Развитие бытовой сферы у ребенка

Развитие бытовой сферы у ребенка thumbnail

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте

В младенчестве ребенок проходит эмоциональный этап в освоении бытовой деятельности, когда главным образом формируется положительное отношение к ней. В раннем детстве это так называемый операционно-технический этап, так как осваивается большинство культурно-гигиенических навыков. Дошкольный возраст – это период освоения норм, связанных с правилами поведения в быту.

Дошкольник 3-4 лет осознает необходимость выполнения культурно-гигиенических требований к предстоящей деятельности: «Надо мыть руки, потому что потом будем есть». Для детей этого возраста очень важным является мотив своей внешней привлекательности: «Надо причесываться, чтобы красивым быть». Выразить в речи составляющую навык последовательность операций, условия их выполнения младшие дошкольники еще затрудняются. Легче они выделяют предметы, необходимые для проведения бытового процесса, например для умывания – мыло, полотенце и вода. Малыша по-прежнему привлекает сам бытовой процесс. Но особенно значимым

становится выполнение действий в правильной последовательности, потому что ее положительно оценивает взрослый.

Приведем в качестве примера наблюдение за Ваней К. (3 года 9 мес).

Ваня К. подходит к раковине, открывает кран, обращается к Ксюше Н.: Дали уже воду, да, Ксюша?

Настя: Где мое полотенце?

Ваня: Там вот висит.

Ваня намыливает руки, затыкает кран рукой, смеется, отворачивается от брызг. Подходит Катя.

Ваня быстро смывает пену с рук, обращаясь к Кате: Я уже все. Вот, иди, вот (показывает на раковину).

Подходит к полотенцу, рассматривает свою картинку, вытирает руки, не снимая полотенца, выбегает из туалетной комнаты.

У детей 4-5 лет понимание необходимости бытовых процедур становится более обобщенным, приобретая перспективную направленность: «Спать надо, чтобы быстрее расти и быть сильным».

Характерно, что дети среднего дошкольного возраста могут описать в речи последовательность действий при выполнении бытового процесса и назвать необходимые для его выполнения предметы. Они контролируют поведение друг друга в бытовой деятельности, делают сверстникам замечания, хотя сами нередко правила не соблюдают.

Приведем пример наблюдения за Аленой М. (4 года).

Воспитатель: Ребята, сегодня нам на завтрак приготовили рисовую кашу, чай с молоком и булочку с маслом. Приятного аппетита.

Алена М. (вместе со всеми): Спасибо! (Берет ложку в правую руку, пододвигает поближе тарелку, приговаривает негромко.) Кашка, кашка!.. (Обращается к соседке по столу Свете Н.) А мне мама вчера сварила кашку! (Поворачивается в сторону соседнего стола, к Артему Г.) За столом не разговаривают. Слышишь меня! Нельзя же! (Доедает кашу, кладет ложку на тарелку, придвигает чашку, берет булочку, откусывает, запивает. Ставит чашку и тарелку на угол стола.) Спасибо! (Протяжно, громко. Встает, задвигает за собой стул, уходит.)

В 5-7 лет ребенок начинает понимать объективность требований взрослых. Старший дошкольник осознает, что для установления взаимоотношений с другими детьми следует подчиняться правилам. А соблюдая их, он демонстрирует уважение к окружающим: «Надо причесываться, чтобы не ходить лохматым. А то все красивые, а ты нет. Тебе стыдно будет», – утверждает Ксюша В. (6 лет 7 мес.).

Для старших дошкольников важное значение имеет качественное выполнение действий: не просто вымыть руки, а вымыть чисто.

Проиллюстрируем вышесказанное на примере наблюдения за Машей К. (6 лет 11 мес.).

Воспитатель: Дети, быстренько моем ручки и садимся обедать!

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте 

Маша заходит в туалетную комнату, берет мыло, намыливает руки, рассматривает их, кладет мыло, смывает пену водой, смотрит на руки: Вроде чистые. (Обращается с вопросом к Денису.) Чистые? (Закрывает кран, вытирает руки, садится за стол.)

Очень важно аргументировать любое требование взрослого по отношению к дошкольнику. Такая аргументация повышает легкость и быстроту освоения навыков. Немотивированные указания, которым дети успешно следовали в более раннем возрасте, уже, как правило, недейственны. В том случае, если взрослый понижает по отношению к дошкольнику требовательность при выполнении бытовых процессов, а объяснение их значимости и необходимости подменяет формальным контролем, выясняя, вымыл ли ребенок руки, доел ли суп, возможна ситуация, когда сформированный навык может разрушиться.

В дошкольном возрасте у ребенка расширяется круг культурно-гигиенических навыков, совершенствуются способы выполнения бытовых действий и изменяется их структура. Дети, как правило, хорошо ведут себя за столом, контролируют свой внешний вид, чистоту тела, умеют самостоятельно замечать и устранять неполадки в своем внешнем виде.

Культурно-гигиенические навыки выступают как важная составная часть культуры поведения (С.В.Петерина). Действия ребенка все более автоматизируются, а его сознание освобождается для анализа условий, в которых они протекают, и для контроля за качеством их выполнения. Навыки усложняются и постепенно превращаются в системы поведения. Например, на протяжении всего дошкольного возраста культурногигиенические навыки все больше объединяются с трудовыми. Теперь ребенок следит за чистотой одежды и приводит ее в порядок, самостоятельно подготавливает условия для бытового процесса.

Ребенок регулирует свое поведение в соответствии со сформированным представлением о способе поведения в бытовых процессах.

Высокое качество выполнения одного действия приносит ребенку удовлетворение и позволяет перейти к другому. Поэтому он сначала раздевается после прогулки, потом идет мыть руки и после этого садится обедать. И если сначала действие побуждалось мотивом, лежащим вне его, например в требовании взрослого или в понимании необходимости его выполнения, то потом мотивом становится сама потребность выполнить действие.

Приведем пример из наблюдения за Леной Д. (4 года). Лена подходит к шкафчику, открывает его, развязывает шарф, расстегивает пуговицы и снимает шубу, варежки отдает воспитателю, замечает: “Мокрые». Вешает шубу на дверцу шкафчика, снимает шапку и вешает ее на крючок. Снимает сапоги, ставит их в шкаф, снимает свитер, кладет в шкаф, берет расческу и расчесывает волосы, напевая. Кладет расческу в шкаф, снимает рейтузы, носки и колготки, складывает их и кладет в шкаф. Надевает гольфы и сандалии, поправляет платье, подходит к Ане, которая одета и сидит на стуле: «Аня, вставай, сейчас не успеешь раздеться. Давай, и тебе развяжу». Развязывает Ане шапку, кладет в шкаф, помогает снять шубу и валенки, складывает одежду в шкаф. Открывает шкаф,

находящийся рядом: «Ну, что такое! (возмущенно). Как положил колготки! (Встряхивает колготки, складывает и кладет на полку, поднимает шапку и вешает на крючок.). Все! Пошла мыть руки» (закрывает шкафчик и уходит в группу).

Таким образом, освоенные культурно-гигиенические навыки превращаются в привычки действия, выполнение которых стало потребностью. Необходимыми условиями формирования привычек выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известную самостоятельность.

Привычки выполнять требования личной гигиены и культурного поведения проявляются в разных жизненных ситуациях. А бытовые процессы выполняются без напоминания взрослых. Постепенно возрастает сознательное отношение к своему поведению и контроль за ним. То есть дошкольник переходит от импульсивного поведения к личностному, произвольно регулируемому на основе усвоенного образца. Поэтому дети 6-7 лет могут самостоятельно выполнять бытовые процессы. Режим дня в дошкольном возрасте продолжает играть важнейшую роль в организации бытовой деятельности и усвоении правил поведения.

Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в дошкольном возрасте:

– формируется осознание необходимости выполнять бытовые процессы, исходя из личной и общественной значимости их;

– происходит осознание нравственных норм, определяющих поведение в бытовой деятельности;

– изменяются и усложняются культурно-гигиенические навыки, образуя системы поведения в быту;

– складываются первые бытовые привычки;

– ребенок начинает соблюдать культурно-гигиенические навыки по собственной инициативе.

Источник

Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать, купаться, умываться и т.п.) напрямую влияют на самооценку ребенка и являются важным шагом на пути его независимости.

        Обучение навыкам самообслуживания позволяет аффективно решить задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

        Бытовые навыки ребенка к трем (3) месяцам:

– входит в четкий ритм ночного и дневного сна

– губами пьёт с ложки воду

– любит водные процедуры (купание)

        Бытовые навыки ребенка к шести (6) месяцам:

– придерживает грудь мамы (бутылочку) во время сосания

– подносит бутылочку ко рту, удерживает во время сосания

– раскрывает рот перед ложкой, снимает пищу губами, ест с ложки полугустую пищу.

        Бытовые навыки ребенка к девяти (9) месяцам:

– тянет руки к подносимой чашке

-поддерживает чашку снизу двумя руками, направляет ко рту, пьёт

-знает назначение отдельных предметов: чашка, ложка, бутылочка, расческа

              Бытовые навыки ребенка к двенадцати (12) месяцам:

– пьет из чашки, придерживая её руками

– откусывает и жует хлеб, печенье

– поднимает руку/ногу при одевании, раздевании (по просьбе взрослого)

-приносит свои вещи при одевании (знает их названия)

 – тянет руки к воде при умывании, «вытирается» полотенцем

 – недоволен при нарушении опрятности (просится на горшок характерными звуками)

 – знает имена близких взрослых (смотрит в сторону названного человека)

– выполняет просьбу: «положи», «отдай», «отнеси», «закрой», «открой»

– знает названия своей одежды, предметов быта (показывает)

             Бытовые навыки ребенка к одному году (1) и трем (3) месяцам:

– пьет из чашки (немного)

– держит ложку в кулачке, опускает в густую пищу, набирает немного и доносит до рта, ест (взрослый докармливает)

– вытирает руки, лицо при умывании

– начинает просить на горшок

– понимает многие названия знакомых игрушек, окружающих предметов, знает имена близких взрослых, названия одежды, обозначения действий, некоторых бытовых ситуаций

           Бытовые навыки ребенка к одному году (1) и шести (6) месяцам:

– выполняет знакомые бытовые действия по просьбе взрослого (положи, отнеси, накрой и др.)

– держит в кулачке ложку, есть частично полужидкую и жидкую пищу

– пьет из чашки, почти не проливая

– отрицательно относится к нарушению опрятности. Сообщает о физиологических потребностях

– спокойно относится к умыванию

 – самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке

          Бытовые навыки ребенка к одному году (1) и девяти (9) месяцам:

– самостоятельно есть любую пищу

– ест с хлебом

– ест только из своей тарелки

– самостоятельно снимает (стягивает) шапку, обувь

– частично одевается (натягивает шапку, надевает туфельки)

– обращает внимание на грязное лицо, руки – контролирует физиологические потребности (заранее сообщает взрослому характерным словом)

– проявляет желание многое делать самостоятельно

– знает место хранения одежды, игрушек, книг и др.вещей

            Бытовые навыки ребенка к двум (2) годам:

– ест аккуратно, не обливаясь        

– при умывании трет ладони, часть лица

– вытирается с помощью взрослого

– самостоятельно одевается (натягивает носочки, шапку, обувь (с небольшой помощью взрослого))

– частично раздевается

– знает место хранения одежды, обуви, посуды, игрушек

– пользуется носовым платком (при напоминании)

– контролирует физиологические потребности

– говорит: «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуйте» в индивидуальном произношении

         Бытовые навыки ребенка к двум (2) годам и шести (6) месяцам:

– одевается и раздевается с помощью взрослого

– расстегивает несколько пуговиц

– застегивает одну – две пуговицы

– сообщает о физиологических потребностях

– отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?» (полностью/упрощенно)

Бытовые навыки ребенка к двум (3) годам:

– одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого

– раздевается самостоятельно, складывает свою одежду перед сном

– застегивает несколько пуговиц

– завязывает (связывает) шнурки

– знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение

– выполняет поручение из двух-трех действий

– может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем

– замечает беспорядок в своей одежде

– пользуется носовым платком

– вытирает ноги при входе в квартиру

– регулирует свои физиологические потребности

– ест аккуратно

– держит ложку за конец ручки

– пользуется салфеткой

– не выходит из-за стола до конца еды

– не мешает за столом другим

– говорит «спасибо», здоровается и прощается.

Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ “ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА”

ОТДЕЛЕНИЕ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

 Развитие бытовых навыков детей раннего возраста

Психолог ОРВ         Ю.И.Наумова

Источник

Развитие бытовой сферы у ребенка

ТОП 10:

Период раннего детства наиболее благоприятен для формиро­вания культурно-гигиенических навыков, которые тесно связаны с ведущей в этом возрасте деятельностью — предметной. В этот период малыша более всего интересуют функции, назначение предметов, в том числе и включенных в бытовые процессы. Ребе­нок старается узнать, как можно действовать с предметами, для

чего они предназначены. Он уясняет, что для умывания нужно научиться пользоваться мылом и полотенцем, для еды — ложкой. Такое знание открывает малышу бытовую сторону мира взрос­лых, помогает формированию культурно-гигиенических навыков. Можно сказать, что освоение бытовых навыков в раннем детстве совпадает с основной линией психического развития — становлени­ем предметной деятельности, освоением действий с предметами.

Бытовые процессы привлекают малыша и в силу еще одной причины. Их освоение позволяет ему (в известных пределах) удов­летворять возрастное стремление к самостоятельности. Дошколь­ника бытовая деятельность привлекает меньше, поскольку его самоутверждение и самореализацию обеспечивают другие виды деятельности, в частности игра, труд, рисование, которыми ма­лыш в раннем детстве не владеет. В раннем возрасте сфера прояв­ления самостоятельности очень ограничена. Поэтому ребенок стре­мится сам выполнять бытовые процессы.

Напомним, что навык — это частично автоматизированное дей­ствие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений. Он характеризуется высокой степенью освоения и отсутствием поэлементного контроля. Для того чтобы у ребенка выработался навык, взрослый показывает ему каждую операцию, составляющую действие, и, комментируя ее, отмечает предметы и условия, в которых она протекает. Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Например, берет его руки в свои, намыливает и подставляет под струю воды. Так у ребенка складывается сенсомоторный образ действия, а также образ составляющих действие операций и условий, в которых оно протекает. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и резуль­тат, а затем только результат. При формировании навыков ребе­нок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться.

Культурно-гигиенические навыки направлены на самого ре­бенка. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, малыш осознает самого себя. У него формируется представление о соб­ственном теле. При одевании и умывании ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых из­менений, происходящих,в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает непо­ладки в одежде, просит взрослого помочь привести его в порядок. То есть у малыша формируется потребность в чистоте и опрятности.

Формирование культурно-гигиенических навыков связано с использованием соответствующих предметов: мыла, полотенца, ложки, чашки и т.д. При правильном отношении взрослого к этим вещам и ребенок бережно к ним относится. Малыш складывает

одежду, расправляет полотенце, вешает его на крючок, аккурат­но ведет себя за столом.

В период от года до трех лет у малыша закладываются основы культуры поведения. Он осваивает правила поведения в быту: напри­мер, не мешать другим во время еды, есть спокойно, не отвлекаясь; не выходить из-за стола до окончания еды; спокойно подождать, пока подадут следующее блюдо; говорить «спасибо» после еды.

Постепенно ребенку становится понятным смысл соблюдения тех правил, последствия выполнения или нарушения которых он наглядно видит: не сложил одежду перед сном — она помялась, стала некрасивой. В основном освоение правил происходит в ходе приучения, когда взрослый систематически выдвигает требования и контролирует их выполнение, которое подкрепляет положитель­ной оценкой. Так навыки превращаются в привычки — действия, выполнение которых становится потребностью.

В быту малыш встречается с разнообразными предметами и явлениями, которые наталкивают его на первые открытия, сти­мулируют познавательные интересы и любознательность. Ребенок видит, что полотенце было сухим, а когда вытерли руки, оно стало мокрым; мыло было большим, а после употребления умень­шилось. Если взрослый постоянно обращает внимание ребенка на подобные преобразования предметов, малыш скоро начинает за­мечать все, на его взгляд, необычное и пытаться объяснить, уста­новить простейшие причинно-следственные связи.

Особенности развития бытовой деятельности в раннем воз­расте:

— бытовые процессы способствуют расширению сферы самосто­ятельности ребенка;

— у малыша формируются культурно-гигиенические навыки (при­ема пищи, одевания, умывания, опрятности и пр.), которые в даль­нейшем составят основу сложных форм поведения;

— формируется потребность выполнять бытовые процедуры, по­требность в чистоте и опрятности;

— ребенок начинает осваивать правила поведения в бытовой дея­тельности;

— у малыша складываются личностные качества, связанные с отно­шением к самому себе (опрятность), к вещам (аккуратность), к дру­гим людям (дисциплинированность) и кделу (целеустремленность).



Источник