Развитие грамотности у ребенка

Многие считают, что орфографическая грамотность – это врожденная черта. Так ли это?

На практике оказывается, что языковое чутье свойственно тем, кто с детства много читает. Следовательно, можно сделать вывод, что грамотность – приобретаемое качество, его можно развивать, и проще всего делать это с юного детского возраста.

Расскажем, как повысить грамотность по русскому языку у ребенка ко 2-3 классу.

Для того чтобы тренировать правила написания слов, ребенок задействует три центра:
• глаза – видеть написанное или напечатанное слово и зрительно его запоминать;
• уши – воспринимать слово на слух, произносить его, слушать звучание;
• рука – записывать слово и закреплять его в памяти.

Если в доме создана среда, в которой ребенок постоянно использует родной язык и развивает орфографическую зоркость, то переход от детских открыток, подписанных печатными буквами «Мама, паздравляю с празникам!» до школьных диктантов, написанных на «четыре» и «пять», происходит постепенным и непринужденным образом.

Помочь в этом могут несколько эффективных способов.

Чтение

Не существует слишком раннего возраста, чтобы начать читать. Слушая стихи и сказки, младенец воспринимает и копирует звуки родной речи.

Благодаря азбуке с яркими картинками у детей появляются зрительные ассоциации, на какие буквы начинаются те или иные слова.

Начиная читать самостоятельно, ребенок расширяет словарный запас, много раз видит грамотное написание слов и автоматически его запоминает, так что порой в будущем будет достаточно закрыть глаза, и представить себе напечатанное на бумаге слово, чтобы убедиться в правильности его правописания.

Поэтому книга по-прежнему должна оставаться одним из лучших подарков для детей.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ: Стыдные темы, гадкие слова и недетские сюжеты: что стало раздражать родителей в книгах

Решение кроссвордов

Начните с кроссвордов в детских журналах, где вместо словесных заданий нарисованы картинки с номерами. Ничего, если поначалу ребенок будет неправильно вписывать в клеточки безударные гласные.

Подарите ему ручку «пиши-стирай» и подсказывайте, как на самом деле пишется нужное слово.

Устные игры в слова

В дороге, в очереди, при любой необходимости ждать игры в слова – интересный способ скоротать время, а также увлекательная речевая тренировка.

Примеры таких игр – это:

• рифмы;
• слова (по подобию игры в «города»);
• назови слово, которое начинается на слог «па», «ло», «ту» и так далее;
• составь предложение из слов, начинающихся на одну и ту же букву, например «Лиса ловит лягушку» или «Мяч мешает моряку».

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ: Нужно ли читать дочкам сказки только о хороших девочках

Много общения

Родительская речь для детей – это главный свод правил родного языка, поэтому именно от взрослых в семье зависит, как ребенок будет ставить ударение в словах «звонит» или «торты».

Если замечаете, что он допускает одну и ту же речевую ошибку, аккуратно поправляйте ее в ответном предложении.

– Мама, куда ложат вилки?
– Вилки кладут в верхний ящик стола.

Если вы употребляете слова правильно и много общаетесь в семье на различные темы, то даже неизбежные речевые ошибки от окружающих не будут передаваться вашим детям. 

Словесные игры на бумаге

• змейка – запишите как можно более длинную цепочку слов, где каждое последующее слово начинается на последнюю букву предыдущего;
• виселица или «Поле чудес»;
• путаница – составьте слова из перемешанных карточек с буквами;
• составление множества маленьких слов из одного большого.

Развлечения с использованием букв

Вовлекайте слова и буквы в совместные игры с детьми.

• рисуйте небольшие комиксы на тему, которой в данный момент увлечены дети (насекомые, лего, феи): самодельные комиксы часто являются стимулом к самостоятельному чтению;
• предложите ребенку вместе придумать и написать книжку с картинками и небольшой историей;
• делайте коллажи с вырезанием слов из газетных и журнальных заголовков;
• мастерите браслеты из деревянных или пластиковых бусин с буквами;
• сделайте украшение для дома со словом, которое описывает вашу семью, – буквы можно написать, например, на красивых морских камнях.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ: Ничего не помню: 6 причин плохой памяти у школьников, и что с этим делать

Постеры на стену

В доме, где есть дети, на стене часто висит плакат с азбукой, чтобы малыши обращали на него внимание и учили буквы. Таким же образом можно обеспечить и наглядность написания других слов и терминов.

В книжных магазинах представлено разнообразие плакатов различной тематики: цветы и животные, транспорт, виды спорта, геометрические формы и так далее.

Соотнося визуальный образ с написанием слова, ребенок с детства запоминает, как оно пишется.

Скраббл

Популярная во всем мире настольная игра «Скраббл», а также ее русская версия – «Эрудит», развивают лингвистическую логику.

Читайте также:  Доречевое развитие ребенка с дцп

Среди других известных настольных игр на составление слов – «Боггл» и «Тик Так Бумм».

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ: 3 ошибки, которые мешают привить ребенку любовь к чтению: колонка анонимной мамы

Мнемоническое запоминание правил

Дети не любят учить правила, а вот поиграть и пошутить им всегда интересно. Мнемоника предлагает облегчить запоминание правил с помощью рифмовки, ассоциаций, создания зрительных и звуковых образов.

Известные мнемонические примеры:

• Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву т писать напрасно;
• Уж замуж невтерпеж;
• Надеваю одежду, одеваю Надежду;
• То, кое, либо, нибудь – дефис не позабудь.

Расскажите детям об этих и других примерах, чтобы запоминание некоторых правил и исключений не казалось им скучным и сложным.

Словари

Орфографический словарь – необходимая книга в доме у каждого школьника Но помимо обращения к профессиональным словарям, полезно завести и персональный словарик для слов, которые вызывают затруднения.

Набрав по 7-10 таких слов, дети могут:

• писать с ними маленькие диктанты;

• составлять из них кроссворд;
• записывать особенно трудное слово всеми цветами радуги;
• играть в «найди ошибку» или «вставь пропущенную букву».

Упражнения по списыванию, а также морфологическому и фонетическому разбору будут предложены детям в школе в большом количестве на уроках родного языка.

А дома, с родительской стороны, желательно поддерживать благоприятную атмосферу, где чтение, разговоры о литературе и интеллектуальные игры со словами – естественная и любимая часть жизни.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Как устроена память ребенка и почему плохие события запоминаются лучше хороших

Зарядка для мозга: 5 приложений для тренировки памяти, логики и внимания

Вот откуда ноги растут: 6 источников инфекций на детском празднике

Источник

Существует мнение, что орфографическая грамотность – это врожденная черта. Но на практике оказывается, что языковое чутье свойственно тем, кто с детства много читает. Следовательно, можно сделать вывод, что грамотность – приобретаемое качество, его можно развивать, и проще всего делать это с юного детского возраста. Расскажем, как повысить грамотность по русскому языку у ребенка ко 2-3 классу.

Для того чтобы тренировать правила написания слов, ребенок задействует три центра:
• глаза – видеть написанное или напечатанное слово и зрительно его запоминать;
• уши – воспринимать слово на слух, произносить его, слушать звучание;
• рука – записывать слово и закреплять его в памяти.

Если в доме создана среда, в которой ребенок постоянно использует родной язык и развивает орфографическую зоркость, то переход от детских открыток, подписанных печатными буквами «Мама, паздравляю с празникам!» до школьных диктантов, написанных на «четыре» и «пять», происходит постепенным и непринужденным образом. Помочь в этом могут несколько эффективных способов.

Чтение

Не существует слишком раннего возраста, чтобы начать читать. Слушая стихи и сказки, младенец воспринимает и копирует звуки родной речи. Благодаря азбуке с яркими картинками у детей появляются зрительные ассоциации, на какие буквы начинаются те или иные слова. Начиная читать самостоятельно, ребенок расширяет словарный запас, много раз видит грамотное написание слов и автоматически его запоминает, так что порой в будущем будет достаточно закрыть глаза, и представить себе напечатанное на бумаге слово, чтобы убедиться в правильности его правописания. Поэтому книга по-прежнему должна оставаться одним из лучших подарков для детей.

Решение кроссвордов

Начните с кроссвордов в детских журналах, где вместо словесных заданий нарисованы картинки с номерами. Ничего, если поначалу ребенок будет неправильно вписывать в клеточки безударные гласные. Подарите ему ручку «пиши-стирай» и подсказывайте, как на самом деле пишется нужное слово.

Устные игры в слова

В дороге, в очереди, при любой необходимости ждать игры в слова – интересный способ скоротать время, а также увлекательная речевая тренировка. Примеры таких игр – это:

• рифмы;
• слова (по подобию игры в «города»);
• назови слово, которое начинается на слог «па», «ло», «ту» и так далее;
• составь предложение из слов, начинающихся на одну и ту же букву, например «Лиса ловит лягушку» или «Мяч мешает моряку».

Много общения

Родительская речь для детей – это главный свод правил родного языка, поэтому именно от взрослых в семье зависит, как ребенок будет ставить ударение в словах «звонит» или «торты». Если замечаете, что он допускает одну и ту же речевую ошибку, аккуратно поправляйте ее в ответном предложении.

– Мама, куда ложат вилки?
– Вилки кладут в верхний ящик стола.

Если вы употребляете слова правильно и много общаетесь в семье на различные темы, то даже неизбежные речевые ошибки от окружающих не будут передаваться вашим детям. 

Читайте также:  Развитие ребенка английский алфавит карточки распечатать

Словесные игры на бумаге

• змейка – запишите как можно более длинную цепочку слов, где каждое последующее слово начинается на последнюю букву предыдущего;
• виселица или «Поле чудес»;
• путаница – составьте слова из перемешанных карточек с буквами;
• составление множества маленьких слов из одного большого.

Развлечения с использованием букв

Вовлекайте слова и буквы в совместные игры с детьми.

• рисуйте небольшие комиксы на тему, которой в данный момент увлечены дети (насекомые, лего, феи): самодельные комиксы часто являются стимулом к самостоятельному чтению;
• предложите ребенку вместе придумать и написать книжку с картинками и небольшой историей;
• делайте коллажи с вырезанием слов из газетных и журнальных заголовков;
• мастерите браслеты из деревянных или пластиковых бусин с буквами;
• сделайте украшение для дома со словом, которое описывает вашу семью, – буквы можно написать, например, на красивых морских камнях.

Постеры на стену

В доме, где есть дети, на стене часто висит плакат с азбукой, чтобы малыши обращали на него внимание и учили буквы. Таким же образом можно обеспечить и наглядность написания других слов и терминов. В книжных магазинах представлено разнообразие плакатов различной тематики: цветы и животные, транспорт, виды спорта, геометрические формы и так далее. Соотнося визуальный образ с написанием слова, ребенок с детства запоминает, как оно пишется.

Скраббл

Популярная во всем мире настольная игра «Скраббл», а также ее русская версия – «Эрудит», развивают лингвистическую логику. Среди других известных настольных игр на составление слов – «Боггл» и «Тик Так Бумм».

Мнемоническое запоминание правил

Дети не любят учить правила, а вот поиграть и пошутить им всегда интересно. Мнемоника предлагает облегчить запоминание правил с помощью рифмовки, ассоциаций, создания зрительных и звуковых образов. Известные мнемонические примеры:

• Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву т писать напрасно;
• Уж замуж невтерпеж;
• Надеваю одежду, одеваю Надежду;
• То, кое, либо, нибудь – дефис не позабудь.

Расскажите детям об этих и других примерах, чтобы запоминание некоторых правил и исключений не казалось им скучным и сложным.

Словари

Орфографический словарь – необходимая книга в доме у каждого школьника Но помимо обращения к профессиональным словарям, полезно завести и персональный словарик для слов, которые вызывают затруднения. Набрав по 7-10 таких слов, дети могут:

• писать с ними маленькие диктанты;

• составлять из них кроссворд;
• записывать особенно трудное слово всеми цветами радуги;
• играть в «найди ошибку» или «вставь пропущенную букву».

Упражнения по списыванию, а также морфологическому и фонетическому разбору будут предложены детям в школе в большом количестве на уроках родного языка. А дома, с родительской стороны, желательно поддерживать благоприятную атмосферу, где чтение, разговоры о литературе и интеллектуальные игры со словами – естественная и любимая часть жизни.

Источник

Грамотность современных школьников оставляет желать лучшего. Да и чего можно ожидать от детей, проводящих всё свободное время в социальных сетях, мессенджерах, где существуют свои правила общения?

Основные способы повышения грамотности

Ко мне часто приводят детей, грамотность которых оставляет желать лучшего. Первым делом я исключаю физиологические причины такой неуспеваемости. Если ученик не успевает по многим предметам, то, скорее всего, у него имеются проблемы со здоровьем. Тогда я советую родителям обратиться за помощью к специалистам. Чаще всего врачи устанавливают у такого ребёнка синдром дефицита внимания и гиперактивности или иные нарушения.

Если же школьник успевает по всем предметам, кроме русского языка, то я с радостью берусь за корректировку его знаний. За много лет такой работы мною были опробованы несколько способов такого обучения. С некоторыми из них я и хочу вас познакомить.

Чтение книг

Наверное, никто не будет со мной спорить, что чтение – лучший способ повысить грамотность. Как часто я слышу от своих учеников, что они знают, как пишется слово, но объяснить правильное написание они не могут! Что это значит? Это значит, что они видели где-то, как оно пишется. У детей возникает образ слова в голове. Именно поэтому учителям запрещается, даже играя со своими учениками, намеренно писать слова с ошибками.

Но умеют ли внимательно читать наши дети? Мы с моими подопечными часто читаем отрывки из текстов художественной литературы. Делаем это с карандашом, подчёркивая непонятные слова или слова, написание которых нужно запомнить. Это вдумчивое, так называемое смысловое чтение позднее переходит в привычку.

Читайте также:  Развитие ребенка быть успешным

Лучше всего предлагать детям произведения русских классиков, заодно можно перечитать их самим. Признайтесь, когда вы читали в последний раз классическую литературу?

Вот пример того, как я организую такого рода работу. С одним моим учеником, который, к слову, очень медленно читает, мы устраиваем пятиминутки чтения. Мы отвлекаемся ото всех иных занятий, и он просто читает вслух. Я, запасшись терпением, не перебиваю его и не задаю никаких вопросов. Он просто читает так, как у него получается. Потом я прошу его назвать слова из текста, написание которых ему нужно запомнить. Он подчёркивает их, мы прорабатываем их написание, и он читает текст вновь.

Мнение редакции

Елена Калита

Редактор журнала

Писать грамотно не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Как и в любой другой работе, важно все время практиковаться, чтобы повышать свой уровень, ведь грамотность – это просто навык, требующий непрерывного труда.

Несколько раз мы проводили эксперимент: писали эти слова под диктовку дважды — до такой проработки и после. Вариант «после» был написан с меньшим количеством ошибок. А ведь именно этого мы и добивались!

Мнемонические приёмы и правила

Мнемонические приёмы помогают запоминать пунктограммы и орфограммы путём искусственно созданных ассоциаций. Так, с одним моим учеником, который всё никак не мог запомнить написание словарных слов за курс пятого класса, мы решили … рисовать. Каждое слово мы написали печатными буквами и разрисовали его. Например, слово «хоккей» мы облагородили так: букву «о» изобразили в виде шайбы, а две буквы «к» — в виде двух клюшек. Слово «корзина» обзавелось изображением яблока вместо буквы «о»: яблоко ведь можно положить в корзинку.

Итоговый словарный диктант, а вернее, его результат, нас несказанно порадовал: во всех словах, проработанных таким образом, не было ни единой ошибки. Самое главное — дать ребёнку включить собственные ассоциации, а не навязывать собственные.

Также существуют общеизвестные мнемонические правила, которым учителя, к сожалению, редко учат. Например:

  • «уж замуж невтерпеж»: для запоминания правописания наречий-исключений;
  • «одевают Надежду, надевают одежду»: для разграничения слов-паронимов «одевать – надевать»;
  • «Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку»: для запоминания падежей:
  • «мошенник у труженика одну букву н украл»: для запоминания написания слов;
  • «ох, сколько ж это катастроф — не там поставлен апостроф» для запоминания постановки ударений в слове.

Наша тетрадь для занятий напоминает альбом для рисования: везде рисунки, стихи и запоминалки.

Кстати, такого рода работа нравится не только пятиклассникам, но и ученикам старшего звена.

Диктанты

Почему-то диктанты незаслуженно забываются самими учителями, не говоря уж о детях и их родителях. Тестирование, создание проектов вытесняют старое доброе письмо под диктовку. Однако я уверена, что систематически проводимые диктанты с последующими детальными работами над ошибками способны повысить грамотность школьника в разы.

Диктанты нужно писать часто: не реже раза в неделю. Так вы сможете увидеть наиболее типичные ошибки ребёнка. Каждый человек, даже взрослый, спотыкается на какой-нибудь особо «любимой» орфограмме. Так вот, задача диктантов — найти эти места у ребёнка и проработать их.

С одной ученицей мы писали диктанты два раза в неделю. Тексты я подбирала сравнительно лёгкие для восприятия: не из классической литературы, а из сказок или вредных советов Г. Остера. Ей так понравилось наше обучение, что она потом ещё часто заставляла маму диктовать что-нибудь, а затем сама анализировала свою работу.

Кстати, очень важный момент: всегда можно поменяться местами со своим учеником. Пусть он сам диктует текст, а затем проверяет вашу работу.

Уважаемые читатели, оставляйте комментарии под статьей, делитесь ей в социальных сетях, а если есть вопросы к автору, то обязательно задайте. Нам важна обратная связь.

Игры

Наверное, многие помнят те времена, когда в продаже не было такого большого количества настольных игр и развивающих пособий, как сейчас. Но я помню наши семейные игры! Мы играли постоянно. Спустя годы я понимаю, что моё уважение к слову воспитали именно мои родители. Например, мы играли в игру: назови все предметы из этой комнаты, начинающиеся на определённую букву. Тогда мне разрешали пользоваться орфографическим словарём. Или вместе мы составляли кроссворды на определённые темы или писали стихи. Такая планомерная работа со словом не проходит просто так: ребёнок запоминает написание слов и расширяет свой кругозор.

Таким образом, повысить грамотность школьника вполне возможно, если подойти к этому процессу осознанно и творчески.

Автор статьи

Учитель высшей категории
Редактор: Елена Калита

Загрузка…

Источник