Развитие 8 месячного ребенка мелкая моторика
Сегодня все мамы прекрасно знают, что мелкую моторику рук у малышей необходимо развивать чуть ли не с рождения.
Ещё великий советский педагог-новаторВ. А. Сухомлинский говорил о том, что ум ребёнка находится на кончиках его пальцев.
Сегодня все мамы прекрасно знают, что мелкую моторику рук у малышей необходимо развивать чуть ли не с рождения.
Но не все имеют представление, как правильно это делать, и вообще, что такое мелкая моторика и каковы её особенности? Давайте рассмотрим эти вопросы.
Определение понятия
Мелкая моторика — это способность ребёнка выполнять последовательность мелких и точных движений кистями, а также пальцами ног и рук при помощи скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем организма.
Часто в быту относительно этого понятия применяют термин «ловкость». К области мелкой моторики относят много различных движений: от простых (например, взять игрушку) до сложных (писать, рисовать).
Особенности мелкой моторики малышей до 1-го года
Мелкая моторика развивается с момента рождения ребёнка и играет огромную роль для общего развития малыша. Сначала кроха разглядывает свои ручки, затем учится ими пользоваться — неумело берёт предметы всей ладошкой, затем только большим и указательным пальчиками и лишь, пройдя все эти этапы, начинает брать игрушку так, как это делают взрослые. Чуть позже мама учит малыша держать в ручке ложку, карандаш, кисточку для рисования.
У мелкой моторики есть одна очень важная особенность — она тесно связана с нервной системой, вниманием, памятью, зрением и восприятием ребёнка. Учёными давно доказано, что от развития мелкой моторики у детей во многом зависит раннее развитие речи. С научной точки зрения это объясняется просто: речевой и моторный центры в головном мозге человека расположены очень близко.
Во время стимуляции моторных навыков пальчиков ребёнка его речевой центр начинает активизироваться — вот почему для своевременного развития речи нужно больше внимания уделять упражнениям на развитие моторики кистей и пальчиков. Это в будущем повлияет на почерк, ловкость рук, скорость реакции.
Для чего нужны занятия, развивающие мелкую моторику?
Зачастую по особенностям развития мелкой моторики ребёнка судят о его готовности к обучению в школе. Считается, что если с ней всё в порядке, то ребёнок умеет рассуждать, мыслить логически, подготовлен к обучению письму, имеет хорошую концентрацию, память, воображение, внимание, устную речь.
У каждого малыша процесс развития мелкой моторики протекает индивидуально. Вначале движения ручек ещё неумелые, неловкие и негармоничные. Чтобы помочь крохе развиваться в этом направлении, придумано множество современных методик, развивающих игр и упражнений.
Занятия и игры по мелкой моторике для самых маленьких
Их можно условно разделить на такие группы: пальчиковые игры, массаж пальчиков, игры с мелкими предметами, лепка и рисование.
Многие родители занимаются развитием мелкой моторики детей по системе Марии Монтессори, разработанной более ста лет назад и доказавшей свою эффективность.
Мы рассмотрим самые простые, но действенные и популярные методы:
- Массаж ладошек — универсальный способ развития моторики для детей самого разного возраста. Возьмите ручку ребёнка и водите своим пальцем по ладошке, гладьте, массируйте её, а потом каждый отдельный пальчик по очереди. Дети просто обожают такие забавы. Если из всех вариантов этой игры вы знаете только Сороку-Ворону, тогда вам необходимо пополнить арсенал знаний. На самом деле стишков для пальчиковых игр придумано огромное множество!
- Ладушки — это русская народная потешка, которая научит распрямлять крошечные пальчики и хлопать в ладошки.
- Разрывание бумаги — упражнение подходит детям после 7-ми месяцев. Дайте несколько листов цветной бумаги ребёнку. Он сначала её ощупает, рассмотрит внимательно, затем начнёт рвать. Такое занятие доставляет малышам несказанное удовольствие;
- Листание страниц — этому малыш научится ближе к году. Теперь вам придётся объяснить ему, что нельзя рвать странички в книжках, а нужно аккуратно их перелистывать;
- Бусы — многим детям нравится перебирать пальчиками мелкие предметы. Такое занятие очень полезно. Сделайте или купите себе такое украшение с бусинками разного размера, формы и цвета. Малыш, находясь у вас на руках, будет подолгу рассматривать их и перебирать пальчиками;
- Вкладыши-мисочки — их можно вкладывать друг в друга, выстраивая башенки и пирамидки. Такая игра формирует понятие о размерах предметов;
- Крупы — насыпьте в мисочку любую крупу и дайте маленькому потрогать, просыпать её сквозь пальчики. Прекрасное упражнение для развития тактильных ощущений и мелкой моторики;
- Баночки с крупами: насыпьте понемногу разных круп в отдельные баночки и позвольте малышу опускать в них ручку. Так он сможет прощупывать все крупинки, трогать их пальчиками. Закопайте на глазах малыша какой-нибудь интересный предмет в крупу, а он пусть поищет;
- Рисовать пальчиком по песку — тоже очень интересное и полезное занятие
- Игрушки, развивающие мелкую моторику: горошинка и другие
Для игры нужна горошина и баночка с крышкой. Покажите крохе, как нужно взять баночку, снять с неё крышку, положить туда горошинку, а затем снова закрыть крышкой. Не расстраивайтесь, если это занятие быстро надоест малышу и не заставляйте его делать, а предложите что-нибудь другое.
Просто завинчивать и отвинчивать крышки от баночек — тоже очень хорошее упражнение для развития ловкости рук малыша. А ещё включайте кроху в процесс одевания — застёгивания застёжек, шнуровки ботиночек. Чуть позже учитесь лепить из пластилина, раскрашивать картинки и рисовать, собирать пазлы и мозаику, вырезать ножницами. Всё это ваш малыш обязательно должен освоить ещё до того, как соберётся в школу.
Все занятия, а особенно с мелкими предметами, должны проводиться только под контролем взрослых. И ещё — чтобы почувствовать ощутимую пользу, не ленитесь делать упражнения на мелкую моторику систематически.
Источник
Пальчиковые игры
Зачем нужны “Пальчиковые игры”?
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.
Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей.
Пальчиковые игры
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.
Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.
Для малыша двух-трёх лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернёте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др.
Этапы разучивания игр:
1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно,
взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью
взрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации:• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
• Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
• Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.
• Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
• Используйте максимально выразительную мимику.
• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
• Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
• Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.
Пальчиковые и рече-двигательные игры
Самая наверное, первая пальчиковая гимнастика, которую знают многие мамы….
Этот пальчик-дедушка,
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик- мамочка.
Этот пальчик – папочка.
Ну а этот пальчик – я,
Вот и вся мой семья!
Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусте режем, режем
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту мнем, мнем,
А морковку трем, трем. Машешь руками вверх-вниз, словно ножами. Ладони выпрямлены при этом.
Руки выпрямлены в ладонях, изображаете движение ножа – вперед-назад.
Имитируешь соление- шевелишь пальцами в щепотке.
Сжимаем и разжимаем кулаки.
Трем ладони друг об друга.
Гуси песню распевали – гагага, гагага.
Посидели,
Поклевали
Маму с Борей пощипали
Но от них мы убежали.
Смыкаешь большой палец с остальными пальцами на руке- как бы изображаешь рот гуся.
Кулачки сжали и положили на коленочки.
Пальцы щепоткой и стучим (тыкаем) ими по коленочкам.
Щипаем ножки.
Пальчики бегут по ножкам.
Сожми кулак – раскрой ладошку.
Теперь меняй их быстро, крошка!
Опять – ладошка и кулак,
Давай быстрее делать так!
Тянут, тянут внучку с дедкой
Из земли большую репку
Вот пришел бы пес Барбос
И помог решить вопрос.
Где же кот наш,
Где же мышка?
Собрались все вместе,
Обхватили крепко,
Вытянули репку.
На каждую строчку «Вытягивая» пальчики за ногтевые фалани.
Где ладошка? Тут? Тут!
На ладошке пруд? Пруд!
Палец большой, гусь молодой.
Указательный поймал,
Средний гуся ощипал,
Безымянный печь топил,
А мизинчик суп сварил.
1, 2, 3, 4, 5,
Будем листья собирать.
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины.
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет принесем.
Мы играем на гармошке – ля – ля – ля.
Громко хлопаем в ладошки – хлоп – хлоп.
Головой слегка качаем – кач – кач – кач.
Руки к верху поднимаем – тач – тач – тач.
Мы в ладошки – хлоп – хлоп.
Мы ногами – топ – топ.
Вниз ладошки опускаем.
Отдыхаем, отдыхаем.
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине
Этот пальчик безымянный
Он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал
Очень ловок и удал!
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
Наша елка велика,
Наша елка высока,
Выше мамы, выше папы,
Достает до потолка.
Будем весело плясать,
Будем песни распевать,
Чтобы елка захотела
В гости к нам прийти опять!
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы пошли во двор гулять.
Бабу снежную лепили.
Птичек крошками кормили.
С горки мы потом катались.
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп и спать легли. (загибаем пальчики по одному)
(имитация лепки комков)
(крошить хлебушек всеми пальчиками)
(вести указат. пальцем пр. руки по ладони левой руки)
(класть ладошки на коленки то одной, то другой стороной)
(отряхиваем ладошки)
(воображаемые движения ложкой, положить руки под щечку)
Трата – та, трата – та, (хлопаем в ладоши)
Рада снегу детвора,
Трата – та, трата – та, Лепим мы снеговика,
Мы на ком, поставим ком.
Глазки подведем,
Нос – морковку вставим,
Шапочку найдем.
Вот какой снеговичок,
Белый, снежный толстячок.
Лепим комочки)
(круговые движения)
(Показывают глазки)
(Носик показывают)
(шапочку на голове показывают)
(ручки на пояс, наклоны в стор.)
Тесто круто замесили,
Ух-тух, ух-тух.
Сковородки раскалили,
Ух-тух, ух-тух.
Испечем оладушки,
Лады, лады ладушки.
Горячи оладушки!
Есть у нас игрушка:
Это – погремушка,
Это – толстый мишка,
Это – чудо-книжка,
Это – неваляшка,
Это – кукла Машка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем снова проверять!
Мальчик – пальчик, где ты был?
Долго по лесу бродил.
Встретил я медведя, волка,
зайку, ёжика в иголках,
встретил белочку, лисичку,
встретил лося и синичку,
Всем подарки подарил,
всяк меня благодарил.
Это птичка- соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка, сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель.
Эта птичка – злой орлан.
Птички, птички по домам.
Это глазки. Вот, вот.
Это ушки. Вот, вот.
Это нос, это рот.
Там спинка, тут живот.
Это ручки – хлоп-хлоп.
Это ножки-топ-топ.
Ой, устали вытрем лоб.
Пальчик – мальчик, где ты был?
С этим братцем – в лес ходил.
С этим братцем – щи варил.
С этим братцем – кашу ел.
С этим братцем – песни пел.
Этот пальчик хочет спасть,
Этот пальчик лег в кровать.
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора!
1,2,3,4,5
Мы друзей идем искать.
Этот мальчик под кроватью,
Этот мальчик под диваном,
Этот мальчик под столом,
Этот мальчик за углом.
Этот мальчик стал у стенки,
У него дрожат коленки.
Можешь пальцы сосчитать:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
10 пальцев – пара рук.
Вот твое богатство, друг!
Я сидел, что было сил
Пальчиками шевелил,
А когда совсем устал,
«хватит» – строго я сказал.
Не хотят они уняться,
Все быстрее шевелятся,
Мы тогда поступим так:
Мы прогоним шевеляк.
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошел,
Указательный с порога
Показал ему дорогу.
Средний палец-самый меткий
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный подает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки кладет.
Дай ладошечку, моя крошечка.
Я поглажу тебя по ладошечке.
На ладошечку, моя крошечка,
И погладь ты меня по ладошечке.
Шла купаться черепаха
И кусала всех от страха
Кусь-кусь-кусь-кусь.
Никого я не боюсь!
Шагают ладошками по столу.
Щипают ручки маме.
Стучат кулачками по груди.
Ивану-большому — дрова рубить,
Ваське-указке — воду носить,
Мишке-среднему — печку топить,
Гришке-сиротке — кашу варить,
А крошке Тимошке — песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.
Этот пальчик – маленький,
Этот пальчик – слабенький,
Этот пальчик – длинненький,
Этот пальчик – сильненький,
Этот пальчик – толстячок,
Ну а вместе кулачок!
С ветки ягодки снимаю
И в лукошко собираю.
Будет полное лукошко.
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть.
Легким будет к дому путь!
Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.
Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.
Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.
Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.
Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.
Этот пальчик большой –
Это папа дорогой.
Рядом с папой – наша мама.
Рядом с мамой – брат старшой.
Вслед за ним сестренка –
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш –
Это славный наш малыш.
Паучок, паучок,
Аню хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
Аню хвать за ушко.
Олени, олени,
Аню хвать за колени.
Песик, песик,
Аню хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
Аню хвать за живот.
Оса, оса,
Аню хвать за волоса.
Кузнечики, кузнечики,
Аню хвать за плечики.
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
Солнышко встало, здравствуй сказало.
Эй! Братец, Федя, разбуди соседей!
Вставай Большак!
Вставай Указака!
Вставай Середка!
Всавай Сиротка!
И крошка-Митрошка!
Здравствуй, ладошка!
Поехали, поехали
С орехами, с орехами,
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприприскочку
По кочкам, по кочкам —
Бултых в ямку!
Под березой, (тянемся вверх, вытянув руки вверх, «раскрыв» как листья ладони и растопырив пальчики) на пригорке (показать руками жест – горку)
– Старый еж (сложить руками замок, но растопырить пальчики – иголки) устроил норку (сложить кулачки, руки в локтях, покрутить каждым кулачком вокруг другой руки)
– А под листьями шуршат пять (показать пять пальчиков) малюсеньких (сложить ладошки лодочкой) ежат (сложить руками замок, растопырив пальчики)
У Алёнки в гостях
Два цыпленка в лаптях,
Петушок в сапожках,
курица в серёжках
Селезень в кафтане,
Утка в сарафане.
А корова в юбке,
В тёплом полушубке.
Вот большой, смешной толстяк,
Любит хвастать просто так.
Как дела? — спроси его.
Он подпрыгнет, крикнет: -Во!
Тесто pучками помнем (сжимаем- pазжимаем пальчики)
Сладкий тоpтик испечем (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом (кpуговые движения ладошками)
А веpхушку сладким кpемом (по плоскости стола)
И кокосовою кpошкой
Мы пpисыплем тоpт немножко…(«сыплем кpошку» пальчиками обеих pук)
А потом заваpим чай,
В гости дpуга пpиглашай.
Маленький мизинчик — плачет, плачет, плачет,
Безымянный не поймет,
что все это значит,
Средний пальчик — очень важный,
не желает слушать,
Указательный спросил:
«Может хочешь кушать?»
А большой бежит на кухню,
тащит каши ложку,
говорит: «Не надо плакать,
на, поешь немножко!»
Рыбка плавает в водице (Сложенные вместе ладони дети изображают, как плывет рыбка)
Рыбке весело играть
Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком)
Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони)
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла (Делают хватательное движение)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла (Снова плывут)
Сколько знаю я дождей?
Сосчитайте поскорей.
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой-дугой,
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.
:ugu:
Источник