Размер пищевода у ребенка 1 год

Анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы у детей

К органам пищеварения относятся ротовая полость, пи щевод, желудок и кишечник. В пищеварении принимают участие поджелудочная железа и печень. Органы пищеварения закладываются в первые 4 недели внутриутробного периода, к 8 неделям беременности определены все отделы органов пи щеварения. Околоплодные воды плод начинает проглатывать к 16-20 неделям беременности. Пищеварительные процессы происходят в кишечнике плода, где образуется скопление пер вородного кала – мекония.

Особенности полости рта у детей

Главная функция полости рта у ребенка после рождения за ключается в обеспечении акта сосания. Этими особенностями являются: малые размеры полости рта, большой язык, хорошо развитая мускулатура губ и жевательные мышцы, поперечные складки на слизистой оболочке губ, валикообразное утолщение десен, в щеках имеются комочки жира (комочки Биша), кото рые придают щекам упругость.

Слюнные железы у детей после рождения недостаточно раз виты; слюны в первые 3 месяца выделяется мало. Развитие слюн ных желез завершается к 3 месяцам жизни.

Особенности пищевода у детей

Пищевод у детей раннего возраста имеет веретенообразную форму, он узкий и короткий. У новорожденного его длина со ставляет всего 10 см, у детей в 1 год жизни – 12 см, в 10 лет – 18 см. Его ширина соответственно составляет в 7 лет – 8 мм, в 12 лет – 15 мм.

На слизистой оболочке пищевода отсутствуют железы. Он имеет тонкие стенки, слабое развитие мышечной и эластичной тканей, хорошо кровоснабжается. Вход в пищевод расположен высоко. Физиологические сужения у него отсутствуют.

Особенности желудка у детей

В грудном возрасте желудок расположен горизонтально. По мере роста и развития в период, когда ребенок начинает ходить, желудок постепенно принимает вертикальное положение, и к 7- 10 годам он располагается так же, как у взрослых. Емкость же лудка постепенно увеличивается: при рождении она составляет 7 мл, в 10 дней – 80 мл, в год – 250 мл, в 3 года – 400-500 мл, в 10 лет – 1500 мл.

Рассчитать объем разового приема пищи для детей первого года жизни можно по формуле Н. Ф. Филатова:

V = 30 мл + 30 x n,

где n – возраст в месяцах.

Особенностью желудка у детей является слабое развитие его дна и кардиального сфинктера на фоне хорошего развития пи лорического отдела. Это способствует частому срыгиванию у ре бенка, особенно при попадании воздуха в желудок во время со сания.

Слизистая оболочка желудка относительно толстая, на фо не этого отмечается слабое развитие желудочных желез. Дей ствующие железы слизистой оболочки желудка по мере роста ребенка формируются и увеличиваются в 25 раз, как во взрос лом состоянии. В связи с этими особенностями секреторный аппарат у детей первого года жизни развит недостаточно. Состав желудочного сока у детей схож со взрослыми, но кислотная и ферментативная активность его значительно ниже. Барьер ная активность желудочного сока низкая.

Основным действующим ферментом желудочного сока яв ляется сычужный фермент (лабфермент), который обеспечивает первую фазу пищеварения – створаживание молока.

В желудке грудного ребенка выделяется крайне мало липа зы. Этот недостаток восполняется наличием липазы в грудном молоке, а также панкреатическом соке ребенка. Если ребенок получает коровье молоко, жиры его в желудке не расщепляются.

Всасывание в желудке незначительное и касается таких ве ществ, как соли, вода, глюкоза, и лишь частично всасываются продукты расщепления белка. Сроки эвакуации пищи из желуд ка зависят от вида вскармливания. Женское молоко задержи вается в желудке на 2-3 ч.

Особенности поджелудочной железы у детей

Поджелудочная железа имеет небольшие размеры. У ново рожденного длина ее составляет 5-6 см, а к 10 годам жизни она увеличивается втрое. Поджелудочная железа располагается глу боко в брюшной полости на уровне X грудного позвонка, в бо лее старшем возрасте она находится на уровне I поясничного позвонка. Ее интенсивный рост происходит до 14 лет.

Читайте также:  Как правильно приготовить омлет для ребенка 1 год

Размеры поджелудочной железы у детей на первом году жиз ни (см):

1) новорожденный – 6,0 x 1,3 x 0,5;

2) 5 месяцев – 7,0 x 1,5 x 0,8;

3) 1 год – 9,5 x 2,0 x 1,0.

Поджелудочная железа богато снабжена кровеносными со судами. Капсула ее менее плотная, чем у взрослых, и состоит из тонковолокнистых структур. Выводные протоки ее широкие, что обеспечивает хороший дренаж.

Поджелудочная железа ребенка имеет внешнесекреторную и внутрисекреторную функции. Она вырабатывает поджелудоч ный сок, состоящий из альбуминов, глобулинов, микроэлемен тов и электролитов, ферментов, необходимых для переваривания пищи. В число ферментов входят протеолитические ферменты: трипсин, химотрипсин, эластаза, – а также липолитические фер менты и амилолитические ферменты. Регуляцию поджелудочной железы обеспечивает секретин, стимулирующий отделение жид кой части панкреатического сока, и панкреозимин, который уси ливает секрецию ферментов наряду с другими гормоноподобны ми веществами, которые вырабатываются слизистой оболоч кой двенадцатиперстной и тонкой кишок.

Внутрисекреторная функция поджелудочной железы выпол няется благодаря синтезу гормонов, отвечающих за регуляцию углеводного и жирового обмена.

ПЕЧЕНЬ: особенности у детей

Печень новорожденного – самый большой орган, занимаю щий 1/3 объема брюшной полости. В 11 месяцев происходит удвоение ее массы, к 2-3 годам она утраивается, к 8 годам уве личивается в 5 раз, к 16-17 годам масса печени – в 10 раз.

Печень выполняет следующие функции:

1) вырабатывает желчь, участвующую в кишечном пищеварении;

2) стимулирует моторику кишечника, за счет действия желчи;

3) депонирует питательные вещества;

4) осуществляет барьерную функцию;

5) участвует в обмене веществ, в том числе – в преобразовании витаминов А, D, С, В12, К;

6) во внутриутробном периоде является кроветворным органом.

После рождения происходит дальнейшее формирование до лек печени. Функциональные возможности печени у детей ран него возраста низкие: у новорожденных детей метаболизм не прямого билирубина осуществляется не полностью.

Особенности желчного пузыря у детей

Желчный пузырь располагается под правой долей печени и имеет веретенообразную форму, его длина достигает 3 см. Ти пичную грушевидную форму он приобретает к 7 месяцам, к 2 го дам достигает края печени.

Основная функция желчного пузыря – скопление и выделе ние печеночной желчи. Желчь ребенка по своему составу отли чается от желчи взрослого человека. В ней мало желчных кислот, холестерина, солей, много воды, муцина, пигментов. В периоде новорожденности желчь богата мочевиной. В желчи ребенка гликохолевая кислота преобладает и усиливает бактерицидный эффект желчи, а также ускоряет отделение панкреатического сока. Желчь эмульгирует жиры, растворяет жирные кислоты, улучшает перистальтику.

С возрастом размеры желчного пузыря увеличиваются, начи нает выделяться желчь иного состава, чем у детей младшего воз раста. Длина общего желчного протока с возрастом увеличивается.

Размеры желчного пузыря у детей (Чапова О. И., 2005 г.):

1) новорожденный – 3,5 x 1,0 x 0,68 см;

2) 1 год – 5,0 x 1,6 x 1,0 см;

3) 5 лет – 7,0 x 1,8 x 1,2 см;

4) 12 лет – 7,7 x 3,7 x 1,5 см.

Особенности тонкой кишки у детей

Кишечник у детей относительно длиннее, чем у взрослых.

Соотношение длины тонкой кишки и длины тела у новорож денного составляет 8,3 : 1, на первом году жизни – 7,6 : 1, в 16 лет – 6,6 : 1.

Длина тонкой кишки у ребенка первого года жизни равна 1,2-2,8 м. Площадь внутренней поверхности тонкой кишки на первой неделе жизни составляет 85 см2, у взрослого – 3,3 x 103 см2. Площадь тонкого кишечника увеличивается за счет развития эпителия и микроворсин.

Читайте также:  Рецепты обеда для ребенка 1 год

Тонкая кишка анатомически делится на 3 отдела. Первый отдел – это двенадцатиперстная кишка, длина которой у но ворожденного составляет 10 см, у взрослого доходит до 30 см. Она имеет три сфинктера, главная функция которых заклю чается в создании области пониженного давления, где проис ходит контакт пищи с ферментами поджелудочной железы.

Второй и третий отделы представлены тонкой и подвздош ной кишками. Длина тонкой кишки составляет 2/5 длины до илеоцекального угла, остальные 3/5 составляет подвздошная кишка.

Переваривание пищи, всасывание ее ингредиентов происхо дит в тонком кишечнике. Слизистая оболочка кишки богата кровеносными сосудами, эпителий тонкого кишечника быстро обновляется. Кишечные железы у детей более крупные, лим фоидная ткань разбросана по всему кишечнику. По мере роста ребенка образуются пейеровы бляшки.

Особенности толстого кишечника у детей

Толстый кишечник состоит из различных отделов и разви вается после рождения. У детей до 4 лет восходящая кишка по длине больше нисходящей. Сигмовидная кишка относительно большей длины. Постепенно эти особенности исчезают. Сле пая кишка и аппендикс подвижны, аппендикс часто распола гается атипично.

Прямая кишка у детей первых месяцев жизни относительно длинная. У новорожденных ампула прямой кишки неразвита, плохо развита окружающая жировая клетчатка. К 2 годам пря мая кишка принимает свое окончательное положение, что спо собствует выпадению прямой кишки в раннем детском возрасте при натуживании, при упорных запорах и тенезмах у ослаблен ных детей.

Сальник у детей до 5 лет – короткий.

Сокоотделение у детей в толстом кишечнике небольшое, но при механическом раздражении резко возрастает.

В толстом кишечнике происходит всасывание воды и фор мирование каловых масс.

Особенности микрофлоры кишечника у детей

Желудочнокишечный тракт у плода стерилен. При контак те ребенка с окружающей средой происходит заселение его мик рофлорой. В желудке и двенадцатиперстной кишке микрофлора скудная. В тонком и толстом кишечнике количество микробов увеличивается и зависит от вида вскармливания. Основной мик рофлорой является B. bifidum, рост которой стимулируется .лактозой грудного молока. При искусственном вскармлива нии в кишечнике доминирует условнопатогенная грамотри цательная кишечная палочка. Нормальная кишечная флора вы полняет две основные функции:

1) создание иммунологического барьера;

2) синтез витаминов и ферментов.

Особенности пищеварения у детей раннего возраста

Для детей первых месяцев жизни имеют определяющее зна чение питательные вещества, которые поступают с молоком ма тери и перевариваются за счет веществ, содержащихся в самом женском молоке. С введением прикорма стимулируются меха низмы ферментных систем ребенка. Всасывание пищевых ин гредиентов у детей раннего возраста имеет свои особенности. Казеин сначала створаживается в желудке под влиянием сы чужного фермента. В тонкой кишке он начинает расщепляться до аминокислот, которые активизируются и всасываются.

Переваривание жира зависит от вида вскармливания. Жиры коровьего молока содержат длинноцепочечные жиры, которые расщепляются за счет панкреатической липазы в присутствии жирных кислот.

Всасывание жира происходит в конечных и средних отде лах тонкой кишки. Расщепление молочного сахара у детей про исходит в кайме кишечного эпителия. В женском молоке со держится .лактоза, в коровьем – .лактоза. В связи с этим при искусственном вскармливании углеводный состав пищи изме нен. Витамины также всасываются в тонкой кишке.

Источник

: / .: .. , .. , .. , .. , .. . .: – (), 2008. 259 .

10. – . .

: 7- 3- . 78 , 12- 2 : ( ) ( ). . 3- , 3- . , . , . ( ) , , . 1 . 3 : , ; . 1- : , , ; , , .

. ( , ) ( ), .

:

1) 90, , ;

2) 270º, ;

3) , .

, . : . : , . , , , .

, . . .

10- , , .

10- 22- , , , 3840 .

1620- : , , .

, ( ).

. , , , ( ). . . . , . , ( ) . .

, . , . . , . , .

, . 34 . , . 34 , ( ). (, ) . . . , .

; . . .

. , . 34 , . . .

, . III IV , 2 IVV , 12 VIVII . 1012 , 5 16 ; 78 , 1 1 12 1,5 ( ).

, . . – . . . . X XI .

. , X , XII , . . , , , . , , .

, , . (), , , , .

3035 , 1 250300 , 8 1000 .

, , , . . , .

(, ), , , ( ), , ( ). ( ), .

. , – -, .

, : , , , , , , . . . ( ) .

2,53 , , 2040. 11,5 , 2,53 . , – .

, . , , . , . .

, , -, ; -, ; -, . 2- .

. . , . , (, , , ) .

I- . 12 IIIIV . 4 713 ( 2430 ). , 7 , .

, , , ( ).

2/5, 3/5 . .

. , , , . .

, , , . , . .

, 7 ( ).

:

  • ;
  • ;
  • ;
  • .

, – .

57 .

, , . , -, .

, , , .

, . . , , . 34- , .

, , , . . , . .

, 45 , 1 7 ( 9-12 ). – , .

. (29 ), .

, , 4 27 ; 2- . , .

, ; 1 , 5 15 . .

(1229 ). 5 , . . 7 .

. , , . 2- . .

, , 20 .

, , , , . . , , , (, , , , , , ), .

, .

, .

( ), ( ). , , , . , ( ), ( ) ( ). – .

; . , . , .

, , , , – , . , .

, , , , . ; . .

() , , , , . , .

, . ; 2 36 , ; . 23 ( ) – . , , , , . 45 . , , , – – , . – , . , 12 .

1020 . , 79- , , B.bifidus, B. Coli, B. Acidophilus, B. Bifidus .

. , X- , 56 . I- . 3 . , . . , 1012 , .

. : 4% , 2%. , , .

1 3- – 12 – . 7 , .

, . , , . 8 , .

. , , . 3- , .

. -, .

, , . . ( , , ) , .

, , , , .

, , , , , , (, D, , , ) , .

, , – , .

. . ( ). , .

.

. – .

, , .

, , 20% 5 . – , . .

:

  • ( , , , – , ..);
  • (, , , , .);
  • ( , , , ..);
  • (, , , – , -, .).

:

– , , . 30 . , 30-60 , , , , ;

– . . , , . . . , , , , , , . .

– . . , , . (, ). , . . , , .

– . , , , , ( ) . , . , , , .

– , .

.

  • : , , , , . – – .
  • . , , , , , . 1- – (), .
  • . (, , ). .
  • , , .
  • , , , . ( , , , ), – ( , , , , ). . , , .. . 1 , . . , , . , . , , , .

1-2 , – , , , . . . – – . – 7 , 2-3 – .

, , – , , 3-4 6 1-2 . ( ), – , (, ). 1-2 . , :

  • , , , , , ( );
  • , , , , ( );
  • , – ;
  • , – ( ) ;
  • , ( ), , ;
  • ( 15 ), , , , ;
  • ( 10 ) , , , ;
  • ( 100 ), , , ;
  • , , , – ( );
  • , ;
  • 34 , – , ;
  • , – , ;
  • ( 2% ). ( ), ( , ), , ;
  • ( ), – (, , , );
  • ( , , , 23- , ( );
  • ( 48 ) . 13 , (, , , .). , .

, , , , .

:

  • , , ;
  • ;
  • , .

. :

  • ( , ), ; ( 4 );
  • (, , , );
  • (, , .);
  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • – ;
  • ;
  • , , .

. , , . , . -, . , ( ), ( ). ( , , ), . , ( -). ( ) ( – ). . : , , : . : , ; , ; , ; – . , , , . (, , , , ).

. . ( , ) , , . . .

, .

, , , , , , , (). . . , , , .

. ( , v.portae), v.portae . , , .

. . . : , . – , . , , 9 : ; (), (), , , . : , . , . , . , .

, . . , , .

, , . , . , 2345 . , , .

. . , . , . .

. , .

:

  • (, , , ).
  • ( , ).
  • , .
  • , .
  • .
  • .
  • .

, . , .

: , , , , , – . , .

. , . , , . , , , . .

, , , . (), . , , , . , , S- ; , . , .

, , . . .

. () . (, , , .). ( ), – .

. – . . .

, . (.. ). ( ) . , , , . , , . , . ( ).

– . 23 , . .

: , , , , , , .

. .

(), . , , – . . – .

, . . , .

, , . . , , . . . 24 .

. . . ( ). ( ) . 1 . , , . , , , , .

, .

, .

, 46 .

.

. – 23 , 57 12 . . 7 . : () . , . . . . .

. () . . , , . . , , . , .

, . , .

, , , , , ( ), .

( ), , . , . .

, , , , , , . , , , , – , , , . ( ).

. () (. ).

, :

  • ( ) ;
  • c ( );
  • a- ( ) ;
  • c 8- ;
  • c 10-11-12 , .

:

  • – ;
  • ( ) ;
  • ( ) .

, : , . , linea axillaris anterior d (), IVVII . linea medioclavicularis d VVI . , . . – , , . 3- .

, . , . , , 1-2 , , .

, 5-7- .

:

  • , V-VI , ( ) ;
  • – , ;
  • – , .

: 9x8x7 1. 5-6 – .

. , , , – .

:

  • – ;
  • . . , ;
  • – ( , , ).

. . , . , . , , , , , .

. . (). . – , , , . .

, ( , .), . , , , .

, . .

() . . . .

, . , , , . , , . .

– . – . .

, ( 0,008 /, 6 /) , -. . ( ), ( 1 ), . . . λ . : 4 15 . . 0,1% 0,25% ( ). 5 1 4 15 . , , 9 , 0,1%- . . . 24.

24. 5

(/)

15-60

27-64

55-165

(. .)

10-30

30-60

30-85

(. .)

20-40

40-80

45-135

(- HCl)

0,75-2,56

1,47-2,8

4,5-11,5

pH / (.)

1,6-2,0/ 20-25

1,2-2,0/10-15

pH

2,0-4,9

2,0-3,9

– ( ) . , ( -24). .

– -. . ( ). 30- 0,5 , 30 ( ). 7,0-8,0, 15-20 . 10 0,1% (0,1 /10 ) 0,025% (6 / ). 30- . :

  • 0-1,5 ,
  • 1,6-2,5 ,
  • 2,6-6,0 .

, – 4 : , , , .

– , – , .

– 10% , ( – 20 2 ).

– .

– , .

() . – , , .

(), – .

– , , .

:

) – , :

  • – , (), ();
  • , , , (II, VII, IX, X), (V );
  • – γ- , Ig M IgG, ( ), ;
  • , (), 5-, -, , ;
  • ;
  • : α – ;
  • HBsAg, HBeAg, HBcAg, HCAg (Ab) ;
  • (, , , ) ;
  • ;
  • ( );

) ( , , , .), ;

) ;

) , ;

) – , , ;

) , , .

. . 55 75 . , . . 15-20 -, . (), .

  • ( 25% , ), . 1,2 /.
  • , . 4 .
  • ( ) – ( ) . 2,5 .
  • ( 25 ). ( 33 ) ( 1,3 /). . 25. .
25.

, /

1,2 0,3 (1,0-1,5)

,

4 2 (2-6)

,

2,5 0,3 (2-3)

,

25 5 (20-30)

/

1,5 0,5 (1-2)

,

33 11 (22-44)

, /

1,3 0,2 (1,1-1,5)

, – (- ) (- ).

. , , , , , . (. 26).

26.

,

20-35

20-50

30

– ()

1007-1015

1016-1032

1007-1010

, /

115

7-14

, /

35

1,0-5,8

, /

4,3

0,8-2,1

, /

4,5

1,4-2,7

1,67-4,45

616 /.

50500 /.

2-4

5-10

2-4

:

  • – – .
  • , .
  • , .

. 27.

27 .

,

100-300

,

( ), ( )

, –

,

,

,

,

,

:

, ,

(. 28).

28.

, ,

, ,

, – , , ,

. ,

, ,

, , ,

, , ,

D- , 5 D- (: 1- 11%, 15%).

– (-, -, -) ( 50 /2).

0,1 /.

;

130150 ./, .

, -31, 5% , .

( ) 80 100 3 ; .

.

, .

, : – , , .

. , , , ..

, .

. – .

“”

. : ” “, ” -“,

” “, ” ” .

Источник