Раннее развитие ребенка курсовая работа
Введение.
Ранний возраст является наиболее
важным в развитии всех психических процессов,
а особенно речи. Развитие речи возможно
только в тесной связи с взрослым. Развитие речи в раннем детстве
тесно связано с формированием различных
сторон психической деятельности: зрительного
и слухового восприятия, предметной деятельности,
мышления, общения и др. Поэтому основное
условие развития речи – всестороннее
воспитание ребенка. Вместе с тем овладение
речью существенно перестраивает всю
его психическую деятельность. Благодаря
слову восприятие, память, деятельность
ребенка начинают регулироваться, формируется
речевое общение. Речь – важнейшее средство
передачи ребенку социального опыта, руководства
его поведением.
В течение второго года, если
с ребенком разговаривают, с каждым днем
расширяется его активная речь, он все
больше и больше произносит слов. Исследования
показывают, что при благоприятных условиях
развития и воспитания к двум годам в речи
ребенка может быть до 250 – 300 слов.
Бывают случаи, когда дети начинают
говорить (произносить первые слова) не
в 14 месяцев, а значительно позднее – к
двум и даже к трем годам. Такое отставание
может быть вызвано разными причинами.
Возможно, уделяется мало внимания в плане
общения с ребенком или взрослые пытаются
предвосхитить любой запрос малыша и ему
не нужно стремиться выражать их словами.
Среди причин могут быть и медицинские
показания, желательно обратиться к специалистам
(психологу, врачу – логопеду).
Овладение речью дается маленькому
ребенку нелегко: он еще и недостаточно
ясно воспринимает речь взрослых и недостаточно
хорошо владеет своим речевым аппаратом.
Нельзя мешать правильному развитию речи
ребенка, подражая ему в неправильном
произношении слов. Чтобы речь ребенка
развивалась нормально, взрослым необходимо
произносить слова нормально, правильно.
Ребенок, перенимая хорошую речь, скоро
овладеет хорошим, правильным произношением.
За год, от двух до трех лет,
значительно и быстрыми темпами развивается
словарь детей, и при хороших условиях
число слов, которыми владеет ребенок
этого возраста, достигает тысячи. Такой
большой запас слов позволяет ребенку
активно пользоваться речью.
К трем годам дети учатся говорить
фразами, предложениями. Они уже могут
выражать словами свои желания, передавать
свои мысли и чувства.
При систематической работе
и при благоприятных условиях к трем годам
речь детей развивается настолько, что
они в состоянии выразить словами свое
желание, мысль, повторить то, что запомнили.
Они могут декламировать небольшие стихи,
петь песни.
В связи с тем, что в настоящее
время значительно возросло число детей
с речевыми нарушениями, а, как известно
правильная речь является одной из важнейших
предпосылок дальнейшего полноценного
развития ребенка, процесса социальной
адаптации, выявление и устранение нарушений
речи необходимо проводить в более ранние
сроки. Поэтому изучение развития речи
детей раннего возраста, а также выявление
отклонений в развитии речи в раннем возрасте
является наиболее актуальной темой
в настоящее время. Пластичность нервной
системы у ребенка не беспредельна и с
возрастом значительно понижается, поэтому
работа по диагностике, профилактике,
коррекции и формированию речи должна
начинаться в самом раннем возрасте (В.К. Орфинская, К.А.
Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Б. Эйдинова).
Эмоциональность ребенка, его потребности,
интересы, темперамент, характер – весь
психический склад личности выявляются
в речи. Общение со взрослым имеет определяющее
значение для развития речи. В то же время
развитие речи раскрывает для ребенка
возможности развития общения.
Гипотеза исследования:
можно предположить, что уровень развития
речи в группе детей раннего детского
возраста развит недостаточно.
Объект: дети раннего возраста.
Предмет: речевое развитие детей в раннем
возрасте.
Цель: изучить психические особенности
речевого развития детей в раннем возрасте.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить научно-методическую
литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть психические
особенности речевого развития детей
раннего возраста.
3. Проанализировать полученные
результаты и сделать выводы
Структура исследования: курсовая работа состоит из
введения, двух глав, заключения и списка
литературы.
Глава 1.
Теоретические аспекты развития речи
у детей в раннем возрасте.
1.1 Психолого-педагогические
аспекты речевого развития детей
раннего возраста.
В настоящее время проблемы
диагностики и коррекции речевых нарушений
чрезвычайно актуальны. Развитие личности
ребенка определяется тремя факторами:
1) предпосылками: генотипом,
с врожденными особенностями;
2) условиями, в которые
входят социальное окружение, семья,
образовательно-воспитательное учреждение,
другие социальные структуры
и ситуации, определяющие развитие
личности посредством заинтересованных
близких и профессионалов;
3) внутренней позицией
самого человека, формирующийся
в процессе его индивидуального
развития в зависимости от
ценностных ориентаций семьи.
Социально-нравственный эффект
помощи детям огромен, он демонстрирует
принципиально новые возможности педагогики
и отражает степень зрелости социальной
политики общества. Возраст с рождения
до 3 лет является наиболее важным периодом
в жизни ребенка. Пластичность мозга ребенка
раннего возраста, сенситивный период
формирования многих функций на этом возрастном
этапе определяют большие потенциальные
возможности коррекционно-педагогического
процесса. Наличие ранней и адекватной
помощи ребенку позволяет более эффективно
компенсировать нарушения в психофизическом
развитии малыша и тем самым смягчить,
а возможно, и предупредить отклонения.
При ранней диагностике и своевременно
начатом коррекционном воздействии в
целом и в речи, в частности на первом-втором
году жизни, часть детей, несмотря на сложность
дефекта, к трем-пяти годам приближаются
по уровню общего и речевого развития
к возрастным стандартам. Это позволяет
рекомендовать для них интегрированное
обучение в массовом детском саду, а в
дальнейшем и в школе, при условии сохранения
систематической коррекционной помощи
со стороны педагога-логопеда, психолога
и т.д.
Выдающиеся советские психологи
Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн
показали, что психика ребенка развивается
в основном путем “социального наследования”,
“присвоения” общественного опыта.
Если у животных, вплоть до антропоидов,
решающее значение в развитии имеют две
формы опыта: родовой (он заложен в нервной
организации и передается по наследству)
и индивидуальный (он приобретается в
ходе жизни и приспособления к окружающие
среде), что у человека доминирующую роль
играет третья форма опыта, полностью
отсутствующая в животном царстве: общественно-исторический
опыт предшествующих поколений людей,
воплощенный в продуктах материальной
и духовной культуры. На протяжении детства
ребенок усваивает наследство отцов. В
процессе такого усвоения – обучения в
широком смысле слова – и совершается подлинное
развитие его психики. Ребенок усваивает
не только отдельные знания и умения –
у него происходят коренные изменения
различных психических процессов. Обучение
ведет за собой развитие: – говорил Л.С.
Выготский.
Непременным условием для всестороннего
развития ребенка является общение его
с взрослым. Взрослые – хранители опыта,
накопленного человечеством, знаний, умений,
культуры. Передать этот опыт можно не
иначе как с помощью языка. Язык – “важнейшее
средство человеческого общения”.
Дети раннего возраста, усваивая
родной язык, овладевают важнейшей формой
речевого общения – устной речью. Речевое
общение в его полном виде – понимание
речи и активная речь – развивается постепенно.
Речь представляет собой очень
сложную психическую деятельность, подразделяющуюся
на различные виды и формы. Речь – специфически
человеческая функция, которую можно определить
как процесс общения посредством языка.
Формируясь у ребенка по мере
овладения языком, речь проходит несколько
этапов развития, превращаясь в развернутую
систему средств общения и опосредования
различных психических процессов.
Советский врач и педагог Е.А.
Аркин указывал; “Жестами, мимикой, хлопаньем
в ладоши, ласковым лепетом ребенок достигает
часто того, что ему в этом периоде жизни
наиболее нужно, то есть любви, помощи
и подчинения себе взрослых”.
Эмоциональное общение является
стержнем, основным содержанием взаимоотношения
взрослого и ребенка в подготовительный
период развития речи – на первом году
жизни. Ребенок отвечает улыбкой на улыбку
взрослого, произносит звуки в ответ на
ласковый разговор с ним. Улыбка рождает
покой и устанавливает взаимопонимание.
Она – приглашение к общению, выражение
положительных эмоций. С улыбкой пробуждается
психика ребенка, улыбка предваряет его
речь, улыбкой он как бы сообщает о его
готовности к общению. Это именно эмоциональное
общение, а не речевое, но в нем закладываются
основы будущей речи, будущего общения
с помощью осмысления произносимых и понимаемых
слов.
Различают несколько этапов
развития потребности в общении ребенка
с взрослым:
1. Потребность во внимании
и доброжелательности взрослого.
Это достаточное условие благополучия,
ребенка в первом полугодии
жизни.
2. Нужда в сотрудничестве
или в соучастии взрослого. Такое
содержание потребности в общении
появляется у ребенка после
овладения им произвольным хватанием.
3. Нужда в уважительном
отношении взрослого. Она возникает
на фоне познавательной деятельности
детей.
4. Потребность во взаимопонимании
и сопереживании взрослого.
Ребенок стремится добиться
общности взглядов с взрослым.Н.М. Щелованов
и Н.М. Аксарина, Н.Л. Фигурин и М.П. Денисов,
М.Ю. Кистяковская и другие авторы обязательно
включают предречевые вокализации в состав
“комплекса оживления”, который является
видом социального поведения ребенка.
По их мнению, именно реакция оживления
является началом развития речи ребенка.
В настоящее время современные
психолингвистические, психологические
и педагогические исследования основываются
на двух принципах: принципа развития
и принципа деятельности.
В логопедии психолого-педагогический
подход сформулирован Р.Е. Левиной.
Одним из психологических принципов,
лежащих в основе овладения речью детьми,
является принцип развития, согласно которое
все психические процессы, в том числе
и речь, имеют определенные качественные
стадии в своем развитии. Развитие психических
процессов протекает в тесном взаимодействии
друг с другом.
Как отмечал известный советский
психолог Л.С. Выготский, слишком позднее
начало обучения не играет той роли в развитии,
какую оно играет тогда, когда происходит
в оптимальные сроки. В этот наиболее благоприятный
для развития речи период ребенок овладевает
основными средствами языка, на котором
осуществляется общение .
“Обучение только тогда
хорошо, – писал Л.С. Выготский, – когда
оно идет впереди развития. Тогда
оно пробуждается и вызывает
к жизни целый ряд функций,
находящихся в стадии созревания,
лежащих в зоне ближайшего
развития”.
А.А. Леонтьев в рамках деятельностного
подхода рассматривал речь как деятельность.
Определяя речь как деятельность, необходимо
выделять ее компоненты: цели, мотивы,
речевые действия и средства. Одной из
особенностей речевой деятельности, свойственной
детям дошкольного возраста, является
слияние целей и мотивов речевого общения,
а также перемещение речевого мотива в
какую-либо деятельность, например в игровую.
Использование разнообразных видов деятельности
формирует у ребенка потребность в овладении
речью. Наличие мотива – важное условие,
как для восприятия речи, так и для активного
пользования, ею в общении. В результате
этого речь быстро становится объектом
наблюдений ребенка. Для того чтобы наиболее
полно представить себе развитие речи
детей раннего возраста необходимо обратиться
к речевому онтогенезу.
1.2 Этапы развития
речи.
Процесс становления у детей
первой функции речи, т.е. овладения речью
как средством общения, в течение первых
лет жизни проходит несколько этапов.
На первом этапе ребенок еще
не понимает речи окружающих взрослых
и не умеет говорить сам, но здесь постепенно
складываются условия, обеспечивающие
овладению речью в последующем. Это довербальный
этап. На втором этапе осуществляется
переход от полного отсутствия речи к
ее появлению. Ребенок начинает понимать
простейшие высказывания взрослых и произносит
свои первые активные слова. Это этап возникновения
речи. Третий этап охватывает все последующие
время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает
речью и все более совершенно и разнообразно
использует ее для общения с окружающими
взрослыми. Это этап развития речевого
общения.
Решающую роль в становлении
речи и использовании ее ребенком играют
факторы коммуникативного характера.
Необходимо подчеркнуть, что первая – межиндивидуальная
– функция речи не только генетически исходная,
но и основополагающая в становлении речи.
Ребенок начинает говорить только в ситуации
общения и только по требованию взрослого
партнера.
Анализ поведения детей раннего
возраста проведенный Лубовским В.И. показывает
ничто в их жизни и поведении не делает
для них необходимым употребление речи.
Лишь присутствие взрослого, который постоянно
обращается к детям со словесными высказываниями
и требует адекватной на них реакции, в
том числе речевой, заставляет ребенка
овладевать речью (25).
Мищерекова С.Ю., Авдеева Н.Н.
выделяют следующие этапы развития речи
детей в процессе общения (1).
Довербальный этап
развития речи
Подготовительный этап охватывает
1-й год жизни детей.
Срок небольшой по сравнению
с продолжительностью человеческой жизни.
Однако он имеет чрезвычайное значение
в генезисе вербальной функции ребенка.
На протяжении первого года
ребенок, меняет по крайней мере две формы
общения с окружающими взрослыми. К двум
месяцам у него складывается ситуативно-личностное
общение с близкими взрослыми. Оно характеризуется
следующими чертами:
общение находится на положении
ведущей деятельности детей, опосредуя
все их остальные отношения с миром.
содержание потребности детей
в общении сводится к нужде в доброжелательном
внимании взрослых, ведущим среди мотивов
общения является личностный мотив.
основным средством общения
с окружающими людьми, служит для младенцев
категория выразительных движений и поз.
В конце первого полугодия ребенок,
овладевший хватанием, переходит на уровень
второй, более сложной формы общения со
взрослыми. Это ситуативно-деловое общение.
Оно отличается такими особенностями:
Источник
Общая характеристика условий психического развития в раннем детстве. Основные психологические новообразования раннего возраста. Рассмотрение кризиса 3 лет как внутренней перестройки по оси социальных отношений. Универсальная значимость эмоций ребенка.
Подобные документы
Понятие раннего возраста. Характеристика теории Эриксона и Фрейда. Структура идентичности: соматическая, личностная, социальная. Анализ уровней развития нравственных суждений. Основные особенности и этапы развития психики ребенка в раннем детстве.
контрольная работа, добавлен 02.03.2012
Характеристика раннего детского возраста, его основные стабильные периоды и отличительные признаки, качественные преобразования. Развитие мышления в раннем детстве. Оценка роли и значения предметных игр в процессе развития детей раннего возраста.
контрольная работа, добавлен 17.01.2010
Характеристика личностного и эмоционального развития ребенка в раннем детстве. Сензитивный период развития речи. Особенности развития предметной деятельности, игры, воображения. Восприятие, внимание, память, мышление в раннем возрасте. Кризис трех лет.
контрольная работа, добавлен 19.01.2011
Характеристика психологического развития детей раннего возраста. Роль общения со взрослыми в развитии ребенка раннего возраста, влияние братьев и сестёр на развитие эмоциональной сферы. Исследование развития эмоциональной сферы детей раннего возраста.
курсовая работа, добавлен 22.07.2011
Возникновение кризиса трех лет в результате появления первых страхов ребенка и его интенсивного умственного развития в раннем возрасте. Описание признаков семилетнего кризиса как соединительного звена между дошкольным и школьным возрастом детей.
контрольная работа, добавлен 12.03.2011
Динамика психического развития ребенка: в эмбриональном периоде, до 1 года, в раннем детстве, дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте. Особенности личности в зрелом возрасте. Психика пожилого, старческого возраста и долгожителей.
контрольная работа, добавлен 09.11.2010
Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста. Особенности развития памяти в раннем детстве. Взаимосвязь развития тонкой моторики и высших психических функций ребенка. Диагностические методики обследования памяти у детей 1-3 лет.
дипломная работа, добавлен 17.11.2012
Актуальность проблемы адаптации и ее виды у детей раннего возраста. Особенности развития детей раннего возраста (нервно-психического и физического, познания и общения). Организация условий в ДДУ для адаптации детей раннего возраста, ее формы и способы.
курсовая работа, добавлен 13.08.2010
Понятие возраста и кризиса в развитии человека. Младенчество (от рождения до 1 года). Ранний возраст (1-3 года). Дошкольный возраст. Младший школьный, подростковый возраст. Психологические особенности юношеского и студенческого возраста.
реферат, добавлен 08.03.2005
Влияние коммуникативного стиля педагога на развитие речи детей раннего возраста. Основные стили педагогического мышления. Психолого-педагогическая характеристика речевого развития детей. Методические рекомендации по развитию речи детей раннего возраста.
дипломная работа, добавлен 13.09.2010
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
© Данная заготовка выполнена сотрудником нашего сайта, который сохраняет за собой авторское право на неё. Получая данную заготовку, Вы соглашаетесь с тем, что она не будет выдана Вами за свою, а будет использована исключительно как справочный материал при выполнении Вами своей работы.
Если Вы считаете, что данная страница каким-либо образом нарушает Ваши авторские права, то Вам следует обратиться в администрацию нашего сайта
по адресу info@kursovik.com либо через форму обратной связи
Тематика заготовки: Психология, Педагогическая_психология
Название заготовки: Психологические условия развития детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
Вид заготовки: Курсовая работа
Количество страниц: 44
Описание заготовки:
Курсовая работа на тему “Психологические условия развития детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения”.
Цель курсовой работы – изучить особенности развития речи в раннем возрасте и практику применения образовательных программ по развитию речи в ДОУ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) охарактеризовать особенности развития детей в раннем возрасте;
2) проанализировать программное обеспечение развития речи в раннем возрасте;
3) выделить психологических условий развития речи детей раннего возраста в условиях детского сада;
4) описать опыт работы педагога ДО над развитием речи детей раннего возраста.
Объект исследования – дети раннего возраста.
Предмет исследования – развитие речи детей раннего возраста.
Информационной базой для написания работы послужили труды таких авторов, как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова, А. А. Реан, Г.А. Д.Б. Эльконин и др.; ФГОСТ; Основная общеразвивающая программа дошкольного образования «От рождения до школы» М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
Ключевые слова: ДОУ, ДО, МДОУ, дошкольное образования, садик, детский сад
Год создания: 2015
Автор: Сотрудник сайта kursovik.com (письмо автору)
КупитьСтоимость ТЕКСТА работы составляет 2800 руб РФ.Продажа каждой работы строго учитывается,
у каждой работы есть своя история продаж.
Посмотреть ответы на вопросы, задать свой вопрос автору
Статистика отдела экономики/юриспруденции/психологии на заказ:
На данный момент (30 октября 2020) на выполнении находится 11 заказов.
Количество исполнителей, занятых выполнением текущих заказов: 4.
В текущем месяце (октябрь 2020) нами уже выполнено 16 заказов.
В текущем году (2020) нами уже выполнено 262 заказа.
В прошлом году (2019) нами было выполнено 219 заказов.
В позапрошлом году (2018) нами было выполнено 275 заказов.
Количество активных исполнителей на сайте: 24.
Загруженность отдела заказами: 19%.
Содержание
Курсовая работа
Психологические условия развития детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общие условия развития речи в раннем детстве……………………..5
1.1 Раннее детство как период сензитивного развития детей…………………5
1.2 Условия для развития речи…………………………………………12
Глава 2. Развитие речи детей раннего возраста в условиях Дошкольного
образовательного учреждения………………………………………….21
2.1 Характеристика психологических условий развития речи детей раннего возраста
в условиях детского сада……………………..
Источник