Развитие глазомера ребенка дошкольного возраста

Развитие глазомера ребенка дошкольного возраста thumbnail

Ориентировка детей в величине предметов во многом определяется ГЛАЗОМЕРОМ – важнейшей сенсорной способностью. Развитие глазомера непосредственно связано с овладением специальными способами сравнения предметов. Вначале сравнение предметов по длине, ширине, высоте детьми проводится практическим путем наложения и приложения, а затем на основе измерения. Глаз как бы обобщает практические действия руки.

В средней группе большое внимание уделяется развитию глазомера. Детям дают «задания найти из четырех-пяти предметов равный по своим размерам образцу или большего, меньшего размера (найди такой же длины, найди длиннее, короче и т. д.). Чтобы осуществить все задания, предусмотренные программой средней группы, надо провести не менее 10-12 занятий.

Знания и умения, полученные на таких занятиях, необходимо систематически закреплять и применять в других видах деятельности:

· сравнивать размеры разных частей растений,

· подбирать полоски нужных размеров для ремонта книг,

· рисовать, лепить предметы соответствующих размеров,

· наблюдать, как изме­няются размеры строящегося дома, и т.д.

Большое внимание уделяют развитию у детей глазомера. На основе овладения приемами непосредственного сопоставления размера предметов (наложение, приложение, измерение при помощи мерки) дети учатся решать задачи, требующие все более и более, сложных глазомерных действий.

Старшие дошкольники выполняют более сложные, чем в средней группе, задания на развитие глазомера:

· найти на глаз предметы большего или меньшего размера, чем образец;

· подобрать два предмета, чтобы вместе они были равны образцу и др.

Постепенно расширяют и площадь, на которой осуществляется поиск предметов нужного размера.

В качестве образца могут служить разные предметы. В то же время один и тот же образец может использоваться для сравнения предметов и по длине, и по ширине, и т. д. Каждый раз дети проверяют правильность решения глазомерной задачи, пользуясь приемом приложения (вплотную) или измерения меркой. Аналогичные задачи можно ставить перед детьми в разных видах деятельности.

В процессе упражнения детей в построении упорядоченного ряда педагог вводит правило: прикладывать и переставлять предметы нельзя. Каждый следующий элемент среди оставшихся дети находят на глаз.

Можно предлагать и более сложные задачи. Например, выбрать на глаз 2 предмета и составить из них третий, равный образцу; установить соответствие между несколькими (2-3) рядами предметов, упорядоченных по размеру.

Данной работе необходимо уделить внимание не столько на занятиях по математике, сколько в часы игр. Вне занятий используют дидактические игры “Сложи дощечки”, “Расставь по порядку”, “В какую коробочку?”, “Кто первый?” (автор Т. Г. Васильева).

Дата добавления: 2015-07-14; просмотров: 2007 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге: Методика обучения сравнению 2 предметов по величине в среднем дошкольном возрасте. | Методика обучения сравнению от 2 до 5 предметов в среднем и 10 предметов в старшем дошкольном возрасте, упорядочиванию (сериации) в порядке возрастания и убывания. | Особое место в старшей группе отводят упражнениям в группировке и упорядочивании предметов по отдельным измерениям (по длине, ширине и др.). | mybiblioteka.su – 2015-2021 год. (0.007 сек.)

Источник

ИССЛЕДОВАНИЕ

«РАЗВИТИЕ ГЛАЗОМЕРА В ПРОЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Казарбаева Н.Н.,

Воспитатель Н.Н.Казарбаева

Читайте также:  Консультация для родителей развитие ребенка второго года жизни

Ханты-Мансийский автономный округ Югра, г.Лянтор

МДБОУ д/с общеразвивающего вида «Светлячок»

Развитие глазомера, как и формирование начальных математических представлений нужно начинать в дошкольном возрасте. Глазомер – одно из могучих средств формирования представлений величине детей, воспроизводящее окружающую нас действительность. Развитие глазомера способствует становлению интеллектуальной стороны ребенка, развивает основы его представлений о величине, оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка.

Величина является свойством предмета и воспринимается различными анализаторами. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.

Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествления, распознания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики.

Щербакова Е.И, Турунтаева Т.В, Будько Т.С, исследовавшие проблему развития глазомера у детей дошкольного возраста, считали, что глазомер оказывает огромное влияние на развитие интеллекта человека.

Мы считаем эту тему актуальной, так как развитие глазомера ребенка помогает развивать интеллектуальные, художественные, творческие, познавательные способности и обогащает эмоциональный мир детей, воспитывает эстетически.

Во второй части выпускной квалификационной работы мы провели опытно – практическую работу которая включила в себя: исходную диагностику, организацию и проведение формирующего эксперимента и контрольную диагностику.

Исследования были проведены в г.Лянтор, д/с “Светлячок”. Количество испытуемых – 15 детей младшего дошкольного возраста.

Для реализации нами были использованы следующие методы: «Определи по размеру» , «Сравнение, сериация», «Газетомер».

Для первого исследования мы взяли методику Щербаковой Е.И. «Определи по размеру»

Цель – выявить уровень развития глазомера у детей старшего дошкольного возраста. План диагностики представлен в прил.1. Данные отражены на рис.1.

Рис.1.Уровень развития глазомера у детей младшего дошкольного возраста %

После проведенной нами диагностики, мы пришли к выводу, что не у всех детей хорошо развит глазомер. Из рис.1. видно, что у 20% детей высокий уровень развития глазомера – быстрое осмысление задания, точное, выразительное его выполнение без помощи взрослого. Они справились с заданием очень хорошо. У 20% средний уровень, ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы. 60 % детей показали низкий уровень, нет активного интереса, они не способны самостоятельно выполнить задание.

Также с целью выявления уровня развития глазомера у детей младшего дошкольного возраста мы использовали методику Щербаковой Е.И. «Сравнение, сериация» .

Содержание методики дано в прил.2. Результаты представлены на рис.2.

Рис.2.Уровень сформированности глазомера у детей младшего дошкольного возраста(%)

Из рис.2. видно, что высокий уровень сформированности глазомера у детей младшего дошкольного возраста составил 20%, эти дети справились с заданием безошибочно. Средний уровень показали – 30% детей. Они в процессе выполнения задания допускали небольшие неточности. Низкий уровень составил 50%. Эти дети не справились с заданием.

Для выявления способности адекватно сравнивать предметы мы обратились к методике Е.И. Щербаковой «Газетомер». Содержание методики дано в прил.3. данные отражены на рис.3.

Читайте также:  Периоды развития ребенка с момента зачатия

Рис.3.Уровень развития глазомера (%)

Из рис.3. мы можем сказать, что дети с интересом выполняли задание, даже там где имелись неточности, дети их таковыми не воспринимали, считая, что все выполняют верно. Высокий уровень составил 20%, средний уровень – 20% и низкий уровень составил 60%.

Таким образом, в ходе проведения констатирующего эксперимента, следует, что работа над развитием глазомера детей данной группы необходима, так как не все дети имеют высокие или хотя бы средние показатели.

Библиографический список

  1. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Леушина. – М.: Просвещение, 2004. – 368с.

  2. 10. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду [Текст] / Л.С. Метлина. – М.: Просвещение, 2005. – 223 с.

  3. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология [Текст]: учеб. пособие / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2001. – 336с.

Источник

    • .
    • ()
    • 2021
    • , ,

→ → , , →

: .

: , – .

, , .

. ; : , ; , , . , ; .

: .

3-5 . .

1. 5-7 . .

2. .

: .

. . , – , – . .

1. – ( , ).

2. .

: , 3 ( ).

. . ( ). .

. .

: ( ), . . 1-2 (, ). .

1. 2-3 . .

2. ( 2-3 .). . .

: 2-3 , . 2-3 . . . , .

1-1,5 .

: (), .

() . 2 . .

. , , , .

:

:

3-4

3-4

3-4

: 3-4 , , , 3-4 ,

(3)

# 19 2017 13:36 +1
# 23 2017 11:21 0

, , .

# 4 2017 06:16 0

, . . . !

© 2011 – 2021 – . 6+

, , , , . .

Источник

1 этап. В 4 – 5 лет эта задача решается параллельно с другими задачами. Виды упражнений:

– сравнить сильно контрастные по величине предметы, расположенные на расстоянии,

– найти или изобразить предмет больше или меньше образца (нарисовать кустик меньше дерева).

Можно в игре «Магазин» предложить выбрать предмет больше или меньше данного.

2 этап. Детям предлагаются специальные упражнения на развитие глазомера:

– сравнить мало отличающиеся по величине предметы (те, которые нельзя сравнить методами приложения или с помощью условной мерки),

– найти или изобразить предмет, равный образцу,

– оценить расстояние или величину объекта на глаз (сколько шагов между березой и верандой).

Игры: «Угадай», «Что больше», сюжетно-дидактические игры «Ателье», « Магазин».

Для проверки результата измерения на глаз могут быть использованы более точные методы: приложение, мерка-посредник, мерка как единица измерения. Целесообразно использовать «естественные» мерки: рост человека, шаг, длину стопы, пядь, щепотку и т.д.

8. Формирование умения сравнивать предметы по трем измерениям (5 – 6 лет)

1 этап. Учат детей показывать все 3 измерения (высоту, длину, ширину) на одном объекте.

Вначале используются предметы, занимающие постоянное положение в пространстве (мебель). Затем используем предметы, меняющие свое положение в пространстве (строительный материал, коробки, поделки).

2 этап. Детей учат сравнивать предметы по объему в целом (по 3-м измерениям). Предметы должны быть такими, чтобы все измерения одного из них были больше, чем соответствующие параметры другого. Например: шкаф в раздевалке детский и взрослый. Измеряем условной меркой длину, ширину, высоту. Если длина взрослого шкафа больше длины детского и ширина взрослого шкафа больше ширины детского, и высота – аналогично, то взрослый шкаф больше детского.

3 этап. Предлагаются упражнения на упорядочивание одних и тех же предметов сначала по одному, потом по другому признаку, а затем и по объему в целом.

Читайте также:  Особенности физического развития ребенка

9. Формирование понимания неизменности (сохранения) величины объекта (массы, длины, площади, объема) при изменении его формы (5 – 6 лет)

Эта задача решается на занятиях по изобразительной деятельности.

Детям предлагаются 2 одинаковых по величине и форме предмета. Затем на глазах у детей форма одного предмета меняется. Воспитатель подчеркивает, что к объекту ничего не добавили и не убавили. Выясняется, что изменилось, а что осталось прежним. Делается вывод, что величина объекта не изменилась. Детям показывается доказательство этого одним из способов:

– Придаем обоим объектам одинаковую (первоначальную) форму.

– Измеряем объекты.

Рассмотрим, как показать детям независимость массы объекта от изменения его формы. Предлагается 2 одинаковых по массе и форме предмета (два шарика пластилина). Затем на глазах у детей форма одного предмета меняется (делается лепешка). Педагог подчеркивает, что пластилина не добавили и не убавили. Задаются вопросы: «Что изменилось, а что осталось прежним?», «Изменилась ли масса (количество пластилина)?» Показывается доказательство того, что масса не изменилась: придается обоим предметам одинаковая (первоначальная) форма. Можно взвесить предметы на рычажных весах (если они есть в детском саду).

Покажем, как пояснить детям независимость площади объекта от изменения его формы. Предлагается 2 одинаковых по величине и форме фигуры (например, 2 квадрата). Затем на глазах у детей один квадрат разрезается по диагонали на 2 треугольника. Из них составляется новый большой треугольник. Педагог подчеркивает, что к фигурам ничего не добавили и не убавили. Задаются вопросы: «Одинаковы ли фигуры по величине?», «Что изменилось, а что осталось прежним?» Показывается детям доказательство того, что величина фигур не изменилась: складывается из треугольников первоначальный квадрат.

Рассмотрим, как показать детям независимость длины объекта от изменения его формы. Предлагаются 2 одинаковых по длине и форме проволочки (прямые линии). Затем на глазах у детей форма одной из них меняется (делается ломаная линия). Педагог подчеркивает, что к проволоке ничего не добавили и не убавили. Задаются вопросы: «Что изменилось, а что осталось прежним?», «Изменилась ли длина?» Показывается доказательство того, что длина не изменилась: придается обоим предметам одинаковая (первоначальная) форма. Можно измерить длины проволочек с помощью условной мерки.

Покажем, как пояснить детям независимость объема объекта от изменения его формы. Предлагается 2 одинаковых по величине и форме предмета, построенных из одинакового количества кубиков. Затем на глазах у детей одну постройку видоизменяем. Педагог подчеркивает, что кубиков не добавили и не убавили. Задаются вопросы: «Одинаковы ли постройки по величине?», «Что изменилось, а что осталось прежним?» Представляем детям доказательство того, что величина построек не изменилась: складываем из кубиков первоначальный объект.

Аналогично можно показать независимость объема жидкого или сыпучего вещества от изменения формы объекта. Для этого надо взять 2 разных по форме сосуда и налить в один из них жидкость. После переливания ее во второй сосуд можно выяснить, что изменилось, а что осталось прежним. Представляем детям доказательство того, что количество жидкости не изменилась путем переливания ее в первый сосуд.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник