Развитие бытовой деятельности ребенка
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте
В младенчестве ребенок проходит эмоциональный этап в освоении бытовой деятельности, когда главным образом формируется положительное отношение к ней. В раннем детстве это так называемый операционно-технический этап, так как осваивается большинство культурно-гигиенических навыков. Дошкольный возраст – это период освоения норм, связанных с правилами поведения в быту.
Дошкольник 3-4 лет осознает необходимость выполнения культурно-гигиенических требований к предстоящей деятельности: «Надо мыть руки, потому что потом будем есть». Для детей этого возраста очень важным является мотив своей внешней привлекательности: «Надо причесываться, чтобы красивым быть». Выразить в речи составляющую навык последовательность операций, условия их выполнения младшие дошкольники еще затрудняются. Легче они выделяют предметы, необходимые для проведения бытового процесса, например для умывания – мыло, полотенце и вода. Малыша по-прежнему привлекает сам бытовой процесс. Но особенно значимым
становится выполнение действий в правильной последовательности, потому что ее положительно оценивает взрослый.
Приведем в качестве примера наблюдение за Ваней К. (3 года 9 мес).
Ваня К. подходит к раковине, открывает кран, обращается к Ксюше Н.: Дали уже воду, да, Ксюша?
Настя: Где мое полотенце?
Ваня: Там вот висит.
Ваня намыливает руки, затыкает кран рукой, смеется, отворачивается от брызг. Подходит Катя.
Ваня быстро смывает пену с рук, обращаясь к Кате: Я уже все. Вот, иди, вот (показывает на раковину).
Подходит к полотенцу, рассматривает свою картинку, вытирает руки, не снимая полотенца, выбегает из туалетной комнаты.
У детей 4-5 лет понимание необходимости бытовых процедур становится более обобщенным, приобретая перспективную направленность: «Спать надо, чтобы быстрее расти и быть сильным».
Характерно, что дети среднего дошкольного возраста могут описать в речи последовательность действий при выполнении бытового процесса и назвать необходимые для его выполнения предметы. Они контролируют поведение друг друга в бытовой деятельности, делают сверстникам замечания, хотя сами нередко правила не соблюдают.
Приведем пример наблюдения за Аленой М. (4 года).
Воспитатель: Ребята, сегодня нам на завтрак приготовили рисовую кашу, чай с молоком и булочку с маслом. Приятного аппетита.
Алена М. (вместе со всеми): Спасибо! (Берет ложку в правую руку, пододвигает поближе тарелку, приговаривает негромко.) Кашка, кашка!.. (Обращается к соседке по столу Свете Н.) А мне мама вчера сварила кашку! (Поворачивается в сторону соседнего стола, к Артему Г.) За столом не разговаривают. Слышишь меня! Нельзя же! (Доедает кашу, кладет ложку на тарелку, придвигает чашку, берет булочку, откусывает, запивает. Ставит чашку и тарелку на угол стола.) Спасибо! (Протяжно, громко. Встает, задвигает за собой стул, уходит.)
В 5-7 лет ребенок начинает понимать объективность требований взрослых. Старший дошкольник осознает, что для установления взаимоотношений с другими детьми следует подчиняться правилам. А соблюдая их, он демонстрирует уважение к окружающим: «Надо причесываться, чтобы не ходить лохматым. А то все красивые, а ты нет. Тебе стыдно будет», – утверждает Ксюша В. (6 лет 7 мес.).
Для старших дошкольников важное значение имеет качественное выполнение действий: не просто вымыть руки, а вымыть чисто.
Проиллюстрируем вышесказанное на примере наблюдения за Машей К. (6 лет 11 мес.).
Воспитатель: Дети, быстренько моем ручки и садимся обедать!
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте
Маша заходит в туалетную комнату, берет мыло, намыливает руки, рассматривает их, кладет мыло, смывает пену водой, смотрит на руки: Вроде чистые. (Обращается с вопросом к Денису.) Чистые? (Закрывает кран, вытирает руки, садится за стол.)
Очень важно аргументировать любое требование взрослого по отношению к дошкольнику. Такая аргументация повышает легкость и быстроту освоения навыков. Немотивированные указания, которым дети успешно следовали в более раннем возрасте, уже, как правило, недейственны. В том случае, если взрослый понижает по отношению к дошкольнику требовательность при выполнении бытовых процессов, а объяснение их значимости и необходимости подменяет формальным контролем, выясняя, вымыл ли ребенок руки, доел ли суп, возможна ситуация, когда сформированный навык может разрушиться.
В дошкольном возрасте у ребенка расширяется круг культурно-гигиенических навыков, совершенствуются способы выполнения бытовых действий и изменяется их структура. Дети, как правило, хорошо ведут себя за столом, контролируют свой внешний вид, чистоту тела, умеют самостоятельно замечать и устранять неполадки в своем внешнем виде.
Культурно-гигиенические навыки выступают как важная составная часть культуры поведения (С.В.Петерина). Действия ребенка все более автоматизируются, а его сознание освобождается для анализа условий, в которых они протекают, и для контроля за качеством их выполнения. Навыки усложняются и постепенно превращаются в системы поведения. Например, на протяжении всего дошкольного возраста культурногигиенические навыки все больше объединяются с трудовыми. Теперь ребенок следит за чистотой одежды и приводит ее в порядок, самостоятельно подготавливает условия для бытового процесса.
Ребенок регулирует свое поведение в соответствии со сформированным представлением о способе поведения в бытовых процессах.
Высокое качество выполнения одного действия приносит ребенку удовлетворение и позволяет перейти к другому. Поэтому он сначала раздевается после прогулки, потом идет мыть руки и после этого садится обедать. И если сначала действие побуждалось мотивом, лежащим вне его, например в требовании взрослого или в понимании необходимости его выполнения, то потом мотивом становится сама потребность выполнить действие.
Приведем пример из наблюдения за Леной Д. (4 года). Лена подходит к шкафчику, открывает его, развязывает шарф, расстегивает пуговицы и снимает шубу, варежки отдает воспитателю, замечает: “Мокрые». Вешает шубу на дверцу шкафчика, снимает шапку и вешает ее на крючок. Снимает сапоги, ставит их в шкаф, снимает свитер, кладет в шкаф, берет расческу и расчесывает волосы, напевая. Кладет расческу в шкаф, снимает рейтузы, носки и колготки, складывает их и кладет в шкаф. Надевает гольфы и сандалии, поправляет платье, подходит к Ане, которая одета и сидит на стуле: «Аня, вставай, сейчас не успеешь раздеться. Давай, и тебе развяжу». Развязывает Ане шапку, кладет в шкаф, помогает снять шубу и валенки, складывает одежду в шкаф. Открывает шкаф,
находящийся рядом: «Ну, что такое! (возмущенно). Как положил колготки! (Встряхивает колготки, складывает и кладет на полку, поднимает шапку и вешает на крючок.). Все! Пошла мыть руки» (закрывает шкафчик и уходит в группу).
Таким образом, освоенные культурно-гигиенические навыки превращаются в привычки действия, выполнение которых стало потребностью. Необходимыми условиями формирования привычек выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известную самостоятельность.
Привычки выполнять требования личной гигиены и культурного поведения проявляются в разных жизненных ситуациях. А бытовые процессы выполняются без напоминания взрослых. Постепенно возрастает сознательное отношение к своему поведению и контроль за ним. То есть дошкольник переходит от импульсивного поведения к личностному, произвольно регулируемому на основе усвоенного образца. Поэтому дети 6-7 лет могут самостоятельно выполнять бытовые процессы. Режим дня в дошкольном возрасте продолжает играть важнейшую роль в организации бытовой деятельности и усвоении правил поведения.
Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в дошкольном возрасте:
– формируется осознание необходимости выполнять бытовые процессы, исходя из личной и общественной значимости их;
– происходит осознание нравственных норм, определяющих поведение в бытовой деятельности;
– изменяются и усложняются культурно-гигиенические навыки, образуя системы поведения в быту;
– складываются первые бытовые привычки;
– ребенок начинает соблюдать культурно-гигиенические навыки по собственной инициативе.
Источник
Примерно на втором году жизни дети уже участвуют в бытовой деятельности. Даже ограниченные физические и духовные возможности маленького ребенка дают ему возможность в типично жизненных ситуациях проявить самостоятельность, активность в жизни при выполнении поручений взрослых, связанных с наведением порядка в доме, на садовом участке, с уборкой посуды и пр. Поручение – обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо действие. Постоянное выполнение подобных дел, удовлетворение от оказания помощи маме, няне, воспитателю, товарищу способствуют формированию таких нравственных качеств, как доброжелательное отношение к окружающим, трудолюбие, настойчивость и, вместе с тем, коллективистических начал личности дошкольника.
На третьем году жизни у ребенка при вовлечении его в совместную со взрослыми работу формируются умения выполнить элементарные задания: малыши выносят на площадку игрушки, ставят стулья к столам, приносят и убирают материал для занятий, собирают бумагу с пола или листья на участке, приносят тарелки с хлебом на столы. Задача воспитателя – поддерживать и поощрять новообразование этого возраста «Я сам!»–феномен детского сознания, обусловленный возникновением внешней самооценки ребенка на основе сравнения себя с другими людьми.
Для малыша, вовлеченного в бытовую деятельность, важно, чтобы он видел и цель действия, и результат работы. Этому способствует показ и объяснение взрослого. Например: «Держи тарелочку двумя руками. Не прислоняй к себе. Поставь тарелочку на стол, ребята будут есть суп с хлебом». Однако мало только показать и объяснить, как следует выполнить действие. Малышу нужна непосредственная помощь. Взрослый может вместе с ребенком нести на участок мишку, машину; дать малышу в руки подставку с карандашами, показав как надо ее держать (крепко захватить ее руками малыша), чтобы не выскользнула из рук, и поставить ее в шкаф. Постепенно дети овладевают навыками, и взрослый может уже ограничиться оказанием помощи лишь в случае выполнения ребенком трудного действия. Очень важно создать спокойную и деловую атмосферу, не торопить ребенка с выполнением поручений, не делать за него того, что он может сделать сам. И конечно, нужно помнить о постоянстве требований относительно того, что и как должен делать ребенок.
Дети 3–4 лет должны владеть знаниями бытовой деятельности взрослых в детском саду и семье, называть трудовые действия взрослых: родителей, работающих в детском саду повара, дворника, няни; рассказывать о том, что делают взрослые, уметь принимать посильное участие в бытовой деятельности.
В 4–5 лет малыши убирают игрушки, строительный материал, ставят стулья па место, собирают с пола бумагу и другой мусор, вешают полотенца, подметают на веранде пол, собирают листья на участке, сметают со скамеек снег. Так воспитывают желание участвовать в поддержании порядка в помещении детского сада и на участке. Дети помогают няне накрыть столы: разложить ложки, салфетки, расставить хлебницы, убрать после еды на хозяйственный стол чайную посуду. Впоследствии это становится содержанием работы дежурных по столовой.
В 5–6 лет бытовая деятельность в детском саду усложняется. Так, вначале под наблюдением воспитателя, а затем самостоятельно дети поддерживают порядок в групповой комнате и на участке, принимают участие в их уборке: протирают тряпкой стулья, строительный материал; моют игрушки, стирают кукольную одежду и т. п. Детям поручают раскладывать чистые салфетки, вешать полотенца, осенью на участке сгребать опавшие листья, зимой расчищать дорожки от снега. Это требует от ребят знания конкретных приемов и операций (дети овладели ими на предыдущей возрастной ступени), умения пользоваться ими в нужной последовательности, а также таких качеств личности, как самостоятельность, проявление заботы друг о друге, оказание помощи взрослым, стремление сделать для них что-то приятное.
Осуществляя руководство бытовой деятельностью детей пятого года жизни, важно учить их понимать, что главным в достижении результата являются не столько личные интересы, сколько потребности детского коллектива, а также окружающих взрослых. Наиболее доступной формой организации такой деятельности для детей пятого года жизни являются дежурства. Включение детей в общую работу и создание разнообразных жизненных ситуаций при ее выполнении позволяет воспитателю постепенно переключать ребят с деятельности, вызванной личными мотивами (сделать самому, удовлетворить свою потребность в активности, в общении со сверстниками), на деятельность, мотивом которой оказывается помощь товарищу, взрослому. Так, во время обеда дети раздают третье блюдо, после еды помогают няне убирать со стола посуду; по окончании занятия убирают материалы и пособия на место, моют кисточки стаканы, стирают тряпки, используемые при наклеивании и рисовании, вытирают столы после работы; принимают участие в еженедельной уборке групповой комнаты (протирают мебель, моют игрушки, подметают пол и пр.); убирают постель. Дети должны делать это аккуратно, старательно. Постепенно повышаются требования к правильному пользованию предметами домашнего обихода: мыть и сушить его после использования, хранить в порядке и в определенном месте, соблюдая правило: «Каждой вещи – свое место».
В 6–7 лет бытовая деятельность в детском саду становится коллективной. Это позволяет шире использовать ее как средство нравственного воспитания детей: формирования целеустремленности, организованности, понимания необходимости и важности бытового труда людей, уважения к нему, воспитания положительных взаимоотношений в процессе коллективной деятельности. Большое значение имеет привлечение детей к помощи взрослым, важную роль играют общие поручения, когда воспитатель предлагает нескольким детям выполнить какую-то работу. Содержание таких поручений различно и основывается на необходимости сделать что-либо для всей группы. Например, протереть лыжи, санки, которые летом стояли в сарае, а теперь, зимой, ими могут воспользоваться на прогулках. В процессе организации бытовой деятельности детей необходимо создавать такие условия, которые обеспечивали бы формирование нетерпимости к грязи, неряшливости, эмоционально-эстетическую чуткость к окружающей обстановке.
Деятельность ребенка, направленная на обслуживание им самого себя, называется самообслуживанием. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия.
Организация самообслуживания в детском саду и его воспитательные результаты зависят от правильного педагогического руководства. Ведь именно взрослый организует самообслуживание так, чтобы в нем принимали участие все дети, чтобы постепенно усложнялись задачи, совершенствовалось, по мере роста ребят, содержание самообслуживания. Основным методическим приемом формирования навыков является показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности. «Посмотри, Таня, как я буду умываться – чисто и аккуратно. Я сначала заверну рукава, потом смочу руки водой. Вот так»,– говорит воспитатель и сопровождает свои действия пояснениями. Ознакомление детей со способом выполнения нового действия всегда требует детального показа и подробного объяснения каждого движения и их последовательности. Решающее значение при этом имеет активное поведение ребенка, т. е. его практическое участие в выполнении данного действия. Без этого никакое овладение навыками немыслимо. Особое значение в организации самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твердо установленного режима, последовательное проведение бытовых процессов: умывания, одевания, еды. Четкий, размеренный распорядок жизни – это одна из тех культурных привычек, которую нужно воспитывать у ребенка с самого раннего возраста.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.
Источник
В младенчестве ребенок проходит эмоциональный этап в освоении бытовой деятельности, когда главным образом формируется положительное отношение к ней. В раннем детстве это так называ-
емый операционно-технический этап, так как осваивается большинство культурно-гигиенических навыков. Дошкольный возраст — это период освоения норм, связанных с правилами поведения в быту.
Дошкольник трех-четырех лет осознает необходимость выполнения культурно-гигиенических требований к предстоящей деятельности: «Надо мыть руки, потому что потом будем есть». Для детей этого возраста очень важным является мотив своей внешней привлекательности: «Надо причесываться, чтобы красивым быть». Выразить в речи составляющую навык последовательность операций, условия их выполнения младшие дошкольники еще затрудняются. Легче они выделяют предметы, необходимые для проведения бытового процесса, например для умывания — мыло, полотенце и вода. Малыша по-прежнему привлекает сам бытовой процесс. Но особенно значимым становится выполнение действий в правильной последовательности, потому что ее положительно оценивает взрослый.
Пример. Наблюдение за Ваней К. (3 года 9 мес.).
Ваня (подходит к раковине, открывает кран, обращается к Ксюше Н.): Дали уже воду, да, Ксюша?
Настя: Где мое полотенце?
Ваня: Там вот висит.
Ваня намыливает руки, затыкает кран рукой, смеется, отворачивается от брызг. Подходит Катя.
Ваня (быстро смывает пену с рук, обращается к Кате): Я уже все. Вот, иди, вот (показывает на раковину).
Подходит к полотенцу, рассматривает свою картинку, вытирает руки, не снимая полотенца, выбегает из туалетной комнаты.
У детей четырех-пяти лет понимание необходимости бытовых процедур становится более обобщенным, приобретая перспективную направленность: «Спать надо, чтобы быстрее расти и быть сильным».
Характерно, что дети среднего дошкольного возраста могут описать в речи последовательность действий при выполнении бытового процесса и назвать необходимые для его выполнения предметы. Они контролируют поведение друг друга в бытовой деятельности, делают сверстникам замечания, хотя сами нередко правила не соблюдают.
Пример. Наблюдение за Аленой М. (4 года).
Воспитатель: Ребята, сегодня нам на завтрак приготовили рисовую кашу, чай с молоком и булочку с маслом. Приятного аппетита.
Ал е н а (вместе со всеми): Спасибо! (Берет ложку в правую руку, пододвигает поближе тарелку, приговаривает негромко.) Кашка, кашка!.. (Обра-
щается к соседке по столу Свете Н.) А мне мама вчера сварила кашку! {Поворачивается в сторону соседнего стола, к Артему Г.) За столом не разговаривают. Слышишь меня! Нельзя же! (Доедает кашу, кладет ложку на тарелку, придвигает чашку, берет булочку, откусывает, запивает. Ставит чашку и тарелку на угол стола.) Спасибо! (Протяжно, громко. Встает, задвигает за собой стул, уходит.)
В пять-семь лет ребенок начинает понимать объективность требований взрослых. Старший дошкольник осознает, что для установления взаимоотношений с другими детьми следует подчиняться правилам. А соблюдая их, он демонстрирует уважение к окружающим. «Надо причесываться, чтобы не ходить лохматым. А то все красивые, а ты нет. Тебе стыдно будет», — утверждает Ксюша В. (6 лет 7 мес).
Для старших дошкольников важное значение имеет качественное выполнение действий: не просто вымыть руки, а вымыть чисто.
Пример. Наблюдение за Машей К. (6 лет 11 мес).
Воспитатель: Дети, быстренько моем ручки и садимся обедать!
Маша (заходит в туалетную комнату, берет мыло, намыливает руки, рассматривает их, кладет мыло, смывает пену водой, смотрит на руки): Вроде чистые. (Обращается с вопросом к Денису.) Чистые? (Закрывает кран, вытирает руки, садится за стол.)
Очень важно аргументировать любое требование взрослого по отношению к дошкольнику. Такая аргументация повышает легкость и быстроту освоения навыков. Немотивированные указания, которым дети успешно следовали в более раннем возрасте, уже, как правило, недейственны. В том случае, если взрослый понижает по отношению к дошкольнику требовательность при выполнении бытовых процессов, а объяснение их значимости и необходимости подменяет формальным контролем, выясняя, вымыл ли ребенок руки, доел ли суп, возможна ситуация, когда сформированный навык может разрушиться.
В дошкольном детстве техническая сторона культурно-гигиенических навыков продолжает совершенствоваться. На четвертом году жизни дети должны уметь правильно мыть руки (намылить кисть круговым движением, смыть мыло и вытереть каждый палец). Они усваивают, что во время умывания необходимо засучить рукава, иначе замочишь одежду. Их приучают самостоятельно, аккуратно есть, пережевывать пищу не торопясь, спокойно сидеть за столом, не крошить хлеб, пользоваться ложкой, вилкой, не проливать пищу на стол, полоскать рот после обеда. Они должны уметь пользоваться салфеткой, вытирая ею губы, пальцы. Малышей приучают чистить зубы, замечать неполадки во внешнем
виде и самим их устранять, обращаться за помощью к взрослому в случае необходимости, бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту и порядок.
На пятом году жизни дети умеют обслуживать себя: одеваться, раздеваться более тщательно. Они уже могут мыть с мылом шею, лицо, уши, знают порядок выполнения каждого действия, начинают замечать непорядок во внешнем виде друг друга и в окружающей обстановке. Они должны уметь чистить зубы на ночь, самостоятельно и без напоминания пользоваться салфеткой после еды, носовым платком и расческой, отворачиваться и закрывать рот при кашле или чихании. Детей учат вести себя за столом, спокойно есть, брать пищу небольшими порциями, благодарить старших при выходе из-за стола.
Дети шести-семи лет все действия по самообслуживанию могут выполнять намного быстрее и точнее. У них должны быть воспитаны прочные навыки личной гигиены: быть опрятным и аккуратным, уметь привести в порядок прическу, костюм, следить за чистотой тела. Дети должны умываться быстро, чисто, не замочив пол, одежду, одеваться тщательно и быстро, следить за своим внешним видом, правильно пользоваться вилками, ножами, есть аккуратно.
В дошкольном возрасте у ребенка расширяется круг культурно-гигиенических навыков, совершенствуются способы выполнения бытовых действий и изменяется их структура. Дети, как правило, хорошо ведут себя за столом, контролируют свой внешний вид, чистоту тела, умеют самостоятельно замечать и устранять неполадки в своем внешнем виде.
Действия ребенка все более автоматизируются, а его сознание освобождается для анализа условий, в которых они протекают, и для контроля за качеством их выполнения. Навыки усложняются и постепенно превращаются в системы поведения. Например, на протяжении всего дошкольного возраста культурно-гигиенические навыки все больше объединяются с трудовыми. Теперь ребенок следит за чистотой одежды и приводит ее в порядок, самостоятельно подготавливает условия для бытового процесса.
Ребенок регулирует свре поведение в соответствии со сформированным представлением о способе поведения в бытовых процессах.
Высокое качество выполнения одного действия приносит ребенку удовлетворение и позволяет перейти к другому. Поэтому он сначала раздевается после прогулки, потом идет мыть руки и после этого садится обедать. И если сначала действие побуждалось мотивом, лежащим вне его, например в требовании взрослого или в понимании необходимости его выполнения, то потом мотивом становится сама потребность выполнить действие.
Пример. Наблюдение за Леной Д. (4 года).
Вопросы и задания
Лена подходит к шкафчику, открывает его, развязывает шарф, расстегивает пуговицы и снимает шубу, варежки отдает воспитателю, замечает: «Мокрые». Вешает шубу на дверцу шкафчика, снимает шапку и вешает ее на крючок. Снимает сапоги, ставит их в шкаф, снимает свитер, кладет в шкаф, берет расческу и расчесывает волосы, напевая. Кладет расческу в шкаф, снимает рейтузы, носки и колготки, складывает их и кладет в шкаф. Надевает гольфы и сандалии, поправляет платье, подходит к Ане, которая одета и сидит на стуле: «Аня, вставай, сейчас не успеешь раздеться. Давай, я тебе развяжу». Развязывает Ане шапку, кладет в шкаф, помогает снять шубу и валенки, складывает одежду в шкаф. Открывает шкаф, находящийся рядом: «Ну, что такое! (Возмущенно.) Как положил колготки! (Встряхивает колготки, складывает и кладет на полку, поднимает шапку и вешает на крючок.) Все! Пошла мыть руки» (закрывает шкафчик и уходит в группу).
Таким образом, освоенные культурно-гигиенические навыки превращаются в привычки — действия, выполнение которых стало потребностью. Необходимыми условиями формирования привычек выступают положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его самостоятельность.
Привычки выполнять требования личной гигиены и культурного поведения проявляются в разных жизненных ситуациях. А бытовые процессы выполняются без напоминания взрослых. Постепенно возрастают сознательное отношение к своему поведению и контроль за ним. То есть дошкольник переходит от импульсивного поведения к личностному, произвольно регулируемому на основе усвоенного образца. Поэтому дети шести—семи лет могут самостоятельно выполнять бытовые процессы. Режим дня в дошкольном возрасте продолжает играть важнейшую роль в организации бытовой деятельности и усвоении правил поведения.
Особенности развития бытовой деятельности в дошкольном возрасте:
— формируется осознание необходимости выполнять бытовые процессы, исходя из личной и общественной значимости их;
— происходит осознание нравственных норм, определяющих поведение в бытовой деятельности;
— изменяются и усложняются культурно-гигиенические навыки, образуя системы поведения в быту;
— складываются первые бытовые привычки;
— ребенок начинает соблюдать культурно-гигиенические навыки по собственной инициативе.
1. Как протекает освоение бытовых процессов в младенчестве?
2. Какова роль режима дня в организации жизни ребенка в младенческом, раннем и дошкольном детстве?
3. Опишите особенности формирования культурно-гигиенических навыков в раннем детстве.
4. Раскройте взаимосвязи освоения бытовой деятельности с развитием предметной в раннем детстве.
5. Какие правила поведения осваивает малыш в раннем детстве?
6. Проследите, как изменяется отношение ребенка к культурно-гигиеническим навыкам и правилам поведения на протяжении дошкольного возраста.
7. Какие привычки бытового поведения формируются у дошкольника?
8. Какова роль бытовой деятельности в психическом развитии?
Литература
Гигиенические основы воспитания детей от 5 до 7 лет / сост. В. И.Те-ленчи. — М., 1987.
Каплан Л. И. Посеешь привычку, пожнешь характер. — М., 1980.
Кольцова М. М., Знаменская А. Н. Воспитание полезных навыков и привычек у детей. — М., 1965.
Люблинская А. А. Воспитателю о развитии ребенка. — М., 1972.
Нисканен Л. Г. Гигиеническое воспитание детей дошкольного возраста — М, 1975.
Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. — М., 1986.
Печора К.Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. — М., 1986.
Чулкова Н. Воспитание культурно-гигиенических навыков//Дошкольное воспитание. — 1991. — № 5.
Глава 5
Источник