Ранние теории развития ребенка
Несколько лет назад многих родителей потрясла небольшая книга, которая называлась «После трех уже поздно». Ее автор — президент компании «Сони» Масару Ибука. Предисловие к английскому изданию было написано Гленом Доманом.
Приведем основные советы и рекомендации Масару Ибука по раннему развитию ребенка. Масару Ибука предлагает изменить не содержание, а способ обучения ребенка. Все они направлены на то, чтобы заставить мозг ребенка как можно больше работать, а значит, развиваться.
ГЛАВНОЕ — СРЕДА, А НЕ ГЕНЫ
В своей книге Масару Ибука рассматривает крайне важный и принципиальный вопрос: что является более важным и определяющим в судьбе ребенка — гены или среда, в которой он растет, и воспитание. Он пишет:
«С древних времен считается, что выдающийся талант — это прежде всего наследственность, каприз природы. Кода нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трех лет или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу по-латыни в этом же возрасте, большинство реагирует просто: «Конечно, они же гении».
Однако подробный анализ ранних лет жизни и Моцарта, и Милла говорит о том, что их строго воспитывали отцы, которые хотели сделать своих детей выдающимися. Я предполагаю, что ни Моцарт, ни Милл не были рождены гениями, их талант развился максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование.
И наоборот, если новорожденный воспитывается в среде, изначально чуждой его природе, у него нет шансов развиваться полностью в дальнейшем. Самый яркий пример — история «волчьих девочек», Амалы и Кама-лы, найденных в 1920-е годы в пещере к юго-западу от Калькутты (Индия) миссионером и его женой. Они приложили все усилия, чтобы вернуть детям, воспитанным волками, человеческий облик, но все усилия оказались напрасны. Принято считать само собой разумеющимся, что ребенок, рожденный человеком, — человек, а детеныш волка — волк. Однако у этих девочек и в человеческих условиях продолжали проявляться волчьи повадки. Получается, что образование и окружающая среда, в которую попадает младенец сразу после рождения, скорее всего, и определяет, кем он станет — человеком или волком!»
УСЛОВИЯ ЖИЗНИ РЕБЕНКА
Исследования многих ученых доказали, что наличие внешних воздействий серьезно влияет на развитие интеллекта ребенка. Комната, лишенная всяких атрибутов, не просто бесполезна, но очень вредна для малыша.
Это, в частности, показали эксперименты, проведенные профессором Бру Масару Ибука утверждает, что огромное влияние на новорожденного оказывают образование и окружающая среда.
Он разделил группу новорожденных детей на 2 группы, поместив одних в условия, совершенно лишенные каких-либо стимуляторов, а других — в комнату с яркими цветастыми обоями, цветным потолком, пестрыми одеялами, где через окно было видно, как работают врачи и медсестры. Здесь даже играла музыка.
Таким образом, те и другие новорожденные воспитывались в разных условиях несколько месяцев, после чего были проведены тесты на определение интеллектуального развития: каждому ребенку предлагался блестящий предмет, и по времени, которое ему требовалось, чтобы добраться до этого предмета, определялся уровень развития. Результаты показали существенные различия: по уровню интеллекта дети, которые находились в пустой, голой комнате, отставали на три месяца от сверстников из комнаты со стимулирующим окружением.
Это 3 месячное отставание на данной стадии очень существенно, так как считается, что умственное развитие ребенка от рождения до 3 лет по своим возможностям аналогично развитию от 4 до 17 лет. И хотя ученые считают, что упомянутое выше отставание можно очень скоро преодолеть, если ребенка правильно воспитывать, но это потребует больших усилий и давления на малыша.
Подробно изучались и многие виды стимуляции, больше всего влияющие на развитие интеллекта. Были опробованы многие приемы: качающаяся колыбель, кисточки, яркие оборки, блестящие мячики, цветные обои и т. п.
Подобные эксперименты проводились и многими другими психологами. Результаты ясно показали, что наличие или отсутствие внешнего воздействия серьезно сказывается на развитии способностей ребенка.
Об этом же свидетельствует и так называемый эффект «белого потолка», который наблюдается у грудных детей, матерей-заключенных, которые находятся вне свободы. Эти дети большую часть дня лежат спеленованными в своих кроватках и видят над собой только белый потолок. В результате они очень сильно отстают в своем развитии и этот недостаток в большинстве случаев впоследствии невозможно устранить никакими усилиями. Помещение, лишенное стимуляторов, вредно для ребенка!
Надо, чтобы ребенок постоянно видел, что происходит вокруг него. Для этого следует предоставить ему «наблюдательный пост».
Как можно раньше позвольте ребенку ползать, а затем и ходить — сначала по кровати, а затем по комнате, по всей квартире.
ОТНОШЕНИЕ К РЕБЕНКУ В СЕМЬЕ
Для эмоционального и общего развития ребенка благоприятен тесный физический контакт, тактильное общение ребенка с родителями и, прежде всего, с матерью. Это очень важно. Поэтому почаще берите малыша на руки, не бойтесь класть его с собой в постель.
Никогда не игнорируйте плачь ребенка. Плач ребенка — это его единственное средство привлечь к себе внимание. Когда он плачет, это значит, что он о чем-то просит. И оставить его просьбу без внимания — значит лишить его с самого начала общения.
Не высмеивайте своего ребенка, не выставляйте на показ и не обсуждайте его недостатки в присутствии других. Этим вы можете его сильно обидеть, нанести глубокую психологическую травму и потерять его доверие к вам на всю жизнь. Малыш может начать чувствовать себя неполноценным и вырасти закомплексованным. Каким бы незначительным ни был недостаток ребенка, никогда нельзя предугадать, какой вред может принести публичное оглашение или обсуждение курьезов и ошибок вашего малыша.
Комната ребенка должна быть с яркими цветастыми обоями, цветным потолком, пестрыми одеялами; чтобы были созданы для ребенка благоприятные условия и звучала музыка. Игрушки должны быть приятны на ощупь.
Игнорировать ребенка хуже, чем баловать его.
Не «сюсюкайте» с ребенком, не пытайтесь говорить с ним на его «детском» языке, так как в этом случае у него не сформируются правильные языковые навыки, но в то же время не требуйте безукоризненной правильности произношения каждого нового слова.
Крайне важным является соотношение строгости и вседозволенности в разные периоды жизни. Даже сегодня многие психологи и педагоги, особенно те из них, которые считаются прогрессивными, полагают что раннее обучение и воспитание маленьких детей не принесет положительных результатов. Ученые считают более правильным предоставить ребенка до определенного возраста самому себе и разрешить ему делать все, что тот хочет. Поэтому многие родители во всем мире под влиянием таких идей сознательно следуют принципу «предоставить свободу».
И те же самые родители, когда их дети идут в детский сад или в школу, отказываются от этого принципа и вдруг становятся строгими, пытаясь воспитать и чему-нибудь научить своих детей. Ни с того ни с сего ласковые мамы превращаются в строгих и требовательных.
Между тем все должно быть гармонично, естественно и продумано. Именно в первые годы жизни ребенка необходимо бытьх ним и строгими и ласковыми, научить его понимать слова «можно» и «нельзя». А когда он начинает развиваться сам, нужно постепенно научиться уважать его как личность. Точнее говоря, родительское влияние должно прекратиться до детского сада. Невмешательство в раннем детстве, а затем давление на ребенка в более позднем возрасте может погубить в нем талант и вызвать недоумение и даже сопротивление.
Ребенок, выросший в любви, будет более уравновешенным и добрым, лучше адаптируется в обществе.
Очень хорошие стимулы для развития ребенка создает присутствие бабушки и дедушки.
Впечатления раннего детства определяют дальнейший образ мыслей и действий ребенка, в значительной мере определяют его характер. Поэтому рискованно оставлять своего ребенка на попечении малознакомого человека.
Все влияет на развитие ребенка, например неправильное питание вырабатывает плохие привычки на всю жизнь. Точный распорядок дня развивает чувство времени. При свободном воспитании, когда ребенок большую часть дня бесконтролен, питается как попало, он вырастает неуверенным в себе.
ВЛИЯНИЕ НА РЕБЕНКА ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ
На развитие ребенка оказывают огромное влияние отношения между родителями. Даже новорожденный чувствует, когда родители в ссоре: выражение его лица становится подавленным и беспокойным. Нетрудно понять, что будет с ребенком, который каждый день наблюдает шумные скандалы и ссоры родителей. Он не понимает значения всех слов, но злоба и ругань обязательно отразятся на его самочувствии.
Большое влияние на воспитание ребенка имеют особенности характера родителей. Так, ребенок,
Выражение лица ребенка — это зеркало, в котором отражаются отношения в семье.
воспитанный неразговорчивым угрюмым человеком, будет всегда «не в духе», а выросший в семье небрежного — будет небрежен. Вирус под названием «нервозность» у мамы гораздо более заразный и опасный для малыша, чем простуда.
Конечно, взрослому трудно исправить свои недостатки, даже если он знает о них. Поэтому родителям, бабушкам и дедушкам надо стараться быть крайне осмотрительными в своем поведении, чтобы максимально уменьшить негативное влияние своих недостатков на будущее детей и внуков.
ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ
Для нормального развития вашего малыша больше внимания уделяйте его общению с другими детьми. Это развивает коммуникативные навыки, чувство соревновательности, желание быть первым, мыслительные способности, поможет в будущем легче найти свое место в коллективе и в жизни. При этом не следует бояться сор между детьми. Они развивают у ребенка навыки общения. Ссоры — это первые уроки жизни в коллективе.
Сейчас люди стали меньше общаться друг с другом. В семьях мало людей, и это сказывается на воспитании детей. Поэтому было бы крайне полезно, чтобы хотя бы ради своих детей мамы старались почаще собираться вместе с детьми.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
М. Ибука и Г. Доман много пишут о занятиях физкультурой в раннем детстве. Но они не считают, что целью таких занятий является воспитание выдающегося
Малыш, лишенный общения с другими детьми, вырастает замкнутым и трудным по характеру.
спортсмена. По их мнению, такие занятия оказывают большое влияние на все интеллектуальное и нравственное воспитание ребенка. Они отмечают прямую взаимосвязь между физическим и умственным развитием ребенка.
Ребенок, который с самого раннего детства занимается физкультурой, быстрей развивается и умственно. И наоборот, ребенок, которого с раннего детства обучали чтению и математике, вырастает более здоровым и крепким физически. При этом чем раньше ребенок начинает заниматься спортом, тем больших успехов он достигает.
Как и Г. Доман, Масару Ибука считает физическое развитие ребенка одним из главных компонентов общего развития ребенка.
Физические упражнения стимулируют развитие мышц, костей, внутренних органов и мозга, то есть стимулируют его умственное развитие. Причем развитию интеллекта очень способствует тренировка пальцев. При этом левую руку следует тренировать так же, как и правую.
Установлено, что ребенок, который рано начинает ходить, вырастает очень смышленым, так как более интенсивная физическая нагрузка способствует развитию его интеллекта.
Например, кататься на роликах ребенка легче научить тогда, когда он еще не умеет ходить.
Отметим также, что регулярные занятия спортом воспитывают у ребенка такие качества, как организованность, умение беречь и рационально использовать свое и чужое время.
Для развития двигательных способностей ребенка и его интеллекта очень полезно его участие в простом труде по дому, в огороде и в саду. Привлечь к этому его часто бывает довольно трудно и часто родителям проще все сделать самим.
МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Масару Ибука придает очень большое значение занятиям в раннем детстве и музыкой.
По его мнению, такие занятия оказывают большое внимание на все интеллектуальное и нравственное воспитание ребенка.
Метод Судзуки
О методе этого автора — японского педагога и музыканта Шиничи Судзуки — начинают говорить и писать все больше и больше, в музыкальных школах появляются группы и педагоги, работающие по этой системе. Основная мысль автора системы заключается в том, что все дети рождаются талантливыми. Отличие только в одном: у одних детей способности к чему-либо развивали с раннего детства, а у других нет.
Система рассчитана на очень маленьких детей в возрасте от полутора до трех лет. Их обучают играть на скрипке. Конечно же, вашего ребенка никто не поставит на час и более перед пюпитром и не заставит «возить» по струнам. Малыша никто не станет торопить, он мо
жет сначала посмотреть, как играют другие дети и включиться в занятия, когда будет готов к этому, когда у него появится желание что-то повторить. Причем первые занятия могут длиться всего 2-3 минуты. Кроху не станут пугать экзаменами и ругать за невыученные гаммы: здесь царит атмосфера творчества и уважения к маленьким музы
кантам. Обычно в таких группах детей учат играть на скрипке, но есть разработки для виолончели, фортепьяно, флейты.
Система Судзуки построена на том, что родители активно участвуют в процессе обучения. Если у вас нет слуха и вы не в состоянии воспроизвести правильно ни одной ноты, не огорчайтесь: слух можно развить (если не до абсолютного, то хотя бы до среднего уровня), а учиться вы будете вместе с малышом. Преподаватели по методу Судзуки говорят, что в классе нас не двое, а трое — ребенок, учитель и мама (папа). И все втроем «играют со скрипкой».
Кроме раннего обучения игре на скрипке, интересно в системе Судзуки и то, что эти занятия во многом способствуют общему развитию ребенка.
• В игре на скрипке осуществляется стимуляция пальчиков ребенка. Это способствует включению речевой зоны, другими словами — развитию речи. Почти на каждом уроке малышу предлагают «пальчиковые игры» под какой-нибудь стихотворный текст. Эти игры очень популярны и у логопедов. Практика показывает, как отмечают специалисты, что чем раньше ребенок с проблемами речи начал заниматься на скрипке, тем эффективнее и быстрее проходит процесс коррекции речи. Причем у двухлетних детей он может занимать от 1 месяца до четырех, у трехлетних — растянуться до года. Чем старше ребенок, тем дольше процесс и больше потребуется усилий.
С 18 месяцев до 3 лет ваш ребенок может развить следующие музыкальные навыки:
• понимать разницу между громкой и тихой музыкой, быстрой и медленной;
• следить и различать ритмы музыки, ударяя в такт;
• выучить слова простых песен;
• учиться совместно с другими детьми.
• Развивается мелкая моторика рук, кисти рук приобретают большую подвижность, исчезает скованность движений, и это впоследствии облегчает обучение письму.
• Развивается координация движений. Специалисты называют скрипку прекрасной развивающей игрушкой для улучшения координации. При игре на этом инструменте каждая рука выполняет разные движения. Все центры мозга при этом активно стимулируются.
• Совершенствуется умение соединять слуховое, зрительное восприятие и двигательную координацию, что, в свою очередь, помогает ребенку быть внимательным и усидчивым.
• Скрипка дает активное развитие многоканальное™. Многоканальность — это умение ребенка слышать то, что ему говорят, выполнять это и не отвлекаться на что-то другое. В три года дети, как правило, одноканальны. Они могут слушать только одного человека и тут же отвлечься, при этом с трудом вернуться «на прежний канал». По системе Судзуки учитель побуждает ребенка к многоканальное™. Вместе с этим идет активное развитие обоих полушарий мозга.
Многие приемы из методики Судзуки вы можете использовать в повседневной жизни с малышом. К примеру, зная об одноканальности восприятия у маленьких детей, просите ребенка что-либо сделать медленно, коротко и конкретно. Не требуйте его одновременно, к примеру, потрогать, посмотреть, послушать. Вы только рискуете внести хаос в восприятие информации и непонимание, чего от него хотят эти взрослые.
Познакомьтесь с теорией этого автора, со статьями о его системе. Даже если вы настроены против обучения ребенка музыке, возможно, для себя вы найдете
много нового и интересного по психологии и развитию ребенка.
Если методика Судзуки вам неинтересна или такой группы нет рядом с вами, можно отдать ребенка в хорошую хоровую студию. Как правило, в хороших студиях в программу входят индивидуальные занятия фортепиано.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ
Маленького ребенка крайне трудно заставить что-то делать по принуждению. Поэтому лучший педагогический метод — это вызвать интерес к предмету обучения. Поэтому главная задача родителей, если они хотят обучить чему-то ребенка, — это вызвать интерес, именно это — лучшее побуждение.
Таким образом, можно сказать, что задача родителей — подготовить ребенка к обучению. Чтобы вызвать этот интерес, важно создать и необходимые условия.
Обновлено: 2019-07-09 23:18:17
- Психическое здоровье Личная гигиена Сон Рациональное питание Здоровый образ жизни далее Со временем вы обнаружите, что здоровый образ жизни становится
- Повышенное артериальное давление значительно увеличивает риск возникновения ишемической болезни сердца, инсульта, а также других болезней. Опасность увеличивается даже
- Флорентийцы, скорее всего, заблуждаются, полагая, что изобретателем линз, привычно используемых сегодня для коррекции аномалий рефракции,
- • Вы чувствуете себя хорошо, но иногда беспокоит головная боль. К врачу не обращаетесь, справляетесь с помощью анальгетиков
- ПростатаProstates ( греч ) — стоящий впереди. Наше здоровье — это состояние хрупкого равновесия, которое обеспечивается многими системами организма
- Люди издавна интуитивно понимали значение неглубокого дыхания. Взять хотя бы традиционное тугое пеленание новорожденных, распространенное у многих народов.
Источник
Детское развитие — это важная часть воспитания ребенка. Если интеллектом малыша заниматься с раннего возраста, взрослея, он будет легче воспринимать информацию, добиваться значительных успехов в умственной, творческой, эмоциональной сферах. При этом не существует универсальной методики развития мозга ребенка. Родители должны подобрать ее индивидуально, опираясь на особенности собственного малыша. Для этого нужно прислушиваться к его потребностям и интересам, избегать чрезмерной критики, помогать и поддерживать на пути к взрослению. Как вырастить ребенка способным? Каких ошибок следует избегать родителям и какими правилами руководствоваться?
Периодизация детского развития
Жизнь малыша начинается с периода младенчества. Этот этап входит в закономерности детского развития, когда новорожденный только начинает осваиваться в мире. Постепенно совершенствуются способности видеть и слышать, различать цвета и формы.
Годовалый ребенок переходит в период раннего детства. Теперь он начинает активно интересоваться предметами. Закономерности детского развития утверждают, что на этом этапе малыш особенно любознателен, поэтому родителям стоит уделять больше времени играм и обучению.
Далее следует дошкольный возраст, который делится на младший и старший. Это время для развития речи, совершенствования мыслительных процессов. Ребенок увлекается ролевыми играми, ставит себя на место взрослых. Он интересуется общением со сверстниками, стремится совершенствовать слуховое восприятие речи окружающих.
Следуя закономерностям детского развития, далее, наступают младший школьный возраст, а после него – подростковый возраста. В это время заканчивается основная часть формирования интеллектуальных способностей и личности человека.
Какие бывают теории детского развития
Существует множество теорий, объясняющих процесс развития ребенка. Распространена гуманистическая концепция А. Маслоу, согласно которой, человек подвергается влиянию своих потребностей и мотивация. Благодаря этому происходит детское развитие. Человек постепенно удовлетворяет свои потребности в безопасности, любви, самореализации и других сферах общества, стремясь к независимости, духовному росту.
Психоаналитическая теория Э. Эриксона сосредоточена на эмоциях и взаимоотношениях. Согласно ей, ребенок постепенно переходит от чувств доверия и недоверия к миру к ощущению полноты жизни, преодолевая различные возрастные и поведенческие этапы.
Развитие детского интеллекта попытался объяснить З. Фрейд. По его теории, ребенок проходит несколько стадий (от оральной до генитальной). Во время прохождения каждой из них он концентрирует внимание на определенном участке тела, приносящем ему удовольствие.
Родителям полезно знать основные теории детского развития, чтобы помочь ребенку вырасти всесторонне развитой и здоровой личностью.
Что такое раннее детское развитие?
Развитие детского интеллекта необходимо начинать с появлением младенца в доме. Чем раньше родители возьмутся за обучение малыша, тем проще ему будет учиться в дальнейшем.
Раннее детское развитие может начинаться с младенческого возраста – ребенок развивается, когда с ним общаются взрослые, знакомится с простыми игрушками и предметами, эмоционально откликается на поведение родителей. именно эти реакции малыш закладывают в нем хорошую основу для высокого уровня интеллекта в будущем.
Ранее детское развитие, также, предполагает занятия с ребенком дошкольного возраста, то есть, от трех до шести лет. В это время дети начинают по-настоящему интересоваться окружающим миром. Им хочется бегать, прыгать, исследовать и изучать окружающий мир. Они овладевают речью, их привычки формируются, поведение становится более осознанным. Детское творчество и развитие родители часто стараются стимулировать дополнительными занятиями, которые проводят дома или водят малыша на специальные кружки. Это возможность заниматься развитием ребенка всесторонне.
Психологи, однако, напоминают, что не нужно резко отрывать ребенка от игрушек и приучать к умным книгам. Развивать умственные способности малыша нужно в игровой форме, не требуя от него напряженной работы.
Методики детского развития: что нужно знать родителям?
Многообразие методик позволяет родителям подобрать что-то подходящее конкретно их ребенку. Прежде чем приступить к обучению малыша, необходимо ознакомиться со всеми вариантами.
Метод Глена Домана предполагает развитие детского мышления практически с рождения. Родителям необходимо позаботиться о том, чтобы все игрушки, упражнения, карточки, которыми занимается малыш, совершенствовали его интеллектуальные навыки.
Методика М. Лазарева предполагает обучение ребенка с малых лет при помощи музыки, ярких цветов и движения. Техника гарантировано стимулирует развитие детского интеллекта, а для ее применения на практике существуют специальные «бимбаскеты» — специальные наборы.
Популярный метод М. Монтессори гласит, что детям необходимо лишь создать атмосферу для развития умственных способностей. По теории специалиста, ребенок до трех лет обучается быстрее и эффективнее.
Что включает в себя развитие детской моторики
Развитие детской моторики тесно связано с формированием речи и интеллекта ребенка, что обеспечивает близость двух отделов головного мозга. Именно по способности управлять руками часто судят подготовленность малыша к занятиям в школе, усвоению информации.
Заниматься ребенком нужно с младенчества. Развитие детской моторики предполагает игры с бусами, ладушки, манипуляции с бумагой. Можно предоставить ребенку возможность играть с маленькими крупинками или порисовать на песке, обязательно под присмотром взрослых. Моторику развивает классический массаж ладоней.
Развитие детской моторики стимулирует лепка, раскрашивание, вырезание и собирание паззлов. Способности рук улучшает перелистывание страниц книги, завинчивание крышек.
Какие бывают детские игры для развития речи?
Детские игры для развития речи — это действенный способ научить ребенка говорить четко и правильно. Малыши охотно учатся, когда они делают это в игровой форме. Родителями важно максимально разнообразить процесс обучения детей, сделать его проще и приятнее.
Необходимо заинтересовать ребенка, прежде чем начать работать над его устными навыками. Родители могут начать детские игры для развития речи с изучения животных. Мама или папа должны научить малыша имитировать звуки различных зверей и время от времени просить повторять их. Таким образом, ребенок сумеет отточить произношение отдельных слогов.
В специальной развивающей литературе и на просторах интернета можно найти множество стихов, полезных для совершенствования устных навыков малыша. Они легко запоминаются и содействуют отработке произношения различных звуков.
Детские игры для развития речи предполагают дыхательную гимнастику. Она помогает овладеть звуками «ш», «с», «э» и некоторыми другими.
Детские скороговорки для развития речи
Использовать детские скороговорки для развития речи можно с одного года, едва малыш научиться произносить первые отчетливые слоги и полноценные слова. Однако лучше всего заниматься с ребенком позже, когда он начнет понятно излагать собственные мысли.
Главное условие, которое нужно соблюдать, выбирая детские скороговорки для развития речи — веселье. Важно стараться превратить обучение в игру, а фразы подбирать запоминающиеся и забавные. Тогда ребенку будет интереснее повторять их за мамой или папой, учебный процесс не оставит плохих впечатлений.
Чтобы выучить вместе с малышом детские скороговорки для развития речи, следует повторить фразу несколько раз, четко проговаривая слова и звуки. Нельзя сразу требовать от ребенка быстрого произношения. Лучше всего использовать короткие стишки, чтобы их было проще запоминать. Для того чтобы был хороший результат – детские скороговорки для развития речи помогли сформировать речевой аппарат – заниматься необходимо регулярно, каждый раз внося в занятия разнообразие, чтобы ребенок не потерял интерес.
С чего начать детское творчество и развитие?
Развитию младенца содействует постоянное общение. Когда мама и папа читают малышу книги, поют песни, рассказывают стихи, они активизируют его умственную деятельность. Таким образом, детское творчество и развитие начинается с первых дней жизни.
Чтобы дополнительно стимулировать ребенка, можно начать интенсивные занятия. Проводить их можно как самостоятельно, так и с помощью педагога. В любом случае необходимо подобрать индивидуально методику обучения в соответствии с особенностями малыша. Некоторые из них можно применять с рождения, другие — при достижении определенного возраста.
В детском творчестве и развитии главное – постепенность и отсутствие напряжения. Нельзя многого требовать от малыша и заставлять его учиться, иначе можно «отбить» у него тягу к знаниям.
Развитие детской инициативы
Самостоятельность — качество, которое необходимо воспитывать в ребенке с малых лет. Главное в этом деле — запастись терпением и приучать малыша постепенно.
Детское воспитание и развитие не должно начинаться со сложных поручений. Родители должны обучать ребенка самостоятельности с задач, которые он точно сможет выполнить. Для начала можно попросить собрать лишь часть игрушек в ящик или надеть штаны без помощи мамы или папы. Постепенно нужно усложнять задачи.
Важная часть детского воспитания и развития — родительская поддержка. Если ребенок проявляет инициативу и пытается справиться с вопросом самостоятельно, не нужно подавлять это желание и оказывать помощь, пока ее не попросят.
Что такое развитие детского самоуправления?
Детское самоуправление — это способность ребенка справляться без посторонней помощи. Формировать самостоятельность необходимо, ведь она важна для развития детского мышления. Ребенок, способный учиться и ухаживать за собой с минимальной помощью взрослых людей, упрощает и свою жизнь, и родительскую и вся семья получает больше времени для приятных и веселых совместных занятий.
Приучать малыша к самостоятельному выполнению заданий необходимо постепенно, однако, с раннего возраста. Пусть сначала дети собирают игрушки в комнате и одеваются с помощью родителей, но, с каждым разом помощь должна уменьшаться. Важно объяснять ребенку, почему необходимо поддерживать порядок и делать что-либо самостоятельно, хвалить его за проявление инициативы.
Детское воспитание и развитие невозможно без доверия и свободы. Если родители запрещают малышу делать элементарные вещи без посторонней помощи, он не сможет стать самостоятельным. Важно постепенно увеличивать масштабы свободы и больше доверять ребенку, чтобы помочь ему добиться успеха.
С чего начинается развитие детской одаренности
Одаренный ребенок требует повышенного внимания родителей и педагогов. Для развития детского интеллекта в таком случае необходимы особые условия. Важно окружить его предметами, нужными для удовлетворения любознательности и проявления изобретательности. Главным фактором развития является поддержка, исходящая от родителей и педагогов. Нельзя подавлять инициативу и творчество малыша, строго наставлять его и диктовать, что делать.
Кроме этого необходимо подобрать грамотного педагога, способного составить индивидуальную программу для ребенка. Полноценное развитие детского мышления со школьным учителем, который устанавливает для всех единые требования, может не привести к развитию детской одаренности.
Развитие детского интеллекта: правила
Тренировать умственные способности ребенка можно как дома, так и с педагогом. Однако в любом случае важно обеспечить ощущение поддержки и атмосферу дружелюбности во время занятий.
Развитие ребенка должно проходить в игровой форме. Не нужно заставлять малыша заниматься целыми днями — достаточно часа ежедневно. Для совершенствования умственной деятельности рекомендуют решать с ребенком логические задачи, отгадывать загадки на смекалку. Вероятно, детей постарше заинтересуют головоломки и интеллектуальные игры.
Детские отклонения в развитии
Для родителей ребенка, у которого наблюдаются детские отклонения в развитии, воспитание может стать трудным процессом. Стоит всерьез заняться малышом при проявлении следующих признаков:
- страсть к однообразию;
- нежелание общаться;
- беспричинная агрессия;
- отсутствие зрительного контакта;
- нарушения сна.
При подборе правильной методики обучения и профессиональных педагогов можно значительно уменьшить детские отклонения в развитии или ликвидировать их вовсе, в том случае, если они вызваны педагогической запущенностью.
Если причиной детского отклонения в развитии является задержка умственных способностей, ребенку нужно дополнительное сопровождение педагогов и родителей, возможно, занятия в коррекционной школе.
Какие есть нарушения психического развития в детском возрасте
Родители могут столкнуться с сенсорными нарушениями у ребенка. В таком случае у него будут наблюдаться серьезные проблемы со слухом и зрением. При поражениях нервной системы заметны умственная отсталость, нарушения речи и двигательных функций.
Если родители своевременно заметили тревожные симптомы и обратились за помощью к специалисту, есть высокий шанс ликвидировать детские отклонения в развитии. Поэтому при необычном поведении ребенка, прогрессировании нарушений стоит немедленно начать терапию.
Детское развитие — область, требующая определенных знаний и умений. Когда родители и педагоги активно вкладываются в этот процесс, у них есть все шансы вырастить психически здорового и способного ребенка.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
- Исследование способности к выбору в детских возрастах / Носкова Н. В. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология.. = 2010. – ВАК
- Формирование языковой картины мира ребенка раннего возраста / Ефимова М. В. // Ярославский педагогический вестник. = 2016. – ВАК
- Игра – форма организации жизни и деятельности детей / Батурина О. В. // Достижения науки и образования. = 2018
- Лепка в дошкольном возрасте как универсальное средство развития и познания окружающей действительности / Алексеева С. О., Башкатов И. А. // Историческая и социально-образовательная мысль. = 2017. – ВАК
- Творческая деятельность ребенка как основа развития психики и личности / Юнхуэй Се // Эксперимент и инновации в школе. = 2013
- Интеллектуальное развитие ребенка / Фенев Е. А. // Вопросы науки и образования. = 2017
Источник