Рассказ о себе ребенку 3 года

Рассказ о себе ребенку 3 года thumbnail

Рассказ о себе ребенку 3 года

Если вас попросят рассказать о себе, с чего вы начнёте? С имени? Где вы родились? Что вы любите? В школе и не только детей тоже часто просят рассказать о себе. Они смущаются и путаются, иногда такое не проходит даже с возрастом. Наш блогер, специалист по коммуникациям Мила Кузнецова, — о том, как научить детей не бояться самопрезентаций.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

В последнее время мы с дочкой много говорим о самопрезентации. Для современного ребёнка это важно.

Много раз на разных тренингах или в групповой работе я замечала, как даже взрослые, когда их просят представиться и рассказать о себе, теряются и говорят первое, что приходит в голову. Включается спонтанное мышление, и — прав был Эдвард де Боно, сказав, что лучшая идея никогда не приходит первой.

Почему так происходит

Большинство взрослых — и уж тем более детей — не имеют заранее заготовленного ответа на вопрос «Кто я такой?» Нас учат, что готовиться надо к тому, где ставят оценки. За самопрезентацию оценок не ставят. Поэтому просьба рассказать о себе застаёт человека врасплох.

Конечно, мы знаем о себе все, — здесь нельзя «завалить экзамен». Проблема в том, что мы можем рассказать о себе слишком много: где и когда мы родились, где мы живём, кто наши родители, какие фильмы мы любим, как зовут любимого кота и т. п. Возникает сильный расфокус, и в нужный момент мы озвучим не самое важное, а то, что спонтанно лежит на поверхности.

А что, если готовиться заранее?

Что, если мы заранее вместе с ребёнком подготовим ответ на вопросы «Кто я?», «Что могу о себе рассказать?». Прежде всего это полезно тем, что дает уверенность в себе. Ребёнок не просто осознает себя в формате «Я существую» или «Я — молодец», это подкрепляется конкретными деталями и становится более убедительным. Для окружающих это тоже важно: представляясь, человек перестает быть «тёмной лошадкой». К тому, кто делится информацией о себе, больше доверия.

Кроме того, заранее продуманный ответ на вопрос «Кто я?»:

  • Упрощает вхождение в новый круг людей. Если в новом кругу общения (лагере, клубе и пр.) ребёнка просят представиться и рассказать пару слов о себе, это не составит труда.
  • Помогает удерживать фокус — например, запомниться окружающим в связи с навыками и личными качествами, которые нужны, скажем, для поступления в выбранный вуз или для участия в важном проекте.
  • Помогает расставлять приоритеты — выбрать из нескольких доступных вариантов (например, конкурсов для участия) тот, который наиболее близок к теме, с которой ребёнку важно себя ассоциировать.

Как это сделать

Шаг 1. Из всего, что можно рассказать о ребёнке, нужно вместе с ним выбрать два-три тезиса (не больше!), с которыми ему будет комфортно ассоциировать себя. Длинный рассказ здесь не нужен.

Шаг 2. Продумать конкретные формулировки и записать. Предложения должны быть короткими и без заумных слов. Обычно на представление уходит пара секунд, поэтому важно быть понятым правильно.

Шаг 3. Потренироваться говорить текст. И время от времени повторять.

Мы проделали это вместе с дочкой, получилось так:

  • Я играю в шахматы.
  • Я люблю английский и хожу в Американский культурный центр на интересные программы.
  • Мне нравятся музеи. Но я не только хожу по музеям, мне нравится быть волонтёром. Я уже помогла двум музеям составить вопросы для олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы».

Если в самом начале дочка смущалась и путалась, то после нескольких репетиций пришли спокойствие и уверенность. Так человек учится говорит о себе, осознавая себя как личность и вступая в подростковую жизнь.

Не забываем называть имя

Перед началом текста представления важно не забыть называть свое имя. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Некоторые дети называют себя очень тихо, слишком торопливо или скомканно. Называя свое имя, человек привлекает к себе общее внимание, а это не каждому комфортно. Но все приходит с тренировкой.

Конечно, с возрастом тезисы, которыми себя презентует ребёнок, будут меняться по мере изменения интересов. Но навык презентовать себя останется и будет полезен и в школе, и в студенчестве, и, конечно, во взрослой самостоятельной жизни.

А вы готовы к ответу на вопрос «Кто я такой?»

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Shutterstock (Africa Studio)

Источник

Формирование у ребёнка 3 лет представления о себе

Ребёнок с помощью взрослого знакомится с такими сферами действительности, как:

  • представление о себе («я сам»);
  • представление о других людях и об отношениях между ними (2мир людей и человеческих отношений);
  • представление о рукотворном мире («предметная среда»);
  • Представление о нерукотворном мире («природа»).

Многие психологи полагают, что в возрасте 3-4 лет рождается личность человека. Именно к 3 годам у ребёнка начинает формироваться представление о себе. Он начинает осознавать себя как представителя человеческого рода и одновременно уникальную, неповторимую личность. Ребёнок не только учится управлять своим телом, но и стремится оценить свои возможности, понять чувства и эмоции. Это только первый шаг на длительном пути познания себя и мира, но он закладывает основу для дальнейшего развития личности.

Представление о себе в психологии называют самосознанием, т.е. это весь комплекс знаний о своём внешнем облике и внутреннем мире.

Развитие представлений о себе складывается из двух моментов: из представлений о себе как об уникальном, ценном индивиде и ка о члене коллектива.

Для того чтобы ребёнок ощущал себя не повторимой личностью, любимой и принимаемой другими людьми, взрослые должны направлять свои усилия на формирование более полных представлений ребёнка о себе:

  • о своём физическом облике – строении тела;
  • об имени;
  • о росте;
  • о половой принадлежности, о различиях в поведении мальчиков и девочек.

Детям нужно прививать гигиенические навыки. У них следует развивать положительное отношение к себе, самоуважение, понимание своих переживаний и умение управлять ими.

Содержание работы с детьми 3-4 лет

  1. Ребёнка очень интересует, как он устроен. Большинство детей к 3 годам уже знают, где у них руки, ноги, пальцы,  голова, лицо и другие части тела. Однако для малыша слова «красивый», «любимый», «хороший» являются синонимами. Если ребёнок считает себя красивым, значит, он уверен в том, что он хороший, нравится окружающим, и прежде всего близким. Объективное, критичное отношение к внешности ребёнка очень вредно на данном этапе. К сожалению, часто можно слышать такие высказывания трёхлеток: «Я плохой, мама сказала, что у меня шея короткая».

Приёмы: упражнения перед зеркалом с добрыми папой и мамой; в игровой форме, глядя в зеркало, по очереди поднимать ручки, ножки, показать головку, пошевелить пальчиками, обращая внимания на то, какие у него красивые умелые, весёлые, ловкие и т.д.; стихи с движениями «Шла коза по лесу…»; релаксация под медленную, успокаивающую музыку, гладить  малыша и тихим голосом рассказывать ему, какой он молодец, ловкий, умелый, красивый.

  1. Знакомство с лицом, его частями, выражением различных эмоций. Формирование положительного отношения к себе.

Приёмы: «волшебное зеркало», автопортрет, работа с книгой-альбомом «Я сам» Р. Сефа, чтение сказки «Крошка енот и Тот, Кто сидит в пруду» М.Мурр.

  1. Отнесение ребёнком себя к мальчикам или девочкам и знание особенностей поведения своего пола.
  2. Положительное отношение ребёнка к своему имени.
  3. Развитие представлений ребёнка о себе как о члене коллектива начинается с приходом в детский сад (организуются праздники, дни рождения, чаепития с родителями). Традиции, название группы, её символическое обозначение способствуют сплочению детей и пониманию ими общности с другими

Источник

Если вас попросят рассказать о себе, с чего вы начнёте? С имени? Где вы родились? Что вы любите? В школе и не только детей тоже часто просят рассказать о себе. Они смущаются и путаются, иногда такое не проходит даже с возрастом. Наш блогер, специалист по коммуникациям Мила Кузнецова, — о том, как научить детей не бояться самопрезентаций.

Фото: Shutterstock (Africa Studio)

Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm

В последнее время мы с дочкой много говорим о самопрезентации. Для современного ребёнка это важно.

Много раз на разных тренингах или в групповой работе я замечала, как даже взрослые, когда их просят представиться и рассказать о себе, теряются и говорят первое, что приходит в голову. Включается спонтанное мышление, и – прав был Эдвард де Боно, сказав, что лучшая идея никогда не приходит первой.

Почему так происходит

Большинство взрослых – и уж тем более детей – не имеют заранее заготовленного ответа на вопрос “Кто я такой?” Нас учат, что готовиться надо к тому, где ставят оценки. За самопрезентацию оценок не ставят. Поэтому просьба рассказать о себе застаёт человека врасплох.

Конечно, мы знаем о себе все, – здесь нельзя “завалить экзамен”. Проблема в том, что мы можем рассказать о себе слишком много: где и когда мы родились, где мы живём, кто наши родители, какие фильмы мы любим, как зовут любимого кота и т. п. Возникает сильный расфокус, и в нужный момент мы озвучим не самое важное, а то, что спонтанно лежит на поверхности.

А что, если готовиться заранее?

Что, если мы заранее вместе с ребёнком подготовим ответ на вопросы “Кто я?”, “Что могу о себе рассказать?”. Прежде всего это полезно тем, что дает уверенность в себе. Ребёнок не просто осознает себя в формате “Я существую” или “Я – молодец”, это подкрепляется конкретными деталями и становится более убедительным. Для окружающих это тоже важно: представляясь, человек перестает быть “тёмной лошадкой”. К тому, кто делится информацией о себе, больше доверия.

Кроме того, заранее продуманный ответ на вопрос “Кто я?”:

  • Упрощает вхождение в новый круг людей. Если в новом кругу общения (лагере, клубе и пр.) ребёнка просят представиться и рассказать пару слов о себе, это не составит труда.
  • Помогает удерживать фокус – например, запомниться окружающим в связи с навыками и личными качествами, которые нужны, скажем, для поступления в выбранный вуз или для участия в важном проекте.
  • Помогает расставлять приоритеты – выбрать из нескольких доступных вариантов (например, конкурсов для участия) тот, который наиболее близок к теме, с которой ребёнку важно себя ассоциировать.

Как это сделать

Шаг 1. Из всего, что можно рассказать о ребёнке, нужно вместе с ним выбрать два-три тезиса (не больше!), с которыми ему будет комфортно ассоциировать себя. Длинный рассказ здесь не нужен.

Шаг 2. Продумать конкретные формулировки и записать. Предложения должны быть короткими и без заумных слов. Обычно на представление уходит пара секунд, поэтому важно быть понятым правильно.

Шаг 3. Потренироваться говорить текст. И время от времени повторять.

Мы проделали это вместе с дочкой, получилось так: Я играю в шахматы.

Я люблю английский и хожу в Американский культурный центр на интересные программы.

Мне нравятся музеи. Но я не только хожу по музеям, мне нравится быть волонтёром. Я уже помогла двум музеям составить вопросы для олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы».

Если в самом начале дочка смущалась и путалась, то после нескольких репетиций пришли спокойствие и уверенность. Так человек учится говорит о себе, осознавая себя как личность и вступая в подростковую жизнь.

Не забываем называть имя

Перед началом текста представления важно не забыть называть свое имя. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Некоторые дети называют себя очень тихо, слишком торопливо или скомканно. Называя свое имя, человек привлекает к себе общее внимание, а это не каждому комфортно. Но все приходит с тренировкой.

Конечно, с возрастом тезисы, которыми себя презентует ребёнок, будут меняться по мере изменения интересов. Но навык презентовать себя останется и будет полезен и в школе, и в студенчестве, и, конечно, во взрослой самостоятельной жизни.

А вы готовы к ответу на вопрос “Кто я такой?”

Источник

Винера Халитова
Конспект занятия по развитию речи «Расскажи о себе и своих друзьях»

Программное содержание :

• Формировать представления детей о дружбе,

• Формировать связную речь, обогащать и расширять словарный запас по теме

• Учить внимательно слушать рассказ, и отвечать на поставленные вопросы

• Учить детей составлять описательный рассказ о своём друге

• Воспитывать доброжелательные отношения к друг другу

Методические приемы:

• Эмоциональный настрой

• Вводная беседа, загадывание загадок

• Сюрпризный момент – гость мальчик Алишер

• Составление описательного рассказа

• Физ. минутка

• Чтение и беседа по рассказу Н. Платоновой «Имя»

• Анализ занятия

Словарная работа: ласковая, заботливая ктопу, чыптыма

Материал к занятию: слайд шоу, картинки мальчика Алищера, Актана, Акылай

Ход занятия:

Воспитатель:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Всех вас рада видеть я.

Ребята у нас сегодня гость.

(На экране появляется слайд №1 с изображением Алишера)

Алишер: Здравствуйте. ребята. Меня зовут Алишер

Воспитатель: Здравствуй, Алишер

Алишер, у нас сегодня с ребятами занятие развитие речи. Тема занятия «Расскажи о себе и своих друзьях». Поможешь нам?

Алишер: Конечно, мне тоже хочется рассказать о своих друзьях

Воспитатель: Хорошо,тогда слушайте загадку.

Что это за Диво-Дом?

А игрушек сколько в нём!

Там играют и поют.

Дети весело живут.

Сколько в доме дошколят!

Этот дом ведь …

Алишер: Детский сад

(На экране появляется слайд №2 Детский сад)

Детский сад, детский сад –

Это домик для ребят,

Это домик для души,

Здесь играют малыши.

(На экране появляется слайд №3)

Алишер: Я тоже хожу в детский сад. В детском саду у меня очень много друзей.

Воспитатель: Молодец Алишер, вот сейчас мы и погорим про наш любимый детский сад и про тех, кто в нём трудится.

(На экране появляется слайд №4 картинки появляются последовательно после каждой загадки)

1. Ходит в белом колпаке

С поварёшкою в руке.

Он готовит нам обед:

Кашу, щи и винегрет.

Алишер : Это повар. В нашем детском саду повара готовят очень вкусную кашу. Я очень люблю овсяную, потому что она очень вкусная и полезная.

2. Каждый день она приходит

Живот и горлышко нам смотрит.

Прививки ставит иногда,

Чтоб не болела детвора.

Алишер:Это медсестра. Она замеряет нам температуру и делает прививки.

3. Кто, когда придёте в садик,

По головке вас погладит?

С кем вы день свой проведёте,

Если мама на работе?

Алишер: Это наши любимые воспитатели. Они очень добрые и ласковые. А еще они много знают и умеют.

4. Кто заботливей мамаши

Наших деток бережет?

Кладёт в тарелки каши,

В чашки сладкий льёт компот?

Алишер: Это помошники воспитателя. Они очень добрые и заботливые. Следят за чистотой и порядком в группе.

Воспитатель: Да, Алишер, в детском саду работают добрые, ласковые и любящие детей люди.

Алишер, а чем занимаются дети в детском саду?

(На экране появляется слайд №5)

Алишер:

Здесь играют и поют,

Здесь друзей себе находят,

На прогулку с ними ходят.

Вместе спорят и мечтают,

Незаметно подрастают. (Г. Шалаева)

Алишер: в детском саду у меня много друзей.

Воспитатель: Познакомь нас с ними.

(На экране появляется слайд №6)

Алишер: Хорошо. Знакомьтесь – это Актан и Акылай мои друзья.

Актан мой лучший друг. Он веселый, умный и любознательный. У него короткие черные волосы. Он любит носить кыргызкий колпак и жилетку с национальным орнаментом.

Акылай веселая и добрая девочка. Она всегда готова помочь. У нее смешные косички. Она любит носить к топу – головной убор для девочек,украшенный перьями и жилет чыптама-. Мы весело и дружно играем в детском саду.

Воспитатель: Алишер, у тебя хорошие друзья.

Давайте все вместе немного отдохнем и подвигаемся.

Слайд№7 Физ. минутка

ВРЕМЯ 0:15 -1.00

Слайд№8

Воспитатель: Алишер,я хочу тебя познакомить с Асаном. А чтобы познакомиться с ним нужно послушать рассказ Н. Платоновой «Имя»

Пришел Асан из детского сада и говорит маме:

– зачем ты придумала такое плохое имя? Других детей совсем не называют, а моё имя всёвремя называют: «Асан, не толкайся! Асан, не дерись! Асан не дразнись!»

– а ты попробуй завтра не толкаться, не дразниться и не драться, – сказала мама, – и увидишь, какое у тебя хорошее имя.

Слайд№9

На завтра Асан попробовал сделать так, как сказала мама.И целый день слышал:

«Молодец, Асан!» Умница, Асан!»

А моё имя и правда хорошее, -подумумал Асан.

Слайд№10

Воспитатель: Алишер, тебе понравился новый друг? Как его зовут?

Алишер: Его зовут Асан. Он тоже как и я ходит в детский сад.

Воспитатель: Почему Асану не нравилось его имя?

Алишер: потому что в детском саду очень часто называли его имя

Воспитатель: А почему часто называли его имя?

Алишер: Он плохо себя вел -дразнился, толкался и дрался.

Воспитатель: Правильно, Алишер в детском саду себя так вести нельзя.

Что посоветовала ему мама?

Алишер: Мама посоветовала ему не толкаться, не драться и не дразнится.

Воспитатель:. И что услышал Асан на следующий день от воспитателя.

Алишер: Молодец Асан! Умница Асан.! И ему понравилось его имя

Воспитатель: Правильно. Если себя вести хорошо, то всегда будут хвалить. Но самое главное не забывайте задумываться о том правильно ли вы поступаете перед тем,как что то сделать.

– Ребята сегодня мы с вами говорили о друзьях, вспомнили наш любимый детский сад, и прослушали рассказ о мальчике по имени Асан. Я думаю у вас у всех много друзей попробуйте рассказать о них, какие они и что они любят.

Ну, а нам, ребята пора прощаться. До новых встреч.

Источник

Цель: совершенствование
грамматического строя и развитие  связной
речи.

Задачи:

  • обучать  детей составлять рассказ, опираясь
    на личный опыт;
  • развивать логическое мышление и память;
  • развивать умение составлять распространенные
    предложения;
  • развивать умение строить высказывание,
    опираясь на зрительную схему.

Оборудование:

  • нарисованные детьми автопортреты;
  • иллюстрации с изображением детей;
  • большое настенное зеркало;
  • текст стихотворения Р.Сефа «Еще одно эхо;
  • план-схема составления описательного рассказа
    о себе.

Предварительная работа:

  • чтение и анализ художественной литературы по
    теме;
  • беседа об индивидуальных внешних особенностях
    и внутреннего мира каждого человека (в т.ч.
    применительно к каждому из участвующих в занятии
    ребенку);
  • беседа о семье, закрепление знания адреса;
  • рисование автопортрета.

ХОД  ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент

Дети стоят в кругу.

Логопед: На занятии мы будем говорить
о вашей внешности, поэтому первое задание будет
на внимательность: пусть сядет тот, у кого
(называются особенности внешности детей)

  • длинные волосы
  • карие глаза и др.

2. Игра с мячом «Скажи наоборот»

Логопед: предлагаю вам сыграть в игру
«Скажи наоборот», а поможет нам мячик.  Далее
логопед называет прилагательное, а ребенок –
антоним.

Молодой – старый
Сильный – слабый
Взрослый – маленький
Толстый – худой
Веселый – грустный
Добрый – злой
Высокий – низкий
Умный – глупый

3. Рассматривание нарисованных участниками
автопортретов и изображений других детей

Беседа по вопросам:

Кто изображен?
– Какого он/она роста (высокий – средний –
низкий)?
– Какого он/она возраста (ребенок – взрослый –
старик)?
– Какого цвета и формы у него:

  • глаза (большие – маленькие, карие – голубые –
    зеленые – серые, хитрые – добрые – серьезные …)
  • брови (густые – тонкие, прямые – изогнутые…)
  • нос (большой – маленький, округлый – острый…)
  • губы (пухлые – тонкие…)
  • волосы (темные – светлые, прямые – кудрявые,
    короткие – длинные, какая именно прическа…)

– Где он живет (в городе – в деревне,
одноэтажном – многоэтажном доме)?
– Где живете вы (см. выше + адрес)?
С кем вы живете (перечисление членов
семьи и их краткое описание по желанию детей)?
– Чем вы любите заниматься (рисовать красками,
играть в конструктор, читать книги, мыть посуду…)
В ходе беседы логопед периодически подчеркивает
индивидуальность каждого человека, его
непохожесть на других.

4. Дидактическая игра «Ответь правильно»

Дети садятся перед большим настенным зеркалом
так, чтобы каждому ребенку было видно
собственное отражение. Предъявляется план-схема
составления описательного рассказа о себе

Рассказ о себе ребенку 3 года

Логопед знакомит детей со схемой, поясняет
значение каждой корточки. Затем предлагает детям
в индивидуальном порядке ответить на  вопрос в
соответствии с предъявленной карточкой.

– Света, у тебя волосы длинные или короткие?
– Сережа, ты живешь в городе или в деревне?
– Оля, у тебя глаза голубые или карие?И
т.д.

5. Физкультминутка

По ходу стихотворения дети выполняют
соответствующие движения.

Эй, ребята, не ленитесь,
На зарядку становитесь!
Справа – друг, и слева – друг!
Вместе все в веселый круг!  
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова поклонись! (И. Лопухина)

6. Образец рассказа

Логопед говорит что ему понравилось, как дети
отвечали на вопросы. Затем еще раз напоминает,
как можно составить рассказ  с помощью опорной
схемы  (выставляет элементы на фланелеграф и
поясняет)

ИМЯ, ПОЛ ––> РОСТ, ВОЗРАСТ––> ВНЕШНОСТЬ
––> МЕСТО ПРОЖИВАНИЯ, АДРЕС ––> СОСТАВ СЕМЬИ
––> ИНТЕРЕСЫ

В качестве примера составляет рассказ о 
ребенке по одной из предложенных иллюстраций.

Рассказ о себе ребенку 3 года

Это – девочка Лиза. Лиза высокого роста, ей 7
лет, она школьница. У Лизы большие карие глаза,
маленькие рот и нос, тонкие брови. Волосы у Лизы
темнее и длинные. Лиза заплетает их в 2 косы и
оставляет челку. Лиза живет в городе, в
многоэтажном доме с мамой и папой. Девочка любит
читать книги и рисовать.

7/ Составление рассказа (по цепочке)

Логопед: Сейчас Сережа сядет перед
волшебным зеркалом,  я начну рассказ, а вы
продолжите. 

МЕНЯ ЗОВУТ… (дети говорят по одному
предложению, при необходимости логопед задает
наводящие вопросы, уточняет формулировки). Далее
логопед предлагает каждому ребенку составить
рассказ о самом себе, при необходимости –
оказывает помощь.

8.  Рассказы детей

9. Подведение итога занятия

Логопед: Сегодня мы с вами говорили о
том, что все люди отличаются внешне, у каждого их
нас свои интересы. С помощью опорной схемы и
волшебного зеркала вы научились составлять
рассказ о самом себе.  Я хочу похвалить каждого
(дает индивидуальную оценку работы каждого
ребенка).

Источник