Развитие движений ребенка от рождения до 7 лет
Произвольные движения- целенаправленные движения. В первые полгода жизни развитие движений ребенка характеризуется выраженностью безусловных рефлексов, на базе которых затем формируются условно-рефлекторные связи, совершенствующиеся в течение всей жизни. Н.И.Касаткин отмечал, что это только у цыпленка все просто: вылупился из яйца – и побежал, тогда как путь становления жизненно важных движений ребенка довольно длителен. В детстве у него формируются важнейшие способы деятельности. Физиологи подчеркивают: чем выше в эволюционном ряду стоит животное, тем дольше у него продолжается период детства. С первых недель жизни ребенка у него возникают условные рефлексы на самые различные раздражители (зрительный, слуховой и т.п.). Длительное применение каких-либо внешних раздражителей в определенной последовательности способствует образованию целостной системы ответных реакций – динамическому стереотипу.При правильном воспитании у ребенка можно выработать множество стереотипов. Это в значительной мере облегчает реагирование на окружающие внешние условия, повышает работоспособность нервных клеток. Например, выполнение утренней гимнастики, ежедневных физических упражнений после дневного сна, организация самостоятельной двигательной деятельности формируют стереотип и потребность в выполнении этих упражнений в одно и то же время. У ребенка складываются определенные двигательные паттерны – последовательность выработанных действий, которые отражаются на поведении. Становление и изменение паттернов происходит в зависимости от возраста, окружающей среды, особенностей его развития. Уже на втором месяце жизни устанавливается связь между кинетическим и вестибулярным аппаратом. Это проявляется в поднимании и удерживании головы при разных положениях ребенка: на животе, на спине, в вертикальном положении. В этом же возрасте возможно образование связи между кинестетическим анализатором и слизистой оболочкой губ, ротовой полостью, кожей рук. Это проявляется в сосании пальцев, направлении рук ко рту. Позже устанавливаются связи между двигательным анализатором, что выражается у младенца в поднимании руки над лицом и ее рассматривании. В возрасте 3,5 – 5 месяцев у малыша появляются более сложные зрительно-кинетические связи: он направляет руки к подвешенному над кроваткой предмету (погремушке) и захватывает ее. Начиная с первого года жизни ребенка необходимо создавать условия для формирования у него произвольных движении, двигательных функций как при организации занятий, так и в свободной двигательной деятельности. Под воздействием физических упражнений и подвижных игр происходит становление и тренировка центральной нервной системы, психическое и моторное развитие ребенка Именно на первом году появляются первые основные жизненно важные движения: развитие кисти руки и, как следствие, функций схватывания, бросания, захватывания; к 6-7 месяцам ребенок начинает ползать. На втором году жизни ребенок овладевает ходьбой, а к концу его начинает бегать.На втором и третьем году под воздействием воспитания и обучения у ребенка качественно совершенствуются навыки бросания, ловли, ползания, лазания. На третьем году жизни появляются подготовительные к прыжкам движения, к концу этого возраста ребенок овладевает прыжками с движением вперед. К трем годам он не только овладевает почти всеми основными движениями, но и начинает применять их в повседневной жизни.
Ходьба. На 3-м году жизни у ребенка еще недостаточен опыт самостоятельной ходьбы, ему еще несвойственна характерная для ходьбы согласованность в движениях рук и ног; многие ходят так называемой иноходью, т. е. вынося вперед одноименные руку и ногу, у многих руки просто не принимают участия в движении.
Постановка стопы на землю по причине недостаточной гибкости производится без переката с пятки на носок – ребенок наступает всей ступней, шлепает ею.
Бег. Для ребенка этого возраста характерны во время бега мелкие, семенящие шаги, согнутые в коленях ноги с повернутыми внутрь стопами, тяжелая постановка ноги всей стопой на землю, шарканье ногами, отсутствие ритмичности в движениях, сильные боковые раскачивания корпуса.
Скорость бега незначительна. Однако по сравнению с ходьбой согласованность движений рук и ног при беге выражена значительно лучше.
Прыжки. В начале 3-го года жизни умение прыгать и подпрыгивать, у детей выражено слабо. Их прыжковые движения сводятся к ритмичным приседаниям, сгибанием и выпрямлением туловища. К середине 3-го г. жизни ребенок начинает овладевать умениями подпрыгивать на месте и прыгать вперед, слегка отрывая ноги от почвы. К концу года прыжок вперед формируется у всех детей, но одновременное отталкивание обеими ногами удается не каждому. У многих при попытках прыгнуть вперед наблюдается стремление просто шагнуть, подняв одну ногу и оттолкнувшись другой. Недостаточное участие в прыжках принимают руки.
Ползанье и лазанье. Ребенок 2 – 3 лет ползает с большим удовольствием, уверенно и быстро. В начале 3-го г. жизни дети еще любят ползать лежа на животе, попеременно вытягивая вперед руки и подтягиваясь на них. Постепенно их приучают ползать на четвереньках, опираясь на колени и ладони. Одни попеременно передвигают руки и ноги, другие выносят вперед одновременно обе руки и, опершись на них, затем подтягивают к рукам одновременно обе ноги. Встречаются случаи передвижения бочком, т. е. ребенок передвигается на четвереньках, переставляя ноги слегка сбоку (справа или слева) от линии направления движения.
Бросание и ловля. . Для овладения техникой метания необходим глазомер, сила, ловкость, согласованность движений рук, ног и туловища. В связи с этим до 3 лет дети бросают предметы слабо, на небольшие расстояния, плохо замахиваясь и отталкивая предмет. Исходная поза при броске у них безразлична, они не всегда стремятся оттолкнуть предмет в заданном направлении. Сначала осваивается навык попадания в горизонтальную цель, а затем уже в вертикальную.
В этом же возрасте ребенок начинает овладевать умением ловить мяч. Бросание и ловля мяча (предмета) требуют огромного напряжения внимания, т. к. ребенку приходится не только правильно выполнять движения, но и придавать нужное направление полету мяча.
Общеразвивающие упражнения. Расчлененные движения малодоступны ребенку этого возраста. У него еще слабо развита координация движений, он не умеет управлять движениями отдельных частей тела: рук, ног, туловища. Поэтому следует использовать упражнения имитационного характера.
Вторая младшая группа (4-ый год жизни). У ребенка 4-го г. жизни уже формируются элементарные навыки совместной деятельности. Но совместное выполнение движений не всегда отличается устойчивостью, дети часто отвлекаются. Порой они слишком увлекаются своими действиями.
Построения и перестроения. Дети, особенно во второй половине года, уже более самостоятельны при построениях. Дети по указанию воспитателя достаточно быстро становятся в круг, в пары и друг за другом.
Ходьба. Многие дети 4-го г. не обладают еще правильной координацией движений рук и ног. В то же время ходьба становится уверенней и четче. Некоторые изменения наблюдаются и в постановке ног – стопы располагаются уже ближе к линии направления движения. На 4-м г. жизни ребенка походка остается тяжелой, малыш опускает на почву всю стопу, шлепает ею, слабо отталкивается носком в конце шага. Ноги остаются в ходьбе полусогнутыми. Ребенок часто опускает голову и плечи, смотрит себе под ноги. Длина шагов продолжает оставаться неравномерной, но темп начинает стабилизироваться; несколько возрастает скорость ходьбы.
Бег. На 4-м г. жизни дети уже умеют бегать. У детей в этом возрасте наблюдается довольно хорошее согласование движений рук и ног. Но в целом, бег ребенка не экономен, движения рук неэнергичны. Типично наличие добавочных движений, боковых раскачиваний, широкого разведения рук, напряженности плечевого пояса.
Прыжки. На 4-м г. жизни ребенок умеет подпрыгивать на месте, и слегка продвигаясь вперед, прыгать в длину с места и спрыгивать с небольшой высоты. Простейший прыжок – подскок на месте дети выполняют удовлетворительно.
В длину с места дети в основном уже прыгают путем одновременного разгибания обеих ног. Отталкивание слабое, вялое, траектория полета низкая и короткая. Голова ребенка при прыжке чаще всего опущена. Туловище согнуто вперед. Координация движений при приземлении далеко не совершенна. Малыши опускаются на жесткие прямые ноги, неодновременно ставят их на землю, приземляются на всю стопу сразу без эластичного перехода с пятки на носок.
Ползанье и лазанье. Движения ползания у детей достаточно ловки и уверенны. Они с удовольствием все вмести проползают на четвереньках между расставленными кеглями, кубами, набивными мячами, ползают под стульями вокруг ножек и т. п.
Лазанье на этом возрастном этапе требует от ребенка большого напряжения внимания, значительной мышечной силы и ловкости. Эти качества развиты еще слабо. Поэтому лазают дети медленно, в произвольном темпе.
Бросание и ловля. Навыки бросания мяча и других предметов вдаль, в цель (взрослому и друг другу) претерпевают у ребенка 3 лет, особенно к концу года, значительные изменения. Движения ребенка становятся более произвольными, направление броска – более определенным. У детей появляется подготовительная фаза движений бросания (отведение руки вниз, назад, в сторону и т. п.). Но замах рукой вялый, не сливается по времени с последующим броском. Между замахом и броском нередко отмечается довольно длительная пауза, когда малыш стремится подойти ближе к цели броска. Часто можно наблюдать, что дети бросают предмет вдаль не столько вперед-вверх, сколько вниз-вперед..
Ловит мячи и другие предметы ребенок очень неуверенно. Он заранее выпрямляет до отказа, сведенные вмести руки навстречу мячу, напрягает руки и плечи, сжимает крепко пальцы или широко расставляет их. Потом стоит, не шелохнувшись, и ждет, когда мяч окажется у него в руках. Упражнения в равновесии. Во II младшей группе это главным образом упражнения, связанные с перемещением ребенка в пространстве, т. е. динамические (ходьба и бег по линиям, доске, скамейке, кружение и т. п.). Стойка на носках является наиболее типичным упражнением в равновесии на месте для детей этого возраста. Малыши любят также пробовать стоять на одной ноге, делая «ласточку».
Общеразвивающие упражнения. От ребенка еще не требуют четкого и точного воспроизведения всего упражнения в целом. Однако правильное выполнение некоторых частей упражнения уже возможно.
Средняя группа (5-ый год жизни).
Ходьба. На 5-м г. жизни ребенок ходит уже вполне уверенно, четко соблюдая намеченное направление. Можно отметить сравнительно хорошее соотношение между движениями рук и ног. Но движения рук еще недостаточно энергичны и выполняются с маленькой амплитудой. Плечи иногда напряжены чрезмерно и опущены, туловище недостаточно выпрямлено, зато голова приподнята – и ребенок во время ходьбы смотрит вперед.
Детям знакомы уже разные способы ходьбы (на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, ходьба приставным шагом и др.), они умеют ими пользоваться в быту и играх.
Но в целом ходьба ребенка 5-го г. жизни еще недостаточно совершенна. Часто встречаются отсутствие правильное непринужденной осанки, шарканье ногами, скованные и неритмичные движения рук, неполное выпрямление ног, особенно толчковой, неравномерный темп передвижения.
Бег. В средней группе у подавляющего большинства детей устанавливается хорошая координация движений в беге. Появляется и ритмичность. Становится возможным сочетание и чередование бега с другими видами движений.
Прыжки. В средней группе по-прежнему сохраняются только простые прыжки: подскоки, прыжки в длину с места и спрыгивания.
Помимо дальнейшего освоения мягкого и координированного приземления в прыжках, у ребенка отрабатываются правильное исходное положение в подготовительной фазе прыжка, умение сочетать с отталкиванием взмах руками вперед-вверх.
Ползанье, лазанье. Дети упражняются в различных видах ползанья и лазанья.
Бросание и ловля. Возможности ребенка в бросании и ловле предметов на 5-м г. жизни повышаются в связи с увеличением физической силы, развитием координации движений и глазомера.
Пятилетние дети делают некоторые успехи в ловле предметов. Они уже не так напряженно встречают летящий мяч, стараются поймать его кистями, но по-прежнему спешат обхватить мяч всей рукой и прижать к груди.
Упражнения в равновесии. В средней группе растущие возможности ребенка в воспроизведении движений, способность осуществлять определенный контроль за положением тела, улучшение координации основных движений позволяют повысить требования к качеству упражнений в равновесии.
В средней группе повышаются требования к выполнению общеразвивающих упражнений.
На 5м г. жизни ребенка у него формируется желание выполнять задания красиво и правильно. Он испытывает удовлетворение от успешного выполнения задания. Чаще всего ребенок оценивает себя только с положительной стороны без особых на то оснований, не проявляя особой настойчивости для качественного выполнения упражнения. Трудное упражнение он может даже не сделать до конца. В то же время дети отказываются от помощи, стараясь все сделать самостоятельно, хотя и нуждаются еще в постоянном поощрении и поддержке.
Старшая группа (6-ой год жизни). Ходьба. У большинства детей на 6-м г. жизни наблюдаются согласованные движения рук и ног, уверенный широкий шаг с обозначенным перекатом, хорошая ориентировка при передвижениях в коллективе. Однако во время выполнения индивидуальных заданий дети теряются, движения их становятся скованными, неритмичными, в ряде случаев отсутствует согласованность в движениях рук и ног.
Бег. Бег ребенка 6-го г. отличается хорошей координацией движений, прямолинейностью, возрастающей равномерностью и стремительностью. Последнее связано с увеличением силы отталкивания и длины шага. Вмести с тем, многие детали техники бега еще не отработаны и ограничивают его экономичность и эффективность.
Прыжки. На данном возрастном этапе совершенствуются многие виды прыжков.
Бросание, ловля и метание. В старшей группе навыки катания предметов (мячи, обручи, шары) получают дальнейшее развитие. Прежде всего, закрепляются навыки, полученные в предыдущей возрастной группе.
Умения соблюдать точное направление и соразмерять прилагаемые усилия при попадании в предметы и прокатывании мячей между предметами продолжают развиваться.
Попадание в цель становится менее случайным, т. к. дети овладевают умением целиться и соразмерять свои движения с силой и направлением броска.
Упражнения в равновесии. Формирование навыков равновесия происходит как посредством специальных упражнений, так и в процессе разнообразных двигательных действий.
Подготовительная к школе группа (7-ой год жизни). Ходьба. Ходьба ребенка 7-го г. жизни достаточно экономична и красива.
Только у некоторых детей наблюдаются отдельные недостатки в ходьбе. Основными из них являются небрежное, расслабленное положение корпуса, вялые движения рук и неправильная постановка стоп (одни дети косолапят, другие чрезмерно разводят носки наружу), очень редко встречается несогласованные движения рук и ног.
Бег. Бег детей 7-го г. жизни достаточно правилен и красив. Поза при беге непринужденная, голова приподнята, плечи почти не разворачиваются. Движения рук и ног хорошо согласованны. Ребенок владеет разными способами бега. Беговые шаги характеризуются равномерностью, энергичностью. Бег становится сравнительно легким и стремительным.
Прыжки. Дети упражняются в разнообразных видах прыжков, достигая легкости и ритмичности движений. В подготовительной группе у детей значительно улучшаются согласованность и энергичность движений рук и ног при отталкивании, увеличиваются полетность и дальность прыжка.
Ползание, лазанье. В результате упражнений достигается закрепление и совершенствование навыков разнообразных способов этих движений. Значительно возрастает уверенность детей в них, становится возможным произвольный выбор способа движения, наиболее подходящего для перемещения в определенных условиях, а также регуляции темпа и скорости.
Метание. У детей 7-го г. совершенствуются и закрепляются навыки всех способов катания, бросания и ловли, метания в цель и вдаль. Значительно улучшается владение мячом. Ребенок довольно свободно его держит, передает, бросает и ловит.
Источник
|
Источник