Развитие чувств у ребенка

Развитие чувств у ребенка thumbnail

Первое проявление чувств связано с удовлетворением органических потребностей ребёнка. Доброкачественная пища, удобная тёплая постель, бодрое, здоровое физическое состояние вызывают положительную эмоциональную реакцию ребёнка. Голод, физическое недомогание, неудобное положение, холод вызывают отрицательную эмоциональную реакцию.
Резкое изменение обстановки, потеря равновесия, громкие звуки порождают защитную эмоциональную реакцию страха.
В дальнейшем на основе этих врождённых безусловных эмоциональных реакций образуются новые, условные, например, положительные эмоциональные реакции, которые первоначально вызывались удовлетворением органических потребностей (в пище, в тепле, в удобном положении), впоследствии начинают вызываться видом и голосом матери, постоянно удовлетворявшей эти потребности ребёнка.
Отрицательная реакция, вызванная вначале горьким лекарством, начинает впоследствии вызываться видом дававшего это лекарство врача.
Формирование новых потребностей и интересов является важнейшим условием развития и обогащения детских чувств. По мере того как ребёнок начинает интересоваться не только узким кругом вещей, которые непосредственно связаны с удовлетворением его органической потребности в пище, в тепле, в физическом уходе, и интересы его распространяются на более широкий мир окружающих предметов, явлений и событий, — чувства его становятся сложнее и содержательнее.
Уже к концу первого года жизни ребёнок может испытывать удовольствие от ярко окрашенных предметов, от музыкальных звуков, от игрушек, с которыми можно производить различные действия. Постепенно у ребёнка возникают чувства любви, симпатии к близким людям, сочувствие к их переживаниям или поступкам. Так, годовалый ребёнок сам готов заплакать, когда мать закрывает лицо руками, притворно всхлипывая. Увидев позже её смеющейся, он сам расплывается в улыбке и заливается весёлым смехом.
В процессе усложняющихся взаимоотношений с окружаю щими людьми у преддошкольника создаются более глубокие, более богатые эмоциональные переживания.
Начинают рождаться простейшие моральные переживания. Появляется пока ещё наивное удовлетворение при выполнении требования окружающих: «Я не ел конфеток, которые ты не позволила есть», — с гордостью заявляет матери ребёнок двух с половиной лет. Заметив неодобрительный взгляд взрослого, когда он засовывает палец в рот, тот же ребёнок прекращает это запрещённое действие, и лицо его заливает краска стыда. Таким образом, чувства начинают вызываться не только тем. что просто приятно или неприятно, но и тем, что хорошо или плохо, что соответствует или противоречит требованиям окружающих людей.
У преддошкольника начинают формироваться интеллектуальные чувства. Появляется любознательность. К началу дошкольного возраста ребёнок приходит уже с относительно богатыми эмоциональными переживаниями.
В жизни дошкольника чувства играют огромную роль, в особенности в начале того периода, когда у ребёнка ещё отсутствует умение подчинять свои действия требованиям взрослых. В этом возрасте основной способ заставить ребёнка действовать в определённом направлении, обратить его внимание на тот или иной предмет — это сделать этот предмет эмоционально привлекательным, возбуждающим положительные чувства.
Так, красивые, красочные картинки, с которыми можно играть, побуждают малыша внимательнее их рассматривать, глубже осмыслять их содержание. Благоустроенная умывальная, блистающая чистотой и красиво оформленная, побуждает его более усердно заниматься своим туалетом и быстрее овладевать гигиеническими навыками.
Однако чувства не только оказывают определённое влияние на деятельность дошкольника, они сами изменяются в связи с раз витием деятельности, в связи с формированием в этой деятельности новых потребностей и интересов.
Музыкальные занятия, слушание сказок и художественных рассказов, знакомство с родной природой, драматизированные игры, лепка, рисование развивают у дошкольника эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства. Обязательные занятия и дидактические игры, обогащающие его новыми знаниями, заставляющие напрягать свои умственные силы для решения какой-либо познавательной задачи, развивают у дошкольника различные интеллектуальные чувства. Удивление перед неизвестным, любопытство и любознательность, уверенность или сомнения в своих суждениях, радость от найденного решения — все эти интеллектуальные чувства являются необходимой составной частью мыслительной деятельности.
Наконец, и это самое важное, моральное воспитание, знакомство с жизнью и трудом советских людей, практическое овладение нормами поведения в семье и в коллективе детского сада формируют у дошкольника моральные чувства.
Если у преддошкольника мы можем наблюдать лишь зачатки моральных переживаний, то в дошкольном возрасте, при надлежащем воспитании, они достигают уже более высокой ступени развития.
Восхищение трудовыми подвигами советских людей, чувство отвращения к антиобщественным поступкам, постепенно складывающаяся детская любовь к родине, советскому народу и его великим вождям знаменуют собой тот более высокий этап в развитии чувств, который достигается на протяжении дошкольного возраста.
Развитие чувств у ребёнка связано с глубокими изменениями их физиологических основ.

Развитие чувств у ребенка
Если в начале дошкольного возраста многие эмоциональные реакции протекают под подавляющим господством подкорковых центров, то в дальнейшем всё большее значение приобретает деятельность коры головного мозга.
Возрастающая роль второй сигнальной системы в высшей нервной деятельности ребёнка придаёт его эмоциональным переживаниям более сознательный характер.
Примитивные эмоции, часто наблюдающиеся у младших дошкольников, с характерной для них неустойчивостью, неудержимостью, сменяются более высокими чувствами. Последние характеризуются более глубоким содержанием, осмысленностью и сдержанностью в проявлении.
Ребёнка шести лет не так легко, как малыша, обрадовать какой-либо мелочью и не так легко огорчить каким-либо пустяком. Но если удаётся произвести на старшего дошкольника сильное эмоциональное впечатление, то оно может не угаснуть в течение долгого времени и способно оказать глубокое влияние на его мысли и поступки.
Чувства ребёнка развиваются не сами собой, их развитие решающим образом зависит от окружающих условий, от воспитания.

Читайте также:  Уроки по раннему развитию ребенка 2 года

Источник

  • Развитие от А до Я

Развитие чувств у детей

Развитие чувств у детей происходит в процессе взросления. У ребенка в возрасте до 1 года уже развита эмоциональная сфера. Он может выражать недовольство, радость, страх, но эти эмоции исчезают также быстро, как и появляются. У годовалого малыша эмоциональные реакции более длительные и устойчивые. Крохе уже знакомы чувства привязанности, любви, ревности, обиды. На третьем году жизни внешние проявления этих чувств становятся разнообразнее и эмоциональнее. Малыш хлопает в ладоши от радости, громко ревет, если его обидели, закрывает лицо ладонями, если чего-то боится, смущается и прячется за маму в присутствии незнакомого человека.

По мере того, как ребенок растет, его чувства становятся более рациональными и начинают подчиняться мышлению, а не эмоциям. Одновременно происходит изменение динамики и содержания чувств, которые приобретают большую глубину и становятся устойчивыми. Так происходит формирование высших чувств — познавательных, эстетических, моральных. В дошкольном возрасте у ребенка развивается чувство времени, чувство ритма, чувство цвета, чувство юмора и т. д. Развитию эмоций и чувств способствует общение ребенка со взрослыми и сверстниками, а также все виды осваиваемой им деятельности.

Развитие эстетических чувств у детей

Ребенок и окружающий мирНаблюдая явления и предметы, которые его окружают, ребенок испытывает волнение — предвестник эстетических чувств. Маленьких детей манят яркие цвета и блестящая поверхность, ребятишек постарше привлекают симметричные фигуры, выразительные силуэты, повторяющиеся элементы. По мере того, как ребенок растет и развивается, его восприятие обогащается, а эстетические чувства становятся более глубокими и осознанными.

Трехлетняя модница уже точно знает, какой бант красивый, а какой нет. Одетая в нарядное платьице, она долго вертится перед зеркалом, восхищаясь своим отражением. Увидев, как мама красит ногти, она немедленно требует, чтобы такой же маникюр появился и у нее.

Малышу нравятся приятные запахи. Если раньше взрослые обращали его внимание на красивые цветы, деревья, бабочек, то к трем годам ребенок сам начинает замечать живописные пейзажи.

Эстетические чувства также вызывают красивые предметы обтекаемой формы, к примеру, вазы, статуэтки, различные керамические изделия, картины. Когда ребенок конструирует сам или рассматривает строения, у него формируется чувство пропорции.

Ремонт бытовых холодильников по Москве и области от Холод Групп

Развитие чувства цвета

Восприятие ярких цветов и красивых сочетаний различных оттенков способствует развитию у детей чувства цвета. Недаром малышей как магнитом притягивают ярко-желтые цветкиодуванчиков в зеленой траве, полная луна и светящиеся звезды на фоне темного неба, одежда броских расцветок.

Известно, что цвет способствует развитию органов чувств, оказывая физиологическое и психологическое воздействие на человека. Чувство цвета относится одновременно и к эмоциональной, и к эстетической сфере.

Хорошо развитое чувство цвета помогает ребенку полнее воспринимать краски окружающего мира, его гармонию, что способствует душевному комфорту. При помощи различных цветов в рисовании ребенок учится выражать свои чувства и эмоции.

По мере того, как дети учатся тонко различать цвета и оттенки, у них развивается способность испытывать удовольствие от восприятия красивых цветосочетаний.

Развитие чувства цвета осуществляется в процессе игровой и творческой деятельности: рисования красками и карандашами, просмотра и обсуждения репродукций картин, знакомства с символикой цвета в искусстве.

Заниматься с крохой можно дома самостоятельно, но у опытного педагога больше шансов обнаружить индивидуальные цветовые предпочтения ребенка и помочь ему создать свой собственный выразительный цветовой язык. В ходе занятий малыш учится цветом передавать впечатления от обонятельных, вкусовых и цветовых ощущений, становится более наблюдательным и эмоционально отзывчивым.

Чувство ритма у ребенка

Ребенок слушает музыкуМалыш, который еще не умеет говорить, проявляет признаки оживления, когда слышит звуки ритмичной музыки. Он радостно сучит ручками и ножками, гулит, протягивает руки к источнику звука. Кроха, который умеет ползать или ходить, совершает под музыку ритмичные движения: качает головой, слегка приседает, поворачивается и машет руками. Более подробно о влиянии музыки на развитие ребенка.

При этом прослушивание веселых мелодий способствует не только улучшению настроения малыша, но и формированию у него чувства ритма. Этот процесс идет интенсивнее, если взрослые учат кроху притопывать и прихлопывать в такт музыке, приседать, аккомпанировать музыкальному ритму стуком барабанных палочек, трещоток или игрой на любых других инструментах.

Как показывают исследования, ритмические способности тесно связаны с высшей психической деятельностью и поведенческой регуляцией. Чувство ритма у ребенка развивается параллельно с познавательной сферой, двигательной активностью, развитием эмоциональной и речевой сфер. Малыш, который чутко улавливает ритм, быстрее учится говорить правильно.

Читайте также:  Особенности личностного развития ребенка и методы его исследования

Формирование ритмических способностей происходит при взаимодействии слуха, зрения и движения. Заниматься с ребенком рекомендуется с самого раннего возраста. Развитию чувства ритма у детей способствует прослушивание приятных мелодий, подбор рифм к стихам, занятия танцами, специальные игры и упражнения, к примеру, игра на синтезаторе.

Занятия ритмикой, на которые можно записать ребенка в специальную студию, развивают лингвистические способности, музыкальный вкус, творческую активность, помогают раскрепоститься застенчивым деткам. Благодаря музыке ребенок учится правильно произносить слова, свободно выражать свои эмоции, координировать движения. Активные детки получают на занятиях необходимую эмоциональную и физическую разрядку.

У детей с задержкой психического развития музыкальные занятия способны выступить одной из форм коррекции отклонений в эмоционально-волевой, познавательно-речевой и двигательной сферах. Развитие чувства ритма утакихдетейсоздает благоприятные условия для социальной адаптации, рождает новые креативные потребности и предоставляет способы их удовлетворения.

Развитие у детей чувства времени

Ребенок и часыЧем старше становится ребенок, тем более сложные чувства у него развиваются. К их числу относится и чувство времени. Умение следить за течением времени и рационально его использовать пригодится ребенку с началом учебы в школе. Но научить малыша чувствовать время и ориентироваться в его течении лучше заранее.

Чувство времени побуждает ребенка быть более организованным, пунктуальным, собранным. Пространственно-временная ориентировка является важным условием развития мышления и усвоения знаний. Первоклашки должны уметь работать в одном временном ритме, выполнять задание за отведенное время, вовремя садиться за приготовление домашних уроков. Одним словом, детям нужно научиться все успевать, а без развитого чувства времени это невозможно.

Упражнения по развитию у ребенка чувства времени направлены на умение определять и чувствовать ограниченные временные отрезки. Чаще обращайте внимание малыша на длительность различных временных интервалов. Показывайте, что можно успеть за пять минут, а на что может потребоваться несколько часов. Научите ребенка пользоваться часами, и все его действия (просмотр мультиков, прием пищи, купание, прогулки, поход в парк и т. д.) соотносите с определенным временным интервалом. Помочь развить чувство времени могут также песочные часы. Пусть малыш выполнит определенные действия (например, соберет узор из геометрических фигур) за несколько минут (одну, две, пять). Постепенно кроха начнет чувствовать время без оглядки на часы.

Развитие чувства юмора

Дети не рождаются с чувством юмора. Оно развивается у них в ходе общения со взрослыми и сверстниками. Чувство юмора способствует развитию интеллекта у детей, а смех помогает эмоциональной разрядке, позволяет по-новому взглянуть на сложную ситуацию, сближает людей. Отсутствие у ребенка чувства юмора может свидетельствовать о заторможенности его эмоционального и интеллектуального развития.

Родители должны на собственном примере показывать, как и над чем нужно шутить. Учите малыша подмечать в явлениях комические стороны, противоречия. Лучше всего это делать при совместном просмотре мультфильмов и сказок, рассматривании комиксов, чтении забавных историй и рассказов. Кроха должен также уметь смеяться не только над другими, но и над собой, чувствовать комизм ситуации. Но при этом учите его отличать смешное от обидных насмешек, которые могут кому-то причинить страдания.

Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки 😉
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉

Gnomik.ru
©

Источник

Оксана Юсупова, детский и подростковый психолог

Надо ли развивать у детей эмоциональную сферу? Зачем учить чувствовать себя, распознавать свои эмоции, зачем уметь чувствовать других? Самый главный ответ — это для их здоровья.

Как дети начинают подавлять чувства?

Дети до 3 лет очень хорошо умеют чувствовать себя и чувствовать окружающих. С одним человеком ребенок идет на контакт, с другим — нет. Они четко знают, чего они хотят, и переубедить в обратном их бывает очень сложно. Дети этого возраста умеют жить в свое удовольствие.

А с появлением садиков, школы в жизни детей это умение чувствовать себя не развивается, а наоборот, притупляется. Т.е. дети понимают, что какие-то сферы в жизни стоит развивать, а какие-то нет. И, к сожалению, умение чувствовать себя не развивается в рамках образовательной системы.

Но от этого эмоции и чувства ребенок не перестает испытывать. Просто он не разрешает их себе проявлять или даже чувствовать.

Да, дети уже в 4-5 лет могут запрещать себе злиться на кого-либо. И эта злость, которая появилась внутри как нормальная ответная реакция на какое-то неприятное событие, не выходит наружу, не перерабатывается, не осознается. Она блокируется внутри и ощущается ребенком как непонятный дискомфорт.

Представьте, вы надели туфли, которые вам давят, вы ходите, но испытываете дискомфорт. И в таком состоянии вы продолжаете работать, общаться с людьми, со своими любимыми. Но постоянно внутри вас ДИСКОМФОРТ. И, конечно, это отражается на вашем самочувствии, на вашей реакции на события, вы становитесь более раздраженными, срываетесь на собеседников.

Так же и дети, когда испытывают внутренний дискомфорт от непроработанных переживаний и эмоций, неосознанно ведут себя более вспыльчиво, агрессивно или капризно. Они чувствуют, что что-то не так, но не могут понять, в силу своего возраста, что именно с ними происходит и что делать.

Читайте также:  Конструктор и развитие ребенка

Иногда эти эмоции влекут за собой реальное ухудшение здоровья.

Поэтому, прежде чем давать детям кучи лекарств, водить по врачам, иногда лучше сходить на одну консультацию к профессиональному психологу, который сможет увидеть его эмоциональное состояние и помочь без лекарств восстановить здоровье.

Как учить детей чувствовать себя и других?

Давайте вспомним, как маленький ребенок учится говорить, как знакомится с окружающим миром.

Взрослые сначала рассказывают ему про то, что его окружает, какое оно, какие звуки издает, к каким последствиям приводит.

«Это собачка. Она лает. Гав-гав», «Это стол — он твердый», «Это снег — он холодный» и т.д.

Точно так же надо начинать знакомить детей с эмоциями. Показывать их, называть, объяснять, как они ощущается, что его вызывает, что нормально испытывать разные эмоции.

«Мама расстроена», «папа устал», «ты радуешься / грустишь / злишься …»

Конечно, взрослым нужно начинать с себя. Сначала у себя научиться замечать эмоции и чувства, а потом помогать ребенку их отслеживать. Но это в идеале. В реальности — можно развивать эмоциональную сферу вместе с детьми.

Главный момент — мы констатируем эмоции без оценки. Не хорошо или плохо. А называем как факт, как данность, что такая эмоция сейчас возникла.

Это непросто. Не у каждого взрослого получается принимать негативные эмоции как факт и не выражать свое отношение к ним.

Есть волшебная фраза: «Это нормально! Я тоже в такой ситуации…» и продолжаете по обстоятельствам. Она поможет и родителю вспомнить, что появление эмоций в ответ на какое-то событие — это норма. И детям привыкать к тому, что эмоции — это хорошо. Все эмоции — это естественная реакция организма на события во внешнем мире.

Что происходит, когда родители разделяют эмоции на хорошие / плохие и ругают детей за проявление «плохих»? Дети воспринимают это так: «Когда я испытываю плохую эмоцию — я плохой!»

И, как следствие, начинают у себя отрицать проявление негативных эмоций, ругают себя за них, злятся на себя, боятся тоже стать плохими, нелюбимыми и ненужными родителям.

Какие эмоции отрицают дети?

У разных детей разные эмоции попадают в разряд плохих, но чаще всего это: ревность, агрессия, страх. Иногда у мальчиков это забота, любовь.

Но эмоции, если появляются, не исчезают сами собой. Они остаются в теле в виде блоков, с которыми ребенок и идет во взрослую жизнь…

Знакомство с эмоциями, понимание, что испытывать их нормально – это первый и очень важный этап. Здесь нам помогут два несложных упражнения:

1. «Называть эмоции»

Каждый день называйте ребенку свои чувства, эмоции, эмоции других людей, называйте чувства, которые он сейчас испытывает, чувства, эмоции, которые испытывает персонаж мультфильма, фильма.

«Я вижу, ты сейчас злишься. Это нормально. Я тоже иногда злюсь».

«Малыш, я сейчас раздражена (объясните причину). Давай через 30 минут поговорим.»

«Папа радуется», «Бабушка уставшая», «Пес испугался», «Лунтик огорчен» и т.д.

Задавайте ему вопросы:

«Что у тебя сегодня в школе было самого смешного/грустного/странного?»

Уже через несколько дней, вы заметите, как дети станут быстрее находить и называть свои эмоции, будут нормально реагировать на эмоциональные состояния родителей.

2. «Угадай эмоцию»

Играть можно вдвоем, а можно всей семьей, с друзьями.

Сначала один человек показывает без слов эмоцию, а остальные должны угадать, что это.Для детей можно подготовить список эмоций, чувств, состояний, чтобы им было легче показывать.

Начиная развивать эмоциональную сферу в детстве, дети научатся быть более внимательными к себе. Они будут лучше чувствовать других людей — кому доверять, кому нет. А многие поведенческие проблемы будут решаться легче и быстрее.

Еще больше полезных советов для родителей на портале «Психология эффективной жизни».

А после подписки на сайте psy.systems каждый месяц совершенно бесплатно вы будете получать журнал с интересными и актуальными статьями — присоединяйтесь к нашему сообществу умных и активных людей!

Источник