Рассеянное внимание у ребенка 1 год

Рассеянное внимание у ребенка 1 год thumbnail

Что такое синдром рассеянного внимания у ребёнка: общая информация, причины появления, симптомы и признаки. Комплексное лечение, смысл медикаментозной терапии, работа психолога.

Часто родители замечают, что их ребёнок не может надолго концентрироваться на чём-то одном. Он проявляется забывчивость, повышенную двигательную активность. Обычно такое поведение присуще дошкольникам и школьникам и не несёт никакой угрозы.

Но иногда эти симптомы указывают на синдром рассеянного внимания у детей (СРВ), лечение которого нужно осуществлять своевременно. Иначе в будущем признаки синдрома могут сказаться на процессе обучения и многих жизненных аспектах человека.

Общие признаки СРВ у детей

Синдром сопровождается нарушением умственной деятельности. У школьника отсутствует сосредоточенность, он не может долго заниматься одним делом. Начинают проявляться нарушения социальной активности: он может быть замкнутым и задумчивым или, наоборот, чересчур активным.

Из ста детей пятнадцать обычно страдают дефицитом внимания, который проявляется разными способами. Первые признаки отклонения можно обнаружить в возрасте от четырёх до девяти лет, но могут возникать и раньше. Например, у годовалого малыша может наблюдаться чрезмерная активность, но при этом у него нарушена концентрация. В возрасте трёх лет могут появиться проблемы с речью.

Стоит помнить, что проявления дефицита внимания могут быть и другими. Существуют следующие разновидности нарушения:

  • Только отсутствие внимания;
  • Нарушение внимания и импульсивность (часто меняется настроение, бывает раздражительным и агрессивным);
  • Дефицит внимания и гиперактивность (неусидчивость, постоянно на что-то отвлекается);
  • Смешанная разновидность — самая сложная. Поведение непредсказуемо, нарушается интеллектуальная функция.

Причины возникновения синдрома

Перед лечением рассеянного внимания у детей нужно знать, что могло спровоцировать этот недуг. К сожалению, учёным пока не удалось установить точную причину, но есть несколько гипотез, указывающих на то, что детский недуг может проявляться из-за следующих факторов:

  1. Наследственная предрасположенность. Существует ген, ответственный за поведение. Некоторые его особенности могут быть причиной проявлений дефицита внимания.
  2. Травмы при рождении. Это могут быть повреждения головного мозга, затянутые роды, асфиксия (кислородное голодание).
  3. Заболевания будущей матери. Если при беременности мать чём-либо болела, то это может привести к нарушению развития плода, гипоксии и другим негативным последствиям.
  4. Вредные привычки. В период беременности мать могла курить, употреблять алкоголь или наркотические вещества.
  5. Резус-конфликт. Возникает, если у матери резус-фактор отрицательный, а у малыша — положительный.
  6. Болезни внутренних органов. В частности, головного мозга, почек, сердца.

Часто данный синдром связывают с гиперактивностью. И это неспроста, при дефиците внимания человек слишком эмоционален, неусидчив, присутствует повышенная возбудимость. Эти признаки относятся и к гиперактивным детям.

Симптомы рассеянного внимания

Набор симптомов рассеянного внимания у ребёнка напрямую зависит от его характера, социальных условий проживания, воспитания, возраста, тяжести расстройства. Поэтому сначала нужно уметь правильно распознать первые признаки синдрома. Ими могут быть:

  • Неспособность надолго концентрировать внимание как на домашних занятиях, так и школьных;
  • Неусидчивость и небрежность;
  • Не может понять сказанных ему слов или же просто не слушает;
  • Отсутствие самоконтроля;
  • Ему сложно выполнять правила и инструкции;
  • Склонность к беспорядку, на письменном столе всегда разбросаны вещи, на полу — игрушки;
  • При выполнении чего-либо отвлекается на любые мелочи;
  • Рассеянность и частая потеря своих вещей;
  • Забывчивость, связанная с нарушением внимания;
  • Склонность к тревогам;
  • Проблемы с общением (с детьми, взрослыми, учителями);
  • Нетерпеливость и навязчивость;
  • Повышенная речевая активность, причём ребёнок не может выслушивать собеседника, перебивает его;
  • Неспособность к обучению, новая информация воспринимается не в полном объёме, сложность в письме;
  • Не может заканчивать начатое;
  • Плохое поведение, ребёнок шумит, постоянно крутится и машет руками.

Очень важно наблюдать за своим чадом и при первом же появившемся симптоме начать больше уделять ему внимания.

Особенности диагностики СРВ

Синдром рассеянного внимания — это нарушение в поведении, а не в психике, поэтому установить точный диагноз бывает проблематично. Отдельные проявления могут возникать из-за неправильного воспитания или личных особенностей характера.

Требуется прибегнуть к субъективным способам диагностики, среди них можно выделить:

  1. Специальные опросники. Их должен заполнять не только школьник, но и родители, учителя.
  2. Наблюдение. Надо следить за поведением в условиях пребывания где-либо и в домашней обстановке.
  3. Психологическое обследование. Важно установить интеллектуальные способности и нарушения навыков.
  4. Выявление заболеваний. Возможно, ранние болезни ребёнка или его матери могли послужить причиной появления этого недуга.

Нужно убедиться в наличии у ребёнка синдрома рассеянного внимания, ведь неусидчивость и активность присуща и многим здоровым детям. В наличии недуга можно не сомневаться в следующих случаях:

  1. Постоянные симптомы нарушения не только дома, но и в школе, на прогулке, в гостях.
  2. Первые признаки родители обнаружили в дошкольном возрасте, и они не проходили в течение полугода.
  3. Расстройство внимания мешает обучаться ребёнку, он не может нормально адаптироваться в коллективе.

Методы лечения

Расскажем что делать, если у ребёнка рассеянное внимание. Существует несколько методов коррекции. В первую очередь, нужно помнить про комплексный подход: недостаточно чего-то одного, может потребоваться как медикаментозная терапия, так и занятия с психологом.

Немаловажную роль играет правильное питание и соблюдение удобного режима обучения. В это время от обоих родителей зависит многое. Участвовать в судьбе ребёнка должна не только мать, но и отец. Они должны составить распорядок дня для своего чада, всегда находить время для него. Только так удастся воспитать полностью здорового ребёнка.

Читайте также:  Глаз слезится у ребенка 1 год и 4 месяца

Медикаментозный способ

Лекарственные препараты назначают не всегда, только если были выявлены серьёзные нарушения внимания у малыша, ухудшающие его качество жизни и мешающие социально адаптироваться в коллективе.

Ни в коем случае нельзя самостоятельно назначать препараты для ребёнка, даже если о них много хвалебных отзывов. Лекарство должен прописать только лечащий врач!

Может быть показан приём каких-нибудь успокоительных средств, чтобы снизить детскую нервную возбудимость. В детском возрасте противопоказаны сильнодействующие препараты, поэтому вместе с успокоительными средствами могут назначить таблетки, направленные на улучшение мозговой деятельности, к примеру, Глицин (альтернатива — Биотредин), или улучшающие кровоснабжение мозга (Фенибут).

Распорядок дня

Если ребёнок страдает синдромом отсутствия внимания, то без чёткого режима дня не обойтись. Родители должны требовать от чада его соблюдения. Только так можно привить дисциплину, которая порой отсутствует даже у здоровых детей.

Распорядок дня нужно составить и распечатать, повесив в удобном для ребёнка месте, например, над письменным столом или кроватью. Обязательно оставляют несколько часов свободного времени, чтобы ребёнок мог позаниматься тем, что интересно именно ему.

Вот пример распорядка дня, вы можете изменить его в соотвествии со своими предпочтениями:

Время Действие
07:00 — 07:05 Ребёнок просыпается
07:05 — 07:20 Зарядка, гигиена
07:20 — 07:35 Завтрак
07:35 — 08:00 Сборы в школу
08:00 — 08:30 Дорога в школу
08:30 — 13:05 Уроки
13:05 — 13:30 Дорога домой
13:30 — 13:40 Переодевание, гигиена
13:40 — 14:00 Обед
14:00 — 16:00 Свободное время, секции
16:00 — 18:00 Выполнение домашнего задания
18:00 — 18:30 Ужин
18:30 — 20:00 Свободное время
20:00 — 21:00 Подготовка ко сну
21:00 — 07:00 Ночной сон

Если нарушение внимания и чрезмерная активность мешает обучаться в обычной школе и нормально общаться со своими сверстниками, то возможно имеет смысл перевести его в учреждение, где учатся по адаптированной программе, или же перейти на домашнее обучение. Для принятия такого решения нужно проконсультироваться с разными специалистами, чтобы услышать несколько мнений.

Занятия с психологом

Этим этапом пренебрегать не стоит — он обязателен. Психолог поможет избавиться от излишней эмоциональности, импульсивности. Ребёнок станет более спокойным, будет лучше себя вести, сможет лучше адаптироваться в той или иной ситуации, будет стараться концентрироваться на занятиях.

Обычно занятия с детьми проводят в игровой форме. Психолог моделирует определённые ситуации и внимательно следит за поведением ребёнка. При необходимости даёт советы, как можно поступить в конкретной ситуации.

Ещё психологи используют разнообразные расслабляющие методики, которые помогут ребёнку избавиться от скопившегося напряжения. Поэтому психологические тренинги очень важны при расстройстве внимания.

Родительский контроль

Родители должны принимать активное участие в лечебном процессе. Малышу с расстройством внимания требуется особое воспитание, и в первую очередь, надо дать своему чаду больше самостоятельности.

Малыш должен выполнять определённые домашние обязанности. Конечно, они не должны быть очень сложными, их подбирают в зависимости от возраста и физической подготовки ребёнка. Нужно давать такие задания, с которым ему по плечу справиться, например, помыть посуду, протереть пыль или убрать за собой игрушки.

В первое время у ребёнка не всё может получаться, активно помогать ему не стоит. Он должен научиться проявлять настойчивость, пытаясь справляться с заданиями самостоятельно. Не стоит забывать про поощрения, нужно хвалить малыша за успешное выполнение того или иного задания.

Можно прибегнуть к занятиям спортом, отдав ребёнка в какую-нибудь секцию или занимаясь с ним самостоятельно. Спорт помогает растрачивать избыточную энергию с пользой для здоровья, кроме того, приучает к самоорганизации и дисциплине.

Профилактика проблемы во время беременности

О здоровье ребёнка нужно начинать задумываться ещё до его зачатия. Будущая мама должна отказаться от вредных привычек при их наличии, тщательно следить за своим здоровьем. Осложнённое течение беременности или тяжёлые роды часто являются причиной развития синдрома. После родов нужно защищать малыша от инфекционных заболеваний, возможных травм и других негативных воздействий.

Развивающие занятия требуются даже грудничкам. Крохе можно показывать яркие предметы, рассказывать об их назначении. Конечно, малыш не будет понимать сказанного, но он будет концентрировать внимание на ярких цветах и знакомом голосе. Чуть позже в ход надо пускать развивающие игрушки, подходящие по возрасту.

С синдромом рассеянного внимания сталкиваются многие родители. Эта проблема особенно актуальна для младших школьников. Без квалифицированной помощи ребёнок не сможет подолгу концентрироваться на определённом занятии, станет испытывать проблемы в общении и обучении. Поэтому очень важно своевременно помочь ему. Начинать стоит с визита к детскому психологу.

Источник

Внимание, пожалуй, важная составляющая успешности любой деятельности. Умение сосредоточиться, сконцентрироваться на каком-либо объекте, довести дело до конца играет огромную роль и в школьном обучении.

На проблемы с концентрацией внимания у ребенка жалуются многие родители. Но в каких случаях стоит бить тревогу, в каких – расслабиться и принять как должное?

Читайте также:  Можно ли клубнику ребенку 1 год

Малыши в возрасте от года до трех лет могут сосредотачиваться на каком-либо объекте, внимательно слушать или рассматривать что-то в течение трех-четырех минут. В силу своей физиологии усидчивостью в этом возрасте они не отличаются, их легко переключить на что-либо и отвлечь. Впрочем, психологи считают, что этих мгновений достаточно для того, чтобы ребенок усвоил что-то полезное и обрел новые знания.

Ребята постарше уже могут лучше концентрироваться. Внимание они способны удержать в течение пяти-семи минут. Не нужно попрекать ребенка рассеянностью или неусидчивостью, чтобы не привить комплексы или не заронить излишнюю тревожность, которые станут помехой в дальнейшей жизни.

Что касается младших школьников, то в этом возрасте рассеянность может существенно сказаться на освоении учебной программы. Ребенок 7 лет должен уметь сохранять концентрацию внимания в течение 8 и больше минут. Если этого нет, первокласснику приходится очень трудно как дома, так и на уроках. Вот здесь родителю уже стоит обеспокоиться.

Внимание учеников первых классов педагоги и психологи характеризуют как неустойчивое, кратковременное и непроизвольное. Некоторым детям концентрация удается лучше, некоторым – хуже.

Итак, что же такое рассеянное внимание? По мнению специалистов, проявляется оно в следующем: ребенку трудно сосредоточиться на деталях, он делает ошибки из-за этого, не умеет вслушиваться в обращенную к нему речь, часто отвлекается на различные раздражители, вертится.

Рассеянный младший школьник не может довести работу до конца, он ненавидит задания, которые требуют от него сосредоточенности, не может воспроизвести инструкцию к ним. Дело усложняется плохой успеваемостью, поведением и нежеланием посещать школу.

Что может быть причиной рассеянного внимания?

Во-первых, из ниоткуда оно не появляется. Скорее всего, ребенок всегда отличался неусидчивостью, неумением слушать и неспособностью уделить чему-то достаточное количество времени или из-за особенностей своего темперамента, или же подхода к воспитанию.

Также причиной могут быть утомление, перегрузка, болезненность, общая ослабленность организма из-за перенесенной инфекции, неправильное питание, недостаток сна, неверно подобранный режим труда и отдыха, малоподвижный образ жизни, стресс.

Как же помочь школьнику стать более собранным и внимательным?

Для начала необходимо запастись терпением. Коррекция не занимает один день, она требует времени и обдуманного подхода.

Столкнувшись с проблемой, нужно убедиться, что причина рассеянного внимания не кроется в здоровье малыша. Чтобы исключить этот вариант, можно посоветоваться со специалистами: педиатром, неврологом, нейропсихологом.

Обратите внимание, правильно ли выстроен режим дня первоклассника, достаточно ли часов уделено отдыху, сну, прогулкам на свежем воздухе, хорошо ли ребенок питается, не увлечен ли чрезмерно компьютерными играми. Помните: нагрузка школьника в первый год обучения должна быть ему посильна. Исключите на время кружки и секции, если заметите, что они влияют на успеваемость и общее самочувствие.

Обязательно побеседуйте с учителем. Возможно, в школе ребенок чувствует себя иначе, чем дома: лучше или хуже. Посоветуйтесь с педагогом или психологом, как лучше выстроить день ребенка и распределить нагрузку.

Посмотрите, в каких условиях первоклассник выполняет домашнюю работу. Организуйте ему рабочее место в соответствии с физиологическими нормами: высота мебели должна соответствовать росту, источник света справа или слева в соответствии с тем, левша он или правша. Исключите все окружающие раздражители: музыку, телевизор, компьютер, телефон.

Какое-то время вам придется посидеть рядом, пока он делает уроки. Внимательный родитель сразу заметит, когда ребенок начинает «выпадать» из процесса. В этом случае попросите его пройтись, сделать кувырок, прыжки, приседания, разминку, отправьте на кухню попить воды и так далее. Как только увидите, что концентрация школьника совершенно ослабела, это означает, что пора делать большой перерыв, на час или два.

Составьте режим дня вместе с ребенком, учитывая его мнение. Укажите ему, что учебе необходимо уделять определенное количество времени, нацельте его на это. Обязательно обсудите, чем он планирует заниматься в часы своего отдыха.

Как и любое другое полезное умение, внимание необходимо развивать. Как правило, специальные игры, нацеленные на это, широко применяются педагогами-дошкольниками в учреждениях или на занятиях. Да и сами малыши во время совместных и одиночных игр учатся и воспринимать речь, и воспроизводить инструкцию, и концентрироваться на каком-либо объекте.

Родители тоже могут поиграть с ребенком, и не важно, если вдруг он уже ученик первого класса и, вроде бы, начал взрослую жизнь.

Вот несколько таких игр.

«Таблица Шульте». Это таблица из чисел от 1 до 25, которые расположены в хаотичном порядке. Задача игры как можно быстрее найти заданную цифру или же отыскать все по порядку, начиная с единицы.

«Послушай и сделай, как я». Ребенку необходимо повторить тот ритм хлопков в ладоши, который показал ему взрослый.

«Стрелка». В этой игре используются часы с секундной стрелкой. Перед ребенком ставится задача сконцентрироваться на ней в течение двух-трех минут, наблюдая, как она продвигается по циферблату. Здесь даже можно ставить рекорды или же объявить соревнование, вступив в игру.

Читайте также:  Ребенку 1 год 3 мес температура и понос

Эти игры – лишь капля в море. Есть специальные тренажеры для развития внимания и памяти, картинки, занятия и тренинги. Все описания и материалы можно найти как в Сети, так и на полках книжных магазинов.

Также внимание развивают такие общеизвестные игры, как шашки и шахматы, разгадывание кроссвордом и загадок, собирание пазлов, конструкторов. Очень полезно разучивать стихи наизусть или цитаты любимых мультипликационных или книжных героев.

И помните: не требуйте от ребенка немедленных успехов. Школьнику с рассеянным и неустойчивым вниманием нужна поддержка взрослого, его пример, терпение и любовь.

Источник

Современный мир настолько стремительно развивается, что концентрировать внимание становится все труднее и труднее с каждым днем. Далеко не каждому взрослому под силу справиться с таким большим количеством информации. Что уж тут говорить о детях.

Все чаще родители слышат от педиатров диагноз синдром дефицита внимания. Однако нередко рассеянность и невнимательность усугубляют родители.

Современный образ жизни приводят к тому, что у современных детей становится едва ли не нормой рассеянное внимание.

Рассеянное внимание у гиперактивного ребенка

Диагноз синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) впервые был описан немецким доктором Генрихом Хоффманом в 1854 году. Дети с СДВГ очень подвижны и активны. Им трудно долгое время заниматься один и тем же делом, несмотря на то, что оно им интересно. Как правило, такие дети что-нибудь, да натворят. Неусидчивость, неаккуратность, неуклюжесть, забывчивость, а также неумение стоять на одной ноге – это все напрямую связано с СДВГ. В школе такой ребенок постоянно мешает учителю и ученикам, вертится, нарушает дисциплину сам того не желая. Часто ребенок с СДВГ умен, но редко может проявить себя. Ему хочется быть в лидерах, но он плохо ладит с одноклассниками, что затрудняет получение авторитета.

Детям с СДВГ требуется особое внимание, подход к воспитанию и учебе. Здесь основная проблема – это именно рассеянное внимание.

Другие причины рассеянного внимания

Основываясь на исследованиях, синдром дефицита внимания диагностируют примерно у 5% всех детей в мире. Однако в реальной жизни СДВГ готов поставить почти каждый родитель своему чаду.

Не стоит спешить. Детально разберитесь в поведении своего ребенка, в своих методах воспитания, посмотрите на условия жизни ребенка, когда он учится и отдыхает. Огромное количество факторов влияет на способность сосредоточиться, все их необходимо проанализировать, и только потом делать выводы.

Вот несколько факторов, в результате которых у ребенка может возникать рассеянное внимание.

  • Возраст. Чем младше ребенок, тем труднее ему осознанно концентрироваться на чем-то. Взрослея, ребенок начнет умышленно задерживать свое внимание.
  • Отсутствие режима дня. Педиатры рекомендуют с ранних лет приучать ребенка к определенному графику дня. Как следствие будет не только успехи в школе, но и способность концентрироваться.
  • Особенности воспитания. Не стоит чрезмерно опекать ребенка и пытать угодить ему во всем. В результате страдает способность к произвольному вниманию, поскольку ребенок знает, что вы за него все сделаете.
  • Соматические заболевания, то есть физиологические. Болезнь снижает способности, активность, а также внимание. Ребенку нужно время восстановится и внимание придет в норму
  • Психические расстройства. Несомненно, сбои в работе мозга и нервной системы влияют и на способность ребенка удерживать внимание и концентрироваться на чем-то. Нельзя требовать от такого ребенка повышенной внимательности.
  • Дефицит витаминно-минеральных веществ. Практически у всех школьников наблюдается недостаток какого-либо вещества в организме. Плохая экология, ненатуральные продукты питания, повышенные физические, эмоциональные и умственные нагрузки — все это приводит к ухудшению самочувствия ребенка, быстрой утомляемости и рассеянности.
  • Защитная реакция организма. Рассеянное внимание у ребенка может быть реакцией на стресс, переутомление, усталость и даже страх. Если он млеет при одной мысли о математических уравнениях, то способность концентрировать свое внимание на уроке, и особенно — на контрольной работе, непроизвольно снижается, внимание рассеивается, страх преодолевает необходимость собраться и сконцентрироваться.
  • Отсутствие интереса. Ну и банально: родителям и учителям может казаться, что ребенок невнимателен и несобран, а между тем он прекрасно умеет сосредотачиваться, но только на интересующих его вещах. А потому, пытаясь сосредоточить внимание ребенка на чем-то важном для вас, создавайте для этого благоприятную атмосферу и выбирайте подходящее место и время.

Также, рассеянность и невнимательность может быть следствием генетических факторов (если родители страдают алкогольной зависимостью или психической неустойчивостью; если хотя бы один из них также гиперактивен и страдает синдромом рассеянного внимания) или неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития (болезни матери во время беременности, осложнения беременности, резус-конфликтная беременность, тяжело протекающие роды и прочие).

Тем не менее повысить произвольное внимание ребенка (то есть то, которое он задерживает осмысленно, сознательно), прилагая к этому определенные усилия, можно. В следующей статье расскажем, что для этого стоит делать.

P.S. Если вам интересна тема образования, воспитания, детского развития, школы и т.д., то подписывайтесь на обновления канала, чтобы не пропустить новые статьи, и ставьте лайк!

Источник