перцептивных действий. Эти игры проводятся как отдельно, так и в качестве вступительной части занятия в соответствии с программным содержанием.
  • В ходе игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка социального восприятия: восприятия человека, его действий, движений, в том числе экспрессивных и мимических (реальных и в изображении), восприятия себя самого и окружающих его сверстников. Эти игры также проводятся как самостоятельно, так и с целью более эффективного решения задач формирования ролевого поведения, создания образов в театрализованных играх, в ходе работы с художественной литературой, как подготовительные для сюжетной игры или ее обогащения.
  • В продуктивной деятельности – рисовании, аппликации, лепке, конструировании, ручном труде.
  • В повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком.
  • На занятиях по развитию речи (развитие слухового внимания и сосредоточения, ориентировка на лицо говорящего, речевое подражание), по музыкальному воспитанию, развитию элементарных математических представлений, в ходе физического и моторно-двигательного развития.
Читайте также:  Возрастные особенности развития воспитания ребенка

Познавательное развитие. Недоразвитие мышления при интеллектуальной недостаточности проявляется уже на уровне овладения орудийными действиями. Недостатки образного мышления заключаются, прежде всего, в слабой способности к оперированию представлениями и созданию новых образов, использованию имеющихся знаний в новых условиях, обобщению, сравнению, установлению сходства и различия по существенным признакам и пр.

Познавательное развитие происходит наиболее эффективно, если на основе непосредственного восприятия формируются модельные схематизированные представления, которые, в свою очередь, являются объектами для практического моделирования с использованием различных алфавитов кодирования (так называют разные виды знака) в процессе символико-моделирующих видов деятельности (игры, рисования, конструирования, общения).

У детей с интеллектуальной недостаточностью представления отличаются неполнотой, фрагментарностью, неточностью, имеют выраженную склонность к уподоблению и быстрому сглаживанию, забыванию.

Развитие воображения в дошкольном возрасте связывается прежде всего с ролевой игрой, рисованием, конструированием. В игре, а также в процессе продуктивных видов деятельности создаются оптимальные условия для развития образного мышления и творческого воображения. Без обучения у умственно отсталых детей действия воображения, даже способность к «опредмечиванию», фактически не формируются.

Коррекционно-педагогическая работа по овладению способами мыслительной деятельности проводится в процессе:

  • специальных игр и упражнений, направленных на формирование орудийных действий, на обучение решению наглядно-действенных задач в условиях специально созданных проблемных ситуаций;
  • специальных дидактических игр и упражнений, направленных на формирование ориентировочно-исследовательских действий (результативной, поисковой пробы, практического примеривания, зрительного соотнесения);
  • игр и упражнений по ознакомлению детей с пространственными и качественными свойствами и признаками объектов;
  • игр и упражнений, направленных на обучение замещению и моделированию как основы познавательных способностей;
  • игр и упражнений на запоминание с использованием знаково-символических средств;
  • сюжетно-ролевой, театрализованной игры;
  • изобразительной деятельности путем организации обследования объектов в целях формирования пригодных для изображения представлений в рисовании и лепке по словесному, заданию и собственному замыслу;
  • конструирования по образцу (наглядно-действенное мышление), по представлению, замыслу, условиям (наглядно-образное мышление), при ориентировке по простейшей схеме-плану с использованием символических средств;
  • работы по развитию элементарных математических представлений (при решении простых арифметических задач, ориентировке в пространстве и времени);
  • ознакомления с окружающим миром: у детей формируют представления о себе, окружающих людях, растительном и животном мире, о деятельности людей в природе (на основе экологических принципов воспитания);
  • работы по развитию речи и коммуникативного поведения, в ходе ознакомления с художественной литературой с использованием знаков и символов
  • занятий по остальным разделам программы и в повседневной жизни, в ходе подготовки к праздничным утренникам, проведения досугов;
  • комплексных занятий, где используются сразу вербальный, графический и образно-двигательный знак для выражения одного содержания.

Речевое и коммуникативное развитие. Нарушения речи при интеллектуальной недостаточности имеют системный характер и распространяются на все функции речи – коммуникативную, познавательную, регулирующую.

Слабость коммуникативной функции речи выступает на первый план в структуре общего речевого недоразвития при интеллектуальной недостаточности. Недоразвитие коммуникативной функции речи рассматривается как часть в структуре нарушения коммуникативной деятельности в целом.

Недостаточной является и познавательная функция речи. Без специальных воздействий коррекционного плана речь не становится у них инструментом мыслительной деятельности, в ней слабо отражается собственный эмоциональный, бытовой, игровой и познавательный опыт ребенка, представления слабо актуализируются по слову.

Основной задачей первого этапа коррекционно-развивающей работы по развитию речи является создание речевой среды, пробуждение у ребенка речевой активности как важнейшего условия дальнейшего овладения речью, интереса к предметному миру и человеку, развитие предметных и предметно-игровых действий, способности участвовать в коллективной деятельности, понимания соотносящих и указательных жестов и т. д.

На втором этапе основной акцент делается на усвоение ребенком средств общения (речевых и внеречевых) для удовлетворения возникающей коммуникативной потребности. Развитие коммуникативной функции речи – главная задача этого этапа, а коммуникативный принцип построения занятий – ведущий. Осуществляется работа по обучению детей составлять несложные рассказы из «личного опыта», по развитию умения давать словесный отчет о выполненных действиях в процессе продуктивных видов деятельности.

На третьем этапе основная задача заключается в обучении детей рассказыванию (после разыгрывания содержания художественного произведения по ролям для лучшего понимания мотивов поведения и отношений персонажей и формирования смысловой программы высказываний). Продолжается работа по развитию коммуникативной функции речи.

Коррекционная работа по развитию речи и коммуникативного поведения осуществляется по следующим направлениям:

  • В повседневной жизни, в процессе живого общения с ребенком по поводу его бытовых, игровых и познавательных интересов (развитие социальной направленности речи, развитие коммуникативной потребности, овладение различными видами коммуникативных высказываний).
  • В процессе сюжетно-ролевых и театрализованных игр (активизация речевых средств, освоение различных типов коммуникативных высказываний, в том числе с отрицанием).
  • На занятиях рисованием, лепкой, конструированием, ручным трудом (регулирующая функция речи, связь воспринятого со словом с целью формирования пригодных для изображения представлений, актуализация представлений по слову).
  • На занятиях по развитию речи (все виды формы речи), построенных по принципу моделирования коммуникативных ситуаций.
  • В ходе формирования элементарных математических представлений, физического и музыкального воспитания.
  • В процессе индивидуальной коррекционной работы (коррекция звукопроизношения, развитие фонематического слуха и далее в соответствии с индивидуальной коррекционной программой).

Трудовое воспитание. Задачи социально-личностного развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью выполнимы лишь в случае, если для этого создаются необходимые условия. К числу этих задач относится, в частности, формирование необходимых для жизни навыков самообслуживания, умения решать конкретные трудовые поручения, самостоятельно создавать несложные поделки из разнообразных материалов.

На первом этапе работа заключается в привитии детям и усвоении ими элементарных правил поведения среди взрослых и сверстников и формировании жизненно необходимых навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.

На втором этапе, помимо самообслуживающего труда, дошкольников приобщают к более сложным видам трудовой деятельности: хозяйственно-бытовому труду, посильному труду в природе. Овладевая первоначальными трудовыми навыками, ребенок приобретает не только опыт предметно-орудийных действий, осваивает конкретные операции, но и существенно обогащает собственный морально-этический опыт.

На последнем этапе обучения большое значение приобретает развитие собственных трудовых умений детей, которые проявляются в установке на участие в труде взрослых и оказание им посильной помощи, в желании создавать самостоятельные поделки, атрибуты, приобщиться к разнообразным видам ручного труда, включая вязание, плетение, поделки из бумаги, природных материалов, кожи и т. д.

Важно, чтобы у детей возникло стремление поддерживать порядок в своем доме, по возможности улучшать за счет собственных трудовых усилий обстановку в игровой комнате, в раздевалке и других помещениях.

Источник

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующая

МДОУ д/с № 4 «Солнышко»

Читайте также:  Что нужно знать для развития ребенка по месяцам

г. Пятигорск

___________________ Едеменченко Г.М.

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на заседании городского методического объединения воспитателей средних групп по теме: «Коррекция отношений детей и взрослых»

Подготовил:

воспитатель

МДОУ д/с № 4 «Солнышко»

г. Пятигорска

Командин Е.Н.

2010 г.

г. Пятигорск

Не все в жизни у нас получается так, как хотелось бы, порой обстоятельства оказываются сильнее нас. В минуты неудач нам хочется, чтобы близкие люди поняли нас, поддержали, не дали упасть духом. Так почему же ошибки и промахи ребенка вызывают у нас досаду и раздражение, почему мы первым делом торопимся отругать и наказать его, считая, что делаем это для его же блага? Убережет ли это его от неудач, научит ли противостоять жизненным трудностям?

Правильные взаимоотношения между детьми и взрослыми – важнейший фактор развития ребенка. При нарушении этих взаимоотношений ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей.

Эмоциональное неблагополучии, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения:

  • неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстровозбудимых детей;

  • устойчиво негативное отношение к общению;

  • наличие многочисленных страхов.

Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем вероятнее возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности его взаимодействия с окружающим миром.

Какие же взаимоотношения можно считать правильными? Это те, в которых взрослый:

  • сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;

  • помогает ребенку поверить в себя и в свои способности;

  • помогает ребенку избежать ошибок;

  • поддерживает ребенка при неудачах.

К сожалению, не всегда бывает все ровно и гладко во взаимоотношениях взрослых и ребенка. Хотелось бы рассмотреть основные причины нарушений взаимоотношений между взрослыми и детьми.

  1. Нарушения взаимоотношений в системе «педагог-ребенок»:

причины, диагностика и коррекция.

Правильные взаимоотношения между взрослыми и детьми – важнейший фактор развития ребенка. При нарушении этих взаимоотношений ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

Какие же взаимоотношения можно считать правильными? Это те, в которых взрослый:

  • сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка;

  • помогает ребенку поверить в себя и свои способности;

  • помогает ребенку избежать ошибок;

  • поддерживает ребенка при неудачах.

Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей ребенка, возможностей его положительных сторон. Часты случаи, когда поведение ребенка не нравится педагогу. Именно в такие моменты педагог должен предельно четко показать ребенку, что «хотя и не одобряю твоего поведения, я по-прежнему уважаю тебя как личность». Например, если ребенку не удается вести себя так, как хотелось бы педагогу, именно педагог должен помочь ребенку понять, почему так происходит. Необходимо показать ребенку, что его неудача ни в коей мере не умаляет его личностных достоинств. Важно, чтобы педагог научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения и т.п.

Одной из основных причин неблагополучия ребенка является неверное отношение к нему самого педагога. Неадекватное отношение педагога к ребенку возникает как следствие непонимания причин, вызывающих те или иные особенности поведения ребенка.

Кроме этого, позиция, которую педагог занимает по отношению к детям, стаж его педагогической деятельности, его самооценка – это одни из главных факторов, влияющих на профессиональное и личностное самоощущение педагога.

Современные дети не восприимчивы к тактике внушения чувства вины, к которой обычно прибегают педагоги. Также они плохо реагируют на принуждение, нотации, наказания и другие методы воспитания и дисциплины. Существует весьма немного мер, на которые они не огрызаются и с помощью которых их можно «поставить на место».

На что они откликаются, так это на уважение – уважение к ним как к различным личностям, уваежние к их проблемам, которые для них не менее сложны, чем наши взрослые трудности для нас.

Они приходят в этот мир совершенными – и попадают в наш безумно несовершенный мир. «Внутри» они интуитивно знают, что хорошо и правильно, «извне» они замечают все, что только есть в нашем мире ошибочного и дурного.

Дети инстинктивно чувствуют, кто они и что им нужно. Они ожидают от всех вокруг взаимного уважения и любви. Они ни при каких обстоятельствах не одобряют лжи, манипулирования и насилия. Дети требуют пояснений и почти никогда не довольствуются отговорками типа: «Потому что я так сказал». Кроме того, они лучше всего реагируют, когда к ним обращаются как ко взрослым.

Необходимо отметить, что при правильной организации воспитательного процесса у большинства дошкольников относительно легко устанавливаются положительные взаимоотношения с педагогами, отношения сотрудничества и взаимной симпатии.

Главная задача педагога – найти оптимальную дистанцию общения с каждым ребенком и с группой в целом. Реализация этой задачи в нашем детском саду решается следующим образом: каждый педагог создает все условия для полноценного развития специфически детских видов деятельности ребенка на основе индивидуального подхода.

Индивидуальный подход – важнейший психолого-педагогический принцип, согласно которому в воспитательно образовательной работе с детьми должны учитываться все индивидуальные особенности каждого ребенка.

Индивидуальный подход необходим в двух отношениях:

1) он обеспечивает личностное своеобразие развития детей, дает возможности максимального развития всех особенностей ребенка;

2) без учета индивидуальных особенностей детей любое воздействие может оказать на них совсем не то влияние, на которое оно рассчитано.

Причины нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей:

1. Авторитарная позиция по отношению к детской активности.

2. Избирательное отношение педагога к детям.

3. Личностные качества педагога (неадекватная самооценка, чувство неполноценности у педагога, отсутствие самоуважения, любви к себе, отсутствие чувства собственного достоинства).

4. Нарушение педагогической рефлексии.

5. Отсутствие гибкости в адекватной смене психологических позиций при общении педагога с ребенком.

6. Низкий уровень развития коммуникативных способностей у педагога.

7. Наличие у педагога стереотипов.

8. Акцентуированность в типе межличностных отношений.

9. Чрезмерное стремление к доминированию в межличностных отношениях.

10. Невротические и психотические расстройства.

11. Эмоциональная незрелость педагога.

12. Модель семейного воспитания, полученная педагогом в детстве.

13. Воспитательная неуверенность.

14. Неустойчивость стиля воспитания.

15. Формально-требовательные, холодные, индефферентные отношения педагога к детям.

16. Неприемлемые методы воспитания.

17. Организация учебно-воспитательного процесса.

18. Нарушение технологиивоздействия педагога на детей.

19. Количество детей в группе.

20. Педагог оценивает и относится к ребенку через призму оценок и отношений других, через чужое мнение в свете уже имеющихся установок.

21. Нарушения в нервной системе ребенка (невропатия).

22. Эмоциональное выгорание педагога.

23. Алекситимия.

24. Незнание педагогом своеобразия психического развития детей.

25. Неприятие педагогом индивидуальных особенностей детей.

26. Несоответствие семейного воспитания и воспитания в детском саду.

Читайте также:  Наследственность и развитие ребенка

27. Нарушения педагогического такта.

Практика показывает, что порой педагоги проявляют психологическую «безграмотность»: не знают возрастных и психологических особенностей детей, психологии управления детским коллективом и группой. И здесь необходима помощь психолога, который восполнит дефицит психологических знаний у педагогов.

Приобретенные психологические знания и навыки позволяют педагогам:

  • организовать эффективный воспитательно-образовательный процесс;

  • построить взаимоотношения с воспитанниками на основе взаимоуважения, мира и добра;

  • осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками педагогических взаимодействий.

Условия для нормализации взаимооотношений педагогов и детей:

1. Понимание педагогами истинных причин неудобного и неугодного поведения ребенка.

2. Умение оказывать адекватное педагогическое воздействие на ребенка.

3. Отсутствие противоречий между личностными особенностями педагогов и личностными особенностями детей.

4. Стремление оказывать воспитательные воздействия с целью формирования самостоятельности и ответственности, а не с целью добиться сиюминутного результата.

5. Способность педагога гибко реагировать на возрастные изменения детей и ситуации взаимодействия, меняя свою роль.

6. Демократический стиль общения с детьми.

7. Взаимодействие педагогов и родителй по вопросам воспитания детей.

Изменив свое мышление и ожидания относительно поведения детей, мы, взрослые, сможем достигнуть того, что их воспитание будет осуществляться с позиции мира и согласия.

  1. Нарушения взаимоотношений в системе «родитель-ребенок»:

причины, диагностика и коррекция.

Именно в дошкольный период важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения.

Семья призвана удовлетворить потребности своих членов в признании, уважении, оказать эмоциональную поддержку, психологическую защиту. В ходе взаимодействия членов семьи происходит социализация ребенка, усвоение им определенной системы ценностей, норм знаний, национальной и общечеловеческой культуры. Ребенок идентифицирует себя с конкретными членами семьи, подражает им.

Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно.

Главная функция семьи заключается в том, чтобы способность социальной адаптации ребенка исходила из его возможностей.

Наиболее существенными факторами, влияющими на социально-эмоциональное развитие ребенка, являются:

  • атмосфера в семье;

  • наличие эмоционального контакта ребенка с родителями;

  • позиция ребенка в структуре семьи;

  • стиль воспитания.

Семья может выступать и отрицательным фактором воспитания. На ребенка негативно влияют ссоры, конфликты родителей, непоследовательность, плохой пример.

Искаженные взаимоотношения родителей в семье из-за недостаточной откровенности, бесплодных споров, неспособности договориться между собой для решения семейных проблем крайне затрудняют ребенку возможность адаптироваться к жизни. Такая неопределенная и, как правило, напряженная обстановка, в которой воспитывается ребенок, чревата риском проявления негативного поведения дошкольника.

Психологи и социологи характеризуют современные детско-родительские отношения как отличающиеся общей тенденцией к пренебрежению родительскими обязанностями и повсеместным проявлением жестокости и в физическом, и в психологическом аспекте.

Н.Ю. Синягина выделила группы семей по типу родительского отношения:

понимающие

безразличные

покровительствующие

отвергающие

отстраненные

тревожные

подавляющие

Именно в таких семьях получило распространение так называемого «синдрома опасного обращения с детьми».

Всех этих родителей объединяет одно: они чувствуют себя собственниками по отношению к детям, присваивая себе – из практических соображений или, наоборот, от избытка чувств или привязанности – их будущее.

Действия таких родителей вызывают у детей яростное сопротивление и отказ подчиняться желанию родителей, взаимоотношения ухудшаются.

Выделяются следующие типы дисгармоничного семейного воспитания:

  • Потворствующая гиперпротекция.

  • Доминирующая гиперпротекция.

  • Повышенная моральная ответственность.

  • Эмоционльное отвержение.

  • Гипопротекция.

  • Жестокое обращение.

Промахи родителей в воспитании:

  • родители относятся к ребенку как к своей уменьшенной копии;

  • родители часто несправедливы к детям;

  • использование физических наказаний;

  • отсутствие единства требований к детям.

Нарушения в детско-родительских отношениях проявляются, если:

  • воспитание не соответствует полу ребенка;

  • нежеланная беременность;

  • несоответствие пола ребенка ожиданиям родителей;

  • жестокое обращение;

  • агрессивность в семейных отношениях;

  • конфликтные отношения в семье;

  • сибс-конфликты;

  • психологическое наследование взаимоотношений;

  • развод;

  • психологическая несовместимость с ребенком;

  • воспитательная неуверенность, которая вынуждает взрослых к использованию штампов и стереотипов, тем самым препятствуя доверительным отношениям с ребенком;

  • нарушение стиля родительского поведения, который непроизвольно запечатлевается в психике ребенка, происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так же, как их воспитывали в детстве.

  • эмоциональное отвержение ребенка со стороны родителей;

  • смысловой барьер, который образуется тогда, когда взрослый не учитывает мотивы поведения ребенка или приписывает ему мотивы, с которыми тот не согласен.

Использование различных нетрадиционных форм взаимодействия способствует повышению заинтересованности родителей в совместной работе специалистов дошкольного учреждения с ними, а также повышению педагогической культуры родителей

В подготовительной группе детского сада мною оформлены папки-передвижки «Советы психолога», материалы которой пополняются в течение всего учебного года по мере необходимости, а также запроса родителей о информации на определенные темы.

Также я активно использую такую форму работы с родителями, как online-консультации в сети Интернет. На первом психологическом сайте города Пятигорска www.Psy.5igorsk.ru в разделе «Выбираем психолога» есть «Моя страница», где родители имеют возможность получить заочные консультации или записаться на прием.

Также мои статьи, консультации для родителей, конспекты занятий и другие материалы размещены на сайтах «Завуч инфо», «Первое сентября».

Коррекционная работа с родителями заключается в том, чтобы научить их поддерживать ребенка, а для этого, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним.

В результате проводимой работы с семьями у родителей формируется позитивная воспитательская модель «сотрудничество». Коррекция мироощущения и гармонизация самосознания позволяют изменить отношение родителей к ребенку и восприятие его проблем. У родителей формируется установка на безоценочное принятие ребенка, на значимость того, что он существует. Деятельность родителей направляется на оказание помощи ребенку. Отношения родителей с ребенком строятся на уважении его личности, удовлетворении потребностей с учетом его психофизических возможностей. Воспитывая ребенка таким образом, родители дарят ему тепло, внимание и любовь. Родители внимательно выслушивают ребенка, помогают ему в постепенном разрешении его проблем. Родители принимают индивидуальность ребенка, одобряют проявления его самостоятельности, радуются его успехам. У ребенка формируются адекватная самооценка, товарищеские отношения со сверстниками, чувство привязанности к близким и уважение к старшим. Родители активно участвуют в процессе развития ребенка, коррекции его нарушений и социальной адаптации. Они вместе с ребенком преодолевают трудности на его пути. Такая модель взаимоотношений формирует творческое сотрудничество между родителями (другими близкими) и ребенком.

И в заключение своего выступления хотелось бы сказать, что воспитывать – не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них о себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя.

Источник