Развитие и формирование личности ребенка как педагогической проблемы

МКОУ школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Павловский Посад Московской области

Статья на тему:

«Развитие личности, как педагогическая проблема»

Выполнил

учитель первой квалификационной категории

Малинина Т. С.

2019-2020 г.

Развитие личности, как педагогическая проблема.

Педагогика изучает наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания. Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой̆ единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного. Человек, определение – ст.слав. – лоб) – высшее, для данного этапа эволюции жизни на земле, природное существо, наделенное разумом и волей.

Личность – человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный̆ конкретно-историческими условиями жизни общества. По мнению выдающегося психолога А. Н. Леонтьева, личность есть относительно поздний̆ продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Понятие индивид предполагает принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характеристик. Тогда как понятие индивидуальность обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей̆, отличающих данного индивида от всех остальных. Проявляется индивидуальность в чертах характера и темперамента, в эмоциональной̆, интеллектуальной̆ и волевой̆ сферах, в интересах, потребностях и способностях человека. Сопоставляя понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», ученые утверждают, что индивидом – рождаются, личностью – становятся, индивидуальность – отстаивают. Развитие – это универсальное общее свойство природы, общества и человека. В природе происходит постепенное и скачкообразное развитие, в обществе – эволюционное и революционное развитие. Развитие свойственно и человеку: выделяют филогенез (историческое развитие человека) и онтогенез (развитие от рождения до смерти индивида). В педагогике под развитием подразумевают количественно-качественные изменения личности от одной̆ возрастной̆ ступени к другой̆. Развитие – это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной̆ и духовной̆ сфере человека, обусловленный̆ влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие. Человек, появляясь на свет существом почти исключительно биологическим, в процессе развития превращается в существо социальное, в личность как субъект отношений и общественной деятельности. При этом развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего уровня организации к высшему. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качестве преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

Изучая развитие человека, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной̆ стороны, и причинами, влияющими на них, – с другой. К числу основных относятся следующие закономерности: развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями; развитие человека обусловлено мерой̆ его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении; развитие человека зависит от содержания и мотивов деятельности, в которой он участвует; развитие человека обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной̆, биогенной̆, абиогенной̆), воспитания, собственной̆ практической̆ деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе ЦВ сложную структуру развития личности (Б. Г. Ананьев).

Читайте также:  Жизнь и развитие ребенка до родов

На формирование человеческой̆ личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор (от лат. factor -делающей̆, производящий̆) – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С. И. Ожегов) К. Д. Ушинский̆ утверждал, что личностью человек становится не только под влиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результате собственной̆ деятельности, обеспечивающей̆ формирование и совершенствование личностных качеств.

Человек – не только продукт наследственности и обстоятельств, в которых проходит его жизнь, но и активный̆ участник изменения, улучшения обстоятельств. Изменяя обстоятельства, человек изменяет и самого себя. Некоторые авторы определяющую роль отводят биологическому фактору – наследственности. Наследственность – свойство организмов передавать от родителей̆ к детям определенные качества и особенности. Наследственность обусловлена генами (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий̆»). Наукой̆ доказано, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию. По наследству от родителей̆ к детям передаются -анатомо-физиологическая структура, отражающая видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (Homo sapiens): задатки речи, прямо хождения, мышления, трудовой̆ деятельности; -физические особенности: внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи; физиологические особенности: обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма; -особенности нервной̆ системы: строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), особенности нервных процессов, обусловливающие характер и определённый̆ тип высшей̆ нервной̆ деятельности; -аномалии в развитии организма: дальтонизм (цветовая слепота), «заячья губа», «волчья пасть»; -предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера: гемофилия (болезнь крови), сахарный̆ диабет, шизофрения, эндокринные расстройства (карликовость и др.).

Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей̆. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной̆ деятельности. Различают задатки двух видов:

общечеловеческие (строение мозга, центральной̆ нервной̆ системы, рецепторов)

индивидуальные(типологическиесвойстванервнойсистемы,откоторыхзависит скорость образования временных связей̆, их прочность, сила

сосредоточенного внимания, умственная работоспособность;

индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей̆ коры головного мозга, органов и др.).

Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий̆ уровень развития способностей̆ – талант, гениальность. Некоторые ученые придерживаются концепции врожденных способностей̆ (С. Берт, X. Айзенк и др.). Большинство отечественных специалистов – физиологов, психологов, педагогов – рассматривают способности как прижизненные образования, формирующиеся в процессе деятельности и в результате воспитания. Наследуются не способности, а только задатки. Унаследованные человеком задатки могут быть или реализованными, или нет. Будучи индивидуально-природной̆ основой̆ способностей̆, задатки являются важным, но недостаточным условием их развития. При отсутствии соответствующих внешних условий и адекватной̆ деятельности способности могут не развиться даже при наличии благоприятных задатков. Отсутствие ранних достижений может свидетельствовать не об отсутствии способностей̆, а скорее о неадекватной̆ имеющимся задаткам организации деятельности и воспитания.

Понимание процесса наследования интеллектуальных задатков очень важно, так как предопределяет практические пути воспитания и обучения людей̆. Современная педагогика акцентирует внимание не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании условий для развития имеющихся у каждого человека задатков. Специальные задатки наследуются. В истории человечества встречалось немало потомственных дарований. Известно, например, что у И. С. Баха в пяти поколениях его предков насчитывалось 18 известных музыкантов. Много талантливых людей̆ было в роду Ч. Дарвина. В то же время такие видные ученые, как М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, утверждают, что моральные качества человека биологически обусловлены.

Читайте также:  Вишневое центр развития ребенка

От поколения к поколению передаются нравственные качества, поведение, привычки и даже поступки – как положительные, так и отрицательные («яблоко от яблони недалеко падает»). Основанием для таких выводов служат данные, полученные при изучении поведения чело- века и животных. Согласно учению И. П. Павлова и животным, и человеку присущи инстинкты и рефлексы, которые наследуются. Поведение не только животных, но и человека в ряде случаев является инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших биологических рефлексах. Значит, моральные качества, поведение может наследоваться. Вопрос этот очень сложный̆, ответственный̆. В последнее время позицию о генной̆ обусловленности нравственности и социального поведения человека занимают отечественные ученые (П. К. Анохин, Н. М. Амосов и др.).

Кроме наследственности, определяющим фактором развития личности является среда. Среда – это реальная действительность, в условиях которой̆ происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная среда.

Так же важным фактором, влияющим на развитие человека, является общение. Общение -одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой̆), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений. Развитие личности возможно только в деятельности- В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных Ридах деятельности-игровой̆, учебной̆, познавательной̆, трудовой̆, общественной̆, политической̆, художественной̆, творческой̆, спортивной̆ и др.

Развитие личности происходит благодаря и самовоспитанию. Самовоспитание начинается с осознания и принятия объективной̆ цели как субъективного, желательного мотива своей̆ деятельности. Субъективная постановка определенной̆ цели поведения или деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой̆ цели обеспечивает развитие личности. Таким образом, процесс и результаты человеческого развития детерминируются разнообразными факторами – как биологическими, так и социальными. Факторы развития и формирования личности действуют не изолированно, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на развитие личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов если не решающая, то ведущая роль принадлежит воспитанию.

Список использованной литературы

1. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.

2. Лихачев Б. Педагогика: Курс лекций. 3-е изд. М., 1999. 3. Харламов И. Ф. Педагогика. Минск, 2001.

3. Воронов В. В. Педагогика в двух словах (конспект-пособие). 3-е изд. М., 1999. 2. Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М., 1995.

4. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.

5.Котова И. В., Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 1997.

Читайте также:  Занятие танцами и развитие ребенка

6. Дубинин Н. П. Что такое человек. М., 1983.

7. Вайндорф-Сысоева М.Е. , Крившенко Л.П. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов выс. Учеб. Заведений. М., 2009

Источник

(1)

8. ,


1.

. , : , , . .

: , .

, , , (. .). . , ” ” – .

, , , . , , , , ..

, (, , .) , , , . , .

, . , . , , , .. , , , (, ..).

, , . , . , , ( ). , , , . . , , , – , , – , .

, . . , , , . – . . , . – , .

. , , . , , , .

, , . . , , , . :

, , ;

, ;

, 젠 (. . ).

, , . . . , . , . – .

, . ; ” ” (. . ). , , , .

2.

“” 0, . .

, , – (. , . ). “”.

, , . . , , .

, .

, . , . , . . “-“, , , . , .

, .

, (, , , .), . , , . , , , , . , .

, , , , . .

– , . , “” , , . () , . :

, . , , : , ; , , , ..;

. , ;

, .

, . . . , , , . , : – , ; – , , ” “; – , , .

, . . , . , .

3.

, , , . , , , . .

, , 0 (, , ). , . , , – , .

: (, , .) . , , .

() , ( ) – . – . , , .

. , , .

. . , : -, -.

– , – ( , ..).

– – , -, — , .

, .

– , , , .

. – , , .

4.

, . , .

, ” ” , , . , . , , :

, , – ;

( , ) , .

– , , . , . . , , . . , . , , , , .

, , , (, ).

: , , , .

. . . . . . . – , , . , , , , , . , , . . , ; , , .

: . , , , .

5.

, , , . . , . , , () . . . , :

(, , , , , ), , ;

( – “, “) – , ( ); , (, , , ); (, , .);

– , – , , , , , – , , .

, , , .. , . . , , , , , , . , , . , – .

, , , . , , ; , , ; (, , ) .

, . . , . , , , . , . , , .

, – , , , . Homo sapiens.

– , , . , , , , .

. . () , , , , . .

, , – , , . , . – . , ( , , ) ( , ..).

, , . , – , , .. , . .

, – . , .

. (1632- 1704) – , . . .

. , ” , “. . , , , . (tabula raza), . , – , , .

(, , ) : , . – , . , . , . , .

, , .. , . , , .

, , , , , , . , , .

, . , . . (-, , – .) . – , . , . , , , .

6.

: . , () , .. . , , – .

– , : , , . .. , , , . , , , , , .

, . , ( ) , , (, , , .). . (. . ) .

.

, , ( , , , ) . , . , , , , . , .

, , .

. .

– – , . , . , .

, , , . . , .

, – , . , , , , , . – . , .

: , , , , – . , , . , , .

1. ?

2. ?

3. .

4. ?

5. , ?

6. ?

(1)

Источник

. – . , . .

. ,

, , , , .

https://www.allbest.ru/

https://www.allbest.ru/

, .

() , .

, . , , . , , , . . , , . . . , , , – , . , , , . . , .

, , , , .

, . , ( , ) . , , .

, . , , , .

, , , , . , , ,

, (. , . . , . . , . . , . . ), , – -, , .

: .

– .

: .

: .

:

1. – ;

2. – .

, :

: – .

I.

1.1 –

, : , , , , , . .

, . – , [1].

, , . , : , , , , .

, . , , , , , [11; . 20]. , .

, , . , , , , , , . – , . , . , — , , , , .

— – , , – ( , , , , ) [10; .265].

, , , . , .

, . , , ߻, , , , , [10; . 266].

, , , .

– , , , – , – , , , [10].

, , . .

.. , , :

1) , ( , , , );

2) , , (, , , , , , , , , , );

3) ( , , ). , ;

4) , ( : , , , , , , – , , , ) [15]. , , , .

: , , , . , , , . , .

.. . , . , . , . , , , [6; . 173]. . , , , – . : , . , , . – . , , , , .

, , [14; .260]

, , . . . . 48 , , .

, .

, , , . . . [13].

. . , . , , , [9; . 492].

. , , . , – , , .

, . , , , . , .

, : , , . , . , , , , .

. , , , , . , , .

, , . . , . , . . – , . : , , , .

. . . . . . . .

, . . , . . , , . , , .

, , . . , , . , , , .

, . , : , . . , , :

1. – ( ).

2. ( – ).

3. ( ).

4. ( 12 ).

5. ( 12 18 ).

6. ( 20 ).

7. ( 30 60 ).

8. ( 60 ).

, . , ( , ) . , , .

, , . . : . , .

, . – , , , . , . , , , . , .

, , , , . . . – . [9].

, , , , – , , , – , – , , , . , . , . . . . ., . , , , , , .

1.2

, , , , , , . X. , . . . : , ; , ; [5].

: () (0–3), (4–6), (6–10), (11–15), (16-17).

. , , 3–4 , , , . ( ), , , ,

, , , , , , . , , , (, , , ..), , , , .

: – ; – , , , — , , ; – , , – , , [3; . 428].

. . .

; , , – . , . , , , . , . . , .

– . – . , . ( ) , ” “: , , . , , . [7].

.

. , , , , , . , , . .

, . , . ߻ . . , .

, , , .

, , . . , . , , .

, , .

, , – , . , , . , . , , . , .

, , .

. ߻. , : – – , . . . , – .

. ( , , .). , . , [5].

, : , – .

, , , .

. , , , .

, .

, . : , , . , .

– , , .

, . , .

, , . .

. .

. : , . , , .

– , , . , .

.

– , .

, , . . , , , , .

, , , , , : , .

. . , . , , , , , , , . , , , . , . . . , , .

– . , – , , , . , , , .

, , . . , , , . .

, . , , . . , , , , , , . , ,

.

– , . , , .

. , , , , . – . , .

– , . , , , [12].

, . , . , . , . , , , , , , , .

. -, , . – , .. -, – , , , , , .

(, , ) , . , , , , . , , .

– , . , , . , , , , .

, , . . , .

, . , , , , , , , .

:

1) ;

2) ;

3) [5].

, . , , . : , . , , – . , , , , , .

, . , .

, , , , .

. , , , .

, , , .

, , . . . , :

1. ,

2. ,

3. ,

4. , ,

, .

, . . , : , , , , ; . . , : , , , . , , , .

, , – .

, .

. , , , , , , . : – ; – , ; – , , – . , , – .

, , , , , , , , , .

, . , , .

, – , , . , , .

1. / . .. , .. . – .: -, 2006. – 672 .

2. / . . — : , 2002. — 352 .

3. / . . . . . . — .: , 1997.- 496 .

4. : , , / .. . – .: ; 1999.- 456 .

5. () . / .. – .: . , 1996. – 374 .

6. . . / .. – .: ; 1975. – 166 .

7. / .. : , 2009. – 398 .

8. , , / ..- .: , 1998.- 430 .

9. / . . – .: ; 2001. – 592 .

10. / .. – /.: ; 2004. – 672 .

11. / . .. . – . : , 2008. – 432.

12. / ., .. – /.: ; 2005. – 320 .

13. / .. 3 . — 4- . — .: . . , 2004. – . 1: . — 688 .

14. / .. – . : ; 2008. – 363 .

15. / .. – .: , 1986. – 256

Allbest.ru

  • . . , . .

    [16,0 K], 03.06.2009

  • . . . . . .

    [543,2 K], 06.11.2005

  • . . . . . .

    [38,7 K], 04.06.2002

  • , . . , . .

    [4,8 M], 24.10.2014

  • – . , . .

    [46,7 K], 07.10.2012

  • – . . . , , .

    [45,9 K], 10.11.2013

  • – . , . . – 4-6 .

    [35,2 K], 04.02.2014

  • ?

, , ..

PPT, PPTX PDF- .

.

Источник