Рас у ребенка 2 года
К посту https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/445407135/
https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/453417109/
https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/459480141/
https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/466194561/
Рожден через ЭКС, доношен, маловодие, пишут одно тугое обвитие вокруг ноги, но при операции и на след. день устно было сказано врачом, что было обвитие 2 раза вокруг ноги и 1 раз вокруг туловища. Воды чистые. Во время беременности жалоб не было. Выписали из Перинатального центра 9 баллов по Апгар
Особенности на момент 2,5 года!!!
·Не разговаривает (лепет), но часто и громко, с интонацией. Может сказать мама, папа, баба. Но нас не подразумевает под этими словами. Просто калякает на своем языке.
·Движения пальцами рук частые, перед собой крутит… не перед глазами, а именно на уровне груди
·Все тянет в рот и прикусывает игрушки и другие предметы
·В игрушки не играет, не сортирует, не рисует и не лепит. Раньше и сам катался на машине-толкаре и сам катал машинки, сейчас это не интересно
·Все предметы только пытается покрутить руками или перекатывает
·Не просится на горшок, писает в трусы и в движение (во время ходьбы или на бегу), какает на унитаз. Подгузники носим только, если куда то идем надолго и на ночной сон. В последнее время днем спит в трусиках, во сне днем не писает, но за ночь может описаться.
·На имя откликается редко. Просьбы выполнять не хочет или не понимает?? Но слова «пойдем купаться», «пойдем кушать», «горячее», «нельзя» знает и понимает.
·Нет указательных действий, просит только кушать – берет за руку и ведет на кухню.
·Рукой «привет» и «пока» не машет
·Сам не проявляет интерес к самостоятельному одеванию, сам не кушает. Просит, что бы его покормили, берет мою руку и тянет к ложке. *** с середины февраля 2016г. начал сам кушать ))
·Любит только музыкальные игрушки и книги
·В саду на утренниках не принимает участие, ходит отстраненный, но с настроением хорошим, что-то разглядывает. Кукольный театр, Снегурочка и Дед Мороз его не впечатлили и не заинтересовали.
********
Сам по себе очень терпимый, чаще веселый. Дома бегает, разговаривает на «своем» языке, веселый, визжит, эмоциональный. Редко капризничает, чаще в хорошем настроение. Истерик не закатывает
На мультиках не зацикливается, смотрит разные. При выключение не истерит, быстро отвлекается
В сад сейчас (с августа) ходит с удовольствием. Адаптация была 9 месяцев, пошли в 1,2 года, часто болел и ходил со слезами.
Ходим в гости, к новой обстановке может и сразу привыкнуть, а бывает привыкает за 15-20 минут. Сначала осторожный, потом раскрепощается и начинает бегать. С другими детьми не общается, но и не избегает их. С взрослыми малознакомыми людьми идет на контакт, может и на руках посидеть и за руку взять.
Родителей и обнимает и целует (целует и сам, и когда попросишь). В глаза всем смотрит, но не долго.
Когда выходим из детского сада, то знает что налево – это к бабушке, а прямо в машину – домой. Различает автомобили родителей, если идет с папой, то идет к его машине; если с мамой, то к её.
Спит хорошо, со сном проблем никогда не было и нет. Может уснуть в любом месте и позе, если устанет.
В еде не привередлив.
Пробовали играть в ситуативные игры, например «кормить» игрушки. Я показывала и комментировала, он понаблюдал минуты 2-4 и ушел заниматься «своими делами».
А «свои дела» — это побегать, прыгать, научился кувыркаться, что-то покрутить, куда-нибудь залезть.
Показывает только «носик», «ушки» на маме и папе (это выучили еще в 1,5 года). Другие части лица и тела не запоминает.
Ходит в саду в бассейн, очень нравится
Очень любит смотреть как стирает машина стиральная, как ездят машины по дроге. Любит слушать стихи К.И.Чуковского (Мойдодыр, муха-цокотуха)
Катали его с горки на ледянке, с 3 раза уже сам понял, что нужно делать (сесть на ледянку и толкнуться)
Источник
Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог, стаж – 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.
Об авторе
Дата публикации: 9 февраля, 2020
Обновлено: 24 сентября, 2020
Аутизм – патологическое состояние, которое отражается на восприятии человеком окружающего мира. В зависимости от тяжести протекания, проявления могут быть незаметными, не мешают социализации и жизни в обществе. В тяжелых формах приводят к развитию интеллектуального отставания и полной самоизоляции от действительности.
При этом ранние первые признаки аутизма можно заметить уже в 2 года, дети-аутисты, у которых проблема выражена достаточно серьезно, заметно отличаются от сверстников по своим реакциям на раздражители, обычные бытовые моменты.
Причины возникновения аутизма
Истинные причины патологии пока так и не уточнены. Но врачи уже выделяют определенные факторы, повышающие риск развития диагноза у малышей.
Причины возникновения проявлений аутизма у детей 2-х лет:
- наследственная предрасположенность, которая у малышей проявляется сильнее, чем у родителей;
- гормональные нарушения со стороны эндокринных желез мозга (эпифиз, гипофиз);
- поражение ЦНС в период беременности или впервые месяцы жизни;
- стресс, в 2 годика это может стать посещение детского сада, прививка;
- интоксикация ртутью и другими тяжелыми металлами, нейротропными токсинами;
- химическое отравление матери в период беременности;
- необоснованный прием антибактериальных препаратов в первый год жизни;
- заболевания вирусной или бактериальной природы, затрагивающие мозг.
Развиться, аутичные черты и признаки у ребенка 2 лет способны даже при воздействии единичного фактора. Наибольшее значение придают наследственности. Сочетание нескольких триггеров отягчает течение и коррекцию патологии.
Когда у ребенка из группы риска находят подозрительные симптомы, они не всегда говорят о непоправимой болезни. При правильной терапии, детки, в большинстве своем, перерастают такие особенности. И, взрослея, социализируются в обществе.
Учитывая возраст, дебют аутического расстройства нередко сочетается с эпизодом вакцинации, которая к тому же является и психологическим стрессом. Такое совпадение стало поводом для лженаучной статьи, давшей начало антипрививочному движению.
Как определить аутизм у ребенка в 2 года: симптомы
Как проявляется аутизм у ребенка до и после 2-х лет, какие аутичные черты и признаки станут заметны, предугадать невозможно. И в этом заключается основная проблема раннего выявления проблемных деток.
При типичном течении, отмечается регрессия социальных и когнитивных навыков, которые были сформированы к возрасту 1,5-2,5 лет. В то же время, встречаются атипичные варианты патологии. Они носят характер поведенческих или психических расстройств.
Характерные симптомы и признаки детского аутизма в 2 (два) года:
- Проблемы с речью в легкой или сильной степени выраженности. Малышу не интересно общаться с окружающим миром, поэтому он не стремиться запоминать больше слов, обращаться с фразами к окружающим. О себе говорит в 3-м лице. При этом может повторять достаточно сложные слова, услышанные один раз случайно.
- Избегает, не ищет эмоционального контакта, близости с родственниками и постоянными окружающими. Ребенок не любит сидеть на руках, плохо переносит, когда его трогают, проявляют интерес, внимание. Сам не выделяет в общении мать и отца перед остальными, контактирует с людьми на одном уровне доверия.
- Отсутствуют игровые действия, “положенные” по возрасту. Из-за отсутствия абстрактного мышления, малыш не может представить и проиграть ту или иную ролевую модель. Ему не интересны игрушки в целом, однако иногда привязывается к конкретной вещи и везде носит ее с собой.
- Нежелание социализироваться. Они не хотят или перестают играть с другими детьми, не испытывают интереса к новым людям. Если их заставлять взаимодействовать, пробуют прятаться и убегать.
- Приступы агрессии в случае неудачи задуманного, истерики. Эмоциональный негативизм направляется как на самого себя, так и на окружающих.
- Чрезмерная реакция на внешние изменения. Дети с аутичными чертами способны зацикливаться на одном виде деятельности надолго. Их раздражают малейшие перемены вокруг, особенно тяжело они переносят смену режима дня, окружающей обстановки.
Описанные выше симптомы могут как иметь место с самого рождения, так и развиться впоследствии.
Соматическая патология
Кроме особых повадок 2-летнего ребенка, больного аутизмом, косвенные признаки у больных мальчиков и девочек могут проявляться и на телесном уровне:
- сниженный иммунитет (слабая реакция на Манту, рецидивные инфекции);
- чрезмерно острое или притупленное сенсорное восприятие;
- синдром раздраженного кишечника;
- судорожные припадки (сходны с эпилепсией);
- нарушения в работе поджелудочной железы (медленнее усваивается глюкоза);
Вышеперечисленные признаки, появившиеся у ребенка в 2 года, не говорят о том, что он аутист с точностью 100%. Они указывают на необходимость дополнительных исследований.
Особенности лечения
Распознавая аутизм у ребенка до 2 лет, врачи определяют, как аутист реагирует на мир, на какой стадии находится заболевание по симптомам и основным признакам. Затем подбирают корректирующее лечение в подходящих для малыша условиях.
Это сложная процедура, так как диагностика основывается на психофизиологических тестах, составляемых для каждого пациента отдельно. Также изучаются особенности поведения и реакций на действия взрослых, раздражители.
Главная трудность борьбы с аутизмом – отсутствие внешней выраженности, по фото не понять, что в 2 года дети-аутисты. Видеозапись гораздо информативнее в этом плане.
Лечение проводится в виде длительной коррекционной психотерапии с вариативной результативностью.
Стоит заранее быть готовым к возможно низким или отсутствующим результатам даже при многолетнем приложении усилий.
Семейная терапия
Основная нагрузка ложится в данном случае на родителей. Поэтому им следует знать заранее об особенностях терапии аутистов:
- составьте четкий распорядок дня и не отступайте от него;
- не меняйте обстановку вокруг малыша, даже мелкие изменения способны привести к регрессу;
- выберите одного специалиста для проведения занятий, смена врача приведет к стрессу и сбросу достижений;
- постоянное повторение – залог успеха, закрепляйте изученные навыки, новую информацию, отрабатывая их по нескольку раз в день;
- терапия не ограничивается больницей, ребенку понадобится адаптированный садик, школа, секции;
- общайтесь с людьми, также проходящими через это, обмен опытом, поддержка, нужны родителям особого ребенка;
- научитесь отдыхать, растить аутиста, даже с незначительными отклонениями от нормы – трудно.
Благодаря отдыху, удается избежать эмоционального опустошения и сохранить силы. Мама и папа, находящиеся в состоянии стресса или депрессии, негативно влияют на аутиста.
Транскраниальная магнитная стимуляция для лечения аутизма вписывается во все схемы. Бывает, что используются медикаментозные препараты, хоть они и не способны вылечить болезнь. Однако уменьшают патологические проявления за счет улучшения самочувствия малыша и корректировки его поведения:
- нейролептики для коррекции поведения;
- ноотропы для лучшего развития коры головного мозга;
- седативные препараты для установления правильного дневного ритма, устранения проблем со сном;
- препараты для борьбы с сопутствующими болезнями (кишечник, иммунитет и т.д.).
Нужно быть готовым к тому, что терапия продлиться всю жизнь, будет иметь свои положительные и отрицательные периоды.
Список использованной литературы
- Зенков Л.Р. Непароксизмальные эпилептические расстройства. М.: МЕДпресс-информ, 2007; 280с.
- Canitano R. Epilepsy in autism spectrum disorders. Eur Child Adolesc Psychiatry 2007;1:61-6.
- Gardoni F. MAGUK Proteins: New Targets for Pharmacological Intervention in the Glutamatergic Synapse // Eur J Pharmacol. – 2008. – V. 585. – P. 147-152.
- Ремшмидт Х. Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение: Пер. с нем. М.: Медицина, 2003;120 с.
- Арушанян, Э. Б. Участие мозговой железы эпифиза в регуляции поведения / Э. Б. Арушанян // Мед. вестник Сев. Кавказа. – 2009. – № 4. -С.66-75.
Была ли эта статья полезна?
Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:
Приносим извинения!
Как можно улучшить эту статью?
Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум
Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!
Перейти на форум
ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
Гимранов Ринат Фазылжанович
Записаться к специалисту
×
Источник
Проявления аутизма могут быть заметны у грудных детей (впрочем, специалисты пока не пришли к единому мнению о том, что эти проявления можно достоверно характеризовать как РАС) и ярче проявляются после года. Очевидными симптомы аутизма становятся ближе к двум-трем годам. В этом возрасте, как правило, можно диагностировать наличие аутизма достаточно уверенно. Когда ребенок становится старше, чаще всего симптомы аутизма начинают исчезать или выраженность их становится слабее, однако в большинстве случаев они остаются в той или иной степени заметными.
Давайте подробнее рассмотрим, на что стоит обратить внимание.
Главным образом это триада нарушений, то есть в трех сферах:
Общение.
Как человек общается с детьми и взрослыми (нарушения социального взаимодействия)
Коммуникации.
Как человек разговаривает, пользуется жестами или выражением лица (нарушения в области коммуникации)
Поведение.
Как человек ведет себя (своеобразие, ограниченность и стереотипность интересов и деятельности)
Перечисленные ниже симптомы указаны для ознакомления. Конечно же, не все они могут наблюдаться у ребенка с аутизмом одновременно, кроме того, часть симптомов встречается и у детей без аутизма. Но если некоторые из указанных симптомов наблюдаются у вашего ребенка, это повод обратиться к врачу.
Нарушения социального взаимодействия
Нарушения социального взаимодействия — самые важные симптомы аутизма. Часто маленький ребенок с аутизмом ведет себя так, будто он настроен «на свою волну», он может не проявлять интереса к играм других детей и даже упорно отказываться от участия в общих играх, его бывает сложно заинтересовать чем-то, что ему предлагает взрослый, он не повторяет действия, движения и звуки за взрослыми.
- Ребенок может не замечать, дома родители или на работе, ушли куда-то или вернулись домой
- Может расстраиваться, когда взрослый пытается включаться в его игры
- Может сидеть в кроватке один и громко, монотонно кричать, вместо того чтобы позвать маму
- Может не проявлять интерес к играм других детей
- Может не проявлять интереса к игре в прятки и к другим играм, основанным на взаимодействии с другими людьми
- Часто бывает сложно привлечь его внимание к игрушкам или книгам
- Не улыбается в ответ на улыбку
- Не реагирует на свое имя
- Может явно и отчаянно сопротивляться объятиям, поцелуям и не давать брать себя на руки ни родителям, ни другим людям
Нарушения в сфере коммуникации
Нарушения коммуникации – также ведущий симптом аутизма. Многие дети с аутизмом гораздо позже других начинают говорить и могут не использовать жесты.
Вместо этого, они пользуются руками других людей, подводят взрослых к тем предметам, с которыми хотят повзаимодействовать или указывают на них рукой мамы.
Другие дети могут рано начинать говорить и запоминать много слов, но не используют их для того, чтобы общаться.
Например, снова и снова повторяют любимые цитаты из мультфильмов и книжек или слова и фразы, услышанные от других. Часто дети с аутизмом хуже понимают обращенную к ним речь. Часто также они позже других детей начинают выполнять инструкции, может казаться, что они не слышат обращенные к ним слова.
Итак, самые яркие симптомы в сфере коммуникации, на которые стоит обратить внимание:
- Избегают контакта «глаза-в-глаза»
- Автоматически повторяют слова, не обращенные к другим (эхолалии)
- Используют «управляемую руку» взрослого
Нарушения в поведении
Третья группа обязательных для постановки диагноза РАС симптомов – своеобразие, ограниченность и стереотипность поведения, игр и интересов. Многие дети с аутизмом играют в игрушки необычным образом (например, выстраивают их в ряд или раскидывают), могут часто совершать повторяющиеся действия, интересоваться необычными предметами, странным образом двигаться, например, взмахивая руками, раскачиваясь на месте или бегая по кругу. Проявление симптомов этой группы очень разнообразно.
- Разглядывание предметов (лопастей вентилятора, кондиционеров).У наблюдателя возникает ощущение, что ребенок «прилип взглядом» и не может оторваться
- Может не проявлять интереса к игрушкам и восхищаться обычными предметами, например, обогревателем
- Может не играть с игрушками обычным способом, но крайне интересоваться какой-то частью игрушки (например, любит крутить колесо у машинки)
- Ребенок может часто кружиться вокруг своей оси
- Часто многократно взмахивает руками
- Расстановка игрушек в ряд; создание ряда самоценно, никакого сюжета не прослеживается
- Может вращать предметы, поднося их очень близко к лицу
- Может упорно пытаться есть несъедобные предметы: одежду, простыню, матрас, шторы
- Может часто или подолгу перебирать, трясти или щелкать пальцами перед своими глазами
- Часто и подолгу раскачиваться, сидя на месте и ничем больше не занимаясь
- Бесконечно щелкать выключателем, зажигая и гася свет
Нарушения моторики
Особенности моторики не являются ведущими диагностическими критериями при постановке диагноза «аутизм». Но многие родители и специалисты отмечают различные варианты неравномерности моторных навыков у детей с РАС. Некоторые дети могут одновременно демонстрировать прекрасное владение телом в одной области и быть очень неловкими в другой.
- Нарушение оценки расстояния до предмета также может приводить к моторной неловкости
- Хождение на цыпочках
- Плохая координация движений – научиться ходить по лестнице может оказаться очень трудной задачей для ребенка с аутизмом
- Часто ребенок не может захватывать и удерживать руками мелкие предметы
- Не может кататься на велосипеде или машинке-каталке с педалями
- Поразительные способности к удержанию равновесия и одновременно заметная неуклюжесть
- Может наблюдаться повышенное слюнотечение из-за проблем регуляции тонуса мышц рта и челюсти
Особенности восприятия – обостренная чувствительность
Дети с аутизмом могут быть очень чувствительными и с трудом переносить некоторые ощущения: шум, музыку, мигание лампочек, прикосновение одежды, запахи и т.п., которые другим кажутся вполне комфортными по интенсивности.
Гиперчувствительность может проявляться во всех видах ощущений, но иногда касается только каких-то определенных стимулов. По этой причине детям с аутизмом может быть очень тяжело в новой ситуации или обстановке. Чем больше разнообразных стимулов вокруг, тем больше вероятность, что ребенок не справится с такой нагрузкой и потеряет контроль над собой.
- Может демонстрировать неприятие всего нового или редкого, например, свечей на именинном пироге или шариков
- Ребенок может не переносить прикосновения к коже (сопротивляться раздеванию или мытью)
- Может не переносить прикосновения к голове и волосам, которые неизбежны при стрижке и мытье волос
- Может не переносить музыку
- Может иногда казаться глухим, не вздрагивать и не оборачиваться на громкие звуки, но в другое время реагировать на обычные или слабые звуковые раздражители
- Может не переносить обычные домашние запахи, особенно бытовой химии
- Может отказываться переодеваться или вообще надевать любую одежду, кроме нескольких определенных вещей
- Может отказываться от ремней безопасности в детском кресле машины
Причинение вреда самому себе
В некоторых случаях стремление к необычным ощущениям или сниженная болевая чувствительность могут приводить к тому, что ребенок сам себе наносит травмы и причиняет вред. Это поведение встречается не очень часто, но вред бывает серьезным.
- Может вырывать у себя волосы клочьями
- Может сильно стучать головой о твердую поверхность (пол, стены)
- Царапать и отдирать кожу и раневые поверхности (корочки)
- Может кусать себя
Нарушение чувства опасности
Иногда при аутизме бывает нарушено чувство опасности. В этом случае ребенок может вести себя так, будто у него нет инстинкта самосохранения, он не распознает ситуации, требующие осторожности, может стремиться к опасности и нарушать правила безопасности в одной и той же ситуации снова и снова, несмотря на полученный прежде негативный опыт. Это поведение тоже встречается не очень часто, многие дети с аутизмом, наоборот, боязливы и тревожны. Если же у ребенка чувство опасности снижено, то за ним нужно очень внимательно наблюдать: такое поведение может приводить к серьезным травмам.
Расстройства желудочно-кишечного тракта
У многих детей с аутизмом встречаются частые расстройства желудочно-кишечного тракта. Ребенок согласен есть чрезвычайно ограниченный набор продуктов, и/или у него имеется повышенная чувствительность к вкусу пищи. Другие симптомы: у ребенка часто бывает понос. В стуле имеется непереваренная пища. Ребенок часто страдает запорами
Нарушения сна
Многие дети с аутизмом подвержены нарушениям сна. Дети могут не различать день и ночь, оставаясь одинаково активными в любое время суток, их может быть трудно уложить спать, они могут часто просыпаться ночью. Периоды сна могут быть очень короткими: один-два часа. Болевая чувствительность у детей с аутизмом может быть снижена и даже отсутствовать, а может быть, наоборот, чрезмерно высокой. У детей с аутизмом также встречаются судороги. Вероятность возникновения эпилепсии как сопутствующего заболевания увеличивается с возрастом.
Интеллект
У значительной части людей с аутизмом интеллект соответствует норме, нередко у людей с аутизмом есть удивительные способности в области зрительного восприятия, памяти, музыкального слуха, математики и других наук. Некоторые люди с аутизмом находят себя в искусстве благодаря своему необычному взгляду на мир. Вопреки распространенному мифу, люди с аутизмом не стремятся жить в собственном мире, наоборот, многие очень заинтересованы в общении с другими, способны устанавливать глубокие эмоциональные связи с важными для них людьми, однако не имеют достаточных навыков для того чтобы общаться так, как это делают их сверстники.
Каждый человек с аутизмом уникален в своих проявлениях, и порой на первый взгляд сложно понять, что объединяет людей с расстройствами аутистического спектра. Некоторые (около 20–25%) так и не начинают говорить и общаются, используя альтернативные способы коммуникации (жесты, обмен карточками или письменный текст). Во взрослом возрасте им может требоваться много поддержки и заботы, они не могут жить самостоятельно. У других людей с аутизмом развивается речь и другие навыки социального взаимодействия, они могут посещать школу, поступать в высшие учебные заведения и работать.
Им необходима поддержка, для того чтобы жить, полностью реализуя свои возможности, справляться с непростыми для них социальными задачами. Они нуждаются в признании и принятии их особенностей так же, как и мы с вами, но многие из людей с аутизмом просто не смогут достойно жить без этой поддержки.
Лечение
Рано начатое обучение, индивидуальный подход к лечению, интенсивная терапия, участие всех членов семьи в обучении приводят к заметным улучшениям в развитии большинства детей с аутизмом.
Помощь детям с аутизмом
Лечение аутизма – процесс, требующий индивидуального подхода к каждому ребенку в зависимости от выраженности его симптомов, а также от наличия каких-либо сопутствующих аутизму нарушений и других расстройств. Некоторые дети с аутизмом нуждаются в очень интенсивной помощи, чтобы приобрести основные навыки социального поведения, научиться говорить. Многие дети при этом могут самостоятельно обучаться сложным умениям и больше нуждаются в поддержке с учетом их особенностей восприятия и мышления в школе и дома, нежели в интенсивной терапии. Наиболее эффективным методом коррекции аутистических расстройств считается поведенческая терапия – процесс систематического и последовательного обучения с использованием подсказок и поощрения желаемого поведения. Программы развития детей с аутизмом, основанные на поведенческой терапии, особенно при условии рано поставленного диагноза и рано начатой помощи, помогают ребенку стать более самостоятельным, способным к социально приемлемому и соответствующему возрасту поведению, значительно улучшают прогноз его развития и социализации.
В помощи детям с аутизмом могут принимать участие специалисты, занимающиеся развитием речи, академических навыков, психологи, нейропсихологи и многие другие специалисты при условии достаточной подготовки и опыта работы в области аутизма.
Аутизм у ребенка влияет на всю семью. Многие родители детей с аутизмом описывают сложные переживания, возникающие в связи с наличием у ребенка расстройств, могут испытывать сильные стрессы из-за проблемного поведения или необходимости постоянно контролировать малыша. В планировании помощи семье обязательно учитывается и состояние взрослых, находящихся с ребенком, и восприятие ситуации его братьями и сестрами. Нередко они также могут нуждаться в поддержке и консультациях специалистов, для того чтобы поддерживать хорошие отношения друг с другом, отдыхать и радоваться жизни.
Аутизм – не вина родителей, бабушек, дедушек и тем более самого ребенка, а биологическое расстройство.
Автор статьи: Наталья Морозова, клинический психолог высшей категории, ведущий специалист Нейрореабилитационного Центра “Импульс”, г. Сочи.
Материалы по теме:
Как не потерять себя маме особенного ребенка. Интервью с Натальей Вертлиб
“Нас вела не вера, что будет лучше, а страх, что будет хуже”. Интервью с мамой особенного ребенка
Бесплатная онлайн-консультация Натальи Морозовой:
Задать вопрос на форуме
Источник