Развитие для ребенка к году литературы

Развитие для ребенка к году литературы thumbnail

1. Методика раннего развития Марии Монтессори

Автор: Виктория Дмитриева

Мария Монтессори один из 4 педагогов, которых ЮНЕСКО назвал основоположниками педагогического мышления в 20 веке. Автор книги Виктория Дмитриева адаптировала методику Монтессори под современные реалии. В книге подробно написано, как организовать процесс развития ребенка с первых дней его жизни, даны игры и упражнения, которые не только обучают ребенка, но и радуют его.

Суть методики в том, что ребенку предоставляется свобода выбора и действий  в установленных границах. Во время обучения, в специально оборудованном классе, ребенок сам выбирает для себя занятие и изучает что-либо не с помощью объяснений учителя, а при работе с учебными материалами.

2. После трех уже поздно

Автор: Масару Ибука

Масару Ибука — инженер и один из основателей компании Sony (внезапно!) в 1971 году написал книгу, где поделился  мыслями о воспитании детей в дошкольном возрасте. Его теория внесла изменения в традиционные методики воспитания, книга стала популярна в мире, ее называли «Книга века».

В 2011 году студия Артемия Лебедева переиздала эту книгу и она стала бестселлером на Ozon. В 2012 был издан сокращенный вариант книги для занятых пап. В 2016 году было напечатано 200 000 экземпляров, а скачали книгу 375 956 раз.

Идея книги заключается в том, что в течение первых трех лет жизни у ребёнка высокий потенциал к обучению, который нужно активно использовать. То, что в зрелом возрасте человек осваивает с трудом, ребенку удается намного легче. Главное знать, как и когда давать ребенку новые знания и опыт. Эта книга не практическое руководство о том, как заниматься развитием детей. Она объясняет, зачем это делать и как это повлияет на будущее ребенка.

3. 160 развивающих игр для детей от рождения до трех лет

Автор: Пенни Уорнер

Если предыдущая книга — теория, которая поможет сформировать модель воспитания, то «160 развивающих игр» — это практические советы. Книга поможет мамам и папам реализовать идеи раннего развития, про которые пишет Масару Ибука.

В книге собраны и адаптированы работы  мировых специалистов в области обучения детей с помощью игр. Какие-то игры покажутся знакомыми, а некоторые нестандартными и неожиданными, но каждая игра работает на развитие способностей и навыков. Автор учел все нюансы — от материалов и предметов, которые можно использовать для развивающих игр, до особенностей детской психики, которые необходимо учитывать, поощряя ребенка к новым достижениям.

4. Правила развития мозга вашего ребенка

Автор: Джон Медина

В этой книге молекулярный биолог-эволюционист простым и понятным языком рассказывает о том, как развивать мозг ребенка до и после рождения.

Джон Медина уделяет внимание как воспитанию и раннему развитию, так и здоровым отношениям в семье. Он развенчивает популярные мифы, например: «если во время беременности слушать классику, ребенок родится более развитым», «чем больше «полезных для мозга» игрушек, тем лучше» и другие.

Все рекомендации в книге основаны на последних научных достижениях в области развития мозга до рождения и в первые 5 лет жизни.

5. Тридцать миллионов слов. Развиваем мозг малыша, просто беседуя с ним

Автор: Дана Саскинд

Эта книга появилась благодаря детскому кохлеарному  хирургу (восстановление слуха) Дане Саскинд и научному исследованию 1995 года. Исследование показало, что дети, которые слышали больше слов до 4 лет были лучше готовы к школе и впоследствии владели большим лексиконом, лучше читали и сдавали тесты.

Дана заинтересовалась этим исследованием, основала организацию Thirty Million Word Initiative, разработала программы для развития детей с помощью активного общения и начала тестировать их в разных  демографических группах.

На основе своих исследований Дана вместе с коллегами написала книгу, где подробно рассказала, о том как правильно развивать речь ребенка, как раскрыть его потенциал.

Рекомендации в книге построены на трех тезисах:

  1. нужно слушать ребенка и активно разговаривать с ним о том, что ему интересно;
  2. использовать в речи описательные слова;
  3. вовлекать ребенка в беседу.

6. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей

Авторы: Джон Готтман, Джоан Деклер

Эмоциональный интеллект — это умение распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные и способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей, чтобы решать практические задачи.

Автор книги —  Джон Готтман, профессор психологии, основал Центр исследования семейных отношений в Сиэтле. За сорок лет он изучил тысячи супружеских пар и сделал открытия в области семейных отношений. Джон Готтман входит в список «Десять самых влиятельных терапевтов» по версии Psychotherapy Networker. Он автор 190 научных статей, а также автор и соавтор 40 книг.

Читайте также:  Коррекция интеллектуального и личностного развития ребенка

Идея книги — задача родителя переживать эмоции ребенка вместе с ним, не подавлять негативные эмоции, а учить управлять ими. Все советы практические, и применимы к детям и взрослым. Книга легко читается, за счет того, что не перегружена терминами.

Еще один плюс — она имеет научную основу, все выводы сделаны на основании исследований 199 семей, приводятся в пример узнаваемые ситуации и модели поведения родителей и детей.

7. Рожденный читать. Как подружить ребенка с книгой

Автор: Джейсон Буг

В этой книге Джейсон Буг рассказывает о своем опыте обучения ребенка вовлеченному чтению. Свой опыт автор подкрепил мнениями не только специалистов по детскому развитию, но и учителей, библиотекарей, писателей и разработчиков приложений для цифровых устройств.

Идея интерактивного чтения с ребенком от главы к главе раскрывается все подробнее, сопровождается примерами и идеями, подходящими для детей разных возрастов. Если у родителей катастрофически нет времени на чтение, а воспитать «прирожденного читателя» хочется, Джейсон Буг вынес во введение к книге все ее основные идеи.

В качестве бонуса в конце:

  • список книг для детей от 0 месяцев до 6 лет, изданных на русском языке от Ольги Мяэотс, заведующей отделом детской книги и детских программ Библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино;
  • список книг, вышедших в России, для тех детей, которые не хотят читать.

8. Эйнштейн учился без карточек

Авторы: Кэти Хирш-Пасек, Роберта Михник Голинкофф

Главная идея книги — дети должны воспитываться в игровой форме. Здесь собрано 40 упражнений для развития детей от 0 до 6 лет.  Навязчивое и преждевременное обучение не нужно и может оказаться вредным. Дети, которые посещают кучу секций и у которых нет времени на обычные детские игры, только страдают от этого. Вместо затрат на развивающие игры, направьте усилия на общение и игру с ребёнком.

Примерно эту мысль пытаются донести до читателя два профессора психологии, которые специализируются на изучении поведения детей. В каждой главе приводятся научные исследования по теме, потом вывод и советы.

Источник

«Формы работы по приобщению детей к чтению»

Как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу. Поэтому, педагогам необходимо находить интересные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.

Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная. Тем не менее, не так просто найти интересные формы работы в этом направлении как с дошкольниками, так и с педагогами.

Традиционным является оформление уголков чтения в группах детского сада. В них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей, обязательно должен учитываться региональный компонент.

Еще одна форма – оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей. Для их лучшей организации должен быть составлен календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей, к которым и приурочиваются выставки.  Так, например, могут быть оформлены экспозиции, посвященные К.И.Чуковскому, А.С. Пушкину, А.Л.Барто, Е.И.Чарушину, А.Линдгрен, С.Я. Маршаку и татарским писателям Г.Тукаю, М.Джалилю, А. Алишу.

Очень востребованными у дошкольников являются занятия по ознакомлению с биографиями писателей. Так, им интересны не только сами стихи А. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась.

Создание «Книжкиной больницы» в группах поможет привить детям бережное отношение к книге. Можно провести занятия «Как книга детям пришла» и «из прошлого книги». Благодаря этому, дети узнают, что для издания одной книги необходим труд многих людей.

Очень интересными являются выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений.   Можно организовать выставки, как  «Наши любимые книги», «По страницам сказок», «Увлекательное путешествие» и др. В их оформлении могут принять участие  дети всех возрастов и их родители. Можно создать стенгазету на определенную тему, где дети разместят свои рисунки и поделки.

Читайте также:  Центр развития ребенка в выборге

Следующая форма работы –создание книг-самоделок. Одно дело –прочитать книгу, и совсем другое – сделать ее самому. Можно создать книгу по произведениям детских писателей, но можно и по сказкам, которые дети придумывают сами.  Презентацию этих книг можно провести на родительских собраниях.

Еще одной формой приобщения детей к книгам может быть празднование именин  произведения.  Для этого нужно создать специальный календарь «Книжкины именины». В нем будут представлены книги, которые отмечают свой юбилей. Например, в 2012 году «Сказке о глупом мышонке» С.Я. Маршака исполнится -90 лет, «Аленькому цветочку» С.Т. Аксакова -155 лет.

Особый интерес вызывает оформление  макетов по мотивам любимых сказок. Над такими макетами могут работать как сами дошкольники, их родители и педагоги.

Создание семейных библиотек позволит привлечь к работе родителей воспитанников. Они могут принести в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек. Дети с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать книги. Практикуется форма работы, при которой родители рассказывают детям о своих любимых книгах.

Кроме этого, на родительских собраниях, конференциях, могут рассказать о том, как они приучают своих детей к чтению, с какого возраста, что интересно детям и им самим. Таким образом, осуществляется обмен родительским опытом по привлечению детей к чтению.

Еще одной формой приобщения детей к книгам является  посещение занятий в районной библиотеке.

 Можно провести с детьми подготовительной группы интеллектуальный марафон. Он может быть представлен как итог проекта. Мероприятие поможет понять, насколько хорошо дети знают произведения писателей и поэтов, умеют ли они читать стихи русских классиков и татарских поэтов.

Главным результатом всей проведенной работы должен стать интерес к книге.

Деловая игра

«Методы и приемы ознакомления детей с художественной литературой»

Ведущий: А сейчас предлагаю немного поиграть.

(педагогов просят разбиться на 3 группы, каждой группе нужно выбрать свой метод ознакомления детей с литературой и подобрать к нему приемы. После этого команды рассказывают, как выбранные ими приемы можно использовать в работе с детьми)

Методы и приемы ознакомления с художественной литературой

метод        

приемы

словесный        

Чтение произведений

Вопросы к детям по содержанию произведений

Пересказ произведения

Заучивание наизусть

Выразительное чтение

Беседа по произведению

Прослушивание грамзаписи

практический        

Элементы инсценировки

Игры-драматизации

Дидактические игры

Театрализованные игры

Использование разных видов театра

Игровая деятельность

наглядный        

Показ иллюстраций

Элементы инсценировки

Движение пальцами, руками

Схемы

Алгоритмы

Просмотр видеофильмов, диафильмов

Оформление выставки

Деловая игра

«Расположи задачи в порядке возрастания»

Ведущий В каждой возрастной группе решаются свои задачи по речевому развитию, которые указаны в программе. Вы все хорошо их знаете. Предлагаю в игровой форме проанализировать эти задачи.

(Воспитатели разбиваются на группы. Им предлагаются отдельные задачи, на доске написаны названия возрастных групп. Педагоги после обсуждения должны соотнести предложенные им задачи с возрастными группами и доказать правильность своего решения.)

Игра «Оформи  книжный уголок»

Ведущий: Одним из средств  ознакомления детей с художественной литературой         является книжный уголок. Давайте вспомним основные требования к оформлению книжных уголков:

рациональное размещение в группе;

соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы;

соответствие интересам детей;

постоянная сменяемость;

эстетическое оформление;

востребованность.

Ведущий: теперь разделитесь на 3 команды, и мы с вами поиграем в  оформление книжного уголка.

(Педагоги разбиваются на 3 команды, каждая из которых будет соответствовать определенной возрастной группе: младший, средний, старший дошкольный возраст. Из предложенных книг они должны отобрать те, которые подходят для оформления книжного уголка в их группе).

Конкурс детских  стихов среди воспитателей и специалистов

Ведущий: Исходя из интересов наших воспитанников  мы должны хорошо уметь рассказывать стихи для детей и о детях. Предлагаю вам устроить небольшой конкурс на лучшего чтеца. Победителя будем выбирать вместе

Анализ анкет родителей воспитанников

Ведущий: В нашей работе не обойтись без помощи родителей воспитанников. Но чтобы успешно взаимодействовать с ними, необходимо провести анкетирование и проанализировать полученные результаты. Анализ проводится по следующей схеме:

количество родителей, принимавших участие в анкетировании;

статистика полученных ответов (на все ли вопросы ответили родители наших воспитанников);

результаты;

предложения и пожелания родителей.

Презентации консультаций для родителей

Ведущий: Исходя из результатов анкетирования вы должны были подготовить консультации на тему  «Роль детской книги в речевом развитии ребенка» для родителей воспитанников своей возрастной группы. Представьте свою работу, а мы ее обсудим.

Читайте также:  Работа по воспитанию и развитию ребенка

Подведение итогов

активизировать работу по ознакомлению с детей с книгой, используя разнообразные методы и приемы;

создать в детском саду библиотеку детских книг;

создавать проекты с использованием новых  форм работ.

Формы работы по приобщению детей к чтению

Как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу. Поэтому, педагогам необходимо находить интересные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.

            Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная. Тем не менее, не так просто найти интересные формы работы в этом направлении, как с дошкольниками, так и с педагогами. Работа с детьми по развитию речи детей, по ознакомлению детей с художественной литературой в нашем детском саду постоянно ведется.  Проводились  консультации для педагогов и родителей «Роль детской книги в речевом развитии детей», «Ознакомление детей с литературой». Педагогические советы с педагогами на тему: «Активизация речи детей в разных видах деятельности». Воспитатели обменивались опытом своей работы по данной теме. Темы были разные, например «Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» ( Гайсина Р.М.), «Упражнения на артикуляцию компонентов речевой деятельности детей» (логопед – Раянова Э.М.), «Формирование связной речи у старших дошкольников» (Салахова С.А.), «Формирование связной речи у младших дошкольников» (Каримова А.М.), «Сказка в работе с младшими дошкольниками» (Яриева А.С.). Анкетирование родителей и воспитателей по этой теме. По итогам тематических проверок в группах по теме: «Эффективность воспитательно – образовательной работы по развитию речи детей в ДОУ» видно, что педагоги любят данный раздел программы, творчески подходят к его реализации.

^ Выделяются следующие интересные формы работы:

 ·        Традиционными являются оформление уголков чтения в группах. В них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей. Литература периодически меняется. Должны выставляться те произведения, которые проходят на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с окружающим. Обязательно должен учитываться и региональный компонент. Использовать творчества своих писателей.

 ·        Еще одна форма – оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей. Например, К.И. Чуковскому, его портрет, его произведения, знакомые детям. А.Л. Барто и ее произведения

 ·        Очень востребованными у дошкольников являются занятия по ознакомлению с биографией и творчеством писателей. Так, им интересны не только сами стихи А.Л. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась.

 ·        ^ Проведение литературных вечеров, досугов, развлечений по разным темам, например «Мир сказок», «Книга – мой лучший друг», и т. д

 ·        Создание «Книжкиной больницы» в группах поможет привить детям бережное отношение к книге. Могут чинить не только книги из своей группы, но и помогать малышам в этом.

 ·        ^ Проведение занятия «Как книга пришла к детям» и «Из прошлого книги», «Откуда берут бумагу?»,  чтобы дети знали, что для издания одной книги необходим труд многих людей, трата огромного количества древесины.

 ·        ^ Очень интересными  являются выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. Например, «Наши любимые книги», «Мир сказок», «По страницам сказок».

 ·        ^ Следующая форма работы – создание книжек – самоделок. Одно дело -прочитать книгу, и совсем другое – сделать ее самому. Многие из них составлены по произведениям детских писателей, а есть и такие, которые дети придумывают сами. Можно организовать выставки детских книжек, сделанные своими руками.

 ·        Еще одной формой приобщения детей к книгам может быть празднование именин произведения.            «Книжкины именины»

 ·        Еще один интерес  вызывает оформление макетов по мотивам любимых сказок. В оформлении макетов участвуют сами дети и педагоги

 ·        Проведение интеллектуального марафона «Мы дружим с книгой», для повышения интереса де6тей к книгам.

Источник