Развитие двигательной сферы ребенка

Развитие двигательной сферы ребенка thumbnail

Ольга Прокулатова

Развитие двигательной сферы детей дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности

«Развитие двигательной сферы детей дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности

в аспекте интеграции специалистов

дошкольного учреждения»

Слайд 1.

Дошкольное образование призвано обеспечить основной фундамент не только развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здорового и гармонично физически развитого ребенка.

Задача охраны и укрепления здоровья детей – одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Она специфична для каждого дошкольного учреждения, так как специфичен контингент детей.

Нарушение речевой функции – это одно из нарушений, существенно сказы-вающихся на всех сторонах жизни и деятельности человека. Все психические процессы развиваются с прямым участием речи, поэтому поражение речевой функции часто сопряжено с отклонениями в психическом развитии. При этом в трудах Павлова И. П., Эльконина Б. Д. отмечается, что у ребенка, в силу пластичности мозга, полученный органический дефект может быть скомпенсирован при благоприятных условиях среды.

Исследованиями таких ученых как:Выготский Л. С., Дворкин П. С., Карпова Н. В. показана взаимосвязь общей и речевой моторики, прямая зависимость развития речи от двигательной активности ребенка.

В настоящее время известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Поскольку развитие моторики и экспрессивной речи происходит у ребенка в тесном единстве, то под влиянием коррекционной работы, моторика и речь могут изменяться почти параллельно друг другу, исходя из анатомических и функциональных связей речи с двигательной функциональной системой.

Слайд 2.

Актуальной проблемой в настоящее время является тенденция к увеличению количества детей, имеющих отклонения в психическом и физическом развитии.

Слайд 3.

Успешное преодоление этих нарушений у детейвозможно только при ком-плексном подходе всех специалистов учреждения: интеграции деятельности инструктора по физической культуре, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, воспитателей, старшей медсестры, врача-педиатра.

Важным является и тот факт, что средства и методы обучения физическим упражнениям, используемые в детских садах общеразвивающего вида, не могут быть в полной мере перенесены в систему обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, коррекция недостатков двигательной сферы может быть эффективной при условии мобилизации всех компенсаторных возможностей детей с нарушением речевой функции и интеграции деятельности всех специалистов.

В нашем учреждении функционирует две группы старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности.

Слайд 4.

Проблемы

1. Тенденция к увеличению количества детей со сложными комбинирован-ными диагнозами.

2. Необходимость совершенствования работы по интеграции специалистов в коррекционной работе для детей с ОВЗ.

Слайд 5.

Работа с детьми данной группы имеет свои особенности, так как помимо речевой патологии у детей имеются вторичные отклонения в развитии. Исследования А. А. Леонтьева, А. Р.Лурии показали: отставание речевого развития нередко сочетаются с отклонениями в физическом, психическом и социально – личностном развитии детей.

У детейс речевыми недостатками отмечается:

– нарушение общей и мелкой моторики;

– заторможенность;

– повышенная утомляемость;

– нарушение координации;

– отставание в возрастныхпоказаниях физических качеств: силы, скорости, ловкости.

Анализ результатов диагностики двигательной сферы детейс ограни-ченными возможностями здоровья показывает:

– нарушение произвольной регуляции;

– недостаточная координированность и четкость произвольных движений;

– нарушение моторной сферы;

– слабые силовые качества.

Слайд 6.

Учитывая актуальность вопроса развития и коррекции двигательной сферы старших дошкольников,мы определили цель предстоящей работы:

Развитие психомоторных систем ребенка средствами выразительного движения, с использованием здоровьесберегающих технологий.

Слайд 7.

Для достижения данной цели нами были определены следующие задачи:

1. Разработать технологию коррекции двигательной сферы у детей 5-7 лет с ОВЗ в аспекте интеграции деятельности специалистов нашего детского сада.

2. Обобщить систему интегрированных занятий, направленных на коррекцию двигательной сферы детей в группах компенсирующей направленности.

3. Формирование оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных, речевых, психических способностей воспитанников.

Для реализации технологии коррекции детей определили основные направления работы:

1. Комплексная диагностика

2. Коррекционно-развивающая работа всех специалистов детского сада

3. Консультирование специалистов, родителей

4. Определение эффективности коррекционно-развивающей работы.

Слайд 8.

Основные этапы реализации работы

1 этап Диагностический

Читайте также:  Два с половиной месяца ребенку развитие

Диагностический этап включает:

1. Первичная диагностика (сентябрь, старшая группа)

– Особенности двигательной сферы детей

– Особенности развития речи

– Комплексная оценка психофизического развития детей всеми специалистами

– Обогащение специалистов знаниями из образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье»

– Разработка всеми специалистами индивидуального коррекционного маршрута сопровождения ребенка

2. Промежуточная комплексная диагностика (май, старшая группа)

– Углубленная диагностика речевой и двигательной сферы проблемных детей

– Объективная оценка продвижения детей

– Коррекция индивидуальных маршрутов

– Разработка рекомендация для педагогов и родителей по обеспечению интегративного подхода в коррекции двигательной сферы детей

3. Итоговая диагностика через интегрированные занятия (май, подготови-тельная группа)

– Оценка эффективности технологии коррекции двигательной сферы через интеграцию деятельности всех специалистов

– Систематизация базы данных структурных отклонений психофизического развития детей и индивидуальных маршрутов сопровождения детей всеми специалистами

– Понимание роли каждого специалиста в минимизировании проблем развития детей

На диагностическом этапе работы использую диагностические методики программы «Детство», которые нацелены на исследование отдельных компонентов движения.Среди них: статическая и динамическая координация; скорость (быстрота движений); ритмичность движений; мелкая моторика. Для более расширенной диагностики двигательной сферы детей мы используем диагностические задания на определение уровня развития общей моторики и ориентировки в пространстве.

Слайд 9.

2 этап Коррекционно-развивающий

Системообразующей единицей работы по коррекции двигательной сферы детей мы определили комплексно-тематическое планирование интегрированных занятий, ведущим принципом которого является интеграция познавательно-речевой и физической деятельности детей.

Данные занятия проводятся 1 раз в месяц и являются итогом всей коррекционно-педагогической работы с детьми за этот период времени. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их планированием и разработкой работают все специалисты детского сада.

Слайд 10.

Структура интегрированного занятия включает 7 частей:

1) вводная беседа и разминка.

2) артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие фонематического восприятия;

3) упражнения на развитие координации речи с движением;

4) лексико-грамматические игры;

5) упражнения на развитие двигательных умений и навыков;

6) подвижные и малоподвижные игры;

7) релаксация.

Необходимо выделить следующие требования к структуре интегрированных занятий:

-четкость, компактность, сжатость учебного материала;

-продуманность и логическая взаимосвязь закрепляемого материала разделов программы на каждом занятии;

-взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;

-большая информативная ёмкость материала, используемого на занятии;

-систематичность и доступность материала;

-необходимость соблюдения временных рамок занятия.

Одной из форм проведения таких занятий являются КВЕСТ-ИГРЫ. Квест- это игры, в которых дети ищут различные предметы, разговаривают с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал и в другие помещения детского сада, так и на улице. Это позволяет развивать ориентировку в пространстве. Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания.

Слайд 11.

3 этап. Заключительный (результативный)

На заключительном этапе осуществляется итоговая диагностика, которая позволяет выявить уровень сформированности двигательных навыков, и разработать рекомендации.

Слайд 12,13,14,15.

Вся коррекционно-развивающая работа содержит 3 блока

1 блок. Работас детьми

Коррекция двигательной сферы детей осуществляется во всех формах организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками:

1.Занятия: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные

2. Утренняя оздоровительная гимнастика

3. Подвижные игры и упражнения

4. Спортивные игры и упражнения

5. Игры-эстафеты и игры с элементами соревнования

6. Организованная и самостоятельная двигательная активность детей на прогулке и в группе

7. Физкультминутки на занятиях

8. Корригирующая гимнастика после дневного сна

9. Музыкально-ритмические движения

10. Логоритмическая гимнастика

11. Физкультурные досуги, развлечения, дни здоровья

12. Интегрированные занятия

13. Дополнительные образовательные услуги

14. Речедвигательная ритмика.

Слайд 16,17.

2 блок. Работа со специалистами

Задача: координация работы всех специалистов детского сада, направленная на коррекцию двигательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. Данное направлениереализуется в следующих формах деятельности:

1. Малые педсоветы.

2. Психолого-медико-педагогические консилиумы.

3. Консультации.

Слайд 18,19,20.

3 блок. Работа с родителями

Задачи: улучшение понимания родителями особенностей состояния двигательной сферы своего ребенка; развитие умения оказывать физическую помощь своему ребенку в целях осуществления коррекции двигательной сферы ребенка в семье.

Читайте также:  Рекомендации тестирование в развитии ребенка

Данное направлениереализуется в следующих формах организации:

1. Консультации -практикумы;

2. Привлечение к участию в совместных с детьми мероприятиях;

3. Тренинги, мастер-классы.

Слайд 21.

Результаты

Проведенная нами работа по развитию двигательной сферы детей дошкольного возраста в группах компенсирующей направленностипозволяет отметить следующую динамику:

1. Объективное продвижение детей, динамику развития двигательной сферы.

2. Повышение показателей физической работоспособности, выносли-вости, ловкости и психомоторного развития у большинства детей.

3. Активизация речевого развития и речемыслительной деятельности детей с ОВЗ.

4. Улучшение общего состоянияздоровья детей.

5. Повышение педагогической компетенции родителей по созданию условий для коррекции речевой и двигательной сферы детей в се-мье.

Слайд 22.

Выводы

1. Данные сравнительной диагностики показывают эффективность использования разработанной и используемой педколлективом технологии коррекции двигательной сферы детей в аспекте взаимодействия всех специалистов.

2. Достижение положительных результатов в данной работе стало возможным за счет взаимодействия всех участников коррекционно-развивающего процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

3. Наиболее успешно осуществляется коррекция двигательной сферы на интегрированных занятиях малыми подгруппами детей в зависимости от уровня их психомоторного развития.

4. Внедрение нашей работы в аспекте интеграции деятельности всех специа-листов учреждения помогает в реализации ФГОС в коррекционно-образовательном процессе.

Слайд 23.

Перспективы работы

В дальнейшей своей работе считаем важным, продолжать изучать имеющийся опыт работы по коррекции двигательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья.

1. Повышать профессиональную компетентность педагогов детского сада по вопросам интеграции образовательных областей.

2. Продолжать работу с родителями с целью повышения их осознанного заинтересованного включения в коррекционно-развивающий процесс.

Слайд 24. Спасибо за внимание.

Мастер -класс:

Речедвигательные упражнения с использованием степ платформ. -Это упражнение с проговариванием стихотворных строчек на степах.

Игра «Сороконожка»- игра на ритм, темп, внимания.

А сейчас мы вам покажем практическое интегрированное занятие в форме квест-игры с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности.

Источник

Евсеенко Оксана

Развитие двигательной активности у детей раннего возраста

Вопрос поддержания здоровья наших детей всегда актуален. Наиболее распространённым детским заболеванием является сколиоз. Именно не врождённый, а приобретённый. И главной причиной этого – малая подвижность малышей. Родители стараются делать всё, чтобы ребёнок не плакал, не капризничал. Покупают игрушки, включают мультики, а теперь ещё и планшеты. Забывая, что у детей раннего возраста очень велик интерес к движениям и мы, взрослые должны поддерживать этот интерес.

В первые годы жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постоянно увеличивается, упущенное же в этом возрасте компенсируется в дальнейшем с большим трудом. А именно двигаясь, дети познают окружающий мир, и приспосабливаются к новым социальным условиям.

Малыши ещё не осознают значимость укрепления здоровья, поэтому научить их заботиться о нём должны взрослые.

Благодаря пластичности нервной системы двигательные навыки и умения формируются у детей сравнительно легко.

Основными движениями, которыми овладевает ребёнок в раннем возрасте, являются бег, ходьба, ползание – для передвижения в пространстве, лазание и прыжки для преодоления препятствий, катание и метание для передвижения предметов.

Движения детей недостаточно согласованы, им трудно сохранять равновесие. Чтобы побуждать малышей выполнять движения используются различные подвижные игры с использованием потешек, поговорок. Игру нужно организовать так, чтобы ребёнку было интересно это делать не потому что «надо» и «полезно», а потому что ему это нравится. В играх дети не только учатся правильно двигаться, но и знакомятся со свойствами предметов, с новыми словами. Особый интерес вызывают у малышей игры с использованием разных образов и игрушек.

Чаще всего самым первым движением, которым овладевает ребёнок это ползание. Это очень полезное движение. Работает плечевой пояс, идет нагрузка на позвоночник, что благотворно влияет на развитие правильной осанки. В будущем, овладев ходьбой, дети редко пользуются ползанием. Но мы должны развивать и поддерживать у детей это движение. Здесь можно использовать игру «Проползи в воротики», «Переползи через брёвнышко», «К мышке в норку проползём, от кота её спасём» (в обруч).

Следующим движением является ходьба, хотя сейчас дети, бывает, чаще начинают ходить, пропуская период ползания. Это сильно влияет на развитие осанки, так как возрастает нагрузка на позвоночник.

Читайте также:  Нормы развития ребенка за второй год жизни

При кажущейся простоте в ходьбе ребёнок не может сразу овладеть правильными навыками. При ходьбе он отклоняется то вправо, то влево. Плохо согласовывает движение рук и ног.

Чтобы вызвать у ребёнка интерес к выполнению правильных движений помогут игровые приёмы. «Идём в гости к зайке, мишке», «Пройди по дорожке». Здесь можно использовать дорожки, сделанные своими руками, а если к их изготовлению привлечь малыша – пользы будет ещё больше. Например, из пробок – дорожки, цветные коврики. Чтобы задать ритм,помогут различные слова:

Топ-топ-топ, зашагали ножки

Топ-топ-топ, прямо по дорожке.

Чтобы ребёнок не шаркал ногами при ходьбе, можно предложить ему перешагнуть через лежащие на полу верёвку, скакалку, палку.

Любимое действие у малышей это бег. Если им предложить «Догнать собачку», «Убежать от дождика» или «Подбежать к маме или папе», ребёнок с большой радостью это выполнит. Так же поможет речевое сопровождение.

Побежали ножки, прямо по дорожке,

Прибежали к маме маленькие ножки.

Очень сложным движением являются прыжки. Прыжок связан с отрывом от земли и сохранением равновесия при приземлении. Можно взять ребёнка за руки и слегка приподнимая его,приговаривать: «Высоко, высоко подпрыгнем». Самому подпрыгивать и предлагать малышу. «Попрыгаем как зайчики, воробышки»

«Мы попрыгаем немножко

Веселей пляшите ножки»

Важно помнить, что, приподнимая ребёнка, нельзя брать его за кисть, только выше запястья, так как у детей очень слабые суставы.

Можно приподнять над головой ребёнка какой-нибудь предмет и предложить: «Достань дождинку, снежинку, колокольчик».

Когда прыжки на месте будут получаться, можно перейти к прыжкам с продвижением вперёд. «Перепрыгни через верёвочку, ленточку» (положенные на пол) «ручеёк», спрыгнуть с «горки»

Много восторга и интереса вызывает у детей катание и бросание.

Вначале ребёнок бросает игрушку и следя за её падением. Затем зажимает в руке мячик и бросает его вперёд – вниз. Потом пытается катать мяч. Сев напротив, можно помочь малышу, предложив «Покатился мяч к тебе, покатился мяч ко мне». Не нужно спешить показывать все движения ребёнку – пусть он сам догадается, что ещё можно сделать, например – прокатить мяч в воротики, бросить мяч вперёд и попытаться догнать его.

«Вот как мячик покатился и назад не воротился.

Догони его скорей и в ладошках обогрей»

Известно, что малыши быстро утомляются, нередко переключаются с одной деятельности на другую, не могут долго выполнять одно и то же упражнение. Частая смена деятельности характерна для ребёнка раннего возраста. Дети тратят много силы, энергии на различные движения, в которых они ощущают большую потребность. Малыш может целый день, без остановки, ходить, бегать, играть с мячом, заниматься игрушками, подпрыгивать и т. п. Не устаёт, потому что всё время меняет характер, темп движения.

Для развития интереса у детей к выполнению движений, есть много литературы. Так у нас в группе используются аудиодиски с пальчиковыми, подвижными играми Железновой с музыкальным сопровождением. Это привлекает внимание малышей, и они с удовольствием выполняют различные упражнения.

Для развивать двигательные умения ребёнка, не спешите покупать в магазине какое-то оборудование. Попросите родителей посмотреть дома много полезных вещей. Например, из обрезков ковра или покрывала можно сделать цветные дорожки и коврики. Изготовив вязаные мячики, вы получите прекрасное пособие которое подойдёт для бросания и катания. Из бутылочек из-под йогурта получатся удобные гантельки, если наполнить их песком. Бросив подушки или пуфики на пол, вы получите прекрасное препятствие, которое ребёнок с удовольствием попытается перелезть.

Главный принцип при работе над развитием движений – нельзя заставлять ребёнка их выполнять. Нужно создать условия для того, чтобы малыш сам захотел поиграть. Но и ограничивать в движениях тоже плохо. Отсутствие или дефицит двигательной активности грозит нарушениями в развитии всех систем организма. Дети, которые лишены возможности свободных движений, вялы и эмоционально подавлены.

А главное условие при обучении малыша разным движениям, чтобы взрослый сам принимал в этом активное участие.

Источник