Развитие движений ребенка шестого года жизни

Формирование движений у детей дошкольного возраста

Своевременное формирование движений и целесообразная последовательность их возникновения играют существенную роль в физическом и нервно-психическом развитии ребенка.

Учитывая особенности каждого возрастного периода и предыдущий опыт ребенка, перед ним ставят конкретные задачи. Постепенное выполнение ребенком этих задач и все большие возможности качественно изменяют характер его движений. То, что являлось в движениях характерным для начала данного возрастного этапа, к концу его как бы свертывается, и движения переходят в новое качество. Однако следует помнить, что в каждом отдельном случае развитие движений может иметь различную вариативность в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Поэтому учет индивидуального своеобразия и возможностей ребенка необходим для правильного руководства формированием движений.

Формирование движений у ребенка первого года жизни. У новорожденного ребенка нет еще оформленных движений: существуют лишь простые рефлексы, некоторые движения, связанные с питанием, приспособлением к новой окружающей его среде. Он не может поднять голову, у него преобладает тонус мышц-сгибателей (обычно это выражено в сжатых кулачках, прижимании рук к груди и ног к животу). Возникающие отдельные движения рук и ног хаотичны и непроизвольны.

Очень важным в этом раннем периоде жизни является возникновение у ребенка зрительного и слухового сосредоточения. Оно способствует его начальным ориентировкам в окружающем и влияет на становление первоначальных движений (подготовительные движения к хватанию увиденных перед собой игрушек, движение глаз и поворот головы в сторону слышимого звука). На основе этих простейших реакций, возникающих в процессе общения ребенка со взрослым, на втором-третьем месяцах появляется особая, очень важная реакция – «комплекс оживления». Она возникает при появлении взрослого, ухаживающего за ребенком, звука его голоса, его улыбки. Ребенок реагирует на это еще не организованными движениями рук и ног, улыбкой, произнесением звуков.

К концу второго или третьего месяца при условии целенаправленного воспитания ребенок постепенно овладевает умением самостоятельно поднимать и удерживать голову, когда он лежит на жи воте или находится в вертикальном положении на руках у взрослого. Это имеет важное значение для развития мозга: движения головы улучшают кровообращение и расширяют кругозор ребенка; мозг получает больше разнообразных внешних раздражений.

Начиная с 3-х и постепенно к 6-7 месяцам оформляются движения рук и формируются подготовительные движения к ползанию, сидению и стоянию; совершенствуется деятельность органов чувств.

Важным моментом формирования движений в этот возрастной период является ползание, дающее возможность знакомиться с многими предметами. Оно возникает непосредственно из позы лежания на животе и стремления ребенка дотянуться до какого-либо предмета. В этот же период оформляются подготовительные движения к сидению и стоянию.

Среди названных движений наиболее важно ползание: оно очень динамично, содействует укреплению большого количества различных мышц, способствует дальнейшему формированию разнообразных движений, ориентировке в окружающей ребенка обстановке. По сравнению с ним сидение, являясь необходимой жизненной позой, не имеет такого важного физиологического значения.

В этот же период ребенок овладевает подготовительными движениями к стоянию и ходьбе: «подтанцовывание» с помощью взрослого при поддерживании позы ребенка – сначала за подмышки, а позднее за руки. Постепенно он овладевает этой позой и начинает ровно стоять, разогнув ножки в коленных и тазобедренных суставах.

Новый возрастной период, от 6-7 до 10-12 месяцев, характерен переходом сначала к относительной самостоятельности при помощи взрослого, а к концу первого года – к самостоятельным движениям.

Ребенок уже лучше ползает, пытается самостоятельно садиться, ложиться, вставать, опускаться, держась руками за перекладины барьера, переступать вдоль барьера, ходить с опорой на что-либо. Постепенно опора при стоянии и ходьбе играет все меньшую роль. Если взрослый обнаруживает какую-либо задержку в формировании двигательных действий, он обязательно побуждает к ним ребенка. К концу года (11 – 12 месяцев) ребенок пытается самостоятельно ходить.

Формирование движений у ребенка второго года жизни. У детей второго года жизни дальнейшее формирование движений происходит на основе уже имеющихся первоначальных навыков самостоятельной ходьбы. Ребенок соединяет с этим движением простейшие действия и испытывает в них большую потребность. Правда, ходьба еще недостаточно оформлена из-за незрелости всего организма: слабость мышц нижних конечностей, высокое расположение центра тяжести тела над тазобедренной осью, отсутствие равновесия вследствие недостаточного развития нервной системы, а поэтому и недостаточная координация движений рук и ног.

Однако и при этом овладение ходьбой влияет на эмоциональное состояние ребенка, помогает расширению интереса к окружающему, изменяет характер поведения его в жизни. Все это вносит значительные изменения в общее развитие ребенка.

У ребенка этого возрастного периода оформляются все основные движения, за исключением бега и недоступных ему пока еще прыжков. Он упражняется в ходьбе и лазании, преодолевает различные препятствия (перешагивание через палку, ходьба по ограниченной дорожке, доске, горке, лестнице и т. п.), катает и бросает мяч, возит коляску, играет с разными игрушками.

Помимо действий по инициативе ребенка, взрослый организует для него игры (догонялки, прятки, игры с мячами и др.), составляющие целый комплекс движений. Большую роль на этом возрастном этапе играет формирование предметных действий, которые способствуют совершенствованию его моторики в целом и являются в данный период ведущей деятельностью.

Взрослый постепенно, но неуклонно начинает предъявлять к движениям ребенка определенные требования, посредством показа, объяснения и выполнения движения вместе с ребенком подводит его к усвоению правильного способа действия (обращение с предметами и т. п.).

Большую роль играют подражательные действия взрослому. Постепенно, к концу второго года жизни, выполняемые упражнения в игровой форме открывают ребенку новые возможности подражания, когда он может проследить движения взрослого и на этой основе создать себе образ действия, а затем попытаться воспроизвести его.

Воспроизведение движений начинается большей частью с одновременного выполнения его ребенком вместе со взрослыми. После этого ребенку легче воспроизвести данное движение самостоятельно с помощью словесных указаний взрослого.

Формирование движений у ребенка третьего года жизни. В условиях систематического руководства ребенок на третьем году жизни совершенствует ходьбу, лазание, начинает бегать. Однако все эти движения еще мало координированы и недостаточно точны. Ребенок чувствует потребность в частой смене движений, не может сохранять неподвижную позу, нуждается в чередовании движений и отдыха Систематические упражнения, игры под руководством педагога на физкультурных занятиях и вне их содействуют расширению двигательных возможностей, улучшению качества движений и необходимых ориентировок.

Для формирования разнообразных движений используются игрушки и физкультурные пособия, вызывающие у детей интерес и желание двигаться: обручи, вожжи, шары, мячи, трехколесные велосипеды и др. При ходьбе постепенно исчезают лишние, мешающие ребенку движения, что ведет к их экономичности. Развивается самостоятельность пространственных ориентировок, умение смелее и в то же время спокойнее двигаться на ограниченной, наклонной и поднятой над поверхностью пола плоскости (доске, дорожке и т.д.). В связи с развивающимся чувством равновесия, глазомерной оценки направления и расстояния сложнее и разнообразнее становятся действия с предметами.

Ребенок постепенно учится согласовывать свои движения с движениями других детей, приучается своевременно реагировать на сигналы извне, требующие изменить характер движения, его темп, силу или совсем прекратить движение и остановиться. Все большее место начинают занимать подвижные игры.

Усиливающийся интерес к окружающему миру, удовлетворение от достижения цели, эмоциональная оценка педагога и его новые требования – все это служит подкреплением достигаемых ребенком успехов и стимулирует его к решению новых задач.

Процесс усвоения нового в движении сохраняет прежнюю специфику – подражание. Однако подражание изменяет свой характер: наблюдается большее осмысление предложенной ребенку задачи и, в связи с этим, более четкое ее выполнение.

Формирование движений у детей четвертого года жизни. Как известно, для детей этого возраста характерен несколько замедленный темп физического развития, но в то же время идет интенсивное окостенение скелета. Несмотря на заметное развитие нервной системы, функциональные возможности ее невелики, и при малейшей перегрузке быстро наступает утомление. Условные рефлексы вырабатываются быстро, однако закрепляются медленно, поэтому приобретенные элементарные навыки движений непрочны и могут легко разрушаться.

Формирование двигательных навыков прежде всего связано с приучением ребенка правильно держать туловище и голову. Это требование является необходимым для формирования правильной осанки.

В ходьбе ребенка трех лет еще заметны неустойчивый темп, недостаточность координации рук и ног, неуверенность ориентировки в направлении движения, тенденция к сгибанию туловища. Однако бегают дети значительно лучше и с достаточно хорошей координацией рук и ног. Этому способствует приспособленность самого тела к бегу: центр тяжести расположен ближе, чем у взрослых, к передней части туловища.

Совершенно новым движением для ребенка трех лет являются прыжки. Это движение появляется еще в предыдущей возрастной группе, однако вначале оно выражается лишь в форме пружинящего движения без отрыва ног от пола. В три года дети уже хорошо начинают прыгать на месте, спрыгивать с небольшой высоты, перепрыгивать через шнур или две линии на расстоянии 15-20 см.

В процессе лазания у некоторых детей отмечаются еще приставной шаг и нечеткая координация рук и ног. Трудны им приемы метания, требующие обязательного чувства равновесия, но постепенно дети осваивают эти умения (бросание мяча на дальность, в горизонтальную цель).

Таким образом, дети четвертого года жизни в процессе систематических занятий подводятся к усвоению правильной техники основных движений, подготавливающих их к овладению двигательными навыками в последующих возрастных группах.

Формирование движений у детей пятого года жизни. Показатели возрастной физиологии ребенка трех и четырех лет не очень различаются, особенно в первой половине пятого года жизни. Однако постепенно закономерный процесс роста и развития всего организма под влиянием физических упражнений заметно изменяет исходные показатели.

Во второй половине года ребенок по многим признакам все более приближается к старшему возрасту: вес и рост тела увеличиваются; продолжается дальнейшее окостенение скелета; значительно развиваются мышечная и нервная системы. Ребенок становится самостоятельнее, он очень подвижен и неутомим. Однако эта подвижность, проявляющаяся под влиянием эмоциональности и уменьшающая субъективное чувство усталости, не соответствует часто его силам и действительно наступившему утомлению. Поэтому двигательная деятельность детей требует контроля взрослого.

Формирование движений у детей шестого года жизни. С пятилетнего возраста наступает период интенсивного формирования двигательных навыков. Для этого имеются известные предпосылки: заметно изменяются пропорции тела, что создает устойчивость позы, совершенствуется чувство равновесия, улучшается координация движений на основе совершенствования функций нервной системы и приобретенного опыта; увеличивается сила мышц.

В ходьбе наблюдается координация движений рук и ног, ритмичный отрыв ног от почвы. Прыжки совершаются с большей уверенностью, легкостью и мягкостью приземления. Однако ввиду еще значительной подвижности позвоночника и возможного уплощения сформировавшегося свода стопы прыжки должны проводиться под строгим контролем педагога.

В беге, лазании и метании дети достигают заметного совершенствования: большая уверенность и точность движений, достаточно развитый глазомер, ловкость, целенаправленность и координация действий.

В условиях воспитания и обучения у ребенка складываются простейшие формы учебной деятельности: понимание учебной задачи, стремление к качеству выполнения ее, проявление любознательности и интереса к результату своих усилий, удовлетворение от достигнутого. В связи с этим отмечается значительный сдвиг в качестве движений. Ребенок понимает, например, что от лучшего замаха и устойчивости тела зависит сила и дальность броска при метании, от сильного, упругого отталкивания – легкий и быстрый бег.

В этот возрастной период совершенствуются психические процессы ребенка. Внимание и восприятие становятся более устойчивыми, развивается способность к пониманию существенных признаков предметов и явлений, причинных связей в явлениях, способность к некоторым обобщениям.

Все это облегчает педагогу руководство формированием движений в процессе систематического обучения детей. Ребенок понимает поставленную перед ним задачу, может осмыслить основные требования к выполнению движений. В связи с этим его движения начинают приобретать четкость, плавность, определенный темп, согласованность с коллективом. Знакомые движения дети уже могут выполнять в более сложных вариантах, более длительное время, с большей нагрузкой.

В процессе обучения новым движениям ребенок способен к наблюдению (образца упражнения) и вслед за этим его воспроизведению с помощью словесных указаний взрослого.

Формирование движений у детей шестого года жизни. С пятилетнего возраста наступает период интенсивного формирования двигательных навыков. Для этого имеются известные предпосылки: заметно изменяются пропорции тела, что создает устойчивость позы, совершенствуется чувство равновесия, улучшается координация движений на основе совершенствования функций нервной системы и приобретенного опыта; увеличивается сила мышц.

В ходьбе наблюдается координация движений рук и ног, ритмичный отрыв ног от почвы. Прыжки совершаются с большей уверенностью, легкостью и мягкостью приземления. Однако ввиду еще значительной подвижности позвоночника и возможного уплощения ^сформировавшегося свода стопы прыжки должны проводиться под строгим контролем педагога.

В беге, лазании и метании дети достигают заметного совершенствования: большая уверенность и точность движений, достаточно развитый глазомер, ловкость, целенаправленность и координация действий.

В условиях воспитания и обучения у ребенка складываются простейшие формы учебной деятельности: понимание учебной задачи, стремление к качеству выполнения ее, проявление любознательности и интереса к результату своих усилий, удовлетворение от достигнутого. В связи с этим отмечается значительный сдвиг в качестве движений. Ребенок понимает, например, что от лучшего замаха и устойчивости тела зависит сила и дальность броска при метании, от сильного, упругого отталкивания – легкий и быстрый бег.

Формирование движений у детей седьмого года жизни. Ребенок седьмого года жизни значительно отличается от ребенка пяти лет. Продолжающийся процесс окостенения делает позвоночник более прочным Близко к завершению окостенение мелких костей кисти и пальцев рук. Эти изменения придают телу ребенка большую устойчивость и облегчают ему выполнение таких движений, как повороты туловища, стойка на одной ноге и т. п.

Что касается увеличения массы и силы мышц, то сравнительно с пятилетним ребенком они незначительны. Однако имеются и существенные отличия. Они заключаются в качественных изменениях двигательной деятельности: в более совершенной координации движений, большей их экономии, устранении лишних движении. Благодаря развитию высших нервных центров ребенок проявляет произвольное внимание, сознательные волевые усилия, умение составлять предварительный план действий.

В движениях ребенка видна осмысленность, способность к самоконтролю, достаточно правильной оценке процесса и результатов движений, как своих, так и товарищей.

К моменту перехода в школу у ребенка формируются достаточно прочные двигательные навыки, необходимые в жизни. Они являются основательным фундаментом для решения более сложных двигательных задач в школе.

Источник: ТОЕРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ. Под ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Понамарева. «Детство-Пресс», 2008

Источник

Особенности и задачи развития моторики детей 6 года жизни

На шестом году имеется некоторое замедление роста (5-6см), при незначительном увеличении веса (примерно 3 кг); здесь сказывается активное развитие опорно-двигательного аппарата, заметный прирост мускулатуры.

Для ребенка шести лет характерны следующие средние антропометрические показатели:

Рост

Вес

Окружность гр. клетки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

Девочки

117,32

116,31

21,78

21,55

58,76

57,08

Суточная потребность в движении за время пребывания в ДГУ 12-14 тыс. шагов или 3300-4900 метров.

В скелете ребенка появляется ряд изменений:

  • продолжается его окостенение, в особенности конечностей;
  • начинается сращение костей таза,
  • более отчетливыми становятся изгибы позвоночника (в шейном и грудном отделе), намечается выраженно-очерченный свод стопы.

Таким образом, устойчивость, прочность скелета увеличивается, хотя он все-таки податлив и может легко деформироваться.

В строении мышц также есть иные качественные сдвиги: значительно увеличивается количество миофибрилл, что свидетельствует об определенной функциональной зрелости, больше становится толщина мышечных волокон.

(Следующий этап усиленного роста мышечных волокон в толщину в 12 лет, затем – после полового созревания; дифференцировка мышечной ткани – до 20 лет).

К шестому году уже хорошо развиты крупные мышцы туловища, предплечья, бедра.

Мелкие мышцы развиваются медленно, это сказывается на точности движений, они еще трудны детям.

Улучшение инервации мышечных волокон и развитие центральной нервной системы проявляются в координации движений различных мышечных групп.

Таким образом разные движения детей становятся значительно согласованнее и сложнее.

Существенно улучшается работа дыхательного аппарата ребенка.

  • Окружность грудной клетки становится больше.
  • Ребра по отношению к позвоночнику приобретают более наклонное положение, что увеличивает подвижность грудной клетки.

Таким образом, вдох и выдох становятся глубже, возрастает потребность в повышенном газообмене.

Усиленно развивается сама легочная ткань: легочные дольки увеличиваются, принимают отчетливую форму (похожую на гроздья винограда). Это обеспечивает увеличение легочной поверхности.

При высоком двигательном режиме в дошкольных учреждениях ЖЕЛ возрастает до 1600 – 1400 см³ (данные Т.М. Осокиной, М.П. Голощекиной и др.) (Юрко Г.П. 1777 см³)

Сердечно сосудистая система шестилетнего ребенка также становится совершеннее: заметно утолщается мышца сердца, развиваются его сосуды и нервы, регулирующие ритм сердечных сокращений, пульс становится ровнее и реже – 93-95 ударов в минуту; Р: артериальное давление – 94/64 мм ртутного столба.

Таким образом дети становятся более сильными, могут справляться с увеличенной нагрузкой, выполнять специальные дыхательные упражнения. Так, в п. Фролова показано, что дыханию доступен общий объем беговой нагрузки на физкультурных занятиях в начале года 900м, в конце – 1600 м.

Движения детей уже более осознанные и четкие, так как совершенствуется работа всех анализаторных систем. Появляется более тонкая дифференциация различных ощущений и их комплексное восприятие, отраженное в слове.

Двигательный анализатор достигает наибольшей зрелости.

В связи с этим ребенок хорошо дифференцирует мышечные ощущения, способен их осознать. Это позволяет широко использовать в работе с дошкольниками этого возраста подводящие упражнения.

В стадии активного созревания находятся зрительные и слуховые анализаторы, в связи с этим перегрузка этих анализаторов может привести к появлению отклонений. Следовательно, важно соблюдать гигиенические рекомендации по охране зрения и слуха.

Дети осваивают сложные основные движения, спортивные игры. Мозг ребенка способен воспроизводить информацию как мозг взрослого. Мышление детей уже не только конкретное, но и с опорой на словесное обобщение. Детям становятся доступным понимание отдельных свойств и качеств движений, они могут различать в движении не только основные черты, а также некоторые детали.

Внимание шестилетних детей может быть вполне устойчивым, собранным. Достаточно хорошо развита двигательная память.

Развитие ориентировочно-исследовательской деятельности, мышления ребенка позволяет воспитателю дать более точное объяснение во время показа, учить детей анализировать движение. В результате от ориентировки по ходу действия, которая ярко выражена в младшем возрасте, ребенок шестого года жизни постепенно переходит к предварительному продумыванию движения, появляется дифференцированное двигательное представление, на основе которого он затем действует самостоятельно.

Обучая детей движениям, воспитатель продолжает опираться на их высокие подражательные способности.

Но перестраивается и характер подражания: от мало осознанного, непосредственного копирования движений (репродуктивного подражания), ребенок начинает подниматься до сознательного, целенаправленного усвоения образца (продуктивного подражания).

В связи с дифференцированном восприятием движений появляется и более конкретная объективная оценка и самооценка движений. Возрастает интерес к качеству движений, он может быть устойчивым.

Новые двигательные навыки легко формируются (бывает меньше ошибок, меньше требуется повторений), при закреплении могут быть весьма прочными, поэтому так важно добиваться правильного способа выполнения движений.

В целом возможности детей в овладении двигательной деятельностью возрастают существенным образом: они могут выполнять в основном технически правильно наиболее существенные элементы основных движений, катания на коньках, ходьбы на лыжах, плавания.

Игры намного разнообразнее. Все больше начинают привлекать детей те из них, в которых нужно проявить ловкость, сообразительность. В играх проявляются элементы соревнования. Но самостоятельно организовать и проводить подвижные игры (особенно, с правилами), большей частью дети еще не умеют. Поэтому игры кратковременны; в этом направлении требуется систематическая воспитательная работа.

Задачи развития моторики детей шестого года жизни.

1. Закреплять навыки основных движений, спортивных видов физических упражнений; четко выполнять основные элементы техники.

2. Двигаться в соответствии с заданном темпом (средним, средне-быстрым и медленным); примерно выдерживать ритм движения – в сопровождении музыки, подсчета, пояснений.

3. В общеразвивающих упражнениях –

  • Выполнять примерно дыхательные упражнения (уметь делать фиксированный выдох в обычных упражнениях; упражняться в грудном, брюшном и смешанном типе дыхания – из разных исходных положений).
  • Выполнять движения в различных вариантах, использовать их в самостоятельных играх.
  • Воспитывать навыки самоорганизации и стремления самостоятельно играть в подвижные игры.
  • Активно выполнять упражнения, развивающие двигательные качества и способности – ловкость, координацию, функцию равновесия.
  • Уметь выполнить известное упражнение, рассказать о порядке, способе выполнения наиболее существенных элементов и некоторых деталях техники; учиться оценивать движения товарищей.
  • Выполнять простые известные упражнения самостоятельно по указанию воспитателя.
  • Выполнять активно, с большим напряжением, четкостью в деталях, развивать творчество и самостоятельность (придумай фигуру, варианты движения).
  • Направленно развивать ведущие физические качества, особенно выносливость, быстроту, силу.
  1. Учить детей анализировать (контролировать, оценивать) свои движения и действия товарищей.
  2. Формировать первоначальное представление и умение в спортивных играх.
  3. Воспитывать желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные упражнения со сверстниками и малышами.
  4. Побуждать к проявлению творчества в двигательной деятельности.
  5. Развивать быстроту и общую выносливость.

Источник