Развитие двигательной активности ребенка в младшем возрасте

Вера Власова
Развитие двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ

Методическая разработка

Развитие двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ. “

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось.

Для педагогов детского сада не секрет, что основными причинами ухудшения здоровья детей является дефицит двигательной активности. Дошкольный возраст – это ответственный период жизни, когда закладываются основы физического, психического и личностного развития.

Современные дети испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. У детей, которые большую часть времени проводят в статическом положении (у телевизора, играя в тихие игры за столом, увеличивается нагрузка на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.

Движение – главное условие нормального роста и развития организма.

Потребность в движении, в двигательной активности учёные называют кинезофилией – врожденной биологической потребностью человеческого организма. Недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на здоровье, психофизическом благополучии детей, негативно влияет на двигательное и социальное развитие ребёнка. Движение является обязательным компонентом любого вида деятельности дошкольника, в том числе и игры, выступая в качестве её операционального состава. Низкий уровень двигательных умений, однообразие движений приводят к обеднению содержания игровой деятельности ребёнка и, наряду с другими причинами, ограничивают его возможности реализовать себя в игре со сверстниками. Игра и движения, объединяясь, становятся необходимым условием и средством разностороннего развития и воспитания дошкольника.

Поэтому большое внимание необходимо уделять значению движений в жизни ребенка, в его целостном, гармоничном развитии. Многие новые движения малыши легко осваивают в подвижных играх и игровых упражнениях.

Разнообразные движения и действия детей во время подвижных игр и упражнений при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну.

Велико значение двигательной активностив воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазании и др.).

В связи с введением новых образовательных стандартов в своей работе по развитию двигательной активности детей младшего дошкольного возраста я руководствуюсь принципом интеграции образовательных областей.

Внедряя интеграцию образовательной области «Физическая культура» с другими образовательными областями в практику работы с детьми младшего дошкольного возраста, обеспечиваю их целостное развитие как гармонично-развитой личности путем интеграции двигательной, познавательной и игровой деятельности.

Целесообразна интеграция содержания области «Физическая культура» с образовательными областями «Здоровье», «Познание», «Музыка», «Социализация, «Коммуникация», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Безопасность».

Интеграция образовательных областей

№ Интеграция образовательной области «Физическая культура» с другими образовательными областями Подвижные игры и игровые упражнения

1. «Здоровье».

Охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья детей. Подвижные игры с дыхательными упражнениями («Лётчик и самолёты», «Пузырь», «Снежинки и ветерок», «Сугробы»).

2. «Познание».

Развитие двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, активизация мышления детей, усвоение нового материала, закрепление знаний об окружающем мире через подвижные игры и упражнения. «Найди свой цветок», «День-ночь», «Кто попадет», «Всё дальше и выше», «На птичьем дворе», «Солнышко и дождик». Комплексы упражнений с речевым сопровождением («Дружная семья», «Разноцветные мячи», «Пришла снежная зима»). Подвижно-дидактические игры на прогулке («Найди дерево», «Ребята и зверята», «С горки на горку»).

3. «Музыка».

Развитие музыкально-ритмической деятельности на основе физических качеств и основных движений детей. Подвижные игры-песенки для детей из авторской методики Сергея и Екатерины Железновых («Мышь и часы», «Обезьянки», «Вот левая, вот правая», «Тук-ток-туки-ток», «У жирафа»). Игры-пляски с предметами («Пляска с платочками», «Танец с флажками», «Танец с лентами», «Танец с погремушками»). Игры-пляски («Мы в кружочек встали», «Дождик», «Снежок», «Ножки и ладошки»).

4. «Социализация».

Приобщение к ценностям физической культуры, формирование первичных ценностных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности, воспитание элементарной дисциплинированности. Подвижные игры-песенки для детей из авторской методики Сергея и Екатерины Железновых («Топ-топ, хлоп-хлоп», «Где же ручки», «Мишка пляшет», «Каблучок»). «Лохматый пёс», «Гуси, гуси», «Кот и мыши», «Санки», «За грибами». Комплекс упражнений «Дружная семья», «Очень маму я люблю», «На скамеечке с друзьями»).

5. «Коммуникация».

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, вкуса и интереса к художественному слову, речевой активности, обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи при выполнении подвижных игр и игровых упражнений. «Карусели», «У медведя во бору», «Вышла курочка-хохлатка», «Поезд», «Три медведя шли домой», «Буратино потянулся», «Часы», «Да-да-да!».

6. «Труд».

Накопление опыта двигательной активности при овладении детьми навыков по уходу за физкультурным инвентарем. «Саша шёл, шёл, шёл», «У медведя во бору».

7. «Чтение художественной литературы».

С целью развития воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме используются художественные произведения, музыкально-ритмическая деятельность, что предполагает в рамках интеграцию области «Физическая культура» с образовательными областями «Чтение художественной литературы» и «Музыка». «Мы топаем ногами», «Курочка хохлатка», «Лохматый пёс», «Лягушки», «Солнышко и дождик».

8. «Безопасность».

Формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, прыжках, лазании, подбрасывании и перебрасывании мяча разными способами, ходьбе и беге, при пользовании спортивным инвентарем. Подвижные игры с бегом («Догоните меня!», «Птички летают»); с прыжками («Через ручеек», «Поймай комара»); с подлезанием и лазаньем («Проползти в воротца», «Мыши в кладовой»); с бросанием и ловлей («Кто бросит дальше мешочек»); на ориентировку в пространстве («Найди свое место»).

Таким образом, интеграция образовательных областей позволяет расширить познавательный материал, даёт возможность сочетать различные виды деятельности, направленные на обогащение знаний, умений и навыков детей, развивает их творческие способности, способствует накоплению и обогащению двигательного опыта детей.

Согласно принципу интеграции, двигательную деятельность детей младшего дошкольного возраста осуществляю не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, развлечений и НОД, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки с речевым сопровождением, подвижно-дидактические игры, игры-пляски с предметами, подвижные игры с элементами развития речи, музыкально-ритмические игры, подвижные игры с дыхательными упражнениями, игры с атрибутами, игровую дыхательную гимнастику, игровые упражнения, игры-пляски, подвижно-дидактические игры на прогулке.

В целях повышения интереса и желания детей заниматься двигательной деятельностью, улучшения осанки, совершенствования координация движений, повышения жизненного тонуса, создания у малышей бодрого, радостного настроения, благоприятно влияющего на состояние организма в целом, использую авторскую методику Сергея и Екатерины Железновых. Эта методика интересна тем, что включает в себя музыкальное сопровождение, что способствует развитию музыкального слуха, чувства ритма, восприятия музыки.

При проведении подвижных игр и игровых упражнений с детьми использую различные атрибуты (шапочки, ленточки, флажки, платочки, медальоны, мячи, обручи, кегли, палочки, мешочки с песком, погремушки, таким образом, стимулирую активный интерес малышей к двигательной деятельности.

На прогулках с детьми провожу разнообразные подвижные игры и игровые упражнения, например, «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит», «Пузырь», «Солнышко и дождик», которые способствуют оздоровлению детей, а также активизируют творческую деятельность, самостоятельность, способствуют проявлению раскованности, свободы, формируют умение действовать в коллективе, учат согласовывать свои действия с действиями педагога и других детей, вселяют уверенность в собственных силах, вырабатывают смелость и выдержку.

Дети с большим желанием стали играть в игры с речевым и музыкальным сопровождением, атрибутами, проявляют яркие эмоции, стараются выполнять правила, адекватно вести себя и, конечно, ищут любые возможности, чтобы перенести усвоенные игровые умения и навыки в самостоятельную деятельность. Умение дошкольника самостоятельно организовать знакомую игру и выполнять различные игровые упражнения – показатель высокого уровня развития ребёнка.

Полное удовлетворение потребности в движении особенно важно в младшем дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Двигательные навыки, полученные в детстве, облегчат знакомство с внешним миром, помогут как в игре, так и в жизни. Потому, работая в группах с младшими дошкольниками, ставлю перед собой задачу развивать и обогащать двигательную активность детей младшего дошкольного возраста с учётом интеграции образовательных областей.

Литература

1. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. –Ярославль: Академия развития, 2007. – 240 с.

2. Дедулевич М. Н. Играй –не зевай: подвижные игры с дошкольниками. Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2007. – 64 с.

3. Дыбина О. В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 80 с.

Источник

Татьяна Писегова
Развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста

Жизнь – это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Древний человек, чтобы, обеспечить себе своё существование должен был залезть на дерево и сбить с него плод, догнать добычу, перепрыгивать препятствия, балансировать на ограниченной площади, ориентироваться в пространстве.

Основными движениями, которые активно развивает педагог на занятиях по физической культуре, являются ходьба, бег, ползание, лазание, прыжки, бросания, ловля, метание, строевые упражнения, упражнения на равновесие. Они гармонизируют физическое состояние человека, приводя в тонус различные группы мышц и обеспечивая нормальное функционирование всех систем организма.

Большое внимание с раннего возраста уделяется формированию правильной осанки, двигательных навыков, координации движений,пространственного ориентирования: быстроты, ловкости, выносливости, силы и д-р, а также привитию культурно-гигиенических навыков и интереса к физическим упражнениям, что способствует формированию моральных качеств, волевых черт личности, ведению здорового образа жизни.

Для успешного физического развития ребенка необходимы разнообразные закаливающие мероприятия (солевое, сухое, водное, воздушное, закаливание) активная двигательная деятельность в течение дня. Под закаливанием понимается постепенное повышение сопротивляемости организма различным внешним воздействиям, и, прежде всего, таким, как холод, жара, повышенная солнечная радиация.

Закаливание – эффективное средство укрепления здоровья человека. Особенно великая его роль в профилактике простудных заболеваний, таких как ОРЗ, ОРВИ, бронхит, и др.

Самая доступная и безопасная форма закаливания, которую я использую в своей группе это – воздушные ванны. После воздушных ванн переходим к водным процедурам – начинаем с обтирания.Делаем это так: мочим и выжимаем варежки сшитые мамами из махровых полотенец,растираем тело ребенка в следующей последовательности: сначала руки и плечи, зачем шею, грудь и спину, после чего сразу растираем сухим полотенцем. Еще раз мочим варежку и обтираем нижнюю часть туловища и ноги – и так же растираем сухим полотенцем.

Температура воды 33-34 градуса с постепенным понижением через месяц до 18-20 градусов. Вместе с тем необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, обладающего сложноорганизованной структурой головного мозга, требующего адекватной стеритипизацией режимных моментов. Например, нельзя допускать насилия над биологической потребностью организма в удлиненном или укороченном дневном сне, ритмичностью в отдыхе, занятиях, питании и т. д.

Свою работу в группе я строю так, чтобы ребёнку было интересно, и он хотел играть и заниматься. Начинаю день с приветствия детей. Интересуюсь, что дети делали дома вечером, чем занимались, помогали ли маме и папе.Предлагаю детям поздороваться с солнышком: логоритмическое упражнение “утром солнышко встаёт”, с растениями в природном уголке, улыбнуться рыбкам в аквариуме.

Не все дети любят и хотят делать утреннюю зарядку, стараюсь разнообразить её двигательными рассказами,например: “ прогулка в лес “, сюжетно-ролевыми моментами, логоритмическими упражнениями. Прививая детям культурно -гигиенические навыки учу их правильно обращаться с водой, мылом и полотенцем,используя при этом словесное сопровождение: потешки, прибаутки, иногда дразнилки.

Проводя комплексные занятия со сменой деятельности, использую физминутки и динамические паузы. Во время прогулок (утром и вечером) провожу с детьми подвижные игры различной интенсивности по 10-15 минут.

При выборе упражнений и игр учитываю их сложность, а также соотношу их с возможностями (возрастными и физиологическими) детей.

В работе с родителями, рекомендую им, вместе с детьми выполнять упражнения утренней гимнастики, предлагая им разработанные мной комплексы. Очень полезны игры с детьми на развитие восприятия ритмов окружающей жизни и ощущений собственного тела. В процессе их нормализуется эмоциональная сфера, укрепляются семейные взаимоотношения и реализуются задачи, связанные с общим развитием движений. Кроме того, современные психологи говорят о важности для формирования здоровой психики ребёнка и для общего укрепления семьи и использования семейных “ритуалов”. В качестве таковых могут выступать “игры в кругу” или “ласкательные игры” часть из них может проводиться в выходные дни по утрам.Например: “рельсы-рельсы”,”ах туки”,”стенка-стенка”.

Я советую устраивать праздник дома с детьми, ходить с ними на экскурсию в парки, вместе любоваться природой, используя при этом подвижные игры вместе с детьми. Меня часто удивляет, сколько у наших детей энергии!

Недаром говорят, что внутри у них “вечный двигатель, вечный прыгатель, вечный бегатель”. К сожалению, нередко взрослые не выдерживают активности детей и раздражаются: “сиди спокойно, не вертись, не бегай, не прыгай. ”. А ведь мозг ребёнка (особенно дошкольного возраста) получает питание и кислород, именно когда ребёнок двигается.

Движение – это жизнь, развитие. Хочется, чтобы родители двигались и играли с детьми

Были все здоровы и счастливы.

Путешествие в парк к ручейку

ЦЕЛЬ: Создание условия для развития способности ребёнка адаптироваться к условиям улицы, в незнакомых ему местах.

ЗАДАЧА: Дать возможность детям самим общаться с окружающей природой.

Побудить к двигательной активности, словами, действиями создавая определённые ситуации по ходу пути.

Правильно координировать работу рук и ног во время ходьбы и бега, не шаркая ногами, не опуская головы.

Материал: аптечка питьевая теплая вода бумажные кораблики султанчики.

Ход: Добрый день дети! Что это за яркий лучик заглянул к нам в группу? (ответы детей) Видите, как солнышко на улице с каждым днём всё больше греет, всё ярче светит. Заглядывает в комнату, завёт нас на улицу я предлагаю вам одеться и пойти на улицу. Вы увидите, как солнышко своим теплом согрело землю, как от его тепла проснулась природа. Хотите посмотреть, как солнышко оживило землю? (ответы детей).

Вижу, вы готовы. Друг за другом выходим из группы на улицу. По дорожкам сада идём. На дорожки асфальтированные смотрим, нет снега, он растаял, а почему? Кто мне скажет (ответы детей).

Пойдём за ворота сада. Далеко придётся идти, но уж очень хочется посмотреть, как солнышко разбудило природу. Идём, смотрим вокруг внимательно. Мы с вами пришли в парк. Посмотрите, какие разные деревья, какие они? (ответы детей: – большие, маленькие – это кусты).

Стволы у деревьев, какие? – (тонкие, толстые).

Деревья радуются тёплому солнышку, тянут к нему свои веточки, как будто его приветствуют. Давайте и мы с вами поздороваемся с солнышком.

Проводится логоритмическая игра: << Утром солнышко встаёт>>

Вот мы и поздоровались с солнышком, посмотрите, как оно нам улыбается.

Посмотрите на деревья, что с ними происходит? (ответы детей).

Правильно, веточки качаются, а как вы думаете почему? (ответы детей).

Да, прилетел к нам в парк весёлый ветерок, а какой он? (ответы детей).

Предлагаю детям физминутку:

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише

Деревцо всё выше, выше.

Посмотрите ребята, в нашем парке бежит весёлый ручеёк, подойдём к нему поближе, наклонимся пониже, послушаем, как он журчит и поёт. Это ручеёк рассказывает нам как ему весело весной. Долго он спал, а теперь проснулся, пробудился и отправился в далёкий путь. Будет земля поить, ей помогать, чтобы наша земля была красивая, многоцветная.

Ребята, а кто мне скажет, что появится на земле, когда солнышко согреет землю, а ручеёк напоет её (ответы детей: трава, цветы, а на деревьях набухнут домики-почки и появятся зелёные листочки).

Ребята, давайте покажем, как раскрываются почки на деревьях.

А теперь прислушайтесь, только присядьте, ручеёк просит, чтобы вы с ним поиграли немножко.

1. перешагнём через ручеёк только аккуратно, осторожно чтобы ноги не намочить (8-10раз)

2. перешагиваем, взявшись за руки. Вдвоём перешагивать очень интересно. Друг другу помогаем, шагаем широко, а то в воду попадём (8-10раз).

Я вам кораблики раздам. Вы возьмёте, в ручеёк опустите, пусть кораблики плывут, а если сами не захотят плыть, вы их веточкой-прутиком подтолкните, помогите.

Вокруг ручейка походите, помогите корабликам поплавать. Чистой весенней водичкой умыться (3-4мин). Ну, вот и кончилась наша игра. Пара! Нас ждёт дорога в сад. Строимся, улыбаемся, погодой весенней наслаждаемся, дышим воздухом свежим, чтобы здоровыми быть, себя и других любить.

Во время ходьбы использую упражнения “Зверобика” – имитация движений животных, лисы, зайца, волка, медведя. Во время отдыха, обращаю внимание детей, на окружающую природу, и её состояния. При выполнении упражнений у ручья даю детям возможность самим общаться, с окружающей природой. Побуждаю их к двигательной активности, словами, действиями, создавая определённые ситуации по ходу пути.

Источник