Раннее развитие ребенка патология или норма

Раннее развитие ребенка патология или норма thumbnail

Раннее развитие – это концепция, основанная на утверждении, что к 3 годам человеческий мозг сформирован уже на 70% (по другим источникам на 80%), а к 6-7 годам – на 90%, и поэтому многим вещам ребенка необходимо научить до этого возраста, иначе в более старшем возрасте он не сможет это освоить.

Данная концепция получила широкое распространение, ее последователей можно встретить во многих странах мира. Например, об этом можно прочесть в книге Масару Ибука «После трех уже поздно».

Не стоит путать раннее развитие с развитием в раннем детском возрасте (от 1 до 3 лет), так как подходы могут быть совершенно различными и преследовать разные цели.

При раннем развитии ребенок получает навыки и знания, которые обычно приобретаются детьми на более поздних стадиях развития. Сюда можно отнести следующие умения:

  • чтение;
  • математические навыки (ментальная арифметика);
  • иностранные языки;
  • шахматы;
  • скоростное собирание кубика Рубика;
  • игра на музыкальных инструментах и пр.

Польза или вред в зависимости от организации занятий

Человеческий мозг развивается неравномерно:

  • В мозгу новорожденного содержится около 200 триллионов нейронов (нервных клеток) – примерно столько же, сколько и у взрослого. Разница в количестве дендритов и синапсов, которых при рождении мало, но после появления ребенка на свет нейронные связи образуются очень активно;
  • Слуховой анализатор к моменту рождения полностью готов к функционированию, вторичные зоны коры созревают к 2 годам; в 7 лет слуховая кора сопоставима с корой взрослого человека;
  • Зрительный анализатор в момент рождения менее зрелый, и зрительное восприятие новорожденного, годовалого и двухгодовалого ребенка будут сильно различаться. Первичная зрительная кора созревает лишь к 4 годам, а вторичная – к 7;
  • Двигательный анализатор к моменту рождения также незрелый. Первичная моторная кора созревает только в период между 2 и 4 годами. Вторичная кора созревает к 7-11 годам.
  • Ассоциативные зоны коры (третичная кора) созревают намного позже. Задняя ассоциативная кора (зона ТРО) созревает к 11-12 годам. Лобная кора созревает полностью только к 20-25 годам (данные исследователей различаются).

пирамида обученияОсновные задачи в развитии ребенка раннего детского и дошкольного возраста – это обеспечение внешней стимулирующей среды для того, чтобы «нижние» блоки мозга смогли сформировать необходимые связи и дозреть. Ведь без включения в реальную деятельность соответствующие зоны коры будут формироваться с дефицитом. Не только телесное здоровье играет роль для развития ЦНС, но и образ жизни, среда, семья. Проведено огромное количество исследований, которые доказывают, что если нет внешних стимулов в так называемый сензитивный период развития, то задействованные в процессе отделы мозга не развиваются (и уже никогда не разовьются). Например, был проведен такой эксперимент. Новорожденным котятам зашили один глазик. Контрольной группе котят глаза не зашивали. Спустя два месяца швы сняли, и экспериментальная группа котят снова могла видеть двумя глазами. Но нейровизуализация показала, что дендриты первичной зрительной коры головного мозга практически отсутствовали. То есть нейроны не имели связей, и котята имели так называемую одностороннюю корковую слепоту. Котята могли, но не умели видеть тем глазом, который был зашит. Те зоны зрительной коры, которые отвечали за прием и переработку информации от незашитого глаза, развились нормально. Как и зрительная кора котят из контрольной группы.

У человека первыми развиваются зоны коры, соответствующие сенсорным и моторным анализаторам. И уже после этого формируются так называемые ассоциативные зоны, третичная кора, которая «надстраивается» на сформированные системы и объединяет их. С помощью этих ассоциативных зон человек может пользоваться речью, мыслить абстрактно при отсутствии реальных предметов, имея их образы в голове, строить и понимать сложные вербальные и символические формулы, в том числе читать, писать и считать. Если у ребенка недостаточно развит слуховой анализатор, то формирование речи будет происходить с искажением. Если не сформирована схема собственного тела, то пространственные представления, с помощью которых мы оперируем математическими понятиями, системами координат, будут формироваться с сильным дефицитом. Если давать слишком рано задачи, выполнение которых обеспечиваются третичными зонами коры (чтение, письмо, счет), то низлежащие уровни не сформируются должным образом.

Новорожденный ребенок умеет на слух различать фонемы разных языковых групп, то есть слуховой анализатор развивается быстрее, чем зрительный. Поэтому раннее обучение иностранным языкам достаточно перспективно и не противоречит естественному развитию мозга ребенка при условии, что нервная система ребенка полностью здорова, и при обучении идет опора именно на слух.

Идея целенаправленного участия взрослых в развитии ребенка в раннем детском (1-3 года) и дошкольном (3-6 лет) возрасте поддерживается всеми психологами, однако единого мнения относительно эффективности занятий и методик не существует, поскольку они во многом зависят от педагога и формы организации занятий. В некоторых ситуациях возможны негативные эффекты, которые в основном связаны с асинхронией развития различных аспектов психики у детей. Неравномерность процессов приобретения и освоения навыков может приводить к задержкам психического развития, патологической акселерации, недоразвитию моторной сферы.

Если бездумно и бессистемно обучать ребенка всевозможным навыкам и знаниям, то возможны следующие негативные последствия:

  • При отсутствии коммуникативных навыков и самостоятельной системы ценностей полученные знания становятся обузой.
  • Хорошо развитая техника чтения не дает понимания прочитанного текста.
  • Хороший уровень памяти заменяет мыслительные способности и умение находить решение в нестандартных ситуациях.
  • Освоение букв и цифр до 5-летнего возраста искажает процесс формирования предпосылок к школьному обучению, так как мозг не готов по разным параметрам усваивать графические символы как систему. Получается, что те функции, которые должны созреть именно в более раннем возрасте, разовьются недостаточно, отсюда сформируется когнитивный дефицит. Пример: в наш центр обратилась мама девочки 9 лет, которая обучала дочку чтению с трех лет по кубикам Зайцева. В результате применения методики без учета особенностей развития межполушарного взаимодействия и пространственных представлений у ребенка сформировалась дислексия и дисграфия.
  • Большой словарный запас иностранных слов сочетается с отсутствием понимания простых слов родного языка (кода ребенок не может сказать, что ему больно или хочет пить). В таких ситуациях часто происходит смешивание родного и изучаемого языка: «Мама, где мой swimwear?»
Читайте также:  Сенситивные периоды развития ребенка вопросы

Таким образом, усиление когнитивных нагрузок на незрелый мозг ребенка без двигательной, сенсорной и игровой деятельности приводит исключительно к механистическому применению знаний. При высоких интеллектуальных показателях малыш может оказаться довольно беспомощным в быту – не уметь самостоятельно одеться или застегнуть курточку, не знать, что стоит подуть на горячее, чтобы не обжечься, и прочее. Также возможны нарушения зрения, концентрации внимания, работы головного мозга, общее угнетение психики и невротизация личности.

Занятия должны проходить по режиму. Это важно для синхронизации работы гипоталамо-гипофизарной системы (подкорковые отделы мозга, которые отвечают за уровень активности, мотивацию к деятельности, сон и бодрствование). Внешний ритм, в том числе и режим дня, становится опорой для формирования  внутренней системы знаков в будущем.

Режим с максимально распланированным днем становится особо актуальным в дошкольном и младшем школьном возрасте. Это обусловлено тем, что занятия в школе проводятся по определенному графику. Кроме того, в более старшем возрасте ребенку важно освоить регуляцию собственных потребностей, научиться сознательно направлять внимание и заниматься не всегда интересной, но нужной деятельностью. Для этого необходимо умение следовать расписанию, а способность волевого контролирования своего поведения появляется около 7 лет. Каждому возрасту нужен свой режим, так как на определенном этапе развития ребенка выполняются разные задачи, за ребенком осуществляется разной степени контроль.

Важным является разностороннее развитие, поэтому не стоит все время посвящать только чему-то одному (например, изучению языков или спорту). Рекомендуется одно занятие составлять из пятиминуток с изменением вида деятельности. Нельзя забывать о физическом развитии – гимнастика, плавание, танцы и др..

Оптимальным графиком будет от 2 до 4 занятий в неделю. В раннем возрасте лучше всего заниматься по 15 минут одним видом деятельности, а потом переключать внимание ребенка на другое занятие. Таким образом, он не будет перегружен обучением. Чем старше становится ребенок, тем дольше он сможет концентрироваться на одном деле.

При этом важно соблюсти разностороннее развитие, и, если в понедельник обучение посвящено языкам, то во вторник хорошо бы посетить бассейн, а в среду выучить новых животных и т.д. Главное, чтобы занятий не было чрезмерно много и они соответствовали уровню и интересам малыша. Также важно не перегружать  один анализатор. Лучше в раннем возрасте учить ребенка воспринимать все на слух. Сейчас идет большой перекос на зрение, а отделы мозга, отвечающие за зрительный анализатор, созревают позже, чем слуховые, поэтому возникает асинхрония. Прежде чем показывать изображение на картинке, сначала нужно дать увидеть предмет, животное, растение, фрукт и т.д. в реальности. Изображение – это уже определенный знак, а знаковая система формируется на основе живого сенсорного опыта.

Альтернатива раннему развитию

Наиболее важным в жизни ребенка является процесс игры, поэтому родители могут организовывать его день и всю деятельность таким образом, чтобы через игровую деятельность развивалась личность ребенка. Задача родителя состоит в том, чтобы обучить своего ребенка различать и выражать свои чувства, уметь взаимодействовать с социумом и понимать свои потребности. Ошибочно мнение, что если полностью составить график из занятий и развивающих методик, то личность будет более развитой. От родительской фигуры необходимо предоставление свободного времени для ассимиляции полученного опыта, возможности проявления спонтанности действий.

Актуальным остается вопрос, чтобы занятия с педагогом отличались от времени, проведенного с родителями. Названия улиц, животных, цветов и увеличение словарного запаса – задача педагога раннего развития. Задачи родителей сводятся прежде всего к следующим:

  • сенсомоторное развитие – игры и упражнения, где ребенок развивает различные виды чувствительности, учится ориентироваться в окружающем пространстве, развивает крупную и мелкую моторику;
  • развитие эмоционального интеллекта через называние и проговаривание собственных чувств, обозначение различных эмоциональных состояний самого ребенка;
  • убрать ограничения в проявлении творческих желаний (когда захотел рисовать, тогда пусть и рисует, ловит кузнечиков, месит глину) – чем больше у ребенка будет возможности заниматься тем, что интересно сейчас, а не тем, что предлагают взрослые, тем лучше потом работает воображение.

Родители должны изучать мир вместе с ребенком, показывать ему новых животных, имитировать окружающие звуки, объяснять различные свойства предметов. Только при таком взаимодействии возможно практическое применение полученных знаний. Обязательно должны быть элементы физической нагрузки (бег, ходьба по бревнам, лазанье и т.д.), а также телесного контакта (объятия, щекотка, качание на руках, подбрасывания вверх и пр.). Это необходимо для гармоничного развития всей личности и активизации естественной любознательности как основного движущего фактора развития.

Читайте также:  Индивидуально образовательный маршрут ребенка физическое развитие

Раннее изучение иностранных языков

Раннее изучение иностранных языков стоит обычно отдельным вопросом среди развития всех прочих навыков, поскольку существует мнение, что чем раньше начинается обучение, тем лучше ребенок овладевает дополнительным языком. Данное утверждение можно относить только к здоровым детям. В других случаях это может навредить развитию ребенка.

Противопоказано изучение иностранного языка детям с:

  • неврологическими нарушениями;
  • нарушением звукопроизношения и звуковосприятия.

При изучении второго языка существующие проблемы могут только усугубляться, поскольку те особенности произношения, которые являются нормой для иностранного языка, могут рассматриваться как дефект в родном.

Неврологическая патология часто дает ослабленную память, а поскольку язык в детстве запоминается механически, то эффективность таких занятий сводится к нулю. То, что было выучено на одном занятии, будет забыто к следующему, но ребенок потратит много сил и времени на запоминание новых слов.

Возможные негативные последствия изучения иностранного языка ребенка с неврологическими и логопедическими проблемами:

  • дислексия;
  • дисграфия;
  • нарушение произношения;
  • неправильное формирование артикуляционного аппарата;
  • перенапряжение нервной системы;
  • общее недоразвитие речи родного языка: низкий словарный запас, нарушение лексики, грамматики, звукопроизношения, фонематического слуха.

Положительное влияние от изучения иностранного языка возможно только у здоровых детей и при успешном овладении родной речью. Тогда иностранный язык помогает формировать новые нейронные связи, развивает второе полушарие и межполушарные связи (последние исследования мозга показали, что при общении на родном и иностранном языках у человека задействованы разные полушария головного мозга), расширяет круг общения, раскрывает новые горизонты, в том числе при выборе будущей профессии и места проживания, формирует мотивацию на дальнейшее изучение языков и даже поднимает самооценку и придает уверенность в себе.

Источник

Развитие детей раннего возраста является одной из главных целей всемирной организации здравоохранения. Согласно изданию “Lancet”, в котором были опубликованы данные по этому вопросу, около двухсот миллионов детей до 5 лет в развивающихся странах не имеют возможности реализовать свой потенциал. Как следствие, такие дети отстают в обучении. Комиссия ВОЗ, которая занимается данной проблемой, отметила важность раннего воспитания малыша для формирования справедливости, здоровья, благополучия и продуктивности в зрелые годы.

Нервная система и ее роль в развитии ребенка

Нервная система младенца регулирует жизнедеятельность маленького организма, обеспечивая согласованную работу всего организма. Ее главная функция – объединение и регуляция различных процессов в связи с изменениями условий внутренней и окружающей среды малыша. Совершенствование нервной системы идет постепенно. В педиатрии выделяют различные периоды. Каждый из этих периодов характеризуется своими особенностями. Существуют определенные критерии образования малютки в каждом периоде, позволяющие разграничить норму и патологию.

Особенности нервной системы у детей

Головной мозг крошки значительно отличается от головного мозга взрослого человека. Дифференцировка (т.е. деление клеток) нервных клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору взрослого человека.

Стоит отметить, что темп совершенствования нервной системы происходит тем быстрее, чем меньше малыш. Особенно энергично он протекает в первые 3 месяца жизни.

Что такое раннее развитие ребенка

Раннее развитие – это естественное совершенствование малыша в возрасте от 1 года до 3 лет. Данный термин можно трактовать и по-другому. Например, употребляя данный термин, родители имеют ввиду ускоренное обучение малютки по отношению к его сверстникам. Мы рассмотрим данное понятие с точки зрения педиатрии. В педиатрии существует понятие нервно-психическое развитие, которое включает в себя психомоторное и речевое образование малыша. Сложные названия, которые довольно просты в понимании. Данные термины неразрывно связаны с ранним формированием навыков и психики. Поэтому дальнейшее рассмотрение темы будет неразрывно связано с данными понятиями.

раннее развитие ребенка

Раннее развитие – это естественное совершенствование малыша в возрасте от 1 года до 3 лет.

Факторы, влияющие на развитие детей раннего возраста

Множество факторов влияет на раннее обучение детей:

  • Наследственность.
  • Экологическая обстановка.
  • Профессиональные вредности, вредные привычки и различные заболевания родителей.
  • Течение беременности и родов у матери.
  • Вскармливание и режим дня.
  • Заболевания.
  • Культура воспитания.
  • Уход за ребенком и др.

Оценка психомоторного и речевого развития детей грудного и ясельного возраста (оценка развития)

По сути появление того или иного навыка у крохи является формированием приобретенного рефлекса. И он может быть сформирован только после созревания структуры головного мозга, ответственной за данный рефлекс. Нет структуры – нет и навыка. Именно поэтому педиатры могут оценивать степень созревания различных отделов головного мозга по наличию или отсутствию соответствующих навыков.

развитие навыков у ребенка

Появление того или иного навыка у крохи является формированием приобретенного рефлекса. 

Оценить психомоторное и речевое образование у крохи можно и в домашних условиях. Для этого приведем ниже основные пункты при оценке психомоторного и речевого образования, а также укажем средние сроки появления того или иного навыка у здоровых детей:

Читайте также:  Периоды скачка в развитии ребенка до года

Моторно – статическое:

  • Держит голову (2 мес.);
  • Переворачивание на живот из положения на спине (4-5 мес.);
  • Переворачивание на спину из положения на животе (5-6 мес.);
  • Сидит (6 мес.);
  • Ползает (7-8 мес.);
  • Стояние с поддержкой (8-9 мес.);
  • Стоит сам (10-11 мес.);
  • Ходит при поддержке за руку (10-11 мес.);
  • Ходит сам (12 мес.).

Целенаправленная моторная деятельность:

  • Хватание предмета и простые манипуляции с ним (5-6 мес.);
  • Перекладывание предмета в руках, протягивание рук к близким, хлопает в ладоши (7-8 мес.);
  • Примитивно играет (9-10 мес.);
  • Разные действия с игрушками, контакт со сверстниками (11-12 мес.).

Зрительный анализатор:

  • Фиксирует взгляд (2 недели);
  • Следит за блестящими, разноцветными игрушками (3 недели);
  • Внимательно рассматривает различные предметы, игрушки (4-5 мес.);
  • Узнает родственников, знакомых лиц (6-7 мес.);
  • Наблюдает за родителями, реагирует на мимику (9-10 мес.);
  • Узнает многие предметы по изображению (11-12 мес.).

Слуховой анализатор:

  • Позитивная реакция на голос близких (2-3 мес.);
  • Узнавание и реагирование на голоса близких, реакции на интонации голоса (4-6 мес.);
  • Понимание обращенной к нему речи (9 мес.);
  • Выполнение довольно простых словесных указаний (10 мес.).

Речь:

  • Гуление – произнесение гласных (2 мес.);
  • Свирель – произнесении разных звуков с разной тональностью (4 мес.);
  • Произношение слогов – лепет (7-8 мес.);
  • Произношение слов (9-10 мес.);
  • Связывание нескольких слов во фразы (18-20 мес.);
  • Многословные фразы (3 года);
  • Длинные фразы, монологи (4- 5 лет).

оценка развития ребенка педиатром

Такими методами педиатр оценивает развитие.

Именно так педиатр оценивает развитие. Общаясь с родителями, он выясняет в каком возрасте появились те или иные навыки. Опрос родителей проводиться по указанной схеме. Таким образом выясняется как совершенствовался младенец до момента осмотра. При осмотре доктор оценивает то, что умеет делать пациент. Затем, на основании полученных данных при опросе родителей и осмотре малыша, врач оценивает развитие крохи на момент осмотра. Оценка образования проводится в определенные эпикризные сроки:

  1. В течении первого года жизни ежемесячно.
  2. От 1 года до 3 лет с интервалом 3 месяца.
  3. От 3 до 7 лет с интервалом 6 мес.
  4. Старше 7 лет с интервалом 1 год.

Другие методики исследования уровня развития детей раннего возраста

Стоит отметить, что вышеописанная методика оценки обучения является скрининговой (быстрой, поверхностной). Она позволяет обследовать сразу большое количество детей. В случае выявления отклонений в обучении, пациент нуждается в более углубленном обследовании и консультации таких специалистов, как: невролог, психолог и др.

Наряду с данной методикой, в 2006 году всемирная организация здравоохранения предложила использовать так называемые “Окна достижений для 6 этапов моторного развития”. Минус данной методики состоит в том, что не учитывается и игнорируется уровень формирования речи, эмоционального и сенсорного формирование малыша. Существуют и другие методики, которые позволяют оценить психомоторное воспитание. Одной из перспективных зарубежных методик является “Шкала ментального развития Гриффитс”. Для оценки обучения большое распространение получили также центильные графики, которые довольно просты в использовании.

Задержка развития ребенка

Огромную популярность набирает раннее образование ребенка с точки зрения раннего освоения и приобретения тех или иных навыков, которые опережают возраст вундеркинда. Родители пытаются навязать своему малышу методики по раннему обучению детей, не думая о проблемах, связанных с опережением раннего обучения детей. Но мало кто задумывается над тем, какое количество и какой процент составляют те дети, которые отстают в образовании.

раннее развитие ребенка

Родители пытаются навязать своему малышу методики по раннему обучению детей, не думая о проблемах, связанных с опережением раннего обучения детей

Если ребенок отстает в образовании на один эпикризный срок, то это считается вариантом нормы. Задержка в образовании до 2 эпикризных сроков расценивается как задержка развития. При задержке от 2 до 3 эпикризных сроков данное состояние расценивается как отставание в развитии. В более тяжелых случаях возможно глубокое отставание в развитии, когда отклонение составляет более, чем на 3 эпикризных срока.

Стоит отметить, что малыш не обязательно будет иметь отклонения по всем направлениям образования. При этом он может иметь задержку речевого формирования на фоне нормального моторного обучения. Если же ребенок имеет тяжелую патологию и у него отмечается отклонение почти по всем направлениям обучения, то в таком случае используется термин «задержка нервно-психического развития». В случае комбинации задержки нервно-психического формирования и задержки физического формирования, правомочен диагноз «задержка всех видов развития».

Психомоторное и речевое развитие являются одними из основных показателей, характеризующих состояние здоровья малыша. Несмотря на то, что каждый человек по-своему уникален и неповторим, существуют общие критерии, характеризующие уровень образования ребенка. Именно в период раннего возраста происходит окончательное формирование отдельных структур головного мозга, формирование слухового и зрительного анализаторов. Поэтому именно в период раннего возраста педиатр усиленно и тщательно исследует уровень нервно-психического образования ребенка. Стоит отметить, что познавательное развитие малыша в раннем детстве имеет огромную пластичность и подвергается выраженному влиянию со стороны окружающей среды. Главной задачей родителей является обеспечение благоприятных условий и создание той атмосферы, которая позволит развиваться малышу согласно его возрастным способностям.

Источник