Развитие фонематического восприятия у ребенка алалией
Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? | Развитие фонетико-фонематической системы речи необходимо проводить по мере появления ее содержательной основы, то есть лексико-грамматических структур. Уже первые восклицания и звукоподражания дают материал для работы над просодическими компонентами интонацией и ударением. Так же как все компоненты лингвистической системы, они отрабатываются с использованием механизма имитации. В процессе разыгрывания простых сюжетов детям предлагается изобразить, как говорил сердитый гусь или ласковый котенок. Развитие фонематической системы можно начинать параллельно с появлением первых слов. Развитие фонематической системы речи включает формирование способности опознавать и различать фонемы, формирование фонематических представлений, умений фонематического анализа и синтеза, осознание смыслоразличительной функции фонем. Работа по развитию фонематической системы речи начинается с формирования умения выделять и опознавать отдельные фонемы. Так же как в нормальном онтогенезе, ребенка сначала учат выделять какой-либо гласный звук, чаще [А]. Для этого ребенку говорят, что люди произносят разные звуки, среди которых есть звук [А]. Этот звук «живет» в разных словах, например в словах арбуз, автобус (показ изображений на картинках). Звук [А] обозначается буквой А. Логопед дает ребенку изображение буквы и предлагает поиграть с ней. Инструкция: «Слушай звуки. Когда услышишь ,[А], подними букву». На следующих занятиях ребенку предлагается опознавать звук [А] не только в звуковом ряду, но и в слогах: закрытых, открытых, со стечением согласных. Параллельно на каждом занятии закрепляются представления о словах со звуком ГА! в начале слова, логопед добавляет по 1-2 слова к уже известным. Далее ребенку предлагают выделить из ряда слов слова со звуком [А]. Сначала предъявляются те слова, которые звучали на предыдущих занятиях, затем добавляются новые. Параллельно ведется подготовка ребенка к позиционному фонематическому анализу. Прежде всего, необходимо сформировать понятия «начало – конец – середина». Это сложные понятия, которые одновременно относятся и к категории времени, и к категории пространства. Для формирования этих понятий удобно использовать игрушку «поезд» с тремя вагонами. Ребенку демонстрируется, что начало поезда – локомотив (паровоз, тепловоз), за локомотивом всегда идет первый вагон. Первый вагон – в начале поезда. В конце поезда – последний вагон. Когда поезд подходит к станции, первым приходит тот вагон, который идет в начале, а последним – тот, который находится в конце. Между первым и последним вагоном – середина. Первые занятия с ребенком можно планировать в виде путешествий на поезде. При этом можно не только формировать и закреплять пространственные представления, но и с помощью этой игрушки развивать математические представления (посчитать колеса, вагоны, окна), представления о цвете и т. п. Ребенку следует предоставлять возможность выбора, например, предлагать ему выбрать, в каком вагоне он поедет. В дальнейшем игрушечный поезд можно заменить на наборное полотно в виде поезда. Это наборное полотно используется для выполнения разных заданий, например, для раскладывания и распределения картинок, названия которых содержат звук [А] в начале слова – в первый вагон, в середине слова – в средний вагон, в конце слова – в последний вагон. Локомотив на таком набором полотне всегда должен быть расположен слева – аналогично тому, как пишутся слова – слева направо. До перехода к позиционному фонематическому анализу необходимо сформировать навыки выделения и опознавания еще нескольких гласных и простых согласных. Эта работа дополняется развитием способности к дифференциации звуков. Когда ребенок освоит выделение следующего звука, ему предлагают выбрать две буквы, а затем поднимать одну или другую в соответствии с услышанным звуком. Эта работа проводится с предъявлением звукового ряда, слогового ряда, ряда слов. По мере освоения позиционного фонематического анализа ребенка обучают последовательному анализу слов: сначала состоящих из трех звуков, затем – постепенно наращивая длину слов. К количественному анализу можно переходить тогда, когда у ребенка сформирован последовательный анализ и имеются соответствующие количественные представления. Параллельно проводится работа по развитию осознания смыслоразличительной функции фонем. Для этого используют слова-квазиомонимы, при помощи которых показывают, что при замене фонемы слово меняет или теряет смысл. Развивать способности опознавать и дифференцировать фонемы желательно в той последовательности, которая совпадает с последовательностью фонематического развития в онтогенезе. С учетом данных Н. Х. Швачкина, В. К. Орфинской, С. Н. Цейтлин, эта последовательность может выглядеть примерно так: А, И, У, Э, О, Ы, М, М’, П, П’, Т, Т’, Д, Д’, Ф, Ф’, В, В’, Л,Л’, Н, Н’, Р, Р’, Г, Г’, Х, Х’, К, к’, с, с’, 3, 3′, Ц, Ш, Ж Ч, Щ, И. В то же время нужно представлять, что все данные о развитии фонематической и фонетической систем в онтогенезе получены на единичном материале. Например, В. И. Бельтюков приводит данные о последовательности появления звуков речи у четырех детей. Прежде всего он обращает внимание на тот факт, что эта последовательность у всех детей была различной. Поэтому при планировании работы необходимо учитывать и индивидуальные особенности развития фонетико-фонематической системы детей, а при необходимости вносить корректировки в планирование уже в процессе логопедической работы. Работа по развитию фонематической системы проводится достаточно однотипно, при задержке развития речи и разных формах алалии, но при сенсорной алалии она идет очень медленно, – ей должна предшествовать тщательная работа по развитию восприятия неречевых звуков. При экспрессивной алалии сначала основной задачей является формирование самой идеи слова, то есть взаимосвязи некоего звукокомплекса с явлением действительности. В связи с этим внимание на звукослоговой структуре слов не акцентируется, Эта работа начинается только при переходе к фразовой речи, когда возникает необходимость в различном фонетическом оформлении морфологических единиц. Большинство специалистов придерживается аналитической стратегии формирования фонетической системы и в связи с этим уделяет особое внимание работе над звукослоговым составом слов. При этом предлагается сначала отрабатывать произношение слов с открытыми слогами, максимально опираясь на аналогию. Например, добавляя к разным слогам один и тот же слог – Ва-ня, Та-ня – или к одному и тому же слогу добавляя разные – Ва-ся, Ва-ля. При переходе к произношению закрытых слогов в соответствии С нормальным онтогенезом сначала следует выбирать трехзвуковые слова, 3аанчивающиеся сонорi4ыМ согласным, например дом. По мере отработки произношения открытых и закрытых слогов их можно соединять в 2 – З-сложные слова. Звуковая структура слов у детей с алалией обычно совершенствуется по мере развития лексико-грамматических структур и фонематической системы. Поэтому при отсутствии какой-либо фонемы в инвентаре языковых единиц ребенка следует, прежде всего уделить внимание развитию фонематических представлений об этих единицах. Специально ставить звуки нужно только в том случае, если у ребенка алалия комбинируется с дизартрией, ринолалией либо органической дислалией. |
Источник
метки: Развитие, Алалия, Фонематический, Работа, Логопедия, Дошкольник, Формирование, Коррекция
Содержание
Введение 3
Глава 1. Понимание сущности фонетико-фонематических процессов детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией в современных теоретических исследованиях 7
1.1. Понятие фонетико-фонематических процессов 7
1.2. Онтогенез фонетических и фонематических процессов в дошкольном возрасте 27
1.3. Фонетико-фонематические процессы у детей в старшем дошкольном возрасте с моторной алалией 35
Глава 2. Особенности фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией 43
2.1. Обзор существующих методик по диагностике фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией 43
2.2. Организация и содержание обследования фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией 53
2.3. Специфика фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией 57
Глава 3. Логопедическая работа по формированию фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией 68
3.1. Обзор существующих программ по коррекции фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией 68
3.2. Организация и содержание коррекционного потенциала программы по обучению грамоте 79
3.3. Анализ эффективности логопедической коррекции фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией 88
Заключение 92
Список литературы 95
Введение
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Полноценное гармоничное развитие ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Такая речь должна быть не только правильно оформленной с точки зрения подбора слов (словаря), грамматики (словообразования, словоизменения), но четкой и безупречной в плане звукопроизношения и звуко-слоговой наполняемости слов.
23 стр., 11420 слов
Процесс коррекции моторной сферы у детей дошкольного возраста …
… Объект исследования: двигательная сфера у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией. Предмет исследования: процесс коррекции моторной сферы у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией. … Гипотеза исследования: мы предположили, что моторное развитие у дошкольников …
Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеют фонетико-фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтеза. Первоначально формируется фонематическое восприятие, под которым понимается процесс узнавания и различения звуков речи. Позднее дети овладевают фонематическим анализом и синтезом.
Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов. Несомненна связь в формировании лексико-грамматических и фонематических представлений. При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
Нарушение фонетико-фонематических процесс наблюдается у детей с моторной алалией, под которой понимается системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсорных операций. В основе моторной алалии лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, причиной которого является поражение коркового конца речедвигательного анализатора (центра Брока) и его проводящих путей.
При моторной алалии нарушена фонематическая реализация слов и высказываний, не формируются языковые оформления речи – звукослоговой и морфемный строй. Несформированность ритмической структуры сопровождается нарушением мелодики, темпа, ритма речи. Словарной запас у детей с моторной алалией развивается медленно, искаженно, используется в речевой практике неправильно. Грамматический строй развивается при моторной алалии замедленно и неравномерно, не усваиваются грамматические категории, синтаксические конструкции отличаются примитивностью. Наблюдается многообразие вариантов недоразвития речи при моторной алалии: от полного безречья до частичного отсутствия речи.
Изучением этой проблемы занимались такие авторы как Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичева, В.К. Орфинская и другие. Ведущее место в комплексном подходе к коррекции речевых нарушений при моторной алалии многие исследователи (Р.Е. Левина, Г.А. Никашина, Г.А. Каше и др.) отводят формированию фонематического восприятия. Р.Е.Левина называла фонематическое восприятие и звуковой анализ «узловым образованием», «ключевым моментом» в системе коррекции алалии. Только при опережающем формировании фонематического слуха гарантировано развитие правильного звукопроизношения, так как различением звуков на слух ребёнок овладевает значительно раньше, чем умением их произносить. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры. Также недоразвитие фонематического слуха у детей является одной из причин, приводящих в условиях школьного обучения к дисграфии – нарушению письма, характеризующегося наличием стойких ошибок и дислексии – нарушению процесса чтения. Поэтому коррекционная работа по формированию фонематических процессов имеет важное значение.
45 стр., 22051 слов
Развитие фонематических процессов у младших школьников с нарушением …
… воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими; смешении звуков и, реже, их пропусках. Актуальность данной темы заключается в том, что глубокое знание особенностей развития речи у детей в …
Несмотря на важность и актуальность проблемы коррекции фонетико-фонетических процессов у детей с моторной алалией в настоящее время недостаточно разработана методика работы по фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией.
Целью исследования является изучение особенностей фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией и определение содержания коррекционной работы.
Объектом исследования является процесс формирования фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией.
Предметом исследования является процесс коррекционной работы по формированию фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и обобщить литературные данные, касающиеся проблемы формирования фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией.
2. Выявить особенности фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией.
3. Раскрыть содержание коррекционной работы по формированию фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией.
Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение психолого-педагогической литературы), эмпирические (наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент), математические методы.
Экспериментальная база исследования: ДОУ детский сад №97 г. Челябинска. В исследовании приняли участие 10 детей с моторной алалией (ЭГ, экспериментальная группа) и 10 детей с нормальным речевым развитием (СГ, сравнительная группа).
Глава 1. Понимание сущности фонетико-фонематических процессов детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией в современных теоретических исследованиях
1.1. Понятие фонетико-фонематических процессов
В работах энциклопедистов-просветителей Западной Европы и России 17 – 19 веков отражаются в отдельности своеобразные представления о ряде вопросов, касающихся речевого развития детей. Развитие научно – обоснованного подхода к проблеме воспитания правильной речи у детей подготовило основательный и прочный фундамент для дальнейшего изучения отклонений в развитии речи и поиска путей их предупреждения и устранения.
Так, Я.А. Коменский [15] считал, что начало развития речи у детей может проявляться с 6 месяцев, но обычно эт……
Список литературы
1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М.: Педагогика, 1977. – 176с.
2. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. – М.: Просвещение, 1964. – 91с.
13 стр., 6430 слов
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного …
… практическая разработанность для осуществления воспитательного процесса по музыкально-творческому развитию в процессе обучения пению именно детей среднего дошкольного возраста, послужили … развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного …
3. Винарская Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи. // Язык и человек. – М.: Изд-во МГУ, 1970. – С.55-62.
4. Волкова Г А методика психолого логопед. обследования детей с нарушениями речи..Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – СПб.: Акцидент, 1995. – 64 с.
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
6. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии» – Самара, СГПУ, 2003 – с.70-83
7. Гриншпун Б.М. Дислалия. // Хрестоматия по логопедии -т.1.- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.-с.108-120
8. Гриншпун Б.М. О механизмах затруднений в актуализации слов у детей с моторной алалией / Б.М. Гриншпун, В.К. Воробьёва. – М., 1979. – 423 с.
9. Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов // Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов: / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. III: Cистемные нарушения речи: Алалия. Афазия. – C. 160-171.
10. Гуровец Г.В. Динамика речевых нарушений и вопросы социальной адаптации детей с моторной алалией / Г.В. Гуровец, Л.Р. Давидович, Л.Н. Пересторонина // Речевые расстройства у детей и методы их устранения. – М., 1978. – С. 23-41.
11. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников.
12. Жинкин Н.И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников. – М.;1972 – с.9-31
13. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей.- М.: 1994 .
14. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: 1990.
15. Журова Л. Е. «Обучение грамоте в детском саду»Изд-во «Педагогика», М., 1978 г. Зееман М. Косноязычные дети // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.17-22
16. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963. С.213-227.
17. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985.
18. Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. М., 1978.
19. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия / В.А. Ковшиков. – М.: «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2001. – 96 с.
20. Коменский Я.А. Материнская школа // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999 – с.56
21. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР («Осень», «Зима», «Весна», «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна»).
М.: Гном и Д, 2000-2001.
22. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. М.: Гном и Д, 2001.
24 стр., 11590 слов
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на занятиях …
… детском саду. Объект исследования – развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – развитие речи детей старшего дошкольного возраста на занятиях театрального кружка в … теме исследования, экперимент. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие речи детей старшего дошкольного возраста на занятиях театрального кружка будет осуществляться наиболее эффективно, если …
23. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Экспресс – обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. – М.: «Гном-Пресс», 2000.
24. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. М.: Секачев В.Ю.,
25. Краузе Е.Н. Логопедия.- СПб.: Учитель и ученик, Корона принт, 2003.
26. Куссмауль А. Косноязычие и лепетние // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.8-13
27. Лалаева Р.И. Диагностика речевых нарушений. – М.: 1999.
28. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 1999.
29. Логопедия / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой.- В 2-х книгах. Книга 2. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995
30. Логопедия Методическое наследие / Под ред. Волковой Л.С. – М.: Владос, 2003.
31. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
32. Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать.- СПб.: «Паритет», 2003.
33. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / А.К. Маркова. Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1961. – С. 59-70.
34. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 1991.
35. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2001.
36. Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младем школьном возрасте. // Тр. ЛГИПИ им. А.И. Герцена, 1946, Т.3. – С.44
37. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968. – 367с.
38. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999 – с.62
39. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 2001.
40. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Под ред. Волосовец Т.В. – М.: 2002.- 256 с.
41. Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения)/ автор-составитель Большакова С.Е. – М.: АПО, 1996
42. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми.- М.: ВЛАДОС, 1994 – 344 с.
43. Соботович Е.Ф. Формирование психологических механизмов усвоения грамматики родного языка у детей с моторной алалией / Е.Ф. Соботович // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых / Под ред. В.И. Селивёрстова, С.Н. Шаховской. – М.: МГПИ, 1981. – С. 62-72.
44. Специальная педагогика. Преодоление ОНР дошкольников. Учебное методическое пособие / Под ред. Т.В.Волосовец, 2002. – 256с.)
45. Спирова Л.В., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И. В 2-х т.-М.: Владос 1997.
46. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. СПб.: Питер, 1999. С. 129.
47. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. СПб., 1999.
30 стр., 14904 слов
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе …
… ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Психолого-лингвистические основы развития связной речи дошкольников Рaзвитие устной связной речи детей состaвляет главную зaдaчу … является целью исследовaния. Объект исследовaния: связная речь детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: развитие связной речи старших дошкольников посредством картин. Гипотеза …
48. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб., 1997. 25.
49. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998.
50. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. – М., 1991.
51. Ушинский К.Д. Родное слово // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999 – с.69
52. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи.- М.: 1991.
53. Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М., 1987.
54. Филичёва Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1999.
55. ФиличеваТ.Б.,ЧевелеваН.А. Нарушения речи у детей. – М., 1993
56. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Воронеж, 1997.
57. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М., 2000.
58. Хватцев М.Е. Общее учение о косноязычии // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.13-17
59. Чиркина Г.В. Основы коррекционного обучения // Хрестоматия по логопедии. Т.1,-М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.-с.68-76
60. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. // Известия АПП РСФСР, вып.13. 1948. – С.101-133.
61. Эльконин Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста. // Доклады АПН РСФСР. Вып. 1. 1957. С.107-110.
Источник