Развитие двигательной активности ребенка раннего возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №18 «Золушка»

«Развитие двигательной активности детей раннего возраста в процессе подвижных игр и двигательных упражнений»

Выполнил: воспитатель

Орлова Надежда Анатольевна

г. Верхний Уфалей

2019 г.

2сл. Актуальность темы

Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка. Формирование двигательных функций – это одна из наиболее важных особенностей детского развития и воспитания.

Физическое развитие детей, является одной из основ его полноценного развития. К одному изусловий нормального роста и развития ребенка раннего возраста, повышения сопротивляемости его организма, является достаточная двигательная активность. Двигательная активность, как основа жизнеобеспечения детского организма, оказываетвоздействие на рост и развитие нервно-психического состояния, работоспособность всей системы организма ребенка. Движение – залог здоровья.В раннем возрасте малыш начинает овладевать основными движениями, и этапотребность в движении и их смене возрастает, но с другой стороны, у детей раннеговозраста движения еще недостаточно координированы. Дети в этом возрасте частонеуклюжи, им тяжело сохранять равновесие и правильно выполнять некоторые видыдвижений (лазание, подпрыгивание, перешагивание, игры с мячом и др.)Одним из средств развития движений и способом удовлетворения двигательнойпотребности детей раннего возраста, является подвижная игра и двигательныеупражнения. Они привлекают детей своей игровой основой, сюжетом, эмоциональностью, способствуют развитию интереса к двигательной деятельности.Подвижные игры и двигательные упражнения направлены на развитие психических процессов (внимание, память, речь), развитие личностных качеств (инициативность, самостоятельность, активность, дружелюбие). В подвижных играх и двигательных упражнениях дети приобретают определенный двигательный опыт, а также опыт партнерского взаимодействия с другими детьми, взрослыми, общение.Рассматриваяважность проблемы развития двигательной активности детейраннего возраста, посредством подвижных игр и двигательных упражнений, развитияинтереса к двигательной деятельности, я определила следующие цели и задачи.

3сл.

Цель: развитие двигательной активности детей раннего возраста в процессе организации подвижных игр и двигательных упражнений.

Задачи:

  • изучить теории и методики развития физической активности детей раннего возраста, направленных на своевременное эффективное формирование у них жизненно важных двигательных навыков, в условиях дошкольного образовательного учреждения

  • развивать умения двигаться самостоятельно и свободно

  • способствовать накоплению и обогащению двигательного опыта детей

(овладение основными движениями)

  • способствовать расширению у родителей знаний в вопросах двигательной активности детей раннего возраста

4сл.

Народная мудрость гласит:

«Тело без движения подобно стоячей воде, которая портится, плесневеет и гниёт»

Анализ развития профессионально личностного потенциала педагога

Свою работу, я начала с самообразования:

  • Ознакомилась с нормативными документами

  • Повысила теоретические знания по теме: «Физическое воспитание детей раннего возраста»

  • Изучила методическую литературу:

  • Тимофеева Е.А. «Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста». М.: Просвещение, 1979.

  • Воспитание и развитие детей раннего возраста. /Под ред. Г. М. Ляминой. М.: Просвещение, 1981.

  • Жердева Е. В. «Дети раннего возраста в детском саду». Ростов Н/Д: Феникс, 2007.

  • Лайзане С. Я. «Физическая культура для малышей». М.: Просвещение, 1987.

  • Шишкина «Движение + движение». М.: Просвещение, 1992.

  • Разработала перспективный план подвижных игр для детей раннего возраста

  • Пополнила при участии родителей предметную среду группы (приобрели флажки, ленточки, мячи, обручи; изготовили медальоны с изображением мордочек животных, приобрели маски с изображением мордочек животных)

  • Подобрала информационно-наглядный материал для родителей

5 сл. Уголок физического развития

Одним из основных условий, полноценного физического развития ребенка, является создание предметно-развивающей среды в группе. Она стимулирует самостоятельную деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Для удовлетворения потребности детей в движениях, я создала в нашей группе, уголок физического развития, который способствует:

  • приобретению двигательного опыта и физических качеств, координации, гибкости

  • правильному формированию опорно-двигательной системы организма

  • развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук

  • закреплению навыка выполнения основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты)

  • овладению подвижными играми

6 сл. Выносное оборудование

Один из приемов повышения эффективности физкультурного оборудования – создание новизны. Это достигается за счет смены переносного оборудования.Внося пособия в группу, я расставляю их каждый раз по-иному:в другой части комнаты, в другом пространственном расположении.Дополняю основные пособия небольшими деталями (меняю расстояние между игрушками, на доску кладу различные игрушки для перешагивания, на гимнастическую скамейку – мячи, которые подскажут ребятам новое движение). Постепенно объединяю разные пособия в комплексы (например: дугу, маты, «тоннель», несколько кубов и т.д.)Разнообразие двигательной деятельности, обеспечиваю за счет объединения детей в совместных движениях с одним пособием («упряжка» для лошадки, обруч, мяч на двоих).Таким образом, использование имеющихся физкультурных пособий и оборудования в нашей группе способствует эффективной организации педагогического процесса, позволяющей успешно решать задачи двигательной активности. Игры и пособия, для развития физического развития, гармонично вписываются в игровой интерьер нашей группы, делают его более интересным и полезным для наших любимых малышей.

7 сл. Предварительная работа с детьми

Проявление интереса и активности в подвижной игре, двигательным упражнениям, зависят от предварительной подготовки воспитателя и детей. Поэтому провожу предварительную работу для того, чтобы дети имели представление о сюжете игры: чтение художественной литературы, рассматривание картинок и иллюстраций, наблюдение за животными и птицами, наблюдение за явлениями природы, за деятельностью людей.

8 сл. Формы организации

  • Утренняя гимнастика

  • Занятия по развитию движений

  • Физ. минутки

  • Подвижные игры

  • Музыкальные занятия

  • Гимнастика пробуждения

  • Игры-забавы

  • Хороводные игры

  • Индивидуальная работа по развитию движений

  • Самостоятельная игровая деятельность детей с использованием оборудования по развитию двигательной активности

9 сл. Утренняя гимнастика

Ежедневно проводится утренняя гимнастика: онаявляется одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Утренняя гимнастика является обязательной частью ежедневного режима ребенка в детском саду. Это совокупность специально подобранных упражнений, оказывающих разностороннее воздействие на организм, в целях укрепления здоровья.

10 сл. Занятия по развитию движений

Оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи программы физического воспитания детей осуществляется в рамках НОД. НОД по физическому развитию способствует формированию навыков сохранения правильной осанки, формирует навыки правильного дыхания в процессе выполнения активной двигательной деятельности. Укрепляет костно-мышечный аппарат посредством использования физических упражнений.

11 сл. Физ. минутки

А для того чтоб дети не переутомлялись на занятии, провожу физ. минутки, такие как «Полетел ветерок», «Кто, где живет», «Наши пальчики устали» и т.д.

12 сл. Подвижные игры

Движение и игра для малыша не только жизненная необходимость – это сама жизнь. И самой правильной формой физического развития детей, является подвижная игра.

Подвижные игры способствуют всестороннему развитию детей, содействуют оздоровлению организма, обогащают жизнь детей новым содержанием, развивают ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу.

Детям очень нравиться играть в подвижные игры, ежедневно с ними играю в такие игры, как «Зайка беленький сидит», «Найди свой домик», «Собери мячи в корзину», «Догони меня» и т. д. Мною подобрана картотека подвижных игр и двигательных упражнений. Подвижные игры и двигательные упражнения включаются в физкультурные занятия с детьми, утреннюю гимнастику, режимные моменты в течение дня. При этом фиксирую внимание на том, чтобы каждый ребенок поучаствовал в подвижной игре, а также слежу за общим состоянием детского организма во избежание его переутомляемости.

13 сл. Музыкальные занятия

Работу по формированию двигательных качеств, через игровые упражнения, провожу во взаимодействии с музыкальным руководителем, музыка способствует поднятию настроения у детей и побуждает к двигательной активности.

14 сл. Гимнастика пробуждения

Также я провожу гимнастику после сна, чтоб взбодрить детский организм:«Забавные котята», «Мы проснулись», «Бабочка», «Ветерок» и т. д.

15 сл. Игры-забавы

Ежедневно проводятся игры-забавы, которые побуждают детей к двигательной активности, такие как: «К мишке (зайке, киске) в гости», « Игра с воздушными шарами», «Мыльные пузыри», «Идёт бычок качается»,«Ладушки» и т.д.

16 сл. Хороводные игры

Они проходят под песню или стихотворение, что придаёт характерный оттенок движениям («Каравай», «Собрались детишки в круг»).

17-18 сл. Индивидуальная работа

Ежедневно, с детьми раннего возраста планируется и проводится индивидуальная работа по основным видам движений: ходьба, бег, прыжки, лазание (по ступенькам на горку), перелезании (через бревно); ловле, бросании (мяча).

19-20сл. Самостоятельная игровая деятельность детей

Не менееважное, значение имеет самостоятельная деятельность детей в течение дня. У ребенка сильная потребность в движениях, однако, чтобы они не были бесцельными и случайными, я целенаправленно контролирую двигательную активность каждого ребёнка.

Своевременно предлагаю интересную для ребенка деятельность, периодически корректирую ее, дозирую время.

Занимаясь самостоятельно, ребенок сосредотачивается на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели.

21-23сл. Работа с родителями

В рамках данной темы была организована работа с родителями, направленная на приобщение взрослых к здоровому образу жизни, привлечение внимания к совместной деятельности с детьми, непосредственное участие родителей в совместных мероприятиях. Работа реализовалась через следующие формы:

  • Серия наглядной информации

  • Консультации

  • Беседы

  • Создана картотека подвижных игр

В результате проведенной работы, родители:

  • научились организовывать игры с детьми дома

  • оборудовали мини – уголки для физического развития в домашних условиях

  • у детей улучшилась координация движений

  • повысили интерес к здоровому образу жизни

24 сл.

Итог о проделанной работе

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема развития двигательной активности детей через подвижные игры и двигательные упражнения актуальна, т.к. ребенок раннего возраста приобретает и накапливает двигательный опыт, связанный с выполнением определенных упражнений, направленных на освоение основных движений, координацию и равновесие. Систематическое использование различных вариантов игровых упражнений содействует воспитанию у детей возможности разностороннего применения приобретаемых ими навыков движений, совершенствование физических качеств, навыков обращения с предметами, развитию внимания, наблюдательности, пространственных ориентировок, равновесие, глазомер. Данные выводы основаны на полученных результатах наблюдений за развитием и поведением детей раннего возраста, анализа заболеваемости и посещаемости ДОУ. А так же повышенный интерес детей к двигательной деятельности, желание играть, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Вся многообразная двигательная деятельность детей проходит под руководством воспитателя. От него зависит создание спокойной обстановки, поддержание жизнерадостного настроения детей, целесообразная занятость каждого ребенка, необходимая смена деятельности, дозировка ее, соблюдение всего двигательного режима.

На основании всего вышесказанного, свою педагогическую работу считаю эффективной и целесообразной.

25 сл. Дальнейшие перспективы развития

  • Сохранение и укрепление здоровья детей

  • Дополнение физкультурного уголка играми и оборудованием

Источник

Развитие двигательной активности у детей раннего возраста

Проблема здоровья наших детей стоит уже давно. Наиболее распространённым заболеванием является сколиоз. Именно не врождённый, а приобретённый. И главной причиной этого – малая подвижность малышей. Мы стараемся делать всё, чтобы ребёнок не плакал, не капризничал. Покупаем ему игрушки, включаем мультики, а теперь ещё и компьютер. А у детей раннего возраста очень велик интерес к движениям и мы, взрослые должны поддерживать этот интерес.

В первые годы жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постоянно увеличивается, упущенное же в этом возрасте компенсируется в дальнейшем с большим трудом. А именно двигаясь, дети познают окружающий мир, и приспосабливаются к новым социальным условиям.

Малыши ещё не осознают значимость укрепления здоровья, поэтому научить их заботиться о нём должны взрослые.

Благодаря пластичности нервной системы двигательные навыки и умения формируются у детей сравнительно легко.

Основными движениями, которыми овладевает ребёнок в раннем возрасте, являются бег, ходьба, ползание – для передвижения в пространстве, лазание и прыжки для преодоления препятствий, катание и метание для передвижения предметов

Движения детей недостаточно согласованы, им трудно сохранять равновесие. Чтобы побуждать малышей выполнять движения используются различные подвижные игры с использованием потешек, поговорок. Игру нужно организовать так, чтобы ребёнку было интересно это делать не потому что «надо» и «полезно», а потому что ему это нравится. В играх дети не только учатся правильно двигаться, но и знакомятся со свойствами предметов, с новыми словами. Особый интерес вызывают у малышей игры с использованием разных образов и игрушек.

Чаще всего самым первым движением, которым овладевает ребёнок это ползание. Это очень полезное движение. Работает плечевой пояс, нагрузка на позвоночник невелика, что благотворно влияет на развитие правильной осанки. В будущем, овладев ходьбой, дети редко пользуются ползанием. Но мы должны развивать у детей это движение. Здесь можно использовать игру «Проползи в воротики», «Переползи через брёвнышко», «К мышке в норку проползём, от кота её спасём» (в обруч)

Следующим движением является ходьба, хотя сейчас дети, бывает, чаще начинают ходить, пропуская период ползания. Это сильно влияет на развитие осанки, так как возрастает нагрузка на позвоночник. Не нужно заставлять ребёнка ходить, пока он сам этого не захочет.

При кажущейся простоте в ходьбе ребёнок не может сразу овладеть правильными навыками. При ходьбе он отклоняется то вправо, то влево. Плохо согласовывает движение рук и ног.

Чтобы вызвать у ребёнка интерес к выполнению помогут игровые приёмы. «Идём в гости к зайке, мишке», «Пройди по дорожке». Здесь можно использовать дорожки, сделанные своими руками, а если к их изготовлению привлечь малыша – пользы будет ещё больше. Например, из пробок – дорожки, цветные коврики. Чтобы задать ритм, помогут различные слова:

Топ-топ-топ, зашагали ножки

Топ-топ-топ, прямо по дорожке.

Чтобы ребёнок не шаркал ногами при ходьбе, можно предложить ему перешагнуть через лежащие на полу верёвку, скакалку, палку.

Любимое движение у малышей это бег. Если ему предложить «Догнать собачку», «Убежать от дождика» или «Подбежать к маме или папе», ребёнок с большой радостью это выполнит. Так же поможет речевое сопровождение.

Побежали ножки, прямо по дорожке,

Прибежали к маме маленькие ножки.

Очень сложным движением являются прыжки. Прыжок связан с отрывом от земли и сохранением равновесия при приземлении. Можно взять ребёнка за руки и слегка приподнимая его, приговаривать: «Высоко, высоко подпрыгнем» Самому подпрыгивать и предлагать малышу. «Попрыгаем как зайчики, воробышки»

«Мы попрыгаем немножко

Веселей пляшите ножки»

Важно помнить, что, приподнимая ребёнка, нельзя брать его за кисть, только выше запястья, так как у детей очень слабые суставы и можно нанести травму.

Можно приподнять над головой ребёнка какой-нибудь предмет и предложить: «Достань дождинку, снежинку, колокольчик».

Когда прыжки на месте будут получаться, можно перейти к прыжкам с продвижением вперёд. «Перепрыгни через верёвочку, ленточку» (положенные на пол) «ручеёк», спрыгнуть с «горки»

Много восторга и интереса вызывает у детей катание и бросание.

Вначале ребёнок бросает игрушку, стоя в кроватке и следя за её падением. Затем зажимает в руке мячик и бросает его вперёд – вниз. Потом пытается катать мяч. Сев напротив, можно помочь малышу, предложив «Покатился мяч к тебе, покатился мяч ко мне». Не нужно спешить показывать все движения ребёнку – пусть он сам догадается, что ещё можно сделать, например – прокатить мяч в воротики, бросить мяч вперёд и попытаться догнать его.

«Вот как мячик покатился и назад не воротился.

Догони его скорей и в ладошках обогрей»

Известно, что малыши быстро утомляются, нередко переключаются с одной деятельности на другую, не могут долго выполнять одно и то же упражнение. Частая смена деятельности характерна для ребёнка Дети в раннем возрасте тратят много силы, энергии на различные движения, в которых они ощущают большую потребность. Малыш может целый день, без остановки, ходить, бегать, играть с мячом, заниматься игрушками, подпрыгивать и т. п. Не устаёт, потому что всё время меняет характер, темп движения.

Для развития интереса у детей к выполнению движений, есть много литературы. Так у нас в детском саду используются аудиокассеты, диски с пальчиковыми, подвижными играми с музыкальным сопровождением. Это привлекает внимание малышей, и они с удовольствием выполняют различные упражнения.

Если вы решили развивать двигательные умения ребёнка дома, не спешите покупать в магазине какое-то оборудование. Посмотрите дома и вы найдёте много полезных вещей. Например, из обрезков ковра или покрывала можно сделать такие цветные дорожки и коврики. Изготовив вязаные мячики, вы получите прекрасное пособие, от которого не пострадает ваш интерьер, а ребёнку подойдёт для бросания и катания. Из бутылочек из-под йогурта получатся удобные гантельки, если наполнить их песком. Бросив подушки или пуфики на пол, вы получите прекрасное препятствие, которое ребёнок с удовольствием попытается перелезть. Поставив в ряд несколько стульев, вы получите хороший тоннель, в который обязательно поползёт ребёнок.

Для развития у детей силы и ловкости, можно использовать такие упражнения:

– держите любую палку так, чтобы ребёнок, ухватившись за неё обеими руками, повис в воздухе, и поднимайте палку.

– встаньте вместе с ребёнком лицом к лицу, и пусть каждый поднимает одну ногу, и останется стоять на другой – это прекрасное упражнение для развития равновесия.

– встаньте напротив ребёнка и предложите повторять за вами различные движения как обезьянка.

Главный принцип при работе над развитием движений – нельзя заставлять ребёнка их выполнять. Нужно создать условия для того, чтобы малыш сам захотел поиграть. Но и ограничивать в движениях тоже плохо. Отсутствие или дефицит двигательной активности грозит нарушениями в развитии всех систем маленького созревающего организма. Дети, которые лишены возможности свободных движений, вялы, эмоционально подавлены.

А главное условие при обучении малыша разным движениям, чтобы взрослый сам принимал в этом активное участие

Источник