Разработка программ индивидуального развития ребенка

Разработка программ индивидуального развития ребенка thumbnail

Программа индивидуального развития обучающегося

Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

· поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

· поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

· развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

· формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

· содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;

· закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Работа проводится в четыре этапа:

1 этап – информационно-аналитический

2 этап – организационно-деятельностны

3 этап – контрольно-диагностическ

4 этап – результативно-коррекционный

1 этап – информационно – аналитический

Цель этого этапа – выявление зоны ближайшего риска и благополучия.

На данном этапе для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации используются различные методы:

– наблюдение

-анкетирование (самого подростка, его родителей)

-собеседование

– изучение документации (характеристики с бывшего места учебы и учреждений дополнительного образования, личного дела, медицинской карты и т.д.)

По результатам работы составляется «Характеристика обучающегося»

1.Дата рождения

2.Место жительства

3.Родители

4. Состояние здоровья

5.Дополнительное образование

6. Итоги прошлого учебного года

7.Особенности личности

Подпись ученика

Подпись родителей

Подпись классного руководителя

2 этап – организационно-деятельностный

Цель – составление и реализация индивидуального плана развития обучающегося.

Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается:

-постановка цели на каждую четверть или на полугодие

-выявление проблем

-выявление имеющихся ресурсов

-планирование деятельности по достижению цели

-определение степени риска

( В данном плане отводится место для анализа учеником собственной деятельности и выводов по итогам года. Эта работа проводится также при совместной встрече родителей, ребенка и классного руководителя в конце года)

Индивидуальный план развития

обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ

Миличкина Дениса

1.Какие цели ты ставишь в этом учебном году?

Закончить 6 класс как можно лучше, без двоек.

2. Что нужно тебе сделать, чтобы цель была достигнута?

1 четверть.

Очень хочется всюду поучаствовать, чтобы проверить свой возможности

2 четверть

Основательно заняться математикой, русским языком. Думаю, что помощь может потребоваться со стороны родителей, хотя постараюсь справиться сам. Обязательно буду участвовать в школьных олимпиадах

3 четверть

Думаю, что мне необходимо выйти на дополнительные занятия по математике и русскому языку. Нужна помощь педагогов.

4 четверть

Основательно подготовиться к выполнению тестов и контрольных работ .

3.Проанализируй результаты по четвертям. Сделай выводы. Наметь пути собственного самосовершенствования.

Не ожидал такого успеха. С контрольными работами по русскому языку и математике справился. Спасибо родителям и педагогам. Переоценил свои возможности и не справился с английским языком не потому, что его не понимаю, а просто все внимание уделял другим предметам. Активно участвовал в проектах и различных мероприятиях.

Я сам собой очень доволен!

Подпись ученика

Подпись родителей

Подпись классного руководителя

3 этап – контрольно-диагностический

Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка.

Задачи:

1. Проведение психологического обследования ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам. Приоритетные направления:

– диагностика познавательной деятельности учащихся;

– исследования эмоционально-личностной сферы;

– диагностика межличностных отношений;

– диагностика психологического здоровья;

– исследование в области профориентации.

2. Анализ результатов исследований с целью получения банка психологической информации.

Эта работа проводится совместно с психологами нашей школы. Данным видом информации обладает сам испытуемый, а также его родители, так как дальнейшая работа планируется также совместно, после консультации психолога, если таковая необходима.

Данные диагностики преобразуются в график компетентности, согласно которому реализуется последний (четвертый) этап программы

График компетентности

обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ

Миличкина Дениса

4 этап – коррекционно-развивающий

Цель – реализация индивидуальных программ развития ребенка.

На основе диагностических данных (с помощью психолога, классного руководителя и родителей) ребенком определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития на предстоящий период времени.

Включение подростка во внеклассные и внеурочные мероприятия происходит также самостоятельно, согласно интересам и желанию. Но где-то все же допускается ненавязчивое вмешательство классного руководителя, родителей и учителей-предметников.

Воспитанник, самостоятельно ставя перед собой цели, становятся объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.

Учитывая диагностические данные и целевые установки самого ребенка, классный руководитель составляет индивидуальную программу развития ребенка. Работа, которая сопровождает создание индивидуальных программ развития ребенка, включает в себя:

  1. Планирование воспитательных традиционных мероприятий и коллективных дел.

  2. Составление и заполнение индивидуального плана

  3. Планирование деятельности каждого ребенка в процессе подготовки и проведения коллективных дел. .

  4. Создание коллективных дел, где фиксируется уровень участия каждого ребенка

  5. Составление и заполнение «Карты успешности ученика»

  6. Результаты своей успешной деятельности ученики фиксируют в личных «Портфолио», куда они помещают грамоты, дипломы, сертификаты, результаты учебной деятельности и участия в коллективных делах.

  7. По итогам полугодия и года (2 раза в год) проводится анализ успешности каждого ученика и составляется рейтинг, где каждый видит свой фактический результат

Технологическая цепочка

классного часа по целеполаганию

1. Школьники выбирают из предложенных конкретных целей жизни 3-4 близких ему лично (если же нет таких вариантов, то формулируют свои).

2. Выстраивают цели по приоритетам.

3. Анализируют свой « график компетентности», на основе которого определяют свои слабые и сильные стороны, самостоятельно намечают « зону ближайшего развития». Это учит их рациональному целеполаганию, проектированию собственного жизненного пути, адекватной оценке личностных ресурсов.

Читайте также:  Развитие восприятия ребенка дошкольного возраста литература

4. Записывают в план индивидуального развития «Хочу быть успешным» свои долгосрочные и краткосрочные цели на предстоящий год и ближайший месяц.

5. Получают список дел. Здесь задействуются все компоненты жизнедеятельности школы: общешкольные ключевые дела, классные дела, дополнительное образование, детское самоуправление, ролевые игры, ток-шоу и т.д.

6. Выбирают дела, и затем, на индивидуальной консультации с классным руководителем, определяются те поручения, выполнение которых повлияет на изменение ««западающего» качества.

7. Записываются поручения в индивидуальный план успешности

8. Результаты фиксируются в личном «Портфолио» каждого ученика и оцениваются по итогам полугодия.

9. Составляется рейтинг учащихся, по которому можно судить об успешности проекта

КАРТА УСПЕШНОСТИ

обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ

Миличкина Дениса

Данные

Источник

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Информационная карта программы
  2. Краткая аннотация программы
  3. Описание программы, ее обоснование
    1. Актуальность
    2. Цели и задачи программы
    3. Критерии и показатели эффективности программы
    4. Диагностический этап. Методы и методики исследования
    5. Прогностический этап.
  4. Этапы внедрения. Содержание и формы работы объектов и субъектов воспитательной деятельности.
    1. Индивидуальная работа:
      1. развитие интеллектуально-познавательной сферы подростка;
      2. развитие эмоционально-волевой сферы подростка;
    2. Социальная деятельность.
    3. Работа с семьёй.
  5. Оценка достижения намеченных результатов.
  6. Список литературы
  7. Приложения

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ.

1.

Полное название программы

Программа индивидуального развития ребенка «Путь к успеху»

2.

Специализация проекта

«Формирование и развитие гармоничной личности в ученическом коллективе»

3.

Цель программы

Создание условий для развития ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей и, опираясь на сильные стороны личности, развивать слабые.

4.

Авторы программы (Ф.И.О., род занятий, звание, адрес, телефон, факс, электронная почта)

  • Мочалова Е.А.- учитель математики, информатики и вычислительной техники, классный руководитель 8 Б класса МОУ СОШ №12 – победитель городского конкурса «Самый классный классный» 2008г.
  • Ларина Лариса Дмитриевна – психолог

6.

Сроки реализации программы

2005/6 – 2009/10 учебный год

7.

География проекта

Учащиеся 5 – 9 класса средних общеобразовательных школ

9.

Кадры

Классный руководитель, психолог, социальный педагог, родители.

2. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ.

Социальное воспитание детей – один из важных факторов стабилизации общества. Оно должно обеспечить достижение двух целей: социализации подрастающего поколения и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности. Воспитание – целенаправленный процесс формирования личности – обеспечивает вхождение подрастающего поколения в жизнь общества, становление активного субъекта.

Коллектив МОУ СОШ №12 г.Чебоксары пятый год работает над проблемой «Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании». В учебном заведении постоянно проводятся разнообразные эксперименты в области воспитания, исследования социально-педагогических механизмов воздействия внеучебной работы на личность школьника и формирование социальных качеств, таких как социальная активность, мобильность коммуникативность, целеустремлённость.

Развитие системы образования выдвинуло на первый план задачи укрепления позиций личностно-ориентированной педагогики, предполагающей создание благоприятных условий для саморазвития и самореализации каждого ребёнка.

Школу можно представить в виде дерева, которое растёт на общественной почве и даёт ему свои плоды. Каждый школьный класс – отдельная ветвь на стволе этого дерева. И каждый листик – это отдельный ученик со своими мыслями, чувствами и поступками.

Составители программы работают с классом с 2001 года. Сейчас в коллективе 24 ученика. 13 мальчиков и 11 девочек. В классе 3 отличника, 11 ударников. Класс имеет самый высокий показатель успеваемости по школе.

В классе ведется работа по проблеме «Формирование и развитие гармоничной личности в ученическом коллективе».

Классный руководитель совместно с психологом стремится построить такую воспитательную систему, в которой классный коллектив способствовал бы оптимальному развитию интеллектуальных и творческих способностей каждого ребёнка, раскрытию его потенциальных возможностей. Поэтому основной воспитательной задачей мы считаем реализацию личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию, а, следовательно, создание такой атмосферы в классе, чтобы каждый ребёнок мог почувствовать себя успешным, и стремился к личностному росту. А для этого необходимо мотивировать школьника на саморазвитие, самовоспитание и самосовершенствование, так как сегодня востребована творческая личность с активной жизненной позицией. Представленная программа носит универсальный характер и может быть использована классным руководителем с учетом особенностей отдельного ученика.

Результаты эксперимента и связанного с ним исследования могут быть значимыми на школьном образовательном уровне, так как это должно способствовать апробации новых способов обеспечения развития личности обучающегося и его способностей к саморазвитию, самоопределению и самообразованию.

3. ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ, ЕЕ ОБОСНОВАНИЕ.

3.1. АКТУАЛЬНОСТЬ.

Актуальным является целенаправленное накопление опыта педагогической поддержки в образовательных системах гуманистического типа, который может быть использован при разработке воспитательной системы классного коллектива и личности отдельного ученика в социальном окружении.

3.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: Создание условий для развития ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей и, опираясь на сильные стороны личности, развивать слабые.

Задачи программы:

  • формирование социальной активности, мобильности личности,
  • формирование коммуникативных и лидерских качеств;
  • Формирование целеустремлённости и целеполагания;

В процессе работы мы руководствовались следующими «Заповедями воспитания»:

  • не воспитывай в плохом настроении;
  • определи, чего хочешь от ребёнка, узнай, что он думает по этому поводу;
  • предоставь возможную самостоятельность;
  • не подсказывай готового решения, а показывай возможные пути к нему;
  • не пропусти первый успех ребёнка;
  • делай своевременные замечания;
  • оценивай поступок, а не личность.

А ГЛАВНАЯ ЗАПОВЕДЬ – НЕ НАВРЕДИ.

Педагогические задачи программы :

  • организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности ученика в классе;
  • создание условий для сохранения и укрепления здоровья ученика;
  • создание благоприятного нравсвенно-психологического климата в коллективе, обеспечение условий защищённости каждого его члена;
  • создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно приемлемого поведения, обретение каждым необходимого для него уважения, социального статуса в среде сверстников;
  • психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение их способам делать правильный выбор;
  • воспитание чувств, привитие оптимистического мировосприятия.
Читайте также:  Закономерности роста и развития организма ребенка и подростка

3.3. КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Для оценки результативности создаваемой воспитательной программы, нами определены критерии и показатели ее эффективности.

Первый критерии- самоактуализация личности учащихся. Получаемая в соответствии с данным критерием информация позволяет оценить влияние воспитательной деятельности на развитие личности ребенка, на формирование его индивидуальности.

Второй критерий – удовлетворенность учащегося, педагогов и родителей его жизнедеятельностью в школе. Он может рассматриваться в качестве мерила степени комфортности и защищенности детей и взрослых, благополучия жизни в школе.

Третий критерии – конкурентоспособность учащегося. С помощью этого критерия можно анализировать результаты учебно-воспитательных достижений не только на основе изменений, происходящих с конкретным учеником, но и в сравнении с другими учащимися класса.

3.4. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП.

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях

К.Д. Ушинский.

В современных условиях, на наш взгляд, необходимо дойти до каждого ученика. Чтобы действовать с какими-либо шансами на успех, надо знать тот материал, на который предстоит воздействовать, и сделать это воздействие целенаправленным. Поэтому на основе анализа индивидуальных особенностей личности составляется программа индивидуального развития ребёнка.

Подобные программы составляются на каждого ученика в классе, а успехи и достижения заносятся в портфолио ребенка.

В качестве примера мы приводим программу индивидуального развития ученика 7 Б класса.

В классе много способных учеников, но не все стремятся проявить активность. К этой группе относился и ученик, для которого составлена эта программа развития.

В характеристике выпускника начальной школы у данного ученика отмечаются следующие особенности : общительный, пользуется авторитетом среди одноклассников, имеет чётко выраженное собственное мнение. Было отмечено, что недостаточно развита учебная мотивация, организованность, волевые качества. Ученик проявляет интерес к предметам естесвенно-математического цикла, но недостаточно уделяет внимания, таким как физическая культура, музыка, труд.

Данные характеристики подтвердились результатами психолого-педагогических исследований. В результате на первый план выходят следующие задачи в формировании личности данного ученика.

ЛИЧНОСТНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • Формирование навыков научной организации труда,
  • Развитие самостоятельности и творчества при изучении всех предметов,
  • Привитие интереса к спорту,
  • Воспитание волевых и лидерских качеств

Из-за большого размера статья была опубликована не полностью. Полную статью можно получить по ссылке. (Прим. ред.)

Источник

Модель создания индивидуальной психологической программы развития ребенка

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. В первые три года жизни закладываются наиболее фундаментальные личностные образования – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. В раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы. Следовательно, в раннем детстве необходим контроль за психическим развитием ребенка для выявления отклонений в развитии, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на создание условий полноценного развития всех сторон психики ребенка. И чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком по устранению первичных нарушений в интеллектуальной сфере, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а в некоторых случаях возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Кроме того, ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет большой пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка. Поэтому своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка чрезвычайно важно.

Одним из значимых показателей состояния и динамики психического здоровья детей раннего возраста являются результаты диагностики умственного развития. Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством нервной системы ребенка – пластичностью, т.е. нервная система молодого организма гибко реагирует на воздействие извне.

Значению своевременной коррекционной работы уделено много внимание в трудах Л.С. Выгодского. Он показал, что в развитии ребенка есть возрастные периоды, в которых определенный процесс, конкретная функция формируется более быстро и, особенно ценно, имеет высокий уровень внутреннего структурирования и богатые межфункциональные взаимосвязи. Ни в какой другой период добиться подобной полноценности практически невозможно.

Контроль за психическим развитием ребенка в целях своевременного обнаружения нарушений в онтогенезе дает возможность организовать работу по коррекции отклонений от нормы в развитии ребенка.

Важно определить не только актуальный уровень развития ребенка, но и потенциальный, т.е. зону ближайшего развития. Это помогает грамотно составить индивидуальную программу коррекционного обучения и профилактического воздействия для каждого ребенка.

Исходным положением коррекционно-педагогической работы является принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии.

Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей в условиях дошкольного учреждения должно быть направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей, нуждающихся в такой помощи, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

Основными целями коррекции психического развития ребенка могут быть:

– профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития;

– коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка.

Читайте также:  Как экология влияет на развитие ребенка

Индивидуальная программа развития ребенка может решать задачи следующего характера:

– развивать психические функции познавательного процесса (внимание, восприятие, мышление и т.д.);

– стабилизировать эмоциональную сферу ребенка и снизить частоту проявления негативных поведенческих реакций и т.д.

Программа индивидуального развития утверждается на педсовете МБУ. Она состоит из пояснительной записки, в которой указываются актуальные проблемы ребенка, цель, задачи, принципы, желаемые результаты программы развития обучающегося.

Индивидуальная профилактическая программа

Индивидуальная профилактическая программа направлена на предупреждение развития у ребенка негативных привычек, нежелательного поведения, нервно-психического утомления, срывов и т.д. В ней предусматривается формирование и выработка позитивного поведения, положительных привычек.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.

Содержание каждой программы должно быть предметом обсуждения специалистов и педагогов. При этом необходимо решить следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие педагогом.

Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка:

1. Предварительный этап работы – сбор информации о ребенке.

2. Диагностический этап – изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определение его статуса, зоны актуального и ближайшего развития.

3. Коррекционно-развивающий этап – улучшение психического состояния ребёнка, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер.

Индивидуальная программа развития ребёнка может включает следующие блоки: психологическое сопровождение, логопедическое сопровождение, педагогическое сопровождение.

Цель психологического сопровождения предполагает коррекцию и профилактику личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.

Цель педагогического сопровождения – обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, навыков самообслуживания, социальной адаптации.

При составлении индивидуальной программы развития ребенка используются следующие методы и приемы:

  • изучение документов, личных дел;

  • знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;

  • изучение социума ребенка;

  • диагностические исследования.

Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка

Цель предварительного этапа работы – сбор информации о ребенке.

Цель диагностического этапа: изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития.

Цель коррекционно-развивающего этапа: – улучшение психического состояния обучающихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер.

Цель заключительного этапа – анализ результатов эффективности психолого-педагогического сопровождения, адаптации ребенка, коррекционно-развивающей работы и др.

Динамика работы

  1. Выявление актуальных проблем в развитии ребенка.

    2. Разработка путей поддержки и коррекции.

    3. Составление индивидуальной программы сопровождения.

    4. Реализация намеченной программы.

Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.

Главная цель составления индивидуальной программы – разработка содержания коррекционной работы с ребенком, направленной на формирование возрастных психологических новообразований и становление всех видов детской деятельности. Структура индивидуальной программы сопровождения:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка (содержит информацию о программном обеспечении, условиях и формах реализации данной программы, периодах и формах мониторинга, участниках реализации программы и др.)

3. Индивидуальный учебный план.

4. Направления и задачи коррекционно-развивающей работы на определенный период.

5. Результаты реализации программы за обозначенный период.

6. Рекомендации на следующий период обучения для всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Этапы разработки и реализации индивидуальной программы сопровождения:

I этап: Аналитический (сбор анамнестических данных, обсуждение с родителями и педагогами проблем ребенка).

II этап: Диагностический (психолого-педагогическое обследование ребенка с учетом основных линий его развития, анализ результатов диагностики, составление психолого-педагогической характеристики).

III этап: Подготовительный (определение задач, отбор содержания форм и методов коррекционно-развивающей работы на определенный период. На этом этапе широко привлекаются к сотрудничеству родители (обязательна консультативно-практическая помощь родителям в доступной форме).

IV этап: Основной (реализация индивидуальной программы развития, внесение изменений по мере необходимости, обсуждение с родителями хода выполнения программы, обучение психологом родителей и педагогов практическим приемам, методам и технологиям работы с ребенком).

V этап: Аналитико-прогностический (анализ эффективности реализации индивидуальной программы развития, выявление «западающих» сторон развития, реальных трудностей в реализации задач, анализ причин и путей решения проблем).

Осуществляется модификация задач с учетом конкретных темпов освоения ребенком программного материала, уровня психофизического развития, личностных особенностей ребенка, внешних факторов (посещаемости, лечения и др.) Индивидуальная программа сопровождения позволяет:

  • предоставить ребенку с ОВЗ образование в соответствии с его возможностями и потребностями;

  • обеспечить ребенку с ОВЗ возможность успешно интегрироваться в среду нормально развивающихся сверстников;

  • предоставить родителям возможность получать необходимую консультативную помощь и вместе с ребенком и педагогами осваивать ООП;

  • обеспечить педагогам постоянную и квалифицированную методическую помощь-поддержку;

  • постоянно отслеживать, своевременно корректировать и отбирать адекватные формы образования с учетом уровня развития и потенциальных возможностей дошкольника с ОВЗ.

Моцарт психологии Л.С.Выготский писал «Вероятно, человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие, но гораздо раньше оно победит их социально и педагогически, чем медицински и биологически». Одним из средств этой победы и является инклюзия.

Литература:

  1. Диагностика прсихического развития детей от рождения до 3 лет. Методическое пособие для практических психологов / – Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

  2. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2004.

  3. Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе ранней помощи. Диагностика и коррекция развития / под общ. ред. Ю.А. Разенковой. – М.: Школьная пресса, 2012.

Источник