Развитие и коррекция мышления и воображения ребенка

ГОУ «Педагогическая академия»

Кафедра воспитательных систем.

Тема: «Развиваем мышление и воображение ребенка»

Слушатель курсов:

«Психолого-педагогические основы педагогики, как ресурс развития личности ребенка в дошкольном возрасте»

Васильева Л.А.

МДОУ №40 «Колокольчик»

п. Фряново, воспитатель.

Научный руководитель:

к.п.н., доцент Коваленко Е.М.

Москва 2011г.

Развиваем мышление и воображение ребенка.

Творческая личность не возможна без хорошо развитого воображения. Благодаря ему человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы реальности, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, он может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире.

Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без практических действий.

В младшем и среднем дошкольном возрасте преобладает воссоздающее воображение, которое представляет собой создание образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах взрослого. Особенности этих образов зависит от опыта ребенка, информации, накопившейся в его памяти, и уровня понимания того, что он слышит от взрослых, видит на картинах. Дошкольники этого  возраста верят в образы, возникающие в воображение, почти как в реальное явление. Однако возникающие образы разрознены, не объединяются в целостную картину, зависят от изменяющихся внешних условий, которые каждый раз служат поводом для появления новых.

В старшем дошкольном возрасте активное воображение ребенка приобретает самостоятельность, отделяется от практической деятельности и начинает ее опережать. Вместе с тем оно объединяется с мышлением и действует совместно с ним при решении познавательных задач.

В воображении возникают замысел в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления, события и последующее ее дополнение деталями, предание ей конкретности, отличающей результаты воображения от мыслительной деятельности.

Приобретая активный характер, воссоздающее воображение ребенка значительно полнее и точнее, чем раньше, воспроизводит действительность. Ребенок  перестает путать действительное и вымышленное, реальное и фанатическое.

Воображение старшего дошкольника может приближаться к творческому воображению взрослого. Однако это творчества «для себя», к нему не предъявляется требование реализуемости, продуктивности. Основа активного воображения старшего дошкольника – сюжетно-ролевая и режиссерская игра. Рождаясь в игре, активное воображение переносится в другие виды деятельности – рисование, конструирование, сочинительство. Можно отметить оригинальность детских замыслов и результатов детского творчества. Развитие активного воображения у дошкольников хорошо осуществляется с помощью подобранных этюдов, игр-путешествий, игр-импровизаций, психогимнастик. Включение их в каждодневную жизнь детей вызывает у них неизмененный интерес, желание фантазировать, вместе со взрослым переживать воображаемые ситуации, дополнять предлагаемый взрослым образ новыми деталями. У детей развивается диалогическая и монологическая речь, звуковая культура языка, фонематический слух. В играх много стихов, которые дети не только читают вместе с взрослым, но и обыгрывают, ритмически оформляют. Это, в свою очередь, влияет на память, развитие чувства ритма и темпа.

В играх ребенок перевоплощается в живое или не живое существо, в образе которого начинает решать проблемные ситуации, советовать, просить о чем-то окружающих. Игры развивают симпатию, учат быть внимательными, развивают память, мышление, любовь к природе.

В старшем дошкольном  возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер.

Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа служат не только реальный объект, но представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных форм воображения, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Ребенок как бы поднимается над ситуацией и видит ее глазами не только разных людей, но животных, предметов.

Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его: прочитанная сказка, мультфильм, игрушка. В 5-7 лет внешняя опора подсказывает замысел и ребенок произвольно планирует его реализацию, подбирает необходимые средства.

Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами. Дошкольник, например, придумывает себе друга – маленького человечка, с которым ребенок играет. Причина подобных фантазий кроется в личностных проблемах, которая есть у ребенка. Поэтому их появление – серьезный повод задуматься: какие потребности малыша не удовлетворяются, о чем он мечтает и к чему он стремится, какие видит взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Функции воображения:

  1. Позновательно-интелектуальная. Благодаря ней воображение ребенка лучше узнает окружающий мир, легче и успешней решает возникающие перед ним задачи.
  2. Аффективно-защитная. Она предохраняет легко ранимую душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм. Через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий.

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

  1. Воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;
  2. Оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;
  3. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
  4. Воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

Руководство развитием воображения.

На втором году жизни главным средством развития воображения является включения ребенка в мнимые ситуации, на которых основаны забавы, розыгрыши. Малыша катают на коленях, делая вид, что роняют. В мнимых ситуациях малыш участвует сначала с помощью реальных действий (бегает, ходит, прыгает), а потом условных (водит пальчиком по ладошке, как будто варит кашу). Взрослый учит его имитировать действия людей и животных: «Покажи, как …» (прыгает белочка, ходит медведь).

Подобные ситуации интересны и для ребенка 3-го года жизни, они оказывают положительное влияние на становление его воображения. Но основным руководством этим процессом становится обучение детей использованию предметов заместителей в игре и построению воображаемой ситуации. Только достаточно знакомые действие ребенок переносит в другую ситуацию, в том числе и воображаемую.

Условием для формирования воображения является освоение продуктивной деятельности, например умение наделять постройки определенным содержанием чему ребенка обучает взрослый с помощью обыгрывания.

Игровая деятельность дошкольника является мощным стимулом воображения. Малыш, перевоплощаясь в разных персонажей, особенно в режиссерской игре, имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных точек зрения.

Читайте также:  Развитие ребенка в пять с половиной лет

Важным моментом в развитии воображения ребенка служит такая организация предметной среды, которая включает наряду со знакомыми предметами с закрепленными функциями предметы полуфункциональные: бросовый материал (коробки, катушки, обрывки ткани, бумаги) и природный (шишки, веточки, желуди). Действуя с ними ребенок осваивает замещение.

Основу для воображения создают разнообразные богатые представления собственный опыт дошкольника. Задача взрослого научить ребенка способам и средствам преобразования, развивать его комбинаторные способности. Освоение способов создания образов происходит при разрыве реальных связей, путем включения объектов в несвойственные им ситуации, наделения несвойственными функциями и соединения разнородных объектов в новый образ.

Руководство воображение требует от взрослого создания проблемных ситуаций, которые не имеют однозначного решения и ситуаций, когда средства решения не определены. В младшем дошкольном возрасте целесообразно занять позицию незнающего, неумелого, чтобы показать, что одна и та же задача может решаться по разному. В 4-5 лет стимулом является соревнование со сверстниками «Кто придумает интереснее?», «Кто придумает иначе, чем у товарища?». А для старшего дошкольника следует создать такие условия, чтобы он сам встал в обучающую позицию, особеннов отношении младших детей, рассказывая им сказки, показывая инсценировки, организуя игры.

Список используемой литературы.

  1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. М., 2005г.
  2. Выготский Л.С. Воображения и творчество. М., 1996г.
  3. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1986г.

Источник

Ольга Векшина
Развитие и коррекция мышления.

Развитие и коррекция мышления.

Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности.

В отечественной психологии и дошкольной педагогике показано, что важной составной частью содержания умственного воспитания является развитие мышления. При этом отечественные психологи рассматривают развитие мышления как единый диалектический процесс, где каждый вид мышления выступает как необходимый компонент общего мыслительного процесса.

В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основных форм: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Данные формы мышления образуют тот единый процесс познания реального мира, в котором в различные моменты может преобладать то одна, то другая форма мышления, и в связи с этим познавательный процесс в целом приобретает специфический характер. При этом в познавательную деятельность рано включается речь, которая выступает здесь в качестве носителя опыта действия, в ней этот опыт закреплен и через нее передается. На разных стадиях развития различных форм мышления, функции речи существенно меняются.

Наглядно-действенное мышление возникает тогда, когда человек встречается с новыми условиями и новым способом решения практической проблемной задачи. С задачами такого типа, ребенок сталкивается на протяжении всего детства – в бытовой и игровой ситуациях.

Важной особенностью наглядно-действенного мышления является то, что способом преобразования ситуации служит практическое действие, которое осуществляется методом проб. При выявлении скрытых свойств и связей объекта дети используют метод проб и ошибок, который в определенных жизненных обстоятельствах является необходимым и единственным. Метод проб и ошибок основан на отбрасывании неверных вариантов действия и фиксации верных, результативных и, таким образом, выполняет роль мыслительной операции.

При решении практических проблемных задач происходит выявление, «открытие» свойств и отношений предметов или явлений, обнаруживаются скрытые, внутренние свойства предметов. Умение получать новые сведения в процессе практических преобразований непосредственно связано с развитием наглядно-действенного мышления.

Простейшее наглядно-образное мышление (внутренний план действия) рассматривается как способность оперировать конкретными образами предметов при решении тех или иных задач. Способность к оперированию образами «в уме» не является непосредственным результатом усвоения ребенком знаний и умений. Она возникает и развивается в процессе взаимодействия определенных линий психического развития: предметных действий, действия замещения, речи, подражания, игровой деятельности и т. д. В свою очередь образы могут различаться по степени обобщенности, по способам формирования и функционирования. Сама мыслительная деятельность выступает как оперирование образами.

Упражнение: “На что это похоже”?

Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Упражнение хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.

Найди лишнее слово.

Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является “лишним”.Примеры:

Старый, дряхлый, маленький, ветхий;

Храбрый, злой, смелый, отважный;

Яблоко, слива, огурец, груша;

Молоко, творог, сметана, хлеб;

Час, минута, лето, секунда;

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;

Платье, свитер, шапка, рубашка;

Мыло, метла, зубная паста, шампунь;

Береза, дуб, сосна, земляника;

Книга, телевизор, радио, магнитофон.

Упражнение на развитие мышления «Ищем клад»

Возраст: дошкольный.

Данное задание обучает ребенка ориентированию в пространстве и на местности с помощью плана.

В начале игры вместе с малышом следует нарисовать план комнаты, изобразив на нем все предметы мебели, а также окна, двери и т. д. При этом следует объяснить ребенку, что план – это вид сверху.

После этого нужно попросить ребенка выйти на некоторое время из комнаты и спрятать в ней игрушку или лакомство. На плане место нахождения «клада» следует отметить ярким крестиком. Со временем можно усложнить задачу ребенка, нарисовав план квартиры или дачного участка.

Соединяем несоединимое.

Очень интересное упражнение! Полезное не только для детей, но и для взрослых. Это упражнение в качестве теста применяется на кастингах радиоведущих. Представьте себе, приходите вы на кастинг,а вам говорят: «А ну-ка, дружок, соедини-ка нам курицу со столбом». На полном серьезе, так и говорят!

Смысл именно в этом, нужно соединить два абсолютно не связанных друг с другом понятия. Радиоведущим это нужно для того, чтобы во время прямых эфиров быстро, красиво составлять подводки к песням, для легких переходов от одной темы к другой. Ну а детишкам подойдет для развития креативного, творческого, быстрого мышления.

Так как же все-таки курицу со столбом соединить?Вариантов много:

Курица ходит вокруг столба.

Курица была слепая, шла и врезалась в столб.

Курица была сильная, ударила по столбу, а он упал.

Столб упал прямо на курицу.

Хотите потренироваться? Хорошо.Соедините:

ромашку с молоком;

наушники с медузой;

сапоги с луной.

Читайте также:  Воображение и его роль в развитии ребенка

Далее придумывайте сами.

Игра на развитие мышления «Куда уместится кошка?»

Возраст: дошкольный.

Попросите малыша изобразить знакомое ему животное (кошку, собаку, козу и т. п.). Предложите придумать места, куда оно могло бы поместиться.Например: «Кошка поместится к нам в квартиру? А вот в эту коробку она поместится? А в сумку? А в карман?» – пусть малыш сам придумывает

места, куда можно пристроить кошку.

Игра способствует развитию воображения, речи, памяти, навыков сопоставления.

Упражнение на развитие мышления «Древо мудрости»

Возраст: средний, старший школьный.

Ведущий. Сначала быстро, но внимательно прочитаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту. После этого заверните записку, прикрепите ее скрепкой к дереву. (Роль дерева может выполнять ведущий.)

После этого участники по очереди подходят к дереву, «срывают» записку и как можно более полно отвечают на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ.

Упражнение на развитие мышления «Говори наоборот»

Цель: развитие мышления, воображения.

Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.

«Всеобщее внимание».

Для взрослых.

Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств. Итак, все участники игры пытаются обратить на себя внимание как можно большего числа играющих. Начали! Подсчитываем, в заключение, кто привлек внимание большего числа участников игры.

Источник

Расширить общепринятые границы, найти ответы на сложные вопросы, создать нечто новое можно с помощью креативности. Развитие творческого мышления и воображения позволяет решать сложные задачи нестандартным путем и находить выход из тупика.

Виды мышления

Совокупность психических особенностей, которые помогают создавать новые идеи, делать открытия, называется творческим, креативным мышлением. Для него свойственна широта, подвижность, гибкость, адаптивность мыслительных процессов, образное представление и воображение. Этот навык человеческого ума позволяет решать интеллектуальные задачи творчески, новаторски, а не по заданному алгоритму.

Зачем нужно творческое мышление

Ошибочно считать, что креативное мышление необходимо только для творческих профессий: писателей, художников, композиторов. На деле это не так. Воображение нужно и для рядового бухгалтера, менеджера, маркетолога. В обычной жизни этот навык позволяет решать повседневные задачи, открывать новое в привычных вещах, находить выход из трудных ситуаций.

В век переизбытка информации люди больше задействуют оперативную память, чем долговременную. Сейчас важна способность адаптироваться, переучиваться, быть в курсе событий. Для этого нужно подвижное и гибкое мышление.

Другая причина, по которой необходимо развитие творческого мышления – лень думать. Доступность информации, автоматизация процессов, всевозможные гаджеты не дают пищу для ума, поэтому он вынужден отдыхать, расслабляться, деградировать.

Чтобы этого не случилось, поддерживайте мышление в тонусе: решайте задачки, шарады, головоломки, устраивайте умственные тренировки.

Особенности креативного мышления

Творческое мышление включает эвристический подход. Этот метод не приемлет стандартное  решение задач, раздвигает границы, преобразует, разрывает шаблоны, нарушает общепринятые рамки. Эвристика решает проблему путем моделирования новой ситуации. При этом поиск ответа происходит при отсутствии алгоритма действий. Такие задачи решаются с помощью интуиции, инсайтов, озарений.

Признаки творческого мышления:

  • Оригинальность. Способность создавать новое, уникальное, не существовавшее ранее. Не копирование чужих идей, а поиск новых возможностей.
  • Образная гибкость. Умение подстроить восприятие, увидеть особенности объекта, которые сделают его применение уникальным.
  • Семантическая гибкость. Возможность рассмотреть объект, проблему, явление с разных точек зрения. Раскрыть незамеченный ранее потенциал.
  • Спонтанная гибкость. Переключение с одной мысли на другую. Умение генерировать информацию, выдвигать нестандартные идеи, нешаблонно мыслить.

Творческие барьеры

Психологи выделяют 4 вида препятствия, мешающие открыться творческому началу:

  • Конформизм – желание подражать и быть похожим на других, боязнь выделиться, отличиться, высказать оригинальную идею, собственное мнение.
  • Ригидность – привязка к стереотипам, неприятие нового, не способность видеть необычное в обычных вещах.
  • Цензура или собственная критика. Новые идей, нестандартные решения попадают под собственный фильтр и остаются невысказанными и нереализованными.
  • Быстрое решение часто приводит к ошибкам и необдуманным действиям. Для поиска правильного ответа рекомендуется взять паузу, отвлечься, отдохнуть, переключиться.

Упражнения для развития творческого мышления

Для раскрытия творческого потенциала, как и любого другого навыка, необходима практика. Не достаточно прочитать пару книг на эту тему и стать креативным. Сформировать и развить данный тип мышления можно регулярными упражнениями. Выполнять их несложно, тем более большинство из них представлено в игровой форме. Уделяйте заданиям несколько минут в день, и ваше видение мира станет шире.

Ассоциации

Выберите случайным образом 4 слова и придумайте критерий, по которому одно из них лишнее. Например: кошка, диван, озеро, зеркало.

Критерий 1: кошка, диван, зеркало могут находиться в квартире, а озеро нет.

Критерий 2: в словах «кошка», «диван», «зеркало» есть буква «а», а в слове «озеро» – нет.

Усложненные варианты:

  • Составьте список из 5 слов. Возьмите первое слово и найдите нечто общее между ним и каждым последующим словом.
  • Выберите 6 слов и разделите их на 2 группы по определенному признаку.
  • Составьте заголовок статьи из трех выбранных наугад слов.
  • Возьмите 2 случайных слова, и придумайте с ними сцену преступления. Добавьте еще 2 слова, которые могут стать уликой для его раскрытия.

Вопросы

Развить креативное мышление можно правильными вопросами. Проявляете любознательность, ставьте под сомнения непререкаемые истины, размышляйте. Задавайте следующие вопросы на регулярной основе:

  • Почему? Помогает понять суть, добраться до истинных причин.
  • Почему нет? Обнажает факторы, запреты, ограничения, мешающие позитивным переменам.
  • А что, если? Позволяет исследовать возможности, узнать, что будет, если вы поступите определенным образом или сделаете что-то по-другому.

Максимум идей

Часто, когда человека посещает хорошая идея, он за нее цепляется и не рассматривает другие варианты. Это барьер, который не дает придумать еще лучшие варианты. Чтобы этого избежать, изначально сгенерируйте возможные идеи, не анализируя, хорошие они или плохие. Выключите внутреннего критика и просто набросайте максимум вариантов.

Для этого задания определите временной отрезок и количество пунктов. Так, вы зададите творческой энергии нужное направление.

Упражнение подходит для решения, как конкретных задач, так и абстрактных. Придумайте, например, 50 способов использования пустой консервной банки. Первые 15-20 пунктов будут привычными и шаблонными, затем – вы сможете мысленно создать что-то оригинальное и нестандартное. Когда кажется, что альтернативы уже нет, не сдавайтесь – и вы удивитесь возможностям мозга и заложенного в него потенциала.

Читайте также:  Задержка развития ребенка тольятти

Ментальные карты

Развитию творческого мышления способствует составление ментальных карт. С помощью этого инструмента можно наглядно отобразить большое количество информации, увидеть взаимосвязи и новые идеи. Группировка ключевых понятий позволяет структурировать данные, представить картину в целом и найти новые ассоциации.

Алгоритм создания ментальной карты:

  • Приготовьте чистые листы бумаги, цветные фломастеры, ручки или карандаши.
  • Расположите бумагу горизонтально.
  • В центре отобразите рассматриваемую тему или проблему. Сделать это можно в виде символа, рисунка или слова.
  • Проведите исходящие линии от центрального образа, прописывая на них основные идеи, категории.
  • К каждой линии добавьте ключевые слова, понятия, ассоциации.
  • Посмотрите на полученный результат. Возможно, вы заметите новые взаимосвязи, и вас посетят новые идеи

Проанализируйте картину, соедините разные участки стрелками, удалите ненужные элементы. Экспериментируйте. Смело используйте изображения и картинки, чтобы добавить наглядности.

Пишите коротко, старайтесь фиксировать только по одному слову в строке. Это отсечет лишнее и ненужное.

Задача из 6 слов

Пропишите суть творческой задачи предложением из 6 слов. Четкая и конкретная формулировка поможет быстрее найти решение. Примеры: «Сдать школьные выпускные экзамены на отлично», «Освоить здоровое питание в течение года», «Сделать то, чего не ожидают друзья».

Развитие творческого мышления детей

Творческие способности играют значимую роль в жизни ребенка. Воображение помогает мечтать, фантазировать, познавать мир, снимать пространственные и временные рамки. Ребенок с легкость можно переместиться в прошлое или будущее, вообразить себя капитаном корабля, придумать несуществующую вещь. Творческое мышление увлекает, расширяет возможности и способствует познанию нового.

Мозговой штурм

Суть метода в групповом решении проблемы с помощью выдвигаемых гипотез. При этом изначальные идеи не критикуются, не обсуждаются и не делятся на плохие и хорошие. Записывается все, даже если это кажется абсурдным.

Такой подход развивает воображение, дает свободу фантазии, помогает ребенку самостоятельно находить решения трудных задач.

Ассоциации

Этот способ рекомендовал Леонардо да Винчи для развития воображения. Разглядывайте облака на небе, трещины на стене, стекающие капли дождя на окнах, и находите, на что они похожи.

3 краски

Предложите ребенку выбрать 3 цвета, которые, по его мнению, сочетаются между собой. Затем этими красками нужно заполнить чистый лист бумаги, и ответить, на что похож получившийся рисунок.

Конструирование

Для этого упражнения не нужен конструктор. Подойдут заготовки из дерева или  бумаги геометрических форм. Необходимо соединить круги, квадраты, прямоугольники так, чтобы получилась картина.

Можно использовать вырезки из журналов или кусочки разноцветных тряпочек. Из этих разрозненных элементов необходимо сложить фигуры животных, растений или создать коллаж.

Комбинирование

Возьмите 2 любых предмета и пофантазируйте на тему, как их можно соединить. Например: из ключей и фонарика можно сделать прибор, открывающий замки в темноте, или с помощью ключей можно отремонтировать фонарик. Пусть ребенок сам придумает и прорекламирует свое изобретение.

Неоконченный рисунок

Заранее подготовьте лист с нарисованными фигурами: прямоугольниками, квадратами, крестиками, кругами. Затем попросите ребенка дорисовать.

Музыка в рисунке

Включите классическое музыкальное произведение, и предложите ребенку прослушать его с закрытыми глазами. Пусть в это время он представляет и воображает, о чем рассказывает музыка. Затем попросите нарисовать все это на бумаге и прокомментировать. Это упражнение развивает творческое воображение и образное представление.

Метафоры

Предложите ребенку завершить начатые фразы: небо синее, как… кричит громко, как…холодный, как… устал, как…

Советы

Выполнение следующих пунктов запускает автоматическое развитие творческого мышления и памяти:

  • Отказывайтесь. Не хватайтесь за первое решение, которое приходит в голову, рассмотрите другие возможные варианты. Так, вы научитесь творчески мыслить и придумывать нетривиальные решения.
  • Отвлекайтесь. Трудно найти выход из сложившейся ситуации? Переключите внимание на что-нибудь другое.
  • Не бойтесь показаться смешным. Часто абсурдные идеи приводят к открытиям и оказываются единственно правильными.
  • Откажитесь от привычного метода. Смените, например, банальную запись планов в блокнот на фиксирование с помощью картинок или символов.
  • Откажитесь от навигатора. Выключите автопилот, не пользуйтесь привычным маршрутом. Это поможет развить интуицию и заметить то, что раньше не видели.
  • Хвалите себя. Признание жизненно необходимо творческому человеку.

Приложения для развития творческих навыков

На просторах интернета много игр, приложений, тренингов на развитие творческого мышления, памяти, воображения и других психологических навыков. Выберите то, что подходит вам.

Викиум

С помощью этого тренажера для мозга можно в игровой форме улучшить память, внимание, скорость реакции, концентрацию. Каждый зарегистрированный пользователь сначала проходит тест, по результатам которого определяется уровень базовых навыков. Затем составляется индивидуальная программа на каждый день. На сайте представлена удобная форма статистики. Благодаря ей, легко узнать, в каком направлении явный прогресс, а на какие навыки нужно обратить пристальное внимание.

4BRAIN

На этой платформе представлен тест на определение творческих способностей. По его результатам можно судить о следующих характеристиках:

  • любознательность;
  • сложность;
  • воображение;
  • склонность к риску.

Доступ к прохождению предоставляется после регистрации. Также на сайте размещен тренинг, раскрывающий стороны креативного мышления. Курс поделен на 6 уроков:

  • Латеральное мышление
  • Фокусировка
  • Разрыв шаблона
  • Устранение разрыва
  • Развитие креативности
  • Теории творчества и креативности

На сайте можно пройти небольшой тест и бесплатно получить индивидуальную подборку материалов, поиграть офлайн или онлайн в творческие игры, скачать тематические книги.

Telegram-канал Креативность 101

Автор блога «Кретивити» создал площадку, на которой:

  • обсуждаются творческие процессы, механизмы;
  • выкладывается информация о полезных книгах, лекциях, фильмах;
  • даются ссылки на исследования, приложения;
  • рассматриваются методики: ТРИЗ, латеральное мышление, CRAFT, дизайн-мышление.

Видео

Как развить творческое мышление смотрите  в следующем видео.

Продолжительность: 5 минут.

ИСТОЧНИК: ПЛАТФОРМА САМОРАЗВИТИЯ

Источник