Развитие фонематического восприятия у ребенка 4 лет

Татьяна Сорокина
Развитие фонематического восприятия у детей 4–5 лет

Фонематический слух – способность человека воспринимать и различать звуки (фонемы). От степени развития фонематического восприятия зависит успешность овладения процессом чтения и письма. Смешение и замена звуков – показатель недоразвития фонематических процессов. Нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а следовательно, тормозит развитие связной речи в целом.

Ребенок не рождается со сформированным фонематическим слухом, эта способность появляется в процессе жизни и развития ребенка.

Ранее считалось, что фонематический слух должен быть сформирован к 5 годам, сейчас эта норма сдвинулась к 7.

Формирование фонематического восприятия включает в себя развитие:

– слухового внимания и памяти;

– речевого слуха;

фонематического слуха.

С детьми необходимо проводить игры,направленные:

– на узнавание звуков, издаваемых разными предметами (стук палочки, гул машины, звон стеклянного стакана и т. д.) и одним предметом (действия с бумагой: мять, разрывать, разрезать шуршать, определяя характер их звучания;

– узнавание музыкальных инструментов, озвученных игрушек;

– определение громкости, высоты и длительности звучания разных предметов, различая их по акустическим свойствам;

– определение количества звуков, направления издаваемого звука, тембра звучания;

воспроизведение ритмического рисунка при отстукивании.

Вначале организуются игры, активизирующие слуховые ощущения и внимание ребенка.Это такие игры как:

«Слушай» (ребенок должен отреагировать хлопком в ладоши на услышанный звук колокольчика или барабана);

«Будь внимательным» (ребенку предлагается выполнить определенное движение (присесть, подпрыгнуть, если он услышит звук бубна (погремушки);

«Угадай» (сначала ребенок угадывает звучание разных игрушек (колокольчик, свисток, затем одинаковых (два колокольчика).

Далее формируются умения различать звуки по характеру их звучания. Важно при этом обогащать лексику ребенка словами,определяющими звук: стучит, шуршит, пищит и т. д.Организуются такие игры:

«Что звучит?» (ребенок угадывает один из прозвучавших предметов за ширмой, не видя его);

«Не ошибись» (по инструкции педагога ребенок выполняет различные движения, соотнося их с разными звучаниями предметов);

Далее игры на узнавание и дифференциацию неречевых звучаний по их акустическим свойствам (громкость, высота, длительность):

«Найди игрушку» (ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на громкость звукового сигнала, чем громче звучание бубна, тем ближе ребенок к спрятанной игрушке);

«Тихо – громко» (на тихое звучание бубна дети идут по кругу шагом, на громкое звучание – бегут);

«Какой звук?» (у ребенка 2 карточки: одна с изображением короткой полоски, другая – длинной. На длинное и короткое звучание погремушки ребенок показывает карточку, соответствующую длительности звучания).

Игры на развитие умения различать голоса, понимать смысл фразы говорящего.Такие игры как:

«Угадай чей голосок?». Дети стоят в кругу. Водящий в центре с завязанными глазами. По молчаливому сигналу педагога один из детей называет стоящего в центре круга по имени. Водящий должен отгадать. Затем дети меняются местами и игра продолжается.

«Мишка». Дети стоят полукругом. Водящий с Мишкой в руках – спиной к детям. По знаку педагога кто-нибудь из детей зовет мишку. Водящий должен угадать и подойти, встать перед позвавшим и зарычать. Дети меняются местами, игра продолжается.

«Угадай кто это?». Дети стоят по кругу. Водящий в центре круга с закрытыми глазами идет в любом направлении, пока не остановится перед кем-то из детей,который должен имитировать голос любого животного или птицы: «Му-у, иго-го, ку-ку, ку-ка-ре-ку» и т. д.

Игры на формирование умения слышать определенный звук:

«Угадай заданный звук» (педагог называет слова, а дети должны прослушать их и угадать, какой звук встречается во всех словах. После этого дети произносят слова, выделяя изучаемый звук. Затем самостоятельно придумывают слова с заданным звуком);

«Поймай мяч» (дети стоят в кругу, педагог – с мячом в центре круга. Он бросает мяч ребенку и называет слово, если в слове есть изучаемый звук, ребенок ловит мяч, если нет – отбрасывает педагогу).

Источник

Хорошо развитый фонематический слух «отвечает» за правильное восприятие фонем в звучащей речи у детей от 4-5 лет. Именно благодаря ему мы можем определить:

  • какой конкретно звук имеется в слове;
  • в каком месте слова звук находится — в конце, в середине или в начале;
  • сколько звуков в слове — различных и одинаковых, в какой последовательности они находятся.

Иногда дети, даже не имеющие никаких проблем со звукопроизношением, попросту «не слышат» тот или иной звук, заменяя его другим.
Нарушения фонетического слуха приводят к отставанию развития речи, проблемам с восприятием и произношением звуков и, как следствие, ухудшению уровня социального общения ребенка и снижению обучаемости.

Хорошая новость — на этот процесс можно влиять. Логопеды в своей работе используют различные приемы для развития фонематического слуха. Очень многие упражнения можно делать с ребенком и дома, в рамках самостоятельной работы.

Развитие фонематического слуха включает работу сразу по нескольким направлениям:

  • узнавание неречевых звуков;
  • различение высоты и тембра произносимых звуков;
  • различение в речи слов, близких по своему звучанию;
  • определение длины слова и количества слогов;
  • правильное определение фонем в слове.

Игры и упражнения для развития восприятия неречевых звуков

В занятиях с детьми дошкольного возраста широко используются различные музыкальные инструменты, всевозможные «звучащие» предметы и игрушки. Важно, чтобы ребенок научился легко определять, какой звук он слышит.

  1. «Что поет». Ребенку предлагается послушать звуки музыкальных инструментов — детская дудочка, барабан, пианино, ксилофон. Нужно определить, звучание какого инструмента он услышал.
  2. «Волшебные коробочки». В картонные коробки насыпьте разный наполнитель — горох, крупу, песок, металлические кнопки или скрепки. Пусть ребенок с закрытыми глазами послушает, как гремит одна из коробок, а потом найдет ее среди других по звуку.
  3. Очень интересно бывает узнавать, как звучит окружающий нас мир. Попробуйте с детьми по звуку определить, что происходит — течет вода, открывается дверца шкафа, гудит пылесос и т. д.

Тренировка восприятия уровня громкости и силы звука

В заданиях этого типа ребенок учится соотносить силу звука с расстоянием до его источника, ориентироваться на тембр и громкость.

  1. «Жмурки» — самый известный вариант такой игры. Завяжите ребенку глаза и попросите найти вас, слушая ваши хлопки в ладоши. От того, кто «жмурится», можно уклоняться, менять местоположения.
  2. «Прячемся от волка». Детки — это зайчики, которые играют на полянке под музыку. Тихая музыка означает, что все спокойно, громкая — идет волк, надо прятаться.
  3. «Нарисуем звук». Предложите ребенку нарисовать длину звука. Возьмите бубен, детское пианино или дудочку. Если звук долгий, на листочке надо нарисовать длинную линию, и наоборот.
  4. Очень полезно просто танцевать под музыку. Спросите, что ребенок хотел выразить в танце, какие чувства вызвала у него мелодия. Или попросите нарисовать иллюстрацию к музыкальному произведению.

Упражнения на умение различать слова, близкие по звучанию

  1. «Что я сказал?» Перед ребенком разложите картинки с изображениями разных предметов. Называйте слова, звучащие похоже (лак-рак-мак, мышка-мишка), ребенок должен показывать карточку с нужной картинкой.
  2. «Исправь ошибку». Дети очень любят поправлять взрослых. Попросите их найти ошибки в ваших словах — «На ногах шапки, на улицу наденем тапки» и т. п.
  3. «Рифмы» — читая стихи, делайте в конце четверостишия паузы, пусть ребенок сам закончит предложение. На этом же принципе построено много загадок.
  4. «Аплодисменты». Покажите картинку и попросите ребенка хлопать в ладоши в том случае, если вы назовете ее правильно. Например, шляпа-сляпа-кляпа.

Игры для обучения восприятию длины слов и различению слогов

  • «Кто лишний?» Взрослый произносит одинаковые слоги, в конце добавляя один похожий (па-па-па-ба, та-та-та-тя).
  • «Повторяй за мной!» Произносите слоги, загородив рот ладонью или листом бумаги, чтобы ребенок не мог «считать» звук по артикуляции. Его задача — правильно повторить то что он услышал (ша-ша-жа, си-зи-си). Возможно, цепочка из трех слогов детям с нарушением слуховой памяти покажется сложной, в таком случае можно начать с двух слогов, постепенно усложняя задание.
  • «Сколько слогов» — вместе со взрослым дети должны посчитать количество слогов в слове. Произносите слова хором, медленно, каждый слог отмечая хлопком в ладоши.

Упражнения на различение фонем и развитие навыков анализа и синтеза

  1. Одна из наиболее распространенных игр на эту тему — подбор слов на определенную букву. Кто сможет придумать больше слов, тот и выиграл.
  2. Еще вариант — разновидность игры в города. Надо придумать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего (автобус — слива — апельсин).
  3. «Собери слово». Взрослый говорит буквы слова по отдельности (Р-Ы-Б-А), а ребенок должен назвать слово целиком. А можно поиграть и наоборот, чтобы дети называли буквы.
  4. Игры с карточками. Из набора картинок ребенок должен найти изображение предмета, в котором заданный звук находится в начале слова, в конце, в середине. Например, Р — Река, тигР, матРос.
  5. «Какой звук общий» — взрослый произносит несколько слов, а ребенок должен сказать, какой звук есть во всех словах (кошка, шапка, клюшка — звук Ш).

Развитие фонематического слуха у детей — важная задача. Однако, планируя занятия, необходимо помнить, что проводить их нужно в игровой форме, не утомлять ребенка и обязательно хвалить за успехи. По мимо развития фонематического слуха, необходимо уделить внимание развитию логического и творческого мышления и артикуляционной гимнастике. Начинайте заниматься с упражнений, которые ему по силам, постепенно усложняя задания. Хорошее настроение и интерес — самая лучшая мотивация.

Источник

Хорошо развитый фонематический слух «отвечает» за правильное восприятие фонем в звучащей речи у детей от 4-5 лет. Именно благодаря ему мы можем определить:

  • какой конкретно звук имеется в слове;
  • в каком месте слова звук находится — в конце, в середине или в начале;
  • сколько звуков в слове — различных и одинаковых, в какой последовательности они находятся.

Иногда дети, даже не имеющие никаких проблем со звукопроизношением, попросту «не слышат» тот или иной звук, заменяя его другим.
Нарушения фонетического слуха приводят к отставанию развития речи, проблемам с восприятием и произношением звуков и, как следствие, ухудшению уровня социального общения ребенка и снижению обучаемости.

Хорошая новость — на этот процесс можно влиять. Логопеды в своей работе используют различные приемы для развития фонематического слуха. Очень многие упражнения можно делать с ребенком и дома, в рамках самостоятельной работы.

Развитие фонематического слуха включает работу сразу по нескольким направлениям:

  • узнавание неречевых звуков;
  • различение высоты и тембра произносимых звуков;
  • различение в речи слов, близких по своему звучанию;
  • определение длины слова и количества слогов;
  • правильное определение фонем в слове.

Игры и упражнения для развития восприятия неречевых звуков

В занятиях с детьми дошкольного возраста широко используются различные музыкальные инструменты, всевозможные «звучащие» предметы и игрушки. Важно, чтобы ребенок научился легко определять, какой звук он слышит.

  • «Что поет». Ребенку предлагается послушать звуки музыкальных инструментов — детская дудочка, барабан, пианино, ксилофон. Нужно определить, звучание какого инструмента он услышал.
  • «Волшебные коробочки». В картонные коробки насыпьте разный наполнитель — горох, крупу, песок, металлические кнопки или скрепки. Пусть ребенок с закрытыми глазами послушает, как гремит одна из коробок, а потом найдет ее среди других по звуку.
  • Очень интересно бывает узнавать, как звучит окружающий нас мир. Попробуйте с детьми по звуку определить, что происходит — течет вода, открывается дверца шкафа, гудит пылесос и т. д.

Тренировка восприятия уровня громкости и силы звука

В заданиях этого типа ребенок учится соотносить силу звука с расстоянием до его источника, ориентироваться на тембр и громкость.

  • «Жмурки» — самый известный вариант такой игры. Завяжите ребенку глаза и попросите найти вас, слушая ваши хлопки в ладоши. От того, кто «жмурится», можно уклоняться, менять местоположения.
  • «Прячемся от волка». Детки — это зайчики, которые играют на полянке под музыку. Тихая музыка означает, что все спокойно, громкая — идет волк, надо прятаться.
  • «Нарисуем звук». Предложите ребенку нарисовать длину звука. Возьмите бубен, детское пианино или дудочку. Если звук долгий, на листочке надо нарисовать длинную линию, и наоборот.
  • Очень полезно просто танцевать под музыку. Спросите, что ребенок хотел выразить в танце, какие чувства вызвала у него мелодия. Или попросите нарисовать иллюстрацию к музыкальному произведению.

Упражнения на умение различать слова, близкие по звучанию

  • «Что я сказал?» Перед ребенком разложите картинки с изображениями разных предметов. Называйте слова, звучащие похоже (лак-рак-мак, мышка-мишка), ребенок должен показывать карточку с нужной картинкой.
  • «Исправь ошибку». Дети очень любят поправлять взрослых. Попросите их найти ошибки в ваших словах — «На ногах шапки, на улицу наденем тапки» и т. п.
  • «Рифмы» — читая стихи, делайте в конце четверостишия паузы, пусть ребенок сам закончит предложение. На этом же принципе построено много загадок.
  • «Аплодисменты». Покажите картинку и попросите ребенка хлопать в ладоши в том случае, если вы назовете ее правильно. Например, шляпа-сляпа-кляпа.

Игры для обучения восприятию длины слов и различению слогов

  • «Кто лишний?» Взрослый произносит одинаковые слоги, в конце добавляя один похожий (па-па-па-ба, та-та-та-тя).
  • «Повторяй за мной!» Произносите слоги, загородив рот ладонью или листом бумаги, чтобы ребенок не мог «считать» звук по артикуляции. Его задача — правильно повторить то что он услышал (ша-ша-жа, си-зи-си). Возможно, цепочка из трех слогов детям с нарушением слуховой памяти покажется сложной, в таком случае можно начать с двух слогов, постепенно усложняя задание.
  • «Сколько слогов» — вместе со взрослым дети должны посчитать количество слогов в слове. Произносите слова хором, медленно, каждый слог отмечая хлопком в ладоши.

Упражнения на различение фонем и развитие навыков анализа и синтеза

  • Одна из наиболее распространенных игр на эту тему — подбор слов на определенную букву. Кто сможет придумать больше слов, тот и выиграл.
  • Еще вариант — разновидность игры в города. Надо придумать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего (автобус — слива — апельсин).
  • «Собери слово». Взрослый говорит буквы слова по отдельности (Р-Ы-Б-А), а ребенок должен назвать слово целиком. А можно поиграть и наоборот, чтобы дети называли буквы.
  • Игры с карточками. Из набора картинок ребенок должен найти изображение предмета, в котором заданный звук находится в начале слова, в конце, в середине. Например, Р — Река, тигР, матРос.
  • «Какой звук общий» — взрослый произносит несколько слов, а ребенок должен сказать, какой звук есть во всех словах (кошка, шапка, клюшка — звук Ш).

Развитие фонематического слуха у детей — важная задача. Однако, планируя занятия, необходимо помнить, что проводить их нужно в игровой форме, не утомлять ребенка и обязательно хвалить за успехи. По мимо развития фонематического слуха, необходимо уделить внимание развитию логического и творческого мышления и артикуляционной гимнастике. Начинайте заниматься с упражнений, которые ему по силам, постепенно усложняя задания. Хорошее настроение и интерес — самая лучшая мотивация.

Источник: https://karkusha.su/razvitie-fonematicheskogo-sluha-u-detey-4-5-6-let/

Источник

Инна Чернявская
Формирование фонематического слуха и фонематического восприятия у детей 3–4 лет

Актуальнейшей из задач дошкольного и начального образования в контексте федеральных образовательных стандартов является формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности. Работа над этим аспектом имеет свою специфику на каждом возрастном этапе развития ребёнка и включает в себя широкий спектр проблем, каждая из которых неразрывно связана с речевым развитием. В настоящее время, при воздействии таких неблагоприятных факторов, как плохая экология, пища, богатая опасными для здоровья веществами, низкая профилактика заболеваемости матери и ребенка, социальное неблагополучие семей и многие другие «вредности», которые окружают малыша с самого рождения – очень многие дети страдают задержкой речевого развития, выраженной в неправильном звукопроизношении, в бедности словарного запаса, в невозможности замысла и продуцирования собственного высказывания. Известно, что очень многое в речевой способности зависит от времени созревания у детей тех отделов мозга, которые отвечают за операции восприятия, усвоения и порождения речи и существует большое число отклонений речевого развития, обусловленных чисто биологическими факторами, изучением которых занимаются нейрофизиологи и нейропсихологи. Также, огромную роль в усвоении речи играет так называемый тип функциональной межполушарной асимметрии мозга, а именно предпочтение правой или левой руки, правого или левого глаза (см. исследования Т. В. Ахутиной, Т. П. Хризман, Т. В. Черниговской, В. Д. Еремеевой, Т. Г. Визель и др.). [1]

Очевидно также, что огромное значение в успешном овладении ребёнком родным языком имеет окружающая речевая среда, называемая речевым инпутом. Есть семьи, где инпут крайне беден из-за занятости родителей, сосредоточенности их внимания не на детях и т. п., и ребенок оказывается в ситуации психической депривации, мало чем отличающейся от депривации в детских домах. [1] В настоящее время появилась категория депривативных детей из обеспеченных семей. Дети сыты, хорошо одеты, окруженны дорогими игрушками, но при этом лишенны настоящего внимания и заботы. Материальное благополучие не может компенсировать недостатка общения со взрослыми, которое так необходимо детям, особенно в первые три года жизни. Отсутствие нормальной речевой среды, естественного диалогического общения в эмоционально благоприятной обстановке оставляет глубочайший след на речевом развитии ребёнка.

В младшей группе детского сада очень редко встречаются дети без речевых проблем той или иной этиологии, это знает каждый педагог дошкольного учреждения. У детейнаблюдаются нарушения произносительной стороны речи: пропуски и замены звуков на более лёгкие, нарушение слоговой структуры слов. Наряду с нарушениями звукопроизношения, часто наблюдается недостаточно сформированный словарный запас, несоблюдение в речи родовидовых отношений и даже практически полное отсутствие речи. Формирование фонематического слуха у детей происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем. Однако, даже при отсутствии родовых травм или других факторов, приводящих к органическим поражениям или недоразвитию речевых отделов мозга и нарушению иннервации черепно-мозговых нервных волокон, дети имеют речевые нарушения, вызванные частыми соматическими заболеваниями в младенческом и раннем возрасте, которые приводят к нарушениям фонематического слуха и фонематического восприятия. Фонематический слух определяется операциями различения и определения фонем и является основой фонематического восприятия. Фонематическое восприятие – это совокупность умений осуществлять анализ и синтез языковых единиц (фонем, слогов, слов, которая состоит из компонентов анализа отдельных языковых единиц и компонентов анализа взаимовлияний языковых единиц. Современные исследования психолингвистов позволяют не только различать между собой конкретные фонематические операции, но и рассматривать их в структуре орфографического навыка. [2] Выявлено, что фонематический слух является обязательным компонентом структуры орфографического навыка и относится к таким механизмам производства речи как механизм поиска, выбора, моторного оформления и контроля, следовательно, составляет основу письменной речи. Установлено, что орфографическая грамотность письма зависит от уровня развития фонематического восприятия и фонематического слуха.

Целью речевого развития на протяжении всего дошкольного детства является формирование индивидуальной языковой системы ребёнка. Каждый возрастной период имеет свою специфику формированиявсех компонентов языковой компетентности: фонетического, лексического, грамматического, семантического, прагматического и метаязыкового компонентов, которые формируют индивидуальную языковую систему детей. [3]

В младшей группе детского сада работа по формированию индивидуальной языковой системы носит комплексный характер. Начальный этап включает в себя артикуляционные игры, речевую, дыхательную и пальчиковую гимнастику, а также игры по формированию фонематического слуха. [4]

Мы хотим поделиться опытом работы по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия у детей 3-4 лет. Работу в этом направлении мы начинаем с объяснения понятия «звук». Для этого удобно использовать игру «Внимательно послушай, запомни и назови», которая заключается в предъявлении детям различных неречевых звуков,производимых музыкальными игрушками: погремушками, шарманками, бубнами и др.Для работы в этом направлении можно использовать различные материалы: бумагу, ракушки, камешки, пластмассу, дерево и мн. др. В процессе перечисленных игр формируется понятие «громко», «тихо», развиваются просодические речевые навыки, развивается слуховое внимание и память. Игра «Что ты слышишь» заключается во вслушивании в звуки окружающего мира, педагог кидает ребёнку мяч и спрашивает: – Что ты слышишь?. Ребёнок возвращает мяч с ответом. В процессе этой игры дополнительно формируется связная речь, т. к. в ней заранее установлено правило, отвечать на вопрос полным ответом. Далее следует работа по дифференциации речевых звуков, с уточнением места артикуляции. Параллельно ведётся ежедневная индивидуальная и фронтальная работа по звукопостановке и развитию мелкой и общей моторики. И в это же время, в игровой форме мы начинаем изучение зрительного образа буквы, которая обозначает соответствующий звук. На начальном этапе изучаются гласные первого ряда. Для этого используются стихи, рисунки, раскраски, игры.Например: «Найди и зачеркни букву», «Найди и раскрась букву», «Собери букву», «Выложи букву» и др., что способствует не только развитию фонематического слуха, но и формированию зрительного образа буквы. Затем мы приступаем к формированию фонематического восприятия, работа начинается с выделения первого звука в слове и включает в себя ежедневные упражнения и игры, которые проводятся в основном в режимных моментах.Например: детям предъявляется буква и предлагается назвать её, вспомнить про неё стихотворение, подумать на что она похожа и придумать слова, которые начинаются на звук, обозначающий эту букву. Для формирования фонематического восприятия мы используем игру «Послушай слово». Выбор речевого материала для этой игры очень важен. Это только короткие слова, которые содержат гласные первого ряда и легко произносимые детьми согласные. Слово несколько раз медленно произносится, затем выделяется каждый звук и считается количество звуков в слове с обсуждением местоположения каждого звука, что способствует формированию элементарного звукового анализа. На этом этапе мы начинаем игру под названием «Хали-Хало», которая заключается в отгадывании слов на заданный звук и формирует не только фонематическое восприятие, но и операции обобщения, дифференциации по признакам, обогащает словарный запас и развивает у детей мышление и память. Параллельно ведётся работа по формированию всех вышеперечисленных языковых компетенций. Это игры «Расскажи, что ты видишь», «Расскажи какой», игры на толкование значений слов с опорой на внуреннюю форму слова, игры на словообразование с выделением и уточнением значений морфем и мн. др. Деятельность по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия с детьми младшего дошкольного возраста не подразумевает обучение чтению, но интересно отметить, что при такой работе большинство детей младшего возраста к концу года осваивают принцип чтения и способны читать слова из знакомых букв и синтезировать заданное слово по буквам пишущему на доске педагогу.

Современные учёные, среди значимых проблем обучения школьников, выделяют значительное снижение орфографической грамотности и слабое смысловое восприятие текста. Исследования с использованием диагностических разработок доказывают, что данная категория детей страдает несформированностью фонематического слуха и фонематического восприятия. Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что работа по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия должна быть своевременной и проводиться в благоприятный для развития период, в дошкольном возрасте.

В заключении необходимо добавить, что работа c детьми младшего дошкольного возраста по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия, а также игры формирующие оптический образ буквы являются не только одной из самых актуальных составляюших в вопросе формирования предпосылок учебной деятельности, но и важной профилактической работой по возникновению дисграфии в школьном возрасте.

Список литературы

1. Цейтлин С. Н.- Язык и ребенок:Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. —М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

2. Белоус Е. Н. – Особенности фонематического восприятия речи и их отражение на письме – диссертация. https://www.dissercat.com/content/osobennosti-fonematicheskogo-vospriyatiya-rechi-i-ikh-otrazhenie-na-pisme

3. Шахнарович А. М. – К проблеме языковой способности (механизма)//Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. – М. – Наука, 1991. – С. 185-220

4. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детеидошкольного возраста: Учеб. -метод. пособие для воспитателеи дошк. образоват. учреждении. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.

Источник