Развитие бытовой сферы у ребенка
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте
В младенчестве ребенок проходит эмоциональный этап в освоении бытовой деятельности, когда главным образом формируется положительное отношение к ней. В раннем детстве это так называемый операционно-технический этап, так как осваивается большинство культурно-гигиенических навыков. Дошкольный возраст – это период освоения норм, связанных с правилами поведения в быту.
Дошкольник 3-4 лет осознает необходимость выполнения культурно-гигиенических требований к предстоящей деятельности: «Надо мыть руки, потому что потом будем есть». Для детей этого возраста очень важным является мотив своей внешней привлекательности: «Надо причесываться, чтобы красивым быть». Выразить в речи составляющую навык последовательность операций, условия их выполнения младшие дошкольники еще затрудняются. Легче они выделяют предметы, необходимые для проведения бытового процесса, например для умывания – мыло, полотенце и вода. Малыша по-прежнему привлекает сам бытовой процесс. Но особенно значимым
становится выполнение действий в правильной последовательности, потому что ее положительно оценивает взрослый.
Приведем в качестве примера наблюдение за Ваней К. (3 года 9 мес).
Ваня К. подходит к раковине, открывает кран, обращается к Ксюше Н.: Дали уже воду, да, Ксюша?
Настя: Где мое полотенце?
Ваня: Там вот висит.
Ваня намыливает руки, затыкает кран рукой, смеется, отворачивается от брызг. Подходит Катя.
Ваня быстро смывает пену с рук, обращаясь к Кате: Я уже все. Вот, иди, вот (показывает на раковину).
Подходит к полотенцу, рассматривает свою картинку, вытирает руки, не снимая полотенца, выбегает из туалетной комнаты.
У детей 4-5 лет понимание необходимости бытовых процедур становится более обобщенным, приобретая перспективную направленность: «Спать надо, чтобы быстрее расти и быть сильным».
Характерно, что дети среднего дошкольного возраста могут описать в речи последовательность действий при выполнении бытового процесса и назвать необходимые для его выполнения предметы. Они контролируют поведение друг друга в бытовой деятельности, делают сверстникам замечания, хотя сами нередко правила не соблюдают.
Приведем пример наблюдения за Аленой М. (4 года).
Воспитатель: Ребята, сегодня нам на завтрак приготовили рисовую кашу, чай с молоком и булочку с маслом. Приятного аппетита.
Алена М. (вместе со всеми): Спасибо! (Берет ложку в правую руку, пододвигает поближе тарелку, приговаривает негромко.) Кашка, кашка!.. (Обращается к соседке по столу Свете Н.) А мне мама вчера сварила кашку! (Поворачивается в сторону соседнего стола, к Артему Г.) За столом не разговаривают. Слышишь меня! Нельзя же! (Доедает кашу, кладет ложку на тарелку, придвигает чашку, берет булочку, откусывает, запивает. Ставит чашку и тарелку на угол стола.) Спасибо! (Протяжно, громко. Встает, задвигает за собой стул, уходит.)
В 5-7 лет ребенок начинает понимать объективность требований взрослых. Старший дошкольник осознает, что для установления взаимоотношений с другими детьми следует подчиняться правилам. А соблюдая их, он демонстрирует уважение к окружающим: «Надо причесываться, чтобы не ходить лохматым. А то все красивые, а ты нет. Тебе стыдно будет», – утверждает Ксюша В. (6 лет 7 мес.).
Для старших дошкольников важное значение имеет качественное выполнение действий: не просто вымыть руки, а вымыть чисто.
Проиллюстрируем вышесказанное на примере наблюдения за Машей К. (6 лет 11 мес.).
Воспитатель: Дети, быстренько моем ручки и садимся обедать!
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте
Маша заходит в туалетную комнату, берет мыло, намыливает руки, рассматривает их, кладет мыло, смывает пену водой, смотрит на руки: Вроде чистые. (Обращается с вопросом к Денису.) Чистые? (Закрывает кран, вытирает руки, садится за стол.)
Очень важно аргументировать любое требование взрослого по отношению к дошкольнику. Такая аргументация повышает легкость и быстроту освоения навыков. Немотивированные указания, которым дети успешно следовали в более раннем возрасте, уже, как правило, недейственны. В том случае, если взрослый понижает по отношению к дошкольнику требовательность при выполнении бытовых процессов, а объяснение их значимости и необходимости подменяет формальным контролем, выясняя, вымыл ли ребенок руки, доел ли суп, возможна ситуация, когда сформированный навык может разрушиться.
В дошкольном возрасте у ребенка расширяется круг культурно-гигиенических навыков, совершенствуются способы выполнения бытовых действий и изменяется их структура. Дети, как правило, хорошо ведут себя за столом, контролируют свой внешний вид, чистоту тела, умеют самостоятельно замечать и устранять неполадки в своем внешнем виде.
Культурно-гигиенические навыки выступают как важная составная часть культуры поведения (С.В.Петерина). Действия ребенка все более автоматизируются, а его сознание освобождается для анализа условий, в которых они протекают, и для контроля за качеством их выполнения. Навыки усложняются и постепенно превращаются в системы поведения. Например, на протяжении всего дошкольного возраста культурногигиенические навыки все больше объединяются с трудовыми. Теперь ребенок следит за чистотой одежды и приводит ее в порядок, самостоятельно подготавливает условия для бытового процесса.
Ребенок регулирует свое поведение в соответствии со сформированным представлением о способе поведения в бытовых процессах.
Высокое качество выполнения одного действия приносит ребенку удовлетворение и позволяет перейти к другому. Поэтому он сначала раздевается после прогулки, потом идет мыть руки и после этого садится обедать. И если сначала действие побуждалось мотивом, лежащим вне его, например в требовании взрослого или в понимании необходимости его выполнения, то потом мотивом становится сама потребность выполнить действие.
Приведем пример из наблюдения за Леной Д. (4 года). Лена подходит к шкафчику, открывает его, развязывает шарф, расстегивает пуговицы и снимает шубу, варежки отдает воспитателю, замечает: “Мокрые». Вешает шубу на дверцу шкафчика, снимает шапку и вешает ее на крючок. Снимает сапоги, ставит их в шкаф, снимает свитер, кладет в шкаф, берет расческу и расчесывает волосы, напевая. Кладет расческу в шкаф, снимает рейтузы, носки и колготки, складывает их и кладет в шкаф. Надевает гольфы и сандалии, поправляет платье, подходит к Ане, которая одета и сидит на стуле: «Аня, вставай, сейчас не успеешь раздеться. Давай, и тебе развяжу». Развязывает Ане шапку, кладет в шкаф, помогает снять шубу и валенки, складывает одежду в шкаф. Открывает шкаф,
находящийся рядом: «Ну, что такое! (возмущенно). Как положил колготки! (Встряхивает колготки, складывает и кладет на полку, поднимает шапку и вешает на крючок.). Все! Пошла мыть руки» (закрывает шкафчик и уходит в группу).
Таким образом, освоенные культурно-гигиенические навыки превращаются в привычки действия, выполнение которых стало потребностью. Необходимыми условиями формирования привычек выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известную самостоятельность.
Привычки выполнять требования личной гигиены и культурного поведения проявляются в разных жизненных ситуациях. А бытовые процессы выполняются без напоминания взрослых. Постепенно возрастает сознательное отношение к своему поведению и контроль за ним. То есть дошкольник переходит от импульсивного поведения к личностному, произвольно регулируемому на основе усвоенного образца. Поэтому дети 6-7 лет могут самостоятельно выполнять бытовые процессы. Режим дня в дошкольном возрасте продолжает играть важнейшую роль в организации бытовой деятельности и усвоении правил поведения.
Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в дошкольном возрасте:
– формируется осознание необходимости выполнять бытовые процессы, исходя из личной и общественной значимости их;
– происходит осознание нравственных норм, определяющих поведение в бытовой деятельности;
– изменяются и усложняются культурно-гигиенические навыки, образуя системы поведения в быту;
– складываются первые бытовые привычки;
– ребенок начинает соблюдать культурно-гигиенические навыки по собственной инициативе.
Источник
Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать, купаться, умываться и т.п.) напрямую влияют на самооценку ребенка и являются важным шагом на пути его независимости.
Обучение навыкам самообслуживания позволяет аффективно решить задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Бытовые навыки ребенка к трем (3) месяцам:
– входит в четкий ритм ночного и дневного сна
– губами пьёт с ложки воду
– любит водные процедуры (купание)
Бытовые навыки ребенка к шести (6) месяцам:
– придерживает грудь мамы (бутылочку) во время сосания
– подносит бутылочку ко рту, удерживает во время сосания
– раскрывает рот перед ложкой, снимает пищу губами, ест с ложки полугустую пищу.
Бытовые навыки ребенка к девяти (9) месяцам:
– тянет руки к подносимой чашке
-поддерживает чашку снизу двумя руками, направляет ко рту, пьёт
-знает назначение отдельных предметов: чашка, ложка, бутылочка, расческа
Бытовые навыки ребенка к двенадцати (12) месяцам:
– пьет из чашки, придерживая её руками
– откусывает и жует хлеб, печенье
– поднимает руку/ногу при одевании, раздевании (по просьбе взрослого)
-приносит свои вещи при одевании (знает их названия)
– тянет руки к воде при умывании, «вытирается» полотенцем
– недоволен при нарушении опрятности (просится на горшок характерными звуками)
– знает имена близких взрослых (смотрит в сторону названного человека)
– выполняет просьбу: «положи», «отдай», «отнеси», «закрой», «открой»
– знает названия своей одежды, предметов быта (показывает)
Бытовые навыки ребенка к одному году (1) и трем (3) месяцам:
– пьет из чашки (немного)
– держит ложку в кулачке, опускает в густую пищу, набирает немного и доносит до рта, ест (взрослый докармливает)
– вытирает руки, лицо при умывании
– начинает просить на горшок
– понимает многие названия знакомых игрушек, окружающих предметов, знает имена близких взрослых, названия одежды, обозначения действий, некоторых бытовых ситуаций
Бытовые навыки ребенка к одному году (1) и шести (6) месяцам:
– выполняет знакомые бытовые действия по просьбе взрослого (положи, отнеси, накрой и др.)
– держит в кулачке ложку, есть частично полужидкую и жидкую пищу
– пьет из чашки, почти не проливая
– отрицательно относится к нарушению опрятности. Сообщает о физиологических потребностях
– спокойно относится к умыванию
– самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке
Бытовые навыки ребенка к одному году (1) и девяти (9) месяцам:
– самостоятельно есть любую пищу
– ест с хлебом
– ест только из своей тарелки
– самостоятельно снимает (стягивает) шапку, обувь
– частично одевается (натягивает шапку, надевает туфельки)
– обращает внимание на грязное лицо, руки – контролирует физиологические потребности (заранее сообщает взрослому характерным словом)
– проявляет желание многое делать самостоятельно
– знает место хранения одежды, игрушек, книг и др.вещей
Бытовые навыки ребенка к двум (2) годам:
– ест аккуратно, не обливаясь
– при умывании трет ладони, часть лица
– вытирается с помощью взрослого
– самостоятельно одевается (натягивает носочки, шапку, обувь (с небольшой помощью взрослого))
– частично раздевается
– знает место хранения одежды, обуви, посуды, игрушек
– пользуется носовым платком (при напоминании)
– контролирует физиологические потребности
– говорит: «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуйте» в индивидуальном произношении
Бытовые навыки ребенка к двум (2) годам и шести (6) месяцам:
– одевается и раздевается с помощью взрослого
– расстегивает несколько пуговиц
– застегивает одну – две пуговицы
– сообщает о физиологических потребностях
– отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?» (полностью/упрощенно)
Бытовые навыки ребенка к двум (3) годам:
– одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого
– раздевается самостоятельно, складывает свою одежду перед сном
– застегивает несколько пуговиц
– завязывает (связывает) шнурки
– знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение
– выполняет поручение из двух-трех действий
– может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем
– замечает беспорядок в своей одежде
– пользуется носовым платком
– вытирает ноги при входе в квартиру
– регулирует свои физиологические потребности
– ест аккуратно
– держит ложку за конец ручки
– пользуется салфеткой
– не выходит из-за стола до конца еды
– не мешает за столом другим
– говорит «спасибо», здоровается и прощается.
Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ “ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА”
ОТДЕЛЕНИЕ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА
Развитие бытовых навыков детей раннего возраста
Психолог ОРВ Ю.И.Наумова
Источник
ТОП 10:
Период раннего детства наиболее благоприятен для формирования культурно-гигиенических навыков, которые тесно связаны с ведущей в этом возрасте деятельностью — предметной. В этот период малыша более всего интересуют функции, назначение предметов, в том числе и включенных в бытовые процессы. Ребенок старается узнать, как можно действовать с предметами, для
чего они предназначены. Он уясняет, что для умывания нужно научиться пользоваться мылом и полотенцем, для еды — ложкой. Такое знание открывает малышу бытовую сторону мира взрослых, помогает формированию культурно-гигиенических навыков. Можно сказать, что освоение бытовых навыков в раннем детстве совпадает с основной линией психического развития — становлением предметной деятельности, освоением действий с предметами.
Бытовые процессы привлекают малыша и в силу еще одной причины. Их освоение позволяет ему (в известных пределах) удовлетворять возрастное стремление к самостоятельности. Дошкольника бытовая деятельность привлекает меньше, поскольку его самоутверждение и самореализацию обеспечивают другие виды деятельности, в частности игра, труд, рисование, которыми малыш в раннем детстве не владеет. В раннем возрасте сфера проявления самостоятельности очень ограничена. Поэтому ребенок стремится сам выполнять бытовые процессы.
Напомним, что навык — это частично автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений. Он характеризуется высокой степенью освоения и отсутствием поэлементного контроля. Для того чтобы у ребенка выработался навык, взрослый показывает ему каждую операцию, составляющую действие, и, комментируя ее, отмечает предметы и условия, в которых она протекает. Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Например, берет его руки в свои, намыливает и подставляет под струю воды. Так у ребенка складывается сенсомоторный образ действия, а также образ составляющих действие операций и условий, в которых оно протекает. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат. При формировании навыков ребенок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться.
Культурно-гигиенические навыки направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, малыш осознает самого себя. У него формируется представление о собственном теле. При одевании и умывании ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих,в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести его в порядок. То есть у малыша формируется потребность в чистоте и опрятности.
Формирование культурно-гигиенических навыков связано с использованием соответствующих предметов: мыла, полотенца, ложки, чашки и т.д. При правильном отношении взрослого к этим вещам и ребенок бережно к ним относится. Малыш складывает
одежду, расправляет полотенце, вешает его на крючок, аккуратно ведет себя за столом.
В период от года до трех лет у малыша закладываются основы культуры поведения. Он осваивает правила поведения в быту: например, не мешать другим во время еды, есть спокойно, не отвлекаясь; не выходить из-за стола до окончания еды; спокойно подождать, пока подадут следующее блюдо; говорить «спасибо» после еды.
Постепенно ребенку становится понятным смысл соблюдения тех правил, последствия выполнения или нарушения которых он наглядно видит: не сложил одежду перед сном — она помялась, стала некрасивой. В основном освоение правил происходит в ходе приучения, когда взрослый систематически выдвигает требования и контролирует их выполнение, которое подкрепляет положительной оценкой. Так навыки превращаются в привычки — действия, выполнение которых становится потребностью.
В быту малыш встречается с разнообразными предметами и явлениями, которые наталкивают его на первые открытия, стимулируют познавательные интересы и любознательность. Ребенок видит, что полотенце было сухим, а когда вытерли руки, оно стало мокрым; мыло было большим, а после употребления уменьшилось. Если взрослый постоянно обращает внимание ребенка на подобные преобразования предметов, малыш скоро начинает замечать все, на его взгляд, необычное и пытаться объяснить, установить простейшие причинно-следственные связи.
Особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте:
— бытовые процессы способствуют расширению сферы самостоятельности ребенка;
— у малыша формируются культурно-гигиенические навыки (приема пищи, одевания, умывания, опрятности и пр.), которые в дальнейшем составят основу сложных форм поведения;
— формируется потребность выполнять бытовые процедуры, потребность в чистоте и опрятности;
— ребенок начинает осваивать правила поведения в бытовой деятельности;
— у малыша складываются личностные качества, связанные с отношением к самому себе (опрятность), к вещам (аккуратность), к другим людям (дисциплинированность) и кделу (целеустремленность).
Источник