Развитие движений руки ребенка

Светлана Овчинникова
Консультация «Этапы развития движений руки»
Развитие движений руки
Среди других двигательных функций движения пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. В истории развития человечества роль руки исключительно велика – она дала возможность развить путем жестов – указывающих, очерчивающих, изображающих, оборонительных и т. д. – тот первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей.
Первая двигательная функция руки – схватывание. Ребенок, лежа в кроватке, поднимает руки над грудью, как бы ощупывает, одной рукой другую. Если взрослый вкладывает в руку предмет, возникает попытка его удержать. Вскоре ребенок начинает сам тянуться к висящей игрушке, хотя в течение некоторого времени он еще часто промахивается. Только в четыре с половиной – пять месяцев дети обычно свободно достают, захватывают и удерживают висящую игрушку, а в скорее (к 6 месяцам) уже могут достать ее одной рукой. Но ребенок еще не полностью овладел хватанием. Оно еще очень не совершенно.
Очень обстоятельные исследования Х. Хальверсон показали, что движения рукипо направлению к предмету можно разделить на три типа : петлеобразные, планирующие, скользящие. В первом случае кисть руки приближается к объекту и опускается на него, описывая в воздухе петлю. В планирующем движении рука начинает опускаться ранее приближения к объекту, а при скользящем – кисть движется по поверхности, пока не достигнет объекта. Вначале движения неточны, часты промахи. По мере роста ребенка эти движения становятся все более координированными и четкими. По данным Х. Хальверсон, схватывание предметов совершенствуется до возраста 15 месяцев, когда они оказываются уже близкими к движениям взрослого.
На рисунке представлено развитие хватательных движений ребенка.
Цифрами обозначен возраст ребенка в неделях. Верхний ряд рисунков показывает положения пальцев при захвате предмета; средний ряд иллюстрирует положение захватываемого предмета на ладони – видно, что чем старше ребенок, тем более активным становится большой палец; нижний ряд изображает развитие тонких движений пальцев.
Во второй половине первого года жизни происходит дальнейшее совершенствование хватания : во-первых, еще более уточняется движение руки к предмету и, во- вторых, развивается противопоставление большого пальца всем остальным, ребенок переходит к удерживанию предмета пальцами.
Последовательное приближение руки к предмету складывается примерно к 8 месяцам, но без отклонения оно становится к концу года. Схватывание и удержание предмета продолжает совершенствоваться до конца года. Расположение пальцев на предмете все больше зависит от того,какой предмет ребенок берет : на мяче растопыриваются, на кубике размещаются по граням. Предмет «учит» учитывать его свойства. К 9-11 месяцу жизни это «обучение» приводит к тому, что ребенок, посмотрев на предмет, который собирается взять, заранее складывает пальцы в соответствии со свойствами привлекающего предмета.
Как только ребенок оказывается в состоянии удерживать предмет в руке, он начинает им манипулировать. Первые манипуляции очень просты. Младенец схватывает предмет, затем, подержав некоторое время, выпускает, затем снова схватывает. Отличительной особенностью первых манипуляций является то, что они направлены на предмет, который привлекает ребенка.
Вскоре происходит усложнение в манипуляции с предметом. Оно заключается в том, что младенец начинает действовать не с одним, а одновременно с двумя предметами. Это имеет большое значение для развития ребенка. После десятимесячного возраста формируется тот вид предметного действия, который называется «орудийным» и который представляет очень большой шаг вперед в развитии ребенка.
П. Я. Гальперин ввел четкое различение между двумя видами действий с предметами. В одном случае предметом действуют так, как действуют самой рукой, предмет становится как бы простым удлинением или продолжением руки. И такие действия называются «ручными», во- втором случае, рука уже подчиняется условиям пользования предмета как орудия. Движения руки перестраиваются в той мере, в какой они противоречат ломке орудия; именно при усвоении этих приемов пользования предметом, последний получает значение орудия для ребенка. Вот такие действия и называются «орудийными»
Действия с одним и тем же предметом постепенно из «ручных» становятся орудийными. Это хорошо видно на примере овладения таким орудием, как ложка, самостоятельному употреблению которой ребенок начинает обучаться очень рано, в самом начале второго года жизни. Овладение ложкой, как орудием для приема пищи, оказывается для ребенка вовсе не простым делом и дается далеко не сразу. Согласно наблюдениям П. Я. Гальперин, этот процесс развивается так : прежде всего ребенок старается захватить ложку возможно ближе к ее рабочему концу. После того, как взрослый заставляет его взяться за ручку ложки, и они вместе зачерпывают кашу, ребенок резким движением поднимает ложку ко рту косо снизу вверх – и содержимое вываливается. Ребенок действует так, как если бы подносил ко рту свой кулак. Ложка в руке ребенка еще не орудие, а средство, вынужденное замещение руки. Орудийная ложка требует, чтобы наполненная ложка все время находилась в горизонтальном положении и была сначала поднята вертикально и только после этого по прямой направлена в рот. И лишь после длительного обучения ребенок усваивает основные приемы пользования ложкой.
Полученные в наблюдении Гальперина факты показывают, как в переходе от «ручных» действий к «орудийным» в практической деятельности ребенка происходит зарождение интеллектуальных операций.
Особую линию усвоения предметных действий составляют действия с игрушками, которые приводят к появлению специфических игровых действий и предпосылок к возникновению творческой ролевой игры, которая в дошкольном возрасте становится ведущим видом деятельности, и, следовательно, будет влиять на все стороны развития ребенка.
Источник
Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи
Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончи находятся на кончиках пальцев.
В. А. Сухомлинский
Движения пальцев и кистей ребёнка имеют особое, развивающие воздействие. Влияние мануальных (ручных) воздействий на развитие мозга человека известно было ещё во 2 веке до н.э. В Китае специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шариками. В Японии широко используются упражнения для ладоней грецкими орехами. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь руки с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение звуков, а значит развить речь ребёнка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец имеет представительство в коре больших полушарий мозга. Она отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи – такой же как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти руки есть ещё одна речевая зона. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция “схемы человеческого тела”, а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Такую тренировку следует начинать с самого раннего возраста, т, к. у грудного ребёнка в самом начальном периоде жизни моторика является первым и единственным аспектом развития, который доступен объективному наблюдению. Нормальное развитие моторики свидетельствует о нормальном развитии ребёнка.
Специалисты из института им. Г. И. Турнера рекомендуют начинать работу по развитию моторки с 2 месяцев. В этом возрасте они рекомендуют следующие упражнения:
– потягивать пальчики малыша, как будто хотите их вытащить; движения должны быть очень легкими и нежными;
– осуществлять круговые движения каждым пальчиком в отдельности, сначала в одну, а потом в другую сторону.
Также очень хорошо использовать мини-тренажёры. В качестве таких тренажёров можно использовать “мохнатые” шарики из латекса (они продаются в зоомагазинах). До трех месяцев маленькие шарики диаметром 3-4 см вкладывайте в ладони ребёнка. Когда ребёнок засыпает, сжимая эти шарики, то его руки сохраняют правильную форму.
В 4-5 месяцев для массажа используемь крупные шарики. Изменяется и массаж: держа руки ребёнка в своих руках, надо зажать мячик между его ладоней и покрутить.
В 5-6 месяцев для укрепления мышц ладоней хорошо использовать упражнение “Причёсывание”: руки малыша по очереди поднимаем вверх и плавно ими двигаем вдоль головы вперёд и назад. При выполнении этого упражнения работают мышцы плечевого пояса, ладоней, пальцев. В этом же возрасте переходим к массажу кисти рук, массируя каждый палец, каждую его фалангу. Проводим разминание ежедневно в течение 2-3 минут.
В 6-7 месяцев к ранее выполняемым упражнениям добавляем прокатывание грецкого ореха по ладони ребёнка (круговые движения) в течение 3-4 минут.
В 8-10 месяцев начинаем проводить активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев, проводим упражнения с хорошей амплитудой. Хорошо тренируют движения пальцев рук всем известные упражнения, созданные талантом нашей народной педагогики: “Ладушки”, “Сорока – белобока”, “Коза рогатая”.
В этом возрасте рекомендую использовать при проведении упражнений игрушки-пищалки.
Упражнение “Утёнок”
Ребёнку дать игрушку-пищалку. При проговаривании взрослым текста ребёнок сжимает и разжимает зажатую в руке игрушку утёнка.
Ты, утёнок, не пищи,
Лучше маму поищи.
Для этого упражнения можно использовать и другие игрушки (котенка, цыплёнка), изменяя текст стихотворения.
Упражнение “Киска”
Ребёнок сначала одной рукой, а затем другой делает расслабляющие движения, имитирующие поглаживающие движения.
Киска, кисонька, кисуля! –
Позвала котенка … (имя вашего ребёнка)
Не спеши домой, постой! –
И погладила рукой.
В 10-12 месяцев предлагайте ребёнку разбирать и собирать пирамиду без учета размера колец. В этом возрасте начинайте учить ребёнка держать ложку, чашку, карандаш. Начинайте учить рисовать “каракули”.
Основные этапы развития моторных навыков руки
► 8-12 месяцев: ребенок берёт мелкий предмет 2 пальцами (кончик большого и указательного пальцев) – точный “пинцетный захват”.
► 8-13 месяцев: ребенок разъединяет предметы под контролем зрения.
► 10-12 месяцев: ребенок одной рукой держит игрушку, а другой играет с ней.
► 10-13 месяцев: ребенок повторяет за взрослыми действия с предметами (толкает игрушечную машинку, подносит телефонную трубку к уху).
► 11-14 месяцев: ребенок пытается рисовать “каракули”.
► 12-18 месяцев: ребенок переворачивает все сразу страницы книги; хорошо держит карандаш, умеет держать чашку, ложку, разворачивать завёрнутый в бумагу предмет.
► 13-18 месяцев: ребенок ставит кубик на кубик.
► 14-16 месяцев: ребенок умеет соединять предметы, откручивать маленькие винтовые крышки под контролем зрения.
► 15-18 месяцев: ребенок собирает пирамидку без учёта колец.
► 17-20 месяцев: ребенок ставит 3 кубика друг на друга. Переворачивает страницы книги по одной.
► 17-24 месяца: ребенок схватывает движущийся предмет.
► 18-24 месяца: ребенок опускает мелкий предмет в маленькое отверстие, разрывает бумагу.
► 20-24 месяца: ребенок пытается остановить катящийся мяч; нанизывает на шнур большие бусины.
► 21-22 месяца: ребенок переливает жидкость из одной емкости в другую.
► 22-24 месяца: ребенок ставит 4-6 кубиков друг на друга.
Уважаемые родители! Обнаружив у ребёнка отставание в моторном развитии, не огорчайтесь и не отчаивайтесь. Займитесь пальчиковой гимнастикой! Упражнения, предлагаемые мной в следующих статьях, помогут вам в этом.
Удачи и терпения вам в занятиях со своими детьми!
Тема следующей статьи – Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет
Комментарии к статье
Развитие руки ребёнка от 2 месяцев до 1 года
15.10.2005, 20:50
Natali2004
Хоть моему сыну уже 1,5 года, но все равно было интересно почитать. Спасибо! С нетерпением буду ждать следующей статьи, т.к. она будет уж точно актуальна для меня.
01.11.2006, 18:49
Елена
А вот моему ребенку уже 6,5 месяцев, но до сих пор не дает трогать свои ладошки. Единственное, на что нормально реагирует – это “сорока-ворона”, но не надолго. Что делать не знаю.
20.12.2006, 21:34
Дарья
Хорошая статья, доходчивая и с полезными советами
05.02.2007, 07:06
Татьяна
Спасибо, очень хорошая статья.
У меня дочке 6 месяцев и мы с удовольствием с ней играем с пальчиками
08.05.2007, 09:22
маша
Очень хорошая статья,надеюсь упражнения нам понравятся.
23.05.2007, 22:37
Женя
Сын не любит игры с его пальчиками (вырывает руки), я не настаиваю. Ладушки делаю я, он держит мои руки. Сорока-ворона тоже не нравится, зато с удовольствием гладим и трогаем всякие шершавые и колючие материалы.
20.01.2008, 10:23
елена
занимаюсь массажем ручек с рождения
у вас узнала много новых упражнений
спасибо
25.03.2008, 10:18
OLGA
Занималась с ребенкосм с 3 месяцев, результат мне нравиться, моей дочери сейчас почти 8 лет, учиться на отлично, занимается английским, вообщем мое мнение, что не последнюю роль сыграла именно ранняя пальчиковая гимнастика.
07.04.2008, 22:49
Иннусик
Очень полезная статья,моя доця любит гладить свои волосики,ей 6,5 месяцев,а “сороку” не любит.Завтра с утра начнем упражнения.
11.04.2008, 21:20
Анастасия
Статья замечательная
ТОже с раннего возраста (где-то с 1.5 мес.) делаем массаж пальчиков. Доча рано начала брать игрушки и играть в ладушки. Сейчас ей 10.5.
Какие еще стишки можно рассказывать ребенку, кроме предложенных?
09.10.2008, 17:43
алена
моему ребенку 3 месяца и предложенный комплекс упражнений очень важен для нас непременно будем заниматься спасибо
16.10.2008, 13:49
ирина
Спасибо огромное за статью.Нам 10 месяцев будем наверстывать упущенное.
17.07.2009, 13:11
Алла
Спасибо за статью. очень хорошо и доходчиво написано. сохранила ее в закладки когда доче было 1,5мес. сейчас уже 7мес. периодически смотрю какие новые упражнения делать.
27.07.2009, 16:26
Мамочка
А если мое дитя не дает играть со своими пальчиками? Только я ручку ее беру в руку, сразу же она их прячет за спину. Что это может означать. Ребенку 10мес.
02.08.2009, 08:25
Юлькин
Спасибо большое, очень хорошая статья. нам почти 5 мес…наверстаем 🙂
08.08.2009, 19:21
суслова лена
спасибо за статью
17.11.2009, 01:16
Елена К
Супер!Век живи век учись.Об этом знала.Но прочитав узнала ещё больше.Спасибо.
01.11.2010, 14:33
Natali
Интересно то, что начало статьи один в один скопированно из книги Савиной “Пальчиковая гимнастика”, вышедшей 5ю годами раньше статьи.
07.11.2010, 23:24
Оксана Сергеевна (ведущая рубрики)
Ответ Natali.
Нет никакого копирования статьи. Я привожу материал из книги для сравнения.
* * *
“Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Как вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.
Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные…”
* * *
Если и есть совпадение в составлении предложений, то они взяты не из упомянутой книги. Материал собирался в течение многих лет, и начало статьи взято из журнала “Дефектология”, если память не подводит, за 70-е годы.
21.03.2011, 13:17
Нина
Да, согласна с мнением, что развитие руки напрямую связано с развитием мозга у детей.В каждой стране есть свои традиции связаны напрямую со здоровьем, а у нас есть в городе прекрасный Остеопатический центр Семья, рекомендую. прекрасные доктора, которые лечат руками.
02.08.2019, 10:43
Денис
Перезвоните мне пожалуйста 8 (812) 747-16-80 Денис.
Источник
От автора: В предлагаемом вашему вниманию пособии Разенковой Ю.А. собрано более 300 раз-личных забав, шуток, игр и упражнений для самых маленьких детей. Детские стихи, песенки и прибаутки цитируются нами по следующим изданиям: «Гуси-лебеди. Фольклор для детей от колыбельных песен до былин» // М.: Правда. 1990; «Детские частушки, шутки, прибаутки. 11опулярное пособие для родителей и педагогов» // Ярославль: Академии развития, 1997; «Хрестоматия по детской литературе» // М.: Про-свещение, 1998; Ануфриева А.И., Митюкова О.М. «Игры и занятия для малышей» // Горький, Горьковское книжное издательство, 1960; Рузина М.С., Афонькин СЮ. Страна пальчиковых чар. СПб.: Кристалл, 1997.
Глава VI
ВЕСЬ МИР В ЛАДОНЯХ: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ И НОРМАЛИЗУЮЩИЕ ДВИЖЕНИЯ РУКИ И ПАЛЬЦЕВ РУКИ
Маленький ребенок рождается с определенным набором рефлексов, которые обеспечивают его физиологическую адаптацию к внешнему миру. Одним из таких рефлексов является хватательный рефлекс, который проявляется при прикосновении пальцем или игрушкой к ладони ребенка. Малыш ее захватывает, иногда так сильно, что его можно в этом положении приподнять. Обычно этот рефлекс к 4 месяцам начинает угасать, но его функционирование подготавливает дальнейшее развитие движений ручек ребенка.
До 3 месяцев у малыша наблюдаются хаотичные, недифференцированные движения ручек. Обычно в это время у ребенка повышен тонус в мышцах-сгибателях, поэтому в позе «на спине» ручки у него согнуты во всех суставах, приведены к грудной клетке, кисти сжаты в кулачок.
В возрасте ближе к 3 месяцам у малыша нарастает объем движений, особенно в руках, что связано со снижением мышечного тонуса. Ребенок может выдвигать их вперед, отводить их в стороны, подносить ко рту, к глазам, может случайно натолкнуться на свою другую ручку, низко подвешенную игрушку. В это время большое значение приобретает развитие целенаправленных движений рук. Двигая во время «комплекса оживления» выпрямленными руками и случайно натолкнувшись на игрушки, ребенок начинает ощупывать и захватывать их. С 4 месяцев ребенок при виде висящей игрушки уже целенаправленно протягивает к ней ручки, захватывает, удерживает, трясет. Формируется зрительно-моторная координация рук. После того как ребенок овладевает этим умением, он быстро научается брать, держать и манипулировать игрушкой, которую держат у него над рукой, затем над грудью или сбоку. Малышу становятся доступными движения руки, лежа на животе. В 4—6 месяцев развиваются основные функции руки — умение брать, держать, манипулировать, а к 5 месяцам появляется хватание. Хватание осуществляется под контролем зрения: ребенок рассматривает свои ручки, учится захватывать свою другую руку, ощупывать свое лицо, коленку, перебирать пальчики, край одежды, следит за тем, как рука приближается к предмету. С актом хватания связано возникновение и развитие первых предметных действий у малыша. И в то же время, благодаря хватанию, развивается сама рука: возникает противопоставление большого пальца, формируются различные захваты игрушек — двумя пальцами — «пинцетный» захват, тремя пальчиками — «щипковый» захват. Малыш все больше и больше начинает захватывать предметы пальчиками, а не всей ладошкой. Рука и пальчики начинают приспосабливаться к величине, объему игрушек и предметов. На основе этих движений развиваются первые игровые действия с предметами.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:
что прежде, чем вы начнете развивать и корригировать эти движения, ваш малыш должен овладеть движениями головы и туловища. А пока вы можете играть, поглаживая ручки малыша, перебирая и целуя его пальчики, добиваясь схватывания различных по форме, цвету и текстуре предметов.
лыша, проверьте, что он умеет: случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью (3 месяца);
(Примечание: показатели движений руки даются по диагностике нервно-психического развития детей первого года жизни, автор ФрухтЭ.Л.)
С ПЕРВЫХ ДНЕЙ ЖИЗНИ ДО 3 МЕСЯЦЕВ
Стимулирование раскрытия кулачка и разведения пальчиков
Игра с поглаживанием
Сядьте на пол на коврик так, чтобы ваша спина имела хорошую опору, а ноги были согнуты в тазобедренных и коленных суставах. Разместите ребенка у себя на коленях в позе «на спине». Поглаживайте ручки ребенка от кулачка к плечу, потрите кулачки друг о друга и, когда пальчики раскроются, погладвте их по очереди от кончиков к ладони:
Раз, два, три, четыре, пять! Хотят пальчики все спать. Этот пальчик — хочет спать, Этот пальчик — лег в кровать, Этот пальчик — чуть вздремнул, Этот пальчик — уж заснул, Этот пальчик — крепко спит. Тише, тише, не шумите! Пальчики вы не будите.
Игра с кремом
Выдавите детский крем себе на ладонь, возьмите кулачок или ладошку ребенка и в ритм потешки круговыми движениями размазывайте крем ручкой малыша по своей ладони:
Вот какие малыши!
Наши пальчики уж очень хороши!
Ля-ля-ля-ля-ля!
Эти ритмичные движения позволят расслабить мышцы пальчиков у детей с повышенным нервно-мышечным тонусом и будут стимулировать тонус мышц у вялых детей. Повторите игровые действия с другой ручкой малыша. А затем обхватите ладошку малыша своей рукой так, чтобы четыре пальчика «спрятались» в кулачок, а большой пальчик был сверху:
Спрячем пальчики вот так и вот так,
Поместились наши пальчики в кулак.
Вот так, вот так!
Повторите игровые действия несколько раз.
В конце игры, читая потешку, погладьте и разотрите пальчики ребенка от кончиков к ладони.
Игра «Похлопаем по маминой ладошке»
Потрите кулачки или ладошки малыша друг о друга, а потом в ритм потешки похлопывайте ладошкой ребенка о свою руку:
Детка хлопать так умеет,
Своих ручек не жалеет.
Вот так, вот так, вот так.
Своих ручек не жалеет.
У малыша раскроются кулачки, он будет разводить пальчики.
Игра «Привет, ладошка!»
Играйте с пальчиками малыша, прижимая подушечки своих пальцев к кончикам пальцев малыша, поглаживая и разминая пальчики ребенка, целуя их:
Настало утро.
Солнышко встало.
Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
Вставай, Большак!
Вставай, Указка!
Вставай, Середка!
Вставай, Сиротка!
И Крошка-Митрошка!
Привет, Ладошка!
Стимулирование вывода «скрытого» большого пальчика наружу
Игра «Выходи-ка, паренек!»
У некоторых детей пальчики могут ненадолго раскрываться, за исключением большого пальца. Однако для развития умения захватывать предметы и игрушки большой палец должен находиться в состоянии противопоставления и иметь в дальнейшем хорошую подвижность.
Погладьте ручки ребенка, его пальчики, сжатые в кулачки. Вытолкните «скрытый» большой пальчик ребенка из кулачка, погладьте его и выведите его наверх кулачка, читая ребенку потешку:
Эна-бена
Два полена,
Спички-печки,
Дым колечком,
Я подул на уголек:
Выходи-ка, паренек!
То же сделайте с пальчиком на другой руке. Обхватите кулачки ребенка своими руками, зафиксируйте пальчики сверху кулачков.
Прочитайте еще раз малышу потешку, играя с его большими пальчиками, поглаживая их и целуя.
Во второй части игры добейтесь разведения пальчиков ребенка, вложите свой большой палец в ладошку малыша, стимулируя его хватательный рефлекс.
Упражнение с противодвижением
Погладьте ручки ребенка, его пальчики, добиваясь раскрытия кулачков. При необходимости можно потереть кулачки друг о друга, когда пальчики ненадолго раскроются, прижмите большой палец малыша к ладошке, добиваясь его рефлекторного выведения наружу. Погладьте его, когда другие пальчики сожмутся, проследите, чтобы большой пальчик малыша оказался наверху кулака. То же сделайте с пальчиком на другой руке.
Активизация хватательного рефлекса
Игра «Мамин пальчик»
Погладьте ручки малыша, добиваясь разведения его пальчиков. Вложите свои большие пальцы в ладошки малыша, стимулируя хватательный рефлекс. Малышу будет веселее, если вы споете ему песенку, выполняя это упражнение:
Гуля, гуля — голубок,
Гуля сизенький,
Сизокрыленький,
Всем миленький.
Игра «Щекотка»
Пощекочите перышком, кусочком ваты или кисточкой кулачок и пальчики ребенка, декламируя стишок:
Наша деточка в дому,
Что оладушек в меду,
Что оладушек в меду,
Сладко яблочко в саду!
Возможно, некоторые дети с двигательными нарушениями нуждаются, наоборот, в укреплении нервно-мышечного тонуса рук. Тогда, используя приведенную потешку, выполните упражнения укрепляющего массажа, а затем начинайте стимулировать хватательный рефлекс, вкладывая в ладошку ребенка перышко или кисточку.
Игра «Ленты, шнурки и веревочки»
Погладьте ручки ребенка. Обхватите ручки малыша в локтевом суставе, потрясите их: у ребенка расслабятся предплечья. Затем зафиксируйте ручки в лучезапястном суставе, потрясите их: у ребенка расслабятся кисти и пальчики рук. Похлопайте кулачком ребенка по своей ладошке, добиваясь разведения пальчиков. Можно похлопать кулачками по коленочкам ребенка. Это также поможет ненадолго расслабить мышцы пальцев ребенка.
Если малыш, наоборот, нуждается в укреплении нервно-мышечного тонуса рук, выполните стимулирующий массаж рук (предварительно проконсультируйтесь у врача ЛФК или массажиста).
Вложите в раскрытую ладошку малыша ленточку, веревочку или шнурок. Обхватите своей рукой кулачок малыша с игрушкой, предоставляя ему возможность ощупать ее.
Не забывайте, вы должны все свои действия сопровождать эмоционально насыщенной речью.
ПОМНИТЕ! Малышу необходимы ваше одобрение и поддержка. Хвалите его при каждой удаче или старании.
Игра «Перчатка»
Вам понадобится вязаная перчатка. Нашейте на старую перчатку кусочки материи, различные по текстуре, а на некоторые пальчики пришейте различные по форме пуговицы: круглую и вытянутую, также можно пришить крупный бисер. Наденьте перчатку себе на руку, погладьте ею ручки и пальчики малыша, а затем каждый из пальчиков перчатки по очереди вкладывайте в ладошку ребенка. Малыш начнет ощупывать различные по фактуре материалы. Не забывайте нежно и ласково разговаривать с ним, комментируя все, что вы делаете.
Стимулирование случайного наталкивания рук ребенка на подвешенные игрушки
Игра «Натолкнись на игрушку»
Положите малыша в кроватку под подвешенную игрушку. Покачай те игрушку для того, чтобы привлечь внимание ребенка к ней. Погово рите с малышом, погладьте его ручки и подтолкните их по направле нию к игрушкам. Если ребенок не пытается захватить кольцо игрушки погладьте его ручки, расслабляя их, воспользуйтесь приемами ЛФК потряхивая их. Обхватив расслабленные ручки в локтевом суставе, под нимите их к игрушке так, чтобы кольца от них прикасались к кулачка ребенка. Если ребенок при прикосновении игрушки не разводит паль чики и не захватывает ее, раскройте кулачки ребенка, поглаживая паль чики, потряхивая кулачки, потирая их друг о друга, похлопывая о по верхность кроватки, о вашу ладонь и т.д. Затем, действуя ручками ма лыша, захватите игрушки. Потрясите их, покачайте. Предоставьте ребенку возможность самому сделать некоторые движения. Понаблюдайте за ребенком, когда он отпустит кольца подвески. При отсутствии самостоятельной попытки, повторите все игровые приемы.
Через 3-4 игры сделайте для малыша другие подвески с игрушками. Меняя подвески через несколько дней, побуждайте малыша поднимать ручки и захватывать кольца подвески.
Игра «Забавные пяльца»
Вам понадобятся пяльца. Сделайте из них занимательную игрушку для своего малыша, привязав к ним колокольчик или бубенцы. Подвесьте пяльца на ленте над кроваткой младенца. Покачайте пяльца для того, чтобы малыш услышал, как звенит колокольчик, и обратил внимание на забавную подвеску у себя над грудью. Поговорите с малышом, погладьте его ручки и подтолкните их по направлению к игрушке. Ваш малыш, натолкнувшись случайно на подвешенную игрушку, научится ее сам схватывать.
Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.
Источник