Развитие ассоциативности восприятия ребенка
Ребенок познает мир с помощью определенных процессов, происходящих в его головном мозгу. Основным познавательным процессом является мышление. Оно определяет многое в жизни взрослого человека и ребенка. Большой процент в психологических исследованиях занимает именно ассоциативная теория мышления. Ассоциации в жизни ребенка определяют его восприятие мира, обучение.
Что такое ассоциативное мышление?
Название этого вида мышления говоритсамо за себя . Это процессы опосредованного и обобщенного познания и отражения окружающего мира, основанные на ассоциациях. Возникает логичный вопрос: “Что же такое ассоциации?” Это определенная связь между разными понятиями или представлениями, которая возникает при осознании какого – либо из них. Такая взаимосвязь может быть нормальной и логичной для одного человека и абсолютно противоречащей для другого. Ассоциативное мышление помогает людям открывать что-то новое, расширять границы познания мира. Например, у одного человека слово “зима” вызывает ассоциативную связь со скукой и холодом, у другого с красивой заснеженной аллеей, у третьего с днем рождения, праздниками. Так расширяются понятийные ряды, человек учится мыслить нестандартно, креативно. Люди, имеющие хорошо развитое мышление ассоциативно-образное, ценятся на работе, воспринимают мир в веселых красках. Поэтому такой вид познавательного процесса важно развивать еще с детства. Откуда берет начало теория об ассоциациях?
В психологии есть несколько теорий мышления, одной из них является ассоциативная.
Она берет свое начало в XVII веке. Основателем ее является Дж. Локк, он и предложил использовать термин “ассоциация” в науке.
Теория основывается на процессе обучения.
Он заметил, что любое обучение опирается на конкретный наглядный материал. Это значит, что человек не может чему-то научиться, если он не получил чувственное познание – различные представления и образы. Кроме того, получая их, человек стимулирует свое сознание процессам обобщения, анализа, сравнения. То есть, изобретая ассоциативные ряды, субъект расширяет границы своих способностей. Классы, виды ассоциаций Как и все сложные научные понятия, это также имеет свою классификацию. Ассоциации разделяются по следующим критериям: причинно-следственным связям: холод – болезнь, туча – дождь; подобию понятий: грязь – пыль, свадьба – праздник; близости в пространстве и времени: телевизор – пульт, кастрюля – суп; контрасту качеств предмета: тепло – холод, свет – темнота; обобщению: Ваня – ребенок, роза – цветок; дополнению: каша – масло; подчинению понятий: фрукт – слива, бобовые – фасоль; целому и части: организм – сердце, комната – потолок; соподчинению конкретному объекту: йогуртница – соковыжималка, кресло – диван.
Польза от развития ассоциативного мышления.
Иногда родители не понимают, зачем их ребенку необходимо дополнительно развиваться, ведь они и так берут от окружающей среды все самое необходимое. Но специалисты доказали, что ассоциативное мышление ребенка не может в нужной степени функционировать самостоятельно, ему нужна помощь родителей.
Ограниченный ряд ассоциаций в мышлении у взрослого человека мешает ему качественно и быстро решать свои проблемы, затрудняет развитие ребенка.
Этот вид мышления дает преимущества в следующем:
У ребенка развивается воображение. Малыш уже в детском возрасте может продуцировать необычные идеи. В школьном возрасте ребенок уже может образовывать новые смысловые связи. Ассоциативное мышление у детей можно развивать уже в конце первого года жизни. При благоприятных условиях: постоянном труде мамы и отсутствии сильных стрессов (как положительных, так и отрицательных), ребенок меньше подвержен возрастным страхам, у него хорошо развито воображение, фантазия, память, начинает раньше появляться произвольное внимание.
Что такое образное мышление у ребенка?
Маленькие дети не способны изучать что-то новое без образов. В раннем детстве малыши еще не могут мыслить абстрактно и ассоциативно, но уже в их головном мозге возникают какие-то образы. Они появляются на основе уже усвоенной информации, поступающей из окружающей среды и от взрослых. Образ для ребенка – это его чувства. Когда крохе снится что-то приятное, он улыбается, а при возникновении плохих образов он плачет. Ребенок уже с ранних лет понимает, что волк – это плохой герой в сказке, так как мама читает его слова грубым голосом, но ведь сам мамин голос нежный и ласковый. Так формируются образы зла и добра, холода и теплоты, основываясь на чувственном опыте малыша.
Взаимосвязь между этими двумя понятиями непосредственно влияет на поведение ребенка и его адаптации к окружающей среде. Ассоциативная психология мышления подразумевает тесное “сотрудничество” между этими понятиями: сначала в мышлении ребенка возникает образ, затем ассоциация с этим образом, дальше – действие или чувственная реакция на раздражитель. Процесс может происходить и наоборот. Представим следующую ситуацию: Ребенок слышит слово “прививка”, у него возникают ассоциации “боль” – “терпение” – “ограничения” – “тревога” – “боль”, а также образ тети в белом халате, которая желает сделать реальными все возникшие ассоциации. В результате мы получаем сформированный чувственный опыт (люди в белых халатах плохие) и неблагоприятную поведенческую реакцию (он плачет и требует, чтобы ему не делали эту прививку).
Развитие ассоциативного мышления у детей.
Как развить ассоциативное мышление ребенка? Этот вид познавательного процесса можно стимулировать еще в раннем возрасте. Но процесс развития должен проходить поэтапно. Для этого необходимо знакомить кроху со всеми понятиями окружающей среды и действиями, которые с ними связаны. Затем ребенок учится обобщать (например, названия разных цветов в одно понятие “цветы”), называть, различать. Для детей дошкольного и школьного возраста существуют упражнения сложнее. Здесь подойдут задания на составление ассоциативных рядов, анализ предметов по признаку, поиска последовательных слов, придумывание сложных ассоциаций. Дети с ранних лет учатся самостоятельности и любознательности, у них хорошо развивается воображение, а также память. К слову, ассоциации являются основой для некоторых мнемических процессов, с их помощью можно развивать память практически до идеальной. Рекомендации психологов по поводу развития ассоциативного мышления.
Психологические механизмы, на которых основывается ассоциативное мышление детей, часто игнорируют взрослые, воспринимая плач малыша или его негатив, как ничем не обоснованный каприз. В таком случае важно помнить, что причина его поведения такая же реальная, как и стоящий рядом малыш. Если не отреагировать правильно на его ассоциации и образы, у него могут развиваться различные комплексы. Существует такой метод диагностики, как тест на ассоциативное мышление. С его помощью можно увидеть уровень его развития у ребенка. Хорошо стимулировать к развитию этот вид познавательного процесса можно музыкой, рисунками, работой с песком, пластилином. Если развитие проходит без привлечения специалиста, родителю важно помнить о том, что ребенку предоставляется роль ведущего в творчестве. Ориентация должна быть на его потребности, ассоциации, образы и стремления. При каком-то непонятном или настораживающем образе важно проговорить чувства ребенка и настроить его на позитив.
1.Ермакова, Е. С. Развитие гибкости мышления детей : Дошкольный и
младший школьный возраст : учеб.-метод. пособие / Ермакова Е. С.,
Румянцева И. Б., Целищева И. И.. – СПб. : Речь, 2007 – 208 с.
2. Юзбекова, Е. А. Ступеньки творчества : Место игры в интеллектуальном
развитии дошкольника : метод. рекомендации для воспитателей ДОУ и
родителей. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2006 – 128 с.
3. Дьяченко, О. М. Как развивается дошкольник? : о чем нужно помнить
психологам, педагогам и родителям / О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса, А. Н.
Веракса. – М. : Чистые пруды, 2007 – 32 с. – (Библиотечка «Первого
сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 2(14)).
4. Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей
5-7 лет : пособие для педагогов дошк. учреждений / Н. В. Квач. – М. :
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 – 160 с. : ил. – (Здоровьесберегающая
педагогика).
Источник
Развитие ассоциативного мышления у старших дошкольников с нарушением фонематического восприятия.
Смирнова Светлана Викторовна – учитель-логопед Икрянинского филиала ОГСУ «ОСРЦ для несовершеннолетних».
Обучение детей с особенностями развития всегда стимулировало педагогов, работающих в сфере дефектологии, к творческому поиску новых путей коррекционной работы.
Л. С. Выготский указывал: «Воспитание детей с различными дефектами должно базироваться на том, что одновременно с дефектом даны и психологические тенденции противоположного направления, даны компенсаторные возможности для преодоления дефекта, что именно они выступают на первый план в развитии ребенка и должны быть включены в воспитательный процесс как его движущая сила».
При коррекции ФФНР у детей среднего и старшего дошкольного возраста опора па сохранные психические функции повышает результативность работы, сокращает период коррекционного воздействия. В качестве таких компенсаторных функций возможно использование рефлекторных процессов-эмоций, вызываемых восприятием музыки, цвета, природы, а также знаково-символического опосредования при подборе к речевым звукам ассоциативных музыкальных, тактильных, пластических образов.
Человеческое мышление неразрывно связано с эмоциональным восприятием мира. На основе эмоций у человека формируется система оценочных связей. Все единицы языка, включая звуки речи, окрашены нашими впечатлениями, чувствами.
Исследования в области психологии показывают, что во всяком ощущении ( в том числе и в слуховом) есть свой эмоциональный фон. т.е.даже простейшие переживания каждого звука имеют непременно ту или иную чувственную окраску. Весь язык пронизан оценками, ассоциациями.
В психологии существует понятие закона общего эмоционального знака. Сущность его сводится к тому, что впечатления или образы, имеющие общий эмоциональный знак, т.е. производящие на нас сходное эмоциональное воздействие, имеют тенденцию объединяться между собою, несмотря на то, что никакой связи ни по сходству, ни по смежности между этими образами не существует налицо. Получается комбинированное произведение воображения, в основе которого лежит общее чувство или общий эмоциональный знак.
Выготский указывал на то. что образы сочетаются не потому, что мы воспринимаем между ними отношения сходства, а потому, что они имеют общий аффективный тон.
Стимулируя воображение детей в различных видах творчества, развивая навык подбора к каждой фонеме пластического, музыкального, художественного, тактильного образа, возможно решать задачу коррекции фонематического восприятия у детей с ФФНР. Данный подход к логопедической работе способствует развитию навыка всестороннего восприятия звуков речи, формированию целостно-динамического образа фонем.
Логопедическим занятиям по развитию фонематического восприятия предшествует соответствующая подготовительная работа с детьми на музыкальных занятиях, занятиях по развитию речи и изобразительной деятельности.
Так как влияние музыки, цвета, образов природы на человеческую психику рефлекторно, то необходимо лишь обобщить и систематизировать представления детей о том ,что к музыкальному образу можно подобрать соответствующий пластический образ или образ природы; каждый цвет в богатой цветовой палитре может иметь определенный тактильный аналог: музыке, цвету можно дать речевую характеристику, отражающую чувства человека при их восприятии. Затем указанные выше систематизированные представления об ассоциативных образах используются на занятиях по развитию фонематического восприятия.
Каждое занятие – это либо сказочная история, либо необычное путешествие, представленное в стихотворной форме.
Во время организационного этапа детей можно загадочно ввести в мир звуков живой и неживой природы и в мир речевых звуков:
Сегодняшняя экскурсия необычная:
Нас приглашают на аэродром.
Погода для полетов пока отличная.
Но ожидаются ливень и гром.
Чтоб проследить за полетом
И понять язык самолетов.
Мы навык должны усвоить простой:
Научиться узнавать.
Когда летит маленький самолет.
А когда большой.
(Занятие «Необычное путешествие».Развитие навыка дифференциации звуков л и ль)
Речевые звуки становятся персонажами сказочных историй. Причем, персонажи эти могут облечься в цветовые одежды, как на занятии по дифференциации звуков с и сь «Школа ветров»: Ветры бывают разные:
Бывают сильные : синие, красные.
А бывают ветришки –малышки:
слабенькие такие -розовые и голубые.
(Воспринимая на слух звуки с и сь, дети рисуют «танцы ветров» и «танцы ветерков», используя соответственно основные и оттеночные цвета).
Дети могут разукрасить «песни самолетов» и «песенки самолетиков»:
А сейчас, друзья, для рук работа:
Нарисуем песни самолета.
Не забудем и про малышей.
Песни их приятней для ушей.
Вот вам краски яркие, насыщенные.
Вот бледней цвета, они не лишние.
Пропоем же песню самолета
И возьмемся дружно за работу.
Л л-л…
Эта песня громкая и сильная. В красках она яркая, красивая.
(Дети выбирают основные цвета для изображения «песни самолета» и аргументируют свой выбор).
Голос самолетика слабее.
Значит, его песенка бледнее,
Она будет мягче и нежнее.
(Производится выбор оттеночных цветов для изображения «песенки самолетика»).
Речевые звуки могут примерить на себя музыкальные и пластические наряды: дети подбирают музыкальные и пластические образы к звукам с и сь на занятии «Школа ветров»:
Перемена наступает.
Все ребята отдыхают.
Только мы не будем спать…
Вы хотите танцевать?
Засвистело все у нас над головой.
Заплясали ветры в пляске ветреной.
Ветерочки любят музыку такую:
Нежную, спокойную, волшебную.
(Под плавную, спокойную, тихую музыкальную мелодию дети выполняют
пластический этюд, изображая «танец ветерка», распевая при этом «песенку ветерка»
– звук сь).
Ветры любят музыку раздольную:
Громкую, сердитую, разбойную.
(Под музыку, изображающую разбушевавшийся ветер, дети исполняют «танец ветра»
и поют «песню ветра» – звук с).
С детьми проводится беседа о том, какая музыка подходит для «танца ветра», какую мелодию они выбрали для «танца ветерка», какие движения хочется выполнять при звучании каждой из предложенных мелодий. Дети дают речевую характеристику мелодии и танцевальным движениям, используя ряд ярких определений, сравнений.
На занятиях возможно использование интересных игр по подбору тактильных образов к речевым звукам:
Есть у нас умение чудесное:
Можем мы рукой потрогать песни все.
В небе самолет поет красиво
Песню твердую, как камень, очень сильную:.Л — л – л.
Самолетики всегда в полете
Песню мягкую и нежную выводят: Ль – ль ль.
Можно провести игру «Волшебный мешочек», когда дети дают определения тому предмету, который ощущают тактильно. Например: «Этот предмет твердый, холодный, большой, он похож на «песню самолета» – звук л. А этот предмет мягкий, приятный, нежный. Он похож на «песенку самолетика» – звук ль».
Таким образом, в процессе каждого занятия проводится интересная для детей работа по дифференциации изолированных звуков, дифференциации звуков в слогах, в словах и фразах, проводится позиционный фонемный анализ слов:
А сейчас у нас урок грамматики
В сочетании с уроком математики.
Там, где мы сегодня с вами. Все наполнено ветрами.
Хотели б, не хотели б вы,
Здесь дни и ночи ветреные.
Здесь от ветра вертится
Ветряная мельница. Этот ряд цифровой Необычный – ветряной.
(Занятие «Школа ветров»).
Детям предлагается провести позиционный фонемный анализ слов со звуками с и сь. определив, в каких словах звучит «песня ветра», а в каких «песенка ветерка», используя в качестве модели звукового состава слов воздушные шары с цифрами.
Решая задачу коррекции фонематического восприятия посредством подбора к речевым звукам ассоциативных образов, мы привлекаем внимание детей к звукам речи, превращая их из незнакомцев в добрых приятелей.
Данный подход к коррекции ФФПР способствует всестороннему восприятию детьми речевых звуков, формированию целостно динамического образа фонем.
Литература:
1.Выготский Л’. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.:
«Просвещение». 1991.
2.Выготский Л. С. Развитие эмоций у детей. М.: «Педагогика», 1982.
3.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М. 1996.
Источник
Общаясь с детьми на занятиях, любой преподаватель в какой-то мере наблюдает результаты двойственного влияния современного ритма жизни на развитие творческих способностей у детей.
Жизнь, насыщенная многообразием гаджетов, большим объёмом различной информации, определённым образом формирует личность ребенка. С одной стороны, с ранних лет ребёнок становится уверенным пользователем технических устройств, чем очень часто вызывает радость и умиление со стороны взрослых. С другой стороны, уменьшение «живого» общения, захватывающие впечатления, вынесенные из виртуальной реальности – всё это губит в нём творческое начало, о наличии которого в каждом человеке мы очень часто забываем.
Конечно, это не обозначает, что родителям нужно отказаться от достижений современной жизни, немедленно собрать вещи и переехать с ребёнком на необитаемый остров, чтобы воспитывать его среди дикой природы. Но учитывать сугубую потребность ребёнка в дополнительном творческом развитии, формирующем полноценную личность, необходимо. Одним из факторов, помогающих в этом, является развитие ассоциативного мышления.
Сам принцип ассоциативности содержит в своей основе известную мысль: «всё познаётся в сравнении». Сравнивая предметы и явления между собой, составляя их описания, юный человек обретает бесценный опыт формирования личных понятий.
Согласно исследованиям, ассоциации имеют свою научную классификацию. Рассмотрим примеры её основных категорий:
- контраст качеств – добро/зло, радость/горе
- обобщение – малина/ягода, берёза/дерево
- причинно-следственные связи – туча/дождь, солнце/жара
- близость в пространстве и времени – школьный звонок/начало урока
- дополнение – каша/масло, сахар/чай
- по подобию понятий – день рождения/праздник
Первые две категории должны применяться в воспитании, когда ребёнку 1,5-2 года. Показывая ему яркие картинки в книжках, обращая внимание на окружающую природу во время прогулок, взрослые знакомят малыша с основными житейскими и нравственными понятиями. При этом не следует смущаться тем, что у него ещё достаточно маленький словарный запас. Пусть ребёнок пока не может всё выразить в словесной форме, но он воспринимает информацию на подсознательном уровне через слух и зрение.
Понятия причинно-следственных связей и близости в пространстве и времени являются более сложными. Поэтому сначала родителям следует самим объяснять своему трёхлетнему малышу: «Видишь на небе тёмные тучки? Значит, скоро начнётся дождик. Видишь, опустился шлагбаум? Значит, скоро поедет поезд». Затем, когда ребёнок уже научится отвечать на вопросы, можно играть с ним, спрашивая: «Что будет, если на небе появились тёмные тучки?»
Категория под названием «дополнение» применяется в нашей жизни не очень часто. Поэтому можно кратко познакомить с ней ребёнка и переходить к самой последней, но самой интересной и сложной категории.
Осознать «подобие понятий» ребёнок может приблизительно с пятилетнего возраста. Ассоциации, построенные по данному принципу, могут усложняться и варьироваться. Следует отметить, что именно в этих ассоциациях заложено творческое начало, раскрываемое в полной мере в поэзии и музыке. Родители, воспитатели и учителя должны способствовать развитию ребёнка в данном направлении и обязательно поощрять детскую фантазию, на основе которой и будет базироваться ассоциативное мышление. При этом взрослым нужно учитывать, что ребёнок имеет право на своё личное мнение, его видение самостоятельно, ни в коем случае нельзя его ломать, можно лишь корректировать в случае вопиющих отклонений (например, мальчики могут чрезмерно увлекаться темой войны, но не в ключе защиты страны, а в ключе убийства).
В заключение предлагаем Вашему вниманию несколько упражнений:
- Предложите ребёнку раскрасить раскраску, на которой изображены Ваши ассоциации. Достаточно взять три пары противоположных понятий, и объяснить ребёнку, почему у Вас возникли именно эти образы. Например:
— доброе слово похоже на колосья пшеницы, из которых выпекут хлеб, чтобы накормить людей // злое слово подобно мечу, которым можно поранить или убить человека;
— мудрое слово очень ценно, наставляет людей, способствует их духовному возрастанию, поэтому оно похоже сокровище // пустое (праздное) слово ничего не значит, как мыльный пузырь, который в любую минуту лопнет в воздухе или будет унесён ветром;
— правдивое слово помогает людям правильно жить, поэтому схоже с указателем пути // лукавое слово извивается, скрывая правду, подобно змее, которая может ужалить.
- Предложите ребёнку самостоятельно придумать 3-4 пары противоположных понятий и нарисовать к ним образы.
- После проведения урока или после беседы на какую-то тему придумайте вместе с ребёнком (вплоть до подросткового возраста включительно) «образ беседы». Здесь необходимо опираться на основную мысль, которая запомнится после беседы. Например, беседуя о заповедях Божьих, можно представить образ высокой горы, покрытой снегом (исполняя заповеди, мы поднимаемся на гору, становимся ближе к Богу; гора белоснежная, потому что жизнь по заповедям делает душу чистой).
Источник