Развитие бытовой деятельности ребенка

Развитие бытовой деятельности ребенка thumbnail

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте

В младенчестве ребенок проходит эмоциональный этап в освоении бытовой деятельности, когда главным образом формируется положительное отношение к ней. В раннем детстве это так называемый операционно-технический этап, так как осваивается большинство культурно-гигиенических навыков. Дошкольный возраст – это период освоения норм, связанных с правилами поведения в быту.

Дошкольник 3-4 лет осознает необходимость выполнения культурно-гигиенических требований к предстоящей деятельности: «Надо мыть руки, потому что потом будем есть». Для детей этого возраста очень важным является мотив своей внешней привлекательности: «Надо причесываться, чтобы красивым быть». Выразить в речи составляющую навык последовательность операций, условия их выполнения младшие дошкольники еще затрудняются. Легче они выделяют предметы, необходимые для проведения бытового процесса, например для умывания – мыло, полотенце и вода. Малыша по-прежнему привлекает сам бытовой процесс. Но особенно значимым

становится выполнение действий в правильной последовательности, потому что ее положительно оценивает взрослый.

Приведем в качестве примера наблюдение за Ваней К. (3 года 9 мес).

Ваня К. подходит к раковине, открывает кран, обращается к Ксюше Н.: Дали уже воду, да, Ксюша?

Настя: Где мое полотенце?

Ваня: Там вот висит.

Ваня намыливает руки, затыкает кран рукой, смеется, отворачивается от брызг. Подходит Катя.

Ваня быстро смывает пену с рук, обращаясь к Кате: Я уже все. Вот, иди, вот (показывает на раковину).

Подходит к полотенцу, рассматривает свою картинку, вытирает руки, не снимая полотенца, выбегает из туалетной комнаты.

У детей 4-5 лет понимание необходимости бытовых процедур становится более обобщенным, приобретая перспективную направленность: «Спать надо, чтобы быстрее расти и быть сильным».

Характерно, что дети среднего дошкольного возраста могут описать в речи последовательность действий при выполнении бытового процесса и назвать необходимые для его выполнения предметы. Они контролируют поведение друг друга в бытовой деятельности, делают сверстникам замечания, хотя сами нередко правила не соблюдают.

Приведем пример наблюдения за Аленой М. (4 года).

Воспитатель: Ребята, сегодня нам на завтрак приготовили рисовую кашу, чай с молоком и булочку с маслом. Приятного аппетита.

Алена М. (вместе со всеми): Спасибо! (Берет ложку в правую руку, пододвигает поближе тарелку, приговаривает негромко.) Кашка, кашка!.. (Обращается к соседке по столу Свете Н.) А мне мама вчера сварила кашку! (Поворачивается в сторону соседнего стола, к Артему Г.) За столом не разговаривают. Слышишь меня! Нельзя же! (Доедает кашу, кладет ложку на тарелку, придвигает чашку, берет булочку, откусывает, запивает. Ставит чашку и тарелку на угол стола.) Спасибо! (Протяжно, громко. Встает, задвигает за собой стул, уходит.)

В 5-7 лет ребенок начинает понимать объективность требований взрослых. Старший дошкольник осознает, что для установления взаимоотношений с другими детьми следует подчиняться правилам. А соблюдая их, он демонстрирует уважение к окружающим: «Надо причесываться, чтобы не ходить лохматым. А то все красивые, а ты нет. Тебе стыдно будет», – утверждает Ксюша В. (6 лет 7 мес.).

Для старших дошкольников важное значение имеет качественное выполнение действий: не просто вымыть руки, а вымыть чисто.

Проиллюстрируем вышесказанное на примере наблюдения за Машей К. (6 лет 11 мес.).

Воспитатель: Дети, быстренько моем ручки и садимся обедать!

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте 

Маша заходит в туалетную комнату, берет мыло, намыливает руки, рассматривает их, кладет мыло, смывает пену водой, смотрит на руки: Вроде чистые. (Обращается с вопросом к Денису.) Чистые? (Закрывает кран, вытирает руки, садится за стол.)

Очень важно аргументировать любое требование взрослого по отношению к дошкольнику. Такая аргументация повышает легкость и быстроту освоения навыков. Немотивированные указания, которым дети успешно следовали в более раннем возрасте, уже, как правило, недейственны. В том случае, если взрослый понижает по отношению к дошкольнику требовательность при выполнении бытовых процессов, а объяснение их значимости и необходимости подменяет формальным контролем, выясняя, вымыл ли ребенок руки, доел ли суп, возможна ситуация, когда сформированный навык может разрушиться.

В дошкольном возрасте у ребенка расширяется круг культурно-гигиенических навыков, совершенствуются способы выполнения бытовых действий и изменяется их структура. Дети, как правило, хорошо ведут себя за столом, контролируют свой внешний вид, чистоту тела, умеют самостоятельно замечать и устранять неполадки в своем внешнем виде.

Культурно-гигиенические навыки выступают как важная составная часть культуры поведения (С.В.Петерина). Действия ребенка все более автоматизируются, а его сознание освобождается для анализа условий, в которых они протекают, и для контроля за качеством их выполнения. Навыки усложняются и постепенно превращаются в системы поведения. Например, на протяжении всего дошкольного возраста культурногигиенические навыки все больше объединяются с трудовыми. Теперь ребенок следит за чистотой одежды и приводит ее в порядок, самостоятельно подготавливает условия для бытового процесса.

Ребенок регулирует свое поведение в соответствии со сформированным представлением о способе поведения в бытовых процессах.

Высокое качество выполнения одного действия приносит ребенку удовлетворение и позволяет перейти к другому. Поэтому он сначала раздевается после прогулки, потом идет мыть руки и после этого садится обедать. И если сначала действие побуждалось мотивом, лежащим вне его, например в требовании взрослого или в понимании необходимости его выполнения, то потом мотивом становится сама потребность выполнить действие.

Приведем пример из наблюдения за Леной Д. (4 года). Лена подходит к шкафчику, открывает его, развязывает шарф, расстегивает пуговицы и снимает шубу, варежки отдает воспитателю, замечает: “Мокрые». Вешает шубу на дверцу шкафчика, снимает шапку и вешает ее на крючок. Снимает сапоги, ставит их в шкаф, снимает свитер, кладет в шкаф, берет расческу и расчесывает волосы, напевая. Кладет расческу в шкаф, снимает рейтузы, носки и колготки, складывает их и кладет в шкаф. Надевает гольфы и сандалии, поправляет платье, подходит к Ане, которая одета и сидит на стуле: «Аня, вставай, сейчас не успеешь раздеться. Давай, и тебе развяжу». Развязывает Ане шапку, кладет в шкаф, помогает снять шубу и валенки, складывает одежду в шкаф. Открывает шкаф,

находящийся рядом: «Ну, что такое! (возмущенно). Как положил колготки! (Встряхивает колготки, складывает и кладет на полку, поднимает шапку и вешает на крючок.). Все! Пошла мыть руки» (закрывает шкафчик и уходит в группу).

Таким образом, освоенные культурно-гигиенические навыки превращаются в привычки действия, выполнение которых стало потребностью. Необходимыми условиями формирования привычек выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известную самостоятельность.

Привычки выполнять требования личной гигиены и культурного поведения проявляются в разных жизненных ситуациях. А бытовые процессы выполняются без напоминания взрослых. Постепенно возрастает сознательное отношение к своему поведению и контроль за ним. То есть дошкольник переходит от импульсивного поведения к личностному, произвольно регулируемому на основе усвоенного образца. Поэтому дети 6-7 лет могут самостоятельно выполнять бытовые процессы. Режим дня в дошкольном возрасте продолжает играть важнейшую роль в организации бытовой деятельности и усвоении правил поведения.

Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в дошкольном возрасте:

– формируется осознание необходимости выполнять бытовые процессы, исходя из личной и общественной значимости их;

– происходит осознание нравственных норм, определяющих поведение в бытовой деятельности;

– изменяются и усложняются культурно-гигиенические навыки, образуя системы поведения в быту;

– складываются первые бытовые привычки;

– ребенок начинает соблюдать культурно-гигиенические навыки по собственной инициативе.

Источник

Сдам Сам

Примерно на втором году жизни дети уже участвуют в бытовой деятельности. Даже ограниченные физические и духовные возможности маленького ребенка дают ему возможность в типично жизненных ситуациях проявить самостоятельность, активность в жизни при выполнении поручений взрослых, связанных с наведением порядка в доме, на садовом участке, с уборкой посуды и пр. Поручение – обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо действие. Постоянное выполнение подобных дел, удовлетворение от оказания помощи маме, няне, воспитателю, товарищу способствуют формированию таких нравственных качеств, как доброжелательное отношение к окружающим, трудолюбие, настойчивость и, вместе с тем, коллективистических начал личности дошкольника.

На третьем году жизни у ребенка при вовлечении его в совместную со взрослыми работу формируются умения выполнить элементарные задания: малыши выносят на площадку игрушки, ставят стулья к столам, приносят и убирают материал для занятий, собирают бумагу с пола или листья на участке, приносят тарелки с хлебом на столы. Задача воспитателя – поддерживать и поощрять новообразование этого возраста «Я сам!»феномен детского сознания, обусловленный возникновением внешней самооценки ребенка на основе сравнения себя с другими людьми.

Для малыша, вовлеченного в бытовую деятельность, важно, чтобы он видел и цель действия, и результат работы. Этому способствует показ и объяснение взрослого. Например: «Держи тарелочку двумя руками. Не прислоняй к себе. Поставь тарелочку на стол, ребята будут есть суп с хлебом». Однако мало только показать и объяснить, как следует выполнить действие. Малышу нужна непосредственная помощь. Взрослый может вместе с ребенком нести на участок мишку, машину; дать малышу в руки подставку с карандашами, показав как надо ее держать (крепко захватить ее руками малыша), чтобы не выскользнула из рук, и поставить ее в шкаф. Постепенно дети овладевают навыками, и взрослый может уже ограничиться оказанием помощи лишь в случае выполнения ребенком трудного действия. Очень важно создать спокойную и деловую атмосферу, не торопить ребенка с выполнением поручений, не делать за него того, что он может сделать сам. И конечно, нужно помнить о постоянстве требований относительно того, что и как должен делать ребенок.

Дети 3–4 лет должны владеть знаниями бытовой деятельности взрослых в детском саду и семье, называть трудовые действия взрослых: родителей, работающих в детском саду повара, дворника, няни; рассказывать о том, что делают взрослые, уметь принимать посильное участие в бытовой деятельности.

В 4–5 лет малыши убирают игрушки, строительный материал, ставят стулья па место, собирают с пола бумагу и другой мусор, вешают полотенца, подметают на веранде пол, собирают листья на участке, сметают со скамеек снег. Так воспитывают желание участвовать в поддержании порядка в помещении детского сада и на участке. Дети помогают няне накрыть столы: разложить ложки, салфетки, расставить хлебницы, убрать после еды на хозяйственный стол чайную посуду. Впоследствии это становится содержанием работы дежурных по столовой.

В 5–6 лет бытовая деятельность в детском саду усложняется. Так, вначале под наблюдением воспитателя, а затем самостоятельно дети поддерживают порядок в групповой комнате и на участке, принимают участие в их уборке: протирают тряпкой стулья, строительный материал; моют игрушки, стирают кукольную одежду и т. п. Детям поручают раскладывать чистые салфетки, вешать полотенца, осенью на участке сгребать опавшие листья, зимой расчищать дорожки от снега. Это требует от ребят знания конкретных приемов и операций (дети овладели ими на предыдущей возрастной ступени), умения пользоваться ими в нужной последовательности, а также таких качеств личности, как самостоятельность, проявление заботы друг о друге, оказание помощи взрослым, стремление сделать для них что-то приятное.

Осуществляя руководство бытовой деятельностью детей пятого года жизни, важно учить их понимать, что главным в достижении результата являются не столько личные интересы, сколько потребности детского коллектива, а также окружающих взрослых. Наиболее доступной формой организации такой деятельности для детей пятого года жизни являются дежурства. Включение детей в общую работу и создание разнообразных жизненных ситуаций при ее выполнении позволяет воспитателю постепенно переключать ребят с деятельности, вызванной личными мотивами (сделать самому, удовлетворить свою потребность в активности, в общении со сверстниками), на деятельность, мотивом которой оказывается помощь товарищу, взрослому. Так, во время обеда дети раздают третье блюдо, после еды помогают няне убирать со стола посуду; по окончании занятия убирают материалы и пособия на место, моют кисточки стаканы, стирают тряпки, используемые при наклеивании и рисовании, вытирают столы после работы; принимают участие в еженедельной уборке групповой комнаты (протирают мебель, моют игрушки, подметают пол и пр.); убирают постель. Дети должны делать это аккуратно, старательно. Постепенно повышаются требования к правильному пользованию предметами домашнего обихода: мыть и сушить его после использования, хранить в порядке и в определенном месте, соблюдая правило: «Каждой вещи – свое место».

В 6–7 лет бытовая деятельность в детском саду становится коллективной. Это позволяет шире использовать ее как средство нравственного воспитания детей: формирования целеустремленности, организованности, понимания необходимости и важности бытового труда людей, уважения к нему, воспитания положительных взаимоотношений в процессе коллективной деятельности. Большое значение имеет привлечение детей к помощи взрослым, важную роль играют общие поручения, когда воспитатель предлагает нескольким детям выполнить какую-то работу. Содержание таких поручений различно и основывается на необходимости сделать что-либо для всей группы. Например, протереть лыжи, санки, которые летом стояли в сарае, а теперь, зимой, ими могут воспользоваться на прогулках. В процессе организации бытовой деятельности детей необходимо создавать такие условия, которые обеспечивали бы формирование нетерпимости к грязи, неряшливости, эмоционально-эстетическую чуткость к окружающей обстановке.

Деятельность ребенка, направленная на обслуживание им самого себя, называется самообслуживанием. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия.

Организация самообслуживания в детском саду и его воспитательные результаты зависят от правильного педагогического руководства. Ведь именно взрослый организует самообслуживание так, чтобы в нем принимали участие все дети, чтобы постепенно усложнялись задачи, совершенствовалось, по мере роста ребят, содержание самообслуживания. Основным методическим приемом формирования навыков является показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности. «Посмотри, Таня, как я буду умываться – чисто и аккуратно. Я сначала заверну рукава, потом смочу руки водой. Вот так»,– говорит воспитатель и сопровождает свои действия пояснениями. Ознакомление детей со способом выполнения нового действия всегда требует детального показа и подробного объяснения каждого движения и их последовательности. Решающее значение при этом имеет активное поведение ребенка, т. е. его практическое участие в выполнении данного действия. Без этого никакое овладение навыками немыслимо. Особое значение в организации самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твердо установленного режима, последовательное проведение бытовых процессов: умывания, одевания, еды. Четкий, размеренный распорядок жизни – это одна из тех культурных привычек, которую нужно воспитывать у ребенка с самого раннего возраста.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.

Источник

В младенчестве ребенок проходит эмоциональный этап в осво­ении бытовой деятельности, когда главным образом формируется положительное отношение к ней. В раннем детстве это так называ-

емый операционно-технический этап, так как осваивается боль­шинство культурно-гигиенических навыков. Дошкольный воз­раст — это период освоения норм, связанных с правилами пове­дения в быту.

Дошкольник трех-четырех лет осознает необходимость выпол­нения культурно-гигиенических требований к предстоящей дея­тельности: «Надо мыть руки, потому что потом будем есть». Для детей этого возраста очень важным является мотив своей внеш­ней привлекательности: «Надо причесываться, чтобы красивым быть». Выразить в речи составляющую навык последовательность операций, условия их выполнения младшие дошкольники еще затрудняются. Легче они выделяют предметы, необходимые для проведения бытового процесса, например для умывания — мыло, полотенце и вода. Малыша по-прежнему привлекает сам бытовой процесс. Но особенно значимым становится выполнение действий в правильной последовательности, потому что ее положительно оценивает взрослый.

Пример. Наблюдение за Ваней К. (3 года 9 мес.).

Ваня (подходит к раковине, открывает кран, обращается к Ксюше Н.): Дали уже воду, да, Ксюша?

Настя: Где мое полотенце?

Ваня: Там вот висит.

Ваня намыливает руки, затыкает кран рукой, смеется, отворачивает­ся от брызг. Подходит Катя.

Ваня (быстро смывает пену с рук, обращается к Кате): Я уже все. Вот, иди, вот (показывает на раковину).

Подходит к полотенцу, рассматривает свою картинку, вытирает руки, не снимая полотенца, выбегает из туалетной комнаты.

У детей четырех-пяти лет понимание необходимости бытовых процедур становится более обобщенным, приобретая перспектив­ную направленность: «Спать надо, чтобы быстрее расти и быть сильным».

Характерно, что дети среднего дошкольного возраста могут описать в речи последовательность действий при выполнении бытового процесса и назвать необходимые для его выполнения предметы. Они контролируют поведение друг друга в бытовой дея­тельности, делают сверстникам замечания, хотя сами нередко правила не соблюдают.

Пример. Наблюдение за Аленой М. (4 года).

Воспитатель: Ребята, сегодня нам на завтрак приготовили рисо­вую кашу, чай с молоком и булочку с маслом. Приятного аппетита.

Ал е н а (вместе со всеми): Спасибо! (Берет ложку в правую руку, подо­двигает поближе тарелку, приговаривает негромко.) Кашка, кашка!.. (Обра-

щается к соседке по столу Свете Н.) А мне мама вчера сварила кашку! {Поворачивается в сторону соседнего стола, к Артему Г.) За столом не разговаривают. Слышишь меня! Нельзя же! (Доедает кашу, кладет ложку на тарелку, придвигает чашку, берет булочку, откусывает, запивает. Ста­вит чашку и тарелку на угол стола.) Спасибо! (Протяжно, громко. Вста­ет, задвигает за собой стул, уходит.)

В пять-семь лет ребенок начинает понимать объективность тре­бований взрослых. Старший дошкольник осознает, что для уста­новления взаимоотношений с другими детьми следует подчиняться правилам. А соблюдая их, он демонстрирует уважение к окружаю­щим. «Надо причесываться, чтобы не ходить лохматым. А то все красивые, а ты нет. Тебе стыдно будет», — утверждает Ксюша В. (6 лет 7 мес).

Для старших дошкольников важное значение имеет качествен­ное выполнение действий: не просто вымыть руки, а вымыть чисто.

Пример. Наблюдение за Машей К. (6 лет 11 мес).

Воспитатель: Дети, быстренько моем ручки и садимся обедать!

Маша (заходит в туалетную комнату, берет мыло, намыливает руки, рассматривает их, кладет мыло, смывает пену водой, смотрит на руки): Вроде чистые. (Обращается с вопросом к Денису.) Чистые? (Закрывает кран, вытирает руки, садится за стол.)

Очень важно аргументировать любое требование взрослого по отношению к дошкольнику. Такая аргументация повышает лег­кость и быстроту освоения навыков. Немотивированные указания, которым дети успешно следовали в более раннем возрасте, уже, как правило, недейственны. В том случае, если взрослый понижа­ет по отношению к дошкольнику требовательность при выполне­нии бытовых процессов, а объяснение их значимости и необходи­мости подменяет формальным контролем, выясняя, вымыл ли ребенок руки, доел ли суп, возможна ситуация, когда сформиро­ванный навык может разрушиться.

В дошкольном детстве техническая сторона культурно-гигие­нических навыков продолжает совершенствоваться. На четвертом году жизни дети должны уметь правильно мыть руки (намылить кисть круговым движением, смыть мыло и вытереть каждый па­лец). Они усваивают, что во время умывания необходимо засучить рукава, иначе замочишь одежду. Их приучают самостоятельно, аккуратно есть, пережевывать пищу не торопясь, спокойно си­деть за столом, не крошить хлеб, пользоваться ложкой, вилкой, не проливать пищу на стол, полоскать рот после обеда. Они долж­ны уметь пользоваться салфеткой, вытирая ею губы, пальцы. Ма­лышей приучают чистить зубы, замечать неполадки во внешнем

виде и самим их устранять, обращаться за помощью к взрослому в случае необходимости, бережно обращаться с игрушками, под­держивать чистоту и порядок.

На пятом году жизни дети умеют обслуживать себя: одеваться, раздеваться более тщательно. Они уже могут мыть с мылом шею, лицо, уши, знают порядок выполнения каждого действия, начи­нают замечать непорядок во внешнем виде друг друга и в окружа­ющей обстановке. Они должны уметь чистить зубы на ночь, само­стоятельно и без напоминания пользоваться салфеткой после еды, носовым платком и расческой, отворачиваться и закрывать рот при кашле или чихании. Детей учат вести себя за столом, спокой­но есть, брать пищу небольшими порциями, благодарить старших при выходе из-за стола.

Дети шести-семи лет все действия по самообслуживанию мо­гут выполнять намного быстрее и точнее. У них должны быть вос­питаны прочные навыки личной гигиены: быть опрятным и акку­ратным, уметь привести в порядок прическу, костюм, следить за чистотой тела. Дети должны умываться быстро, чисто, не замочив пол, одежду, одеваться тщательно и быстро, следить за своим внешним видом, правильно пользоваться вилками, ножами, есть аккуратно.

В дошкольном возрасте у ребенка расширяется круг культурно-гигиенических навыков, совершенствуются способы выполнения бытовых действий и изменяется их структура. Дети, как правило, хорошо ведут себя за столом, контролируют свой внешний вид, чистоту тела, умеют самостоятельно замечать и устранять непо­ладки в своем внешнем виде.

Действия ребенка все более автоматизируются, а его созна­ние освобождается для анализа условий, в которых они протека­ют, и для контроля за качеством их выполнения. Навыки услож­няются и постепенно превращаются в системы поведения. На­пример, на протяжении всего дошкольного возраста культурно-гигиенические навыки все больше объединяются с трудовыми. Теперь ребенок следит за чистотой одежды и приводит ее в по­рядок, самостоятельно подготавливает условия для бытового процесса.

Ребенок регулирует свре поведение в соответствии со сформи­рованным представлением о способе поведения в бытовых про­цессах.

Высокое качество выполнения одного действия приносит ре­бенку удовлетворение и позволяет перейти к другому. Поэтому он сначала раздевается после прогулки, потом идет мыть руки и после этого садится обедать. И если сначала действие побуждалось мо­тивом, лежащим вне его, например в требовании взрослого или в понимании необходимости его выполнения, то потом мотивом становится сама потребность выполнить действие.

Пример. Наблюдение за Леной Д. (4 года).

Вопросы и задания

Лена подходит к шкафчику, открывает его, развязывает шарф, рас­стегивает пуговицы и снимает шубу, варежки отдает воспитателю, заме­чает: «Мокрые». Вешает шубу на дверцу шкафчика, снимает шапку и вешает ее на крючок. Снимает сапоги, ставит их в шкаф, снимает сви­тер, кладет в шкаф, берет расческу и расчесывает волосы, напевая. Кла­дет расческу в шкаф, снимает рейтузы, носки и колготки, складывает их и кладет в шкаф. Надевает гольфы и сандалии, поправляет платье, под­ходит к Ане, которая одета и сидит на стуле: «Аня, вставай, сейчас не успеешь раздеться. Давай, я тебе развяжу». Развязывает Ане шапку, кла­дет в шкаф, помогает снять шубу и валенки, складывает одежду в шкаф. Открывает шкаф, находящийся рядом: «Ну, что такое! (Возмущенно.) Как положил колготки! (Встряхивает колготки, складывает и кладет на полку, поднимает шапку и вешает на крючок.) Все! Пошла мыть руки» (закрывает шкафчик и уходит в группу).

Таким образом, освоенные культурно-гигиенические навыки превращаются в привычки — действия, выполнение которых ста­ло потребностью. Необходимыми условиями формирования при­вычек выступают положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его самостоятельность.

Привычки выполнять требования личной гигиены и культурно­го поведения проявляются в разных жизненных ситуациях. А быто­вые процессы выполняются без напоминания взрослых. Посте­пенно возрастают сознательное отношение к своему поведению и контроль за ним. То есть дошкольник переходит от импульсивного поведения к личностному, произвольно регулируемому на основе усвоенного образца. Поэтому дети шести—семи лет могут само­стоятельно выполнять бытовые процессы. Режим дня в дошколь­ном возрасте продолжает играть важнейшую роль в организации бытовой деятельности и усвоении правил поведения.

Особенности развития бытовой деятельности в дошкольном воз­расте:

— формируется осознание необходимости выполнять бытовые процессы, исходя из личной и общественной значимости их;

— происходит осознание нравственных норм, определяющих по­ведение в бытовой деятельности;

— изменяются и усложняются культурно-гигиенические навыки, об­разуя системы поведения в быту;

— складываются первые бытовые привычки;

— ребенок начинает соблюдать культурно-гигиенические навыки по собственной инициативе.

1. Как протекает освоение бытовых процессов в младенчестве?

2. Какова роль режима дня в организации жизни ребенка в младен­ческом, раннем и дошкольном детстве?

3. Опишите особенности формирования культурно-гигиенических навыков в раннем детстве.

4. Раскройте взаимосвязи освоения бытовой деятельности с развити­ем предметной в раннем детстве.

5. Какие правила поведения осваивает малыш в раннем детстве?

6. Проследите, как изменяется отношение ребенка к культурно-гигие­ническим навыкам и правилам поведения на протяжении дошкольного возраста.

7. Какие привычки бытового поведения формируются у дошкольника?

8. Какова роль бытовой деятельности в психическом развитии?

Литература

Гигиенические основы воспитания детей от 5 до 7 лет / сост. В. И.Те-ленчи. — М., 1987.

Каплан Л. И. Посеешь привычку, пожнешь характер. — М., 1980.

Кольцова М. М., Знаменская А. Н. Воспитание полезных навыков и при­вычек у детей. — М., 1965.

Люблинская А. А. Воспитателю о развитии ребенка. — М., 1972.

Нисканен Л. Г. Гигиеническое воспитание детей дошкольного возраста — М, 1975.

Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. — М., 1986.

Печора К.Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. — М., 1986.

Чулкова Н. Воспитание культурно-гигиенических навыков//Дошколь­ное воспитание. — 1991. — № 5.

Глава 5



Источник