Раннее речевое развитие ребенка статьи
Речевое развитие детей раннего возраста
В речевом развитии ребенка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счет обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми.
Основная форма педагогического процесса в детском саду — НОД (в данном случае по речевому развитию). Здесь конкретизируются и уточняются знания детей, которые они приобрели практическим путем или получили, действуя с предметами ближайшего окружения.
Какая же деятельность может обеспечить развитие активной речи ребенка?
Прежде всего совместная деятельность взрослого с ребенком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребенка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для малыша поводы для общения. В процессе совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения речи. Постановка проблемных языковых задач здесь носит ситуативный характер: ребенок говорит лишь то, что хочет сказать, а не то, что спланировал педагог. Следовательно, организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Педагогу необходимо быть готовым к импровизации, к встречной активности ребенка. В процессе совместной деятельности у ребенка постепенно формируется позиция младшего партнера, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего.
Итак, какие формы совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи можно выделить в раннем возрасте? Чтобы ответить на этот вопрос, следует вспомнить некоторые особенности детей раннего возраста:
• им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными;
• их внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес;
• их поведение ситуативно и почти всегда складывается из импульсивных поступков;
• им свойственна подражательность, легкая внушаемость;
• у них преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление [1].
Воспитатель обязан помнить, что при решении задач речевого развития детей раннего возраста деятельность, которую он организует, должна быть:
— событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта) и ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
— процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах: им нравится сам процесс умывания, одевания, приема пищи и т.д. Для развития активной речи ребенка воспитателю необходимо сопровождать действия ребенка словами, побуждать его к их проговариванию).
В своей работе по развитию речи детей раннего возраста мы используем следующие формы совместной деятельности:
— наблюдение и элементарный труд в природе;
— сценарии активизирующего общения;
— разговор с самим собой, параллельный разговор;
— игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;
— слушание художественной литературы с использованием красочных картинок;
— инсценирование и элементарную драматизацию литературных произведений;
— игры на развитие мелкой моторики рук;
— дидактические игры и упражнения;
— бытовые и игровые ситуации;
— элементарное экспериментирование;
— средства устного народного творчества [4].
Конечно, в один день невозможно показать все формы совместной деятельности, поэтому мы расскажем о тех, что, на наш взгляд, наиболее интересны и действенны.
Игра — ведущий в раннем возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего еще не умеет. Игра, отвечая естественным потребностям ребенка, способствует нормальному развитию его познавательных процессов: восприятию, мышлению, речи, памяти, воображению.
Учиться, играя! Эта идея всегда увлекала многих педагогов и воспитателей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить. Необходимо развивать у детей речь как основное средство общения с окружающими. Речевому общению ребенка со взрослыми предшествует эмоциональное общение. Именно в эмоциональном общении закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.
Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок, отношение к нему взрослого. Именно взрослым принадлежит ведущая роль в речевом развитии малыша: воспитателю — в детском саду, родителям и близким — в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.
Для обучения через игру созданы дидактические игры. Мы проводим их с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия позволяют активизировать имеющийся запас слов ребенка: малыш попадает в ситуации, когда вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.
Играя с детьми в дидактические игры с игрушками и предметами, такие как «Кукла Маша проснулась», «Магазин игрушек», мы помогаем своим воспитанникам закреплять знания о названии одежды, столовой посуды, активизируя и обогащая их речь.
Используя настольно-печатные игры «Парные картинки», «Лото» и т.д., мы формируем речь детей, закрепляем их знания о растениях, животных и их детенышах, овощах и фруктах. Таким образом, в процессе накопления существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель, игрушки, животные).
Манипулируя с игрушками в процессе игры, обозначаем действия: идет, спит, кушает т.п., т.е. учим детей употреблению глаголов. С помощью игр «Больше — меньше», «Чудесный мешочек» формируем умение детей видеть особенности предметов и выделять их характерные признаки и качества, закрепляя знания о цвете и величине, обогащая словарь малышей прилагательными.
В работе с детьми раннего возраста считаем эффективным сочетание наглядности и слова. Яркие предметы и картинки вызывают у малыша желание их рассмотреть. Ребенок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Для обогащения и активизации словарного запаса малышей используем дидактические упражнения «Чудесный мешочек», «Угадай, что звучит». Обогащаем словарь детей и с помощью дидактических игр «Отгадай и назови», «Отгадай, кто к нам пришел», «Кто что делает», «Назови животных и скажи, кто как кричит». Таким образом, дидактические игры — это обучающие игры, которые способствуют уточнению и обогащению словаря детей раннего возраста, активации их речи.
Создание эмоционально-благоприятной ситуации помогает вызвать у ребенка желание активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра способна создавать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются.
Следовательно, театрализованная игра, оказывая большое влияние на речевое развитие ребенка, стимулирует его активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.
В театрализованной игре формируется дидактическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношение людей друг к другу, их отдых, развлечения и т.д.). Разумеется, в таких играх тема, содержание и последовательность отображаемых явлений не определяются заранее взрослыми, а основываются на жизненном опыте детей, правила как бы скрыты в содержании отображаемых событий. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми.
Первые совместные игры воспитывают в детях чувство коллективизма, дружбы. Малыши учатся общаться, обращаться с просьбой, предложением к товарищам. При своевременном формировании сюжетной игры дети третьего года жизни начинают играть вдвоем, иногда втроем, вступая в ролевое взаимодействие. В таких играх, как «Парикмахерская», «На приеме у врача», мы знакомим ребят с названиями профессий, учим брать на себя роль, выполнять соответствующие действия (постригать, причесывать, лечить, делать уколы и т.д.). Изначально дети подражают тому, что им показываешь, затем начинают самостоятельно организовывать игру, вступают в диалог, переносят действия с одного предмета на другой. В процессе игр побуждаем детей к называнию предметов, которые они используют, проговариванию действий, которые они выполняют.
Игры нередко сопровождаются стихами, песенками. Стихотворный текст определяет ход игры, регулирует двигательную деятельность детей, их поведение. Малыши вслушиваются в слова текста, сосредотачивают внимание на содержании. Стихотворные слоги задают ритм движения. Движения с речевым сопровождением воспитывают чувство красоты, умение прислушиваться к каждому слову педагога, активизируют внимание. При повторении игры малыши запоминают слова и начинают подпевать.
Проводя подвижные игры с текстом, мы используем соответствующие атрибуты (картинки с персонажами игр), побуждаем к повтору текста. Обязательно вовлекаем в игру и застенчивых детей, которые в игре раскрывают свои возможности, у них развивается речь, они учатся общаться с окружающими. В подвижных играх для принятия сюжета малышом мы даем характеристику изображаемому образу, игрушки должны заговорить. Таким образом, создаем правдивую игровую ситуацию.
Развивающая предметно-пространственная среда способствует не только творческому, но и речевому развитию детей на основе игровой деятельности. Эта среда обеспечивает игровую деятельность, а также призвана помочь в установлении эффективного общения детей с воспитателем и друг с другом. Оборудование расположено так, чтобы малыши могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, чтобы с его помощью ребенок в любое время мог легко включиться в игровую ситуацию.
Игровая деятельность создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Кроме того, игровая деятельность выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с каждым ребенком.
Работу по приобщению детей к играм мы проводим и среди родителей. В уголке для родителей выставляем папку с играми, где сообщаем цель и ход игры. На формирование детских интересов заметно повлияло положительное отношение родителей к играм, к увлечению малышей подвижными играми и упражнениями. Родители прислушиваются к нашим консультациям, часто сами обращаются за советом. Такой диалог между воспитателями и родителями способствует доверительному общению родителей с детьми.
Работа, систематически проводимая в детском саду и подкрепляемая дома, дает положительный результат. Уже можно отметить, что дети охотнее играют вместе, могут договориться об использовании игрушек. Участие воспитателя в игре теперь вполне естественно.
В заключение необходимо отметить, что мы постоянно работаем с детьми младшего дошкольного возраста и в конце учебного года свои результаты предоставляем воспитателям старших групп, к которым переходят наши воспитанники.
Литература
1. Арушанова, А. Г. Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте [Электронный ресурс]. —
Режим доступа: https://www.moi-detsad.ru/konsultac13.htm#_ftnref1
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с.
3. Карпухина, Н. А. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж, 2007. — 207 с.
4. Колычева, Т. И. Развитие речи детей раннего возраста на занятиях и в повседневной жизни [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac146.htm
Источник
Автор: Пархаева Марина Владимировна
Когда начинается речевое развитие ребенка.
Однажды к мудрецу пришли три женщины, у которых были дети разных возрастов : 1 месяц, 1 год и 3 года. Они обратились к мудрецу с одним вопросом, когда надо начинать воспитывать ребенка. На что он ответил: «Вы опоздали на 1месяц, на 1год, на 3 года. Ребенка надо воспитывать с первого дня жизни. То же самое можно сказать и о речевом развитии ребенка. Речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка, на основе нескольких взаимосвязанных, взаимодополняемых и влияющих друг на друга условий.
Историю формального изучения языка принято вести с V века до н. э.
Теорий постепенного развития языка придерживается на сегодняший день большинство исследователей, но эти теории различаются предлагаемыми механизмами этого развития. Одни считают, что развитие языка является процессом внутренним и его предтечей следует считать интеллект животных, другие исследователи придерживаются мнения, что язык — это инструмент, получаемый и изучаемый в процессе общения, в качестве отправной точки выбирают коммуникацию у животных, звуковую или жестикуляционную; третьи предполагают, что язык получил модели постепенного развитие языка из музыки, точка зрения высказанная уже такими мыслителями как Жан-Жак Руссо и Чарльз Дарвин.
В современном мире над вопросом, как развивается речь ребенка, и, что нужно делать, чтобы процесс проходил правильно работают специалисты разных областей знаний: психологи, лингвисты, физиологи, дефектологи, нейропсихологи, педагоги. Результаты исследований говорят о том, что основной формой воспитательного воздействия является общение. И совершенно не важно, что в первые месяцы жизни ребенок пассивно воспринимает воздействие взрослого, а активным участником становится позднее.
К концу первого года жизни многие дети уже могут вполне осмысленно употреблять около 5 слов, такие как «мама», «папа», «би-би», «тик-так» и т. д. До 1,5 лет ребенок вполне может обходиться высказыванием, состоящим из одного слова, которое приобретает то или иное значение в зависимости от ситуации.
Чтобы лучше понять, как развивается речь ребенка, стоит отметить, что до 1,5 лет активно развиваются связи между предметами, действиями, их словесными обозначениями, но устойчивыми они становятся не сразу. После 1,5 лет ребенок уже умеет обобщать предметы, как в понимаемой речи, так и в активной. Правда, при обобщении слов в активной речи он может допускать ошибки.
С возрастом у ребенка необходимость в общении значительно возрастает. Именно эта потребность и обуславливает возникновение активной речи. После года, когда у ребенка начинает развиваться речь, он вдруг обнаруживает, что каждый предмет имеет свое название. С этого начинается качественный скачок в его речевом развитии.
Для того чтобы ребенок начал понимать обращенные к нему слова, его нужно побуждать к выполнению различных действий, произношению звуков. Такой тип общения должен строиться на движениях, которыми он уже владеет. Так же нужно разучивать с малышом новые движения и соответствующие им слова.
К концу первого года жизни слова для ребенка начинают приобретать обобщенный характер. Малыш способен понять слово «нельзя», если оно употребляется в соответствующей ситуации. На его поведение уже можно влиять с помощью слов. Он может выполнять простые поручения, правильно реагировать на слова «хорошо» и «плохо».
К концу года ребенок произносит около 10 простых слов, которые он понимает. Конечно, понимает он больше слов, чем может произнести.
Постепенно некоторые слова, подкрепленные мимикой, становятся для него средством общения с взрослыми и другими детьми. Понимание обращенной к нему речи приводит к тому, что усложняются его действия с предметами. Со временем ребенок начинает подражать сначала словам, а потом и фразам, благодаря чему пополняется его словарный запас, который к 2 годам достигает уже 300 слов.
Начиная с 1 года 9 месяцев, увеличивается количество произносимых малышом коротких фраз. Очень хорошо, если в этот период начинают появляться вопросы: «А это?» «Какая?». Вопросы служат показателем уровня познавательной активности ребенка.
Итак, говорить ребенок начинает к двум годам. Овладение активной речью часто носит спонтанный характер: еще не так давно молчащий ребенок вдруг начинает говорить. Принято считать, что спонтанное появление активной речи связано с тем, что ребенок вдруг осознает то, что каждый предмет имеет свое название. 2 года — это приблизительный (средний )возрастной показатель возникновения речи у ребенка. Все индивидуально, но все же..отсутствие речи в три года – это тревожный симптом. Необходимо обратиться к логопеду.
В 2 года ребенок быстро накапливает пассивный и активный словари, овладевает произношением звуков и грамматическим строем предложения. По собственной инициативе малыш начинает употреблять слова примерно через два месяца после того, как он стал произносить их в ответ на вопрос взрослого.
На третьем году жизни ребенка воспитательное значение речи существенно меняется. И хотя при обучении ребенка в этом возрасте все еще важную роль выполняет показ, использование речи как средства воспитания и обучения возрастает. Несмотря на то, что в три года в развитии речи ребенка наблюдаются значительные достижения, он еще недостаточно хорошо владеет грамматическим строем языка, отчего его речь звучит своеобразно. Поскольку правильное произношение звуков еще не закреплено, то многие из них малыш произносит не так, как надо. Например, смягчает — «зяйка» вместо «зайка», заменяет звук — «повзет» вместо «ползет», не выговаривает [р] и [л] — «балабан» вместо «барабан». Интересно, что при собственных ошибках в произношении и грамматике, ребенок может замечать ошибки других детей и исправлять их.
Взрослые должны не допускать неправильной речи, искажения слов, а также следить за грамотностью своей речи, ведь правильная речь взрослого — залог правильной речи ребенка.
Итак, достигая 3-х летнего возраста, если ребенок здоров, то его психические функции, готовы к новым, более сложным операциям. Когда малыш идет в сад, его речь получает новый пусковой механизм к развитию и более сложному оформлению. Только общение, зона ближайшего и актуального развития дадут возможность правильно использовать накопленный до 3 лет опыт. Далее мы можем только поддерживать выбранный курс. Чтобы к поступлению в школу, к 7 годам, ребенок смог максимально раскрыться и реализовать свои возможности.
Речевое развитие ребенка, начиная с периода новорожденности зависит, как минимум, от трех взаимосвязанных факторов : биологических, социальных и психофизиологических.
Биологические – нормальное развитие центральной нервной системы, которое может быть обеспечено здоровой наследственностью, благоприятным течением беременности и родов, социальными условиями, в которых находится ребенок.
Социальные факторы – культура, традиции того или иного общества, потребность эмоционального контакта ребенка с близким человеком и обучающее воздействие на него матери, а потом и других взрослых, уровень медицинского обслуживания, экономические условия.
Психофизиологические. Ребенок родится с готовым аппаратом речи, но не говорит, потому что при рождении еще несовершенна вся его нервная система , речевые центры мозга, органы говорения, памяти, внимания, слуховые и зрительные анализаторы; кроме того, должна быть потребность эмоционального контакта ребенка с близким человеком и обучающее воздействия на него матери, а в последствии, и других людей.
Новорожденный не владеет навыком пользования своим аппаратом речи, ему надо этот навык приобрести; у него нет содержания для речи, ему надо это содержание накопить; ему незнакомы словесные формы речи, он должен с ними познакомиться; речь связана с проявлениями мышления и обусловлена ими; язык развивается в условиях социального общения между людьми; между новорожденным и окружающими его людьми социальные связи еще не установились, их надо установить
Итак для того чтобы у малыша полноценно сформировалась речь необходимо выполнить довольно много условий и, большинство из них, зависят от родителей и других взрослых, окружающих ребенка. Очень важно, чтобы родители, знали, что необходимо сделать для полноценного речевого развития малыша, хотели и стремились вырастить здорового, счастливого, успешного человека.
Литература.
Арутюнова Н. Д. Прагматика Лингвистический энциклопедический словарь /Под ред. В. Н. Ярцевой. — М.: Советская энциклопедия, 1990г.
Давидович Р.Л., Резниченко Т.С Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? – М.2004г.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детского сада. Под ред. Ф.А. Сохина. М.: Пр., 1981.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детского сада. Под ред. Ф.А. Сохина. М.: Пр., 1981.
Интернет https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%B7%D1%8B%D0%BA
comments powered by HyperComments
Источник