Развитие артикуляции ребенка до года

Развитие артикуляции ребенка до года thumbnail

Большинство детишек от рождения имеют предпосылки для нормального овладения речью.

Почему же у всех малышей к году разные речевые возможности?

Одной из причин этого можно назвать речевую активность взрослых, которые окружают кроху.

Речевое развитие детей до года

В первые четыре-пять месяцев малыш не может понимать смысл слов, он способен понять только интонацию, с которой произносятся слова. Кроха реагирует на мамин голос, на выражение её лица. Поэтому необходимо часто разговаривать с малышом, склоняясь над его кроваткой.

Давайте разберёмся, как нужно строить общение с ребёнком, чтобы к году услышать его первые слова.

Речь малыша начинает активно развиваться примерно с 6 месяцев, когда ребёнок начинает понимать, что он может издавать различные звуки, меняя положение органов артикуляции. Примерно в полгода у детей появляется лепет, который состоит из повторяющихся слогов, включающих гласные и согласные звуки.

• 6-7 месяцев

Вопрос «Где?»

Ребёнок уже понимает смысл вопроса «Где?». Спрашивайте малыша о предметах, которые знакомы ему: «Где кроватка?», «Где мишка?», «Где коврик?» и т.д. Кроха может даже показывать пальчиком на эти предметы.

Потешки

Возьмите ладошки малыша в свои руки и похлопайте ими, приговаривая всем известную потешку.

Через некоторое время ребёнок начнёт хлопать в ладоши сам, как только услышит первую строчку этой потешки.

Потешки и пестушки очень хорошо стимулируют появление первых слов у ребёнка. Проговаривайте их, выполняя повседневные дела: во время купания, одевания, принятия пищи, чтобы успокоить малыша.

Имя

Зовите своего ребёнка по имени, он быстро начнёт откликаться на него. Называйте также имена членов семьи и других малышей.

• 7-8 месяцев

«Пока!»

Когда вы выходите из комнаты или куда-то идёте, говорите: «Пока, пока!» и махайте рукой на прощание. Вскоре ваш малыш помашет вам в ответ.

Простые просьбы

Ваш ребёнок уже понимает и может выполнить простые просьбы: «Дай», «Иди ко мне», «Возьми», «Ложись» и др.

Звукоподражания

Во время игр и повседневных дел с малышом все действия сопровождайте звуками: машинка едет: «би-би», самолёт летит: «у-у-у», часы идут: «тик-так», вода капает: «кап-кап», малыш идёт: «топ-топ» и т.д.

Повторение таких звуков является важным условием для появления первых слов у ребёнка.

Вопросы

Общаясь с крохой, задавайте ему различные вопросы: «Кто там пришёл?» «Хочешь сока?» и т.д. Конечно, малышу трудно будет ответить на них. Поэтому, сделав паузу, ответьте на вопрос сами.

• 8-9 месяцев

Названия предметов

Знакомьте малыша с названиями предметов. Называйте предмет и тут же показывайте его.

Речевое развитие детей до года

Части тела

Начинайте знакомить кроху с названиями частей тела. Посадите малыша и приговаривайте:

У Маши есть глазки, чтобы видеть. (Покажите глазки.)

У Маши есть ушки, чтобы слышать. (Покажите ушки.) и т.д.

• 9-10 месяцев.

Новые слоги и «лепетные» слова

Повторяя за малышом цепочки слогов, добавляйте новые слоги, чтобы малыш повторял за вами. Составляйте слова из доступных ему слогов: ма-ма, па-па, ба-ба и др.

Знакомство с книгами

Читайте малышу книги с детскими стишками и потешками. Рассматривайте яркие иллюстрации и задавайте вопросы: «Где гав-гав, где му-му?» Побуждайте ребёнка повторять за вами эти слова.

Речевое развитие детей до года

Пальчиковые игры

Играйте с пальчиками малыша, нежно массируйте их. Рассказывайте стишки, сгибая и разгибая пальчики.

• 10-11 месяцев

Первые запреты

Именно в этот возрастной период малыш начинает сталкиваться с первыми «нельзя». Их не должно быть много. Постарайтесь обезопасить квартиру (переставьте бьющиеся и опасные предметы наверх, закройте розетки).

Всё равно, бывают ситуации, в которых придётся сказать крохе «нельзя» и переключить его внимание на что-то другое.

На прогулке

Гуляя с малышом на улице, называйте всё, что вы видите: дерево, цветок, собаку, бабочку, снег и т.д. Добавляйте слова-действия («цветок пахнет») и слова-признаки («снег белый»).

• 11-12 месяцев

Ролевые игры

Малыш начинает играть в свои первые ролевые игры: качать и укладывать спать куклу, кормить зайку и т.д.

Детские слова

В первое время можно включать в свою речь упрощённые слова, которые использует ребёнок: киса, ляля, ням-ням. Но параллельно нужно называть и полноценные слова: «Катя ням-ням, Катя ест кашу».

Голоса животных

Рассматривайте игрушки или картинки и называйте животных и звуки, которые издают эти животные: «Собака: гав-гав, курочка: ко-ко-ко, котик: мяу-мяу» и т.д.

Интересная статья?

Жмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!

Источник

задержка речевого развития - упражнения для запуска речи у малышей - анна новик
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Читайте также:  Этап развития ребенка по месяцам

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Читайте также:  Столбцы дошкольный центр развития ребенка

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

Например:

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Источник

артикуляционная гимнастика для детейДля чего нужна артикуляционная гимнастика и речевое дыхание?

Естественное желание любой любящей мамы – чтобы малыш как можно раньше научился говорить, четко произносить звуки. Для этого мало постоянно разговаривать с ребенком, хотя это безусловно, необходимо для становления и понимания речи. Но чтобы кроха мог освоить речь и правильно проговаривать звуки – очень важно развивать у него речевое дыхание и проводить с ним артикуляционную гимнастику.


 Эти простые упражнения помогут Вам также на ранней стадии определить какие-то речевые или физиологические нарушения, которые впоследствии можно устранить, обратившись к специалистам.

«Сеансы» артикуляционной гимнастики
также позволяют справиться с возможными проблемами в будущем: устранить вялость языка (как мы говорим – «каша во рту»), а также улучшить его кровоснабжение.

Артикуляционная гимнастика для детей первого года жизни

Для самых маленьких

Уже с первых месяцев жизни малыша можно начать, при переодевании ребенка, во время игры с ним, фыркать, цокать, делать губы трубочкой, вытягивать язык, шлепать губами.

Произносите разные звуки, в том числе неречевые: писк, фырканье, уханье и т. д.  При этом старайтесь утрированно произносить слоги: широко открывайте рот, вытягививайте губы в трубочку и тому подобное, чтобы кроха не просто слышал, но и наглядно видел, чем «ко-ко» отличается от «ку-ка-ре-ку»!

На разные голоса

Расскажите крохе, как «говорят» разные животные: как мяукает кошка, как блеет барашек, как поет кукушка. Делайте это нужно с чувством, различными интонациями и на разные голоса. Эти несложные занятия станут и демонстрацией артикуляционных упражнений, и развитием речевого фонетического слуха у младенца.

Игровые упражнения

Когда малыш станет немного постарше, пора приступать к  специальным упражнениям – в непринужденной игровой форме. Эти занятия займут всего несколько минут – а пользу от них трудно переоценить.

Хорошо будет делать их перед зеркалом, но не пренебрегайте и временем одевания, купания, прогулки и трапезы (например: облизать по кругу губки, ложку, попытаться достать до носа языком и подобное, в том же духе).
Постарайтесь для этого выбирать время, когда ребенок находится в хорошем настроении.

Вы, как никто другой хорошо знаете индивидуальность своего ребенка, поэтому не требуйте от него того, что он заведомо сделать не сможет, начинайте с самых простых упражнений. С другой стороны – чем больше растет ребенок, тем интереснее можно упражнения усложнять.

В процессе игры Вы объясняете движение и показываете, как его делать. Привлекайте к гимнастике сюжеты, рассказы, игрушки – так, чтобы ребенок был активно заинтересован происходящим. И тогда он с увлечением будет повторять за Вами. Вот некоторые примеры игровых упражнений для развития артикуляции:

•    Упражнение «Жарко-холодно»

Широко откройте рот (жарко), затем закройте рот (холодно).

•    Упражнение «Шарик во рту»

«Показать фокус? Смотри малыш – у меня во рту шарик!» Надуйте щеки, через 2 секунды – сдуйте щеки, как будто проглотили шарик – «Я его проглотила!». Откройте широко рот. «А ты так сможешь?»

•    Упражнение «Вкусное варенье»

Оближите сами себе губы по кругу, попробуйте дотянуться до носа, подбородка, щек языком (представьте, что вы выпачкались в варенье).

•    Упражнение «Киска-лакомка»

«Киска любит лакать молочко – вот так!» Оближите тарелочку, как это делают кошки.

•    Упражнение «Зайчик-барабанщик»

Приоткройте рот и побарабаньте язычком по верхним и нижним зубам (будто барабанщик).

•    Упражнение «Слон на водопое»

«Киска пьет водичку язычком – а как это делает слоник? Вот так!» Вытяните вперед губы трубочкой, образуя «хобот», и сделайте вид, что Вы набираете водичку – втягиваете в себя воздух, слегка причмокивая.

•    Упражнение «Хомячок спрятал орешки»

Расскажите малышу, как хомячок любит прятать орешки за щеки. Завлеките интерес крохи словами: «Хочешь, я покажу тебе, как он это делает? А у тебя получится?» «Перекатывайте орешки» так: с закрытым ртом с напряжением упираем кончик языка в щеки – то одну, то другую. Получается со стороны это выглядит так, будто за щеками у нас твердые шарики-«орешки».

•    Упражнение «Лошадка»

У Вас есть игрушечная лошадка? Просто поиграйте с ней: цокайте языком – «Цок! Цок! Цок» (лошадка скачет), «Но-Но, лошадка!», а она в ответ: «Фыр! Фыр!» (пофыркайте). Затем спросите у ребенка: «Как скачет лошадка? Как она фыркает?»

Читайте также:  Как заниматься с ребенком с задержкой развития

•    Упражнение «Заборчик»

Улыбнитесь, с напряжением обнажив зубы (похоже на заборчик) – «У моего язычка есть заборчик!»

•    Упражнение «Паровозик»

Покажите в книжке на картинке, или поиграйте паравозиком-игрушкой, погудите: «ТУ-ТУ», сложив губы трубочкой.

•    Упражнение «Пароходик»

Пароход гудит – приоткрыв рот, тяните звук «ы-ы-ы».

•    Упражнение «Ходики»

Если есть возможность – покажите малышу часы с маятником, и в то же время – подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта, как это делают ходики.

•    Упражнение «Море волнуется»

Изобразите ребенку море – на вдохе плавно поднимаем руки вверх, на выдохе – опускаем, тянем звук «ш-ш-ш».

Игровые упражнения – в сказке

Расскажите и наглядно покажите малышу сказку, например такую:

«Наступило утро, язычок проснулся и открыл свое окошко (открываем рот), смотрит язычок вверх, «Где же наше  солнышко?» (попытаемся дотянуться до носа). «А кто у нас гуляет во дворе?» – смотрит язычок налево (вытягиваем язык к левой щеке), потом – смотрит направо (вытягиваем к правой щеке). «А где же наш Сереженька  (имя ребенка)? Тут наш Сереженька! (имя ребенка) – Приве-е-ет!!» – приветственно «помашите» язычком из стороны в сторону. «Пока!» – помашите языком вверх-вниз».

Вскоре Ваш кроха начнет за вами повторять – и это будет для него самая настоящая артикуляционная гимнастика.

Развитие речевого дыхания

Для чего нужны тренировки речевого дыхания?

В образовании звуков принимают прямое участие так же и легкие, правильное дыхание – дает силу звучания нашему голосу. У детей младшего возраста часто бывает сбивчивое, прерывистое дыхание. А некоторым – трудно сделать длинный выдох, также чередовать выдох и вдох носом, затем ртом и т.д. Конечно же, это мешает ребенку правильно и выразительно говорить. Предотвратить, а также исправить эти проблемы могут тренировки речевого дыхания.

Тренировки речевого дыхания в игре

Тренировки речевого дыхания, как и артикуляционную гимнастику  можно проводить в любое время и при разных ситуациях. Например:  когда читаете малышу сказки, стихотворения. Если, к примеру, в тексте упоминается ветер – тут Вы учите кроху дуть – дуйте в воздух со звуком, он наверняка начнет вторить Вам. А также научите ребенка дуть на горячее, вдыхать нужно носом, а выдыхать – ртом, также можно научить согревать дыханием поднесенные к губам замерзшие ручки.

Примеры игровых упражнений для развития речевого дыхания:

•    Упражнение «Снежинка»

Сделайте для ребенка крохотный кусочек распушенной ватки, или вырежьте из бумажки: «Это снежинка! Когда дует ветер – она летает!» – дуйте на нее (округленными губами, плавно), а вдыхайте через нос.

•    Упражнение «Бабочка»

Вырежьте из бумаги бабочку, прикрепите к ее на ниточку, она очень натурально порхает, если на нее подуть. Дуть нужно долго, стараться плавно выдыхать весь воздух.

•    Упражнение «Дерево»

Достаточно вырезать из бумаги несколько полосок, приклеить их к палочке или карандашу – вот и получилось дерево! И пусть Ваш «ветер» будет колыхать «листья».

•    Упражнение «Задуваем свечку»

Тренируемся к предстоящему дню рождения – подуйте вместе на пламя свечки. Дуйте плавно и легко. Выдох не был резким,

•    Упражнение «Ветряная мельница»

Приобретите вертушку или игрушечную мельницу, и научите кроху дуть на нее так, чтобы ее крылья-лопасти быстро и долго вертелись.

•    Упражнение «Перелеты птиц»

Для этого упражнения нужно вырезать из бумаги птичек, положить их у самого края стола. При команде: «птички полетели», дуйте вместе. Дуть нужно стараться только один раз, и выдох должен быть максимально  долгим, выиграет та птичка – которая улетит дальше других.

•    Упражнение «Играем в собачку»

Покажите малышу, как дышит собачка, если ей жарко: высуните язык, дышите шумно, быстро. А затем покажите – как она может обнюхивать носиком – учащенно дыша носом.

•    Упражнение «Дудочка»

Дуть в дудочку или свисток – замечательное развлечение для любого малыша!!!

•    Упражнение «Одуванчик»

На прогулке сорвите отцветший одуванчик и научите ребенка дуть на него, сдувая пушинки-семена. Следите за тем, чтобы ребенок упруго и хорошо надувал щечки.

•    Упражнение с водой «Буря»

Эксперимент: малыш дует в соломинку (для коктейлей), а другой ее конец опущен в воду (или напиток) – вот какая «буря» в стакане получается! 

•    Упражнение «Ароматный цветочек»

Часто дети не различают понятия вдох и выдох, а также вдох и выдох – ртом и носом. Попробуйте научить кроху нюхать цветочек – сделайте утрированный вдох носом, а затем с блаженством выдохните: «А-а-а!».

На этом все – не огорчайтесь, если с первого раза у Вашего ребенка не получается то или иное упражнение. Будьте терпеливы, и чаще хвалите действия малыша. Будьте уверенны – при регулярных занятиях по артикуляционной гимнастике и развитию речевого дыхания – Вас ждет непременный успех.

Статья написана в соответствии с рекомендациями Н. Кулаковой
(кандидата филологических наук, психолога, логопеда)


Мы от чистого сердца желаем Вам и Вашему малышу успешного покорения новых горизонтов в развитии его речи!
Команда сайта “У Совёнка”.

сайт про развитие детей у совенка
 


Источник