Раннее развитие ребенка по изо

Раннее развитие ребенка по изо thumbnail

Из  опыта  работы  «Методы и приёмы обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста».

Воспитатель  МБДОУ  детский  сад  комбинированного  вида  № 303

Алексеева Елена Алимпиевна

                  Методика обучения детей изобразительной деятельности в раннем возрасте имеет свою специфику. Она вытекает из необходимости учитывать особенности детей раннего возраста. У малышей ещё не сформированы многие навыки, мал жизненный опыт, плохая координация движений, неустойчивое внимание, плохо развита речь, мышление, отсутствуют представления об окружающем. Маленькие дети ещё не могут преднамеренно изображать какие-либо предметы и явления, не могут отслеживать глазами движение карандаша по листу бумаги, в их рисунках нет замысла. Действия ребёнка с изобразительным материалом носят предметный характер. И даже если в процессе манипулирования на бумаге появляются следы от карандаша или фломастера, они не привлекают внимания ребёнка. Этот период исследователи называют доизобразительным этапом. Он имеет особое значение для развития изобразительных способностей, т.к. от манипуляции с карандашом, комком глины дети постепенно переходят к изображению предметов и явлений окружающей действительности. Как долго малыши задержатся на этом этапе развития, зависит от руководства изобразительной деятельностью взрослым. Задачи педагога на этом этапе заключаются в том, чтобы вызвать интерес к процессу рисования как к деятельности, дающей результат, познакомить малышей со свойствами изобразительных материалов, помочь овладеть разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм, создать необходимый эмоциональный настрой.

                Изодеятельность в раннем возрасте возникает на основе подражания действиям взрослого, поэтому мы много рисуем в присутствии детей и советуем делать это родителям. Постепенно малыши начинают понимать, что карандаш оставляет след на бумаге, им можно рисовать. У детей возникает желание повторить эти действия вслед за взрослым.

               Поскольку у малышей отсутствуют технические навыки – они не умеют держать карандаш, кисть – мы терпеливо их этому учим,  постоянно обращая внимание на то, как ребёнок держит карандаш (кисть), чтобы  у малыша не закрепился неправильный навык, который в дальнейшем будет тормозить выполнение более сложных рисунков. Занятия  (особенно в начале года)  мы проводим индивидуально или небольшими подгруппами (до 5 человек). Педагог при этом сидит за одним столом с детьми, чтобы он мог помогать каждому ребёнку. Длительность занятия в этом возрасте  составляет 10 – 12 минут.

         Учитывая  особенности раннего возраста, для занятий изобразительной деятельностью мы стараемся подбирать сюжеты, близкие опыту ребёнка, рисовать конкретные предметы и явления, хорошо знакомые малышам. Чтобы малыши могли изобразить знакомый предмет или явление, они должны воспринять его целенаправленно. Для этого мы помогаем детям выделить значимые признаки предмета: цвет, форму, величину, расположение в пространстве; обращаем  внимание на его детали. Во время прогулок предлагаем детишкам понаблюдать, как капают капли дождя, какая травка выросла на газоне, как кружатся в воздухе листочки, снежинки, мы идём по снегу и, за нами, остаётся цепочка следов, как едет по дороге машина и т.д.

              Обучение рисованию мы начинаем с прямых линий (вертикальных, горизонтальных, прерывистых, наклонных, длинных и коротких), затем рисуем волнистые линии, спирали, а потом круги и овалы различной величины. Такое поэтапное обучение позволяет лучше закрепить каждый из навыков, не смешивая их. Постепенно, у малышей накапливая опыт изображения прямых и округлых линий, ребятишки открывают для себя обобщённые формы и линии как основу множества образов, учатся находить в них сходство с окружающими предметами и явлениями.

Чтобы дети лучше усваивали полученные навыки, необходимо не только планомерно и систематически проводить занятия, но и закреплять их в течение дня в детском саду и дома. Для этого мы даем задания на дом, чтобы дети рисовали знакомые картинки вместе с родителями.

          В  соответствии  с особенностями детей раннего возраста, мы активно используем игровые приемы. Обыгрываем сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождаем рисование или лепку эмоциональным комментарием, обыгрываем с малышами готовые рисунки и поделки, а также используем стихи, загадки, потешки и т.д. Такой метод обучения помогает заинтересовать малышей, дольше удерживать их внимание, создаёт необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.

              При обучении детей рисованию мы используем следующие методы и приёмы:

Рисование в воздухе – изображение линий и фигур в воздухе при помощи движений прямого указательного пальца ведущей руки или сухой кисти. Использование этого приёма помогает ребёнку ощутить правильное направление движения и запомнить его на двигательном уровне. Можно также рисовать на любой гладкой поверхности (стекле, столе).

Совместное рисование – совместные действия взрослого и ребёнка в процессе рисования. Вкладываем карандаш (кисть) в руку ребёнка, берем её в свою и водим по бумаге, создавая изображение. Одновременно комментируем рисунок (это капает дождик, распустился цветок, вот бежит зайчик: прыг-скок, так свети солнышко и т.д.). Использование этого метода позволяет научить ребёнка правильно держать карандаш (кисть), надавливать на карандаш во время рисования с определённой силой, набирать на кисть достаточное количество краски, изображать различные линии и фигуры.

Дорисовывание деталей – процесс завершения ребёнком рисунка, начатого взрослым. В качестве основы для рисования предлагаем ребенку заготовку, на которой изображена только часть рисунка, недостающие детали которого малыш должен дорисовать сам. Сюжет картинки обыгрывается и комментируется взрослым. Если занятие проводится индивидуально, можно не предлагать ребёнку заготовку для рисунка, а рисовать основные элементы рисунка у него на глазах. Этот приём помогает привлечь внимание ребёнка, вызвать у него интерес к процессу рисования.  Взрослый рисует тучку, а дети – дождь (проводят прямые или прерывистые линии).  Взрослый – круг солнца, а дети – лучи. Взрослый – шарики, а дети «привязывают» к ним ниточки. Использование этого метода обучения позволяет закрепить усвоенные ребёнком навыки (правильно держать карандаш, рисовать определённые линии и фигуры). При этом у нас появляется возможность планировать уровень сложности рисунка и время выполнения задания в зависимости от возраста детей в группе и уровня их умений.

Самостоятельное рисование – создание ребёнком рисунка по заданному взрослым сюжету или по собственному желанию. Мы используем этот метод, когда у ребёнка уже есть определённые навыки для их закрепления. На этих занятиях используем показ, при этом проводим последовательный показ каждого этапа, все действия сопровождаем комментариями. Если рисование проводится с подгруппой детей, не все малыши после показа могут сразу приступить к выполнению задания. Им индивидуально показываем, как выполнять данное задание. Когда у детей накапливается достаточный опыт, проводим рисование по готовому образцу.

Давая задания по линейному контуру («Травка для зайчат», «Расчески для кукол», «Мячики», «Рыбки плавают» и т. д.) мы используем для рисования в основном карандаши и фломастеры. А давая задания по цвету используем в основном гуашь. Такие задания направлены на передачу явлений действительности контрастом цветовых пятен. Благодаря цвету рисунок становится ярче, интереснее, живее. Темы таких рисунков выбираем самые разнообразные, но близкие опыту детей: «Светит солнышко», «Мой флажок как огонёк», «Летняя полянка» и т.д. При обучении детей рисованию красками, используем такие технические приёмы, как рисование мазков («Солнышко», «Покатился колобок по дорожке»), примакивание («Снег идёт», «В лесу поспели ягоды»), рисование тычком («Колючий ёжик», «Осенние листочки»),  рисование

пальчиком («Красивые цветы», «Снежинки»). Используем также приёмы рисования ладошкой и штампами. На занятиях по рисованию красками используем те же сюжеты, с которыми дети уже знакомы по работе с карандашами, фломастерами. Например, то же самое солнышко или елочка могут изображаться посредством линий, нарисованных карандашом и краской при помощи пальчика или кисточки.

         Использование  выше  перечисленных методов и приемов  обучения  детей изобразительной деятельности в раннем возрасте, помогает нам не только успешно обучать малышей различным техническим приемам, прививать им определенные навыки и умения, знакомить с изобразительными средствами, но и дает возможность заложить предпосылки для развития фантазии, творчества и воображения, помогает сформировать положительное отношение к изобразительной деятельности.

Источник

Рисование – первый вид творческой деятельности ребенка. С раннего возраста дети берутся за карандаши и краски, создавая пока еще непослушными ручками свои живописные «шедевры». К начальной школе рисование становится осознанным, систематическим занятием. На этом этапе совершенно не важно, есть ли у ребенка художественный талант. Уроки живописи для него – обязательное условие формирования разносторонней, гармоничной личности.

Роль рисования в развитии ребенка

Картина, написанная маленьким художником, – предмет гордости для любого родителя. Однако для развития ребенка живопись ценна не результатом, а непосредственно творческим процессом.

Польза рисования для детей несомненна и обоснована с научной точки зрения:

  1. Художественные занятия развивают мелкую моторику, а это – стимуляция участков мозга, ответственных за мышление, речь, зрительную и двигательную память, координацию. Во время рисования задействованы оба полушария головного мозга, активно возникают межполушарные связи.
  2. У ребенка развивается пространственный интеллект и воображение.
  3. В процессе работы ребенок получает реальный результат – рисунок. Это учит его целеполаганию и формирует ориентацию на результативную деятельность.
  4. Через рисунок ребенок самовыражается, проецирует на бумагу свое психологическое состояние.
  5. Рисование считается успокаивающим и умиротворяющим занятием. Особенно полезно рисовать детям, склонным к капризам, депрессиям и неврозам.
  6. Систематические уроки живописи приучают ребенка структурировать время, вырабатывают усидчивость, формируют дисциплинированность.
  7. Через живопись дети учатся творчески осмысливать окружающий мир и понимать, что каждый человек имеет собственное восприятие реальности, по-своему видит предметы и явления.
  8. Рисование – процесс, предполагающий эксперименты, креативность, индивидуальное видение предметов. Именно в процессе работы над рисунком ребенок учится воспринимать свои ошибки – а как шанс создать нечто новое и уникальное. Такой подход помогает художнику раскрепоститься, стать самостоятельней и успешней.
  9. Процесс создания картины позволяет человеку ощущать себя не «песчинкой», а творцом, что благоприятно сказывается на его самооценке и самоидентификации.
  10. Рассматривая картины, подбирая палитру, доводя работу до совершенства ребенок учится различать нюансы, видеть общее и частное, сравнивать и обобщать.
  11. Главное, что дает рисование детям с точки зрения эстетического воспитания – приобщение к общемировой культуре через изобразительное искусство.
  12. Развивая ассоциативное мышление, навыки ориентации в пространстве, проецирования на плоскости, рисование важно для школьников как ключ к пониманию математических, физических моделей и освоению других дисциплин.

Как рисуют мальчики и девочки

Удивительно, но факт: по детскому рисунку можно определить, кто это рисовал – мальчик или девочка. Психологические различия между полами накладывают отпечаток на восприятие и художественное отражение действительности.

У девочек лучше работает полушарие мозга, ответственное за образное мышление, воображение, эмоции. Поэтому маленькие представительницы прекрасного пола уделяют особое внимание мелочам, тщательной прорисовке живых персонажей.

Для мальчиков более характерны технические детали и схематическое изображение людей. Активно задействованное правое полушарие у мужчин отвечает за логику, анализ и буквальное восприятие символов.

Одно и то же задание будет по-разному выполнено сидящими за одной партой учеником и ученицей. Мальчик сосредоточится на детальной проработке автомобилей, зданий, не уделяя особого внимания «украшательствам» и населению выдуманного города. Девочкам интересно заниматься декором, они с удовольствием изобразят занавески на окнах, клумбу с цветами, прорисуют лица и наряды жителей. При этом сам дом вполне может существовать на бумаге в схематичном виде.

Важность уроков рисования в школе

Современные стандарты образования приветствуют индивидуальный подход к ученикам. Задача педагога изобразительного искусства – всестороннее творческое развитие детей, формирование гармоничной личности, вовлеченной в мировую художественную культуру, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Учитель создает условия для проявления фантазии, поддерживает самостоятельность детей, демонстрируя лишь азы рисования.

Что же дает рисование школьникам, если на ИЗО их не учат, как раньше? Прежние принципы проведения урока, когда классу предлагалось единое задание, без возможности проявить собственное «Я», сегодня морально устарели. Психологические отличия полов, разный уровень одаренности в коллективе требуют свободной формы занятий. Учитель не обучает детей непосредственно техникам живописи, а лишь пробуждает в ученике интерес к изобразительному искусству, учит понимать и ценить красоту, подталкивает к самовыражению через рисунок.

Даже если ребенок не стремится стать художником, навыки, приобретенные в процессе рисования, обязательно пригодятся ему во взрослой жизни:

  • точность зрения и наблюдательность – необходимые качества для ученых, инженеров, медиков, следователей, техников;
  • без четкой координации между рукой и глазом не может обойтись музыкант, хирург, водитель, механик, рабочий за станком;
  • развитым воображением обладают изобретатели, исследователи – люди, толкающие вперед науку и технику.

Задача взрослых – всячески поощрять в ребенке стремление взять в руки бумагу и кисть, и чем раньше это произойдет, тем лучше.

Источник

Пояснительная записка

Введение

В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире. Именно поэтому возникла необходимость разработки программы для дошкольников «Уроки волшебства».

Современные педагоги и психологи выступают против традиционных – дидактических методов обучения, вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности. Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, – немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.

Данная программа предлагает занятия по рисованию с использованием нетрадиционных способов рисования.

Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.

Знакомясь с материалами, техникой и способами их обработки, дети более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции

Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др.

Данная программа составлена с учётом федеральных требований к программам дополнительного образования, методических рекомендаций Министерства образования и науки Краснодарского края Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования Кафедры педагогики и дополнительного образования, на основе существующей авторской программы по изобразительному искусству «Адек АРТ». М.С. Митрохиной. 2011г.

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по изобразительному искусству «Уроки волшебства» в студии развития «Почемучки» и студии «Развивай-ка» – художественная (вид деятельности – приобщение детей к изобразительному искусству).

Дополнительная образовательная программа обновлена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Образовательная    деятельность   по   дополнительной программе по изобразительному искусству «Уроки волшебства» направлена на:

– более раннее приобщение дошкольников к изобразительному искусству;

– формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

– выявление, развитие и поддержку талантливых воспитанников, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

– социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

– формирование общей культуры обучающихся;

– удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Новизна данной программы заключается в том, что дошкольное обучение требует от педагога использование новых форм работы, с элементами игры, новых технологий, новых отношений между детьми и педагогом.

Актуальность программы в том, что она не только обучает детей рисованию, лепке, аппликации, конструированию, но и способствует умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников и является важным средством всестороннего развития детей.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что теоретическая часть программы позволяет воспитанникам познакомиться с техниками рисования, видами и жанрами искусства, общими законами изобразительного искусства, с работами художников.

Обучаясь по программе, дети имеют возможность воплотить свои впечатления, свое понимание к окружающей их жизни в художественном творчестве.

Отличительная особенность данной программы от уже существующих программ заключается в том, чторезультатом образования является умение дошкольника применять техники рисования, которые являются базовыми в школе. Программа построена на принципах развивающего обучения с учётом возрастных и психологических особенностей детей.

Цель: создать условия для раскрытия в каждом ребенке неповторимой индивидуальности; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

Задачи

Образовательные:

  • познакомить техниками рисования;

  • научить изображать контуром простые по форме предметы, уметь закрашивать их красками;

  • научить смешивать 2,3 цвета красок;

  • научить реализовывать замысел в конкретные формы посредствам рисунка, аппликации, лепки.

Развивающие:

  • развивать образное мышление, чувство гармонии, мелкую моторику руки;

  • развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

  • осуществлять эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительного искусства;

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность и трудолюбие, удовлетворение от результата труда;

  • воспитывать культуру поведения и общения;

  • прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного;

  • воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.

Возраст обучающихся

В студию принимаются мальчики и девочки в возрасте 5,5-6 лет имеющие разный уровень подготовки. Состав групп одновозрастной. Мотивация к данной предметной области ещё не сформирована. Дети знают некоторые цвета и формы предметов. В группы принимаются здоровые дети и дети с небольшими отклонениями здоровья. Наполняемость групп: 5-6 детей.

Срок реализации программы – 1 год.

Формы и режим занятий

Форма обучения – групповая. Режим работыстудии развития определён в соответствии с имеющимися условиями Центра творчества и потребностью родителей: 1 час в неделю. Всего учебных часов в год – 36. Продолжительность занятия 30 минут.

Педагоги совместно с родителями организовывают наиболее рациональный режим дня, оберегают нервную систему детей от стрессов и перегрузок, обеспечивают профилактику нарушений зрения и осанки, продолжают вырабатывать правильную позу при работе сидя за столом.

Занятия с детьми проводятся в игровой форме. Программа предполагает дифференцированный подход в работе с дошкольниками разноуровневой готовности и психофизическими возможностями, применение разнообразных методов и средств, приёмов и форм обучения.

Ожидаемые результаты

По итогам года обучения воспитанники должны знать:

  • основные цвета солнечного спектра;

  • особенности работы акварельными и гуашевыми красками;

  • элементарные правила смешивания красок;

  • простейшие техники изобразительного искусства.

По итогам года обучения воспитанники должны уметь:

  • передавать в рисунке простейшую форму и основной цвет предметов;

  • правильно работать с акварельными и гуашевыми красками;

  • уметь лепить простые по форме предметы;

  • составлять простые аппликации;

  • выполнять анализ детских работ и высказывать своё мнение.

Способы определения их результативности:

  • психологопедагогический мониторинг детей;

  • анализ и сравнение результатов на начало, и конец года, промежуточных результатов;

  • наблюдение;

  • отзывы родителей.

Формы контроля над усвоением изученного материала:

Вид контроля

Проводимая работа

Сроки

Начальный

Тесты, анкетирование. Мини-выставки.

сентябрь-октябрь

Текущий

Коллективная работа. Выставки.

январь

Итоговый

Итоговая выставка.

май

Методы исследования личностного развития ребёнка:

  • педагогическое наблюдение;

  • тестирование;

  • анкетирование;

  • опрос.

Приобретённые знания и умения по программе и свои достижения дети продемонстрируют на итоговом занятии.

Формы подведения итогов:

  • карты оценки результатов освоения программы;

  • дневник педагогического наблюдения.

Учебно-тематический план

Название темы

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

2

1

1

2

Рисование карандашами.

8

2

6

3

Рисование красками.

8

2

6

4

Лепка.

6

1

5

5

Аппликация.

6

1

5

6

Беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира.

5

5

7

Итоговое занятие.

1

1

Всего:

36

12

24

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие.

Теория: Знакомство с предметом и правилами поведения на занятиях. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для занятий.

Практика: «Что такое лето?» Беседа о ярких летних впечатлениях детей. Рисунок цветными карандашами.

Тема 2. Рисование карандашами.

Теория: Рисование простых по очертанию и строению предметов. Передача в рисунках форм, очертания предметов, рисование по схемам, шаблонам. Правильная штриховка предметов.

Практика: Выполнение работ на тему: «Осень», «Предметы быта», «Живая и не живая природа», «Птицы», «Животные».

Тема 3. Рисование красками.

Теория: Приемы рисования кистью. Рисование всей кистью. Рисование концом кисти. Рисование примакиванием. Закрашивание в одном направлении. Различный материал, применяемый в изобразительном искусстве. Формат бумаги. Разные краски.

Практика: «Осенний лес», «Густой дремучий лес», «Первый снег», «Новогодний праздник», «Весенний цветок», «Моя семья».

Тема 4. Лепка. Композиция.

Теория: Подготовка материала к работе. Форма и объем предметов. Как лепить различные формы.

Практика: Лепка овощей, цветов. Составление общей композиции: «Снеговик», «Слон», «Рыбка».

Тема 5.Аппликация. Натюрморт.

Теория:Понятие «аппликация». Расположение фигурок на листе. Вырезание силуэта. Вырезание из бумаги предметов разной формы.

Практика: «Угадай что это?», «Рыбки плавают в воде», «Зимушка – зима», «Натюрморт», «Весенний цветок».

Тема 6.Беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира.

Теория:И. Левитан «Золотая осень», «Весна», Е. Чарушин. «Рисунки животных»: А. Саврасов, А. Пластов, И. Репин, И. Шишкин, Ю. Васнецов. Дымковская игрушка. Гжельская керамика.

Тема 7. Итоговое занятие.

Практика: Подведение итогов работы за год. Выставка детских работ.

Методическое обеспечение

Принципы организации педагогического процесса:

  • образовательный процесс построен на основе совместной деятельности педагога с детьми;

  • основное внимание педагога направлено на приобретение ребёнком опыта коммуникативного поведения в среде сверстников, на формирование желания учиться;

  • педагог привлекает детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности, занимая позицию заинтересованного партнераучастника.

В процессе обучения используются следующие формы работы

  • тематические, практические занятия;

  • беседы.

Приёмы организации учебно-воспитательного процесса

  • повторение, анализ, обобщение, обыгрывание, пальчиковая гимнастика, самомассаж ладоней и пальцев рук, пальчиковые игры, упражнения.

Методы учебно-воспитательного процесса

Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей. Беседа на тему «почему нравится…» или «почему не нравится…» с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Необходимо, чтобы ребенок уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает предмет.

Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).

Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.

На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.

Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко используются наглядные пособия. Это способствует сокращению времени на изложение теории.

Обеспечение программы методической продукцией

  • наглядные пособия;

  • художественная литература;

  • разработки занятий, бесед;

  • лекционный материал;

  • методическая литература.

  • методические разработки;

  • иллюстрации;

  • репродукции картин известных художников.

Техническое оснащение занятий

Важным условием выполнения учебной программы является достаточный уровень материально-технического обеспечения:

  • наличие отдельного кабинета, оснащённого белой доской с разноцветными водными маркерами, учебными столами и стульями (учитывая рост детей);

  • качественное освещение в дневное и вечернее время;

  • проектор, экран, ноутбук, колонки;

  • аудио, видеоматериалы.

Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:

  • принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);

  • принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);

  • принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

  • принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);

  • принцип динамичности (от самого простого к сложному);

  • принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);

  • принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);

  • принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);

  • принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями, выпускниками);

  • принцип интегративности (синтез искусств).

Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка. Развивающая среда в студии, если она построена согласно принципам, предполагает решение следующих воспитательно-образовательных задач:

  • обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования;

  • формирование творческого начала в личности ребенка;

  • развитие его индивидуальности;

  • формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности;

  • сотрудничество с детьми.

Для осуществления поставленных целей и задач созданы следующие условия:

1. Подбор необходимой материальной базы в обучающей, развивающей и воспитывающей среде для самореализации творческого потенциала;

2. Создание ситуации успеха и положительного принятия результата, а затем и его практического применения;

3. Профессиональная подготовленность педагога, компетентного в технологии, любящего, понимающего детей, свое дело и смысл изобразительной деятельности в жизни ребенка.

Техническое оснащение занятий

Важным условием выполнения учебной программы является достаточный уровень материально-технического обеспечения:

  • наличие отдельного кабинета, оснащённого белой доской с разноцветными водными маркерами, учебными столами и стульями (учитывая рост детей);

  • качественное освещение в дневное и вечернее время;

  • проектор, экран, ноутбук, колонки;

  • аудио, видеоматериалы.

  • шкафы для хранения наглядных пособий;

  • мольберты;

  • альбомы для рисования;

  • карандаши, краски;

  • ножницы;

  • пластилин;

  • глина;

  • нож для резания глины и пластилина;

  • бумага разного формата и цвета;

  • акварельные краски;

  • восковые мелки;

  • трубочки для коктейля;

  • ванночки с поролоном;

  • баночки для воды;

  • кисти круглые и плоские разного размера;

  • салфетки;

  • мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов;

  • клей ПВА;

  • фен;

  • аптечный парафин или восковые свечи.

ЛИТЕРАТУРА

Литература для педагога

Обязательная литература

1. Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники. М.: Просвещение, 1971;

2. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. М.: Просвещение, 1976.

Дополнительная литература

1. Гусакова М.А. «Аппликация». М.: Просвещение, 1976;

2. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965;

3. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. М.: Просвещение, 1976.

Интернет ресурсы

1. https://Учительский сайт «Инфоурок»;

2. https://doshkolnik.ru/ Информационный сайт «Дошкольник»;

3. https://kladraz.ru/ Кладовая развлечений;

4. https://pedmir.ru/ Педагогический мир;

5. https://doshvozrast.ru/ Воспитание детей дошкольного возраста;

6. https://doshvozrast.ru/index.htm/ «Воспитание детей дошкольного возраста;

7. https://www.logozavr.ru/2/ Умные игры для детей, педагогов и родителей;

8. Источник: https://dohcolonoc.ru/«Дошколёнок.ру»!

Список литературы для детей:

1. Тетрадь по рисованию. Старшая группа. 5-6 лет. Часть 1и часть 2. Автор: Панасюк И. С. Год: 2007. Издание: Ранок;

2. Альбом по аппликации. Старшая группа. 5-6 лет. Автор: Панасюк И. С.
Год: 2008. Издание: Ранок, Сфера;

Интернет ресурсы

1. https://www.logozavr.ru/2/ Умные игры для детей, педагогов и родителей;

2. Источник: https://dohcolonoc.ru/«Дошколёнок.ру»!

Календарно-тематическое планирование на 2015-2016 учебный год

студии развития «Почемучка» и Уроки волшебства

руководитель Белик Э.Н.

Дата

Название базовой темы

Кол-во часов

11.09

Вводное занятие.

Знакомство с программой.

Правила поведения, инструменты и материалы.

1

18.09

Рисование «Что такое лето» (карандашами).

1

25.09

Рисование красками примакиванием.

Закрашивание в одном направлении «Овощи и фрукты».

1

2.09

Форма и строение деревьев «Белая береза».

1

9.10

Круг, квадрат, треугольник.

Рисунок карандашом.

Штриховкой.

1

16.10

«Осенний дождь» познакомить с цветовой гаммой дождя, развивать представление о синем цвете, как цвете неба.

Акварель.

1

23.10

«Осенний цветок».

Аппликация.

1

30.10

Лепка.

«Собираем урожай».

1

06.11

«Цветная линия».

Акварель.

1

13.11

«Угадай что это».

Составление композиции предметов.

Аппликация.

1

20.11

«Радуга в гостях у осени».

Акварель.

Осенний ковер шуршит под ногами.

Аппликация.

1

27.11

Изображение разных по форме деревьев «Густой дремучий лес».

1

04.12

Понятие «декор», «узор».

Выполнение закладки.

Аппликация.

1

11.12

«Первый снег». Воспоминание о первом снеге.

Рассматривание иллюстраций.

Рисование зимнего пейзажа.

1

18.12

Лепка «Снеговик».

1

25.12

«Лесная красавица».

Рисунок.

1

15.01

Морозные узоры на окнах.

Акварель.

1

22.01

«Перчатка для котят».

Рисунок.

1

29.01

«Звездное небо».

Акварель.

1

5.02

Белоснежка, белокрыла наша зимушка зима.

Акварель.

1

12.02

«Зоопарк».

Схема рисования животных «Слон?