Развитие активности ребенка в онтогенезе

Развитие активности ребенка в онтогенезе thumbnail

Онтогенез – это любое развитие, происхождение живого организма.

Понятие «психомоторное развитие ребенка» достаточно широко – в него входят оценка функций зрения, слуха, остальных видов чувствительности; двигательная сфера – начиная от оценки мышечного тонуса и способности держать голову у новорожденного и заканчивая осознанными движениями рук и тонкой пальцевой моторикой. Кроме того, к сфере психомоторного развития относятся всевозможные социальные контакты ребенка: узнавание материнского голоса, игры с ролевыми сюжетами.Психомоторное развитие ребенка характеризуется переходом от одного качественного состояния к другому, более высокому, в связи с развитием функций центральной нервной системы, оно зависит от многих факторов, и прежде всего, от наследственных особенностей организма, общего состояния здоровья, пола и окружающей среды.

Различные подходы к периодизации стадий развития детской личности показывают, что возраст раннего детства (от 1 до 3 лет) выделяется всеми исследователями, как важный период в развитии ребенка, когда он активно начинает познавать окружающий мир (А.Валлон, Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, З.Фрейд); когда начинает овладевать различными способами действий с предметами при помощи взрослых (А.Валлон, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин) и чрезвычайно быстро развивается двигательная и познавательная активность, вербальные формы общения с взрослым. Развитие в раннем возрасте происходит неравномерно, но последовательно.

Можно выделить несколько этапов раннего психического развития ребенка:

1) младенческий – от рождения до года;

2) преддошкольный – от 1 года до 3 лет.

Рассмотрим, какие основные функции и новообразования в психомоторном развитии ребенка происходят в эти периоды.

1) В младенческом возрасте (от рождения до года) важно установление эмоционального взаимодействия матери и ребенка. В Период новорожденности, т.е. в первый месяц жизни (к 3-4 неделям) появляются первые предпосылки коммуникативного поведения: ротовое внимание, когда малыш на ласковый голос и улыбку взрослого замирает, у ребенка формируются предпосылки к овладению речью. В психомоторном развитии ребенка первого года жизни имеет место его реакция на речевое общение. Дети с нормальным психическим развитием и сохранным слухом к концу года жизни реагируют на речевое общение и интонацию, отвечают действием на некоторые речевые просьбы. Общение младенца с взрослыми является необходимым условием его нормального психомоторного развития. Благодаря общению у ребенка постепенно развивается важнейшая социальная потребность в положительных эмоциях со стороны взрослого.

К началу второго полугодия жизни к 6 месяцам ребенок быстро и точно направляет руку к игрушке, расположенной в поле его зрения, манипулирует ей. Игрушка становится средством общения и психического развития ребенка.

Таким образом, на основе активного манипулирования с предметами развивается активность познавательной деятельности, формируется готовность к совместной игре с взрослыми, появляются выразительные коммуникативные жесты, формируется начальное понимание обращенной речи, активизируется лепет, развивается самоподражание и подражание звукам взрослого.

Социально-эмоциональное и умственное развитие неразрывно связано между собой. Выделяют три этапа социально-эмоционального развития в младенчестве:

Первый этап (первые пять месяцев жизни) характеризуется развитием недифференцированных привязанностей к лицам, ухаживающим за ребенком. В 4—6 месяцев ребенок активно поднимает голову, лежа на спине.

Второй этап (от 5-6 месяцев до 1 года) развитие специфических привязанностей. Ребенок начинает проявлять все более сильную привязанность к кому-либо одному из заботящихся о нем лицу. Он следит за ним глазами, улыбается больше этому лицу, охотнее гулит или лепечет в его присутствии.

К 6 месяцам реакция хватания совершенствуется с точки зрения быстроты ее возникновения и точности захвата. Акт хватания связан с формированием зрительно-моторной координации, которая является узловой функцией этого периода.

Период от 6 до 8 месяцев характеризуется разнообразной двигательной активностью ребенка. Наблюдаются частые изменения позы и развитие произвольных движений.

Совершенствование выпрямительных рефлексов туловища позволяет ребенку 6—7 месяцев быстро поворачиваться со спины на живот, свободно крутиться на животе с вытянутыми и отведенными в сторону ногами. Особенностью этого этапа является появление первых попыток к передвижению в виде ползания назад. Ползание назад сочетается с ползанием по кругу, и к 8 месяцам ребенок уже начинает двигаться вперед к игрушке при помощи подтягивания на руках.

В период с 8 до 12 месяцев двигательное развитие характеризуется дальнейшим усложнением движений, направленных на приспособление туловища к вертикальному положению тела. К таким движениям относятся повороты туловища, наружный поворот плеча, а также руки из положения пронации в нейтральную позицию и в положение супинации. В этом возрасте развивается «ручное хождение»: поддерживая ребенка за живот и наклоняя его вниз, можно видеть, как он, опираясь на руки, начинает делать движение вперед.

Ползание является главной формой самостоятельного движения в течение нескольких месяцев. В возрасте от 8 до 12 месяцев у ребенка совершенствуется функция самостоятельного устойчивого сидения и формируется умение садиться из разных положений тела.

Важным новообразованием этого возрастного этапа является начало ходьбы. В этом возрасте у детей совершенствуются движения рук, формируется новый способ хватания с участием большого и указательного пальцев, появляется возможность произвольного отпускания предмета.

Младенцам годовалого или близкого к этому возраста присущ отчетливо выраженный познавательный интерес к окружающему миру и развитая познавательная активность.

Третий этап характеризуется постепенным развитием множественных привязанностей. К году у ребенка единственная привязанность начинает расширяться и распространяется еще на 2-3 лица из его окружения.

2) После младенчества начинается новый этап развития человека – раннее детство (от 1 года до 3 лет). Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются: в телесной активности, координированности движений и действий, прямохождении; в развитии соотносящих и орудийных действий; в бурном развитии речи; в развитии способности к замещению; в развитии наглядно-действенного мышления и пр. В личностном плане у него развивается воля, стремление к самостоятельности, творческая активность, познавательный интерес. Самостоятельное передвижение, активное взаимодействие с предметами и игрушками способствуют дальнейшему развитию сенсорных функций.

К 2 годам начинает развиваться так называемая регулирующая функция речи, т.е. ребенок все более и более начинает подчинять свои действия словесной инструкции взрослого. Происходит интенсивное развитие понимания речи. К концу второго года ребенок употребляет до 300 слов, к началу третьего года жизни их число возрастает и достигает к концу третьего года 1000 – 1500 слов. К 3-летнему возрасту речь начинает занимать центральное место. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице, у него формируется чувство «я», т.е. возможность выделения себя из окружающего мира. На этом возрастном этапе формируется особое психологическое новообразование – обособление себя от окружающих, что имеет огромное значение для личностного развития ребенка.

Возрастной этап от 1 года до 1,5 лет характеризуется дальнейшим развитием самостоятельной ходьбы. К 1,5 годам ребенок начинает передвигаться по-новому: согнув руки в локтях и прижав их к туловищу. По мере того как все больше дифференцируются движения рук от плечевого пояса, формируются согласованные движения рук при ходьбе: правая рука делает движение вперед одновременно с левой ногой, и наоборот.

На этом этапе происходит дальнейшее развитие манипулятивной деятельности. К году ребенок овладевает игровыми действиями, требующими симметричных и координированных движений обеих рук.

Благодаря развитию зрительно-моторной координации ребенок использует супинацию (поворот руки ладонью вверх по отношению к лицу) в таких игровых действиях, как перекладывание предметов в коробку, переворачивание страниц книги, и, наконец, при пользовании ложкой.

По мере развития разгибания пальцев их движения становятся все более изолированными. Постепенно совершенствуется функция захвата предметов. В возрасте от 1.5 до 2 лет ребенок легко встает без поддержки из положений на животе и на спине. В вертикальном положении он использует много усвоенных на предыдущем этапе навыков, требующих ряда взаимосвязанных движений.

Ребенку, находящемуся на данном этапе моторного развития, доступно выполнение различных комбинированных движений. Например, он учится подниматься вверх и спускаться вниз по ступенькам.

Таким образом, о формировании психомоторных функций у детей судят по определенным онтогенетическим показателям нервно-психического развития, дающим представление об основных (базисных) умениях и навыках, включая познавательное развитие, эмоционально-социальное, физическое, моторное и речевое развитие. Именно в раннем возрасте происходит наиболее интенсивное формирование и созревание основных структур мозга, что обуславливает сензитивность психики в плане развития важнейших психических функций и особенную ее чувствительность к неблагоприятному внешнему воздействию, что может стать причиной серьезных недостатков психического развития. Именно в раннем детстве отмечается бурное развитие сферы общения, речевой, познавательной (восприятие, мышление), двигательной и эмоционально-волевой сфер. Эмоциональное общение с взрослыми при этом остается важным и основным условием полноценного психического развития ребенка этого возраста.

Список использованных источников

1. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни / Л.Т.Журба, Е.М.Мастюкова // М.: ЮКОС. – 2010.

2. Константинова Л.С. Психомоторное развитие ребенка / Л.С.Константинова // М. : ЮКОС. – 2009.

Источник

Вопросом о том, как органическое становится психическим, а действие превращается в мысль, задавались многие известные психологи прошлого — Ж. Пиаже, А. Валлон, X. Вернер и др. Ими отмечалось, что общие направления развития состоят в движении от синкретичности (эмоциональной слитности с ситуацией) к дискретности (отделенности), от ригидности (склонности придерживаться стереотипа) к гибкости, от лабильности (обусловленной случайными воздействиями) к стабильности (подкрепленной устойчивостью развивающегося субъекта). Большинство психологов в своем понимании психического развития намечало траекторию, ведущую от организменных способов адаптации в мире, к осознаваемым, произвольным, включающим в круг своего влияния и окружающую среду. Эта тенденция прослеживается на протяжении всего жизненного пути человека: если ребенок в своей беспомощности ни за что не отвечает, то старый человек, зачастую объективно располагая теми же, что и младенец, физическими возможностями, принимает их уже как итог своего собственного жизнетворчества [10].

Проблема развития человеческой активности рассматривалась и в отечественной психологии, особенно ввиду того обстоятельства, что деятельность является основной категорией. По сути, развитие всех психических процессов может рассматриваться как развитие деятельности.

Ребенок активен, избирателен и индивидуален уже в пренатальном периоде своего развития. Он не только реактивен (отвечает на раздражители), но воздействует на среду и себя самого как ее часть. На ранних этапах развития активность проявляется в движениях, которые в основном носят безусловно-рефлекторный, непроизвольный характер; после рождения ребенка его активность становится преимущественно условно-рефлекторной. Появляются навыки, возможность подражания: дошкольник усваивает многие показанные ему действия, активность 6 -7-летнего ребенка приобретает организованный характер, включает в себя мыслительную активность.

А. А. Люблинская следующим образом представляла основные линии развития активности ребенка [8]:

  • 1. Реактивные действия младенца становятся произвольными, отражая собственные потребности ребенка, и придают его деятельности творческий характер. Простые одноактные действия (отдергивание ноги, крик) превращаются в сложную систему целенаправленных действий, а затем в сложную деятельность (игру, учение), подчиненную мотивам и имеющую цели.
  • 2. Деятельность становится все более управляемой и организованной. По мере овладения речью активность начинает включать в себя интеллектуальные элементы и превращается в мыслительную, осуществляемую во внутреннем плане.
  • 3. Активность ребенка, включающая а) подражательные, б) исполнительные и в) самостоятельные действия, основанные на ориентировочном рефлексе, по мере взросления человека включает все больше самостоятельных действий, благодаря чему возрастает инициативность.
  • 4. Активность ребенка направляется не только на предметы, но и на людей, имея свою динамику: сначала взрослый используется для удовлетворения витальных потребностей, затем — социогенных (как источник знаний).
  • 5. С раннего возраста ребенок направляет свою активность на самого себя (самовоспитание и самосовершенствование) [7]. Хотя человек на протяжении всего жизненного пути вовлечен в различные виды деятельности, обычно преобладает у него только одна (которую, как мы знаем, называют ведущей). Ведущая деятельность сменяется, обозначая смену возрастных стадий. Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин предлагали следующую последовательность смены ведущей деятельности [1, 6, 19][1] (табл. 3).

Таблица 3

Характеристика возрастных стадий с точки зрения ведущей деятельности, социальной ситуации развития и основных психологических новообразований (по Д.Б. Эльконину) [19]

Возрас

Социальная

ситуация

развития

Ведущая

деятельность

Психологические

новообразования

0—1 месяц Новорожденность

Не определена

Не определена

Комплекс оживления — свидетельство появления первой социальной потребности — потребности в общении, активность — рождение собственной психической жизни, сосредоточение, улыбка, вокализации

0—1 год Младенчество

«Г1ра-МЫ»: основной путь деятельности через взрослого, зависимость от него, в условиях невербального общения

Непосредственно-эмоциональное общение

Хождение, говорение, аффективно-заряженные представления (хочу-не хочу, нравится-не нравится), представление о перманентном существовании объекта, базовое доверие к миру

Продолжение табл. 3

Возраст

Социальная

ситуация

развития

Ведущая

деятельность

Психологические

новообразования

1—3 года Преддошкольное (раннее) детство

«Ребенок- ПРЕДМЕТ- взрослый»: совместная деятельность со взрослым, направленная на усвоение общественно выработанных способов употребления орудий

Предметно-орудийная деятельность

Способность к общению, грамматическая речь, нагляднодейственное мышление, появление самосознания (выделение инстанции «Я», гордость за достижения)

3—6 лет

Дошкольное детство

Взаимоотношения со сверстниками по поводу отношений взрослых людей

Сюжетно-ролевая игра

Преодоление эгоцентризма, знаково-символическая функция, произвольность. Наглядно-образное мышление, переход на стадию конкретных операций: обратимость, пространственные представления. Дифференциация и обобщение переживаний, открытие внутреннего мира. Устойчивая самооценка. Социальная позиция школьника

6—10 лет Младший школьный возраст

«Ребенок— взрослый (родители-!-учитель)», «ребенок—сверстники»

Учебная деятельность

Формирование ВПФ. Теорети ческое сознание и мышление способность к рефлексии, анали зу, мысленному планированию учебная мотивация. Сформиро ванная учебная деятельность

11—15 лет

Взаимоотношения в группе сверстников (собственные отношения)

Интимно-личностное общение

Логическое мышление (на уровне формальных операций), метапознавательные процессы, рефлексия. Формирование самосознания (эго-иден-

Окончание табл. 3

Возраст

Социальная

ситуация

развития

Ведущая

деятельность

Психологические

новообразования

Подростковый

возраст

тичность) в общении со сверстниками. Формирование временной перспективы. Творчество

19—20 лет

Юношеский возраст

Отождествление со взрослыми и равенство

Учебно-профессиональная (общественно значимая) деятельность

Формирование чувства взрослости (объективная взрослость – физическая взрослость (пубертатный скачок)+ интеллектуальная взрослость (формально-логический интеллект) + социальная взрослость (освоение социальных ролей и деятельностей)

Применительно ко взрослому возрасту попытки выделять ведущую деятельность оказались неуспешными в силу более высокой индивидуализации взрослых по сравнению с детьми (следующая за юностью стадия зрелости характеризуется высокой степенью вариативности и содержит в себе кризис середины жизни, после которого основная жизненная установка человека, согласно К. Г. Юнгу, сменяется противоположной — интроверт становится экстравертом, и наоборот), однако в старости, с ограничением личной свободы, также наблюдаются некоторое схождение психологических особенностей людей [20][2].

Источник

«Формирование моторных функций в онтогенезе».

Автор: учитель-логопед

Попова Марина Вячеславовна.

Москва,2020.

Формирование моторных функций в онтогенезе

       По статистическим данным, в настоящее время наблюдается рост числа детей с различными нарушениями речи, у многих из этих детей нарушена моторная сфера. Моторика (лат. motus — движение) — двигательная активность организма или отдельных органов [1].

     Общая моторика – это двигательная деятельность, которая осуществляется за счет работы крупных мышц тела [2]. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи. Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и тому подобные. Обычно развитие навыков крупной моторики следует по общему шаблону в определённом порядке у всех людей. Развитие также в целом движется сверху вниз. Первое, что обычно ребенок учится контролировать — это движения глаз. Крупная моторика является основой, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.

     Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой [3]. Навыки мелкой моторики используются для выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами) для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, игра на музыкальных инструментах и так далее. Освоение навыков мелкой моторики требует развития более мелких мышц, чем для крупной моторики.

     Артикуляционная моторика – одно из условий правильного звукопроизношения, выражающееся в совокупности скоординированных движений органов речевого аппарата [4].

Психофизиологическая структура движения сложна. Н.А. Бернштейн определил координацию тонких движений пальцев рук как «организацию управляемости двигательного аппарата» . И.М. Сеченов писал, что в раннем детстве умственные и физические действия тесно связаны с развитием моторики. Координированная мелкая моторика рук возникает в процессе воспитания и обучения в результате образования ассоциативных связей между осязательными, зрительными и мышечными ощущениями в процессе активного взаимодействия ребенка с окружающей средой . Наличие особенностей в моторной сфере большинства дошкольников с дизартрией указывает на взаимосвязь и взаимообусловленность развития речевой и двигательной сфер, о тесном их функциональном единстве. В настоящее время установлено, что развитие двигательной сферы оказывает значительное влияние на весь организм, и особенно на деятельность мозга: чем развитее двигательная деятельность, тем развитее речевая и психофизическая системы [5].

Дошкольный возраст – период многообразного проявления двигательной активности ребенка. В раннем детстве формирование новых движении происходит в процессе усвоение предметных действий и является побочным продуктом практической деятельности ребенка, в центре которой стоит предмет и овладение им [6]. Возникающие в дошкольном возрасте ролевая игра, рисование, лепка, различные виды конструирования, элементарные формы труда представляют собой тот новый контекст, в который включаются и внутри которого развиваются отдельные движения и действия ребенка . Новые виды деятельности предъявляют более высокие требования к отдельным движениям, которыми ребенок уже владеет, и вызывают потребность в освоении новых движении . Самостоятельно проводимая ребенком деятельность требует от него более совершенных движений, большей точности и координации их [7]. Поэтому в дошкольном возрасте перед ребенком стоит задача по овладению новыми движениями. Предпосылки для изменения характера усвоения движений возникают уже в конце раннего детства. Таким образом, в дошкольном возрасте перестройка движений и действий ребенка заключается в том, что они начинают практически выполняться, контролироваться и регулироваться самим ребенком на основе представления о предстоящем действии и условиях его осуществления.

Уже с самого момента рождения ребенок начинает двигаться. Постепенно все движения совершенствуются, более усложняются.

    От 2 до 3 месяцев у ребенка возникают ощупывающее движение. С этого времени происходит включение рецепторов тактильного анализатора коры больших полушарий [8].

    До 3, 5 – 4 месяцев движение рук носят безусловно-рефлекторный характер: движения выполняются как относительно постоянные стереотипичные реакции организма на воздействие окружающей среды. Первая функция рук -схватывание, которое стимулируют тактильные раздражения [9].

    В 4 – 4, 5 месяцев появляются простые движения рук при контакте с объектом. От 4 до 7 месяцев. В развитии действий с предметами наступает этап простого “результативного” действия. Для этого периода характерно активное обнаружение скрытых свойств объектов [10].

     С 5 месяцев при схватывании более активное участие принимают пальцы: заметно доминирующее положение большого пальца – ребенок отводит его при схватывании. В 5-6 месяцев ребенок пытается сесть, трогает руками колени, перекатывается со спины на бок, начинает опираться на вытянутые руки и т.д.

    В 6 месяцев он не только умеет крепко удерживать вложенный в руку предмет, но и брать его из любого положения.

    От 7 до 10 месяцев возникает этап “соотносящего” действия. Ребенок умеет уже соотносить предмет с определенным местом в пространстве. С 8 – 9 месяцев он прекрасно сжимает игрушку, если у него ее хотят взять, берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие – всей ладонью [11].

У него начинает проявляться преобладание одной руки (правой). Новое для этого периода -манипулирование двумя предметами.

    С 10 месяцев до 1 года 3-х месяцев отличается появление функциональных действий, которые выражают социальную сущность предмета, определяют его назначение. Наблюдается совершенствование действий: кулачок разжался, пальцы действуют более самостоятельно. В 1 год 3 месяца активизируется кончик большого пальца, а затем указательный палец. В последующем наблюдается интенсивное развитие относительно тонких движений всех пальцев [12]. Уже к 1 году ребенок осваивает навыки ползания и уже начинает вставать, держась за что-либо. На втором году жизни манипулирует с предметами, встает и ходит самостоятельно, поднимается по ступенькам. Появляется мелкая моторика рук: ребенок опускает предмет в маленькое отверстие.

    В возрасте 2-3 лет психомоторика детей развита уже достаточно высоко. Они выучиваются бегать, подпрыгивать на двух ногах, бить по мячу ногой, бросать мяч двумя руками, взбираться по лестнице, переливать воду из одной емкости в другую, рисовать каракули, самостоятельно раздеваться.

     В 2-3 года сам спускается по лестнице приставным шагом, перешагивает через препятствие. Строит башенку из 4 кубиков, переливает жидкость из одного сосуда в другой .

    В 3 года стоит на одной ноге 2-3 секунды, встает на цыпочки, ударяет ногой по мячу с размаху. Раскатывает пластилин, пытается резать бумагу ножницами. Четырехлетние дети могут рисовать карандашом простые формы и фигуры, рисуют красками, выстраивают конструкции из кубиков. Могут самостоятельно одеваться и раздеваться, если одежда достаточно проста, обслуживать себя за столом. Они научаются ловить мяч, что свидетельствует о развитии у них зрительно-моторной координации (ручной ловкости и способности к экстраполяции).

     К 4-5 годам все эти навыки усложняются, закрепляются и автоматизируются. В 5 лет функция равновесия значительно улучшается, и дети могут ходить по гимнастическому бревну, стоять на одной ноге. Развивается правильная координация движений рук и ног при ходьбе.

В старшем дошкольном возрасте детям доступно овладение сложными видами движений и способами их выполнения, а также совершенствование некоторых элементов техники выполнения. Они способны достичь сравнительно высоких результатов в выполнении движений, совершая их в различном темпе, с разной амплитудой, проявляя значительные силовые качества и выносливость. На шестом году жизни детям доступно произвольное регулирование двигательной активностью, появляется осознанное отношение к выбору способов и качеству выполнения движений. Все это содействует активизации двигательной деятельности детей, проявлению инициативы, волевых качеств [13].

В отличие от детей пятилетнего возраста, двигательная активность детей 6 лет становиться более осознанной и разнообразной [14].

    В 6 лет моторика у детей развита уже настолько, что они начинают осваивать профессиональные виды деятельности – заниматься спортом, играть на музыкальных инструментах, танцевать и т.д.

 У детей семилетнего возраста, обладающих более высокими двигательными возможностями по сравнению с другими, показатели двигательной активности увеличиваются за счет обогащения самостоятельной деятельности разнообразными играми и физическими упражнениями. В возрасте 6-7 лет улучшается тонкая моторика, поэтому дети могут застегивать и расстегивать одежду, некоторые выучиваются завязывать шнурки [15].

   Таким образом, ребенок начинает овладевать двигательными навыками с самого момента рождения. В процессе роста ребенка также происходит развитие двигательной активности, ее совершенствование и закрепление.

Литература:

  1. Бабина Г.В. Педагогическая практика / Г.В. Бабина, Ю.Ф. Гаркуша. – Уч. пособие. – М., 2005.
  2. Озерецкий Н. И. Методика исследования психомоторики / Н. И. Озерецкий. – Ленинград: Госмедиздат, 1930
  3. Кольцова М. М. Движение и развитие сенсорной речи / М. М. Кольцова. – Москва: Сов. Россия, 2000.
  4. Борозинец Н. М. Логопедические технологии: учеб.-метод. пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. – Ставрополь, 2008.  
  5. Кольцова М. М. Движение и развитие сенсорной речи / М. М. Кольцова. – Москва: Сов. Россия, 2000.
  6. Волосова Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста. Основные показатели // Библиотека “Обруч”. – 1999.
  7. Фроликова О.А., Екжанова Е.А. «Развитие моторики и координации», СПб, 2007.
  8. Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до семи лет. – М.: Учпедгиз, 1960
  9. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Академия, 1999
  10. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии (учебное пособие). М.: Астрель (серия «Библиотека логопеда») 2008
  11. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007.
  12. Янушко Е.А: Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. / Владос, 2019 г.
  13. Наталия Лепская: Язык ребенка. Издательство: РГГУ, 2017 г.
  14. .Пейпер А., Особенности деятельности мозга ребенка, Государственное издательство медицинской литературы,1962.
  15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство «Питер», 2000.

Источник