Развитие голоса у ребенка

Развитие голоса у ребенка thumbnail

Развитие детского голоса условно делится на несколько периодов: дошкольный до 6-7 лет, домутационный от 6-7 до 13 лет, мутационный – 13-15 лет и послемутационный – 15-17 лет. Фонация детьми дошкольного возраста осуществляется за счет краевого натяжения голосовых складок в связи со слабостью гортанных мышц. Диапазон звучания составляет 5-6 нот.

В домутационном периоде параллельно с анатомическим ростом органов голосообразования заканчивается развитие рецепторного аппарата гортани, и к 12 годам по месту расположения и морфологическому строению он соответствует рецепторному аппарату взрослого. Детский голос постепенно развивается, его диапазон расширяется до 11 -12 нот.

Мутация голоса (от лат.mutatio – изменение, перемена)наступает в результате изменений в голосовом аппарате и во всем организме под влиянием возрастной эндокринной перестройки, возникающий в период полового созревания. Время, в течение которого происходит переход детского голоса во взрослый, называется мутационным периодом. Явление это физиологическое и наблюдается в возрасте 13-15 лет. У мальчиков голосовой аппарат в это время растет быстро и неравномерно, у девочек гортань развивается замедленно. В период полового созревания мужская и женская гортани приобретают четкие отличительные особенности. Возможны колебания мутационного периода в зависимости от сроков наступления половой зрелости. У жителей юга мутация наступает раньше и протекает более остро, чем у жителей севера.

У девочек, как правило, голос меняется постепенно, теряя детские свойства. Это скорее эволюция голоса, а не мутация. Только в отдельных случаях встречается резкая перестройка в голосовом аппарате с усилением его роста и появлением заметных изменений голоса.

В мутационный период детская гортань увеличивается в размерах. У мальчиков начинает увеличиваться в саггитальном направлении щитовидный хрящ, образуя своим передним углом выпуклость на передней поверхности шеи – «адамово яблоко». Наибольшая разница между мужской и женской гортанями выражается в величине переднезаднего размера, поэтому голосовые складки у мальчиков удлиняются в полтора раза, а у девочек только на треть. У мальчиков мутация тоже может протекать медленно, тогда голосовая функция меняется постепенно. При остром течении мутации голос у мальчиков понижается на октаву, появляется охриплость, звуки басового тембра внезапно соскальзывают на фальцет. Происходит так называемая «ломка» голоса. Иногда подростки даже стесняются пользоваться своим голосом.

Продолжительность мутации от одного – нескольких месяцев до 2-3 лет. Весь период мутации делят на три стадии: начальную, основную -пиковую и конечную. Начальная стадия характеризуется только небольшой гиперемией (покраснением) голосовых складок. Основная стадия сопровождается гиперемией слизистой оболочки всей гортани, иногда появляется несмыкание задних третей голосовых складок по типу равностороннего треугольника («мутационный треугольник»). Отмечаются как синхронные, так и асинхронные колебания голосовых складок, что свидетельствует о нарушении координации функций наружных и внутренних мышц гортани, дыхания и голосообразования. В пиковой стадии мутации голос страдает более всего.

Конечная стадия мутации закрепляет механизм голосообразования взрослого человека.

Послемутационному периоду свойственна легкая ранимость неокрепшего голосового аппарата, быстро наступающее голосовое утомление. В этот период, который продолжается несколько месяцев, расширяется диапазон и определяется индивидуальный тембр, высота, сила голоса.

Логопед должен знать строение и функцию голосового аппарата, учитывать анатомические и физиологические особенности гортани у детей разного возраста. Голосовой режим во время мутации назначается индивидуально в зависимости от остроты протекающего процесса. Полное молчание может быть рекомендовано в редких случаях только при сильном отеке слизистой оболочки гортани. В период мутации необходимо щадить голосовой аппарат подростка. Речевая нагрузка должна быть умеренной, нельзя перенапрягать, форсировать голос. Несоблюдение охранительного голосового режима, длительное напряжение при больших голосовых нагрузках может привести к стойкому нарушению функции внутренних мышц гортани.

В период мутации необходимо соблюдать охранительный режим. В первую очередь, не пользоваться искусственными приемами для ускорения процесса формирования мужского голоса. Подростку следует помочь научиться спокойно, постепенно овладевать голосом взрослого. Нельзя допускать формирования голоса при речи и пении. Продолжительность всякой голосовой нагрузки должна быть ограничена, особенно при появлении охриплости. Для облегчения периода мутации полезно проводить закаливание организма, дозировать физическую нагрузку, правильно распределять труд и отдых подростка.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Вокальные упражнения для развития голоса у детей способствуют развитию памяти, улучшают настроение, положительно влияют на здоровье органов дыхания, способствуют гармоничному развитию. Ведь голос – важный инструмент, позволяющий добиваться многих целей. Приятно, когда малыш умеет громко говорить и петь, различая интонации и подстраивается под любой ритм. Для разработки слуха с голосом созданы обучающие системы. Многих детей родители направляют к педагогам по вокалу, чтобы в будущем восхищаться вокальными данными и талантом своего чада.

Особенности развития детского вокала

Стоит обратить внимание на отличительные особенности детской анатомии.

Зачем ребенку пение:

  • для развития голосовых связок;
  • для повышения уверенности в собственных силах;
  • ради улучшения дикции;
  • для увеличения громкости голоса;
  • с целью раскрепощения;
  • для освобождения от зажимов;
  • ради укрепления иммунитета;
  • чтобы тренировать легкие;
  • для улучшения коммуникабельных навыков.

Вокальные упражнения для развития голоса у детей

Как научить ребенка петь:

  • привести в музыкальную школу к профессиональному педагогу;
  • самостоятельно тренироваться вместе с помощью караоке и приложений.

Как развивается голос детей:

  • в процессе повседневных бесед с друзьями и родителями;
  • чтение книг вслух;
  • импровизационное исполнение басни и театральной сценки;
  • посредством ежедневных занятий пением;
  • с помощью профессиональной постановки голоса для вокала;
  • во время проговаривания скороговорок;
  • в процессе выполнения специальных упражнений;
  • на занятиях по технике речи и сценическому искусству.

Польза пения и развития голоса для детей

На заметку! Влияние пения на здоровье в основном проявляется во время сезонных вспышек заболеваемости. Дети, постоянно занимающиеся вокалом, меньше болеют простудами и вирусным инфекциями.

Какие особенности детского голоса нужно учитывать:

  1. Недостаточная развитость – стоит приобщать малыша к вокалу постепенно и не допускать сильных перегрузок голосовых связок.
  2. Гибкость – вполне возможно, что у мальчика с обычным альтом со временем изменятся показатели голоса до сопрано или баритона. Ведь вокальное развитие детей продолжается до подросткового возраста.
  3. Диапазон – категория, которую необходимо развивать. Ведь от диапазона зависит успех певца на публике. Упражнения для развития голоса нужно прорабатывать минимум 3 раза в неделю.
  4. Эмоциональная окраска – характеристика, присущая многим творческим личностям. Нельзя подавлять в ребенке эмоции, это губительно повлияет не только на голос, но и на общее состояние здоровья и эмоциональное развитие маленькой личности.
  5. Громкость – показатель уверенности и состоятельности будущего артиста. Запрещено подавлять громкие возгласы детей, ведь запреты негативно воздействуют на психическое состояние несостоявшихся личностей.
Читайте также:  Влияние груди на развитие ребенка

Что развивает пение у детей

Вокальные упражнения для развития голоса у детей являются эффективной системой, включающей множество программ и полноценное исполнение музыкальных произведений.

Упражнения

Педагоги разрабатывают специальные техники для улучшения показателей голоса, которыми нужно пользоваться по мере возможности. Необходимо привести ребенка на уроки вокала с 5-7 лет, тогда не будет проблем с коммуникабельностью и дисциплиной.

Какие типы упражнений предназначены для детей:

  • на становление вокального дыхания;
  • артикуляционные упражнения;
  • освоение специальных техник исполнения;
  • на преодоление зажимов в области ребер и гортани;
  • на развитие артистизма;
  • на увеличение диапазона;
  • на повышение громкости;
  • на развитие интонации;
  • ритмические упражнения;
  • на развитие музыкального слуха.

Упражнения для развития голоса для детей

У разных педагогов программы значительно отличаются, поэтому стоит узнать о конкретной специализации преподавателя пения. Певцы отличаются по жанрам и стилям исполнения песен. В выборе музыкального стиля стоит опираться на предпочтения ученика, его тембр и подготовку. Стоит начать с базовых упражнений. Научиться петь с детства совсем несложно. А упражнения для развития голоса в самый раз подходят для начинающих солистов.

Мычание

Активизация груди с животом происходит после выполнения особого упражнения.

Инструкция к выполнению мычания:

  1. Встать ровно, ноги на ширине плеч, осанка прямая.
  2. Полный выдох воздуха.
  3. Сделать глубокий вдох в течение 5-7 секунд.
  4. Выдыхать медленно за 9-10 секунд и произносить звук м, не открывая рта.
  5. Выполнить минимум 3 раза, постепенно увеличивая громкость голосовых связок.

Упражнение отлично подходит для разогрева перед распевками.

Текст без согласных

С целью улучшить звучание голоса, вокалисты устраивают специальный марафон чтения и пения без согласных. Таким образом произношение гласных становится в 3 раза отчетливее по сравнению с предыдущими результатами.

Как исполнять:

  • выбрать песню или отрывок из книги;
  • настроиться и произносить только гласные звуки;
  • чувствовать вибрации и учиться управлять процессом;
  • повторить текст песни, рассказа полностью.

Марафон надо проводить 3 раза в неделю по 35 минут для достижения высоких показателей дикции. Когда нет возможности посещать музыкальную школу, можно работать с педагогом дистанционно.

Как научиться петь детям

Упражнение “ХА”

Театральный балаган невозможно отменить по первой указке взрослых. Педагоги применяют основы актёрского мастерства на редкость умело, и извлекают пользу от энергичности детей.

Существует множество вариаций выполнения данного упражнения.

Каким образом исполнять:

  1. Создать правильный настрой и выдыхать ха сначала тихо, потом громче и увеличивать громкость с каждым разом.
  2. Вариант злобного смеха бабы-яги ах-ха-хах-хаха-ха! Для импровизации нужны актерские задатки и не у каждого юного артиста получается естественным образом менять интонацию и манеру поведения.
  3. Заливистый смех девочек и мальчиков гораздо легче отрабатывать с первого подхода ха-ха-ха-ха-ха!

Независимо от варианта, стоит попробовать эффективную технологию на учениках. И периодически повторять эти вокальные упражнения для детей по 8-9 подходов за урок.

Вокальное дыхание для детей

“Зевок и потягивание”

Когда нужно готовиться к конкурсам по эстрадному пению, необходимо применять все способы пробуждения. Тренировка тела, ума и дыхательных путей.

Как выполнять:

  1. Встать как по струнке смирно.
  2. Вытянуть руки вверх и изогнуть тело.
  3. Громко зевать и стремиться развить гибкость.

Вокальное дыхание для детей может быть непривычным. Во время выполнения учебной программы важно не зажимать рот, не стеснять движения. Зевок с потягиванием направлены на устранение многочисленных зажимов и раскрытие грудной клетки.

Детские вокальные упражнения на дыхание

“Обжорка”

Особенный вариант упражнения, выполняется в горизонтальном положении на кушетке или диване. Дыхание у детей не всегда поставлено естественным образом. Нужно учиться правильно дышать животом: широко открыть рот, вдохнуть, задержать дыхание и с шумом полностью выпустить весь воздух. При выполнении плечи, руки и спина остаются неподвижными.

“Ворона”

Сплошное развлечение для детской аудитории, приносящее определенную пользу для организма в целом.

Как правильно делать ворону:

  1. Вдохнуть в быстром темпе за 3 секунды.
  2. Громко выдохнуть с кличем «Кар! Кар! Кар!».
  3. Сделать вдох и теперь с закрытым ртом повторить действия.

Какая польза появляется от забавного разогрева голосовых связок: улучшается произношение звуков, увеличивается громкость голоса и гармонизируется эмоциональное состояние маленького певца. Такие игровые упражнения в очередной раз показывают малышу, что заниматься вокалом весело и интересно.

Упражнение для голоса для детей

“Аромат цветов”

Упражнение на дыхание и расширение голосовых связок.

Как выполнять:

  • сделать вдох в течение 8 секунд;
  • задержать дыхание;
  • выдыхать за 6 секунд, со звуками «а-а-а».

Дыхательные упражнения помогают поставить правильно голос и научиться красиво петь без лишней нагрузки на связки.

Как научиться петь детям - дыхательные упражнения

“Синьор-помидор”

Как правильно выполнить:

  1. Встать максимально ровно и выпрямить спину.
  2. Кисти сложить на грудную клетку и вдыхать в течение 7 секунд.
  3. Сделать паузу на 5 секунд. Плотно сжать губы.
  4. Выдыхать с закрытым ртом, лицо должно становиться красным от напряжения. Руки держать в прежнем положении.
  5. Сделать 5-6 повторов.

Выполняя забавные упражнения маленькие ученики весело проводят время и получают правильную вокальную подготовку. При таком подходе, обучения детей пению проходит легко и полезно.

Читайте также:  Таблица занятий с ребенком по развитию речи

Упражнения по вокалу для детей - тренировка дыхания

“Чайник”

Упражнение для детей, направленное на высвобождение от зажимов речевого аппарата.

Как делать:

  • Садиться на корточки;
  • Медленно вставать, поднимать руки и глубоко вдыхать;
  • Во время выдоха развести руки в разные сторону и свистеть как чайник «Фффффф».

Выглядит довольно забавно, но на самом деле полезно для здоровья. Можно выполнять во время обучения пению детей дошкольного возраста.

Скороговорки

Для развития голоса, нужно периодически громко повторять множество скороговорок. Сначала медленно, а затем с каждым занятием увеличивать количество и ускорять ритм произношения.

Обучение пению детей дошкольного возраста - скороговорки

Игры, развивающие голос

Существуют также увлекательные игры, с помощью которых можно благотворно влиять на голос ученика.

“Колокол”

Импровизация звона разнообразных колоколов и колокольчиков на разный лад. Нужно произносить «Бим бом бум бим бам», меняя тембр и интонацию. Многим детям нравится изображать сначала маленький дверной колокольчик, а затем звон огромного колокола башни.

“Береги огонь”

Игровой приём, предназначенный для равномерного дыхания. Нужны свечки, на которые дети будут дуть. В соревновании побеждает тот, кто дольше всех сохранит дыхание, и не потушит свечу.

Певческое дыхание у детей - тренируем плавный выдох

“Обезьянки”

Игра, с помощью которой развивают артикуляцию, жесты и мимику. Дети должны имитировать маленьких обезьянок и периодически кричать с разными интонациями. А затем демонстрировать события, которые происходят в обезьяннике.

Вокальное и артистическое развитие детей

“Прогулка”

Учитель составляет сценарий и распределяет действия между участниками. Дети воспроизводят сюжеты движениями, звуками и песнями.

Кот вышел на прогулку. Мяу-Мяу. Котик увидел цветок и начал нюхать. Ребенок имитирует движения. Кот поранил лапку. Ай-яй-яй. Стало ужасно больно. Котик увидел консервы и побежал кушать. Мур-Мур-Мяу. По факту, сюжет может быть любым. Главное – задействовать голос, движения, мимику.

Тяжело переоценить пользу пения для маленьких детей. Все занятие пением для детей способствуют улучшению чистоты голоса детей и проводятся по заранее разработанной системе. Развитие музыкального слуха у детей приводит к хорошим результатам в пении.

Источник

На приеме у врача-фониатраДетский голос – тонкие струны души вашего ребенка

«У моего ребенка постоянная охриплость голоса, хотя он не простужен и не имеет каких-то хронических заболеваний. Посоветуйте, что делать и к какому специалисту нужно обратиться»

Наталья Зайцева, г. Ростов

С вопросами о том, почему у наших детей возникают проблемы с голосом, и как эти проблемы решить, родители обращаются все чаще. А число детей, имеющих измененный тембр – от легкой охриплости-гиперназальности, до выраженных нарушений тональности и силы звучания голоса, постоянно растет. С чем это связано и как в таких случаях помочь ребенку? На эти вопросы сегодня отвечает ведущий специалист ОКДЦ, врач оториноларинголог – фониатр высшей категории Надежда Филоненко.

Осторожно – голос!

Надо признать, что голосовые перегрузки, связанные с воспитанием ребенка в детских дошкольных учреждениях, занятия в вокальных и хоровых коллективах, где зачастую нет опытных педагогов, экологические и социальные проблемы, приводят к тому, что с детьми, страдающими заболеваниями голосового аппарата, врачу приходится сталкиваться все чаще.

К сожалению, и педагоги, и сами родители, редко вспоминают о том, что органы дыхания у детей отличаются некоторыми особенностями. Носовые ходы, глотка, гортань, трахея и бронхи у ребенка сравнительно узкие и покрыты нежной слизистой оболочкой, мышечная ткань этих органов развита слабо, хрящи гортани мягкие и легко сдавливаются. Поскольку грудная клетка у детей как бы приподнята, а ребра не могут опускаться при дыхании так низко, как у взрослых, дети не в состоянии делать глубокие вдохи, что, безусловно, ограничивает силу голоса и длительность звучания.

Наш ребенок растет и постоянно меняется. Но процесс этот происходит неравномерно. Это касается и голосового аппарата. Если рост носоглотки и околоносовых пазух в основном заканчивается к периоду полового созревания , к 12-14 годам, то все остальные органы завершают свой рост лишь с окончанием этого периода – условно к 18-19 годам.

Почему теряется «серебристость»?

Каждые 2-3 года голос ребенка меняет свои качества. Из «серебристого» с диапазоном звучания 5-6 нот он становится насыщенным, обретает полноту звучания, «металлический» оттенок. Постепенно увеличивается его диапазон, у подростков он может быть равен двум октавам.

Как правило, становление голоса складывается по подражанию в возрасте до 7 лет, и зависит от того, каким были голос и манеры его использования у окружающих-родителей, педагогов, воспитателей, сверстников. Процесс

Развития голоса у детей проходит 4 периода:

  • Дошкольный (6-7 лет)
  • Домутационный (7-12 лет)
  • Мутационный (12-15 лет)
  • Постмутационный (15-19 лет)

Дошкольный период характерен тем, что гортань у ребенка по сравнению с взрослыми имеет довольно высокое положение . Кроме того, во всех отделах гортани большое количество слизистых желез, лимфатической и соединительной ткани, они как бы заменяют собой некоторые отсутствующие внутренние мышцы гортани.

Голосовые мышцы, располагающиеся в толще голосовых складок, в виде отдельных пучков начинают формироваться с 5 лет и развиваются примерно к 11-12 годам, то есть уже во втором периоде – домутационном. Поэтому у детей до 10 лет отмечается фальцетный механизм голосообразования, Голосовые складки у них никогда не смыкаются полностью, образуя щель в виде треугольника или линейной формы. Это и есть фальцет.

К 11-12 годам голосовая мышца начинает оформляться в самостоятельную и принимать участие в процессе голосообразования. В этом возрасте появляется еще один механизм фонации – грудной. На нижних тонах диапазона появляется грудное звучание голоса, на высоких – по-прежнему остается фальцетное. При этом на низких тонах голосовые складки смыкаются полностью, на высоких отмечается узкая линейная щель, свойственная фальцету.

Затем наступает собственно мутация – период смены голоса, физиологическое состояние, связанное с изменением функции гортани и всего организма во время полового созревания. Обычно этот период проходит незаметно для ребенка и его родителей и не сопровождается какими-либо нарушениями, если процесс протекает медленно, постепенно. При остром течении мутации происходят резкие изменения в голосе – срывы, появление низких звуков, внезапное «соскакивание на фистулу» . Такие изменения заметны и для ребенка, и для его родителей. Особенно ощущают эти симптомы поющие дети. У некоторых подростков голос становится грубым, хриплым, без модуляций.

Читайте также:  Общее развитие ребенка во 2 классе

Трудности подросткового возраста

Мутация наступает в возрасте 12-15 лет. Причем, это характерно не только для мальчиков, но и для девочек. Хотя у девочек изменения голоса протекают обычно плавно, без скачков, без болезненных ощущений в гортани. В этот период появляются вторичные половые признаки. Ребенок повышенно нервозен. Происходят выраженные анатомические изменения в гортани: хрящи гортани увеличиваются в размерах (у мальчиков в продольном, а у девочек в поперечном направлении ). Отмечается быстрый рост голосовых складок, в период мутации длина их у мальчиков увеличивается 1,5 раза, а у девочек только на одну треть.

Голос подростка понижается почти на октаву. Меняется и его тембр: голос из альта переходит в тенор, баритон или бас. У девочек наблюдается расширение диапазона как в сторону низких, так и в сторону высоких частот.

Мутационный период длится, как правило, 1-2 года, но иногда он может быть очень коротким (несколько дней-недель) или затянуться на несколько лет. Нередки случаи исключительно быстрой смены голоса: у мальчика, разговаривающего накануне детским голосом, вдруг обнаруживается голос взрослого мужчины. У ребят, много болевших в детстве, слабо развитых физически, половое созревание запаздывает. При этом значительно отстает в развитии и голосовой аппарат. В этих случаях голос может остаться инфантильным долгое время, даже в возрасте взрослого мужчины.

Причинами изменения голоса в период мутации считают нарушение координации функции наружных и внутренних мышц гортани и отсутствие согласованности между дыханием и фонацией. У поющих детей в этот период отмечается небольшое понижение голоса, некоторое сужение его диапазона, высокие ноты, которые раньше брались легко, даются с трудом. Голосовые складки могут утолщаться, краснеть, отмечается обилие слизи на них. Это проявляется хрипотой различной степени выраженности, быстрым утомлением голоса, возникновением неожиданных срывов голоса при пении. У девочек в период мутации выраженные изменения голоса наблюдаются не часто, примерно в 40 % случаев. В дни менструации лучше освободить представительниц слабого пола от пения. Практический опыт фониатров и вокальных педагогов показал, что большинство детей в период мутации могут петь. Однако при этом требуется строгое соблюдение «охранительного режима» – не рекомендуется использовать репертуар взрослых певцов. Не стоит заниматься пением при явных изменениях голоса. А, главное, надо помнить о том, что подросткам, занимающимся вокалом, требуется опытный и внимательный педагог.

Доктор вам поможет

Детский и подростковый возраст характеризуется неустойчивостью нервной системы. И не секрет, что послемутационному периоду свойственна особая ранимость. В этом возрасте голосовой аппарат быстро «устает». Чрезмерно громкое пение, крик, несоблюдение возрастного диапазона -пение «взрослых» песен, сольные выступления на эстраде, пение во время респираторного заболевания, все это может привести к значительным нарушениям голоса и развитию таких заболеваний, как узелки, полипы и кисты голосовых складок, хронический ларингит, подслизистая гематома гортани , кровоизлияние в голосовую складку.

Дети с повышенным темпераментом, о которых говорят, что они и минуты не сидят на месте, много разговаривают, кричат, часто страдают узелками голосовых складок ,(«узелками крикунов»). К вечеру голос у них «садится», хрипнет, ребенок говорит шепотом. Стрессовые ситуации, испуг, страх, переживание, особенно у девочек, могут явиться причиной психогенной афонии. Возникновению нарушений голоса у детей способствуют различные заболевания других органов: риносинуситы, фарингиты, тонзиллиты, тугоухость, хронические бронхиты и трахеиты, болезни сердечно-сосудистой системы, эндокринные болезни.

При любом нарушении голоса, особенно длительно сохраняющемся, требуется тщательное обследование ребенка. Для этого необходима консультация оториноларинголога-фониатра с обязательным осмотром гортани. В ОКДЦ для такой диагностики используются различные методики, начиная от простой ларингоскопии с помощью гортанного зеркала и заканчивая проведением оптической эндоскопии гортани.

Оптическая эндоскопия гортани может осуществляться как жестким эндоскопом, так и с помощью фиброскопа. Обе методики высоко информативны. Однако выявить мельчайшие изменения вибраторной активности голосовых складок, что очень важно у поющих детей, особенно в период мутации, позволяет только стробоскопия гортани.

При стробоскопическом исследовании гортани (специальном осмотре гортани в режиме импульсного света) во время фонации (произношении или пении гласных звуков) колебания голосовых складок становится видимым, что позволяет уточнить характер голосовых нарушений. Выполнить осмотр гортани этими методами можно с возраста 7-8 лет, в связи с эмоциональными и поведенческими особенностями маленького пациента. В более раннем возрасте такая процедура может быть выполнена только в условиях общего обезболивания , под легким наркозом, который безопасен для организма.

Все знают, что любое заболевание легче предупредить , чем лечить. То же можно сказать и о нарушения голоса.. Исследования показали, что пение оказывает благоприятное влияние не только на гортань, но и на организм ребенка в целом, и на его интеллект. Но репертуар должен быть правильно подобран по диапазону, текст понятен для ребенка, а продолжительность занятий пением не должна превышать 30-45 минут.

Для профилактики стойких нарушений голоса у ребенка необходимо соблюдение гигиены голоса, санация очагов хронической инфекции дыхательных путей, а при появлении расстройства голоса в виде охриплости, грубости или осиплости – своевременное обращение к врачу-фониатру.

Источник