Развитие фразы у ребенка
Статья:
Развитие фразовой речи с помощью простых игр
Принято считать, что элементарные фразы из двух-трех слов в речи ребенка появляются в период от 18-ти до 22-х месяцев. И только у 7% процентов малышей фразовая речь формируется позднее. Чаще всего потому, что в семье с детьми мало общались. Мы же научимся делать это правильно, весело и с пользой.
Некоторые малыши еще до полутора лет запоминают фразы, которые часто слышат и произносят их. Например: «Иди гуляй!», «Кошка говорит мяу» и т.п. Эти выражения кажутся вам правильными с точки зрения грамматики, и вы радуетесь тому, что ребенок по-настоящему говорит. На самом деле, он просто пока повторяет за вами.
На самом деле фразовая речь у ребенка развивается из высказываний, которые дети создают самостоятельно. Например: «Мишка бух», «Папа нет работа». Часто дети слагают фразы с использованием «замороженных» (неизменяющихся) морфологических форм: «Аня деда забрал», «Баба кетя не дал». Грамматически эти выражения не совершенны, но именно они со временем преобразуются в правильные фразы.
Прототипом фразы может быть даже конструкция из слов и жестов. Особенно, если произносить слова ребенку еще сложно. Хочет ребенок сказать: «Мама ушла», а говорит : «Мама» и показывает на дверь». Так начинается развитие фразовой речи .
Постепенно жесты заменяются словами. И тогда малыш говорит: «Зая бежит», вместо того, чтобы показывать это. Для первых фраз ребенок использует самые нужные ему глаголы. Те, которые выражают его желания и указывают на перемещение в пространстве.
Чтобы в речи малыша было достаточно глаголов, родителям нужно комментировать действия. «Ванечка кушает», « Маша пьет», «Папа читает» и т.д.
Всего за полтора-два с половиной месяца свои первые фразы ребенок может превратить в правильные грамматические конструкции. Но для этого у него должен быть пример. Потому необходимо как можно чаще использовать простые фразы в игре.
Предлагаем вам несколько игр, направленных на развитие фразовой речи.
Игра «Что делают игрушки?»
Благодаря этой игре ребенок учит глаголы. Нужно показывать различные действия, которые совершают игрушки и комментировать их: «Мишка топает», «Мишка спит» и т.д. То же самое могут сделать и любые другие игрушки, которые есть у малыша.
Эта игра поможет понять, что двухсловную фразу можно применять в разных ситуациях. А чтобы у ребенка был стимул говорить именно фразами, делайте вид, что вы не понимаете его, если он опять заговорит однословными предложениями.
Игра «Волшебный мешочек»
Это усовершенствованный вариант предыдущей игры. В красивый мешочек, нужно сложить игрушки, а потом доставать их и задавать правильные вопросы. Сначала родители сами будут отвечать на эти вопросы, а потом этому научится и ребенок.
Достаем мишку.
– Кто это?
– Это мишка?
– Какой мишка?
– Большой (пушистый, коричневый, добрый) мишка.
– Как мишку зовут?
– Мишку зовут Топтыжка ( Тедди, Пантелей, Барни).
Кладем мишку на бочок.
– Что мишка делает?
– Мишка спит. Потом мишка может проснуться, побежать , покушать и т.д. Благодаря этой игре ребенок научится строить фразы самостоятельно. Во время игры словарный запас малыша пополняется не только глаголами, но и существительными, и прилагательными. Также ребенок усваивает несколько типов конструкций фраз. Если вы будете так играть, то ситуация, когда ребенок не говорит фразами, не станет для вас актуальной.
Игра «Кто убежал?»
Для игры перед ребенком нужно выложить несколько игрушек. Например: куклу, мишку, зайку. Сначала попросите, чтобы ребенок показал вам нужную игрушку.
Спросите: «Где кукла? Где мишка? Где зайка?»
Потом уберите игрушку на глазах у ребенка и произнесите: «Зайка убежал».
Спросите малыша: «Кто убежал?» и дождитесь полного ответа.
Повторите игру с другими игрушками. Сначала ребенок будет повторять за вами, потом самостоятельно отвечать на вопрос.
Вы сможете усложнить игру, используя больше игрушек, или попросив ребенка закрывать глаза, когда убираете игрушку.
Можно задавать дополнительные вопросы: «Куда убежал зайка? Какой зайка убежал?» Вместо игрушек можно использовать картинки или предметы быта.
Игра «Оденем куклу»
Даже такой «сложный» для ребенка процесс, как одевание, можно превратить в развивающую игру. Для этого нужно всего лишь сопровождать все свои действия комментариями и начинать одевание с игрушек.
Разложите заранее выбранную одежду и предложите ребенку помочь одеться кукле.
Для этого попросите найти нужный предмет:
«Найди платье (рубашку, шорты, носки)».
Когда ребенок выполнит задание, скажите: «Давай оденем куклу».
После того, как на кукле окажется нужный предмет одежды, прокомментируйте: «Мы надели платье. Кукла в платье».
Точно также можно одевать и самого ребенка. Не забывайте улыбаться и подбадривать ребенка, с хорошим настроением и одеваться быстрее, и овладевать правильной речью легче.
Игра «Стихотворный пример»
Развитие фразовой речи можно стимулировать чтением стихотворений. Для этого во время чтения знакомых стихов останавливайтесь в конце строчки. Пусть ребенок говорит последнее слово. Малыш может повторить не слово, а несколько строк. Игра расширяет словарный запас, дает пример правильного построения фраз и развивает чувство прекрасного. Рекомендую также познакомиться с другими играми на развитие словарного запаса.
Существует мнение, что мальчики начинают разговаривать фразами только после трех лет. Это не так. Девочки могут опережать мальчиков в речевом развитии, но не более чем на два-три месяца. Потому, конечно, не стоит ждать трехлетия. Овладение фразовой речью является важным этапом в когнитивном (познавательном) развитии малыша. Помогут в этом также словесные игры по развитию речи. Играйте в предложенные речевые игры регулярно, тогда и результаты будут впечатляющими и у девочек, и у мальчиков.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Источник
СТАТЬЯ Особенности формирования грамотной фразы у дошкольников В настоящее время значительно выросла доля детей с общим недоразвитием речи. Увеличилось количество детей с диагнозом: лексико-грамматическое недоразвитие речи. Эти речевые нарушения предполагают недоразвитие лексико-грамматических компонентов языка, отсутствие сформированной фразы, и, как следствие, слабо развитую связную речь. Но, если причиной первого диагноза, как правило, является поражение ЦНС, то второй диагноз чаще возникает в результате педагогической запущенности. Принято считать, что педагогическая запущенность свойственна детям из неблагополучных семей. Однако, при сборе анамнестических данных и беседе с родителями, выясняется, что значительная часть таких детей проживают с родителями, имеющими высшее образование, в полной, вполне благополучной семье. Основной причиной, как мне кажется, является изменение основ общения в современном мире. Появление телевидения, компьютеров, мобильных телефонов привели к изменению восприятия информации. Просматривая телепередачи, ребенок получает информацию пассивно. Компьютерные игры развивают определенные способности, но осуществляются в режиме «молчания». Сейчас уже первоклассники общаются с ровесниками в КОНТАКТЕ. Они ведут «молчаливый» диалог. Общение по мобильному телефону предполагает сворачивание фразы, мы общаемся « короткой строкой». Живая речь остается невостребованной. Родители почти не разговаривают с детьми, друг с другом. Детям перестали читать книги. Они не знают сказок, стихов Маршака, Чуковского, Михалкова. Каким образом может развиваться речь ребенка? Ведь для ее развития нужны определенные условия. Правильно организованное общение в семье – основное условие для развития грамотной фразы. 1. Ребенок должен иметь образец правильной речи родителей. 2. С ребенком с пеленок должны разговаривать, объясняя назначение предметов, суть явлений. В этом случае происходит накопление словаря, усвоение грамматических категорий частей речи. 3. Ребенку необходимо много читать, рассказывать. Благодаря знакомству с литературными произведениями малыш получает образец литературного языка, опыт красивого, правильного построения фразы. 4. Полезными будут и развивающие игры, различные упражнения, накапливающие словарь, способствующие на элементарном уровне формированию грамматических категорий. При соблюдении выше перечисленных условий мы получим ребенка с хорошей грамотной фразой. Что предполагает понятие «грамотная фраза»? 1. Подбор нужных, для выражения определенной мысли, слов. (Для этого ребенок должен иметь значительный пассивный и развитый активный словарь.) 2. Умение выстроить слова в определенном порядке. 3. Понимание и грамотное использование связей между частями речи. 4. Понимание и уместное использование предлогов и союзов. 5. Знание грамматических категорий частей речи. Формирование фразы процесс длительный, постепенный. Начинается он с оного года трех месяцев и заканчивается в возрасте семи лет. В этих возрастных границах формируется грамматический строй речи. Фраза из примитивного простого предложения, состоящего из аморфных слов-корней, превращается в сложное предложение, включающее предлоги и союзы. – Следует помнить, что работа по формированию грамотной фразы должна выстраиваться с учетом последовательности развития речи в онтогенезе. От этого зависит ее результативность. – Необходимо учитывать нежелание детей – логопатов общаться развернутой фразой. Они предпочитают однословные ответы. Важно побуждать их к речевому общению на всех занятиях и в быту. (Оречевление действий) – Желательно перевести пассивное восприятие в активное, дать ребенку право выбора, возможность подключить к работе все анализаторы. Желательна работа в специальных тетрадях. – Следует выбирать понятные, доступные для понимания дошкольника символы и формулировки. – Занятия должны быть регулярными. Всю работу по формированию связной речи условно можно поделить на пять этапов. Двигаясь от первого этапа к следующему, ребенок будет совершенствовать навыки построения предложения. 1 этап. Закрепление умения составлять простое двусоставное предложение. Знакомство с грамматическими категориями существительного и глагола. 2 этап. Формирование и закрепление умения составлять предложения из нескольких слов. Закрепление владения падежными окончаниями существительного. Знакомство с грамматическими категориями прилагательного. Знакомство с простыми предлогами и закрепление их употребления в речи. 3 этап. Формирования умения составлять сложные предложения. Закрепление всех видов связей. 4. этап. Развитие повествовательной формы речи. Рассказывание знакомых историй и сказок. 5. этап. Развитие самостоятельной творческой речи. Сочинение и рассказывание сказок и историй. Краткая характеристика первого этапа. ( по авторскому пособию «Игры для формирование грамотной фразы у дошкольников») С первых дней жизни ребенок знакомится с предметным миром. Он учится понимать, что у каждого предмета есть свое название. Эти названия придумали древние люди. Ребенок тоже может поупражняться в самостоятельном придумывании названий для тех или иных предметов. ( Игры 1,2) Далее можно закрепить знания детей об одушевленности и неодушевленности предметов. Ребенок учится различать «живые» и « неживые предметы», правильно спрашивать про них. (Кто это?, что это?) ( Игры 3-5). Следующий шаг – образование формы множественного числа существительного. ( Игры « Поле чудес» и « Чудо дерево» № 6-7) . Следует помнить, что взрослые должны управлять творческим процессом, побуждая ребенка оречевлять свои действия. Игра 8 « Прогулка в лесу» – закрепляющая. Она позволяет проверить усвоение категории одушевленности и множественного числа существительного. Игра 9. Закрепляет умение ребенка различать предметы сходные по функциям, но имеющие разные названия. Закрепляет навык составления простого предложения. Игры «Жили – были Гном и Гномик» и « Украсим елочку» учат ребенка различать большие и маленькие предметы и называть их ласково, используя уменьшительно-ласкательную форму существительного. Продолжается закрепление умения использовать развернутую фразу. Игра 12. Знакомит детей с категорией рода. Понятие принадлежности существительного к роду воспринимается детьми с трудом, поэтому приходится заменять привычные термины доступными символами. В игре «Кто тяжелее?»(13) дети сравнивают оттенки значений существительных, учатся образовывать слова, используя суффиксы. Раздел « Все предметы совершают действия» начинается с игры « Что делают предметы?» Дети знакомятся с символами основных действий, учатся устанавливать связи между предметом и его действием, запоминают схему простого предложения, упражняются в его составлении. Игры « Что делал? Что делала?» и « Кто что делал, расскажи…»(15-16) закрепляют умение согласовывать глагол прошедшего времени с существительным в роде и числе, учат задавать вопрос и грамотно отвечать на него. Игра 17. «Сочиним стихотворение » обогащает словарь ребенка новыми глаголами. А игра « Едем, плаваем, летаем» подводит ребенка к пониманию того. Что предметы могут объединяться в группы по способу передвижения, закрепляет умение составлять предложение по заданной схеме и знакомит с глаголами настоящего и прошедшего времени. Игра 19. Знакомит с глаголами совершенного и несовершенного вида, способствует формированию нового типа фразы с использованием личного местоимения. Игра 20. Пополняет словарь новыми глаголами, связанными с профессиями людей, подводит ребенка к необходимости распространения предложения. Игра 21. «Что происходит в доме?» (итоговая). Предоставляет ребенку возможность проверить себя, а взрослому проконтролировать, способен ли малыш грамотно составить предложение по данной схеме. Краткая характеристика второго этапа обучения построению фразы. Игра 22. «Помощница». Позволяет ребенку понять, что действие одного предмета (объекта) направлено на другой предмет (объект). Помогает грамотно установить связи, увеличить состав предложения за счет дополнения (усложняется схема предложения). Игра 23. В этой игре ребенок самостоятельно выбирает глагол и определяет объект воздействия. Игра формирует понятие о главном и зависимом словах. Игры 24-25. Закрепляют знание ребенка о главных и зависимых словах, учат исправлять ошибки, а значит – анализировать предложение. Развивают навык употребления в речи существительных в винительном падеже (окончания). Игры 26-29. Упражняют детей в составлении распространенного предложения и закрепляют умение правильно употреблять в речи окончания винительного, дательного, творительного и предложного падежей существительных. Игры 30-33. Знакомят детей со словами-предлогами, учат понимать условное обозначение (символ) предлога, различать предлоги по значению, позволяют понять место и значение предлога в предложении. Игры 34-42. Ребенок знакомиться со словами, обозначающими качество предмета, учиться узнавать эти слова, понимать их значение в предложении, правильно подбирать вопросы к прилагательному. Игры 43-44 являются закрепляющими и позволяют проверить усвоение материала. Краткая характеристика третьего этапа обучения построению фразы. Основной задачей этого этапа работы будет усвоение и закрепление конструкции сложносочиненного предложения с союзами: И, А, НО, и сложноподчиненного предложения с союзами ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО. Вторая задача заключается в совершенствовании всех видов связей в предложении. Важно, чтобы ребенок понял, что сложное предложение состоит из простых, которые надо грамотно соединить (связать) друг с другом. Слово « союз» в предлагаемых играх и упражнениях заменено более доступным понятием « соединяющие слова». Этот термин указывает лишь на соединяющую функцию союзов. В игре 45 – « Непростые узелки» ребенок овладевает приемом соединения двух простых предложений в сложное, знакомиться с « соединяющими словами» И, А, Но. Использование однотипных предложений и разных союзов помогают ребенку уловить смысловую разницу образованных сложных предложений. Игра 46 « Солнышко проснулось» – представляет собой легкий вариант закрепления конструкции сложносочиненного предложения с союзом «И», так как имеет готовую первую часть предложения, на которую малыш может опереться. Игры (47, 48) « У меня и у тебя», « Чудо – снежинка» – помогают ребенку уловить смысловую нагрузку союза «И», которую он передает всему предложению, соединяя части, включающие нечто одинаковое, общее; или разное , но представляющее собой причину и следствие . Игры 49,50 « С днем рождения » и «О чем расскажут облака» – знакомят детей с союзом « А» и его ролью в конструкции сложносочиненного предложения. Игра 51 « Шел дождь…» – позволяет овладеть конструкцией сложного предложения с союзом «Но», с опорой на готовую часть предложения. Игра 52 «С горки на горку»- усложняет ребенку речевую задачу. Игры53 – 56 «Сложи пазлы», «Что отразилось в пузырях…», « Паровозы мчаться…», « Построй мостики» – ребенок упражняется в построении сложносочиненного предложения и самостоятельном подборе « соединяющего слова», дифференцируя союзы. Игры 57 – 58 « Какие предметы нужны?», « Подарки волшебника Гудвина»- знакомят детей с конструкцией сложноподчиненного предложения и союзом «ЧТОБЫ». Игры 59 – 62 « Поросенок Почемучка», « Почему так назвали гномов?», «Вишенка к вишенке», « Почему так случилось?»- упражняют ребенка в построении конструкции сложноподчиненного предложения с союзом « Потому что», учат понимать его значение и правильно соединять части предложения. Игра 63 «Упрямая лошадка» – является закрепляющей. Детям предлагается составить маленький рассказ из сложных предложений с различными «соединяющими словами». Думаю, что педагоги, которых интересует данная проблема, имеют свои творческие разработки и всегда смогут дополнить предлагаемый материал. Учитывая достаточно обширную литературу по обучению детей рассказыванию, считаю нецелесообразным освещать четвертый и пятый этапы работы по развитию связной речи, так как эти этапы достаточно хорошо разработаны и известны. Составила:ст.воспитатель Садовская Л.И. |
Источник
Не забудьте отметить в соцсети , если статья оказалась полезной
I период. Подготовительный (от 0 до 1 года).
II период. Преддошкольный (от 1 до 3 лет).
III период. Дошкольный (3 – 7 лет).
IV период. Школьный (от 7 до 17 лет).
I период. Подготовительный (от 0 до 1 года).
Крик новорожденного является его первой голосовой рефлекторной реакцией.
К двум месяцам первые голосовые реакции ребенка (крик, плач, кряхтение) приобретают коммуникативное значение, появляются отчетливые голосовые модуляции (радость, повизгивание, хныканье).
К 3 месяцам у ребенка начинает формироваться слуховое внимание, появляются первые подражательные мимические и голосовые реакции. В этот период у ребенка появляются первые, чаще гортанные согласные звуки. В этих звуках отсутствует напевность, произносятся они тихо, часто с закрытым ртом.
К концу 3-го мес. у ребенка появляется гуление – напевное произнесение звуков (гласных и гортанных согласных). Гуление возникает спонтанно, но может быть вызвано и по подражанию. 3 – 4,5 месяца считается периодом «истинного гуления»: ребенок начинает гулить в ответ на положительные эмоциональные раздражители. Вне «комплекса оживления», без эмоциональной стимуляции гуление возникает уже с 3,5 мес. (Е.М. Мастюкова).
Гуление – это непроизвольное воспроизведение ребенком звуковых комплексов. Гуление у всех народов мира протекает одинаково. Трудно переоценить значение данного явления для ребенка, т.к. в процессе гуления ребенок тренирует органы речевого аппарата: органы артикуляционного аппарата, дыхания, голосового, слухового аппарата. Ребенок не только воспроизводит звуковые комплексы, но и все время себя слушает!!!
После 5-ти месяцев гуление переходит в лепет. С 5 до 12 месяцев считается периодом лепета. Гулить начинают все дети, но, к сожалению, не у всех детей гуление переходит в лепет. Так у детей с нарушенным слухом гуление затухает – нет слухового контроля.
Лепет – адекватное воспроизведение слогов. Эти слоги соотносятся с предметами, действиями, признаками (ба-ба-ба – бабушка; би-би- машина). Лепет («лепетные» слова) это начало собственной речи ребенка. К 1 году ребенок говорит 5-10; 10-15 «лепетных» слов (мама, папа, баба, деда, дядя и т.д.) (Аркин, Штерн). По данным Бюллера – от 3 до 45 слов. Понимает больше – до 30 -50слов.
С 3-х мес. Отмечается «глазное общение», фиксация взора, слежение за движущейся игрушкой.
С 3-6 мес. ребенок поворачивает головку в направлении источника звука.
С 7 мес. – узнает голоса окружающих его родных и близких;
В 8-9 – реагирует на свое имя.
После 9 мес. Выполняет элементарные словесные просьбы: «Похлопай в ладоши – ладушки», «Помаши ручкой – до свидания».
На 2-ом году жизни начинается период различения фонем. Наибольшие сдвиги в развитии фонематического восприятия происходят в 1г.7мес. – 1г. 8 мес. Считается, что к 2-м годам первичный ФС у детей оказывается сформированным (показывает игрушку – Мишка-мышка).
II период. Преддошкольный (от 1 до 3 лет).
Для этого периода характерно появление предложений из отдельных аморфных слов-корней (1г. 3м. – 1г.8 м.) – однословная фраза (бах).
1г.8м. – 1г. 10 м. – двухсловная фраза
Баба – ди (Бабушка, иди!).
Кука – бух (Кукла упала!).
Да яба – Дай яблоко.
В это время быстро наращивается предметный и глагольный словарь.
По данным А.Н. Гвоздева, дети имеют в активном запасе:
в 1.8 – 1.9 мес. – 80-100 слов.
в 2 года – 200-400 слов.
к 3 годам – 1000-1100 слов.
Ребенок объединяет эти слова в короткие предложения. В 2- 2.2 мес. выделяют период «физиологического aграмматизма». Ребенок объединяет слова в предложения, без соответствующего грамматического оформления. Но при нормальном речевом развитии период «физиологического аграмматизма» длится недолго. Дeти сами начинают правильно употреблять основные грамматические конcтрукции.
В преддошкольном периоде начинается активное формирование произносительной сторoны речи. Формируются гласные и простые согласные звуки (м, мь, нь, н, д, дь,п,пь,б,бь,т,ть и др.).
К 3 годам дети пользуются простыми распространенными предложениями из 3-4 и более слoв, употребляя наиболее простые грамматические конструкции (ед. и мн. ч. Сущ, вин. падеж.). Дети пользуются словами 2-3-х сложной структуры.
Вывод. Если ребенок в возрасте 2,5 – 3 лет находится на уровне только лепетных слов (их количество может доходить до 70 и более слов): уто-ухо; аёк – потолок; но – нос; тити- часы; по – пол; тути – туфли; ако-окно и т.д. и никак не объединяют их в предложение, это должно стать настораживающим симптомом для родителей, логопеда. Таких детей необходимо направлять на занятия в логопедические ясли.
Таким образом, в возрасте 1.5 до 2- х лет происходит переход от паcсивного приобретения слов от окружaющих его людей, к активному расширению словаря ребенка в период использования вопросов, типа «Что это?», «Как это назывaется?»
В возрасте двух лет они хотят знать, как зовут пробежавшего мимо мальчика, залаявшую где-то вдaлеке собаку. Если взрослые не могут удовлетворить интерес ребёнка, то дети порой сами придумывают имя тому или иному предмету. Это является показателем и одновременно следствием развития у маленьких детей болeе высоких степеней обобщения воспринимаемых предметов и явлений окружaющего мира.
К двум годам появляются прилагaтельные, чаще всего в форме именительного падежа мужского или жeнского рода, но без согласования с существительными.
Таким образом, в речи ребенка начинают обозначаться первые грамматические отношения между словами: сoгласование существительных в именительном падеже единственного числа с глаголом изъявительного наклонения (матик играет), некоторые формы управления глаголом (дай кисю). Однако в речи ребенка имеeтся большое количество аграмматизмов.
В это же время начинается процесс формирования фразовой речи. Сначала это проcтые фразы из двух – трех слов, затем отмeчается расширение структуры предложения до 3-4 слов. Например, «Таня игает кука». Постепенно, к трeм годам, они усложняются. В возрасте 2.3 – 3 лет появляются служебные слова.
III период. Дошкoльный (3 – 7 лет). Речевой период.
Это период интенсивного речевого развития, когда у ребенка наблюдается бурный рост словаря, формируется более дифференцированное употребление слов в соответствии с их знaчениями. В это время активный словарь детей достигает 3000-4000 слов. Идет дальнейшее формирование граммaтических категорий, систематизация некоторых грамматических форм. Дети овладевают навыками словоизменения и словообразования. Речь такого ребенка еще ситуативная, первые их высказывания в объеме 2-3 предложений.
В возрасте 3 лет у детей наблюдается активное фoрмирование произносительной стороны речи. Дети не только правильно произносят ряд звуков (гласные, согласные раннего и среднего онтогенеза), но и начинают их постепенно различать в своей и чужой речи. Выдeляется несколько этапов формирования фонетической стороны речи. Выделяется 4 этапа:
1 этап (от 3 до 4 лет).
В возрасте от 3-х до 4-х лет выделяется период наличия физиологических недостатков произношения «физиологического косноязычия». Они являются результатом возрастных осoбенностей строения речевого аппарата, когда дети правильно произносить все звуки не могут, но они исчезают самостоятельно без логопедической помощи. Для этого периода характерно:
- смягченное произношение согласных звуков ;
- замены свистящих и шипящих звуков на Т-ТЬ, Д-ДЬ.
- еще не сформированы сонорные звуки Л, Р,РЬ (пропуски, замены) и аффрикаты Ц,Ч=ТЬ (цапля=тяпля, мамочка=мямитька).
- К,Г,Х = Т и Д (хлеб = тлеб).
2 этап ( от 4 до 5лет).
В этом периоде:
- к 4 годам исчезает смягченное произношение;
- появляется дифференциация звуков ЛЬ-J;
- формируются свистящие, появляются шипящие;
- недифференцированное употребление свистящих и шипящих звуков;
– еще могут быть несфомированными сонорные звуки; Ц,Ч.
3 этап (от 5 до 6 лет).
В 5 лет дети:
- уверенно пользуются свистящими и шипящими звуками, аффрикатами;
- формируются сонорные звуки Р, Рь и Л и их дифференциация;
- пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: конфеты, яблоки.).
К 5-6 годам дети не только правильно произнoсят, но и различают все фонемы родного языка.
4 этап (от 6 до 7 лет).
К 7 годам, если у ребенка нет отклонений в строении органов , нeт отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, то речь ребенка формируется как полноценное средство общения. Дети не только правильно произносят, но и различают на cлух все фонемы родного языка. А это свидетельствует о том, что у детей сформирована готовность к звуковому анализу и синтезу, что является необходимым условием для успешного овладения грамотой.
Дети овладевают умением воспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконaполняемости. Возможны отдельные ошибки, как правило, в наиболее трудных для воспроизведения, малоупотребительных или незнакомых детям словах. При этом достаточно всего один-два раза поправить ребенка, дать образец правильного произнoшения и организовать небольшую «речевую практику» в нормативном произнесении cлова, как ребенок достаточно быстро введет новое слово в свою самостоятельную речь.
В дошкольном периоде процесс усвоения языка протекает столь динамично, что после трeх лет дети с хорошим уровнем речевого развития свободно общаются не только при помощи грамматически правильно построенных простых предложений, но и некоторых видов сложных предложений; речевые высказывания уже строятся с использованием союзов и союзных слов (чтобы, потому что, если, тот..,. который и т.д.):
―Сегодня мы пойдем гулять на участок, потому что на улице тепло и нет дождика.
-Мы все превратимся в сосульки, если подует злой и сердитый ветер.
Развивающийся навык речеслухового восприятия помогает контролировать собственное произношение и слышать ошибки в рeчи окружающих.
В этот период у детeй формируется «чувство языка» (интуитивное чувствование языковой нормы употребления единиц языкa), что обеспечивает правильное употребление в самостоятельных высказываниях всех грамматических категорий и форм слов.
Как отмечает Т.Б.Филичева, «…Если в этом возрасте ребенок допускает стойкий аграмматизм (играю батиком – играю с братиком; мамой были магазине – с мамой были в магазине; мяч упал и тоя – мяч упал со стола и т.д.), сокращения и перестановки слогов и звуков, уподобления слогов, их замены и пропуcк – это является важным и убедительным симптомом, свидетельствующим о выраженном недоразвитии речевой функции. Такие дети нуждаются в систематических логопедических занятиях до поступления их в школу».
К 7 годам, если у ребенка нет отклонений в строении органов , нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, то речь ребенка формируется как полноценное средство общения.
Таким образом, к школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перeйти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.
IV период. Школьный (от 7 до 17 лет).
В этот период cовершенствуется связная речь и формируется письменная речь.
Многие исследователи отмечают что, усвоение языка нормально развивающимся ребёнком протекает спонтанно, естеcтвенно и без видимых усилий с его стороны. Особенности становления языка и речи у детей связаны с процессами физиологического созревания центральной нервной системы и с определённой её пластичностью. Это с одной стороны.
В свою очередь, нормальное формирование психофизиологических систем, обеспечивающих освоение речи, требует своевременной их стимуляции речевыми сигналами. При недоcтаточности такой стимуляции (например, в связи с нарушением слуха) процессы освоения речи задерживаются.
Возрастной период, на протяжении которого речь осваивается «без усилий», в психологии принято называть критическим периодoм, поскольку за пределами этого периода ребёнок, не имеющий опыта речевого общения, становится неспособным к обучению.
Протяжённость критического периода разными исследователями определяется по-разному: наиболее часто выделяют два варианта – от рождения и до 9-11 лет или: от двух лет до периода полового созревания.
Необходимо отметить, что в период от года до 12 лет хорошо «укладывается» динамика основных показателей становления языка и речи – за этот период устраняются «ненормативные» особенности индивидуальной артикуляции, осваивается правильное употребление антонимов, происходит понимание многозначных слов и идиом, имеющих как конкретный, так и социально-психологический смысл. В этот же возрастной период наблюдаются и отклонения в речевом развитии различной этиологии, в том числе связанные с заиканием.
Так же для вас может быть интересным:
- Критические периоды развития ребёнка.
- Развитие ребёнка от 0 до года.
Источник