Развитие двигательный функций и мелкой моторики ребенка

«Развитие общей и мелкой моторики через организацию двигательной активности детей раннего возраста» (Выступление на семинаре …)

Двигательная активность –эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, обязательные условия здорового образа жизни. Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму всех движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. Она положительно влияет на все системы организма и необходима каждому человеку. Движение – главное проявление жизни; без него немыслима творческая деятельность. Ограничение движений или их нарушение неблагоприятно сказывается на всех жизненных процессах. Особенно большое количество движений требуется растущему организму. Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям. В огромном количестве движений ребенка проявляется естественное стремление к физическому и психическомусовершенствованию.

Жизнь – это система движений. Все процессы внутреннего мира ребенка (удовольствие, удивление, сосредоточение, творческий поиск, и т. д.) можно выразить движением. Как многое должен постичь ребенок!Ему предстоит познать четыре мира: мир природы, мир рукотворный, мир самих людей и внутренний мир своего «Я». По крайней мере, развитие трех из этих пунктов обеспечивает физическая активность ребенка. Мы достаточно часто встречаем термин «моторика», и даже получаем общее представление, что это такое. Одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука — зрение, зрение — слух, рука — зрение — слух, слух — речь и др., способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить.

В связи с введением новых образовательных стандартов в своей работе по развитию двигательной активности детей раннего возраста я руководствуюсь принципом интеграции образовательных областей.

Внедряя интеграцию образовательной области «Физическая культура» с другими образовательными областями в практику работы с детьми, обеспечиваю их целостное развитие как гармонично-развитой личности путем интеграции двигательной, познавательной и игровой деятельности.

В группу дети поступают, как правило, со слабо развитой моторикой и, практически, неговорящие. Поэтому я решила в своей работе большое внимание уделить развитию общей и мелкой моторике через двигательную активность.

Моторика (лат. motor — приводящий в движение)двигательная активность организма, его органов или систем (частей). Моторику делят на крупную и мелкую.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

В группе создана предметно-развивающая среда, где я подобрала игры направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи.Это игры: мозайки, пирамидки, наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень, разной величины вкладыши, игрушки с открывающимися деталями, шнуровка, застегивание пуговиц, кнопок, игры с карандашами, грецкими орехами и т. д.

В результате развития мелкой моторики дети становятся всё более самостоятельными. Развитие мелкой моторики позволяет ребёнку непринуждённо передвигаться, самому заботиться о себе и проявлять свои творческие способности.

У детей раннего возраста мелкая моторика развита недостаточно. К сожалению, не все взрослые, в том числе и наши родители, обращают внимание на то, как их ребенок управляется с карандашом или ручкой. Зажал в кулаке – не беда, главное, что, в зависимости от возраста, он рисует, либо уже пишет. А малыш тем временем привыкает действовать именно так, а не иначе. Затем ребенок начинает говорить, и остальные его действия многим представляются уже не такими важными. При этом мало кто задумывается, что процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание и после того, как ребенок заговорил, забывая, что от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят успехи в дальнейшем обучении.

Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Даже такие простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие – не просто развлечения для малышей. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Поэтому я так много внимания уделяю развитию мелкой моторики: нанизыванию бусин, лепке, аппликации и т. п. Наверстываю то, что упущено родителями. А ведь можно начать занятия мелкой моторикой очень рано.

Детям интересно разбирать предметы на части, а потом их собирать, закручивая детали. В уголке «Вода – песок» провожу опыты «Холодная – горячая вода», Сыпется- не сыпется», «Тонет – не тонет» и так далее. Организуюигры с водой и песком: «Переливание воды», «Поймай рыбку», «Спрячем руки», «Угощение для кукол», Веселые ладошки» и т. д. В этом центре и через эти игры дети не только знакомятся со свойствами песка, воды, различных предметов, но и закрепляют и узнают о форме, величине, цвете предметов, развивают мелкую моторику, активную речь. Самомассаж, игры с водой помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук. В данном уголке дети любят рисовать на песке пальчиками. Это способствует развитию не только мелкой моторики, но и активной речи, воображению, мышлению.

Читайте также:  Закономерности роста и развития ребенка кратко

Под крупной моторикой подразумеваются разнообразные движения тела, рук и ног.

Здоровье психологическое и физическое тесно связаны между собой. Изменение одного состояния влечет изменение и другого. Поэтому особое внимание следует обращать на баланс развивающих ребенка мероприятий. В этот период наиболее ценными являются игры, которые одновременно направлены и на физическое и на психическое здоровье малыша.

Недостаточная физическая активность ведет ребенка к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к возникновению состояния мышечной пассивности и снижению работоспособности. Чтобы компенсировать это я провожу подвижные игры на развитие основных движений.

На развитие бега и прыжков : «Я люблю свою лошадку», «Солнечные зайчики», «Мой весёлый звонкий мяч», «Кот и мыши» и т. д.

Игры с мячом: «Прокати мяч», «Передай мяч» и т. д.

Игры на развития лазанья : «Проползи в воротики», «Через кочку» и т. д

С детьми раннего возраста провожу подвижные игры и упражнения имитационного характера. Малышам импонирует эмоциональная вовлеченность в игру взрослого, им передается его эмоциональный настрой. У детей обостряется восприятие, сосредотачивается внимание. Они учатся понимать игровые правила и подчиняться им, действовать в воображаемой ситуации. Малыши начинают управлять собственными движениями, сообразуясь с движениями сверстника.

Детей учат двигаться стайкой, не мешая друг другу, в одном направлении с ориентиром на зрительный образ «Пойдем в гости к мишке».Малыши вместе со взрослым зовут: «Мишка, выходи!», пляшут с персонажем; ходят по узкой дорожке, подлезают под «упавшее дерево». Учат действовать, не мешая товарищам, например, когда собирают раскатившиеся колечки (шарики).Для этого воспитатель устраивает перебежки: «Побежали к зайке, а теперь назад, ко мне» (это дает возможность приостановить детей, успокоить перевозбудившихся, чтобы снова в включить их в игру.

Развитие мелкой и общей моторики способствует:

• Использование физкультминуток, где движения детей сочетаются с речью. Такие физкультминутки способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память, внимание)

• Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук, способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают

• оздоровительное воздействие на организм ребёнка, улучшают функции рецепторов проводящих путей;

• Сюжетно – тематические занятия по конструированию, рисованию и лепке способствуют развитию познавательных и творческих способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений пальцев рук, способствуют развитию речи;

• Использование подвижных игр. Во время игры дети развивают общую координацию движений; учиться выполнять движения соответственно тексту

У подвижного ребенка, как правило, хороший аппетит, крепкий сон, ровное, веселое настроение, он более ловкий и выносливый. Но неверно думать, что ребенок самостоятельно научится всем движениям. Надо постоянно выполнять с ним различные упражнения, помогать малышу осваивать новые движения.

Определённую работу по данному направлению провожу с родителями.

В начале года провела с родительское собрание на тему: «Развитие мелкой и общей моторики у детей раннего возраста», ознакомила с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей раннего возраста,предложила осуществлять работу в трех направлениях:

• специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев;

• обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;

• формирование мелкой и общей моторики с использованием различных игр.

Кроме того,с родителями была проведена консультация на тему: «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей раннего возраста».

В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию мелкой и общей моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме.Например:

«Игры с прищепками», игры «Пока мама на кухне», «Развитие мелкой и общей моторики или несколько идей, чем занять ребенка»

Цель: довести до родителей значение игр на развитие мелкой и общей моторики.Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными. Родители стали интересоваться, как организовать двигательную активность детей дома.

Мною был проведён мониторинг по двигательной активности:

начало года

высший уровень 0%(0 человек)

средний уровень 15%(3 человека)

низкий уровень 85% (17 человек)

конец года

Читайте также:  Отклонения в развитии ребенка

высший уровень 10%(2 человека)

средний уровень 85%(17 человек)

низкий уровень 5%( 1 человек)

Таким образом, правильно спланированная и организованная работа по развитию двигательной активности детей укрепляет опорно-двигательный аппарат, развивает моторику и координацию движений, способствует общему и речевому развитию детей раннего возраста.

Источник

Юлия Моржукова
Развитие мелкой моторики, ее роль в общем развитии ребёнка

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика.

Проблема развития мелкой моторики изучается с давних пор. Но последние десятилетия наблюдается определенное усиление внимания исследователей к изучению процесса, психомоторного развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Так, например, М. Ю. Кистяковская указывала, что одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой моторики кисти руки.

Термин «мелкая моторика» означает координированные действий нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

Основными направлениями изучения мелкой моторики являются:

1) тонкая координация движений, то есть это точные движения основных больших мышечных групп (например, движения руками, ногами);

2) непосредственно координация, то есть отражает движение рук, ног, или же осуществление одновременных движений ногами и руками;

3) ловкость рук, по которой понимаются координированные, а также быстрые движения, осуществление действий рук с достаточно большими объектами.

Исследователь В. В. Никандров под моторикой подразумевал особую систему двигательных реакций, он также определил основные характеристики мелкой моторики: сила, быстрота, координированность, пластичность, ловкость, выносливость.

Исследования развития движений рук ребёнка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов, т. к. руки обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. И. М. Сеченов был одним из первых учёных подвергших критике теорию наследственной предопределённости развития движений ребёнка, как результат созревания определённых нервных структур. Он писал, что, «движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».

Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте реализуется по нескольким основным направлениям. Моторное развитие непосредственно связано с анатомическим и функциональным дозреванием нервных волокон, их проводимости, а также налаживанием работы координационных уровней. При этом, чем раньше и полноценнее развиваются движения детей, тем быстрее, опираясь на работе «низших центров» (в т. ч. и моторных, начинается формирование основных функциональных систем высших психических функций.

Многие ученные показали в своих исследованиях роль двигательно-кинетического анализатора в развитии мозга, речи и мышления, а так же доказали, что первой и главной врожденной формой деятельности является двигательная.

Все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев. Так, например, такие исследователи, как С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина, изучающие деятельность детского мозга и детской психики зафиксировали немалое стимулирующее значение функции руки.

Известная исследователь детской речи М. М. Кольцова доказала, что развитие все более тонких и точных движений пальцев рук, выработка условно-рефлекторных движений с различным участием пальцев и ладони, в зависимости от размера и характера объекта, отражают не только совершенствование двигательной функции руки, как таковой, но вместе с тем и усложнение аналитико-синтетической деятельности мозга ребенка.

По сравнению со зрительным и слуховым, тактильно-моторное восприятие – более творческое и активное. Обогащая с его помощью свой жизненный опыт, ребенок приобретает уверенность в собственных силах, ощущает удовлетворение от побед.

В истории развития человечества роль руки исключительно велика – она дала возможность развить путём жестов – указывающих, изображающих, очерчивающих, оборонительных и т. д. – тот первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей. Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию.

С развитием мелкой моторики тесно связано и развитие речи. Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становиться ясно, что речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев рук.

Читайте также:  Роль игрушки в познавательном развитии ребенка

Исследуя данную проблему, Л. В.Фомина выявила следующую закономерность: “Если развития движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы”.

И. П. Павлов высказывал предположение о том, что развитие функции обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, даёт преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, так как активно повышает её функциональное состояние.

Такие исследователи, как Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, Н. М. Аксарина, и др., доказали влияние моторного развития на умственное развитие ребенка. Они пришли к выводу, что началу развития мышления дает рука.В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов). Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Параллельно с развитием моторики развиваются и все виды восприятия, например зрение, осязание, чувство мускулов и суставов. Это является условием того, что ребенок будет в состоянии понять, что находится у него в руках. Навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Многие учёные (Н. М. Аксарина, Т. А. Ткаченко, М. И. Попова и д. р.) считают, что тренировка пальцев рук не только стимулирует умственное развитие ребенка, но и способствует выработке основных элементарных умений,таких как: одевание и раздевание, застегивание пуговиц, умение пользоваться ложкой, ножницами, карандашом.

Движение, осуществляя практический контакт – «реальную встречу» руки с внешним объектом,подчиняется его свойствам: ощупывая предмет, рука воспроизводит его величину и контур и через посредство сигналов, идущих от её двигательного аппарата, формирует «слепок» в мозгу. А. Н.Леонтьев писал: “сетчатка обученного глаза” – это, собственно говоря, сетчатка глаза первоначально научившегося у руки. В отличие от процесса контактной рецепции формы, величины и расстояния, которая осуществляется в движении, как бы принудительно навязываемом объектом,жестко не определяется и не контролируется: ведь сам объект не оказывает физического сопротивления движению взора, какое он оказывает движущейся по нему руке». Это позволяет понять сложность взаимосвязей анализаторов,взаимодействие зрительно – тактильно – кинестических связей: «глаз учит руку – рука учит глаз».

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами раннего возраста (Э. Г. Пилюгина, А. С. Галанов, Н. М. Щелованов и другие ученые)считают: движения рук, связанные с включением в действие пальцев, необходимы для развития ребенка. Если это сделано несвоевременно, то в дальнейшем могут возникнуть трудности с обучением письму в школе. Это значит, что развивая мелкую моторику рук, ребенок не будет отставать в школе.

Тонкую моторику руки у дошкольников можно и необходимо развивать. Есть много средств и методик, способствующих развитию мелкой моторики, их активно публикуют в журналах, книгах, сборниках,на сайтах сети Интернет:

• массаж рук;

• пальчиковые игры;

• игры с предметами и материалами;

• игры со строительным материалом;

• аппликация;

• рисование;

• лепка;

• использование ребенком столовых приборов;

• пазлы;

• изготовление поделок из природного и бросового материала;

• игры с мозаиками;

• выкладывание фигур из палочек и спичек;

• работа с раскрасками, обводилками, лабиринтами.

Выше перечисленное говорит о том, что все взаимосвязано.

Таким образом, мелкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки и требуют специального развития. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Ученые, психологи и педагоги рассматривают мелкую моторику как один из показателей физического и нейропсихического развития ребенка. А в дошкольном возрасте моторное развитие составляет фундамент умственного развития, ведь умственные способности начинают формироваться рано и в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной.

Источник