Раннее выявление отклонений в развитии ребенка

Раннее выявление детей с отклонениями в развитии в условиях дошкольного учреждения
Ранняя диагностика нарушений умственного развития чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. Известно, что чем раньше начинается с ребенком целенаправленная педагогическая работа, тем более полной может оказаться коррекция и компенсация дефекта, а в некоторых случаях вторичные дефекты могут быть даже предупреждены.
В связи с вышеизложенным педагогический персонал дошкольного образовательного учреждения должен владеть базовыми методами по выявлению детей «группы риска» и при необходимости направлять таких детей на комплексное медико-психологическое обследование с целью уточнения структуры нарушения и определения необходимой коррекционно-педагогической помощи. Базовым методом, которым должен владеть педагогический персонал, в частности воспитатель, является метод наблюдения. Специальные методы наблюдения применяются в течение первых двух-трех недель пребывания в ДОУ, а также после длительного перерыва в посещении ребенком дошкольного учреждения
Существует несколько видов наблюдений.
Стандартизированное наблюдение предусматривает наличие заранее составленного плана наблюдения, цели и задачи которого заранее определены, а также выбран объект наблюдения. Такой вид наблюдения обычно проводит педагог-психолог. Однако данный вид наблюдения может проводиться и воспитателем под руководством педагога-психолога.
Свободное наблюдение не предусматривает специальной подготовки к процессу наблюдения, оно обычно осуществляется воспитателем в повседневной обстановке. Воспитатель наблюдает за детьми на занятиях, во время прогулки, отмечает особенности формирования моторных навыков, навыков самообслуживания, особенности развития личности, специфику в формировании коммуникативных навыков, степень сформированности познавательных психических процессов, различных видов деятельности. Эта информация очень важна для других специалистов, так как она характеризует ребенка наиболее полно и собрана в процессе длительного динамического наблюдения. Только воспитатель может дать подобную информацию врачу и педагогу-психологу на основании длительного, повседневного наблюдения за ребенком.
Включенное наблюдение также может проводиться воспитателем и имеет значительную диагностическую ценность. Данный вид наблюдения осуществляется в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми. Известно, что именно в деятельности проявляются особенности психики человека. Поэтому воспитатель, участвуя, например, в игровой деятельности вместе с детьми, может более полно, чем при внешнем наблюдении со стороны, выявить особенности взаимодействий между детьми, личностные особенности, особенности общения, ролевые предпочтения, творческий потенциал и др.
Воспитатели обеспечивают как можно более раннее выявление индивидуальных и типологических особенностей ребенка и последующий их учет в работе с ним, обращают внимание на особенности базовых проявлений активности ребенка, составляющих основу его психосоциального развития, таких, как:
уровень общей и двигательной активности;
ритмичность различных психофизиологических отправлений ребенка;
характер эмоциональной и поведенческой реакции на новые стимулы, например еду, игрушки, людей (стремление избежать их или приблизиться к ним с целью познания);
интенсивность эмоциональных реакций при выражении своих желаний, отношений и т.д.;
качество настроения ребенка;
способность ребенка к сосредоточению на эмоциональном контакте или манипуляции с предметами;
способность ребенка к преодолению препятствий.
При квалификации наблюдаемых особенностей детского поведения как отклонений, воспитатель руководствуется следующими критериями:
изменение привычного для данного ребенка поведения в целом;
несоответствие поведения половозрастным нормам развития;
длительность отмечаемого своеобразия в поведении ребенка;
тяжесть и частота наблюдаемых симптомов нарушения (изредка возникающее своеобразие вполне допустимо, длительные и часто повторяющиеся расстройства поведения и эмоционально-личностного развития говорят о наличии серьезной причины);
множественность своеобразных черт (более пристальное внимание должно быть уделено детям с множественными поведенческими и эмоциональными отклонениями, особенно в сочетании с нарушениями в других характеристиках психической деятельности);
специфичность возникновения того или иного симптома отклонения, указывающая на социальный характер причины его возникновения;
пристрастие к однообразным действиям с предметами при отсутствии привязанности к близким взрослым;
запаздывание в формировании навыков опрятности.
На основании наблюдений за реакциями ребенка на взрослых воспитатели ДОУ выявляют детей со сниженной потребностью в общении, которая иногда доходит до полного отказа от социальных контактов.
При обнаружении у ребенка отличающегося от большинства детей поведения (например, у ребенка постоянно плохое настроение), воспитатель организует более тщательное наблюдение за ним, привлекая для этого и других специалистов (психологов, медиков, коррекционных специальных педагогов).
Одним из важнейших показателей уровня развития ребенка является его игровая деятельность, а ее оценка может быть одним из диагностических критериев. Для детей дошкольного возраста игра – ведущая деятельность, так как согласно исследованиям А.Н. Леонтьева:
внутри игры возникают и дифференцируются новые виды деятельности, например учения;
в ней перестраиваются частные психические процессы;
от нее зависят основные изменения личности в данный период.
В случаях нарушений и патологии развития изменения наблюдаются в игровой деятельности ребенка: игра либо не соответствует возрастному уровню, либо приобретает своеобразный характер. Характерными показателями при этом являются отсутствие постепенного усложнения игры, недостаточность конструктивного творчества, снижение инициативности в игре, а также ее однообразие, стереотипность, монотонность, отсутствие или снижение эмоциональной реакции, сопровождающей изменение характера игры. Несформированность игровой деятельности влечет за собой ряд особенностей психического развития.
Изучение игровой деятельности проводится методом наблюдения, которое можно провести в реальной обстановке детского сада. При этом оценивается:
проявление интереса к игрушкам (эмоциональные реакции и высказывания, просьбы);
выбор игрушек (отбор тематический, с целью организовать какую-то игру или случайный, с целью взять игрушек побольше, безотносительно к их назначению);
адекватность использования игрушек, т.е. соответствие использования предмета его назначению (неадекватное использование: ребенок рвет, ломает, облизывает, сосет, пытается взять предмет в рот; нелепые действия с предметами, не диктуемые их качеством или логикой игры);
возможность организации и уровень самостоятельности игры (манипуляции, процессуальная игра, игра с элементами сюжета);
характер игры (однообразная, творческая);
поведение во время игровой деятельности (эмоциональные реакции, речевое сопровождение, возможность переключения на другие игры, реакция на участие взрослого).
Характерной особенностью детей с отклонениями в развитии является недостаточность у них знаний и представлений об окружающей действительности. Известно, что в становлении психики важная роль
отводится взаимоотношению действия и речи. Дефекты в развитии речи приводят к трудностям формирования операций сравнения, дифференцированного восприятия объектов. Поэтому у детей с недоразвитием речи обычно имеет место отставание в умственном развитии.
К 3 годам ребенок общается с окружающими развернутыми фразами, возрастает его активный словарь. Отмечается выраженная речевая активность, ребенок постоянно комментирует речью свои игровые действия, начинает задавать вопросы взрослым. Развитие речи на этом возрастном этапе перестраивает все психические процессы ребенка. Именно речь становится ведущим средством общения и развития мышления.
Если ребенок в возрасте 3 лет не начинает говорить простые двусловные фразы, он должен быть обязательно проконсультирован у врача (детского невропатолога или психиатра) и логопеда, любой ребенок с отставанием в речи требует комплексного клинико-психолого-логопедического обследования, а также оценки состояния слуха.
Пока причины отличающегося от обще возрастных норм поведения не выяснены, воспитатель строит свое взаимодействие с ребенком по принципу «не навреди».
По выяснении причин отличающегося от обще возрастных норм поведения ребенка проводится специальная работа с родителями по разъяснению особенностей данного периода в жизни ребенка и оптимальных методов взаимодействия с ним.
Используя анализ имеющейся на ребенка документации, а также результаты наблюдения за его поведением в различных видах деятельности, воспитатели выделяют детей, нуждающихся в дополнительном внимании, а в некоторых случаях специальном психолого-педагогическом сопровождении.
Источник
Вера Юрьевна Костычева
Консультация для воспитателей «Раннее выявление отклонений в развитии ребенка»
Ответственность родителей значительно возрастает, если ребенок имеет тяжелое заболевание в раннем возрасте. В этом случае диагностика состояния здоровья и развития маленького человека, особенно пока ему не исполнилось трех лет, важна с точки зрения планирования комплексной помощи ребенку и семье.
Помощь детям, имеющим нарушения развития, — это не узкоспециализированная деятельность (например, медицинское мероприятие, но широкий спектр услуг, и необходима как самим детям, так и их семьям. Такие услуги нужны, во-первых, тем детям, чье развитие уже существенно нарушено в результате врожденных изменений (таких, как церебральный паралич или нарушения слуха, изменений, вызванных средой (недостаточное вскармливание, заброшенность ребенка, неумелое или даже жестокое с ним обращение, других неизвестных причин (врожденного или приобретенного свойства либо их сочетания). Во-вторых, остро нуждаются в помощи те дети, чье развитие находится под угрозой в результате действия биологических факторов (например, Малый вес при рождении) или факторов среды (таких, как сочетание низкого дохода и отсутствие родственной поддержки).
Дети, чье развитие существенно нарушено в результате врожденных изменений, обычно сразу попадают в поле зрения специалиста. Для них создание системы профессиональной помощи, как правило, очевидно. Напротив, распознание второй группы может быть затруднено так же, как и понимание того, что эти дети нуждаются в помощи. Вот почему столь важно проводить регулярные обследования ребенка с целью своевременного обеспечения семьи специальной помощью сразу же, как только появляются первые признаки нарушения развития.
Основная цель ранней диагностики и помощи ребенку: обеспечить социальный, эмоциональный, интеллектуальный и физический рост маленького человека, имеющего нарушения развития, и достичь максимального успеха в раскрытии его возможностей при обучении. Кроме того, важно не допустить возникновения вторичных дефектов у детей с нарушениями развития. Вторичные дефекты появляются либо после врачебных ошибок, в процессе обучения или психо-социального консультирования ребенка, либо в результате искажения взаимоотношений его и семьи. Если же родным удается достичь взаимопонимания и приобрести навыки общения в соответствии с психофизическими особенностями ребенка, это, как правило, исключит иные вредные для него воздействия.
Помните: своевременная помощь ребенку позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его роста и развития.
Мы расскажем о взаимодействии врача и других специалистов с родителями, о том, как нужно наблюдать за развитием своего ребенка, чтобы вовремя обратить внимание на те или иные отклонения.
Диагноз нарушений в развитии ребенка — прежде всего медицинский. Он устанавливается врачом либо уже в родильном доме, либо на основании наблюдения за ростом и развитием ребенка участковым врачом-педиатром и врачами-специалистами. В зависимости от диагноза дети с нарушениями развития состоят на диспансерном учете у невропатолога, психоневролога, хирурга-ортопеда, окулиста, отоларинголога и др. Для семьи врач-педиатр и врач-специалист — это непосредственные кураторы, осуществляющие наблюдение и контроль за маленьким пациентом, главные консультанты и советчики во многих вопросах, связанных с течением заболевания.
На приеме врачом-специалистом ведется активный опрос, позволяющий наряду с осмотром на основании жалоб родителей сделать заключение о характере развития болезни, об особенностях ее протекания. Заключение врача обязательно фиксируется в карте индивидуального развития ребенка. Рекомендации по уходу за больным даются врачом сразу в момент постановки на диспансерный учет. Эти рекомендации изменяются в ходе роста, развития ребенка и касаются особенностей режима его сна, отдыха, питания, посещения детского дошкольного учреждения, школы, места летнего отдыха.
В диалоге врача и ребенка (родителей) активная сторона принадлежит именно врачу. Но это не означает, что родителям отводится роль слушателей. Ведь никто не знает ребенка лучше, никто не любит его так сильно, как они. Поэтому наблюдения близких за ребенком в процессе повседневного общения, в домашней обстановке могут дать врачу ценную информацию.
При посещении врача родители сами задают ему вопросы, связанные с проблемными ситуациями. К примеру, отдавать ли ребенка в детский сад, как выбрать оптимальный для него режим дня,какую форму обучения предпочесть: посещать школу или остановиться на индивидуальных занятиях. Эти и многие другие вопросы могут иметь несколько аспектов. Прежде всего — медицинский. Ведь любой медицинский ди-агноз, как уже отмечалось, устанавливается только врачом. Другой, не менее важный аспект — психологический. Здесь на помощь родителям приходит психолог, который работает в сотрудничестве с врачом. И наконец, помощь в разрешении проблем жизнедеятельности семьи призваны оказывать социальные работники. Они обладают знаниями в области медицины, психологии, педагогики, права и в социальной сфере.
Особенности раннего развития ребенка и диагностика
Чтобы знать, когда и к какому специалисту вам лучше обратиться, необходимо точно представлять себе особенности вашего ребенка. Маленькие дети развиваются очень динамично. Каждый день вы можете отмечать что-нибудь новое в поведении малыша, поэтому важно внимательно наблюдать за его развитием, сообщая врачу обо всех изменениях.
Самое главное для родителей — научиться управлять развитием ребенка так, чтобы поведение взрослых, их взаимоотношения с малышом помогали ему добиваться лучших результатов. Стратегия вашего поведения может и должна изменяться от одного возраста ребенка к другому, в зависимости от тех особенностей, которые будут выступать на первый план по мере взросления.
Остановимся на этапах развития малыша в первый год жизни. Это, пожалуй, самое сложное время для семьи, когда родители особенно остро ощущают потребность в помощи специалистов. Кроме того, это и наиболее ответственный период. Внимательный анализ наблюдений за ребенком помогает выявить возможные нарушения на максимально ранней стадии и, следовательно, увеличить вероятность их компенсации в будущем.
Следует обратить внимание на то, какие стороны развития малыша выделяются: общая моторика (навыки владения своим телом, точная моторика (навыки владения мелкими мышцами руки и способность осуществлять координированные движения глаз и рук, развитие языка и речи (навыки их понимания и использования, познавательное (умственное) развитие, навыки самообслуживания, социальные навыки (навыки общения). Данная структура позволяет систематизировать наблюдения за ребенком и уточнить причины обращения к врачу или другим специалистам.
Общая моторика
новорожденный:
в вертикальном положении имитирует шагающие движения.
1 месяц:
лежа на животе, поднимает голову;
лежа на животе, делает движения, напоминающие попытки ползать.
лежа на животе, напрягает ножки, когда вы прикасаетесь к ступням, создавая для них опору.
ребенок поднимает голову с вашего плеча, когда вы держите его вертикально, прижимая к себе за спинку;
поворачивает голову из стороны в сторону, лежа на спине.
2 месяца:
использует руки и ноги в игре;
поворачивается с бока на спину;
лежа на животе, поднимает голову вверх, отрывая ее от матраца на 5-7 см;
реагирует быстрыми движениями рук и ног (похожими на «велосипед», когда видит знакомое лицо или игрушку.
3 месяца:
лежа на животе, поднимает грудь над столом приблизительно на 4—5 см, помогает себе руками, чтобы подняться еще выше;
когда вы держите ребенка вертикально, поддерживая под руки, он пытается опереться на носочки, поднимает ножки.
4 месяца:
когда вы подтягиваете малыша за ручки из положения «лежа на спине» в положение «сидя», он хорошо держит голову вровень с линией тела;
поворачивается со спины на бок;
когда вы держите ребенка в положении «лежа на животе» на ваших руках, он хорошо держит голову.
5 месяцев:
лежа на животе, поднимает голову и грудь и удерживает это положение 15—20 секунд;
лежа на животе, поднимается на руках, перенося вес тела на руки;
хорошо держит голову при всевозможных движениях тела (когда вы его поднимаете, сажаете, переворачиваете, кладете);
поднимает голову, лежа на спине;
поворачивается с живота на спину;
поворачивается со спины на живот;
сидит с поддержкой (например, в детском стульчике);
достаточно уверенно переносит вес тела на ноги в вертикальном положении;
лежа на спине, высоко поднимает ножки, удерживает их ненадолго в таком положении.
7 месяцев:
лежа на животе, поднимает голову и грудь, опираясь на одну руку;
сидит без поддержки;
когда вы поддерживаете его под руки в вертикальном положении, стоит, может переступать с ноги на ногу, смотрит на свои ножки;
встает, покачиваясь, на руки и коленки.
8 месяцев:
садится из положения «лежа на животе» и ложится на живот из положения «сидя»;
хорошо удерживает равновесие, сидя со свободными руками;
ползает на животе, руки использует для подтягивания тела вперед;
сам встает, держась за окружающую мебель.
9 месяцев:
сидит без поддержки приблизительно 10 минут;
поднимается на руки и колени из положения «лежа на животе»;
стоит, держась за что-либо, приблизительно 5 минут;
когда вы поддерживаете ребенка под руки и ставите его на пол, делает шагающие движения;
сам садится из положения «лежа», держась за что-нибудь.
10 месяцев:
держась за окружающие предметы, ребенок сам встает и сам садится;
ползает, опираясь на руки и колени;
стоит, держась за что-либо одной рукой;
садится из положения «стоя» без поддержки.
11 месяцев:
делает шаги на месте, держась за мебель;
ходит вокруг мебели, держась за нее одной или обеими руками;
в положении «стоя» может поворачивать тело на 90 градусов;
стоит самостоятельно без поддержки.
12 месяцев:
самостоятельно стоит и делает 3 шага без поддержки.
Точная моторика
новорожденный:
выраженный хватательный рефлекс (прикоснитесь своим пальцем к внутренней поверхности ладошки малыша: он схватывает ваш палец).
2 месяца:
удерживает погремушку 5—10 секунд, прежде чем уронить ее (к четырем неделям ребенок сразу же выпускает погремушку из рук, к восьми неделям ненадолго удерживает ее в руке);
исчезает хватательный рефлекс.
3 месяца:
тянется к яркому предмету обеими руками одновременно (если вы показываете яркую игрушку, ребенок сдвигает к ней руки одновременно с двух сторон, соединяя их перед грудью, часто касается игрушки сжатыми кулачками);
развлекается с игрушкой (если вы вкладываете игрушку в ручку ребенка, он подносит ее к щеке, берет в рот).
4 месяца:
наблюдает за движением собственных рук;
стучит и играет с погремушкой и рассматривает ее в течение нескольких минут;
играет с пальцами, берет пальцы в рот;
активно тянется к игрушкам, висящим над грудью, иногда стучит по ним руками;
ребенок старается взять игрушку, лежащую на груди или рядом с плечом;
удерживает яркое пластмассовое кольцо в руке примерно 1 минуту.
5 месяцев:
ребенок удерживает небольшой кубик (3 см) в руке между пальцами и ладонью;
ребенок пытается брать в руку ложку.
6 месяцев:
малыш может поднять чашку (приблизительно 9 см в диаметре) двумя руками, но необязательно подносит ее ко рту;
настойчиво старается достать привлекательный объект, находящийся рядом с ним, но недосягаемый (например, игрушку, стоящую на столе на расстоянии, превышающем длину руки ребенка).
7 месяцев:
с интересом играет с бумагой (машет, мнет, рвет);
держит один кубик и берет второй другой рукой, держит оба кубика одновременно несколько секунд;
берет в руку игрушечное кольцо, перекладывает его из одной руки в другую, берет в рот.
8 месяцев:
целенаправленно извлекает звуки из колокольчика после демонстрации того, как это делать;
9 месяцев:
держит два кубика в руках, подносит их друг к другу, соединяет, как будто сравнивая;
держит, кусает и жует сухарик;
берет небольшие предметы с помощью большого и указательного пальцев.
10 месяцев:
с интересом играет пальцами (старается просовывать палец в дырки, углубления, дергать крючки, рычажки);
снимает салфетку, если видел, что под нее положили игрушку;
может играть двумя предметами одновременно (стучать одним об другой, ставить один на другой, вкладывать один в другой, например, кубик в чашку).
11 месяцев:
тянет за веревочку, к которой привязана игрушка, чтобы достать ее;
держит карандаш, пытается оставить след карандаша на бумаге.
12 месяцев:
снимает крышку с коробки из-под обуви, если видел, что туда положили игрушку;
постукивает ложкой об ложку;
ставит два-три кубика один на другой после демонстрации того, как это делать.
Познавательное развитие
новорожденный:
реагирует на звук (пошумите погремушкой или колокольчиком слева и справа от ребенка и следите за его поведением и выражением лица).
1 месяц:
реагирует на голос (говорите мягким, спокойным голосом с каждой стороны от ребенка, наблюдайте за поворотом головы, выражением лица, размером зрачков).
2 месяца:
узнает родителей;
улыбается в ответ на ласковое обращение к нему.
3 месяца:
смотрит на лицо и глаза того, кто к нему обращается;
гулит, когда взрослый ласково говорит с ним;
смотрит дольше на лицо, чем на неодушевленные предметы;
смеется, «хихикает», выражая радость;
дольше осматривается вокруг при перемене места.
4 месяца:
настораживается, плачет, пугается, услышав сердитый голос;
следит глазами за медленно передвигающейся игрушкой (передвигайте игрушку с одной стороны от ребенка до другой, выдерживая одинаковое расстояние от игрушки до глаз ребенка — приблизительно 15—20 см);
наблюдает за движением собственных рук;
оставаясь ненадолго один в комнате, не плачет, гулит сам с собой, часто повторяет одни и те же звуки;
поворачивает голову в сторону источника звука;
гулит, улыбается и «просится» на руки, когда видит знакомого взрослого;
смотрит на игрушку и тянется за ней, успешно координируя движения рук и глаз;
отвечает на подготовку к кормлению (узнает бутылочку, открывает рот, чмокает, протягивает ручки);
поворачивает голову на звук погремушки.
5 месяцев:
выразительно смеется в ответ на игру с ним (когда вы его подбрасываете, веселите);
поворачивает голову, чтобы увидеть со стуком упавшую игрушку.
6 месяцев:
отличает знакомые лица от незнакомых (реакция на незнакомых может быть самой разной — от удивления до плача);
улыбается, гулит, выражает удовольствие от созерцания собственного отражения в зеркале;
во время игры реагирует негативно на попытки отнять игрушку;
вытягивает вперед ручки, демонстрируя желание, чтобы его взяли на руки;
бросает игрушку на пол и смотрит на нее;
голосом и движениями показывает радость, если слышит шаги или голос входящего в комнату близкого человека после того, как ненадолго оставался один в комнате;
берет в рот игрушки;
рассматривает предметы, когда держит их в руках.
7 месяцев:
активно пытается играть и изучать собственное отражение в зеркале (похлопывает его, смеется, пробует ртом).
8 месяцев:
повторяет движения, которые приводят к звучанию предметов (нажимает кнопки, стучит, машет колокольчиком).
9 месяцев:
отрицательно качает головой, выражая ответ «нет»;
имитирует звуки, которые произносят родители, лепечет;
узнает собственное имя, оборачивается, улыбается, когда его окликают.
10 месяцев:
отвечает действием на слова, которые обычно сопровождаются простыми действиями («сорока-белобока», «ладушки»);
останавливается, когда слышит «нет-нет», «не надо»;
рассматривает картинки в книжках.
11 месяцев:
повторяет свои действия, которые вызывают смех взрослых;
надевает кольца на основание пирамидки.
12 месяцев:
пытается петь под музыку;
дает игрушку взрослому по его просьбе;
выполняет простые просьбы (подходит, когда его зовут; указывает на картинки, которые вы называете; показывает простые детские игры, когда вы его об этом просите, например «ладушки»).
Развитие языка и речи
1 месяц:
замирает, вздрагивает, услышав неожиданные звуки;
откликается на голос (например, поворачивает голову, изменяет выражение лица).
2 месяца:
произносит отдельные гласные звуки;
выражает удовольствие от общения со взрослым (во время кормления, одевания, когда его берут на руки);
становится более активным, улыбается.
3 месяца:
активно реагирует на ласковое обращение к нему, тянет гласные звуки.
4 месяца:
поворачивает голову в сторону источника звука;
смеется, когда вы играете с ним.
5 месяцев:
визжит, во время игр или других приятных моментов произносит высокие звуки, ярко выражающие удовольствие.
8 месяцев:
произносит комбинации звуков (да-да, ба-ба, ма-ма); — имитирует звуки, которые обычно сопровождают игру со взрослыми, — щелканье языком, покашливание, чмоканье губами.
10 месяцев:
называет родителей — «ма-ма», «па-па».
12 месяцев:
говорит два слова кроме слов «мама», «папа».
Самообслуживание
6 месяцев:
поднимает чашку руками.
7 месяцев:
берет руками маленькие кусочки фруктов, овощей.
8 месяцев:
кусает, жует игрушки во время игры.
9 месяцев:
держит, кусает и жует сухарик или печенье.
10 месяцев:
устраняет препятствия, укрывающие от него игрушку.
11 месяцев:
снимает шапочку;
терпеливо ведет себя во время одевания (вытягивает ручки и ножки для одевания рукавов и штанов).
Социальное (эмоциональное) развитие
новорожденный:
перестает плакать, успокаивается у вас на руках.
1 месяц:
фокусирует взгляд на ярких предметах (скорее на прямых, чем на круглых, медленно следит глазами за движущимся предметом.
2 месяца:
выражает удовольствие при общении со взрослым (улыбается, двигает ручками и ножками, тянет гласные звуки);
улыбается другим знакомым взрослым кроме своей мамы;
плачет, когда мама выходит из комнаты, даже когда кто-нибудь из взрослых остается рядом.
3 месяца:
смотрит на лицо и глаза человека, который разговаривает с ним;
намного меньше плачет, чем в первые два месяца жизни.
4 месяца:
улыбается оживленнее тому взрослому, которого хорошо знает.
6 месяцев:
протестует, когда кто-либо отнимает игрушку во время игры;
выражает неудовольствие во время появления незнакомых взрослых;
беспокоится при расставании с мамой.
7 месяцев:
демонстрирует сильную привязанность и зависимость от мамы
11 месяцев:
понимает значение слова «нет».
12 месяцев:
учится ходить, особенно активно демонстрируя эти попытки маме. Любая разлука с матерью в этом возрасте оказывается трудной для ребенка;
появляются трудности во время засыпания, малыш с трудом засыпает и легко просыпается, расслабление удается ему с большим трудом, чем раньше.
Квалифицированную помощь специалистов (врачи: невролог, психиатр; учитель-дефектолог; педагог-психолог; учитель-логопед; социальный педагог) можно получить в социально-психологических центрах, созданных для оказания бесплатной помощи детям и семье.
ПОМНИТЕ! Родительская любовь и профессионализм специалистов помогут ребёнку справиться с любыми трудностями!
Источник