Ранняя диагностика речевого развития ребенка

Ранняя диагностика речевого развития ребенка thumbnail

Методика для обследования речевого развития ребенка раннего возраста

Исследование уровня развития речи у детей раннего возраста строится на системном подходе, который опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речевого развития детей охватывает все стороны речи.

В основе исследования положены следующие параметры измерения уровня речевого развития детей раннего возраста:

· выявление уровня восприятия речи и понимания речи взрослого,

· выявление объема активного и пассивного словаря,

· обследование произносительной стороны речи (произношение гласных и согласных звуков, слоговая структура),

· обследование грамматического строя речи (сформированность фразовой речи; использование предлогов).

Для изучения развития речи детей раннего возраста мы применяли методики, разработанные Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной.

Обследование уровня восприятия и понимания речи взрослого.

1. «Изучение понимания речи».

Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого.

Материал: 4-5 хорошо знакомых детям предметов (чашка, погремушка, собачка, кукла).

1 ситуация. Проверяется, отзывается ли ребенок на свое имя.

2 ситуация. Взрослый просит ребенка указывать на называемый предмет.

3 ситуация. Взрослый предлагает ребенку показать у куклы какую-либо часть лица или тела.

4 ситуация. Взрослый просит ребенка найти аналогичную часть лица или тела у себя.

5 ситуация. Взрослый просит ребенка дать называемый предмет.

6 Ситуация. Взрослый предлагает произвести с предметом определенные действия (положить чашку на стол). Задание усложняется в зависимости от возраста ребенка.

7 Ситуация. Взрослый предлагает ребенку проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом.

Формулировку задания взрослый повторяет несколько раз.

Все данные заносятся в таблицу, где отмечается число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определяет количество набранных ребенком баллов:

1 раз – 2 балла,

2 раза – 1 балл (при выполнении задания), 0 баллов (при невыполнении задания),

более 2 раз – 0 баллов.

Если ребенок набрал от 11 до 14 баллов, то это высокий уровень понимания речи. От 7 до 10 баллов – средний уровень понятия речи, от 6 до 0 баллов – низкий уровень понимания речи.

2. «Найди игрушку».

Цель: выявить уровень понимание речи взрослого. Материал: различные знакомые предметы (игрушки, пирамидки, куклы и т.д.)

Процедура проведения: в процессе игровой деятельности взрослый наблюдает за тем, как ребенок реагирует на предметы: сосредоточенно ли всматривается в игрушки; берет ли в руки; вызывает ли игрушка ответную реакцию, улыбку; понимает ли обращенную к нему речь.

Все данные заносятся в таблицу, где отмечаются все вышеперечисленные параметры оценки понимания речи ребенком взрослого. Число выполненных фрагментов определяет количество набранных ребенком баллов:

5 баллов – в речи ребенка встречаются все 5 приведенных фрагментов, определяющих результативность. Такое количество баллов соответствует высокому уровню понимания. Выполнены все параметры.

3-4 балла – 3-4 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи. Средний уровень.

0-2 балла – 0-2 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи. Низкий уровень.

Обследование объема пассивного и активного словарного запаса.

Обследование словарного запаса проводится у детей раннего возраста или у детей старшего возраста, когда логопед в предварительной беседе с ребенком, родителем или педагогом выявил недоразвитие лексико-грамматической стороны речи или жалобы на его проявление.

В ходе обследования словарного запаса решаются следующие задачи:

– определить количественный и качественный состав активного и пассивного словаря;

– выявить уровень владения значением лексических единиц;

– выявить характер лексических ошибок;

– наметить рациональные пути формирования и (или) совершенствования лексической стороны речи ребенка.

Материал для обследования – конкретная повседневная лексика. Ребенку предъявляются предметные картинки. При обследовании активного словаря ставиться вопрос «Что это?», пассивного – задание «Покажи, где…»

1. «Кто это?».

Цель: выявить объем пассивного и активного словаря.

Материал: предметные картинки.

Для оценки словарного состава ребенка весь предлагаемый материал условно разделяют на три группы по степени частотности употребления слов в речи. В первую группу вошли слова, обозначающие предметы, наиболее часто встречающиеся в жизни ребенка. В качестве примеров мы брали приблизительные картинки из категорий: одежда (шапка, шарф, рубашка, юбка), овощи (капуста, морковка, картофель, редиска), домашние животные (кошка, собака, попугай), транспорт, игрушки, птицы.

Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали число правильных ответов:

1 балл – наличие правильного ответа,

0 баллов – неправильный ответ.

Выводы об уровне объема словаря:

10 баллов – высокий уровень объема словаря,

7-9 баллов – средний уровень,

2-6 балла – низкий уровень,

0-1 балла – очень низкий уровень.

2. «Называние предмета по его описанию».

Цель: выявить объем пассивного и активного словаря

Инструкция: «Отгадай, что это (кто это)».

Ответы: кошка, птица, собака, корова, белка, чашка, зайка.

Все данные заносятся в таблицу, где отмечается число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определило количество набранных ребенком баллов:

1 раз – 2 балла,

2 раза – 1 балл (при выполнении задания), 0 баллов (при невыполнении задания), более 2 раз – 0 баллов.

Если ребенок набрал от 11 до 14 баллов, то это высокий уровень понимания речи. От 7 до 10 баллов – средний уровень понятия речи, от 6 до 0 баллов – низкий уровень понимания речи.

3. «Понимание сходных по звучанию слов».

Цель: выявить понимание сходных по звучанию слов.

Материал: предметные картинки.

Взрослый показывает ребенку картинку и просит отгадать, что на ней нарисовано. Например, предлагается картинка «молоток».

Инструкция: «Отгадай, что это: молоток или молоко?».

Список картинок: молоток, сабля, маска, деревья, дрова, ворона, врач, осы, крыша, туча, куст. Пары слов: «молоко – молоток», «крыша – крыса», «каска – маска», «деревня – деревья», «дрова – трава», «ворона – ворота», «врач – грач», «осы – усы», «крыша – крышка», «туча – куча», «куст – кость».

Все данные заносятся в таблицу, где отмечается число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определяет количество набранных ребенком баллов:

1 раз – 2 балла,

2 раза – 1 балл (при выполнении задания), 0 баллов (при невыполнении задания), более 2 раз – 0 баллов.

Если ребенок набрал от 16-22 баллов, то это высокий уровень понимания сходных по звучанию слов. От 15 до 8 баллов – средний уровень, от 7 до 0 баллов – низкий уровень.

  1. «Лексическая сочетаемость слов».

Цель: подбор слов-синонимов.

Материал: игрушки.

Ребенку необходимо сравнить предметы (большой и маленький шар, высокая и низкая кукла, толстый и худой мишка, твердый-мягкий, холодный-горячий).

Все данные заносятся в таблицу, где отмечается число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определило количество набранных ребенком баллов:

1 раз – 2 балла,

2 раза – 1 балл (при выполнении задания), 0 баллов (при невыполнении задания), более 2 раз – 0 баллов.

Если ребенок набрал от 5 до 10 баллов, то это высокий уровень понимания речи. От 4 до 2 – средний уровень, от 1 до 0 – низкий уровень.

Источник

Ранняя диагностика речевых и познавательных процессов

Как показывает опыт, одной из частых проблем, связанных с развитием ребенка, является отставание в развитии речи. Это связано с тем, что в первые годы жизни малыша речь развивается наиболее интенсивно. Вместе с тем любое неблагополучие в состоянии здоровья малыша, приводящее к ослаблению его организма и задержке созревания центральной нервной системы, может быть причиной отставания в развитии речи. Нередко отставание в развитии речи может быть первым проявлением повреждения центральной нервной системы под влиянием различных неблагоприятных факторов, действующих на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни. Следует также иметь в виду, что именно с отставания в речи могут проявляться многие нервно-психические заболевания.

При любом отставании в развитии речи необходимы консультации детского невропатолога, психоневролога и сурдолога.

На первичном осмотре учителю-логопеду важно собрать как можно больше информации о развитии ребенка в более ранние периоды развития, чтобы попытаться дифференцировать различные отклонения в развитии малыша. Понимание специфики и причин нарушений речевого и психомоторного развития ребенка помогает специалисту ответить на наиболее часто возникающие вопросы родителей: «Что делать?», «Как развивать ребенка?».

При диагностике необходимо рассматривать речевое развитие не как изолированно протекающий процесс, а как один из аспектов общего развития ребенка, тесно связанный с сенсорным, моторным и познавательным процессом. Также при оценке речевого развития необходимо изучение речевых и неречевых форм общения, а также их соотношение в коммуникативном поведении.

Очень важно определить механизм нарушения развития, структуру ведущего и связанных с ним вторичных нарушений, выявить возможные причины отклонений, а также сохранные звенья, функции. Без этого невозможно правильно определить наиболее эффективные методы и средства преодоления имеющихся именно у этого конкретного ребенка проблем в развитии

Влияние перинатальной патологии нервной системы на формирование речевых нарушений.

Перинатальная патология ЦНС имеет важное значение в возникновении речевых нарушений у детей. Это обусловлено тем, что именно в перинатальном периоде происходят наиболее важные события, оказывающие прямое и опосредованное влияние на процессы структурной и функциональной организации ЦНС. Перинатальный период включает в себя период развития плода от 28 недели внутриутробного развития и первые 7 дней постнатальной жизни (период ранней адаптации). Среди многообразия патологических состояний перинатального периода наиболее значимыми причинами приводящими к нарушению нормального хода развития развивающегося головного мозга согласно положениям 10 МКБ и Классификации перинатальных поражений нервной системы у новорожденных (РАСПМ,2000г.) относят прежде всего:

1. Церебральную гипоксию-ишемию.

2. Родовую травму ЦНС.

3. Инфекции ЦНС.

4. Системные дисметаболические и токсико-метаболические нарушения .

Выраженность возникающих при этом нарушений отличается вариабельностью. Тяжесть повреждений головного мозга зависит от срока гестации, степени зрелости, а также его морфологических особенностей, присущих данному гестационному возрасту. Кроме того, решающее значение оказывают и такие показатели как длительность и интенсивность воздействия тех или иных патологических факторов. Патогенетические механизмы церебральных повреждений при инфекционных, токсико-метаболических и гипоксически-ишемических воздействиях в целом схожи и в конечном итоге приводят к аноксии и гибели клеток нервной ткани. Каких-либо неврологических и речевых нарушений специфичных для последствий влияния отдельных факторов перинатального повреждения у детей не выявляется, поэтому перинатальные гипоксически-ишемичские церебральные поражения могут быть взяты в качестве универсальной модели для развития последствий неврологических и речевых расстройств.

Избирательный (селективный) нейрональный некроз (СНН) относится к вариантам диффузного поражения головного мозга, когда в патологический процесс вовлекаются практически все его отделы. Наиболее часто последствиями данного поражения являются атрофические изменения, выявляемые в области лобных и височных отделов головного мозга. К более редким его последствиям относятся атрофические процессы, захватывающие мозжечок или ствол головного мозга.

Клинически данный вид гипопоксически-ишемического поражения проявляется в виде тяжелых форм как двигательных, так и психических, речевых (алалия) расстройств. Фокальные (очаговые) гипоксически-ишемические формы поражения головного мозга в основном достаточно редко наблюдаются у новорожденных (в основном у доношенных).

Парасагиттальные некрозы или субкортикальные лейкомаляции (СКЛ). Участки ишемического поражения при СКЛ локализуются в зонах пограничного кровоснабжения между бассейнами передних, средних и задних мозговых артерий. Фокальные (очаговые) кортикальные и субкортикальные некрозы ишемического характера наиболее типичны для доношенных новорожденных. По стадийности и исходам данные патологические процессы напоминают ПВЛ.

В дальнейшем у данного контингента детей развиваются тяжелые формы ДЦП, часто сопровождающиеся грубыми интеллектуальными, психическими и речевыми расстройствами (алалия).

Перивентрикулярная лейкомаляция (ПВЛ) (ишемический инсульт) – перивентрикулярное размягчение белого вещества головного мозга является характерным повреждением для недоношенных детей. Последствиями данного вида повреждения является вовлечение в патологический процесс моторных и сенсорных нервных проводников, что клинически проявляется формированием спастических форм церебрального паралича, нарушениями функций зрительного и слухового анализаторов, отклонениями в интеллектуальном развитии.

Поражение базальных ганглиев (us marmoratus) достаточно редкий вариант последствий тяжелого гипоксически-ишемического воздействия.

Клинически данные нарушения проявляются у детей первого года жизни гиперкинетическими расстройствами, (дискинетическими формами) ДЦП, и соответствующими гиперкинетическими речевыми нарушениями (органические формы заикания, скандированная речь).

Варианты неврологических и речевых нарушений в зависимости от характера перинатального поражения головного мозга.

Характер поражения

Неврологические нарушения

Речевые нарушения

Селективный нейрональный некроз

Вторичная микроцефалия, тетрапаретические формы ДЦП, симптоматическая эпилепсия, умственная отсталость, корковые сенсорные нарушения

Алалия, сенсорная алалия, дизартрии

Парасагиттальный некроз

Тетрапаретические формы ДЦП симптоматическая эпилепсия, умственная отсталость, корковые сенсорные нарушения

Алалия, сенсорная алалия, дизартрии

Перивентрикулярная лекомаляция

Диплегические и гемиплегические формы ДЦП, псевдобульбарные нарушения,зрительные проводниковые нарушения

Псевдобульбарная дизартрия

Поражение базальных ганглиев и таламуса

Дискинетические (гиперкинетические) формы ДЦП, сенсорные нарушения

Гиперкинетические расстройства речи (заикание), дизартрии

Поражение мозжечка

Атонически-астатическая форма ДЦП

Скандированная речь, заикание

Поражение ствола

Нарушения черепных нервов, бульбарные расстройства

Бульбарная дизартрия, ринолалия, заикание

Наряду с описанными выше грубыми структурными нарушениями вещества головного мозга, возникающими вследствие перинатальных повреждений, возможно развитие более «тонких изменений», наличие которых, с помощью современных методов неировизуализации выявить не удается. Эти нарушения реализуются на уровне межклеточного взаимодействия и обусловлены отклонениями в процессах клеточной миграции, организации синаптических контактов, миелинизации афферентных и эфферентных нервных проводников. Внешние они начинают клинически проявляться в те возрастные периоды, когда наиболее активно идут процессы формирования высших психических функций. Данные отклонения, выявляемые у детей первого года жизни, в обобщенном виде получили название «задержки темпов психомоторного и предречевого развития». При этом на первый план выступают признаки снижения эмоциональных реакций, слабая выраженность «комплекса оживления», низкая познавательная активность. На фоне снижения познавательной активности отмечается умеренная задержка формирования произвольных двигательных актов, но нарушения мышечного тонуса могут отсутствовать или выражены минимально. В тоже время формирование установочных, цепных реакций выпрямления и равновесия обычно задерживается, и тесно коррелируют со степенью задержки психических функций.

Одним из кардинальных клинических признаков, характеризующих отклонения во взаимодействии психики и моторики являются нарушения формирования тонких целенаправленных движений. Данный показатель наиболее тесно коррелирует с дальнейшим речевым развитием, являясь прогностическим критерием успешности формирования речи.

Таким образом, выявление ранних структурных изменений в головном мозге новорожденных является ранним объективным прогностическим критерием будущих нарушений психомоторного развития различной степени тяжести и сопутствующих им речевых расстройств.

Выявление групп риска по формированию нарушений устной речи

у детей 1-года жизни.

В связи с тем, что становление речи тесно связано с развитием сенсорных функций, психики, моторики, особенно тонкой, контроль за речевым развитием является необходимым при оценке нервно-психического развития всех детей раннего возраста

Эту оценку, при динамическом наблюдении, для получения максимально объективных и сопоставимых результатов, необходимо проводить с учетом скоррегированного возраста, так как становление психо-моторных и речевых функций у недоношенных и доношенных детей происходит в разные временные периоды.

Важно выявить не только задержку формирования речевых функций, но и дифференциацию – является ли эта задержка доброкачественной (темповой) или патологической, требующей неотложной логопедической, и медикаментозной коррекции.

Этапы речевого развития тесно взаимосвязаны между собой и закономерно сменяют друг друга. Только последовательное динамическое развитие речевой функции обеспечивает ее полноценную деятельность. Знание основных закономерностей периодизации речевого развития является основой для диагностики нарушения темпов его формирования.

В группу риска должны быть включены дети, у которых в первые 3 мес. жизни, в результате углубленного клинико-инструментального обследования были выявлены структурные нарушения со стороны головного мозга (см. табл.

Оценка неврологического статуса и психо-моторного развития должна проводится по следующим критериям.

  • Общемозговые симптомы (характер активного бодрствования, наличие и характер судорог).
  • Состояние черепных нервов.
  • Общая двигательная активность (поза, объем активных и пассивных движений, мышечный тонус), сухожильные и периостальные рефлексы .
  • Безусловные (врожденные) рефлексы, степень выраженности и редукция.
  • Психо-эмоциональные и предречевые реакции.

У детей 1-го месяца жизни среди общемозговых симптомов особого внимания заслуживает длительность и выраженность синдрома угнетения ЦНС. При этом в различной степени нарушаются функции черепных нервов, что клинически проявляется в первую очередь отсутствием безусловных оральных автоматизмов (поискового, хоботкового, сосательного, глотательного) и значительными трудностями при проведении энтерального кормления. Кроме того ранним признаками, отражающими дисфункцию бульбарной группы черепных нервов можно отнести: отсутствие крика (афония), слабый крик с носовым оттенком, монотонный не модулированный крик.

Выявление структурных изменений в головном мозге новорожденных является дополнительным объективным критерием, позволяющим отнести их к группе «высокого риска» по формированию церебральных параличей и выраженных речевых расстройств (см Таб. )

Возраст от 2-3 мес. характеризуется формированием активного гуления, появлением «комплекса оживления», зрительного и слухового сосредоточения, формированием примитивных эмоциональных реакций. В этот период особо значимыми признаками будущих речевых расстройств являются – отсутствие гуления, сохраняющиеся бульбарные нарушения или формирование псевдобульбарных расстройств (оживление рефлексов орального автоматизма, появление спастичности в мышцах языка, затруднения при кормлении), отсутствие реакций фиксации взора и прослеживания за объектом, отсутствие адекватных двигательных и мимических реакций на обращенную речь и ее эмоциональную окраску.

Период 4-6 месяцев в норме характеризуется появлением истинного гуления, отличающегося от предыдущего этапа большим разнообразием звуков, интонацией, появлением в конце периода сочетания губных звуков с гласными («ба»,» па»). Данный период является начальным этапом перехода от гуления к лепету. При перинатальных поражениях ЦНС возможна задержка развития данного периода, сочетающаяся с задержкой темпов психо-моторного развития. У детей в первую очередь снижены коммуникативные функции – зрительное и слуховое сосредоточение, низок интерес к окружающему, задержано статико-моторное развитие. Гуление и лепет монотонные, тихие, без модуляции и интонаций. При отсутствии нарушений черепной иннервации, зрительного и слухового анализаторов дети должны быть отнесены в группу риска по речевой задержке.

Кроме выраженной задержки психомоторного развития, выявляются нарушения иннервации мимических, речевых мышц. Прогрессируют трофические расстройства в мышцах языка, глотки при бульбарных нарушениях проявляющиеся, как афонией так и носовым оттенком вокализации (ринофония). Активация рефлексов оральной группы, которые к этому периоду должны практически угаснуть, наблюдается при формировании детского церебрального паралича. Нарушения, наблюдаемые при этом, проявляются в виде спастичности мышц рта, языка, неправильного положения языка в полости рта и его гиперкинезов, распространенных оральных синкинезий препятствуют появлению гуления. Дети данной возрастной группы с такими нарушениями относят в группу «высокого риска» по формированию грубых речевых расстройств, вплоть до анартрии, алалии и дизартриям.

Следующие периоды речевого развития (6-9 и 9-12 месяцев) характеризуются формированием лепета и к концу 11-12 месяцев – слогов и односложных слов. Лепет является закономерным продолжением истинного гуления и проявляется в норме соединением отдельных артикуляционных движений в линейную последовательность. Этот этап характеризуется также усовершенствованием движений губ, языка, мягкого неба, совершенствуется функция дыхания, удлиняется произвольный выдох, ребенок регулирует громкость и высоту голоса в зависимости от ситуации. При общей задержке психомоторного развития без грубых симптомов поражения нервной системы в эти периоды может сохраняться примитивное гуление или рудиментарный лепет в виде однообразия, монотонности голосовых реакций, невозможности произвольного контроля громкости и высоты голоса. Кроме того, обычно имеет место слабость слуховых реакций (недостаточность слухового внимания, затруднением определения источника звука в пространстве, нарушение диффернцировки восприятия голоса и его тембра).Это является одним из главных факторов в задержке развития начального понимания обращенной или сенсорной речи. Такие дети формируют группу риска по задержке речевых функций.

У детей, перенесших тяжелое перинатальное поражение ЦНС, к 6-9 месяцам обычно формируются выраженные двигательные нарушения, характерные для разных форм ДЦП, при которых отчетливо проявляются нарушения тонуса в мышцах языка, губ, оральные гиперкинезы, оральные синкинезии. Дети испытывают проблемы с жеванием, глотанием, поперхиваются при еде и питье, не могут пить из чашки. Гуление может быть рудиментарным или отсутствовать, лепета нет, нарушена синхронизация дыхания и голосовых реакций, если они есть, дыхания и еды. Эти дети составляют группу высокого риска по формированию тяжелых речевых расстройств.

Также диагностика речи в раннем возрасте включает в себя:

  • понимание речи в сенсомоторном периоде развития и характер последовательных стадий овладения импрессивной речью.
  • появление жестов, комбинаций жестов и слов, появление коммуникативных намерений (инициативность в общении).
  • начало активной речи (объем словаря, особенности детских номинаций, аккомпанирующая речь, мотивированность речи действием или ситуацией).
  • наблюдение логопеда за процессом коммуникации ребенка с мамой и другим взрослым (специалистом) и общением мамы и ребенка. Возможен видеотренинг.

Сложность диагностики речевого развития заключается в том, что речь детей раннего возраста постоянно и интенсивно развивается. Она не представляет собой завершенный процесс. Поэтому при диагностике уровня развития речи ребенка раннего возраста мы выявляем своеобразие процесса овладения правилами использования языковых единиц и использование невербальных способов выражения коммуникативных интенций. Так как только в процессе совершенствования коммуникативного поведения, усложнения и расширения ситуаций общения возникает потребность в увеличении речевых актов.

Психолого-педагогическая диагностика

Цель: выявить актуальный уровень познавательного развития ребенка в соответствии с показателями развития – критериями данного возраста, определить зону его ближайшего развития.

  1. наблюдение за игрой и поведением ребенка
  2. принимает ли помощь
  3. идет ли на контакт
  4. обращается за помощью к маме или специалисту
  5. исправляет ошибки
  6. уровень сформированности сенсорных эталонов
  7. какая игра – манипулятивная, предметно-манипулятивная или элементы сюжетной игры

В процессе беседы с мамой выясняем, как организована развивающая среда в домашних условиях, соответствие игрушек уровню развития ребенка.

На основе обобщения полученных данных разрабатываются основные направления раннего коррекционного логопедического и педагогического воздействия.

Особое внимание обращено на формирование коммуникативной функции с использованием накопленного словарного материала и на развитие понимания речи, а также на формирование сенсорных эталонов.

Подготовила и провела

специалист по ранней коммуникации, учитель-логопед

Василенко Н.Е.

МДОУ компенсирующего вида №12

Консультативная служба ранней помощи

Г. Новороссийск

21.04.20010

Источник