Развитие для ребенка 5 лет с машинками

Развитие для ребенка 5 лет с машинками thumbnail

Игры с машинкамиНаши совсем недавно ещё маленькие детки постепенно взрослеют, и вместе с тем изменяются сюжеты и характер игр, в которые они предпочитают играть. И зачастую бывает так, что любимые игрушки и предметы на протяжении нескольких лет для ребёнка остаются одними и теми же, но вот игровые сюжеты с возрастом, как правило, становятся другими – более сложными, осознанными и приближенными к реальной жизни.

Самый простой пример этому из игровой жизни моего 6-летнего сына – это игры с машинками. Примерно с 5 лет сынок начал играть с машинками не так, как всего пару лет назад – он стал отдавать предпочтение именно сюжетно-ролевым играм. В сегодняшней статье я хотела бы рассказать о любимых в данный период времени сынишкой играх с разнообразными автотранспортными средствами. Вполне вероятно, что в какие-то из них ваш сынок (или дочка) тоже с увлечением играет, а с некоторыми игровыми сюжетами, возможно, вы познакомитесь впервые и пожелаете предложить их своему юному автолюбителю.

Выставка автомобилей

Предварительно на небольших возвышенностях (у нас ими служат компактные узкие коробки) мы выставляем разные автомобили, которые хотим в настоящее время продемонстрировать посетителям выставки. В роли посетителей обычно выступают лего-фигурки. С каждой игрой выставочная экспозиция меняется. Сынок, как правило, выбирает себе роль сотрудника выставочного павильона и общается с посетителями.

Начинается игра обычно с приветственных слов сына, обращённых к посетителям. Он берёт в руки микрофон от детского синтезатора и произносит примерно такие слова: «Уважаемые посетители выставки автомобильного транспорта! Мы рады приветствовать вас на выставке самых лучших автомобилей мира! Мы с большим удовольствием покажем и расскажем вам всё самое новое и интересное из мира современного автотранспорта. Приглашаем вас пройти к выставочным стендам и поближе познакомиться с представленными моделями автомобилей».

Сразу хочу пояснить, что эти красивые приветственные слова сынишка начал произносить далеко не с первой игры – отрабатывали мы их много раз, и по-прежнему продолжаем совершенствовать своё речевое мастерство и развивать навыки «публичных выступлений». И к моей радости, сынок с каждым разом всё лучше и увереннее приветствует своих игрушечных гостей.Выставка

В целом суть игры состоит в том, чтобы рассказывать посетителям, обратившимся к сыну с разными вопросами, о том или ином автомобиле – его функциях, достоинствах и возможностях, отличительных особенностях, каких-то простых и понятных для детей «технических характеристиках» и т.д. Если сказать простыми словами, то посетители ходят по выставке, рассматривают автомобили и расспрашивают о разных моделях. В первую очередь, игра «Выставка автомобилей» замечательно способствует выработке не только грамотной, но и вежливой устной речи, а также хорошо расширяет словарный запас.

Автосалон

В этой игре также выставляются разнообразные автомобили, но здесь вместо просто посетителей появляются роли покупателей. И, соответственно, в игре присутствуют цифровые обозначения в виде табличек с ценами возле каждого автомобиля. Потенциальные покупатели (те же лего-фигурки) знакомятся с выставленными на продажу автомобилями, задают сыну-«продавцу» разные уточняющие вопросы, спрашивают о стоимости авто и, в итоге, либо приобретают выбранный автомобиль, либо просто выходят из автосалона.Автосалон

Цены на табличках я с каждой игрой указываю самые разные, из различных цифровых рядов – от 0 до 1000. Тем самым мы постоянно проговариваем с сынишкой совершенно разные числа – от самых маленьких до больших. И это, на мой взгляд, отличный для развития слуховой и зрительной памяти момент – ребёнок не только произносит, но и наглядно соотносит произнесённое число конкретно с его изображением. Развитию связной речи в этой игре также уделяется внимание, ведь о представленных моделях надо рассказать клиентам.

Гоночные трассы

В эту игру предпочтительнее играть хотя бы вдвоём, чтобы создать соревновательный настрой и сделать её динамичной и живой. Всё-таки это гонки! Конечно же, я никогда не откажу своему сынишке посоревноваться на гоночной трассе с препятствиями и дать ему возможность проявить свои скоростные способности.

Перед началом игры мы готовим свободное пространство на полу и расставляем на нём разные препятствия в виде кубиков, лего-элементов, коробочек и подобных предметов. На стартовой прямой выставляем наши гоночные болиды. После обратного отсчёта начинается скоростная гонка на самое быстрое прохождение трассы с объездом всех препятствий на пути. Побеждает игрок, чья гоночная машина первой добралась до финиша.

Гоночные игры у нас, как правило, проходят очень азартно и с большим удовольствием. А ещё мы между делом тренируем координацию движений и скорость реакции.

Автомастерская

В автомастерскую можно играть по-разному.

Самый обычный вариант игры предполагает доставку в авторемонтную мастерскую «неисправных» автомобилей. Сынишка – опытный автомеханик, который берётся отремонтировать любые поломки и неисправности в машинах, произвести замену запчастей, мойку и полировку автомобилей. И выполняет он свою работу всегда очень тщательно, качественно и оперативно.Автомастерская

А иногда для игры в автосервис мы используем разборные машины Лего-дупло. Сынишка выходит из комнаты, а я в это время по-быстрому разбираю выбранные авто на запчасти и складываю их в общую массу. Затем приглашаю своего «автомеханика» и ставлю перед ним задачу собрать из этих запчастей определённое количество машин, да ещё на время, чтобы интереснее было.

Экстренный вызов

Машины экстренных служб и хозяйственного назначения выстроены в ряд в своих гаражах в полной готовности моментально выехать на место аварии или любого происшествия при поступлении сигнала экстренного вызова. Ребёнок отвечает за выезд экстренных служб, а взрослый – за создание различных ситуаций, при которых требуется оказание незамедлительной помощи. Это может быть пожар, любое происшествие на проезжей части, прорыв трубы, снежный занос, ремонт дороги и т.п. При поступлении тревожного сигнала соответствующая машина оперативно выезжает на место и устраняет возникшую проблему.Экстренный вызов

Парковка

На первый взгляд, простая, но, в то же время, очень занятная и полезная для развития пространственного мышления игра.

Читайте также:  Ребенок полтора года развитие и навыки

Создаём с помощью кубиков или элементов Лего-конструктора парковочные места разного размера (для разного вида машин) – просто выкладываем в ряд «окошечки» с открытым пространством для въезда машин. Выстраиваем друг за другом ряд разнообразных автомобилей – больших и маленьких, широких и узких, низких и высоких. Обыгрываем различные ситуации, при которых машинам надо срочно припарковаться.Парковка

Ребёнок должен сориентироваться и постараться быстро найти подходящее по размеру парковочное место для каждой из стоящих в очереди машин и расставить их на парковке. В этой игре также можно действовать на время. Кроме того, желательно не создавать аварийных ситуаций во время паркования, что мой сынок очень любит делать, когда изначально неправильно определяет для какого-то автомобиля парковочное место, начинает искать другое и, в итоге, образуется затор. А часики тем временем тикают – и велика вероятность не справиться с заданием в обозначенные сроки.

Дорожное движение

Это самый масштабный и очень увлекательный вид наших любимых игр с машинками. Да и ещё правила дорожного движения можно между делом изучать и повторять.

У нас в детской комнате на полу лежит замечательный сюжетный игровой коврик с изображением уличных дорог, пешеходных переходов и жилых кварталов. Именно он всегда становится основой для проведения наших дорожных игр с машинками. Но, даже не имея такого игрового коврика-помощника, можно смело проводить подобные игры просто на полу – в этом случае дороги легко делаются из обычной изоленты любого цвета, а лучше нескольких цветов – тогда улицы и проспекты получатся яркими и весёлыми. Мы так играем летом на даче на втором этаже – там свободное пространство позволяет проводить подобные игры.Дорожное движение

Мы вместе с сынишкой расставляем на коврике в различных соответствующих местах здания и жилые строения, знаки дорожного движения (из Лего-конструктора и тематического домино), фигурки человечков и, конечно, разные машины. Опять же, на даче для этих целей мы используем пустые коробочки разных размеров – просто разрисовываем их яркими маркерами или красками в виде домиков, дорожных знаков, автомобилей, а человечками у нас обычно становятся небольшие камушки с нарисованными на них лицами людей.Дорожное движение2

Декорации для игры в дорожное движение готовы – теперь можно придумывать различные игровые истории и весело играть. Как конкретно? Можно создавать разные аварийные ситуации, устраивать дорожные погони, разыгрывать работу экстренных служб, изображать движение общественного и легкового транспорта с соблюдением и нарушением правил (в этом случае можно смело вызывать дорожную полицию для наведения порядка) и многие другие. Просто дайте волю вашей общей с малышом фантазии – и сюжеты начнут придумываться и возникать буквально на ходу.

Вот в такие игры с машинками сынишка сейчас обычно играет в свободное время. Какие-то идеи новых игровых сюжетов подсказываю сыну я, к каким-то играм мы приходим в процессе совместно, а иногда сынок сам придумывает интересные сюжетные линии для своих авто-друзей. Точно одно – играть детки любят больше всего, а вот сделать их игры с любимыми предметами многообразными, разноплановыми и развивающими вполне в наших с вами силах.

Вас также может заинтересовать статья «7 развивающих игр с машинками», опубликованная ранее на сайте Клуба Увлечённых Мам.

Автор: Светлана Мельникова

Поделитесь, пожалуйста, идеями других увлекательных игр с машинками, придуманных вами или вашим малышом! Нам очень интересен ваш опыт! Сохраняйте публикацию себе на стену, если она оказалась для вас полезной! Кнопочки соцсетей находятся внизу странички!

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Узнайте как – из аудиокурса “5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!”

Развитие для ребенка 5 лет с машинками

Автор: Клуб Увлеченных Мам

Все статьи автора

Под этим ником мы публикуем статьи приглашенных авторов и гостевые посты друзей “Клуба Увлеченных Мам”.

Предыдущие записи рубрики

  • Комикс – придумай и нарисуй!
  • Читательский дневник Егора за осень (8+): познавательные книги
  • Джо Боулер «Математическое мышление»: рецензия на книгу
  • «Умные книжки» для школьников на каникулах
  • Обзор настольной игры «Шорохи в ночи»

Источник

Развитие для ребенка 5 лет с машинками

Очень часто мамы жалуются на то, что ребенок играет только с машинками, только в динозавров, или только в лего. Когда я создавала рубрику «7 игр с…», мне очень хотелось показать всем читательницам сайта, что такие ограниченные пристрастия ребенка совсем не являются помехой для разнообразных и систематических развивающих занятий. И сегодня я хочу порадовать мам мальчиков и показать наши любимые игры с машинками.

Игры с машинками для развития логики

  • Автомобильное лото. Для этой игры мы используем полюбившиеся Егору карточки с марками машин. Суть игры, думаю, понятна по картинке – на карточки с изображениями машин мы выкладываем игрушечные машинки, имеющиеся в нашем автопарке. Проговариваем названия марок, цвета и модели машин. Считаем, сколько карточек остались без пары и убеждаемся, что в нашем автопарке еще есть место для новых машинок 🙂

7 игр с машинками

  • Сортировка. В эту игру можно играть в различных вариациях, например, сортировать машинки по цветам, размерам, назначению и даже по таким неожиданным критериям, как форма или количество фар, наличие или отсутствие выхлопной трубы (Егор очень удивлен тем фактом, что некоторым игрушечным машинам производители забывают приделать эту важную деталь) и т.д. Сортировку удобно проводить, используя разные гаражи. Это могут быть каким-то образом помеченные коробки, контейнеры или просто листы бумаги. Мы используем большие цветные кубики для сортировки по цветам и строим гаражи из всего, что попадется под руку, для сортировки по номерам.

Развитие для ребенка 5 лет с машинкамиРазвитие для ребенка 5 лет с машинками

«Автомобильное» творчество

  • Тюнинг. Все известные мне мальчишки-фанаты машинок предпочитают каким-то образом индивидуализировать свою коллекцию – раскрашивают красками или фломастерами, отламывают какие-то детали и т.д. Мой сынок первым делом замазывает пластилином номера, шильдики (значки марки машины), зеркала и фары. Все бы ничего, но пластилиновые машины пачкают руки, мебель и одежду. Спустя некоторое время, я догадалась предложить моему маленькому автолюбителю в качестве материала для тюнинга мелкие наклейки. Теперь все довольны.
Читайте также:  Роль танцев в воспитании и развитии ребенка

Развитие для ребенка 5 лет с машинками

  • Рисование машинками. Рисовать машинками можно по-разному. Мы пробовали и приматывать карандаш и кисточку скотчем к машинке, и скатывать машинки с окрашенными колесами по закрепленному на наклонной поверхности листу бумаги и просто катать машинки по красочным кляксам. А еще можно попробовать размазывать краску с помощью радиоуправляемой машинки.

Развитие для ребенка 5 лет с машинками

Игры с машинками для развития координации, моторики и пространственного мышления

  • Катание по траектории. Наверняка вы уже видели в интернете эту потрясающую по своей простоте идею – катать машинки по дорожкам, сделанным изолентой прямо на полу. Это, действительно, очень увлекательно. А еще можно нарисовать траекторию движения на рулоне обоев или ненужной простыне, сшить развивающий коврик «дорожной» тематики, выложить траекторию лентой или даже туалетной бумагой. Пространство вариантов ограничено лишь вашей фантазией. У нас сегодня получился такой вариант:

Развитие для ребенка 5 лет с машинками

  • Конструирование из машин. Оказывается, машины могут быть еще и замечательным строительным материалом. Мы конструируем из машинок гаражи для других машинок, мосты, башни. заборы и даже… общественные туалеты!

Развитие для ребенка 5 лет с машинками

Сюжетно-ролевые игры с машинами

Не знаю, как у вас, а у моего сына каждая машина имеет собственный характер и свою историю. Неудивительно, что машины у нас постоянно знакомятся, дружат, ссорятся и мирятся, делят гаражи и играют вместе. А в сюжетно-ролевой игре можно научить ребенка чему угодно. Например, на этом фото решили подружиться 2 полицейских машины, и у них зашел разговор о том, чем они похожи, а что их отличает друг от друга. Мы повторили названия разных деталей машины, прочитали номера и повторили понятия «сверху», «снизу», «справа», «слева», «сзади», «спереди».

Развитие для ребенка 5 лет с машинками

А ведь машины еще можно рисовать, изображать, конструировать, лепить, искать… А как вы играете с машинками? Поделитесь в комментариях!

Вам все еще трудно придумывать игры на ходу, опираясь на актуальный интерес ребенка? Возможно, вам понравятся наши идеи из рубрики «Игры и игрушки»

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Узнайте как – из аудиокурса “5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!”

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (https://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

  • Игры для изучения цветов
  • Игры по осенним сказкам
  • Во что поиграть, когда мама устала
  • Зимняя прогулка по сказке Сутеева «Ёлка»
  • Зимняя прогулка с медвежонком Умкой

Источник

Моему сыну три с половиной года. Он, как и большинство мальчишек на планете, всем другим игрушкам предпочитает машинки. Кстати, известный нидерландский микробиолог Дик Свааб в своей книге «Мы – это наш мозг» выразил глубокие сомнения в том, что выбор игрушек навязан социальным окружением. По его мнению, мальчики выбирают машинки (а девочки – кукол) вовсе не потому, что так принято в обществе. Он утверждает, что половое различие в предпочтениях имеет биологическую основу: игровые приоритеты детей вовсе не навязаны обществом, а являются частью программы мозга.

Так что препятствовать не стоит. Если мальчику нужны только машины – ради бога. Тем более игры с транспортом, как и любые другие, тоже развивают ребёнка.

Если мальчик – фанат машин, можно сделать эти игры ещё полезнее, разнообразнее, интереснее. Выскажу свои мысли на этот счёт, опишу свой подход.

Первое

По возможности стоит приобретать функциональный транспорт с подвижными элементами. Если у машины поднимается лестница, открываются дверцы и капот, отсоединяется прицеп и так далее – ребёнок обязательно воспользуется этим функционалом, что будет способствовать развитию его мелкой моторики. Да и взаимодействовать с такими игрушками всегда интереснее, ведь они так похожи на настоящий транспорт.

Трактор Брудер. Уже полгода в постоянном использовании. Кабина вращается, дверца открывается, капот откидывается, лестница поднимается-опускается, прицеп отсоединяется, манипулятор двигается и т.д.

Трактор Брудер. Уже полгода в постоянном использовании. Кабина вращается, дверца открывается, капот откидывается, лестница поднимается-опускается, прицеп отсоединяется, манипулятор двигается и т.д.

Второе

Игре нужна идея. Бесцельные катания (вжж-вжж) и столкновения (дыщ-дыщ) – они, конечно, занимают ребенка, но это быстро наскучивает. Чтобы игра с машинками поглощала надолго, ей нужен сюжет. Можно, например, играть в автосервис или автомойку. Мой ребёнок любит игру со спасателями: машины застревают, спасатели их вытаскивают.

Если мальчик слегка (или не слегка) помешан на машинках, желательно приобрести и дополнительные конструкции. Я имею в виду игровые комплексы: паркинги, гаражи, треки, трассы и т.п. Да, эти игрушки, как правило, довольно дороги. Но много их не требуется (тем более они ещё и громоздкие). Пусть будет что-то одно, но интересное и функциональное. Ведь это палочка-выручалочка. Стало скучно просто катать машинки – достали игровой комплекс, воспользовались функционалом, поиграли, развлеклись, убрали.

Пример из нашей игровой – гараж Hot Wheels. С ним мой сын играет практически каждый день. На ночь убираем в уголок – на следующий день гараж опять стоит посреди комнаты. Тут и автомойка, и автосервис, и заправка. Есть лифт с поднимающимися кабинами и трек для маленьких машинок. Ребенок подгоняет транспорт к гаражу, понарошку моет и заправляет. Часто мы устраиваем соревнования среди маленьких машинок – они выпрыгивают из кабины лифта, скатываются по треку и улетают вперёд. Трёх участников, выпрыгнувших дальше всех, мы награждаем.

Читайте также:  Центры развития ребенка украина

Третье

Как я уже сказала, готовых конструкций много не надо. Даже и одной-двух хватит. Ребёнку нужны дополнительные гаражи и парковки? Пусть построит. Конструкторы и строительные блоки – маст-хэв для фаната машин. Чем их больше – тем разнообразнее постройки и увлекательнее игра.

Четвёртое

Понадобятся и сопутствующие игрушки для проведения сюжетно-ролевых игр. Например, инструменты. Да, мальчику непременно нужен инструмент. Большей частью – в игрушечном варианте. Но можно и настоящий. Наш сын уже с двух лет играет с набором настоящих отвёрток.

Малыш вытаскивает гараж или строит автомастерскую из блоков, подгоняет машины. Теперь он в роли автослесаря – осматривает, подкручивает, ремонтирует, меняет колёса и т.д. Как же без инструмента? Игра с ним развивает мелкую моторику, ловкость и силу рук.

Дешёвенький набор из “Детского мира” служит уже полтора года

Дешёвенький набор из “Детского мира” служит уже полтора года

Пятое

Раз мальчик любит играть машинками, пусть часть из них он собирает своими руками. Это развивает не только мелкую моторику, но и логическое мышление, воображение, креативность и даже речь. Кстати, исследования показали, что дети, которые с детства увлекаются конструкторами, в школе демонстрируют более высокие способности к математике.

Итак, пусть часть машин у ребёнка будет в виде конструктора. Чтобы их требовалось собрать. Разобрать. Снова собрать, но иначе. Это так занимательно.

Примеры из нашей игровой: конструкторы Лего Дупло «Большая стройплощадка» и «Поезд. Считай и играй» и Магформерс «Полиция и спасатели». У нас есть и другие тематические наборы, не связанные с транспортом. Но их мы достаём от случая к случаю. Тогда как эти – в ежедневном использовании.

Магформерс. Пожарная машина…

Магформерс. Пожарная машина…

Лёгким движением руки пожарная машина превращается в полицейскую (надо только перевернуть магниты и поменять фигурку)

Лёгким движением руки пожарная машина превращается в полицейскую (надо только перевернуть магниты и поменять фигурку)

Лего Дупло. Здесь большая часть элементов из указанных наборов

Лего Дупло. Здесь большая часть элементов из указанных наборов

Шестое

Привлекаем вспомогательные материалы. На улице дети задействуют песок, камушки, ветки. Ага, и лужи тоже. Ну а дома?

Кто-то играет дома с кинетическим песком. Мы покупали, играли. Ребёнку нравилось, а мне не очень. Совсем не очень. Песок повсюду. В итоге отдали предпочтение массе для лепки Плей-до. Страсть к транспорту способствовала и увлечению пластилином. Банки с Плей-до улетают у нас со скоростью спортивного автомобиля. Но я не против. Если ребёнок усаживается поиграть с Плей-до и маленькими машинками – у меня появляется время отдохнуть и даже, возможно, приготовить обед.

Малыш раскатывает дорожки из массы, строит мостики и формирует водоёмы. Катает по ним машинки и лодочки. Машины вдруг застревают. Или их заваливает камнями. И тут появляются замечательные спасатели – они откапывают, расчищают, вытягивают. Ребёнок увлечённо копошится с «плейдошными» инструментами, ложечками и лопатками. Такие игры развивают мелкую моторику, воображение, речь. Во время игры рот у ребёнка не закрывается – он комментирует происходящее, разными голосами озвучивает персонажей, ведёт диалоги между ними. Это так здорово, на самом деле.

Несложно устроить и домашнюю игру с водой. Надо просто наполнить большой тазик и поставить его на пол в ванной. И проследить, чтобы ребенок надел противоскользящие тапочки.

Седьмое

Машинки – отличное наглядное пособие для развития логического мышления. В игре с транспортом можно познакомить ребёнка с такими понятиями, как «навстречу», «противоположно», «удаляются», «друг за дружкой», «параллельно», «перпендикулярно» и т.д. На машинках вообще много что можно объяснить. И всё это происходит легко и ненавязчиво, в занимательной форме.

Например. Берем две машинки, они едут друг за дружкой. Как должна двигаться вторая машинка, чтобы догнать и перегнать первую: медленнее, быстрее или с такой же скоростью? Сначала ребенок высказывает своё предположение, а потом мы проверяем его верность, двигая машинки.

Примеры задач, которые можно смоделировать с игрушечным транспортом

  • Как должна двигаться первая машинка, чтобы расстояние между ней и второй машинкой увеличилось?
  • Какие из этих машинок направляются к гаражу, а какие в противоположную сторону?
  • Какая машинка первая, а какая последняя? (ответ зависит от того, в какую сторону мы развернём череду)
  • Мальчик хочет поехать не на самой большой и не на самой маленькой машинке. На какой из них он хочет поехать? (понадобятся три машинки разных размеров)
  • Если машина поедет задом, след от колёс останется перед ней или позади неё? (для наглядного моделирования можно задействовать Плей-до или крупу)
  • Если эта машинка будет ехать прямо, не сворачивая, к чему она в итоге приедет? (например, к дивану или к коробке с игрушками)
  • Красная машинка едет к гаражу, а зеленая к автомойке – какая из машинок в данный момент ближе к своей цели?
  • Какая машинка выпрыгнула с трассы дальше всех? Какая на втором месте?
  • Давай посчитаем, каких машинок сейчас на дороге больше: маленьких или больших?

Восьмое

Я считаю, что часть машин в коллекции мальчика должны быть на радиоуправлении. Игры с таким транспортом очень полезны. Управление автомобилем с помощью пульта развивает ориентацию в пространстве, координацию, внимательность, умение концентрироваться.

Рекомендуется покупать машины на радиоуправлении начиная с трёх лет.

***

В общем, автомобили – это очень классные игрушки. Пусть мальчишки играют. Не надо отбирать машинки, чтобы усадить ребёнка за рисование – можно рисовать дорожки и катать по ним машинки. Нет необходимости усаживать ребёнка за стол, чтобы дать ему развивающие задания – задачи можно решать и в процессе игры. Не надо придумывать сюжетно-ролевые игры на другие темы – с машинками можно обыграть множество ситуаций.

Источник