Развитие артикуляционного аппарата у ребенка 2 года

Развитие артикуляционного аппарата у ребенка 2 года thumbnail

Развитие артикуляционного аппарата — длительный процесс и требует постоянной практики речи.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее “поставить” правильное звукопроизношение.

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям, и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Для правильного произношения всех звуков родного языка нужен комплекс движений. В материале представлена подборка упражнений артикуляционной гимнастики с картинками, упражнения можно использовать выборочно и в комплексе.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
• Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;
• Улучшить подвижность артикуляционных органов;
• Укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
• Научить ребёнка удерживать определенную артикуляционную позу;
• Увеличить амплитуду движений;
• Уменьшить напряженность артикуляционных органов;
• Подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Как проводить артикуляционную (речевую) гимнастику.
• На начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная (речевая) гимнастика.
• Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Ее продолжительность 3—5 минут.
• Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 2—3.
• При отборе материала надо учитывать степень его сложности и доступность выполнения. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в игровой форме.
• Упражнения выполняются подгруппами или индивидуально, сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть лицо взрослого и своё лицо.
• Ребёнок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция – автоматизированный навык, а ребёнку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.
• Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: “Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем”. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.
• Нежелательно выполнение гимнастики сразу после еды.
• Взрослый следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.

Отработка каждого упражнения идет в определённой последовательности:
-рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов (Сказка о Веселом Язычке). Этот прием способствует появлению интереса к занятиям у детей младшего возраста;
-показ взрослым упражнения;
-выполнение упражнения детьми перед зеркалом;
-контроль взрослого за выполнением упражнения, указание на ошибки;
-выполнение упражнения без зеркала (если это возможно).

В начале работы может быть напряженность движений языка, губ. Постепенно скованность исчезнет, и движения станут свободными и координированными.

Следует проводить артикуляционную гимнастику в форме игры.
Например: “Проснулся утром язычок, открыл окошко (открыть рот), посмотрел наверх – где же солнышко? (вытянуть язык вверх к носу) – и стал искать его: посмотрел налево (вытянуть язык к левой щеке), потом направо
(вытянуть к правой щеке)” и т.д.

Картотека упражнений, направленных на развитие артикуляционного аппарата.

1.«Улыбка»
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и
верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

2.«Хоботок»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.

Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в
таком положении под счёт от 1 до 5-10.

3.«Домик открывается»
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

4. Чередование «Хоботок» – «Улыбка» –
«Домик открывается».
Улыбается ребенок,
Хобот вытянул слоненок.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.
Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у – и «и – у – а»),удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

5. «Любопытный язычок»
Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
«Что он скачет взад-вперед?» –
Удивляется народ.
Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

Читайте также:  Роль игры в познавательном развитии ребенка

6.«Лягушка»
Ниже нижнюю губу
Опущу я, как смогу.

Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать
подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает
её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.

7. «Зайчик»
Губку верхнюю подняв,
Замер зайчик, зубки сжав.
Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская, ее обратно. Упражнение выполнять 10 раз.

8. «Окошко»
Рот прикрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.

Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.
Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

9. «Язык здоровается с подбородком»
Просыпается язык –
Долго спать он не привык.
И спросил у подбородка:
– Эй, какая там погодка?
Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

10. «Язык здоровается с верхней губой»
Улыбнись, не будь груба,
Здравствуй, верхняя губа!
Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.
Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.

11. «Обезьянка»
За нижнюю губку заложен язык –
Из зеркала смотрит мартышкин двойник.
Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и
нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.

12. «Бульдог»
За верхнюю губку заложен язык –
Бульдог уступать никому не привык.
Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

13 «Прятки» (чередование «Обезьянка» – «Бульдог»
Обезьянка и бульдог –
Всем покажет язычок.
Цель: укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх).
Описание: Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог».

14. «Хомячок»
Языком давить стараюсь,
В щеку сильно упираюсь.
Раздалась моя щека,
Как мешок у хомяка.
Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.
Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

15. «Кружок»
Мой язык совсем не глуп –
Ходит кругом возле губ.
Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.
Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.

16. Чередование «Толстячки – худышки»

Вот толстяк – надуты щеки
И, наверно, руки в боки.
Вот худышка – щеки впали:
Видно, есть ему не дали.
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.
Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

17. «Шарики» (поочерёдное надувание щёк)

Шарик слева, шарик справа,
Есть у нас одна забава:
В щеки дуем – чередуем,
То в одну, а то в другую.

Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.
Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую
щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

18. «Самовар»
Щеки надую и выпущу пар,
И запыхчу, как большой самовар.
Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.
Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».

19. «Шлёпаем губами по языку»
А теперь уж не зубами –
Я пошлепаю губами:
«У быка губа тупа,
Па-па-па, па-па-па».
Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения:
• пошлёпать губами кончик языка;
• пошлёпать губами середину языка;
• пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.

20. «Чашечка»
Улыбаюсь, рот открыт
Там язык уже стоит.
К зубкам подняты края –
Вот и «чашечка» моя.

Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме
чашечки.

21. «Вкусное варенье»
Блин мы ели с наслажденьем,
Перепачкались вареньем,
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать

Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,
не разрушая «чашечку».
22. « Рыбки разговаривают»

Открывает рыбка рот,
И не слышно , что поет.

Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Смыкать и размыкать губы.

23. «Птенцы»
Кашу птенчики хотят,
Маму ждут, но не шумят.
Мама зернышко несет,
Открывай по шире рот.

Читайте также:  Задержка речевого развития 3 года как помочь ребенку

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
24. Заборчик
Из зубов заборчик строй,
Ровный, белый, не косой.
Губки широко открой,
Чтоб заборчик видеть свой.
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.

25. «Часики»
Влево – вправо, влево – вправо,
Мой язык скользит лукаво.
Словно маятник часов –
Покачаться он готов.
Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть острый язык как можно дальше вперед и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз). Проделать упражнение 10-15 раз.

26. «Лошадка»

На лошадке по дорожке скачет язычок,
И копытами лошадка – цок, цок, цок
В горку медленно идет цок, цок, цок,
А с горы стрелой несется цок, цок, цок.

Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

27. «Котенок лакает молоко»
Молоко лакает кошка,
Молока уже немножко.
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.
28. «Расчестка»
Наши зубки – гребешок,
Причесали язычок
Мы причешем много раз,
Чтобы гладким был у нас.
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз), потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).

Источник

5 Развитие произносительных навыков у детей 2-3 лет

Игры и упражнения для тренировки мышц артикуляционного аппарата

Произносительная сторона речи малышей 2-3 лет еще далека от совершенства. Начав пользоваться активной речью, дети тренируют свой артикуляционный аппарат. Можно применять специальные упражнения для развития движений языка, губ, нижней челюсти. С их помощью укрепляются мышцы органов артикуляции, и звуки появляются быстрей и звучат более четко. Все эти упражнения проводятся в игровой форме, обязательно с показом движений. Ребенок должен сидеть перед зеркалом.

Упражнения для губ

«Пузырь лопнул» – надуть щеки, а затем прижать то одну, то другую пальцем.

«Зайку приняли за волка» – вытянуть губы трубочкой и быстро улыбнуться, показав зубы.

«Остановите лошадку» – произнести «Тпру!»

«Покажите, как котенок молоко лакает» – выполнять быстрые движения я зыком: высовывать и прятать язык.

«Иголочка» – дотронуться кончиком языка до внутренних поверхностей щек.

«Лошадка цокает копытом» – пощелкать языком, приподнимая его к верхнему небу.

Упражнение для нижней челюсти

«Ворота открыты» – широко открывать и закрывать рот.

Игры и упражнения для развития речевого дыхания

Немаловажную роль для развития произносительной стороны речи играет правильная постановка дыхания. Речевое дыхание отличается от физиологического большей длительностью на выходе, поэтому нужно детей обучать длинному плавному выдоху. Лучше это делать с использованием игрушек: легких вертушек, надувных шариков, губной гармошки. Можно играть с пушинкой: поставить игрушечные ворота и стараться задуть туда пушинку («Забей мяч в ворота»). Интересное упражнение «Фокус»: на нос кладется ватка, язык высовывается вверх и с силой выдыхается воздух. Ватка должна полететь вверх.

Для одновременной отработки речевого дыхания и произнесения гласных звуков применяются такие игровые приемы:

Скажи, как:

Девочка плачет – а-а-а-а (длительное произнесение);

Мышонок смеется – и-и-и-и;

Волк завет другого волка – у-у-у-у;

Лось трубит в лесу – о-о-о-о;

Ребенок маленький плачет – уа-уа-уа-уа;

Дети в лесу перекликаются – ау-ау-ау-ау.

Игры для закрепления в произношении изолированных звуков

    На этапе появления звука очень важно закрепить его правильное произнесение, для чего ребенку можно предложить побыть комариком, пчелкой, лягушкой, мышонком и показать, как поет комарик (з-з-з-з), пчелка (ж-ж-ж-ж) и т.д.

Игра «Комарики»

Цель: автоматизация изолированного звука з.

Ход игры. Дети, которых выбрали «комариками», «летают» и произносят длительно звук з-з-з-з, стараясь догнать других детей и укусить их. Тот, кого «комарик» укусил, сам становится «комариком» и начинает петь песенку комара и догонять других детей.

Игра «Свисток»

Цель: автоматизация изолированного звука с.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку изобразить, как свистит свисток: длительно и громко произносить звук с-с-с-с.

Игры для закрепления произношения звуков в слогах, словах и предложениях

Игра «куры и петух»

Цель: отработка произнесения твердого согласного звука к в слогах.

Ход игры. Дети бегают по площадке, машут крыльями, изображая кур. Ведущий произносит стишок, а дети должны в нужном месте произносить слоги «ко-ко-ко».

Куры крыльями махали:

– Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

Куры клювами стучали:

– Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

Дай нам, Петя, крошек,

Крошек не жалей,

Дай еще немножко,

Будет веселей!

Игра «Гуси-Гуси»

Цель: автоматизация произнесения твердого согласного звука г в слогах.

Ход игры. Дети – гуси, один ребенок – волк. Взрослый спрашивает:

– Гуси-гуси!

– Га-га-га!

– Есть хотите?

– Да-да-да!

– Гуси белые, домой –

Серый волк под горой!

Дети бегут и кричат «га-га-га», «волк» хочет их поймать.

Для закрепления звуков, уже появившихся в речи, детям можно предложить выучить и затем произносить вслух чистоговорки. На третьем году жизни внимание обращается на звуки Н, К, Г, Ф, Тˈ, Дˈ, Нˈ, Лˈ, Кˈ, Гˈ, Сˈ, Зˈ, Т, Д, К, Хˈ, Бˈ, Мˈ, Пˈ, П. полезно составлять такие чистоговорки, в которых наряду с отработкой нужного звука были бы представлены разные грамматические формы слов, например, косвенные падежи существительных.

Примеры чистоговорок с грамматическими формами

Т

От-от-от – полосатый кот.

Та-та-та – увидели кота.

Ту-ту-ту – подошли к коту.

Т, Тˈ

Том-том-том – поиграй с котом.

Та-та-та – хвостик у кота.

Читайте также:  Таблица физического развития ребенка дошкольного возраста

Те-те-те – помним о коте.

Д, Дˈ

Да-да-да – холодная вода.

Ды-ды-ды – плохо без воды.

Де-де-де – купаемся в воде.

Дой-дой-дой – умываемся водой.

Н

На-на-на – синяя волна.

Ну-ну-ну – не ныряй в влону.

Й

Ай-ай-ай – мне конфетку дай.

Ой-ой-ой – Васенька больной.

Эй-эй-эй – догони сумей.

К, Кˈ

Ка-ка-ка – левая рука.

Ке-ке-ке – куколка в руке.

Ки-ки-ки – не поднять руки.

Х, Хˈ

Ха-ха-ха – варится уха.

Хи-хи-хи – нет у нас ухи.

Ух-ух-ух – бегает петух.

Ха-ха-ха – вижу петуха.

Хи-хи-хи – дерутся петухи.

В

Ва-ва-ва – серая сова.

Ву-ву-ву – видели сову.

Ф, Фˈ

Фа-фа-фа – мягкая софа.

Фы-фы-фы – в доме нет софы.

Фу-фу-фу – сядем на софу.

Фе-фе-фе – кукла на софе.

С

Са-са-са – рыжая лиса.

Сы-сы-сы след большой лисы.

Су-су-су – видели лису?

Се-се-се – помним о лисе.

З, Зˈ

За-за-за – серая коза.

Зы-зы-зы – рожки у козы.

Зе-зе-зе – травку дам козе.

Зу-зу-зу – я пасу козу.

Лˈ

Аль-аль-аль – убегаю в даль.

Оль-оль-оль – каменная соль.

Эль-эль-эль – кушай карамель.

Г, Гˈ

Гу-гу-гу – гуси на лугу.

Га-га-га – зеленые луга.

Ги-ги-ги – с сыром пироги.

Ге-ге-ге – начинка в пироге.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

Дети любят разгадывать загадки. В возрасте до трех лет им доступны для отгадывания простые загадки, содержащие в тексте звукоподражательные слова или другую, намекающую на отгадку информацию. Если использовать для загадок небольшие стихотворения с пропуском последнего слова, это будет уже игра не только на развитие мышления, но и на формирование полноценного фонематического слуха, так как ребенку надо будет подобрать отгадку в соотвествии с рифмой стихотворения.

Примеры загадок «Доскажи словечко»

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто это? (Лиса)

В подполье, в каморке,

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это (Мышка)

Пышный хвостик торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелок.

Ну, конечно, это … (Белка)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной … (Медведь)

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка.

Кто же это? (Зайка)

За рекой в лесу росли,

Их на праздник принесли,

На веточках – иголки.

Что же это? (Елки)

Этот зверь живет лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он мурлыча, песнь поет.

Только мышь его боится.

Угадали? Это … (Кот)

Способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и рифмы, помогают закрепить в произношении появляющиеся звуки различные потешки с повторяющимися слогами и слоговыми сочетаниями.

Тˈ, Л

Тили-тили-тили-бом –

Загорелся кошкин дом!

Тˈ

Тюшки-тютюшки,

На горе пичужки,

Там Ванюшка бывал,

Пичужку поймал.

Тень-тень, потетень,

Выше города плетень.

Т

Аты-быты – шли солдаты,

Аты-баты – на базар,

Аты-баты – что купили?

Аты-баты – самовар.

Л

Люли-люли-люли,

Прилетели гули.

К маленькой Ганнуле.

Для развития слухового внимания применяются и подвижные игры, сопровождающиеся речью, когда ребенку нужно выполнять какие-либо действия по словесной инструкции водящего. Эти действия резко сменяются по команде. Ребенок должен быстро среагировать на речевую команду, чтобы переключиться на другое движение и не проиграть.

Игра «Обгони»

Цель: Развитие ритмичной выразительной речи, воспитание слухового внимания, развитие координации движений.

Ход игры. Посреди комнаты один стульчик, невдалеке от него двое играющих. Остальные дети вместе со взрослыми произносят стишок:

Девочке на ручку

Бабочка села.

Девочка бабочку

Поймать успела.

После этих слов двое играющих бегут к стульчику и стараются его занять.

Игра «Дождик, дождик»

Цель: развитие слухового внимания, ритмичной и выразительной речи, координации движений и ориентировки в пространстве.

Ход игры. Стулья стоят по кругу. Детей на одного больше, чем стульев. Дети ходят по кругу, взрослый произносит:

Дождик, дождик,

Что ты льешь?

Погулять нам не даешь?

После этих слов дети бегут к стульчикам и стараются сесть на них. Тот, кому не хватило стульчика, выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один играющий – победитель.

Пальчиковая гимнастика

Не надо забывать об упражнениях для пальцев рук. Пальчиковая гимнастика усложняется; упражнения для развития тонких движений пальцев проводятся самостоятельно по подражанию, а не при помощи взрослого, как это было в два года. Взрослый произносит потешку и выполняет упражнение, а ребенок смотрит на движения пальцев взрослого, слушает потешку и пытается выполнить упражнение сам.

Игра «Это пальчик»

Цель: тренировка разгибательных мышц пальцев, развитие слухового внимания, воспитания умения выполнять действие по речевой инструкции.

Пальцы правой руки ребенка согнуты в кулачок. Ребенок слушает потешку и по очереди разгибает пальцы, начиная от большого. Затем выполняет те же движения на левой руке, а в конце – сразу на двух руках.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – наш малыш!

Игра «Этот пальчик хочет спать»

Цель: тренировка сгибательных мышц пальцев, развитие слухового внимания, воспитание умения выполнять действие по речевой инструкции.

Ребенок держит руку перед собой и в соответствии с текстом загибает пальцы, начиная с указательного.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – бух в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Встали пальчики – ура!

Бегать всем давно пора!

Далее разгибает все пальцы. Передвигает пальцами по столу «бегает».

Вначале взрослый выполняет движения ребенка, одновременно произнося потешку, а затем ребенок самостоятельно загибает и разгибает пальчики. Надо побуждать ребенка произносить и текст, хотя бы добавлять последнее слово в каждой фразе.

Мы рады помочь Вами и Вашим детям!

Источник