Развитие форм взаимодействия с ребенком с рда

ВикиЧтение

Аутичный ребенок. Пути помощи

Баенская Елена Ростиславовна

Развитие форм взаимодействия с ребенком

Выше мы говорили о том, как поднять активность ребенка, как помочь ему научиться находить опору в уюте, привычных обстоятельствах жизни и новых удовольствиях, переживать свои успехи и эмоциональную связь с близкими. Без этого он не сможет развить осмысленные отношения с миром, и работа по его обучению социально адекватным формам поведения, к сожалению, может оказаться механическим натаскиванием, при котором ему не удастся свободно пользоваться усвоенными навыками. В то же время с таким ребенком нельзя работать и просто на подъем активности без оказания ему помощи в освоении форм поведения, в которых эта активность может быть реализована. Сам он редко их схватывает, ему трудно дается подражание, и, как раз, когда он хочет участвовать в общей жизни, выглядит особенно растерянным и непонимающим. Поэтому лучше всего стараться совмещать обе эти стороны работы: давать ему необходимую форму поведения как раз в тот момент, когда он в ней нуждается. Подъем эмоционального тонуса дает возможность опробовать эту форму поведения, а уже затем идет период направленной отработки.

Освоение новых форм поведения очень сложно для такого ребенка. Конечно, у нас теперь есть определенный кредит доверия, который предоставлен привязанностью к нам ребенка, но мы можем быстро исчерпать его, если выступим в роли постоянно организующего, контролирующего, давящего партнера. Такое случается и с самыми любящими родителями, с теми, кто стремится как можно быстрее социализировать ребенка, любыми средствами заставить его вести себя правильно: часто при этом они теряют с ребенком эмоциональный контакт. Чтобы этого избежать, мы не должны выступать в роли единственной организующей силы; существуют и другие возможные формы регуляции поведения ребенка, на которые мы можем опереться.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Классификация форм бровей

Классификация форм бровей Брови в форме мечаЭто широкие, блестящие, длинные и аккуратные брови. Они особенно красивы на мужском лице. Обладатели бровей в форме меча отличаются смелостью, энергичностью, решительностью и дальновидностью, они прирожденные лидеры,

Одиночество как одна из форм существования человечества

Одиночество как одна из форм существования человечества Человечество мечтает о совершенстве, но не умеет правильно его достичь.Жизнь устроена так, что всегда кто-то вырывается вперед, а кто-то отстает, но хочет догнать идущих впереди. Рассудительный путник знает, что все

Методика диагностики показателей и форм агрессии [12]

Методика диагностики показателей и форм агрессии [12] Применяется для обследования подростков. Описание. А. Басc и А. Дарки предложили опросник для выявления важных, по их мнению, показателей и форм агрессии:1) использование физической силы против другого лица –

43. Развитие отношений между взрослым и ребенком

43. Развитие отношений между взрослым и ребенком К важнейшей особенности дошкольного возраста относят то, что память ставится в центр сознания. Прежде всего у ребенка изменяется мышление: оно приобретает возможность действовать в плане общих представлений.Первое

Механизм смены форм общения

Механизм смены форм общения Описание генетических форм общения детей со взрослыми, последовательное появление которых составляет развитие коммуникативной деятельности, было бы неполным без указания на механизмы, обеспечивающие поступательный ход развития. Поэтому в

Специфика форм проявления управленческих конфликтов

Специфика форм проявления управленческих конфликтов Форм проявления конфликтов в сфере управления несколько. Все они связаны с объективным процессом дезорганизации в управленческой деятельности. Дезорганизация – это такое состояние управленческого взаимодействия,

5.1. Психологическая работа с медицинским персоналом для эффективного взаимодействия с матерью и ребенком

5.1. Психологическая работа с медицинским персоналом для эффективного взаимодействия с матерью и ребенком Медицинский персонал, работающий с беременными, новорожденными и их матерями, долженбыть готовкоказаниюнетолько медицинской, но и психологической помощи. Сегодня

ВЫБОР ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

ВЫБОР ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В данном разделе я собираюсь увязать различные модели и методы обучения безопасности со специфическими навыками, о которых мы говорили выше. Как всегда, ваша цель – пользоваться для обучения любыми представившимися возможностями. Вы должны

РАЗВИТИЕ СОБСТВЕННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

РАЗВИТИЕ СОБСТВЕННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В этом разделе я постараюсь провести вас по всему процессу обучения, покажу, как выработать формы обучения «на заказ», специально для вашего ребенка. Это полезно сделать для каждого из ваших детей по отдельности, так что ответы на

ЛЕКЦИЯ № 3. Развитие: этапы, теории, законы и закономерности. Пренатальное и перинатальное развитие

ЛЕКЦИЯ № 3. Развитие: этапы, теории, законы и закономерности. Пренатальное и перинатальное развитие Жизнь человека начинается с момента оплодотворения. Это подтверждают многочисленные исследования. С момента оплодотворения в организме женщины зародыш живет своей

Читайте также:  Соматическое развитие ребенка отклонения

В мире грамматических форм

В мире грамматических форм (отступление третье)Ему было трудно понять речь товарищей, смысл рассказа, содержание доклада. Еще труднее было разобраться в мысли, излагаемой в тексте.В этом ему мешало трудное узнавание слов, то, что значение слова исчезало из памяти, как

РАЗВИТИЕ КАК ПРОЦЕСС ОВЛАДЕНИЯ РЕБЕНКОМ ИСТОРИЧЕСКИМ ОПЫТОМ

РАЗВИТИЕ КАК ПРОЦЕСС ОВЛАДЕНИЯ РЕБЕНКОМ ИСТОРИЧЕСКИМ ОПЫТОМ Психика человека и животных находится в состоянии постоянного развития. Однако характер и содержание процессов развития в животном мире и у человека качественно различаются. Психические функции человека и

Восемь форм любви

Восемь форм любви Поскольку три ключевых элемента любовных отношений, о которых мы говорили выше (близость, страсть, привязанность), могут быть проявлены в разной степени, мы получаем восемь базовых форм любви, которые может переживать человек[373]. Некоторые отношения

Источник

Важным требованием к составлению психокоррекционной программы является определение формы работы с ребенком: индивидуальная, групповая или семейная. Следует подчеркнуть, что групповая психокоррекция решает те же задачи, что и индивидуальная, но с помощью других средств. Выбор той или иной формы работы зависит от конкретных задач психологической коррекции. Например, для детей с глубокой аффективной патологией, с выраженными фобиями на начальных этапах работы рекомендуется проводить индивидуальные занятия, подготавливая ребенка к групповому взаимодействию. Кроме того, аутичные дети зачастую имеют низкий уровень интеллектуального развития, что требует более интенсивных коррекционных воздействий. Поэтому одних групповых занятий для них будет явно недостаточно: следует сочетать их с индивидуальными занятиями с ребенком.

Групповая форма психологической коррекции включает в себя целенаправленное использование всей совокупности взаимодействий и взаимоотношений между участниками группы в коррекционных целях. Группа, в которой ребенок проявляет свои отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции, выступает для него в роли модели реальной жизни.

В процессе психологической коррекции детей с аутизмом необходимо учитывать уровень развития ведущего вида деятельности. Например, для детей с тяжелой степенью аффективной патологии необходимо организовывать занятия с учетом формирования у них активных предметно-практических манипуляций, доступных ребенку. С детьми третьей группы, у которых, как правило, наблюдаются стереотипные фантазии, отражающие угрожающую, «страшную» ситуацию, целесообразно проводить занятия в контексте игровой деятельности, позволяющей смягчить эмоциональный дискомфорт.

Сложность, многообразие и специфика психического дизонтогенеза у детей с аутизмом требует системного подхода к разработке психокоррекционных технологий. Под последними мы понимаем совокупность знаний о способах и средствах проведения психокоррекционного процесса [Мамайчук, 2003].

Термин «психокоррекционные технологии» мы выбрали не случайно, так как психокоррекционный процесс представляет собой сложную систему, включающую в себя решение как стратегических, так и тактических задач.

К стратегическим задачам можно отнести разработку психокоррекцион-ных программ и психокоррекционных комплексов. В число тактических задач входят разработка конкретных методов и психокоррекционных техник, определение формы проведения коррекционной работы, продолжительности и режима занятий.

Конечно, универсальных психокоррекционных технологий для детей с аутизмом, как и для детей с другими формами аномального развития, быть не может, поскольку эффективность психокоррекционных воздействий зависит не только от объективных, но и от субъективных факторов. Объективными факторами традиционно принято считать:

• степень тяжести аффективного, интеллектуального и речевого дефекта у ребенка;

• конкретность, четкость поставленных коррекционных задач;

• четкость организации психокоррекционного процесса;

• время начала коррекционных воздействий;

• профессиональный опыт психолога и его личностный потенциал. К субъективным факторам можно отнести:

• установки ребенка и родителей на психологическую коррекцию;

• отношение ребенка и родителей к психологической коррекции и психологу.

В процессе психологической коррекции детей с аутизмом необходимо обязательное участие родителей. Следует подчеркнуть, что вся деятельность психолога должна быть направлена как на ребенка с аутизмом, так и на его близкое окружение (родителей, братьев, сестер, прародителей, персонал детских учреждений, где пребывает ребенок). Непосредственное участие родителей в занятиях открывает дополнительные возможности:

• смягчение того эмоционального дискомфорта, который испытывают родители в связи с тяжелым психическим состоянием ребенка;

• формирование у родителей позитивных установок на активную помощь ребенку;

• обнаружение наиболее эффективного подхода к ребенку, понимание причин его дезадаптивных форм поведения;

• адекватность оценки потенциальных возможностей ребенка.

Задача психолога состоит, прежде всего, в том, чтобы не только оказывать ребенку психологическую помощь, но и суметь показать родителям его потенциальные возможности, сформировать у них собственную оценку особенностей их малыша. Это возможно только при активном включении родителей в процесс психологической помощи.

Разработка методов анализа и оценки динамики психологической коррекции является чрезвычайно сложной задачей. Критерии оценки эффективности психологической коррекции требуют учета степени тяжести аффективной патологии детей с аутизмом, структуры их дефекта, клинико-психологических механизмов проявления аффективной дезадаптации, соответствия целей коррекции и используемых методов психологического воздействия.

Читайте также:  Развитие ребенка по глену доману

В связи с повышенной возбудимостью, импульсивностью детей с аутизмом, хаотичностью их деятельности необходимы специальные мероприятия по обеспечению их безопасности в процессе занятий.

Занятия должны проходить в специально оборудованном зале. Обязательными являются мягкое освещение, палас или ковер на полу. В зале или в кабинете не должно быть острых и тяжелых предметов, неустойчивой мебели. Не рекомендуется выставлять много игрушек в пространстве, доступном ребенку, так как это может отвлекать ребенка.

Глава 13. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ- предыдущая | следующая -Экстенсивные и интенсивные методы диагностики

ОГЛАВЛЕНИЕ

консультация психолога детям, подросткам, взрослым

Источник

Коррекционно-развивающая работа с детьми

с ранним детским аутизмом (РДА)

Содержание коррекционно-развивающей работы при раннем детском аутизме.

Система помощи лицам с аутизмом начала впервые формироваться в США и Западной Европе в середине 60-х годов. Нужно, однако, отметить, что первая в Европе школа для аутичных детей начала функционировать в Дании в 1920 году, когда ни в психиатрии, ни в специальной педагогике понятие «детский аутизм» еще не было сформулировано.

Считается, что синдром детского аутизма в России изучается со времени выхода в 1947 году статьи С.С. Мнухина «О невро- и психопатических изменениях личности на почве тяжелого элементарного истощения у детей. Из российских подходов к коррекции аутизма известна предложенная О. С. Никольской методика комплексного медико-психолого-педагогического воздействия, основанная на представлении об аутизме прежде всего, как об аффективном расстройстве. Лишь со второй половины 60-х годов о детском аутизме заговорили, как об особом отклонении психического развития, из чего следовала необходимость не только и не сколько медикоментозного лечения, сколько коррекционно-развивающей помощи.

В республике Беларусь специальное образование направлено на решение задач социализации и интеграции детей с особенностями психофизического развития в общество. Решение этой задачи требует разработки новых подходов, позволяющих изменять в зависимости от конкретного случая, стратегию и тактику корреционной работы.

Необходимость раннего коррекционного вмешательства при признаках аутического развития очевидна. Главным звеном коррекционного подхода является попытка объединить влияние сенсорного поля и взаимодействие с близкими в единую линию. Поскольку линия механической аутостимуляции ребенка сильнее, взрослому необходимо подключиться к ней, становиться её неотъемлемой частью и постепенно уже изнутри наполнять её новым содержанием эмоционального общения. Логика аффективного развития аутичного ребенка отражает направленность на создание надежных способов аутостимуляции, повышающей его психический тонус и заглушающий постоянно возникающий дискомфорт, состояние тревоги и различные страхи. Ребенок вновь и вновь стремиться их повторить, тем самым ограничивая возможность формирования механизмов реальной адаптации в развитии отношений с окружающим миром, и прежде всего с близкими.

Помимо искажения психического развития, наблюдается выраженная эмоциональная зрелость детей. Поэтому необходимо помнить о том, что он легко пресыщается даже приятными впечатлениями; он часто действительно не может подождать обещанного; что ему нельзя предлагать ситуацию выбора, в которой он самостоятельно беспомощен; что ему нужно время для того, чтобы пережить полученное впечатление или информацию – поэтому характерны отсрочные реакции, стремление стереотипизировать взаимодействие с окружающим.

Качественные изменения при аутизме обуславливают и нарушения в ощущении времени. Слова, выражающие временные представления, не воспринимаются; возникает задача сделать время зримым; переход от одного вида деятельности к другому может вызвать взрыв ярости из-за неподготовленности и непонимания. В этих целях поэтапно вводят символы, составляется расписание, выраженное символами, в результате ребенок знает, чем будет заниматься, каков его распорядок работы, чем завершится его деятельность. Люди с аутизмом имеют потребность в планировании в течение всей жизни.

Важным в педагогической практике является принцип визуализации. Аутизм сказывается на качестве общение. У этих детей часто наблюдается эхолалия – постоянное повторение слов. Оно не является бессмысленным. Это искаженное средство коммуникации. Для включения детей в общение могут быть использованы коммуникативные карточки, на которых есть рисунки, позволяющие выражать желания, мысли. Первоначальное общение происходит при минимальной вербальной коммуникации, которая для аутичных детей слишком абстрактна и трудна в использовании. В обучении учитывают, что дети с аутизмом отчаянно стремятся к коммуникации, но как делать это они не знают. Учитель исходит из того, что суть коммуникации не в словах.

Итак, коммуникация ведется не только на вербальном уровне, но и с использованием коммуникативных карточек с рисунками и символами.

Проблема реабилитации в общей проблеме раннего детского аутизма остается краеугольной. Учитывая, что при отсутствии коррекционной работы более чем в 70% случаев РДА наблюдается глубокая инвалидность, это требование не требует особых доказательств. Этот факт становится еще более убедительным, если сказать, что нуждаемость в больничной помощи детей аутистов сокращается с 36-76% до 8% при правильной организации реабилитации. Для целей реабилитации детей с РДА необходимы нестандартные учреждения, в которых бы можно было сочетать лечебную, педагогическую, логопедическую и другую коррекционную помощь.

Читайте также:  Депрессия матери развитие ребенка

Коррекционно-реабилитационная работа должна проводиться комплексно, группой специалистов различного профиля, включая детских психиатров, невропатологов логопедов, психологов, педагогов-воспитателей, музыкального работника, а так же родителей.

Лечебная помощь строится на базе индивидуального клинического состояния ребенка и представлена разными лечебными профилями: фармокотерапией, психотерапией. Фармакотерапия направлена на купирование психопатических проявлений болезни, на активизацию ребенка, на ослабление психического напряжения.

Коррекционная работа должна осуществляться поэтапно, исходя из степени выраженности аутистического дизонтогенеза ребенка с РДА.

Используются адаптированные для работы с аутистами обычные программы по обучению и организации игр для обычных и специализированных детских яслей и садов. Оценка состояния ребенка – аутиста, уровня его развития, запаса знаний, поведенческих навыков проводится комплексно всеми специалистами и служит основой разработки индивидуального плана коррекционных мероприятий. На первых этапах отрабатывается важнейшая реакция оживления и слежения, формируется зрительно-моторный комплекс. В последующем, развивают тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое, мышечное восприятие. Затем проводится работа по воспитанию навыков самообслуживания.

На следующем этапе задача усложняется переходом от манипулятивной игры к сюжетной. Наиважнейшей стороной работы остается побуждение к деятельности, многократное повторение игр, формирование игровых штампов, с постоянным использованием зрительно-моторного комплекса, словесные комментарии необходимо давать в краткой форме.

Собственно педагогические программы должны быть направлены на обучение детей понятиям числа, счету определением временных категорий, ориентировке в пространстве. Этап от этапа решается задача усложнения деятельности, увеличивается предполагаемый объем навыков и знаний. Любые задания должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз. Речевые задания должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность. И на последующих этапах работы по-прежнему решается задача усложнения деятельности с постепенным переходом от индивидуальных к направленным игровым заданиям, еще позднее к сложным играм, упражнениям в группах по 3-5 и более детей.

Логопедическая работа начинается с определения особенностей речевого развития свойственной детям – аутистам, соответствующая коррекция направлена на развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха. Осуществляется постановка звуков, вводятся дыхательные, голосовые упражнения. Важной является задача расширения словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по картинкам, работа над связным текстом.

Речь как наиболее молодая функция центральной нервной системы, страдает в болезни в первую очередь и восстанавливается постепенно, поэтапно, в обратном порядке.

Психологическая коррекция также начинается с диагностики проявлений психического дизонтогенеза ребенка в условиях его общей и игровой деятельности. Основной задачей является вовлечение аутистов в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения. Освоение системы игровых штампов аутистами способствует формированию у них памяти, внимания, восприятия.

Психотерапевтическая работа с самим аутистом и семьей направлена на коррекцию поведения ребенка, на коррекцию и укрепление семьи, привлечение семьи, привлечение родителей к воспитательной работе с ребенком, обучение приема работы с ним. Как указывалось ранее, реабилитационная работа должна проводиться комплексно, специалистами различного профиля. В нижнее представленной таблице даны основные этапы и направления коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми.

Комплексная программа корреционно-развивающей помощи ребенку с РДА:

Направления помощи

Педагогическая

Логопедическая

Работа с семьёй

  1. Диагностический этап

Проведение педагогической диагностики, педагогического обследования ребенка

Определение особенностей речевого развития ребенка

Установление взаимопонимания и тесного контакта с родителями

  1. Адаптационный этап

Адаптация к новым условиям; формирование навыков самообслуживания

Взаимодействие ребенка и взрослого; тренировка мускулатуры артикулярного аппарата, массаж со стимуляцией активных речевых точек

Ознакомление родителей с рядом психических особенностей ребенка

  1. Активирующий этап

Пропедевтика обучения (коррекция специфического недоразвития восприятии, моторики, внимания, речи)

Активация речи с помощью жестов, песен, стихов, в ходе тонизирующей игры, просмотр фильмов.

Составление индивидуального плана, программы обучения аутичного ребенка в домашних условиях

  1. Формирующий этап

Обучение чтению, письму; формирование навыков изобразительной деятельности, навыков игры со сверстниками

Работа по формированию диалогической речи, обучение спонтанно воспроизводить слова, штампы

Обучение родителей методикам воспитания аутичного ребенка: организация его режима, привитие навыков самообслуживания

  1. Коррегирующий этап

Реализация коррекционно-развивающих задач; коммуникация и социализация ребенка в обществе, расширение представлений об окружающем мире

Обучение спонтанной речи; постепенное расширение словарного запаса слов; все действия комментируются речью; коррекция речевых нарушений

Обучение холдинг-терапии; подготовка к школе

Источник