Ранняя стадия развития ребенка

Ранняя стадия развития ребенка thumbnail

На чтение 10 мин.

Биологические, эмоциональные и психологические изменения детей, происходящие с ними в период взросления называются – этапами развития ребенка

[dropcap]Ч[/dropcap]то можно понимать под понятием развитие ребенка? Это биологические, эмоциональные и психологические изменения детей, происходящие с ними в период взросления.

В прошлом веке выделялись следующие этапы развития ребенка:

  • От рождения до 1 месяца – новорожденность.
  • 1 месяц – 12 месяцев младенец.
  • 1 год – 3 года – малыш.
  • 4 – 6 лет – дошкольник.
  • 6 – 13 лет – школьник.

Современное разделение этапов развития ребенка:

  • Момент зачатия – зигота.
  • От момента зачатия до 12 недель беременности – эмбрион.
  • С 13 недели до родов – плод.
  • С момента рождения до 1 месяца – новорожденный.
  • С 1 месяца до 1 года – младенец.
  • Дошкольник:
    • начинающий ходить – от 1 года до 4 лет.
    • старший дошкольный возраст – от 5 до 6 лет.
  • Младший школьный возраст от 6 до 10 лет.
  • Подросток – от 11 до 15 лет.
    • младший подросток – от 11 до 12 лет.
    • старший подросток – от 13 до 15 лет.
  • Юность – от 16 – 18 лет до 21 у женщин и 23 у мужчин.

Каждый ребеночек индивидуален, он развивается гармонично, выделить какие – либо области развития достаточно сложно, но наука объединила следующие направления:

  • Эмоциональное.
  • Интеллектуальное.
  • Психическое.
  • Физическое.
  • Познавательное.
  • Социальное.
  • Духовное.

Период от рождения до 1 месяца

Придя на первый волнующий прием в больницу, когда младенец достигает возраста 1 месяца, то педиатр помимо взвешивания и измерения роста проверяет наличие рефлексов, говорящими о нормальном здоровом развитии:

  • Ползанье – если тихонечко нажать стопы, то новорожденный скачком переместиться вперед.
  • Ходьбы – при поддержке младенца за туловище, он обязательно «побежит» ногами.
  • Хватательный – дотрагиваясь до ладошки, он сжимает пальчики в кулачок.
  • Проверяется реакция на звук, свет.

Развитие младенца начинается со здорового сильного крика, ведь именно так он общается с внешнем миром, таким образом рассказывает маме о своих желаниях и потребностях. Общение происходит через тактильный контакт, он распознает руки, которые к нему прикасаются.

В один месяц человечек пробует держать головку, если его положить на животик, то он старается изо всех сил приподнять ее и удержать около 5 секунд. Он уже тихонько поворачивает голову из одной стороны в другую, тем самым ища голос мамы.

Когда ребенка приставляют на ножки, то он уже выпрямляет их, кулачки еще по – прежнему сжаты в кулачок.

Он в состоянии фиксировать взгляд на игрушке: если держать игрушку яркого цвета, лучше красную, перед глазами на расстоянии 20 сантиметров, то он будет внимательно ее рассматривать. Если передвигать игрушку в сторону, то он станет за ней поворачивать голову. Рекомендуется такими упражнениями заниматься почаще.

В этом возрасте у него имеются две главных потребности – это сон и еда. Кормить лучше по требованию, а не по графику, как было рекомендовано раньше. Малыш чувствует запах, он всегда отличит запах материнского молока. Не стоит пользоваться духами, когда дома младенец.

График сна у него индивидуальный, он сам знает, когда ему нужно спать. В среднем сон занимает около 17 часов в сутки.

Особенности 3 – х месячного возраста

  • Позади прошел большой рубеж, перед нами предстал настоящий человечек, который имеет особенный темперамент. В это время очень хорошо виден «комплекс оживления», которым он встречает своих родителей. Он запросто отличает их от других многочисленных родственников. Он очень активно гулит – это такое выражение своих эмоций. Крик по – прежнему остается методом общения и ни о каких капризах пока нет речи. Таким образом кроха пытается сообщить о своих желаниях.
  • Дети начинают пока не очень уверенно держать головку, но скоро мышцы шеи будут хорошо справляться со своей функцией.
  • Концентрация внимания стает длительной, ребенок долгое время концентрируется на матери и следит за ней.
  • Кроха радует родителей улыбкой, смехом.
  • Слюнная железа у детей начинает интенсивно работать, происходит довольно обильное слюноотделение, которое некоторые принимают за первый признак зубов.
  • Ребенок стает любопытным, ему интересно все происходящее кругом.

Рекомендуемые игрушки:

  • Так как начался процесс раннего концентрирования внимания на предмете, то пришла пора под вешать на кроватку игрушки, он начнет тянуть к ним руки.
  • Актуальны будут легкие погремушки с длинной ручкой, чтобы удобно было держать в руках.
  • Для раннего развития мелкой моторики хороши будут игрушки из разных материалов: пластмасс, дерево, фетр, атлас, самое главное, чтобы они отличались по тактильным ощущениям.
  • Можно начинать ребенка знакомить с частями тела: смотря в зеркало называть части тела и показывать ее поглаживанием.
  • Выложив на животик полезно будет побуждать малыша к ползанию, например, побуждать подползти до интересной игрушки.

Совет: для детей необходимо раннее развитие моторики рук, требуется понимание того, что это прямой путь к развитию речи.

Совет: если у малыша что – ни будь не совсем хорошо получается, то не стоит отчаиваться, так как он индивидуальность, у каждого ребеночка свой темперамент, нужно только при помощи воспитания помогать ему, подготавливать к следующему шагу.

Особенности 6 – месячного возраста

Вот позади первые полгода жизни. Каковы же особенности этого периода?

  • Лежа на животике дети опираются на полностью выпрямленные руки.
  • Они начинают садиться.
  • Все мелкие предметы пошли в рот. Необходимо все обирать как можно дальше.
  • Малыш прекрасно понимает откуда издается звук.
  • Улыбку он теперь дарит не всем подряд, а только избранным.
  • Появляются первые ма – ма, ба – ба, па – па.

Совет: чем меньше ребенок, тем больше у него должна быть игрушка, конечно все в пределах разумного.

Особенности годовалого возраста

Вот только лежал в пеленках, а теперь уже бегает.

  • Многие дети делают свои первые шаги, ползание у них еще сохраняется, но только для игры.
  • Это уже социальная личность, которой нравится взаимодействие как с детьми, так и со взрослыми.
  • Со сверстниками в игру пока не вступает.
  • Начинает произносить свои первые слова.
  • Проявление раннего интереса к умыванию, чистке многочисленных зубов.
  • Нужно обращать внимание на эмоциональное, умственное воспитание. Очень хорошо, если дети будут более уравновешены, усидчивы.

Игрушки, рекомендуемые для данного возраста:

  • Хороша для развития крупная мозаика, занимаясь с ней можно обрести понимание цветов, усидчивости, формы.
  • Пальчиковые краски хороши для фантазии.
  • Куклы лучше резиновые, без острых и мелких деталей.
  • Резиновые мячи хороши для координации.
  • Музыкальные, двигающие игрушки детей приведут в восторг.

Совет: пришла пора умных игрушек, взаимодействуя с которыми делается шаг в будущее, в период раннего развития.

Период от года до трех

Воспитание у детей данного возраста не всегда происходит гладко. Это уже самостоятельная личность, с определенным темпераментом. Речь, как правило, хорошо сформирована:

  • Запас слов доходит до 1000.
  • Он употребляет в речи существительные, глаголы разного времени.
  • Отличает свой пол, возраст.
  • Понимает сказки, может рассказать событие.

В этот период важный этап воспитания – это приучение к горшку. Здесь нужно проявить максимальное терпение, психологи отмечают проблемы, которые затем мешали ребенку многие годы. Такой процесс должен быть мягким, постепенным. Самое главное, чтобы эмоции были исключительно только положительные.

В данный возраст виден всплеск раннего проявления агрессии. Возможны направленные признаки гнева: кусание, толкание, удары головой о стену. Во время воспитания ни в коем случае нельзя отвечать взаимной агрессией, так как, во – первых показывается ребенку пример, что так можно поступать. В – вторых, он может вырасти жестоким или, наоборот, подавленным. Это так называемый кризис трех лет. Воспитание должно идти в одном направлении, нельзя сегодня запретить, а завтра разрешить. Это не только дезорганизует личность детей, но и с таким подходом им не спокойно, они не знают, чего ожидать от родителей.

Особенности воспитания старшего дошкольного возраста

Вот только в вашей видимости родился, а уже в школу собирается. Каковы же особенности этого периода?

  • В это время происходят изменения в познавательных, мыслительных процессов.
    • Происходят усовершенствование раннего логического мышления.
    • Ребенок осознано направляет и удерживает внимание.
    • У малыша развита как зрительная, так и слуховая память.
    • У него работает такое воображение, которое проявляется в играх, впечатлениях.
  • У детей формируется адекватная самооценка.
  • Во время воспитания малыш начинает понимать, что слово «должен» сильнее, чем «хочу».
  • Игра перестает удовлетворять потребности, ему требуется занять другие более взрослые, значимые позиции.

Во время воспитания родители задумываются о психологической готовности к школе, которая складывается из личностной (желание получать знания); интеллектуальной (наличие такого кругозора, который будет помощником в обучении); социальной готовности (умение жить в коллективе).

Младший школьный возраст

Особенностью данного периода является переход к систематическому обучению. Он уже является социальной личностью, ориентированный на достижение результата.

  • Игровая деятельность постепенно сменяется учебной, хотя занимает еще свое место в жизни детей.
  • У него появляется много новой информации, причем память, мышление в состоянии с ней справиться.
  • Наступает этап раннего анализа.
  • Родители должны быть готовы к тому, что не только они имеют влияние на малыша, теперь очень важным стает тот факт, что сказал учитель.
  • В данный возраст происходит усиленное формирование как устной, так и письменной речи.
  • В этот период происходит раннее усовершенствование интеллекта. Они овладевают множеством понятий, находят причинно – следственные связи.
  • В результате воспитания происходит раскрытие индивидуальных особенностей.
  • Принятие норм поведения.
  • Начинается ранняя стадия формирования критичности.

Период подросткового возраста

Воспитание младших подростков имеет ряд трудностей. Именно в этот период решаются задачи раннего взросления. У детей происходят серьезные изменения в организме, он сам не знает, что с ним такое и как на это реагировать.

  • Происходит ранние сексуальные изменения, в связи с этим замедляется познавательная активность.
  • В этот возраст характерна резкая смена настроения, они капризны, своенравны, обучение страдает. В вашем понимании происходит что – то не так.
  • Им все интересно, причем чем более запрет на плод, тем он их больше к себе тянет.
  • У них стает такое мышление, которое позволяет запросто рассуждать о войне и мере, жизни и смерти.
  • Появляется новообразование – ранее чувство взрослости. Он рассматривает новые образцы поведения, по другому строит отношения с людьми, он требует равноправия, хочет, чтоб с ним советовались, учитывали его мнение.
  • Воспитание иногда может стать в тупик из – за полной потери авторитета. Он больше ориентирован на себе подобных, чем на взрослых.
  • Дети стают чрезвычайно уверенные, у них появляется потребность в самовыражении.
  • В этом возрасте очень важна положительная самооценка, он строит такую позицию, при которой сам и сверстники оценивают его на высоком уровне.

Период взросления – юность

На этапе ранней юности меняется вид деятельности, от учебной переходит к учебно – профессиональной. Многие уже попробовали себя в трудовой деятельности. О процессе воспитания, конечно, здесь нет и речи.

  • В этот возраст меняется ориентир, он устремляется в будущее. Идет определение с жизненным путем, выбором профессии.
  • Он стоит на пороге взрослой жизни.
  • Строятся жизненные планы, стараются реализовать цели.
  • Еще одной особенностью является сформированность мышления, мировоззрения, нравственных установок.
  • Человек осознает свои потребности.
  • У него имеется потребность в самостоятельном приобретении знаний.
  • Люди этого возраста склонны к философским размышлениям.
  • Заново появляется авторитет родителей, с не простыми вопросами они идут именно к ним.
  • Расширяется круг интересов, потребность в общении со сверстниками велика.
  • Симпатия, дружба перерастает в любовь. Думают о создании семьи.
  • Но еще малый жизненный опыт, кидание из крайности в крайность: любить так любить, ненавидеть так ненавидеть.
  • Он ищет свое место в жизни, свое общество, свое пространство, свой мир без вторжения туда как посторонних, так и близких людей. Для проверки качества своего воспитания неплохо ребенка отпустить, дать ему свободу, понаблюдать за тем, как он будет барахтаться в море жизни.

Оставить комментарий

Источник

Какие системы организма начинают работать по-новому?

После зачатия ребенка происходят глобальные физиологические изменения в организме женщины. Большие перемены наблюдаются в работе эндокринной системы. Подавляется выработка гормонов передней доли гипофиза, которые отвечают за формирование и развитие фолликула в яичнике. Формируется желтое тело – гормонопродуцирующая железа, выполняющая ключевую роль в сохранении беременности на ранних сроках.

Временная железа образуется в правом или левом яичнике после овуляции и продуцирует прогестерон. Функции прогестерона:

  • предотвращает выход новых яйцеклеток и развитие менструального кровотечения;
  • стимулирует рост эндометрия, подготавливает слизистую оболочку матки к закреплению плодного яйца,
  • обеспечивает имплантацию зародыша и его дальнейшее нормальное развитие;
  • способствует образованию слизистой пробки в шейке матки, которая необходима для защиты эмбриона от инфекций;
  • снижает тонус мышечного слоя матки, предотвращая его сокращение и выкидыш.

У небеременных женщин желтое тело рассасывается за две недели до менструации. В период вынашивания ребенка оно существует до 10-12 недель гестации, после чего временная железа перестает существовать и ее функции выполняет плацента.

Функционирование желтого тела обеспечивает гормон ХГЧ, который начинает вырабатываться тканью хориона на 6-8 день после слияния мужской и женской гамет. ХГЧ усиливает синтез половых гормонов и кортикостероидов, производимых в коре надпочечников.

Важным гормоном в период вынашивания ребенка является пролактин, который вырабатывается гипофизом. Начиная с 8 недели беременности, выработка пролактина возрастает. Это необходимо для подготовки молочных желез к грудному вскармливанию, а также для нормального формирования легочной ткани эмбриона.

На начальных сроках беременности изменяется работа щитовидной железы. Орган увеличивается в размерах и начинает синтезировать больше гормонов, которые важны для развития эмбриона.

Иммунная система

В период вынашивания ребенка даже у абсолютно здоровой женщины снижаются защитные силы организма. Это связано с изменением гормонального фона и адаптацией организма к новым условиям.

Повышается вероятность острых воспалительных процессов и обострения хронических заболеваний. Могут обостряться патологии дыхательной, пищеварительной, мочеполовой системы. Часто ситуация осложняется тем, что многие медикаменты профилактического и лечебного действия при беременности противопоказаны.

Что может сделать беременная для укрепления иммунитета?

  1. Составить полезное меню. Свежие овощи и фрукты, кисломолочные продукты, рыба, орехи, зеленый чай – все это укрепляет иммунитет.
  2. Вести активный образ жизни и следить за массой тела. Избыточный вес и отсутствие активности снижают защитные силы организма.
  3. Избегать стрессов. Эмоциональные переживания угнетают работу иммунной системы.

Кроме этого, во время беременности важно вовремя лечить любые воспалительные процессы. Все системы организма взаимосвязаны. Например, обычная простуда может стать причиной острого пиелонефрита или другого серьезного заболевания.

Психоэмоциональные изменения

Практически все женщины во время беременности подвержены резким эмоциональным перепадам, ведь изменение гормонального фона влияет на работу центральной нервной системы. Психоэмоциональное состояние беременной часто ухудшается во время токсикоза. В связи с этим у беременной могут возникать:

  • плаксивость;
  • раздражительность;
  • головокружение;
  • сонливость.

Как правило, такие проявления характерны только для ранних сроков беременности. С эмоциональным напряжением в первом триместре помогут справиться полноценный сон, умеренные физические нагрузки, приятные дела и хобби.

Онлайн консультация Врача-гинеколога

Консультация онлайн

В рамках консультации вы сможете озвучить свою проблему, врач уточнит ситуацию, расшифрует анализы, ответит на ваши вопросы и даст необходимые рекомендации.

Развитие плода по неделям в первом триместре

Зачатие ребенка происходит в период овуляции, после оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом. Как правило, овуляция совпадает с 10-16 днем менструального цикла.

Внутриутробное развитие человека делится на два этапа: эмбриональный и фетальный. Первый этап – период от момента оплодотворения яйцеклетки до десятой недели беременности.

Во время эмбрионального этапа происходят важные процессы: дробление и имплантация эмбриона в полость матки, образование нервной пластинки (зачатка центральной нервной системы) и ее замыкание в нервную трубку, формирование органов и плаценты.

Стоит различать эмбриональный и акушерский сроки беременности. Первый считается от момента зачатия, второй – от начала последней менструации. Как правило, разница между этими сроками составляет две недели.

Получается, что формирование и онтогенез эмбриона начинается только на третьей неделе беременности акушерского срока. Рассмотрим подробнее, как происходит развитие плода по неделям во время первого триместра.

3 неделя гестации

После проникновения сперматозоида в яйцеклетку образуется зигота – диплоидная клетка, обладающая набором хромосом, равноценно полученных от женской и мужской гамет. Продолжительность образования диплоидной клетки составляет 25-30 часов.

Начинается деления зиготы и ее продвижение к матке. В начале деления зигота распадается на 2-4 бластомера (клетки округлой формы, образующие зародыш). С каждым днем число бластомеров увеличивается.

На четвертый день после зачатия зигота состоит из 12-14 бластомеров. Плотность эмбриональных клеток растет, и они тесно связываются между собой. Зародыш попадает в полость матки.

Образуется бластоциста (ранняя стадия развития эмбриона), которая имплантируется в эндометрий матки. Во время имплантации у беременной могут возникать сокращения матки и появляться кровянистые выделения, которые нередко принимают за менструацию. Однако, в отличие от месячных, кровотечение при имплантации невыраженное и кратковременное.

4 неделя

Имплантация ускоряет процесс развития эмбриобласта (внутренних клеток эмбриона), в результате чего формируются внезародышевые органы:

  • хорион – оболочка, которая выполняет выделительную, дыхательную и защитную функции. После имплантации эмбриона на его поверхности начинают появляться первые ворсинки хориона. В дальнейшем часть клеток хориона разрушает стенку матки и участвует в формировании плаценты;
  • амнион – водная оболочка, которая обеспечивает плоду оптимальные условия развития и защищает его от механических воздействий. Жидкость амниона состоит из белков, сахаров, минеральных солей и других веществ;
  • желточный мешок, который выполняет кроветворную функцию. Сначала его размеры превышают размеры эмбриона. После 12 недели гестации этот временный орган уменьшается в размерах и полностью исчезает.

Происходит формирование первичной кишки. Из ее отделов в дальнейшем будут развиваться органы пищеварительной системы. На четвертой неделе гестации происходит закладка печени и поджелудочной железы.

После имплантации эмбриона в полость матки на месте крепления зародыша образуются зачатки плаценты. Процесс ее формирования завершится к 16 неделе гестации. Плацента обеспечивает плод необходимым кислородом, питательными веществами, защищает от инфекций, выводит продукты метаболизма.

К концу четвертой недели гестации женщина замечает, что ожидаемая менструация не наступает. В этот период могут возникать перепады настроения, быстрая утомляемость, повышенная чувствительность молочных желез.

5 неделя

К пятой неделе появляется нервная трубка – основа спинного и головного мозга. Из выпуклости в центральной части плода формируется сердце. В этот же период начинает образовываться гемоглобин, поэтому возрастает скорость потребления зародышем железа.

Начинает формироваться пуповина, которая станет связующим звеном между эмбрионом и плацентой. По мере роста плода увеличивается в размерах и пуповина.

В этот период у женщины могут появиться первые признаки токсикоза: тошнота, рвота, непереносимость некоторых продуктов и запахов.

6 неделя

У зародыша начинает биться сердце, закладывается вилочковая железа, которая отвечает за иммунитет. Формируются:

  • зачатки рук и ног;
  • полушария головного мозга;
  • глазные впадины и слуховые проходы;
  • органы выделительной системы.

Активно растут сосуды, устанавливается циркуляция крови.

7 неделя

Развиваются нервные волокна, пищевод, желудок, глотка. У зародыша появляются подобия кистей рук, первичные половые клетки. Поджелудочная железа начинает вырабатывать инсулин. Дыхательная система представлена пока только трахеей.

У женщины могут усиливаться признаки токсикоза, поэтому важно соблюдать обильный питьевой режим.

8 неделя

Этот период характеризуется формированием у эмбриона черт лица, а также развитием нижних и верхних конечностей. В глазах образуется сетчатка, верхние конечности способны сгибаться в локтях, и нижние – в коленях.

Половые органы приобретают характерный вид, но этого еще недостаточно для определения пола будущего ребенка.

9 неделя

В сердце появляются левые и правые предсердия и желудочки. Развиваются крупные кровеносные сосуды, эндокринные железы. Плацента начинает вырабатывать гормоны. Пальцы на нижних и верхних конечностях полностью сформированы.

10 неделя

Если в генотипе зародыша есть ген, который инициирует развитие мужского организма, то на десятой неделе гестации происходит активное развитие яичек, и они начинают вырабатывать гормон тестостерон.

В это же время у плода развивается зрительный нерв, в почках начинает образовываться моча. Повышается прочность костной ткани. Между брюшной и грудной полостями формируется диафрагма.

11 неделя

С 11 недели начинается фетальный период внутриутробного развития. Самочувствие большинства беременных стабилизируется: исчезает симптоматика токсикоза, раздражительность, быстрая утомляемость.

У плода сформированы важнейшие органы, лицо, полушария головного мозга. Происходит развитие мышечной ткани. Плод начинает совершать движения, но женщина их пока не чувствует.

12 неделя

Образуются вкусовые рецепторы языка. Активно развивается мозжечок – отдел мозга, который отвечает за выполнение целенаправленных движений, их скорость и сохранение тонуса мышц. Появляются зачатки ногтей и зубов.

Вилочковая железа представляет собой полноценный орган, в котором происходит дифференцировка Т-лимфоцитов. Пропорции тела у плода еще неправильные: голова большая, руки длинные, а ноги короткие и согнутые в коленях.

Кишечник увеличивается и начинает складываться в петли. В крови появляются лейкоциты, которые защищают организм от внешних и внутренних патогенных агентов.

Продолжается формирование половых желез. К концу 12-13 недели беременности становится возможным определить пол плода.

Заключение

Итак, во время 1 триместра беременности в организме женщины и будущего ребенка происходят серьезные изменения. Однако течение беременности и нормальное развитие эмбриона во многом зависят от поведения женщины.

Для того, чтобы беременность протекала без осложнений, важно вовремя проходить необходимое обследование, правильно питаться, вести активный образ жизни и избегать стрессов.

Источник