Разные этапы развития ребенка
Большинство новоиспеченных родителей, с появлением на свет ребенка, приобретают определенное беспокойство, с которым очень трудно справиться. Постоянное беспокойство присуща молодым родителям всех поколений, это неотъемлемый элемент жизни, если ты становишься родителем. Мы обеспокоены прежде всего здоровьем наших детей, о том, довольны ли они, правильно ли заботимся о них, и гармонично ли развивается ребенок. Чтобы развеять сомнения родителей, читающих нас, мы подготовили небольшой сборник знаний о развитии маленького ребенка.
Развитие ребенка: самое главное, что нужно знать.
Прежде, чем вы начнете диагностировать вашего ребенка, искать недостатки развития и писать всевозможные страшные сценарии, вы должны понять и запомнить одну простую вещь: все дети разные. Мы не должны жестко держаться в рамках, которые кто-то когда-то опубликовал в книге или в интернете. Мы не должны постоянно оценивать ребенка и сравнивать его со сверстниками, ища отклонения. Очень важно относиться к вашему ребенку максимально индивидуально. Это может быть очевидно, но это не всегда так. Все больше и больше родителей могут быть вовлечены в нездоровое «соперничество» под названием «а мое любимое чадо уже сидел в этом возрасте» или «а моя Кристина уже не писалась в этом возрасте» и т.д. Такое сравнение бесполезно и никому не помогает.
Этапы развития ребенка.
Так зачем читать что-нибудь о развитии, если каждый ребенок особенный? Ну, чтобы знать, когда нужно действительно бить тревогу, на что обратить особое внимание и когда стоит обсудить ваши сомнения с педиатром. Этот врач должен быть первым специалистом в случае возникновения каких-либо сомнений, связанных с развитием вашего ребенка. Друзья, подруги, и тетеньки с форумов вам в этом не помогут! Врач-педиатр настоящий специалист в данной области, только он может сделать надежный диагноз на основе беседы и обследования ребенка.
Основные этапы развития ребенка.
Первый год жизни маленького человека приносит с собой массу эмоций и впечатлений. Ребенок меняется практически каждый день, приобретает новые, а гордые родители не могут преодолеть восхищение от своего маленького исследователя. Первый год – это время так называемых основ – важных навыков, которые ребенок приобретает в течение первых двенадцати месяцев жизни. Это:
- реагирование на окружающую среду;
- поднимание головы и корпуса;
- захват;
- вращение;
- лепетание;
- ползание;
- самостоятельно сидите;
- вставать на ножки;
- реагировать на свое имя;
- первые шажки.
Этапы развития ребенка на первом году жизни.
Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, поэтому некоторые из них быстрее овладевают навыками. Важно дать вашему ребенку время, наблюдать, а не принуждать его. Малыш должен быть физически и умственно готов к новом навыкам и будет рад представить их, когда наступит время. Однако, чтобы узнать, когда и какие «аттракционы» мы можем ожидать в первый год жизни ребенка, мы подготовили краткое описание каждого месяца жизни ребенка, включая наиболее важные функции и навыки.
1 месяц жизни ребенка.
В этом периоде у ребенка все еще тонкая розовая кожа, которая очень чувствительна к раздражителям. В это время прикосновение является самым важным коммуникатором ребенка с внешним миром. Голова новорожденного в первый месяц жизни непропорционально велика по сравнению с остальными частями тела, она все еще может слегка деформироваться, особенно после родов, но это не должно вызывать беспокойства. Кости черепа новорожденных все еще очень пластичны, только со временем они приобретают правильную форму и твердость. В первый месяц малыш набирает примерно полкилограмма.
2 месяц жизни ребенка.
На втором месяце жизни ребёнка пропорции тела изменяются незначительно, а форма головы принимает правильную форму. В этом возрасте ребенок может подняться и удерживать голову на несколько секунд, лежа на животе. Стоит укладывать малыша в этом положении как можно чаще. Это хорошо влияет на укрепление мышц спины, а также помогает легче удалять воздух из пищеварительной системы. Зрение ребенка на втором месяце улучшается, он начинает узнавать лицо своей матери, в этот период мы можем ожидать первую улыбку.
3 месяц жизни ребенка.
На третьем месяце жизни ребенок все больше и больше интересуется окружающим миром. Он реагирует на звуки и визуальные раздражители, поворачивает голову к ним, он также знакомиться со своим телом, обнаруживает существование своих рук и ног, которые он с радостью кладет себе в рот, узнавая новые вкусы. В это ребенок начинает гулить, то есть издавать отдельные звуки, часто в ответ на слова, сказанные ему – первые беседы начинаются.
4-й месяц жизни ребенка.
Ребенок этого возраста все более мобилен, с радостью лежит на животике, наблюдая за окружающим его миром и игрушками, начинает поворачиваться со спины на животик и обратно. В течение этого периода малыш также начинает брать ручками игрушки, а также смеется в голос. Социальное и моторное развитие ребенка в это время часто поражает молодых родителей. Сон ребенка также стабилизируется. 4-месячный малыш обычно спит 2-3 раза в течение дня.
5 месяц жизни ребенка.
На пятом месяце жизни ребенок обычно удваивает вес при рождении, он довольно большой и сильный младенец, он хорошо вращается со спины на живот и на спину. Все, что он находит, тянет себе в рот, поэтому вам нужно уделять очень много внимания, чтобы в поле зрения малыша не было мелких предметов, которые он мог бы проглотить. В этот период ребенок начинает издавать первые слоги – мы можем слышать «мя» «ра» «гу» или «гхы».
6 месяц жизни ребенка.
Полгода – очень важный момент в жизни младенца. Именно тогда мы обычно начинаем изменять диету ребенка и изучать новые вкусы. Иногда у шестимесячных детей прорезаются первые зубки. В этот период ребенок много и часто плачет, любит играть руками и ногами, а также охотно подходит к игрушкам.
7 месяц жизни ребенка.
Первые попытки сесть – веха в развитии ребенка в возрасте 7 месяцев. Очень важно не помогать им. Ребенок должен быть достаточно сильным, чтобы сесть. Если он не готов, и мы окружим его подушками, чтобы он мог сидеть, мы слишком нагрузим его спину – так как он еще не сел, а это означает, что мышцы спины еще недостаточно сильны. Семимесячный ребенок может держать предмет в двух руках и играть с ним, добираться до игрушек.
8 месяц жизни ребенка.
Ребенок на восьмой месяц совершенствует навыки сидения и движения. Некоторые дети этого возраста овладевают искусством хлопать в ладоши и размахивают руками.
9 месяцев жизни ребенка.
В этот период некоторые дети уже быстро ползают, а также садятся самостоятельно. Эмоциональное развитие ребенка продолжается – он охотно идет на контакт, начинает имитировать жесты, он также улучшает малые двигательные навыки, играя с меньшими и меньшими объектами, он учится хватать их пальцами, а не всей рукой, как это было раньше.
10 месяц жизни ребенка.
Десятимесячный ребенок уже очень самостоятелен, как правило, он сидит стабильно и быстро ползает, некоторые дети уже пытаются встать опираясь на мебель. Здесь также ребенка нельзя «преследовать» и провоцировать встать или вести за руки. Это неестественная поза. Ранняя ходьба будет также оказывать неблагоприятное воздействие на позвоночник ребенка. Мы должны дать ребенку время и свободу, быть рядом, поддерживать, а не помогать или упрощать .
11 месяцев жизни ребенка.
До первого дня рождения многие дети умеют вставать сами и стоять у мебели, некоторые дети даже самостоятельно передвигаются. Ребенок может пинать мяч, строить башенку из нескольких блоков, а также есть яблоко или банан. Оглядываясь назад, родители замечают огромное физическое, эмоциональное и социальное развитие ребенка всего за двенадцать месяцев.
12 месяц жизни ребенка.
Первый день рождения ребенка – очень важный момент. Эффективный, энергичный и любознательный малыш вырос из маленького младенца. У ребенка уже несколько зубов. Возможно, он уже тренируется в одиночестве, и он даже говорит первые слова. Он многое понимает и может выполнять некоторые команды.
Небольшой шаг, большое дело!
Как вы видите, в первый год наша маленькая радость проходит огромную трансформацию. Тысячи новых навыков, переход от лежачего положения к стоячему и развивается речь ребенка. Как родители, мы, вероятно, знаем, что это только начало прекрасного пути, в котором мы имеем честь участвовать и помогать. Перед нашим маленьким человечком еще есть много проблем, на разных этапах развития ребенка, которые обеспечат ему необходимые навыки, необходимые для преуспевания во взрослой жизни. В качестве родителей мы должны обеспечить, чтобы в эти трудные моменты мы были рядом с ребенком, подавать пример и создать самое безопасное убежище, в которое он всегда сможет вернуться.
Не забудьте подписаться на наш канал и поставить лайк! Ваши мысли вы можете выразить в комментариях.
Источник
Ребенок – это не только источник постоянного позитива для родных и близких, но, главное, человек, который растет и развивается. При этом каждый этап его развития сопровождается формированием различных умений, знаний, навыков, личных качеств и особенностей характера. Следует понимать это , а еще досконально знать основные этапы развития ребенка, которые имеют свои особенности протекания и различные классификации.
Возрастные этапы развития детей
Основные этапы развития детей делятся на следующие категории согласно определенному возрасту:
- внутриутробный (280 дней беременности);
- младенческий (первый год жизни);
- ранний (до трех лет);
- дошкольный;
- младший школьный (с первого по седьмой класс);
- старший школьный.
Каждый этап имеет свои особенности. Чтобы понять все прелести каждого, их следует разобрать подробнее. Это поможет родителям понять, на чем сделать акценты в воспитании ребенка и его физиологическом развитии.
Внутриутробное развитие
Один из самых важных этапов в жизни человека – внутриутробный. Но в этот период от малыша ничего не зависит – все в руках мамы и частично папы. Во время беременности у плода закладываются системы всех органов, вследствие чего кроха начинает слышать, видеть и дышать.
Еще в утробе, на четырнадцатой неделе беременности, малыш способен запомнить тембр голоса своей мамы! Но и это не все – еще он может запоминать музыку, особенно наиболее любимую беременной, если она регулярно ее слушает.
Именно поэтому специалисты рекомендуют будущим мамам сменить свои приоритеты и вкусы в пользу классической музыки, которая имеет сильное успокаивающее свойство. Также маме и папе рекомендуется регулярно общаться с крохой: разговаривать, читать вслух стихи и сказки, поглаживать живот.
Младенчество
Младенчество – еще один особенный этап для каждого человека. Он самый стремительный и показательный в жизни малыша, который всего за один год превращается «из гусеницы в бабочку» – из полностью зависящего от мамы младенца в самостоятельного человечка.
В этот период ребенок особенно уязвим и требует правильного ухода и повышенного комфорта. Все это – задача родителей, которые должны не только максимально облегчить всевозможные дискомфортные ситуации, но и помочь малышу в развитии, например, когда он начинает поднимать головку, ползать, сидеть и ходить.
Ребенку нельзя запрещать познавать мир через тактильные ощущения, посредством прикосновений. Пусть трогает, пробует, прикасается и даже «лапает» испачканными ручонками. Зачем? Чтобы развиваться духовно, интеллектуально и физически!
С полугода кроху не стоит ограничивать в передвижении, так как он начинает познавать пространство. Ему необходимо его изучить, а для этого следует ползать и «гулять» в ходунках по квартире или дому.
К году у малыша появляется понимание правил пользования предметами, кроме того, что он уже умеет перекладывать их из коробки в коробку, складывать маленькие предметы в большие, открывать и даже откручивать крышки.
Ранний этап
Длительность раннего этапа равна двум годам – от года до трех лет. В это время самым важным является социальное взаимодействие. Ребенок учится налаживать отношения со взрослыми и детьми, знакомиться, дружить, получать удовольствие от общения. Кроме того, появляется желание стать более самостоятельным и независимым от родителей, так как к малышу приходит осознание и принятие себя как полноценной личности.
Кроха начинает много фантазировать, думать, оценивать, прогнозировать. А еще в этом возрасте он приобретает большое количество навыков, среди которых:
- стройка за́мков из кубиков;
- складывание простых пазлов;
- попадание в мяч ножкой;
- выполнение простых просьб взрослых;
- складывание фраз из пяти слов;
- рисование прямой вертикальной линии;
- декламация четверостиший и потешек;
- знание частей своего тела и их расположения;
- пользование горшком и туалетом;
- самостоятельное употребление пищи и жидкости;
- разрезание бумаги и правильная фиксация ножниц рукой;
- умение мыть и вытирать руки.
В конце раннего этапа развития ребенка может посетить первый в его жизни кризис – так называемый кризис трех лет. Каждый малыш переносит его по-своему в зависимости от индивидуальных особенностей психики и отношений в семье. Одни проявляют негативизм, другие становятся чрезмерно упрямыми, а третьи превращаются в маленьких агрессоров. И лишь небольшая часть детей приобретает положительные качества в виде уступчивости и мягкости.
Все это самые обычные формы поведения в кризисном возрасте. Стоит ли родителям терпеть новые привычки малыша, или же от них следует избавиться? Ни первое, ни второе. Ведь своим поведением ребенок говорит, а иногда кричит о том, что он хочет больше внимания к себе. А его к этому возрасту, как правило, становится меньше: родители перестают переживать по любому поводу, ведь ребенок обретает самостоятельность и не требует постоянного наблюдения, вследствие чего начинают уделять больше времени себе, друг другу, работе, дому, общению с друзьями. Это беспокоит кроху, ведь он к такому не привык и хочет, чтобы все было как прежде, когда мир крутился вокруг него, а он в этой вселенной был центром. Что делать? Просто проводить с сыном или дочкой больше времени, при этом поощряя хорошее поведение и не акцентируя внимания на плохом.
Не говорите ребенку «не бегай». Скажите: «подойди ко мне спокойно». Слова «не кричи» замените на «говори потише». «Ты так ударишься, упадешь, убьешься» звучат как приказ к действию, а еще говорят о неотвратимости удара и падения. А ведь их можно заменить всего на два слова: «это опасно». Можете добавить: «Я переживаю за тебя. Твое поведение и поступки могут иметь такие-то последствия». Старайтесь избегать негатива, ведь его и так достаточно в жизни человека – во взрослой жизни. А детство – это та пора, которая должна быть наполнена только приятными эмоциями, позитивом, радостью, смехом, беспечностью и огромным счастьем безоговорочной любви родителей, вне зависимости от кризисов и поведения ребенка.
Дошкольный возраст
Для малыша этот этап начинается с трех лет и заканчивается поступлением в школу. В это время закладываются личностные качества крохи, происходит развитие индивидуальных механизмов поведения, которые будут присущи человеку на протяжении всей жизни.
Ребенок дошкольного возраста – это губка, впитывающая как информацию, так и манеры поведения. Например, если мама будет требовать от ребенка, чтобы он не кричал, и при этом сама будет регулярно повышать голос, то сын или дочь ничему не научатся. Этот период воспитывает не только детей, но и их родителей. Не зря говорят: хочешь воспитать ребенка – воспитай себя, так как он все равно вырастет твоей копией. Об этом следует задуматься каждому родителю. А еще лучше – взяться за собственное перевоспитание!
Пример для подражания – это то, необходимо малышу в данный момент. И этот пример должен быть положительным. К слову, примеров может быть много. Часто у идеальных родителей растут совершенно несносные дети. В этом случае следует обратить внимание на поведение людей, с которыми ребенок общается наравне с родителями: бабушек и дедушек, друзей по песочнице и саду, детей знакомых, регулярно бывающих в гостях. Все эти люди также могут быть примером для подражания, особенно если у ребенка с ними налажен эмоциональный контакт и он ими восхищается.
Во время дошкольного периода следует начать готовить малыша к школе, развивая его внимание, память, мышление, воображение и т.д. Кроме того, ребенок должен научиться брать на себя ответственность – за поступки, ситуацию, человека.
Данный возрастной период также имеет свой кризис – кризис шести лет, который выражается демонстративной формой поведения. Настроение ребенка может меняться ежеминутно, при этом он постоянно жеманничает, кривляется и манерничает. Все это связано с быстрым ростом, изменением пропорций тела, появлением постоянных зубов и психологическими изменениями – осознанием себя полноценной личностью с кучей прав и минимумом обязанностей (которые на него пока никем не возложены).
Навыки, умения и знания ребенка дошкольного возраста:
- понимание величины, длины, высоты;
- знание геометрических фигур;
- сравнение чисел;
- сравнение предметов по цвету и форме;
- нахождение лишних предметов среди похожих;
- составление рассказов по картинкам;
- ведение диалога и монолога.
Младший школьный возраст
Школа – это то место, в котором ребенок становится взрослым. А еще именно с этого места у некоторых начинаются проблемы, связанные со сменой обстановки, авторитетов и приоритетов. Хорошо, если первый класс станет для ребенка первой радостью на пути к сознательной жизни. И плохо, когда родители не могут об этом позаботиться. Их основная задача – выбрать хорошую школу и первого учителя. Далее дело за ребенком.
Для малыша наступает новый период жизни, явно обозначенный сменой учебных учреждений и открывающий массу возможностей. В это время начинается активное развитие интеллекта. Ребенок принимает новую социальную роль и полагающиеся ей нормы и правила, которым старается подчиняться.
В это время близкие малыша должны поддерживать его, стать помощниками в решении трудных ситуаций и сложных задач, но ни в коем случае не выполнять все за него. Пришло время, когда кроху следует оторвать от материнской юбки, но при этом оставить в поле зрения матери.
Старший школьный возраст
Данный этап развития характеризируется переходом ребенка во взрослую жизнь, где он становится подростком. Да, это все еще мамин и папин ребенок, но уже взрослый – требующий уважения, понимания и еще большего внимания, чем когда бы то ни было. Только внимание это должно быть иным – ненавязчивым, без нравоучений и разговоров свысока. В общении с подростком более эффективно открытое общение.
Ребенок будет стараться походить на взрослых поведением, поступками, словами, поэтому и вести себя с ним следует соответственно. Главное – учитывать, что в это время детская психика и организм в целом довольно неустойчивы. Поэтому ребенку старшего школьного возраста присущи чрезмерная эмоциональность, раздражительность, упрямство и конфликтность.
Источник