Развитие ассоциаций у ребенка

Ребенок познает мир с помощью определенных процессов, происходящих в его головном мозгу. Основным познавательным процессом является мышление. Оно определяет многое в жизни взрослого человека и ребенка. Большой процент в психологических исследованиях занимает именно ассоциативная теория мышления. Ассоциации в жизни ребенка определяют его восприятие мира, обучение. В этой статье мы рассмотрим, что такое ассоциации, мышление, основанное на них, а также, как развивать у ребенка процесс познания мира.
Что такое ассоциативное мышление?
Название этого вида мышления само за себя говорит. Это процессы опосредованного и обобщенного познания и отражения окружающего мира, основанные на ассоциациях.
Возникает логичный вопрос: “Что же такое ассоциации?” Это определенная связь между разными понятиями или представлениями, которая возникает при осознании какого-либо из них. Такая взаимосвязь может быть нормальной и логичной для одного человека и абсолютно противоречащей для другого.
Ассоциативное мышление помогает людям открывать что-то новое, расширять границы познания мира. Например, у одного человека слово “зима” вызывает ассоциативную связь со скукой и холодом, у другого с красивой заснеженной аллеей, у третьего с днем рождения, праздниками. Так расширяются понятийные ряды, человек учится мыслить нестандартно, креативно. Люди, имеющие хорошо развитое мышление ассоциативно-образное, ценятся на работе, воспринимают мир в веселых красках. Поэтому такой вид познавательного процесса важно развивать еще с детства.
Откуда берет начало теория об ассоциациях?
В психологии есть несколько теорий мышления, одной из них является ассоциативная. Она берет свое начало в XVII веке. Основателем ее является Дж. Локк, он и предложил использовать термин “ассоциация” в науке.
Теория основывается на процессе обучения. Он заметил, что любое обучение опирается на конкретный наглядный материал. Это значит, что человек не может чему-то научиться, если он не получил чувственное познание – различные представления и образы. Кроме того, получая их, человек стимулирует свое сознание процессам обобщения, анализа, сравнения. То есть, изобретая ассоциативные ряды, субъект расширяет границы своих способностей.
Классы, виды ассоциаций
Как и все сложные научные понятия, это также имеет свою классификацию. Ассоциации разделяются по следующим критериям:
- причинно-следственным связям: холод – болезнь, туча – дождь;
- подобию понятий: грязь – пыль, свадьба – праздник;
- близости в пространстве и времени: телевизор – пульт, кастрюля – суп;
- контрасту качеств предмета: тепло – холод, свет – темнота;
- обобщению: Ваня – ребенок, роза – цветок;
- дополнению: каша – масло;
- подчинению понятий: фрукт – слива, бобовые – фасоль;
- целому и части: организм – сердце, комната – потолок;
- соподчинению конкретному объекту: йогуртница – соковыжималка, кресло – диван.
Польза от развития ассоциативного мышления
Иногда родители не понимают, зачем их ребенку необходимо дополнительно развиваться, ведь они и так берут от окружающей среды все самое необходимое. Но специалисты доказали, что ассоциативное мышление ребенка не может в нужной степени функционировать самостоятельно, ему нужна помощь родителей.
Ограниченный ряд ассоциаций в мышлении у взрослого человека мешает ему качественно и быстро решать свои проблемы, затрудняет развитие ребенка. Этот вид мышления дает преимущества в следующем:
- У ребенка развивается воображение.
- Малыш уже в детском возрасте может продуцировать необычные идеи.
- В школьном возрасте ребенок уже может образовывать новые смысловые связи.
Ассоциативное мышление у детей можно развивать уже в конце первого года жизни. При благоприятных условиях: постоянном труде мамы и отсутствии сильных стрессов (как положительных, так и отрицательных), ребенок меньше подвержен возрастным страхам, у него хорошо развито воображение, фантазия, память, начинает раньше появляться произвольное внимание.
Что такое образное мышление у ребенка?
Маленькие дети не способны изучать что-то новое без образов. В раннем детстве малыши еще не могут мыслить абстрактно и ассоциативно, но уже в их головном мозге возникают какие-то образы. Они появляются на основе уже усвоенной информации, поступающей из окружающей среды и от взрослых. Образ для ребенка – это его чувства. Когда крохе снится что-то приятное, он улыбается, а при возникновении плохих образов он плачет. Ребенок уже с ранних лет понимает, что волк – это плохой герой в сказке, так как мама читает его слова грубым голосом, но ведь сам мамин голос нежный и ласковый. Так формируются образы зла и добра, холода и теплоты, основываясь на чувственном опыте малыша.
Связь образов и ассоциаций у детей
Взаимосвязь между этими двумя понятиями непосредственно влияет на поведение ребенка и его адаптации к окружающей среде. Ассоциативная психология мышления подразумевает тесное “сотрудничество” между этими понятиями: сначала в мышлении ребенка возникает образ, затем ассоциация с этим образом, дальше – действие или чувственная реакция на раздражитель. Процесс может происходить и наоборот. Представим следующую ситуацию:
Ребенок слышит слово “прививка”, у него возникают ассоциации “боль” – “терпение” – “ограничения” – “тревога” – “боль”, а также образ тети в белом халате, которая желает сделать реальными все возникшие ассоциации. В результате мы получаем сформированный чувственный опыт (люди в белых халатах плохие) и неблагоприятную поведенческую реакцию (он плачет и требует, чтобы ему не делали эту прививку).
Развитие ассоциативного мышления у детей
Как развить ассоциативное мышление ребенка? Этот вид познавательного процесса можно стимулировать еще в раннем возрасте. Но процесс развития должен проходить поэтапно. Для этого необходимо знакомить кроху со всеми понятиями окружающей среды и действиями, которые с ними связаны. Затем ребенок учится обобщать (например, названия разных цветов в одно понятие “цветы”), называть, различать.
Для детей дошкольного и школьного возраста существуют упражнения сложнее. Здесь подойдут задания на составление ассоциативных рядов, анализ предметов по признаку, поиска последовательных слов, придумывание сложных ассоциаций. Дети с ранних лет учатся самостоятельности и любознательности, у них хорошо развивается воображение, а также память. К слову, ассоциации являются основой для некоторых мнемических процессов, с их помощью можно развивать память практически до идеальной.
Для взрослых такие тренировки мышления тоже не будут лишними. Они положительно сказываются на адаптации к ситуациям и поисках решения проблем. Кроме этого, упражнения стимулируют работу головного мозга, являясь профилактикой старческой и сосудистой деменций и ряда других психических заболеваний.
Рекомендации психологов по поводу развития ассоциативного мышления
Психологические механизмы, на которых основывается ассоциативное мышление детей, часто игнорируют взрослые, воспринимая плач малыша или его негатив, как ничем не обоснованный каприз. В таком случае важно помнить, что причина его поведения такая же реальная, как и стоящий рядом малыш. Если не отреагировать правильно на его ассоциации и образы, у него могут развиваться различные комплексы.
Существует такой метод диагностики, как тест на ассоциативное мышление. С его помощью можно увидеть уровень его развития у ребенка. Хорошо стимулировать к развитию этот вид познавательного процесса можно музыкой, рисунками, работой с песком, пластилином.
Если развитие проходит без привлечения специалиста, родителю важно помнить о том, что ребенку предоставляется роль ведущего в творчестве. Ориентация должна быть на его потребности, ассоциации, образы и стремления. При каком-то непонятном или настораживающем образе важно проговорить чувства ребенка и настроить его на позитив.
Источник
Светлана Жеварина
Развитие ассоциаций у младших школьников
«Ассоциации»
Ассоциации — это один из способов запоминания материала. Ведь часто бывает так, что, увидев один предмет, мы вспоминаем и о другом. Тогда мы говорим, что второй предмет ассоциируется у нас в сознании с первым. Ребенку легче объяснить это на наглядном примере. Возьмите 4 картинки (например, сердце, часы, снежинка, молния) и разложите их перед ребенком.
Задание сформулируйте так: «Я буду читать тебе слово, а ты выбери и покажи мне одну из картинок, изображение на которой связано, то есть ассоциируется, с названным словом».
Слова: зима, любовь, время, гроза.
После выполнения задания спросите ребенка о том, по какому принципу он выбирал картинки, и объясните ему, что он сделал этот выбор благодаря ассоциациям. Далее можно переходить к самостоятельному выполнению упражнений.
Вариант 1
Задание заключается в том, чтобы выстроить к предмету ряд ассоциаций. Упражнение может выполняться как индивидуально, так и в группе, как в устной, так и в письменной форме. Сначала предложите придумать ряд ассоциаций к тем словам, на примере которых вы объясняли это понятие, чтобы показать, что зима ассоциируется не только со снежинкой. А затем предложите и другие слова.
чайник — вода, чашка, кухня, мама, завтрак, тепло
кошка —
аптека —
лес —
парта —
волосы —
ложка —
газета —
Вариант 2
Для ребенка сложнее воспринимать и запоминать абстрактные понятия. Поэтому в этом варианте упражнения мы предлагаем подбирать к абстрактным понятиям ассоциации с конкретными предметами и примерами. Составьте ассоциативныеряды к следующим словам:
спорт — стадион, телевизор, футбол, мяч, скакалка, урок физкультуры дружба — успех — юмор — радость — ложь — погода —
«Рисуем схему»
Для занятия подготовьте предложения, небольшие тексты, лист бумаги, карандаш.
Рисование схем — один из способов логического запоминания, которому обязательно нужно научить ребенка. Объясните, что схематический рисунок — это простейший набросок, который может быть понятен только автору. Сначала нужно показать ребенку, как делается схематический рисунок к одному предложению. Приведем примеры, используя которые можно научить ребенка схематически отражать содержание предложения (все схемы примерные, могут быть и другие).
У дороги растет большое дерево.
Мальчик катается на лыжах.
Сначала выполняйте упражнение вместе с ребенком. Когда он поймет суть задания, попросите его сделать схему к предложению самостоятельно. Затем предложите составить схему для двух предложений.
Небо затянуло черными тучами. Вскоре начался сильный
Когда навык рисовать схемы будет отработан на одном-двух предложениях, можно переходить к небольшим текстам. Цель упражнения — прослушав текст, схематически зарисовать его основное содержание. Затем, воспользовавшись схемой, пересказать текст. Лучше, если пересказывать текст ребенок будет спустя некоторое время, через 30—40 минут. Тогда будет понятно, что схема помогает и сохранить информацию в памяти, и воспроизвести ее.
Вариант 1
Бабочка-красавица
Был летний денек, солнце припекало все сильней. Бабочка- красавица расправила свои яркие крылышки и подставила их солнечным лучам.Она весело порхала с цветка на цветок и радостно напевала: «Ах, как чудесно! Ах, как прекрасно!»
Вдруг поднялся ветер, что-то громыхнуло вдали, и небо стало затягиваться тучами.Бабочка залепетала: «Ой, сейчас начнется дождь! Он намочит мои красивые крылья!»Цветочки хором ответили ей: «Не бойся, мы спрячем тебя под нашими лепестками».
Вариант 2
Превращения снежинок Зимой во время снегопада снежинки летят дружно, пританцовывая и кружась, особенно, если дует ветер. Падая на землю, они превращаются в сугробы и так лежат всю зиму, укутывая все вокруг белым покрывалом. И только весной, когда начинает сильно пригревать солнце, снежинки тают, превращаясь в водные потоки.
«Ключевые слова»
Для занятия подготовьте отрывки из литературных произведений, лист бумаги, ручку.
Цель упражнения — научиться выделять в тексте ключевые слова, которые помогут запомнить содержание и впоследствии воспроизвести его. Объясните ребенку, что ключами к запоминанию текста являются слова или словосочетания, которые передают факты (имена героев, географические названия, даты, события, их сущность и смысл.
Возможны два варианта работы над заданием: ребенок слушает текст, записывая в паузах ключевые слова или словосочетания, или читает текст самостоятельно, подчеркивая в нем ключевые слова и выписывая их на лист бумаги. Текст читается дважды. Затем ребенок должен постараться пересказать текст, держа перед собой записанные слова. Правильно сделанные выписки помогут запомнить факты и имена собственные, последовательность и сущность описываемых в тексте событий. В качестве примера предлагаем отрывок из сказки «Гуси-лебеди» о том, как девушка кинулась выручать братца, которого унесли гуси-лебеди.
Гуси-лебеди (отрывок)
. Прибежала — стоит избушка на курьих ножках, стоит-поворачивается. В избушке сидит Баба-яга — нога глиняная; сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками. Увидела его сестра, подкралась, схватила и бежать, а гуси-лебеди за нею в погоню летят; нагонят злодеи, куда деваться?Прибежала к молочной речке с кисельными берегами: «Речка-матушка, спрячь меня!» — «Съешь моего киселя!» Нечего делать, съела. Речка ее посадила под бережок, гуси-лебеди пролетели. Вышла она,сказала: «Спасибо!» — и опять бежит с братцем; а гуси-лебеди воротились, летят навстречу. Что делать? Беда! Стоит яблоня. «Яблоня, яблоня-матушка, спрячь меня!» — «Съешь мое лесное яблочко!» Поскорей съела. Яблоня ее заслонила веточками, прикрыла листиками — гуси-лебеди пролетели. Вышла и опять бежит с братцем, а гуси-лебеди увидели — да за ней; совсем налетают, уж крыльями бьют, того и гляди из рук вырвут! К счастью,на дороге печка: «Сударыня-печка, спрячь меня!» — «Съешь моего ржаного пирожка!» Девушка поскорей пирожок в рот, а сама в печь. Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали и ни с чем улетели.
Возможные ключевые слова: избушка на курьих ножках; схватила и бежать; гуси-лебеди в погоню; молочная речка; яблоня; сударыня-печка; ни с чем улетели. Наиболее распространенная ошибка при пересказе текста — непоследовательность изложения событий. В приведенном отрывке тоже легко можно допустить такую ошибку из-за большого количества описанных действий. Этого помогут избежать ключевые слова, если ребенок научится их выделять.
«Вопросы»
Для занятия подготовьте отрывки из литературных произведений и вопросы к ним.
Отвечать на вопросы к тексту или к статье в учебнике ребенку предстоит на протяжении всех лет учебы. Важно научиться выполнять это задание правильно и понять, что ответы на вопросы помогают осмыслить содержание текста и таким образом лучше его запомнить, особенно когда ответ на вопрос подтверждается словами из текста. Такие упражнения выполняются и в устной, и в письменной форме. Ребенок может не только отвечать на предложенные вопросы, но и составлять вопросы к тексту самостоятельно.
«Составляем план»
Для занятия подготовьте отрывки из литературных произведений.
Еще один из способов словесно-логического запоминания — это составление плана текста. Предлагаем памятку, которая поможет ребенку научиться составлять план и пересказывать текст, используя план.
1. Прочитай текст, выпиши слова, которые тебе непонятны, и выясни их значение.
2. Если у текста есть название, то обдумай его,ответь на вопрос: «Почему текст так назван?»
3. Раздели текст на несколько смысловых частей.
4. Подчеркни в каждой части ключевые слова (см. упражнение «Ключевые слова»).
5. Задай к каждой части текста вопросы (см. упражнение «Вопросы»).
6. Озаглавь каждую часть текста, используя ключевые слова или вопросы.
7. Прочитай отдельно и перескажи каждую часть текста, отраженную в плане, мысленно рисуя картинки к содержанию (см. упражнения из раздела «Запоминаем зрительно»,
8. Перескажи весь текст целиком, используя составленный тобою план.
Воспользовавшись этой памяткой, можно легко запомнить учебный материал. Для отработки умения составлять план и пересказывать по нему текст можно использовать отрывки из литературных произведений.
«Путаница-1»
Для занятия вам потребуется любой текст, напечатанный на листе бумаги.
Подразумевается, что этот текст ребенок уже запомнил. Вы разрезаете напечатанный текст на отдельные отрывки или предложения, перемешиваете и отдаете ребенку, который получает задание восстановить последовательность отрывков или предложений, так чтобы получился исходный текст. Цель упражнения — проконтролировать запоминание и закрепить текст в памяти. Если необходимо хорошо запомнить материал, перевести его из кратковременной памяти в долговременную, то это задание с одним и тем же текстом можно выполнять несколько раз с промежутком во времени. Например, через 2—3 дня.
Правила повторения
Повторение — важнейший способ запоминания материала. Так как мы говорим о логических способах запоминания, то речь пойдет не о механическом, а об осмысленном, активном повторении и его правилах.
Если нужно запомнить небольшой по объему материал (например, правило, то прочитай его, установи логические связи, затем повтори несколько раз подряд, мысленно создавая зрительную картинку. Затем повтори через 10—15 минут, через час. Чтобы лучше запомнить информацию, повтори материал еще через несколько дней, через месяц.
Если нужно запомнить большой по объему материал, то прочитай его полностью. Затем разбей на части, прочитывай и рассказывай по частям, используя все предложенные выше способы запоминания, повторяя по несколько раз. В конце расскажи материал полностью. Повтори через некоторое время. Необходимо учитывать, что в первые два дня после заучивания происходит наиболее быстрое забывание, поэтому в течение этого времени материал нужно повторять.
Для долгого сохранения информации в памяти ее необходимо периодически повторять.
Предложенные нами упражнения помогут вашему ребенку овладеть основными способами запоминания. Если эти навыки будут отработаны, выполнение домашних заданий и восприятие учебного материала на уроке не вызовет у ребенка затруднений.
• Беседуя с ребенком, проверяйте, помнит ли ребенок материал из выполненных заданий через некоторое время.
• Для перевода информации из кратковременной памяти в долговременную требуется осмысление и повторение.
• Запоминание материала будет более прочным, если повторения разделены значительным временем.
• Интересуйтесь, какие способы запоминания ребенок использует во время выполнения домашнего задания. При необходимости подскажите ему наиболее подходящий способ.
Источник
Общаясь с детьми на занятиях, любой преподаватель в какой-то мере наблюдает результаты двойственного влияния современного ритма жизни на развитие творческих способностей у детей.
Жизнь, насыщенная многообразием гаджетов, большим объёмом различной информации, определённым образом формирует личность ребенка. С одной стороны, с ранних лет ребёнок становится уверенным пользователем технических устройств, чем очень часто вызывает радость и умиление со стороны взрослых. С другой стороны, уменьшение «живого» общения, захватывающие впечатления, вынесенные из виртуальной реальности – всё это губит в нём творческое начало, о наличии которого в каждом человеке мы очень часто забываем.
Конечно, это не обозначает, что родителям нужно отказаться от достижений современной жизни, немедленно собрать вещи и переехать с ребёнком на необитаемый остров, чтобы воспитывать его среди дикой природы. Но учитывать сугубую потребность ребёнка в дополнительном творческом развитии, формирующем полноценную личность, необходимо. Одним из факторов, помогающих в этом, является развитие ассоциативного мышления.
Сам принцип ассоциативности содержит в своей основе известную мысль: «всё познаётся в сравнении». Сравнивая предметы и явления между собой, составляя их описания, юный человек обретает бесценный опыт формирования личных понятий.
Согласно исследованиям, ассоциации имеют свою научную классификацию. Рассмотрим примеры её основных категорий:
- контраст качеств – добро/зло, радость/горе
- обобщение – малина/ягода, берёза/дерево
- причинно-следственные связи – туча/дождь, солнце/жара
- близость в пространстве и времени – школьный звонок/начало урока
- дополнение – каша/масло, сахар/чай
- по подобию понятий – день рождения/праздник
Первые две категории должны применяться в воспитании, когда ребёнку 1,5–2 года. Показывая ему яркие картинки в книжках, обращая внимание на окружающую природу во время прогулок, взрослые знакомят малыша с основными житейскими и нравственными понятиями. При этом не следует смущаться тем, что у него ещё достаточно маленький словарный запас. Пусть ребёнок пока не может всё выразить в словесной форме, но он воспринимает информацию на подсознательном уровне через слух и зрение.
Понятия причинно-следственных связей и близости в пространстве и времени являются более сложными. Поэтому сначала родителям следует самим объяснять своему трёхлетнему малышу: «Видишь на небе тёмные тучки? Значит, скоро начнётся дождик. Видишь, опустился шлагбаум? Значит, скоро поедет поезд». Затем, когда ребёнок уже научится отвечать на вопросы, можно играть с ним, спрашивая: «Что будет, если на небе появились тёмные тучки?»
Категория под названием «дополнение» применяется в нашей жизни не очень часто. Поэтому можно кратко познакомить с ней ребёнка и переходить к самой последней, но самой интересной и сложной категории.
Осознать «подобие понятий» ребёнок может приблизительно с пятилетнего возраста. Ассоциации, построенные по данному принципу, могут усложняться и варьироваться. Следует отметить, что именно в этих ассоциациях заложено творческое начало, раскрываемое в полной мере в поэзии и музыке. Родители, воспитатели и учителя должны способствовать развитию ребёнка в данном направлении и обязательно поощрять детскую фантазию, на основе которой и будет базироваться ассоциативное мышление. При этом взрослым нужно учитывать, что ребёнок имеет право на своё личное мнение, его видение самостоятельно, ни в коем случае нельзя его ломать, можно лишь корректировать в случае вопиющих отклонений (например, мальчики могут чрезмерно увлекаться темой войны, но не в ключе защиты страны, а в ключе убийства).
В заключение предлагаем Вашему вниманию несколько упражнений:
- Предложите ребёнку раскрасить раскраску, на которой изображены Ваши ассоциации. Достаточно взять три пары противоположных понятий, и объяснить ребёнку, почему у Вас возникли именно эти образы. Например:
– доброе слово похоже на колосья пшеницы, из которых выпекут хлеб, чтобы накормить людей // злое слово подобно мечу, которым можно поранить или убить человека;
– мудрое слово очень ценно, наставляет людей, способствует их духовному возрастанию, поэтому оно похоже сокровище // пустое (праздное) слово ничего не значит, как мыльный пузырь, который в любую минуту лопнет в воздухе или будет унесён ветром;
– правдивое слово помогает людям правильно жить, поэтому схоже с указателем пути // лукавое слово извивается, скрывая правду, подобно змее, которая может ужалить.
- Предложите ребёнку самостоятельно придумать 3–4 пары противоположных понятий и нарисовать к ним образы.
- После проведения урока или после беседы на какую-то тему придумайте вместе с ребёнком (вплоть до подросткового возраста включительно) «образ беседы». Здесь необходимо опираться на основную мысль, которая запомнится после беседы. Например, беседуя о заповедях Божьих, можно представить образ высокой горы, покрытой снегом (исполняя заповеди, мы поднимаемся на гору, становимся ближе к Богу; гора белоснежная, потому что жизнь по заповедям делает душу чистой).
Источник