Размер пищевода у ребенка 1 год
Анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы у детей
К органам пищеварения относятся ротовая полость, пи щевод, желудок и кишечник. В пищеварении принимают участие поджелудочная железа и печень. Органы пищеварения закладываются в первые 4 недели внутриутробного периода, к 8 неделям беременности определены все отделы органов пи щеварения. Околоплодные воды плод начинает проглатывать к 16-20 неделям беременности. Пищеварительные процессы происходят в кишечнике плода, где образуется скопление пер вородного кала – мекония.
Особенности полости рта у детей
Главная функция полости рта у ребенка после рождения за ключается в обеспечении акта сосания. Этими особенностями являются: малые размеры полости рта, большой язык, хорошо развитая мускулатура губ и жевательные мышцы, поперечные складки на слизистой оболочке губ, валикообразное утолщение десен, в щеках имеются комочки жира (комочки Биша), кото рые придают щекам упругость.
Слюнные железы у детей после рождения недостаточно раз виты; слюны в первые 3 месяца выделяется мало. Развитие слюн ных желез завершается к 3 месяцам жизни.
Особенности пищевода у детей
Пищевод у детей раннего возраста имеет веретенообразную форму, он узкий и короткий. У новорожденного его длина со ставляет всего 10 см, у детей в 1 год жизни – 12 см, в 10 лет – 18 см. Его ширина соответственно составляет в 7 лет – 8 мм, в 12 лет – 15 мм.
На слизистой оболочке пищевода отсутствуют железы. Он имеет тонкие стенки, слабое развитие мышечной и эластичной тканей, хорошо кровоснабжается. Вход в пищевод расположен высоко. Физиологические сужения у него отсутствуют.
Особенности желудка у детей
В грудном возрасте желудок расположен горизонтально. По мере роста и развития в период, когда ребенок начинает ходить, желудок постепенно принимает вертикальное положение, и к 7- 10 годам он располагается так же, как у взрослых. Емкость же лудка постепенно увеличивается: при рождении она составляет 7 мл, в 10 дней – 80 мл, в год – 250 мл, в 3 года – 400-500 мл, в 10 лет – 1500 мл.
Рассчитать объем разового приема пищи для детей первого года жизни можно по формуле Н. Ф. Филатова:
V = 30 мл + 30 x n,
где n – возраст в месяцах.
Особенностью желудка у детей является слабое развитие его дна и кардиального сфинктера на фоне хорошего развития пи лорического отдела. Это способствует частому срыгиванию у ре бенка, особенно при попадании воздуха в желудок во время со сания.
Слизистая оболочка желудка относительно толстая, на фо не этого отмечается слабое развитие желудочных желез. Дей ствующие железы слизистой оболочки желудка по мере роста ребенка формируются и увеличиваются в 25 раз, как во взрос лом состоянии. В связи с этими особенностями секреторный аппарат у детей первого года жизни развит недостаточно. Состав желудочного сока у детей схож со взрослыми, но кислотная и ферментативная активность его значительно ниже. Барьер ная активность желудочного сока низкая.
Основным действующим ферментом желудочного сока яв ляется сычужный фермент (лабфермент), который обеспечивает первую фазу пищеварения – створаживание молока.
В желудке грудного ребенка выделяется крайне мало липа зы. Этот недостаток восполняется наличием липазы в грудном молоке, а также панкреатическом соке ребенка. Если ребенок получает коровье молоко, жиры его в желудке не расщепляются.
Всасывание в желудке незначительное и касается таких ве ществ, как соли, вода, глюкоза, и лишь частично всасываются продукты расщепления белка. Сроки эвакуации пищи из желуд ка зависят от вида вскармливания. Женское молоко задержи вается в желудке на 2-3 ч.
Особенности поджелудочной железы у детей
Поджелудочная железа имеет небольшие размеры. У ново рожденного длина ее составляет 5-6 см, а к 10 годам жизни она увеличивается втрое. Поджелудочная железа располагается глу боко в брюшной полости на уровне X грудного позвонка, в бо лее старшем возрасте она находится на уровне I поясничного позвонка. Ее интенсивный рост происходит до 14 лет.
Размеры поджелудочной железы у детей на первом году жиз ни (см):
1) новорожденный – 6,0 x 1,3 x 0,5;
2) 5 месяцев – 7,0 x 1,5 x 0,8;
3) 1 год – 9,5 x 2,0 x 1,0.
Поджелудочная железа богато снабжена кровеносными со судами. Капсула ее менее плотная, чем у взрослых, и состоит из тонковолокнистых структур. Выводные протоки ее широкие, что обеспечивает хороший дренаж.
Поджелудочная железа ребенка имеет внешнесекреторную и внутрисекреторную функции. Она вырабатывает поджелудоч ный сок, состоящий из альбуминов, глобулинов, микроэлемен тов и электролитов, ферментов, необходимых для переваривания пищи. В число ферментов входят протеолитические ферменты: трипсин, химотрипсин, эластаза, – а также липолитические фер менты и амилолитические ферменты. Регуляцию поджелудочной железы обеспечивает секретин, стимулирующий отделение жид кой части панкреатического сока, и панкреозимин, который уси ливает секрецию ферментов наряду с другими гормоноподобны ми веществами, которые вырабатываются слизистой оболоч кой двенадцатиперстной и тонкой кишок.
Внутрисекреторная функция поджелудочной железы выпол няется благодаря синтезу гормонов, отвечающих за регуляцию углеводного и жирового обмена.
ПЕЧЕНЬ: особенности у детей
Печень новорожденного – самый большой орган, занимаю щий 1/3 объема брюшной полости. В 11 месяцев происходит удвоение ее массы, к 2-3 годам она утраивается, к 8 годам уве личивается в 5 раз, к 16-17 годам масса печени – в 10 раз.
Печень выполняет следующие функции:
1) вырабатывает желчь, участвующую в кишечном пищеварении;
2) стимулирует моторику кишечника, за счет действия желчи;
3) депонирует питательные вещества;
4) осуществляет барьерную функцию;
5) участвует в обмене веществ, в том числе – в преобразовании витаминов А, D, С, В12, К;
6) во внутриутробном периоде является кроветворным органом.
После рождения происходит дальнейшее формирование до лек печени. Функциональные возможности печени у детей ран него возраста низкие: у новорожденных детей метаболизм не прямого билирубина осуществляется не полностью.
Особенности желчного пузыря у детей
Желчный пузырь располагается под правой долей печени и имеет веретенообразную форму, его длина достигает 3 см. Ти пичную грушевидную форму он приобретает к 7 месяцам, к 2 го дам достигает края печени.
Основная функция желчного пузыря – скопление и выделе ние печеночной желчи. Желчь ребенка по своему составу отли чается от желчи взрослого человека. В ней мало желчных кислот, холестерина, солей, много воды, муцина, пигментов. В периоде новорожденности желчь богата мочевиной. В желчи ребенка гликохолевая кислота преобладает и усиливает бактерицидный эффект желчи, а также ускоряет отделение панкреатического сока. Желчь эмульгирует жиры, растворяет жирные кислоты, улучшает перистальтику.
С возрастом размеры желчного пузыря увеличиваются, начи нает выделяться желчь иного состава, чем у детей младшего воз раста. Длина общего желчного протока с возрастом увеличивается.
Размеры желчного пузыря у детей (Чапова О. И., 2005 г.):
1) новорожденный – 3,5 x 1,0 x 0,68 см;
2) 1 год – 5,0 x 1,6 x 1,0 см;
3) 5 лет – 7,0 x 1,8 x 1,2 см;
4) 12 лет – 7,7 x 3,7 x 1,5 см.
Особенности тонкой кишки у детей
Кишечник у детей относительно длиннее, чем у взрослых.
Соотношение длины тонкой кишки и длины тела у новорож денного составляет 8,3 : 1, на первом году жизни – 7,6 : 1, в 16 лет – 6,6 : 1.
Длина тонкой кишки у ребенка первого года жизни равна 1,2-2,8 м. Площадь внутренней поверхности тонкой кишки на первой неделе жизни составляет 85 см2, у взрослого – 3,3 x 103 см2. Площадь тонкого кишечника увеличивается за счет развития эпителия и микроворсин.
Тонкая кишка анатомически делится на 3 отдела. Первый отдел – это двенадцатиперстная кишка, длина которой у но ворожденного составляет 10 см, у взрослого доходит до 30 см. Она имеет три сфинктера, главная функция которых заклю чается в создании области пониженного давления, где проис ходит контакт пищи с ферментами поджелудочной железы.
Второй и третий отделы представлены тонкой и подвздош ной кишками. Длина тонкой кишки составляет 2/5 длины до илеоцекального угла, остальные 3/5 составляет подвздошная кишка.
Переваривание пищи, всасывание ее ингредиентов происхо дит в тонком кишечнике. Слизистая оболочка кишки богата кровеносными сосудами, эпителий тонкого кишечника быстро обновляется. Кишечные железы у детей более крупные, лим фоидная ткань разбросана по всему кишечнику. По мере роста ребенка образуются пейеровы бляшки.
Особенности толстого кишечника у детей
Толстый кишечник состоит из различных отделов и разви вается после рождения. У детей до 4 лет восходящая кишка по длине больше нисходящей. Сигмовидная кишка относительно большей длины. Постепенно эти особенности исчезают. Сле пая кишка и аппендикс подвижны, аппендикс часто распола гается атипично.
Прямая кишка у детей первых месяцев жизни относительно длинная. У новорожденных ампула прямой кишки неразвита, плохо развита окружающая жировая клетчатка. К 2 годам пря мая кишка принимает свое окончательное положение, что спо собствует выпадению прямой кишки в раннем детском возрасте при натуживании, при упорных запорах и тенезмах у ослаблен ных детей.
Сальник у детей до 5 лет – короткий.
Сокоотделение у детей в толстом кишечнике небольшое, но при механическом раздражении резко возрастает.
В толстом кишечнике происходит всасывание воды и фор мирование каловых масс.
Особенности микрофлоры кишечника у детей
Желудочнокишечный тракт у плода стерилен. При контак те ребенка с окружающей средой происходит заселение его мик рофлорой. В желудке и двенадцатиперстной кишке микрофлора скудная. В тонком и толстом кишечнике количество микробов увеличивается и зависит от вида вскармливания. Основной мик рофлорой является B. bifidum, рост которой стимулируется .лактозой грудного молока. При искусственном вскармлива нии в кишечнике доминирует условнопатогенная грамотри цательная кишечная палочка. Нормальная кишечная флора вы полняет две основные функции:
1) создание иммунологического барьера;
2) синтез витаминов и ферментов.
Особенности пищеварения у детей раннего возраста
Для детей первых месяцев жизни имеют определяющее зна чение питательные вещества, которые поступают с молоком ма тери и перевариваются за счет веществ, содержащихся в самом женском молоке. С введением прикорма стимулируются меха низмы ферментных систем ребенка. Всасывание пищевых ин гредиентов у детей раннего возраста имеет свои особенности. Казеин сначала створаживается в желудке под влиянием сы чужного фермента. В тонкой кишке он начинает расщепляться до аминокислот, которые активизируются и всасываются.
Переваривание жира зависит от вида вскармливания. Жиры коровьего молока содержат длинноцепочечные жиры, которые расщепляются за счет панкреатической липазы в присутствии жирных кислот.
Всасывание жира происходит в конечных и средних отде лах тонкой кишки. Расщепление молочного сахара у детей про исходит в кайме кишечного эпителия. В женском молоке со держится .лактоза, в коровьем – .лактоза. В связи с этим при искусственном вскармливании углеводный состав пищи изме нен. Витамины также всасываются в тонкой кишке.
Источник
: / .: .. , .. , .. , .. , .. . .: – (), 2008. 259 . 10. – . .: 7- 3- . 78 , 12- 2 : ( ) ( ). . 3- , 3- . , . , . ( ) , , . 1 . 3 : , ; . 1- : , , ; , , . . ( , ) ( ), . : 1) 90, , ; 2) 270º, ; 3) , . , . : . : , . , , , . , . . . 10- , , . 10- 22- , , , 3840 . 1620- : , , . , ( ). . , , , ( ). . . . , . , ( ) . . , . , . . , . , . , . 34 . , . 34 , ( ). (, ) . . . , . ; . . . . , . 34 , . . . , . III IV , 2 IVV , 12 VIVII . 1012 , 5 16 ; 78 , 1 1 12 1,5 ( ). , . . – . . . . X XI . . , X , XII , . . , , , . , , . , , . (), , , , . 3035 , 1 250300 , 8 1000 . , , , . . , . (, ), , , ( ), , ( ). ( ), . . , – -, . , : , , , , , , . . . ( ) . 2,53 , , 2040. 11,5 , 2,53 . , – . , . , , . , . . , , -, ; -, ; -, . 2- . . . , . , (, , , ) . I- . 12 IIIIV . 4 713 ( 2430 ). , 7 , . , , , ( ). 2/5, 3/5 . . . , , , . . , , , . , . . , 7 ( ). :
, – . 57 . , , . , -, . , , , . , . . , , . 34- , . , , , . . , . . , 45 , 1 7 ( 9-12 ). – , . . (29 ), . , , 4 27 ; 2- . , . , ; 1 , 5 15 . . (1229 ). 5 , . . 7 . . , , . 2- . . , , 20 . , , , , . . , , , (, , , , , , ), . , . , . ( ), ( ). , , , . , ( ), ( ) ( ). – . ; . , . , . , , , , – , . , . , , , , . ; . . () , , , , . , . , . ; 2 36 , ; . 23 ( ) – . , , , , . 45 . , , , – – , . – , . , 12 . 1020 . , 79- , , B.bifidus, B. Coli, B. Acidophilus, B. Bifidus . . , X- , 56 . I- . 3 . , . . , 1012 , . . : 4% , 2%. , , . 1 3- – 12 – . 7 , . , . , , . 8 , . . , , . 3- , . . -, . , , . . ( , , ) , . , , , , . , , , , , , (, D, , , ) , . , , – , . . . ( ). , . .. – . , , . , , 20% 5 . – , . . :
: – , , . 30 . , 30-60 , , , , ; – . . , , . . . , , , , , , . . – . . , , . (, ). , . . , , . – . , , , , ( ) . , . , , , . – , . .
1-2 , – , , , . . . – – . – 7 , 2-3 – . , , – , , 3-4 6 1-2 . ( ), – , (, ). 1-2 . , :
, , , , . :
. :
. , , . , . -, . , ( ), ( ). ( , , ), . , ( -). ( ) ( – ). . : , , : . : , ; , ; , ; – . , , , . (, , , , ). . . ( , ) , , . . . , . , , , , , , , (). . . , , , . . ( , v.portae), v.portae . , , . . . . : , . – , . , , 9 : ; (), (), , , . : , . , . , . , . , . . , , . , , . , . , 2345 . , , . . . , . , . . . , . :
, . , . : , , , , , – . , . . , . , , . , , , . . , , , . (), . , , , . , , S- ; , . , . , , . . . . () . (, , , .). ( ), – . . – . . . , . (.. ). ( ) . , , , . , , . , . ( ). – . 23 , . . : , , , , , , . . . (), . , , – . . – . , . . , . , , . . , , . . . 24 . . . . ( ). ( ) . 1 . , , . , , , , . , . , . , 46 . . . – 23 , 57 12 . . 7 . : () . , . . . . . . () . . , , . . , , . , . , . , . , , , , , ( ), . ( ), , . , . . , , , , , , . , , , , – , , , . ( ). . () (. ). , :
:
, : , . , linea axillaris anterior d (), IVVII . linea medioclavicularis d VVI . , . . – , , . 3- . , . , . , , 1-2 , , . , 5-7- . :
: 9x8x7 1. 5-6 – . . , , , – . :
. . , . , . , , , , , . . . (). . – , , , . . , ( , .), . , , , . , . . () . . . . , . , , , . , , . . – . – . . , ( 0,008 /, 6 /) , -. . ( ), ( 1 ), . . . λ . : 4 15 . . 0,1% 0,25% ( ). 5 1 4 15 . , , 9 , 0,1%- . . . 24. 24. 5
– ( ) . , ( -24). . – -. . ( ). 30- 0,5 , 30 ( ). 7,0-8,0, 15-20 . 10 0,1% (0,1 /10 ) 0,025% (6 / ). 30- . :
, – 4 : , , , . – , – , . – 10% , ( – 20 2 ). – . – , . () . – , , . (), – . – , , . : ) – , :
) ( , , , .), ; ) ; ) , ; ) – , , ; ) , , . . . 55 75 . , . . 15-20 -, . (), .
25.
, – (- ) (- ). . , , , , , . (. 26). 26.
:
. 27. 27 .
(. 28). 28.
D- , 5 D- (: 1- 11%, 15%). – (-, -, -) ( 50 /2). 0,1 /. ; 130150 ./, . , -31, 5% , . ( ) 80 100 3 ; . . , . , : – , , . . , , , .. , . . – . “”. : ” “, ” -“, ” “, ” ” . |
Источник