Раздел развития ребенка таблица

Раздел развития ребенка таблица thumbnail

Многих родителей слово «таблица» пугает своей «документальностью». Одни просто не верят сводным таблицам разных параметров, другие ссылаются на индивидуальность и не желают равняться на всех, третьим, наоборот, мерещится куча отклонений и патологий при малейшем отступлении от табличных данных. Четвертые не считают себя обязанными утруждаться постоянной сверкой с чем-то или отслеживанием динамики… Для чего же нужны таблицы развития ребенка? Можно ли им верить? Зачем вести собственную таблицу?

От рождения до года

Новорожденный ребенок за первый год своей жизни делает невообразимый рывок в освоении всевозможных навыков. Бдительные родители всегда следят за их динамикой. Но часто мы склонны «несколько преувеличивать» ситуацию – для самоуспокоения и гордости перед окружающими. Как только ребенок сделал пару первых шагов, мы радуемся: он ходит! Едва он взял ложку в ручку, восторгаемся: он сам ест! Часто подобное поведение может стать причиной того, что родители не замечают: их ребенок освоил тот или иной навык слишком поздно или пока не освоил вовсе (не заговорил к году – не страшно, всему свое время).

Каковы же основные достижения ребенка до 1 года? На что обращать внимание? За первые 12 месяцев он научится:

  • держать голову;
  • лежать на животе;
  • переворачиваться;
  • ползать;
  • сидеть;
  • вставать, стоять и ходить;
  • улыбаться, хмуриться и выражать другие эмоции;
  • следить за предметами, яркими игрушками, громкими и тихими звуками;
  • играть в прятки;
  • брать игрушки, играть ими, отдавать их взрослым;
  • общаться с помощью гуления, лепета, жестов и эмоций;
  • сопереживать окружающим;
  • реагировать на свое имя;
  • прощаться и приветствовать окружающих жестами;
  • узнавать своих и чужих, доверять другим людям, не только родным;
  • говорить первые «настоящие» слова;
  • понимать первые запреты;
  • реагировать на похвалу;
  • понимать, что предмет есть, даже если его спрятали;
  • понимать, что мама вернется, если ушла;
  • кушать ложкой и пить из чашки самостоятельно.

Не правда ли, список внушительный? Но – довольно усредненный: кто-то умеет немного больше, кто-то чуть меньше. В целом же психическое, физическое, эмоциональное и речевое развитие с рождения до первого юбилея ребенка проходит огромный путь, достойный восхищения.

Если вы замечаете, что малыш отстает в той или иной сфере, не ждите очередного планового визита к доктору. Обратитесь сразу же, как что-то покажется подозрительным. Пусть лучше это окажется «ложной тревогой», чем останется проигнорированным симптомом. Понимающий доктор никогда не упрекнет вас в излишней мнительности, а наоборот, расскажет, почему ребенок вас насторожил, с чем связаны те или иные проблемы (возможно, действительно и не проблемы вовсе).

Для чего нужна таблица?

Родителям следует, прежде всего, понимать, что таблица – это выборка основных, важных показателей развития малышей, основанная на глубоких многолетних исследованиях и дающая представление о нормах развития тех или иных показателей у детей в разном возрасте.

Такими таблицами, кстати, часто пользуются педиатры и неврологи, чтобы оценить ребенка, если на каком-то этапе его достижения разнятся с общепринятыми. Принимая во внимание течение беременности и родов, социально-бытовые условия, наличие или отсутствие каких-либо заболеваний у малыша, а также сравнивая данные таблицы с навыками ребенка, врач может сделать вывод о том, является ли в каждом конкретном случае то или иное отставание симптомом серьезных отклонений.

Возможно, речь идет просто об индивидуальной динамике (ребенок генетически предрасположен к запаздыванию, либо имеет большой вес, при котором ему труднее осваивать двигательные навыки, либо просто это особенности его темперамента – он немного ленив и медлителен). Или же ситуация требует коррекции действий родителей по развитию навыков своего ребенка (они не достаточно занимаются с ним, общаются, играют). Возможно, малыш получает несбалансированное питание или мало бывает на воздухе.

Все это сказывается на его навыках и не всегда говорит о серьезной патологии. Таблица в данном случае является удобным средством, позволяющим наглядно отследить прогресс, который наступит после коррекции всех этих факторов у конкретного ребенка, и определить при необходимости план дальнейших действий.

Помните, что отставание ребенка в какой-либо одной сфере (например, двигательной), если вовремя не заняться коррекцией, рано или поздно «потянет» за собой отставание и в речевых, и в мыслительных процессах. Исправить это будет гораздо сложнее. Ведь развитие отделов головного мозга взаимосвязано. Неправильно развиваются одни – это влияет на развитие соседних. Так же как и наоборот (всем известно, что развитие центров, отвечающих за мелкую моторику, «включает» в работу и центры, ответственные за речь, мышление, память).

Нормы развития детей до полугода

Для наглядности приведем список основных навыков ребенка до полугода по месяцам в виде таблицы.

Возраст (мес.)Двигательные навыкиЗрениеСлухЭмоцииРечьИнтеллект
1Конечности согнуты, присутствует множество рефлексов, выражены хватательный и сосательный рефлекс.Несколько минут фиксирует внимание на игрушке или лице взрослого. Следит за медленно передвигающимся перед глазами предметом или яркой игрушкой.Прислушивается к голосам, звукам, шуму погремушки. К 4-й неделе поворачивает голову на звукК 4 неделе улыбается маме. Радостно сучит ручками и ножками на обращенную к нему речь. Появляется комплекс оживления как реакция на близких людей.Использует простые гортанные звуки (а, э, гы, кх).Приспосабливается к окружающему миру, проявляет к нему интерес.
2Разводит ручки в стороны, может повернуть голову, на животе ненадолго приподнимает голову. Пару секунд удерживает игрушку.Следит за игрушкой или предметом около 15 секунд. Фиксирует взгляд на них до 25 секунд. Видит предметы объемно.Концентрируется на звуках до 10 секунд. Поворачивает голову в их сторону.Комплекс оживления выражен ярче.Начинает гулить со звуками «ага», «агу», «гы». Плач интонационно окрашен.Интерес к внешнему миру растет, появляется координация рук и глаз.
3Полминуты держит голову в вертикальном положении, до минуты – на животе. В таком положении упирается на локти. При поддержке подмышки упирается ровными ножками в поверхность. Хватает предметы не рефлекторно, а сознательно.С интересом следит за движущимся предметом или игрушкой. До 5 мин. может рассматривать ручки. Видит объекты на расстоянии до 60 см от глаз.Отводит глаза, а потом голову в сторону звука. При резком звуке замирает, хмурится и плачет.Сознательно строит контакт со взрослым «глаза в глаза». Комплекс оживления ярко выражен.Активно и подолгу гулит.Сознательно и избирательно интересуется предметами окружающего мира.
4Умеет поворачиваться на бок, пробует перевернуться на животик. Придерживает при кормлении грудь, бутылочку.Узнает близких людей, себя в зеркале. Следит за игрушкой около 3 минут.Реагирует на музыку. Точно поворачивает голову на звук. Различает родных по голосам.Смеется громко и заливисто. Отвечает на улыбку. Требует внимания взрослых.Активно гулит. В речи появляются первые слоговые цепочки.Действия становятся целенаправленными и осознанными. Понимает простые причинно-следственные связи. Интересуется всем новым.
5Делает попытки сесть. Лежа на животе, упирается ладошками прямых рук. Изучает предметы ощупыванием, тянет их в рот.Отличает родных от чужих. Следит за предметом до 15 мин.Различает речь по интонациям. На звук поворачивается всем телом.Требует общения, привлекает к себе внимание. Интересуется другими детьми.Гуление певучее, протяжное.Интересуется предметами, удаленными до 1 м, а также разными частями своего тела.
6Переворачивается с живота на спину. Ползает на животе. Стоит при поддержке. Достает и хватает предметы, перекладывает их в руках. Держит бутылочку.Зрение становится острее – малыш различает мелкие предметы.Слух совершенствуется. Кроха слышит даже тихие звуки: шепот, шорохи.Испытывает любовь к родителям, ждет от них похвалы, любви и поддержки.Гуление переходит в лепет. Малыш повторяет до 40 слоговых вариаций.Ставит перед собой простые цели и понимает пути их решения (чтобы взять игрушку, нужно отодвинуть коробку).

На пути к первому юбилею

Вот сколько всего умеет делать ребенок в полгода. В следующем полугодии его навыки развиваются еще более стремительно. Из грудничка малыш быстро превращается в «ползунка», а затем и в «ходунка».

Возраст (мес.)ДвиженияУменияЭмоцииРечьИнтеллект
7Сидит без опоры, может перевернуться на живот и обратно. Ползает на четвереньках. Любит бросать предметы. Перекладывает их в руках, стучит ими по поверхностям.Пьет из чашечки в руках взрослого, хорошо кушает с ложечки. Подолгу может «мусолить» сухарик, баранку.Хочет быть центром внимания. Но теперь – для совместных игр.Активно лепечет. Произносит четкие сочетания слогов («ба-ба», «да-да», «ма-ма»)Понимает простые причинно-следственные связи (смотрит, куда упадет брошенная игрушка, ищет глазами дверь на кухню, когда голоден)
8Поднимается на ножки по опоре. При поддержке переступает ножками. Активно ползает. Уверенно сидит.Тянет руки к своим вещам, узнавая их. Держит в руке и ест хлеб.Начинает бояться незнакомцев, боится потерять близкого человека из поля зрения.Слогов и слогосочетаний в лепете становится все больше.Начинает все вокруг исследовать и изучать (особенно устройство игрушек). Ищет выпавшую из рук игрушку.
9Держится за опору одной рукой, переступая, хватаясь свободной рукой за игрушку или другую опору. Подолгу сидит и ползает.Пьет из чашки в руках взрослого, придерживая ее руками. Может держать ложку. Не хочет отдавать предмет из рук. Готов приучаться к горшку.Испытывает множество эмоций (страх, удивление, радость, гнев). Стремится увлечь взрослых своими играми.Появляются первые указательные «слова». Понимает просьбы и запреты.Отделяет себя от взрослого, считает себя самым главным. Развивается память.
10Может стоять без опоры или поддержки. Передвигается по опоре или толкая стул.Катает мячик, собирает пирамидку, возит машинку. Поднимает упавший предметПоявляется чувство юмора. Любит играть в прятки. Расстраивается, услышав запрет. Контактирует с другими малышами.Повторяет за взрослыми слоги. Может произносить первые слова (мама, дай, там)Развиваются все ощущения: становятся острее зрение, слух, вкус, обоняние, тактильное восприятие. Улучшается память.
11Уверенно стоит без опоры, расставив ножки, удерживая равновесие руками. Ходит с поддержкой.При захвате предмета, игрушки раскрывает ладошку соответственно его размерам, показывает пальчиком туда, где его что-то заинтересовало. Может набирать еду ложкой.Понимает, что взрослыми можно манипулировать, и пытается делать это. Может кивком головы обозначить «да» или «нет».Знает несколько простых слов, может повторять новые за родителямиНастойчиво добивается цели, многократно повторяя действие. Появляются признаки сюжетности в игре с игрушками (кормит куклу, укачивает мишку, перевозит груз на машине). Осмысливает всю получаемую информацию.
12Самостоятельно приседает, наклоняется за игрушкой. Преодолевает ступеньки приставным шагом. Проходит сам несколько метров.Самостоятельно пьет из чашки, может пользоваться ложкой.Испытывает кризис первого года жизни, связанный с «отделением от взрослых» из-за освоения навыка ходьбы. Становится капризным и непослушным.Может произносить несколько простых слов и несколько подражательных. Понимает, о чем речь, даже если не видит предмет.Начинает понимать обобщающие категории предметов (мебель, транспорт, пища) или игрушек (мячи, машины, кубики, куклы). Начало формирования произвольного внимания.

Следим за развитием ребенка сами

С помощью подобных таблиц мамы могут с легкостью выяснить, все ли из того, что уже должен уметь, освоил их ребенок. Есть другой вариант такой работы: можно самостоятельно начертить такую таблицу на большом листе бумаги и отмечать крестиком или галочкой время, когда у ребенка обнаруживается очередной навык.

Кстати, совсем не обязательно копировать все колонки как есть. Мама может добавить в таблицу пункты, которые сама хочет отслеживать. Например, могут появиться графы «тактильные ощущения» или «социальный опыт», в графе «речь» можно различать активную (произносимые слова) и пассивную (понимаемые слова), к физическиму развитию добавить отдельно мелкую и крупную моторику, координацию, появление зубов. А графу «интеллект» можно разбить более подробно, добавив такие понятия, как «внимание», «память», «логика», «мышление».

К тому же, каждую графу можно раздробить на части: начало освоения навыка, овладение навыком, уверенное овладение.

Показав своему педиатру такую таблицу на приеме, родители помогут ему значительно быстрее и точнее сделать заключение об уровне развития ребенка на конкретном этапе. Особенно если их что-то тревожит и они хотят развеять свои сомнения или своевременно обнаружить проблему.

А иногда доктора сами просят родителей вести такие записи, если возникают какие-то сомнения или подозрения в отклонениях от норм. Часто бывает, например, что малыш немного отстал, потому что в этом месяце сильно болел и ослаб. Но он догонит сверстников, если нет других нарушений. А вот ребенок, который отстает от норм от этапа к этапу, требует более пристального внимания.

Известные педиатры Марта и Уильям Сирс настоятельно рекомендуют вести такие таблицы. Но что примечательно, они советуют сравнивать в них развитие ребенка не с нормами или развитием окружающих детей, а с достижениями самого малыша, только на предыдущем этапе. Если развитие ребенка прогрессирует от месяца к месяцу, но оказывается чуть ниже общепринятого – это его индивидуальный темп развития. Главное, чтобы малыш прошел последовательно все этапы.

Сохраняйте такие таблицы на память. Когда дети подрастают, им становится любопытно, какими они были в детстве. Мама сможет без труда рассказать ребенку об этом, основываясь на данных такой таблицы, даже если сама уже что-то забыла. Ей и самой будет интересно вспомнить, как развивался малыш в том возрасте.

Таблица развития ребенка – отличный и удобный наглядный способ четко отследить темпы развития маленького человека. Попробовав однажды ими пользоваться, родители быстро оценят их пользу. К тому же, они станут прекрасной памятью о том, как ребенок прожил первый год своей жизни.

Ольга Шумская

Главный редактор проекта “Развивашка Онлайн” по раннему развитию детей

Об эксперте

Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.

@razvivaem_zanimaem

Поделитесь записью в социальных сетях!

Источник

Графики роста, веса и других важных показателей развития детей по данным ВОЗ

Одним из наиболее точных способов контролировать развитие и здоровье ребенка в первые годы жизни является измерение физических параметров малыша. К самым весомым показателям относят вес ребенка, его рост, а также окружности головы и грудной клетки.

В результате деятельности Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) были разработаны различные нормы, которые в большинстве стран принимаются врачами за эталонные. Одними из них являются нормы, касающиеся роста и развития детей разного возраста.

ВОЗ является организацией, контролирующей вопросы здравоохранения во всех уголках нашей планеты. Ее создала ООН для решения проблем со здоровьем населения Земли.

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы специально для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

На основе каких данных построены таблицы и графики?

До 1997 года нормы ВОЗ просто фиксировали параметры роста детей. При этом большинство таблиц было создано на основе статистики по детям на искусственном вскармливании. Сейчас же все нормы пересмотрены и в их основе находятся показатели детей на грудном вскармливании. Нормы показывают, как дети должны расти, а также помогают определить, требуется ли вмешательство, способное улучшить рост ребенка и его здоровое развитие.

Развитие ребенка ВОЗ

Разработка действующих сейчас норм проведена в интересах здоровья деток разных стран мира. Сравнение показателей физического развития ребенка с этими нормами помогает медицинским работникам вовремя выявлять чрезмерную либо недостаточную прибавку массы и других показателей.

В нижеприведенных графиках по горизонтали (оси X) ищите возраст ребенка, а по вертикали (оси Y) – рассматриваемый показатель.

  • Зеленую линию на графиках можно назвать золотой серединой, такой показатель характерен большинству детей и считается оптимальным.
  • Черные линии – границы нормального набора показателя, но приближение к ней не должно беспокоить.
  • Если вес выходит за пределы черных линий, стоит проконсультироваться у специалистов.

Графики увеличиваются при щелчке мышкой по изображению.

Нормы и проведение измерений

Рост

Измерение длины тела грудного ребенка проводится с помощью сантиметровой ленты. Малыша укладывают на стол или кровать так, чтобы его голова упиралась в бортик. Выпрямив ножки крохи, отмечают линию под пятками и измеряют расстояние от бортика до этой линии. Рост ребенка постарше определяют с помощью ростомера.

Рост девочек с рождения до 5 лет:

Рост девочек с рождения до 5 лет ВОЗ

Рост девочек с 5 до 19 лет:

Рост девочек от 5 до 19 лет по данным ВОЗ

Рост мальчиков с рождения с рождения до 5 лет:

Рост мальчиков с рождения с рождения до 5 лет ВОЗ

Рост мальчиков с 5 до 19 лет:

Рост мальчиков по данным ВОЗ

Вес

Взвешивание новорожденных и детей до года проводится на специальных детских весах. Для достоверности ребенок должен быть раздетым, а от полученного показателя отнимают вес пеленки, которая лежит на весах.

Вес девочек с рождения до 5 лет:

Вес девочек с рождения до 5 лет ВОЗ

Вес девочек с 5 до 10 лет:

Вес девочек с 5 до 19 лет ВОЗ

Вес мальчиков с рождения до 5 лет:

Вес мальчиков с рождения до 5 лет ВОЗ

Вес мальчиков с 5 до 10 лет:

Вес мальчиков с 5 до 19 лет ВОЗ

Окружность головы

Для измерения используется сантиметровая лента длиной 150 см, на которой имеются деления в миллиметрах. Спереди ленту (ее нулевое деление) прикладывают по наиболее выпуклой части лба выше бровей. После этого ее нужно обкрутить вокруг головы, начиная с правой височной области. Далее сзади она должна прикасаться к затылку, переходить на левую височную область и возвращаться к области лба.

Окружность головы девочек с рождения до 5 лет:

Окружность головы девочек с рождения до 5 лет ВОЗ

Окружность головы мальчиков с рождения до 5 лет:

Окружность головы мальчиков с рождения до 5 лет ВОЗ

Окружность плеча

Данный параметр определяют с помощью прорезиненной сантиметровой ленты, длина которой составляет 1,5 метра. На такой ленте для точности измерения присутствуют миллиметровые деления. Плечо измеряют в двух состояниях – расслабленном и максимально напряженном. Сначала определяют окружность плеча на опущенной вниз правой руке, накладывая ленту на самую утолщенную часть двуглавой мышцы. Далее руку следует согнуть в локте и максимально напрячь мышцы, после чего повторить измерение. Разница между полученными данными подскажет степень мышечного развития.

Окружность плеча у девочек с 3 месяцев до 5 лет:

Окружность плеча у девочек от 3 месяцев до 5 лет ВОЗ

Окружность плеча у мальчиков с 3 месяцев до 5 лет:

Окружность плеча у мальчиков от 3 месяцев до 5 лет ВОЗ

Толщина кожной складки под лопаткой

Измерение данного параметра используется для определения процента жира в организме. Поскольку для измерения применяют специальный прибор калипер, то определение толщины складки также называют калиперометрией. Кожу защипывают немного ниже любой лопатки так, чтобы образовавшаяся складка проходила под 45° к вертикальной линии. При этом складка должна быть направлена вниз от позвоночника к боковой части тела.

Толщина кожной складки под лопаткой у девочек с 3 месяцев до 5 лет:

Толщина кожной складки под лопаткой у девочек от 3 месяцев до 5 лет ВОЗ

Толщина кожной складки под лопаткой у мальчиков с 3 месяцев до 5 лет:

Толщина кожной складки под лопаткой у девочек от 3 месяцев до 5 лет ВОЗ

Толщина кожной складки над трицепсом

Толщина кожной складки над трицепсом характеризует процента жира в организме.

Для измерения ребенок должен опустить руки. В средней точке между акромиальным отростком лопатки и локтевым отростком локтевой кости оттягивают кожу, зажав ткань между большим и указательным пальцами. Штангенциркуль накладывают на середину расстояния между началом и концом кожной складки. Кожу не отпускают, а через 2 секунды с точностью до полмиллиметра измеряют толщину складки. Измерения обычно проводят 3-4 раза, а затем вычисляют среднее значение (показатели не должны отличаться более, чем на 1 мм.)

Толщина кожной складки над трицепсом у девочек от 3 месяцев до 5 лет:

Толщина кожной складки над трицепсом у девочек от 3 месяцев до 5 лет ВОЗ

Толщина кожной складки над трицепсом у мальчиков от 3 месяцев до 5 лет:

Толщина кожной складки над трицепсом у мальчиков от 3 месяцев до 5 лет ВОЗ

Как вычисляется индекс массы тела (ИМТ) и что он показывает?

Индекс массы тела помогает оценить, соответствует ли масса человека его росту, в результате чего определяется, нормальный ли вес, избыточный либо недостаточный.

Для определения такого показателя вес в килограммах делят на рост в метрах, взятый в квадрат.

ИМТ девочек от рождения до 5 лет:

ИМТ девочек от рождения до 5 лет ВОЗ

ИМТ девочек с 5 до 19 лет:

ИМТ девочку с 5 лет ВОЗ

ИМТ мальчиков от рождения до 5 лет:

ИМТ мальчиков от рождения до 5 лет ВОЗ

ИМТ мальчиков с 5 до 19 лет:

ИМТ мальчиков с 5 лет ВОЗ

Есть ли связь между нормами и типом вскармливания ребенка?

Нормы ВОЗ, которые действуют в нынешнее время, разработаны с учетом грудного вскармливания, поскольку эта организация сейчас следует стратегии поддержания кормления грудью и адекватного введения прикорма. Если ранее нормативы не учитывали особенности быстрого роста малышей первых 6 месяцев, получающих исключительно материнское молоко, то сейчас эталонные показатели изменены с учетом того, что у грудных малышей избытка массы тела не бывает.

Вскармливаемые грудью дети на данный момент считаются ВОЗ эталоном нормального развития ребенка в естественных условиях. Организация рекомендует кормить малышей младше 6 месяцев только грудью, а после полугода обеспечить детям поступление безопасного и адекватного по своей питательности прикорма, при этом продолжать грудное вскармливание до 2-летнего возраста или дольше.

Грудное вскармливание

Выступление по продвижению одной из инициатив ВОЗ по грудному вскармливанию вы можете посмотреть в следующем видео.

Стоит ли нормы воспринимать буквально?

На вес и рост ребенка грудного возраста влияют разные факторы, среди которых самыми значимыми выступают тип и частота кормления, проблемы с молоком у мамы или аллергическая реакция на смеси, недоношенность, наследственность, экологические факторы и разные заболевания.

Если показатели умеренно отличаются от норм в любую сторону, это не опасно, но может повлиять на состояние здоровья ребенка, например, малыш будет дольше выздоравливать, чем детки с нормальным весом. При сильных отклонениях и родителям, и медикам следует направить свои усилия на выявление их причин.

ВОЗ отмечает, что более половины смертельных случаев в раннем возрасте связаны со значительным отклонением массы тела ребенка от нормальных значений. Что касается больших отклонений в показателях роста, то они грозят проблемами с опорно-двигательным аппаратом ребенка.

Статистика показывает, что примерно 3% детей с сильными отклонениями от норм ничем не болеют и полностью здоровы. Однако нельзя быть уверенным, что ребенок с не укладывающимися в норму показателями относится именно к этим 3%, поскольку часто последствия проявляются через несколько лет. Поэтому любые отклонения в массе тела и росте должны привлечь внимание врача.

Как нормы помогают бороться ВОЗ с нарушениями питания детей?

Статистика, которую постоянно собирает ВОЗ, показывает, что ежегодно несколько миллионов детей умирает от недостаточного питания, а также минимум у 20 миллионов детей во всем мире имеется избыточная масса тела. Также данные организации подтверждают, что недостаточность питания выступает наиболее частой причиной смерти и нарушений здоровья малышей грудного возраста.

Разработанные ВОЗ нормы позволяют оценивать питание детей и контролировать его, что особенно важно в грудном и раннем возрасте. Оценивая показатели определенного контингента детей и сравнивая их с нормативами, определяют тенденции и риски для здоровья. Это касается как недостаточного питания малышей, так и избыточного.

В следующем видео ВОЗ вы можете узнать 5 ключевых принципов безопасного питания.

Источник