Рассказы о войне для ребенка 4 года

Рассказы о войне для ребенка 4 года thumbnail

Peskarlib.ru > Детские рассказы о великой отечественной войне

Тому, кто вырос в мирное время, сложно даже представить все ужасы военной поры. Недаром период 1941 – 1945 годов в истории нашей страны известен как великая отечественная война – потому что тогда потребовалось напряжение сил всех людей, максимальное использование ресурсов страны и не осталось ни одного жителя, кого бы ни затронуло это великое пламя.

Безусловно, это была героическая эпоха. Хотя одновременно жестокая и тяжелая. Страшное испытание как для одного человека, так и для всего народа. Но тем, кто выстоял и победил, есть чем гордиться. Увы, время обладает способностью заглаживать и самые глубокие раны. Читать далее…

Леонид ПАНТЕЛЕЕВ

Главный инженер

Лейтенант Фридрих Буш, летчик германской разведывательной авиации, и новодеревенский школьник Леша Михайлов в один и тот же день получили награды: лейтенант Буш – железный крест, а Леша Михайлов – медаль «За оборону Ленинграда».

Юрий ЯКОВЛЕВ

Память

После урока в пустом классе сидела черноголовая девочка и рисовала. Она подперла щеку кулачком, от чего один глаз превратился в щелочку, и старательно водила кисточкой по листу бумаги.

Юрий ЯКОВЛЕВ

Девочки с Васильевского острова

Из дневника Тани Савичевой.

Юрий ЯКОВЛЕВ

Учитель истории

Да здравствует Дубровник – древний город, стоящий лицом к морю, спиной к горам.

Алена ВАСИЛЕВИЧ

Партизанка Книга

Так звали молодую гнедую лошадь. Книга – потому что на лбу у неё было белое пятнышко, точно как раскрытая книга. Ну, а почему партизанка – об этом вы, наверное, уже сами догадались.

Алена ВАСИЛЕВИЧ

Красный галстук

Насобирали мы с Галинкой кузовки земляники и, сморённые зноем, легли отдохнуть в тени старого орешника.

Владимир ЖЕЛЕЗНИКОВ

Ослик и пятый океан

Мы ехали автобусом в аэропорт. Я и мама. Мама сидела на первом сиденье, я – на втором.

Владимир ЖЕЛЕЗНИКОВ

В старом танке

Он уже собрался уезжать из этого города, сделал свои дела и собрался уезжать, но по дороге к вокзалу вдруг натолкнулся на маленькую площадь.

Владимир ЖЕЛЕЗНИКОВ

Девушка в военном

Почти целая неделя прошла для меня благополучно, но в субботу я получил сразу две двойки: по русскому и по арифметике.

Сергей ГЕОРГИЕВ

Музик

В лётном экипаже Музик появился неожиданно, произошло это в самом конце 1943 года.

Елена ПОНОМАРЕНКО

Первый день настоящей войны

За год до войны у нас умер отец. Нам, малышам, сказали, что у него не выдержало сердце.

Елена ПОНОМАРЕНКО

Как мы искали партизан

Когда у нас в деревне появились фашисты, почему-то не помню. Помню, что их было много на мотоциклах и танках. Из дома мы боялись выходить. Они играли на губной гармошке и горланили свои песни.

Елена ПОНОМАРЕНКО

Похоронка

Первые «похоронки» приходили с войны в наш город так же, как и в другие города.

Елена ПОНОМАРЕНКО

Болото

Расстреливали всех… Меня закрыл собой дед. И я оказался в самом низу, а на меня падали и падали расстрелянные жители нашей деревни.

Елена ПОНОМАРЕНКО

Богатырь

Все куда-то бежали… Когда фашистские самолёты улетали мы опять бежали дальше.

Елена ПОНОМАРЕНКО

Светка

Нас – детей, отлавливали немцы по всему городу, потом увозили в мединститут, где немного откармливали и брали кровь для раненых немцев.

Елена ПОНОМАРЕНКО

Оккупация

Каждое утро мы отмечались в комендатуре. Процедура унизительная. Нас считали по головам полицаи, высматривали и проверяли всех в каждом доме.

Елена ПОНОМАРЕНКО

Побег

…Когда пулеметы строчат из самолета, то кажется, что все пули у тебя в спине.

Станислав ОЛЕФИР

Хенкель и ястребок

Когда Капки не стало, ее сарайчик вычистили, побелили, и получилась замечательная комната.

Станислав ОЛЕФИР

Паять, лудить!

В детстве мы с Эдиком любили ходить на станцию. Смотрели на паровозы, слушали прицепленный к столбу громкоговоритель и даже делали под него зарядку.

Уходят люди и завершается эпоха. Наступают новые времена. Но людям будущих поколений важно помнить об этой героической странице нашего прошлого.

На страницах нашей библиотеки представлены детские рассказы о войне, написанные очень разными авторами. Кто-то сам прошел дорогами войны, кто-то использовал в работе еще свежие воспоминания непосредственных участников событий. Такие книги должен читать каждый. Потому что помнить и знать о войне надо обязательно. Хотя бы как предостережение – подобное не должно повторяться.

Источник

Рассказы о войне для ребенка 4 года

Фрагмент обложки книги Юлии Яковлевой «Дети ворона». Издательство «Самокат»

Если вы ещё не выбрали тональность и темы, как говорить с ребёнком о войне, можно почитать текст нашего автора, психолога Ирины Беляевой. Один из её советов – читать. И наш блогер, мама двоих детей Мария Матеева, выбрала книги, которые подойдут для чтения с младшими детьми.

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

Первый раз мой старший ребёнок спросил меня о войне года в четыре. После «праздничных» мероприятий в детском саду. К моей радости, там не было гимнастёрок и полевых кухонь, но детям читали стихи о войне. Тогда сын спросил: «Какой была эта война?»

Я рассказывала ему о том, как воевали его прадедушки и прабабушки, читала книги. Из прочитанного выбрала новые, относительно новые и старые, которые, как мне показалось, лучше всего воспринимались пяти- и шестилетним мальчиком, который задаёт вопросы о войне. Если ваш ребёнок таких вопросов не задаёт, то лучше спросить психологов, стоит ли прямо в этом возрасте инициировать просвещение ребёнка.

1. «Дети ворона», «Краденый город», «Жуки не плачут», Юлия Яковлева

В цикле Юлии Яковлевой обещают пять книг, пока вышли три. Его мы начали читать сравнительно недавно, как раз когда сыну исполнилось семь. Это история троих детей, братьев Шуры и Бобки и их сестры Тани. История, которая охватывает не только войну и блокаду Ленинграда, но и другие сложные темы нашей истории, включая репрессии. Яковлева строит свой рассказ в фантасмагорической манере, это сказка, переплетённая с реальностью, причём так плотно, что взрослым иногда странно читать, но дети слушают не отрываясь.

«Таня перебежала, обходя щебёнку и куски стекла, на другую сторону. Свернула. Остановилась. Ноги были ватными, плечи были ватными. А голову будто заложили мешками с песком, как витрину. Она невероятно устала. Хотелось сесть. А лучше лечь. Странно, вроде и не делала ничего особенного…

Посмотрела вверх. От низких набрякших туч город сделался каким-то плоским. Но дождя не было. Дышалось не широко, как обычно, а тяжело.

Таня отщипнула кусочек. Положила в рот. Она не ела – она рассасывала хлеб как конфету.

Дышать стало легче. «Там всё равно и моя порция тоже», – отмела все сомнения Таня. И быстро отщипнула ещё и ещё.

Стало совсем хорошо. В голове уже не было тяжёлого песка».

2. «Кукла», Геннадий Черкашин

Этот короткий рассказ советский писатель написал по воспоминаниям своей жены. Простая и лиричная история, которая передаёт историю Ленинграда и блокады не описанием страха или силы, а образами, очень сильными и просто воспринимаемыми шестилетками. История города показана через историю одной семьи и куклы Машеньки, где рядом и подвиг человеческого духа, и низость.

Читайте также:  Ребенку 4 года часто отрыжка

«В детдоме мама работала воспитателем. “Ты знаешь, – сказала она однажды девочке, – в нашем детдоме очень много детей. Их папы на фронте, а мамы остались в Ленинграде. Чтобы им не было обидно, не называй меня при всех мамой, а ещё лучше вообще не называй пока меня мамой, а называй так же, как все, – Екатериной Сергеевной, хорошо?” “Хорошо”, – сказала девочка, но часто, очень часто потом ей казалось, что мама совсем забыла про неё, и ей хотелось плакать, глядя, как её мама ласково гладит головки других детей и как те прижимаются к её маме, а чтобы не заплакать, она шла со всеми и вместе со всеми прижималась к своей маме».

3. «Когда я был маленьким, у нас была война», Станислав Олефир

Это рассказы о войне разных детей. Есть те, которые младшим будет сложно воспринять и пережить, есть те, которые проще в восприятии. Для всех этих детей мир делится на «до войны» и «после войны», мне кажется, это очень важная история, которая помогает младшим понять, насколько страшным и тяжёлым событием стала для всех тех детей война. Маркировка на книге стоит «12+», в общем, это оправданно, но я решила, что можно попробовать.

«Молодому немцу я со своим ведром-кадилом неинтересен, а старый слез с мотоцикла, присел, ковырнул жёлтым прокуренным пальцем угли и похвалил:

– Гут! Гут! – хорошо, значит. После похлопал меня по карманам, чтобы показал содержимое. Там горсть насыпанного Галей ячменя, и больше ничего. Немец взял два зёрнышка, бросил в рот, пожевал, снова сказал своё «Гут!», сунул руку в свой карман и дал мне коробок спичек. Полный полнёхоньки! На чиркалке ещё ни разу не чиркнуто! Погладил по голове и показал, чтобы я шёл домой.

Дома я весь день был героем. В тысячный раз рассказывал, как кадил ведром, как меня признали за партизана, как угощал немца жареным ячменем и, конечно же, как он вдруг подарил мне полный коробок спичек!»

4. «Как Гитлер украл розового кролика», Джудит Керр

Я думаю, многие родители малышей знают Джудит Керр по историям Мяули и тигра, зашедшего выпить чаю (в итоге он съел всё, что было в доме, и даже выпил всю воду из крана). Джудит Керр часто считают британской писательницей, но родилась она в Берлине. В 30-е годы её семья бежала из столицы Германии. Став взрослой, Керр описала историю бегства в книге «Как Гитлер украл розового кролика».

«Макс, – спросила Анна, оказавшись в постели, – а конфискация… Это так называется? Нацисты, они всё забрали? И наши вещи тоже?

Макс кивнул.

Анна пыталась представить, как это: пианино… занавески с цветочками, которые висели в гостиной… её кроватка… и все игрушки! И её розовый кролик! Она вдруг страшно расстроилась из-за кролика. У него были чёрные вышитые глазки. (Сначала-то у кролика глазки были стеклянные, но они пришли в негодность много лет назад.) У Анны была привычка теребить его лапки. Шёрстка кролика, теперь уже не совсем розовая, была такой мягкой, такой родной. И как Анна могла упаковать с собой какую-то невыразительную шерстяную собачку вместо розового кролика? Это было ужасной ошибкой, и теперь её не исправишь.

– Я всегда знал, что надо было взять с собой игровой набор, – сказал Макс. – А теперь в него, наверное, Гитлер играет. Вот прямо сейчас и играет…»

Источник

Сохра­нить память о войне, о ее героях нам помо­гают книги. Зна­ко­мить детей с такими про­из­ве­де­ни­ями необ­хо­димо уже с млад­шего школь­ного воз­раста. Прежде чем начать чте­ние книг о войне, стоит пого­во­рить с ребен­ком об исто­рии, в доступ­ной форме изло­жить основ­ные факты, рас­ска­зать о том, что сол­даты защи­щали свои дома и своих род­ных от жесто­ких захват­чи­ков, про­яв­ляя при этом муже­ство и геро­изм. Можно рас­ска­зать и о том, как трудно жилось жен­щи­нам и детям, чьи мужья, бра­тья и отцы отпра­ви­лись на фронт, но они стойко пере­жи­вали все испытания.

В извест­ной книге Свет­ланы Алек­си­е­вич «У войны не жен­ское лицо» есть очень важ­ная и глу­бо­кая мысль: «Если не забы­вать войну, появ­ля­ется много нена­ви­сти. А если войну забы­вают, начи­на­ется новая». В этом году наша страна будет отме­чать 70‑ю годов­щину Победы в Вели­кой Оте­че­ствен­ной войне. Эта тра­ге­дия унесла мил­ли­оны чело­ве­че­ских жиз­ней, раз­ру­шила города и целые страны, сло­мала бес­чис­лен­ное коли­че­ство судеб. Это та цена, кото­рую чело­ве­че­ству при­шлось запла­тить за избав­ле­ние от ужа­сов фашизма. Совет­ские воины отсто­яли мир и заво­е­вали сво­боду для своей страны, для нас с вами. Об этом нико­гда нельзя забы­вать, сколько бы вре­мени ни прошло.

Для дошко­лят и млад­ших школь­ни­ков, без­условно, инте­рес­ными и запо­ми­на­ю­щи­мися ста­нут стихи о войне:

  • Барто А. В дни войны
  • Бере­стов В. Мужчина
  • Кар­пров И.Мальчики
  • Михал­ков С.Детский боти­нок, Деся­ти­лет­ний человек
  • Мар­шак С. «Не» и «ни» и мно­гие другие

Для дошко­лят и млад­ших школь­ни­ков, без­условно, инте­рес­ными и запо­ми­на­ю­щи­мися ста­нут стихи о войне:

  • Барто А. В дни войны
  • Бере­стов В. Мужчина
  • Кар­пров И.Мальчики
  • Михал­ков С.Детский боти­нок, Деся­ти­лет­ний человек
  • Мар­шак С. «Не» и «ни» и мно­гие другие

Спи­сок книг о войне для дошколь­ного и млад­шего школь­ного возраста

  • Ворон­кова Л. Девочка из города (Исто­рия о девочке-сироте, ока­зав­шейся в годы войны в чужом селе и нашед­шей новую семью и дом.)
  • Кас­силь Л. Улица млад­шего сына (Повесть, посвя­щен­ная тра­ги­че­ской судьбе Володи Дуби­нина, юного пар­ти­зана – героя Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны.)
  • Катаев В. Сын полка (Повесть о маль­чике-сироте Ване Солн­цеве, попав­шем в воен­ную часть к раз­вед­чи­ками и став­шем сыном полка.)
  • Осе­ева В. А. Васёк Тру­ба­чёв и его това­рищи (Про­из­ве­де­ние о судьбе маль­чишки Васе Тру­ба­чёве и его дру­зьях, чье мир­ное дет­ство обо­рвала война.)
  • Симо­нов К. Сын артил­ле­ри­ста (Бал­лада о май­оре Дееве и Лёньке, сыне его друга, осно­ван­ная на реаль­ных событиях.)
  • Яко­влев Ю. Девочки с Васи­льев­ского ост­рова (Прон­зи­тель­ный рас­сказ о девочке Тане Сави­че­вой, умер­шей вме­сте со всей своей семьей от голода в бло­кад­ном Ленин­граде, напи­сан­ный на основе её дневника.)

А также:

  • Алек­сеев С. Рас­сказы о Вели­кой Оте­че­ствен­ной войне
  • Артю­хова Н. Светлана
  • Баруз­дин С. Шел по улице солдат
  • Ворон­кова Л. Девочка из города
  • Гай­дар А. Клятва Тимура, Сказка о Воен­ной Тайне, о Маль­чише-Кибаль­чише и его твер­дом слове
  • Голяв­кин В. Рису­нок на асфальте
  • Дра­гун­ский В. Арбуз­ный переулок
  • Кас­силь Л. Доро­гие мои маль­чишки, Огне­опас­ный груз, Твои защитники
  • Мар­куша А. Я – сол­дат, и ты – солдат
  • Пау­стов­ский К. Похож­де­ния жука-носорога
  • Соко­лов­ский А. Вале­рий Волков
  • Суво­рина Е. Витя Коробков
  • Тури­чин И. Край­ний случай
  • Яко­влев Ю. Как Серёжа на войну ходил

Школь­ники сред­него звена с удо­воль­ствием узнают о детях, своих сверст­ни­ках, в годы Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны, их жизни, делах и подвигах.

Спи­сок книг о войне для уче­ни­ков 5-7 классов

  • Бого­мо­лов В. Иван (Тра­ги­че­ская и прав­ди­вая повесть об отваж­ном мальчике-разведчике.)
  • Коз­лов В. Витька с Чапа­ев­ской улицы (Книга рас­ска­зы­вает о судь­бах под­рост­ков в годы войны.)
  • Король­ков Ю. Пио­неры-герои. Лёня Голи­ков (Рас­сказ о юном пио­нере из Нов­го­род­ской обла­сти Лене Голи­кове, его судьбе и подвиге, осно­ван­ный на реаль­ных событиях.)
  • Руд­ный В. Дети капи­тана Гра­нина (Повесть о юных защит­ни­ках Фин­ского залива, кото­рые смогли не только не про­пу­стить врага, но и в самый реши­тель­ный момент при­няли огонь на себя.)
  • Собо­лев А. Тихий пост (Повесть о муже­стве и геро­изме вче­раш­них школь­ни­ков во время Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны.)
Читайте также:  Ребенка 4 года вырвало после еды

А также:

  • Алек­сеев С. Рас­сказы о войне
  • Бал­тер Б. До сви­да­ния, мальчики!
  • Бого­мо­лов В. Зося
  • Ильина Е. Чет­вер­тая высота
  • Лиха­нов А. Послед­ние холода
  • Митяев А.Письмо с фронта

Спи­сок книг о войне для уче­ни­ков 8-9 классов

  • Ада­мо­вич А. Бло­кад­ная книга (Доку­мен­таль­ная хро­ника, кото­рая осно­вана на сви­де­тель­ствах ленин­град­цев, пере­жив­ших блокаду.)
  • Айт­ма­тов Ч. Ран­ние журавли (Повесть о судь­бах под­рост­ков в годы Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны, их жизни в дале­ком кир­гиз­ском ауле, испы­та­ниях и радо­стях, выпав­ших на их долю.)
  • Бакла­нов Г. Навеки – девят­на­дца­ти­лет­ние (Повесть о юных лей­те­нан­тах Вели­кой Оте­че­ствен­ной, их тра­ги­че­ски корот­ком фрон­то­вом пути .)
  • Васи­льев Б. А зори здесь тихие… (Повесть о тра­ги­че­ских судь­бах пяти деву­шек и их коман­дира, совер­ша­ю­щих подвиг во время войны.)
  • Поле­вой Б.Повесть о насто­я­щем чело­веке (Повесть о совет­ском лет­чике Мере­сьеве, сби­том в бою и полу­чив­шем тяже­лые ране­ния, но вновь, несмотря ни на что, вер­нув­шемся в бое­вой строй.)
  • Твар­дов­ский А. Васи­лий Тёр­кин (Глу­боко прав­ди­вая и напол­нен­ная юмо­ром поэма, в кото­рой создан бес­смерт­ный образ совет­ского бойца.)
  • Шоло­хов М. Судьба чело­века (Рас­сказ о тра­ги­че­ской судьбе про­стого чело­века, иско­вер­кан­ной вой­ной, и силе харак­тера, муже­стве и сострадании.)

Уча­щи­еся стар­шей школы уже вполне готовы узнать о самых тра­ги­че­ских стра­ни­цах Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны. Чте­ние таких книг можно соче­тать с про­смот­ром воен­ных филь­мов, как совет­ских, так и современных.

Спи­сок книг о войне для уче­ни­ков 10-11‑х классов

  • Ада­мо­вич А. Кара­тели (Повесть о собы­тиях, свя­зан­ных с уни­что­же­нием бата­льо­ном гит­ле­ров­ского кара­теля Дир­ле­ван­гера семи мир­ных дере­вень в окку­пи­ро­ван­ной Белоруссии.)
  • Бого­мо­лов В. Момент истины: В авгу­сте сорок чет­вёр­того (Захва­ты­ва­ю­щий роман о работе контр­раз­вед­чи­ков во время Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны, осно­ван­ный на реаль­ных событиях. )
  • Воро­бьёв К. Убиты под Моск­вой (В пове­сти, став­шей пер­вой из жанра «лей­те­нант­ской прозы», рас­ска­зы­ва­ется о жесто­ких боях под Моск­вой зимой 1941-гои судь­бах их участников.)
  • Некра­сов В. В око­пах Ста­лин­града (Повесть рас­ска­зы­вает о геро­и­че­ской обо­роне Ста­лин­града в 1942-1943 годах.)
  • Фадеев А. Моло­дая гвар­дия (Роман о Крас­но­дон­ской под­поль­ной орга­ни­за­ции «Моло­дая гвар­дия», дей­ство­вав­шей на окку­пи­ро­ван­ной фаши­стами тер­ри­то­рии, мно­гие члены кото­рой герой­ски погибли в фашист­ских застенках.)
  • Шоло­хов М. Они сра­жа­лись за Родину (Роман об одном из самых тра­ги­че­ских момен­тов войны – отступ­ле­ние наших войск на Дону летом 1942 года.)

А также:

  • Бон­да­рев Ю. Бата­льоны про­сят огня
  • Мед­ве­дев Д. Силь­ные духом
  • Смир­нов С. Брест­ская крепость

В заклю­че­ние хочется отме­тить, что чте­ние книг о войне – это не раз­вле­че­ние, это серьез­ная работа, интел­лек­ту­аль­ная и духов­ная, во мно­гом слож­ная и тяже­лая, осо­бенно для детей. Однако без этой работы обой­тись нельзя, ведь, по сло­вам уже упо­мя­ну­той нами Свет­ланы Алек­си­е­вич, «чело­ве­че­ская жизнь не бес­ко­нечна, про­длить ее может лишь память, кото­рая одна только побеж­дает время».

Источник

Со времен Великой отечественной войны прошло достаточно много времени, в живых осталось не так много ветеранов и участников той страшной войны, но подвиг советских людей всегда будет оставаться гордостью для потомков. Родители, педагоги и воспитатели дошкольных учреждений должны воспитывать подрастающее поколение так, чтобы дети знали, помнили и чтили подвиг дедов и прадедов, понимали, как тяжело далась Победа, как отважно защищали свою Родину наши предки. В этой статье пойдет речь о том, как правильно рассказать детям детского сада о войне 1941-1945 годов.

Зачем рассказывать детям о войне

Одним из важных этапов развития личности ребенка является его всестороннее развитие и знание истории своей страны просто обязательно. Дети дошкольного возраста очень любознательны. Но интересны им могут быть далеко не все темы, а лишь те, которые имеют практическую значимость. Конечно, воспитатель или педагог должен уметь правильно подать материал, чтобы заинтересовать даже самых немотивированных детишек.

Мальчишки и девчонки несколько по-разному воспринимают рассказы о войне: у мальчиков на примере героев формируется образец мужественности и смелости, у девочек – забота о близких, пострадавших. Повествования о подвигах и доблести советских людей способствует формированию у детей чувства гордости за свой народ, страну, развитию патриотизма, любви к Родине, стремлению походить на героев, защитивших нашу страну.

Проведение в детских садах тематических бесед и мероприятий является важной составляющей патриотического воспитания дошкольников, формированию любви к Отечеству, которая помогает ощутить корни своего рода. Именно поэтому, чем раньше ребенок начнет чувствовать свою причастность к Родине, к родной земле, тем скорее у него будет формироваться чувство ответственности за ее будущее, будущее своей страны, своей семьи.

Родители должны тесно сотрудничать с воспитателями детских садов, чтобы при комплексном подходе не только расширить познания ребенка о войне 1941-1945 годов, но и сформировать у него правильную и четкую гражданскую позицию, воспитать уважительное отношение к старикам и ветеранам, памятникам и героям ВОВ.

Почему началась война

Объяснение дошкольникам причин войны 1941-1945 годов очень волнует и родителей, и воспитателей. Ребенок должен понять, что причины войн заключаются в желании захватить чужую, процветающую территорию или в ссоре руководителей разный стран. Но причина начала Великой отечественной войны была совершенно другой.

Правитель Германии Гитлер решил убивать людей только потому, что они имели другую национальность. Русские, поляки, евреи, французы и другие нации должны были или принять и подчиниться фашистскому режиму Германии, или умереть. Ребенку нужно объяснить, что и в самой Германии проживали люди разных национальностей, к которым жестокие репрессии были применены в первую очередь.

Многие страны, которые были не в состоянии противостоять Гитлеру по каким-либо причинам, сдались. Германия напала на нашу страну внезапно, ранним утром, когда все люди мирно спали. Но русские отказались подчиняться фашистам, вступили с немцами в неравную схватку, и, благодаря отважности и решимости, одержали победу над врагом.

Русские почти 4 года защищали свою Землю, свою Родину, детей, жен, родителей, свое Отечество, поэтому войну 1941-1945 годов назвали Великой Отечественной.

Как рассказать детям о войне в детском саду

Рассказать ребенку о Великой отечественной войне за одно занятие невозможно. При этом важно учитывать и возраст аудитории. Например, малышам можно почитать стихи и рассказы о войне, написанные для самых маленьких, рассказать о наградах, медалях и орденах. Детям постарше будут интересные беседы о подвигах, технике и оружии. Уместными будут встречи с ветеранами, походы к памятникам героям Великой отечественной войны, аллеям боевой славы, посещение музеев. Родители должны активно сотрудничать с педагогами и воспитателями, чтобы помочь организовать подобные встречи, походы и экскурсии.

Организовывая беседы и познавательные мероприятия для детей дошкольных учреждений, следует корректировать их с учетом возраста детей.

Для детей младшей группы детского сада можно провести беседы о том, почему началась война, как долго она длилась, о подвигах героев, праздновании Дня Победы. Совместными с родителями усилиями приготовить тематические поделки и устроить выставку в группе. Можно посвятить занятия разучиванию стихотворений и песен о войне, армии, мужестве.

Читайте также:  Повышение иммунитета ребенку 4 года лекарство

Для детей средней группы детского сада можно устроить встречи с ветеранами, участниками боевых действий, читать рассказы, стихи о войне, подвиге советских людей. Проводить тематические беседы на следующие темы:

  1. Что мне известно о Великой отечественной войне.
  2. Роль женщин при защите Родины во время ВОВ.
  3. Сталинградская блокада, Блокада Ленинграда и прочие.
  4. Подвиг пионеров-героев, подвиг советских людей.
  5. Рассказ о тех, кто трудился в тылу.
  6. Четвероногие помощники на фронте.
  7. Дети войны.

Также можно организовать посещение музеев, поездки и походы к памятникам боевой славы, проведение в группе тематических занятий по рисованию и творчеству.

С детьми старшей и подготовительной групп детского сада можно подготовить тематический утренник, с разучиванием песен и стихотворений о войне, подвиге и мужестве. Рекомендуется делать акцент на зрительном восприятии дошкольников, так как это позволит им более глубоко прочувствовать подвиг солдат, защищавших нашу Родину. Также можно встраивать встречи с ветеранами, организовывать посещения музеев, памятников войны, устраивать чтение книг о подвигах, битвах, полководцах, проводить выставки и спортивные соревнования.

Тематические беседы можно подготовить по следующим темам:

  1. Фотохроника военных дней.
  2. Памятники воинской славы.
  3. Великие битвы, полководцы.
  4. Города-герои.
  5. Военная техника.

В этом возрасте дети уже могут самостоятельно приготовить подарки ветеранам (рисунки, открытки, аппликации).

Военные профессии

Рассказывая дошкольникам о войне, следует упомянуть и о военных профессиях. Дети должны понимать, что помимо учителей, врачей, продавцов и прочих, есть категория людей, которые занимаются разработкой тактик и стратегий, боевой техники и оружия. В мирное время представители военных профессий готовят новобранцев и пополняют командный состав, занимаются разработками боевой техники и заданий, а во время войны они становятся командующими: генералы, маршалы и прочие.

К военным профессиям относят профессии летчиков, моряков, врачей, медсестер, связистов и другие. Управление боевой техники осуществлялось так же хорошо обученными и подготовленными людьми.

Те, кто остался в тылу, тоже помогали армии. Женщины, дети и старики работали на полях, фабриках, заводах, выращивали продукты, шили форму, готовили запасные части для техники, выпускали танки, самолеты и многое другое. Рассказывая дошкольникам о Великой отечественной войне, следует упомянуть о том, какое это было сложное и тяжелое время даже для тех, кто оставался в тылу, не говоря уже о тех. Кто сражался на линии фронта. Как голодали люди, прятались в бомбоубежищах от бомбежек, как фашисты захватывали деревни и издевались над пленными, как подрывали дома.

Пионеры-герои

Детям дошкольного возраста будет интересно узнать о героических детях, которые тоже сражались с врагом во времена войны. Они, не боясь расправы фашистов, помогали советской армии и стране победить.

До войны это были самые обыкновенные мальчики и девочки, к 1941 году многим еще едва исполнилось 10 лет. Во времена тяжелых испытаний они совершили настоящий подвиг, защищая свой народ, и питая ненависть к фашистам. Многие из них погибли, выполняя задание, помогая партизанам, армии, Родине.

Города-герои

Рассказ дошкольникам о Великой отечественной войне будет не полным, если не упомянуть о городах-героях. Детям нужно объяснить, за что некоторые города получили такое звание. Звание города-героя – почетное звание, которое присваивалось населенному пункту за проявленные его населением героизм и мужество. Города-герои есть на территории Российской Федерации, Беларуси, Украины.

Брестская крепость

Первой приняла на себя удар врага Брестская крепость. Солдаты отважно сопротивлялись попыткам врага занять территорию в течение целого месяца, чтобы выиграть время, пока страна соберет армию для дальнейшего противостояния. Но практически все они погибли в этом неравном бою.

Одесса

Одесса – город-герой, расположенный на юге Украины, и имеющий выход к морю. Для разработки военных тактик и стратегий выход к морю очень важен, поэтому фашистские войска решили захватить этого город. Войска врага были велики, окопы и баррикады не могли сдерживать натиск, но местные жители спрятались в приморских пещерах и по ночам тайком пробирались в город и подрывали дома с фашистами, выводили из строя технику. Так началась подрывная война против немцев.

Ленинград

Ленинград тоже является городом-героем. Во вражеском кольце он находился около двух долгих лет. Фашисты окружили город, не пускали в него обозы с продовольствием, лекарствами, испортили систему теплоснабжения. Люди голодали, мерзли, болели, но не сдались врагу.

Более подробная информация о городах-героях представлена на фото-слайдах.

Награды

Солдаты советской армии были награждены медалями, орденами и специальными наградами. Медали «За отвагу», «За боевые заслуги», ордена «Красного знамени», Кутузова, Невского, Суворова, «Красной звезды», награды «За оборону Москвы», «За оборону Севастополя», «За оборону Ленинграда» получали командиры дивизий, отрядов, солдаты, рядовые бойцы, партизаны, дети-герои.

Советы родителям

В России практически нет ни одной семьи, которую бы не затронула война. У кого-то воевали деды, прадеды, бабушки и прабабушки, кто-то работал в тылу, чтобы обеспечить советскую армию всем необходимым на фронте. В те далекие и тяжелые годы не было практически ни одного равнодушного человека к судьбе нашей Родины.

Говорить с дошкольником о войне нужно простым, понятным и доступным для него языком. Маленькому ребенку будет сложно переосмыслить большой объем информации, поэтому не надо стараться сразу рассказать ему о войне все. Например, о военной технике и оружии лучше побеседовать после посещения музея, когда ребенок сможет увидеть все своими глазами. О героизме и доблести воинов можно поговорить с малышом у памятника или в сквере воинской славы. О подвиге солдат и благодарности за мирное небо можно побеседовать вовремя творческих занятий по рисованию, при подготовке поделок ко Дню Победы.

Если в вашей семье были или еще живы фронтовики, кто-то из родных во время войны работал в тылу, обязательно расскажите о них ребенку. Если есть возможность, пусть ребенок сам пообщается с очевидцами того времени, узнает о той сложной жизни, страшной доле, которая выпала на их плачи. Покажите ребенку награды, которыми был награжден ваш родственник, поделитесь с ним воспоминаниями о том времени. Такие беседы надолго останутся в памяти малыша.

На формировании правильной и четкой гражданской позиции дошкольника положительно скажется и чтение соответствующей литературы. Родители могут сводить ребенка в библиотеку и вместе выбрать книги о подвигах, битвах, блокадах, полководцах Великой отечественной войны, ориентируясь на возраст ребенка. В выходной день можно всей семьей посетить музей или отправиться в путешествие в какой-либо город-герой, посмотреть местные достопримечательности военной направленности.

Возлагая цветы к памятникам боевой славы, расскажите ребенку, с какой целью это делается, почтите память павших минутой молчания. Малыш должен знать, что все они защищали Родину (и его тоже) от фашизма.

Вместо заключения

В День празднования Великой Победы, постарайтесь познакомить малыша с ветеранами, поздравьте их с этим праздником, попросите рассказать о том, что хранит их память. На ребенка это произведет неизгладимые впечатления и останется в его сердце надолго.

Источник